Публикация
Корпус Авиационной части ВМФ - Корпус Спортивного клуба ВМФФото - Корпус Авиационной части ВМФ - Корпус Спортивного клуба ВМФ
ул. Шкиперский проток, 12, лит. Д до 1917 (Росреестр) -
В северной части от круглого Ковша Галерного фарватера находится комплекс из двух стоящих рядом кирпичных зданий, отнесённых по ЕГРП к 1917 г. постройки. Однако на сохранившихся подробных чертежах Гребного порта и схемах инженерных коммуникаций Административное здание предназначалось для размещения штабов авиационных частей 105-й авиабригады ВВС КБФ, а столовая - для питания личного состава штабов. В годы Великой Отечественной войны здания использовались авиаремонтной частью Авиации КБФ, в дальнейшем они относились к
После перевода АРЗ на аэродром в г. Пушкин здания были переданы в распоряжение водноспортивных организаций ВМФ (не позднее начала 1970-х гг.).
После войны с восточной стороны появились ещё За восточными воротами на территории находится Эти здания вместе с прилегающей территорией Ковша Галерного фарватера последние десятилетия (конец ХХ – начало ХХI вв.) использовались различными водноспортивными организациями.
Однако первый яхт-клуб в Гребном порту появился ещё в 1896 г., а он, в свою очередь, считал себя опосредованным преемником первого в России сообщества «яхтсменов», «Невского флота», созданного ещё императором Петром I. По Указу Петра I № 3193 от 12 (23) апреля 1718 г. в Петербурге была создана организация, явившаяся прообразом яхт-клуба (первого в мире!) и получившая название «Невский флот». «Обывателям», в основном приближённым царя, были розданы парусные и гребные суда, от лодок-вереек до яхт (всего 141 шт.), с приказом содержать их «в исправности и чистоте», при необходимости строить новые по образцу старых. Целью этого щедрого подарка был выезд «всеми на оных судах, по данному сигналу, для обучения навигации», а фактически совместных прогулок по Неве и Финскому заливу. Участники «Невского флота» в назначенные дни, по сигналу – пушечному выстрелу, регулярно собирались в центре Петербурга, чтобы выйти «в поход» по Неве. Первым на красивой яхте следовал адмирал Ф. М. Апраксин, за ним – сам царь с семьёй на императорской шлюпке, а следом все остальные. «Невский флот» просуществовал около 10 лет, но при преемниках Петра I на престоле он быстро захирел.
Возрождение традиций началось 25 сентября 1846 г., когда император Николай I утвердил устав Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба, элитного сообщества, созданного по примеру европейских спортивных яхтенных клубов. Клуб прекратил существование после Крымской войны (1853¬1856). Последняя гонка проведена в 1859 г.
Его преемником считается Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, основанный в 1860 г. на Крестовском острове, самый многочисленный и самый значительный в дореволюционной России, объединявший любителей речного и морского плавания. До революции в Петербурге и его окрестностях существовали и другие яхт-клубы и сообщества любителей водного спорта, среди которых: – Общество «Стрела» – одно из старейших объединений водного спорта в России, основанное на Петровском острове 28 мая 1864 г. молодыми англичанами, проживавшими Петербурге. Общество существовало очень долго, но статус яхт-клуба не получило. Санкт-Петербургский парусный клуб, созданный в 1887 г. как парусный кружок, сначала арендовал участок берега в Старой Деревне, против Елагина острова. Не позднее 1903 г. клуб перебрался на Крестовский остров, Гребной кружок «Фортуна», основанный в 1888 г., находился на ст. Шувалово Финляндской железной дороги. Санкт-Петербургское гребное общество основано в 1889 г. и размещалось на Крестовском острове, у Петербургско-Крестовского моста. Парусный Стрельнинский клуб был образован из Стрельнинского отделения С.-Петербургского Парусного клуба, открытого 6 июня 1893 г. в Стрельне. Петровский яхт-клуб был образован в 1901 г. в Старой Деревне, на берегу Малой Невки, напротив стрелки Елагина острова; корреспонденция направлялась по адресу: Благовещенская ул., 48. Сестрорецкий яхт-клуб был образован в 1905 г. в Сестрорецком разливе. Нарвский клуб, созданный столичными дачниками в районе Нарвы 24 мая 1907 г. Студенческий яхт-клуб в Петербурге возник в 1910 г. и находился, вероятно, на Васильевском острове.
В Галерной гавани первым появился Невский Высочайше утверждённый яхт-клуб. Он был создан в 1894 г. и наряду с Императорским Петербургским и Императорским Речным входил в первую тройку крупнейших столичных яхт-клубов. Устав клуба был утверждён императором Николаем II, поэтому именовался «Высочайше утверждённым». Клуб был основан бывшими членами Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба, желавшими заниматься яхтингом, тогда как Речной яхт-клуб основное внимание уделял гребному спорту. Владельцы больших судов решили создать общество, «где бы парусный спорт мог культивироваться вполне самостоятельно». Их поддержал Великий князь Александр Михайлович, ставший почётным командором клуба, а августейшей покровительницей клуба была его супруга, Великая княгиня Ксения Александровна. Членами клуба были представители царствующей фамилии и их окружения, а также представители Морского ведомства и офицеры Лейб-гвардии. В 1901 г. действительным членом Невского яхт-клуба стал Император Николай II. Название Невскому яхт-клубу было дано в память «Невского флота», созданного Петром Великим. Для размещения клуба сначала нашли место на Гутуевском острове, где 30 августа 1894 г. был поднят его флаг. 9 августа 1896 г. по Указу Николая II в Галерной гавани отчуждены земли для оборудования
"С 1897 г. в Галерной гавани велось строительство «новой яхтенной гавани» для морских и речных яхт Невского яхт-клуба. «Новая яхтенная гавань была спроектирована от окончания восточного мола Входного канала Галерной гавани, под углом к нему, и соединялась со Шкиперским протоком. При этом пространство между восточным молом канала и западным молом яхтенной гавани засыпалось. Гавань отделила территорию Гребного порта с Пироксилиновым заводом от территории Невского яхт-клуба. Территория между Входным каналом и яхтенной гаванью не застраивалась, а использовалась как склад лесоматериалов". (Из "Акта по результатам государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Галерная гавань Гребного порта»..." от 16.10.2020 г.)
Контора клуба находилась на Мойке, д. 1 (по некоторым сведениям, Комитет находился по адресу Мойка, д. 79). Строительные и организационно-технические работы в клубе частично субсидировались Российским Правительством. Главным направлением в деятельности Невского яхт-клуба были гонки, преимущественно парусные. Они делились на обязательные, которые устраивались на приз Императора и Их Высочеств (проходили 22 июля), и не обязательные, которые устраивались Комитетом клуба по мере возможности. Открытие первого навигационного сезона состоялось 17 мая 1895 г. В списках яхт-клуба в 1909 г. числилось около 30 судов, в основном, петербургской, финской (г. Або) и английской сборки. У Невского яхт-клуба была своя судостроительная Галерная верфь, и некоторые суда были изготовлены именно на ней. Там же строились суда по заказу частных лиц и других яхт-клубов. В 1910-е гг. верфь была оборудована станками для обработки дерева и металла. Там же имелся мачтоподъёмный кран, стрела которого могла восходить на высоту до 6 саженей над уровнем моря. Суда клуба стояли в безопасной гавани, где можно было не бояться наводнений. Клубный яхтенный порт и кают-компания были также созданы в Петергофе, «на меридиане Марли», где также проходили гонки. Эта территория была получена бессрочную аренду в 1898 г. – участок 4126 кв. саж. При Петергофском порте с 1900 г. действовала Школа плаванья под парусами, которая считалась «краеугольным камнем деятельности Невского яхт-клуба по развитию любви к Морскому спорту среди подрастающего поколения».
После 1917 г. Невский яхт-клуб, как и другие элитарные столичные клубы, прекратил свою деятельность. Его помещения были заняты Петроградским морским клубом (преобразован из Гаванского парусного общества), который, став профсоюзным, превратился в «водно-спортивную станцию» молодёжи Васильевского о-ва.
Гаванское парусное общество возникло в 1901 г., выделившись из Среди задач Гаванского парусного общества также было «оказание помощи жителям Галерной гавани во время наводнений». По состоянию на 1909 г. в нём числилось до 20 судов и
Гаванское парусное общество имело свою гавань, где держали суда, как его яхтсмены, так и постоянные гости. Кроме того, Гаванское парусное общество имело яхтенную пристань в Коммерческом порту, где ныне Морской вокзал… В том же районе Петербурга в 1900-х гг. функционировало Гаванское гребное общество, а с 1912 г. – Гаванский гребной кружок.
Также в источниках упоминается учреждённый в 1915 г. Петроградский морской яхт-клуб. По воспоминаниям адмирала Ю. А. Пантелеева, яхт-клуб сначала арендовал двухэтажную дачу в Старой Деревне на Большой Невке, недалеко от Елагина моста [похоже, речь идёт о Санкт-Петербургском парусном клубе, см. выше – прим.]. Членами клуба состояли студенты, гимназисты, служащие, в их распоряжении имелось не более 20 небольших яхт. Выделялся величиной только тендер «Нора» с корпусом из красного дерева. Клуб принимал активное участие в гонках тех лет, устраивал совместные плавания яхт в Петергоф, Стрельну и Ораниенбаум. Петроградский морской яхт-клуб уцелел в послереволюционные годы и со всем своим имуществом перебрался в помещения Невского яхт-клуба, стал профсоюзным и превратился в «Водноспортивную станцию» молодёжи Васильевского острова... Водноспортивные станции получали пайки для руководителей и наставников парусного спорта и средства, позволившие начать ремонт части яхт, что помогло сохранить ценнейшее имущество яхт-клубов.
