Публикация
Особняк М. Е. Петровского - Библиотека СПбГМТУОсобняк М. Е. Петровского эклектика
1883-1885 - арх. Аккерман Август Иванович ([99]. С. 15.) по РГИС этот особняк входит в комплекс строений по адресу Лоцманская ул.,10-14 - лит.В Библиотека СПбГМТУ
Неподалеку от дома, в котором располагается Музей-квартира А. А. Блока, есть небольшая квадратная площадь. В советское время ее назвали именем механика-изобретателя И. П. Кулибина. Новое название не прижилось, старое – Воскресенская площадь (здесь до 1932 г. стояла
Между тем первоначальное название площади - Козье болото. Этот колоритный топоним существовал, вероятно, уже в XVIII веке, но впервые был зафиксирован официально лишь в 1822 г. Район, расположенный за Козьим болотом, – неяркий, без выдающихся памятников архитектуры, как будто и без ярких личностей, проживавших здесь когда-либо. Однако эти места с их так называемой фоновой застройкой, с домами, фасады которых зачастую мало изменились с конца XVIII – начала XIX вв., привлекают обыденностью облика, за которым все еще ощущается существовавшая здесь в давние времена размеренная, устойчивая жизнь – та жизнь незнаменитых людей, без знания которой невозможно адекватное восприятие истории.
1* Общий вид фасада дома № 24 по ул. Войтика во время реставрации (бывший особняк М.Е.Петровского, арх. А.И. Аккерман, 1883-1885 гг.)
До 1883 г. в конце Витебской ул. под номером 24 стоял одноэтажный деревянный дом с мезонином. Построен он был в 1838 г. и принадлежал тогда титулярному советнику А. Я. Павлову. Дом был поставлен на высоком фундаменте, чтобы жилые покои располагались выше линии воды, какой она была зафиксирована в 1824 г.
В 1860-х дом приобрел мещанин Максим Ермолаевич Петровский, приехавший из калужского города Мещовска. В 1869 г. он был уже купцом 1-й гильдии. Разбогател Петровский на оптовой торговле на бирже, преимущественно хлебом и сибирским маслом. Петровский занялся такой торговлей раньше других, что и принесло ему значительные доходы. На эти доходы в 1874-1876 гг. и был построен на углу Офицерской улицы и набережной реки Пряжки
Лишь в 1883 г. Петровские приступили к перестройке своего дома на Витебской улице. Для этого был приглашен архитектор А. И. Аккерман, по проекту которого как раз в то время перестраивали на Большом проспекте Петербургской стороны здание У Петровских было семь детей – четыре дочери и три сына. Младший из них, Евгений, родился 2 января 1873 г. и был крещен в
В это же время Евгений Петровский приобрел друга, Николая Финдейзена, который сыграл огромную роль в его жизни. В последующие десятилетия Финдейзен стал выдающимся музыкально-общественным деятелем, известным историографом русской музыки, музыкальным критиком, создателем и редактором «Русской музыкальной газеты», педагогом, популяризатором, владельцем огромной музыкальной коллекции. Будучи генератором идей, для воплощения которых не могло хватить сил одного человека, он стремился к объединению единомышленников, и на этом пути у него родилась идея создания «Русской музыкальной газеты», которая издавалась им с 1894 по 1918 годы. Фактическим соиздателем, меценатом, одним из основных сотрудников редакции и автором – менее плодовитым, чем хотелось бы Финдейзену, – был Евгений Петровский. