Публикация
Усекновения Главы Иоанна Предтечи церковь
|
Архитекторы: | Голи фон Г. Г. Гримм Г. Д. |
Год постройки: | 1901-1903 |
Стиль: | Неорусский |
Фото -
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Общества распространения религиозно-нравственного просвещения
1901-1903 - арх. Гримм Герман Давидович, фон Голи Густав Густавович
З
В конце XIX в. на Выборгской стороне появилось много фабрик и заводов, что увеличило рост населения. Отсутствие в районе достаточного количества храмов (имелась всего одна
В ночь на 24 ноября 1899 деревянный храм полностью сгорел, но Общество быстро приспособило соседний барак, вмещавший 1000 человек, под временную церковь, которая уже 23 декабря была освящена.
"Зодчий" 1897 г.
Лист 1
Главный фасад
Проек деревянного храма
арх. Е. Р. Бах и Г.Г. фон Голи
"Зодчий" 1897 г. Лист 2
"Зодчий" 1897 г. Лист 2
(добавил Vladimir-2013)
Петербургский листок
1898 № 133 17 мая.
(izo.mirpeterburga.ru)
(добавил
Андрей Агафонов)
Петербургский листок
1898 № 248 10 сентября.
(izo.mirpeterburga.ru)
(добавил Андрей Агафонов)
"Новое время"
за 1898 г.
(добавил Vladimir-2013)
1898-1899 гг.
(добавил
Андрей Агафонов)
Машуков В.Д.
Временная церковь.
Госкаталог
(добавил Андрей Агафонов)
Машуков В.Д.
Временная церковь.
Госкаталог
(добавил Андрей Агафонов)
Машуков В.Д.
Временная церковь
Госкаталог
(добавил Андрей Агафонов)
Машуков В.Д.
Временная церковь.
Госкаталог
(добавил Андрей Агафонов)
Журнал "Русский Паломник"
(добавил
Андрей Агафонов )
(добавил
Андрей Агафонов)
журн. "Русский паломник"
(добавил
Андрей Агафонов)
журн.
"Русский паломник"
(добавил
Андрей Агафонов)
Г. Д. Гримм. Церковь Усекновения
главы Иоанна Предтечи. 1901 г.
Северный фасад.
Восточный
фасад.
Зодчий, 1903,
Вып.6, С.64
Зодчий, 1903,
Вып.5, Л.8
Зодчий, 1903,
Вып.5, Л.8
Зодчий, 1903, Вып.5, Л.9
(добавил miraru1)}
Барановский Г.В. "Архитектурная
энциклопедия второй половины
ХIХ века"
(добавил Андрей Агафонов)
Фото 1934 г.
(добавил
Олег Сыромятников)
ВПб на 1905 г. O.I Ст. 421
1985 г.
Фото - Овчинников К.В.
ЦГАКФФД
(добавил Андрей Агафонов)
Фото - Андрей Агафонов, 1995.
Вскоре началась подготовка к постройке каменного храма с шатровой колокольней и залом для бесед, проект которого составили Г. Г. фон Голи и Г. Д. Гримм. Здание заложил 16 сентября 1901 епископ Нарвский Никон. Расчитанная на 2000 человек двухэтажная церковь была выдержана в русском стиле XVII в.
К концу 1902 стены были возведены, но на этом средства кончились и ради удешевления строителям пришлось несколько изменить первоначальный проект. Высочайшее пожертвование в 25 тыс. руб. позволило к концу 1903 возвести купола и поднять кресты, сделанные в московской мастерской В. И. Тарасова. 14 декабря 1903 епископ Ямбургский Сергий в сослужении о. Иоанна Кронштадтского освятил главный придел, хотя отделка церкви была далека от завершения. Иконостас в главном приделе был временный, такие же временные иконостасы стояли в боковых приделах (Покровском и свт. Феодосия Черниговского) при их освящении в 1904-1905. Утварь взяли из деревянной церкви, которую приспособили для проведения бесед. Вся постройка обошлась в 200 тыс. руб., из них 25 тыс. руб. дала вдова дейст. стат. сов. Луиза Андреевна Носова. Правый придел во имя Трёх Святителей освящен в феврале 1904 г., а левый остался неосвященным.
Бесстолпный двусветный храм с колокольней и шатрами по углам был облицован желтым кирпичом с украшением из песчаника и покрыт зеленой глазурованной черепицей.
К 1907 г. по рисункам Г. Д. Гримма были сделаны три постоянных иконостаса, соединенные друг с другом. Храмовый образ св. Иоанна Предтечи оплатили рабочие Старо-Сампсониевской мануфактуры, собравшие на это 6 тыс. руб., наследники Шустрова - бронзовое паникадило. В 1915 началась роспись интерьера.