Таким образом, Гаванское парусное общество, выделившееся из Санкт-Петербургского парусного клуба в 1901 г. и преобразованное в Петроградский морской яхт-клуб в 1915 г., пережило тревожные события 1917 г. и продолжало деятельность в Гребном порту по крайней мере до второй половины 1920-х гг. Однако, после 1917 г. продолжал существовать (или был возобновлён) и яхт-клуб на Крестовском острове, причём его завсегдатаями были морские авиаторы и
Рядом, в том месте, где Крестовский проспект выходит к берегу Малой Невки, в 1916 г. была создана Испытательная станция гидроавиации Морского ведомства, а затем и гидроавиастроительный завод инженера Д. П. Григоровича – оба функционировали после революции. Яхт-клуб на том же месте Крестовского острова просуществовал до 1934 г., когда его переместили на Петровский остров, в связи со строительством
В 1920-е гг. территория в Гребном порту, ранее занимаемая яхт-клубами, была передана под размещение гидроавиационных частей Авиации КБФ. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. для удобства базирования тяжелобомбардировочных эскадрилий был прорыт круглый бассейн и расширен существующий канал (бывш. «новая яхтенная гавань» см. выше) – получившийся водоём впоследствии стал называться Ковшом Галерного фарватера.
В 1956 г. был сформирован 55-й яхт-клуб ВМФ, который разместился к северу от Ковша Галерного фарватера, в котором были устроены причалы и мостки. Вероятно, в то же время в распоряжение клуба передали и часть построек, находившихся на этой территории. В первой половине 1960-х гг. разными водноспортивными организациями были заняты места В 1970-х гг. (?) в распоряжение 55-го яхт-клуба ВМФ был передан и западный берег Ковша Галерного фарватера вместе с В «частом секторе» сложилась другая обстановка. Как писал журнал «Катера и яхты», к началу 1970-х гг. стоянка в Шкиперском протоке Галерной гавани отличалась недоброй славой и называлась «Шанхаем». «Беспорядочные, неуклюжие строения, грязь, мусор... То и дело поступали сигналы о неблагополучии, о нарушении общественного порядка, поэтому райисполком неоднократно обещал её «прикрыть», справедливо считая центром хулиганства и пьянства». Примерно через 10 лет там был образован водно-моторный клуб «Галерная гавань», получивший эту территорию под стоянки яхт с условием привести всё в порядок. Члены клуба снесли все сараи и прогнившие причалы, расчистили от затопленных судов акваторию. В 1986 г. в клубе имелось 325 маломерных судов. По состоянию на 1991 г.: «Район Гребного порта продолжает служить и по своему прямому назначению — гаванью малого флота. Кроме яхт-клуба ВМФ (вынужденного переехать на территорию бывшего центра гидроавиации) здесь расположены шлюпочная база ЛВМБ, стоянка адмиральских катеров, стоянка водно-моторного клуба «Гавань». До недавнего времени работала популярная у ленинградцев прокатная станция, на которой можно было взять «фофан» и выйти на взморье...»
В 2004 г. по указанному адресу также было зарегистрировано ЗАО «Спорт Сэйлинг Технология», занимавшееся производством инвентаря для виндсерфинга. (добавил lenarch) Источники: Большая иллюстрированная энциклопедия яхт-клубов book.nationalclass.ru book.nationalclass.ru "Санкт-Петербургские ведомости" № 202 (6311) от 30.10.2018 М. Рутман "Сжигаем свои корабли" Журнал "Капитан-клуб" № 4 (92) 2015 С. 120 Л. Амиржанов "Наследники "Невской флотилии" СПб.Собака.ру №10 (70) октябрь 2008 Журнал "История Петербурга" за 2018 г., № 73, С. 34-40 (добавил
До 1990-х гг. назывался: "55-й Яхт-клуб ВМФ". (
2004: ЗАО "Спорт Сейлинг Технология" - Шкиперский проток, 12 2004: Спортивный клуб, 81 (яхт-клуб) - Шкиперский проток, 12 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2004») (добавил
5 комментариев
2323 просмотра Добавил: Mary, 4 Июля 2009, 14:59
Редактировано: 11 Июня 2024, 18:58
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6883.html' target='_blank'>Корпус Авиационной части ВМФ - Корпус Спортивного клуба ВМФ на Citywalls.ru</a>
Всего 5 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32287
Готовится: 83
Улицы: 2706
Архитекторы: 4145
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14353
Всего сегодня: 2444
|
Это Шкиперский проток, дом 12, литера Д
до 1917 (Росреестр) -