При церкви существовали братство трезвости, возглавляемое о. Иоанном Кирилловичем Кьяндским, библиотека, воскресная и рукодельная школы, а с 1909 - детский кружок, занимавшийся христианским воспитанием.
Храм был закрыт в 1930 г. Колокольню, шатры и купола разобрали. В конце 1930-х гг. здание перестроили в спортзал. После войны и позднее там располагался спортзал завода "Красная Заря". В 1990-х гг. здание было приватизировано и в нем устроен частный фитнес-клуб.
(по материалам: [
Иоанно-Предтеченская церковь на Выборгской стороне в С.-Петербурге строится на добровольные пожертвования и на средства «Общества религиозно - нравственного просвещения в духе православной церкви». Проект, составленный архитектором Г. Д. Гриммом, рассчитан на 2.000 человек молящихся, включая сюда и зал для религиозных бесед при церкви, расположенный с западной ее стороны в непосредственном с ней сообщении. Строительные работы начаты под руководством Г. Д. Гримма и Г. Г. фон-Голи летом 1901 г. Церковь в настоящее время подведена уже под крышу, но вчерне еще не закончена. Большой средний квадрат, в 9х9 саж., предназначенный для публики, покрыт железной конструкцией сводчатой формы, исполненной СПБ Металлическим заводом. Заполнения предполагаются из железобетона. Фасады будут исполнены из жёлтого заграничного облицовочного кирпича, с архитектурными деталями из радомского песчаника. Постройку предположено окончить не ранее, как через 2 года. («Зодчий», 1903, Вып. 6, С. 64).
Освящение каменного храма, построенного обществом распространения религиозно нравственного просвещения в духе православной церкви вместо сгоревшего деревянного на Выборгской стороне, на углу Выборгской и Нюстадской улиц, происходило 14-го декабря. («Зодчий», 1903, Вып. 52, С. 617, добавил
Фото - Наталия, 2009.
Фото - Mary, 2009.
Со стороны
Лесного пр.
Фото - Mary, 03.2014.
Фото - M.A., 03.2016.
Фото -
В 1927 г. в день десятой годовщины Октябрьской революции недалеко от церкви был открыт
Для местных партийных пропагандистов церковь служила едва ли не врагом номер один. «Колокольный трезвон срывает работу Выборгского Дома культуры» - гласил заголовок одной из статей в «Ленинградской правде» в сентябре 1928 г.
«Мы никому не мешаем сноситься с богом, как кому заблагорассудится, - говорилось в «Ленправде». - Но мы категорически требуем, чтобы нам не мешали вести нашу культурную работу. На последнем двухчасовом докладе тов. Молотова большинство присутствующих не могли слышать отдельных мест из его речи. Церковь мешает также расположенному напротив районному Дому молодежи им. Плеханова. Из-за звона совершенно невозможно спокойно отдохнуть после работы живущим вблизи церкви рабочим».
Битва против Иоанно-Предтеченской церкви окончилась предсказуемо. В 1930 г. храм, возведенный в стиле русского допетровского зодчества в 1901-1903 гг. по проекту арх. Г. Г. фон Голи и Г. Д. Гримма, закрыли. Колокольню, купола и шатры разобрали, а помещение приспособили под рабочий спортивный клуб. В таком изуродованном виде церковь дошла до нашего времени.
(Сергей Глезеров, СПб ведомости, Выпуск № 033 от 26.02.2010)
Вид с северо-востока.
Вид с запада.
Фото - Виктор М, 26.01.2014.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (656).
Стадион «Красная заря» - Лесной пр., д. 16/14,
но, видимо, правильнее адрес в № 108 (С. 167):
стадион объединения "Красная заря" - Лесной пр., 14/16.
«Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». «Лениздат»,1973 г. (стр.138) даёт тот же самый адрес - Лесной пр., 14/16.
Ссылка на источник фото из ЦГАКФФД:
Нужно добавить в статью дату фото - 1934.
В конце XIX в. на Выборгской стороне появилось много фабрик и заводов, что увеличило рост населения.
Вот уж не представлялось никак связи с появлением предприятий и демографическим взрывом в целом.
Проблема в другом. Грубо говоря, соотношение количество мест в имевшихся храмах Выборгской стороны и желающих пользоваться ими.
На Выборгской стороне был со времен Петра Петра Сампсониевский собор. А в конце 19 века вокруг понастроили жилдомов, в т.ч. и в связи с ростом промышленности в это время.
Речь, конечно, не о взрыве роста рождаемости, а об существенном увеличении населения вообще на Выборгской стороне.
Отсюда и возникла проблема нехватки церковных помещений для удовлетворения потребности людей .
Иоанно-Предтеченская церковь на Выборгской стороне в С.-Петербурге строится на добровольные пожертвования и на средства «Общества религиозно - нравственного просвещения в духе православной церкви». Проект, составленный архитектором Г. Д. Гриммом, рассчитан на 2.000 человек молящихся, включая сюда и зал для религиозных бесед при церкви, расположенный с западной ее стороны в непосредственном с ней сообщении. Строительные работы начаты под руководством Г. Д. Гримма и Г. Г. фон-Голи летом 1901 года. Церковь в настоящее время подведена уже под крышу, но вчерне еще не закончена. Большой средний квадрат, в 9х9 саж., предназначенный для публики, покрыт железной конструкцией сводчатой формы, исполненной СПБ Металлическим заводом. Заполнения предполагаются из железобетона. Фасады будут исполнены из жёлтого заграничного облицовочного кирпича, с архитектурными деталями из радомского песчаника. Постройку предположено окончить не ранее, как через 2 года.
«Зодчий», 1903, Вып. 6, С. 64
Освящение каменного храма, построенного обществом распространения религиозно нравственного просвещения в духе православной церкви вместо сгоревшего деревянного на Выборгской стороне, на углу Выборгской и Нюстадской улиц, происходило 14-го декабря.
«Зодчий», 1903, Вып. 52, С. 617
Картинки выслал.
Титульная фотография с пристройкой - трансформаторной подстанцией на первом плане
Ответ на "В конце XIX в. на Выборгской стороне появилось мно" от алекс
Вообще то, всё логично... Увеличивается число предприятий - растёт число работников.
Ответ на "Вообще то, всё логично... Увеличивается число пред" от Espen
А Вы внимательно и всю фразу прочли? Вот если бы там было уточнено, что наблюдался рост населения не в целом - как в оригинале, - а в этом конкретном районе, на Выборгской стороне, то тогда логично. Тем более что это фраза, открывает публикацию и должна рассматриваться контекстно.
Это просто неграмотно построенная фраза. Либо "появилось много фабрик и заводов, что "способствовало росту населения, либо "появилось много фабрик и заводов, что" увеличило население.
Рост оно, конечно, тоже увеличило, но...
Теперь надо убирать Выборгская, 5 из титула.
Этот номер занят скандальным ЖК на месте стадиона возле школы на Выборгской ул..
Власти города устроили сперва раздачу детсадов по дешевке, а теперь участков спортсооружений по всему городу под застройку. Все народное достояние превращено в выгоду для некоторых. Но территории города навсегда потеряны для важных социальных объектов. Даже если когда-то кто-то в администрации поймет, что сделали глупость - застроив все общедоступные стадионы города, то вернуть уже ничего нельзя, на стадионах уже стоят дома уплотнительной застройки. И этот один из многих :
Выборгскую улицу из титула убрать. №5 - это там где ведётся новое стр-во рядом со школой.
В 1930 г. храм ... закрыли. Колокольню, купола и шатры разобрали, а помещение приспособили под рабочий спортивный клуб
???
На плане 1932 г. здание ещё показано как "церковь".
В титуле: Усекновения Главы Иоанна Предтечи церковь
До сих пор?
1988: Стадион "Красная заря". Лесной пр., 16 (125. С. 406)
Стадион южнее
14.05.2012:
фото 1934 г - явно номер 5 из списка, так как ограда с Лесного очевидно послевоенная, а на этом фото ее еще нет.
зато фото 2 -явно дореволюционное
О деревянной церкви 1898 г. Српвнение проекта фасада (фото 3) и фотографии церкви, освободившейся от лесов (фото6), показывает, что на фотографии изображена еще недостроенная церковь - еще нет обшивки с резными украшениями. Следовательно, датировка фотографии 1898-1899 г. не совсем правильна, это однозначно 1898 год. Интересно, существует ли фотография полностью построенной церкви?
Ответ на "О деревянной церкви 1898 г. Српвнение проекта фаса" от S.P.
Возможно она сгорела раньше, чем окончательно приобрела проектный внешний вид.
На "Соборах" Михаил ответил, что церковь была Казанской совершенно точно, а в "Новом времени" ошибка. Ему не доверять оснований нет. Но где написано? Если только искать какие-либо хроники освящения в 1898 г....
Ответ на "Возможно она сгорела раньше, чем окончательно прио" от Наталия
Да, возможно, церковь так и не успели доделать... Тогда и 1899 год возможен.
По-моему, крайне сомнительна принадлежность данной церкви фото 7 и 8, на которых изображен внешний и внутренний вид временного храма-барака. В подрисуночных подписях написано, что он принадлежит Иоанно-Предтеченскому Братству трезвости, а данная церковь принадлежала другой организации - Обществу распространения религиозно-нравственного просвещения. Что же касается Иоанно-Предтеченского Братства трезвости, оно, насколько мне известно, было организовано при Крестовоздвиженской церкви на Лиговской улице в 1913 г., см.
Опять я ошибся с набором адреса вручную. Должно быть:
Ответ на "По-моему, крайне сомнительна принадлежность данной" от S.P.
С братствами в литературе полная чехарда. Попробую посмотреть "Лавры и монастыри", выборки по обществам из ВПб очень муторно делать.
Ответ на "С братствами в литературе полная чехарда. Попробую" от Наталия
"Лавры и монастыри..." вышли в 1908 или 1909 г. Сведений о братстве, основанном в 1913 г., там не может быть.
Да, возможно все так. На 1899 г. указано всего четыре братства - Ал.-Иосифовское на Песках, Николаевское, Сергиевское и св. Иннокентия. Обществ трезвости тоже всего 3 или 4 - и они похоже светские.
Общество распространения - вырезку поставила на Стремянную.
Вот из нее:
И тут ошибка? Это я про Казанскую...
Когда приеду в город, найду, где я видел сообщение о строительстве в 1898 г. церкви Иоанна Предтечи. (Я тогда обратил внимание на эту заметку и записал себе издание, год, номер и страницу,)
Похоже тут с обществами и братствами будет много много разночтений, а по сути все теже и тамже.
Вот на 1906 с. 922
Это наша Казанская церковь 4-й храм На 1905 г. в ВПб было указано еще два молитвенных дома, на 1906 г. один из них уже церковь. А там я выбирала собственников участка и фигурировало Александро-Невское общество трезвости. Так вот 1906 С. 1049
Получается там отделение Александро-Невскогообщества трезвости, которое в свою очередь входит фактически в Общество распространения религиозно-нравственного просвещения. Здесь, скорее всего, тоже подобная картина нарисуется.
Ответ на "Похоже тут с обществами и братствами будет много&n" от Наталия
Всё возможно. Вопрос только в том, существовало ли Иоанно-Предтеченское Братство трезвости (пусть и как отделение Общества распрострпнения...) до 1913 года - в частности, в 1899-1903 гг.
Ответ на "Всё возможно. Вопрос только в том, существовало ли" от S.P.
В ВПг по 1906 г его нет. Братства , но не трезвости и не здесь и не иоановские. Общества трезвости не церковные, единственное церковное - это указанное выше Александро-Невское.
Попозже посмотрю ближе в 1917 г.
Закончила просмотр ВПб-ВПг
на 1914 г. Ст. 962-963
как видим есть Предтеченское общество трезвости, правда в списке обществ его почему-то нет, хотя все остальные присутствуют
Вот Казанское
А его председатель в 1917 г. является настоятелем этой Иоано-Предтеченской церкви - это попутно.
Вот 1917 г.
Все-таки общество трезвости здесь было а братство ? И в чем отличие?
Еще раз: деревянная церковь - Казанская или церковь Иоанна Предтечи?
Ответ на "Когда приеду в город, найду, где я видел сообщение" от S.P.
"Строитель", 1898, №9-10, столбец 373 (раздел "Строительная летопись"):
"14-го мая состоялась торжественная закладка храма, сооружаемого обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя трех русских святителей: Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и Феодосия Черниговского. Храм этот будет выстроен по образцу Воскресенского храма (что у Варшавского вокзала). Сооружается храм на пожертвованном г-жою Синельниковою участке земли на углу Выборгской и Нюстадтской улицы. (Спб. Ведомости)."
Перепечатка - но не из "Нового времени", а из "Санкт-Петербургских ведомостей". Что же, и там ошибка?! Уже третий источник. Я все-таки больше верю свидетельствам современников, чем заверению Михаила о том, что это "100% Казанская церковь", безо всяких ссылок.
P.S. Кстати, еще одно интереснное место этой заметки: "Храм этот будет выстроен по образцу Воскресенского храма (что у Варшавского вокзала)." Дело в том, что строительство ныне существующего каменного храма у Варшавского вокзала началось только через 6 лет, в 1904 г. А здесь речь идет о стоявшем на этом месте деревянном храме, построенном в 1894 г. [95, том первый, №64, с. 170-173].
Церковь у Варшавского вокзала появилась где-то около 1894 г. - туда перевезли здание деревянной церкви со Стремянной ул., когда там построили каменный храм
неорусский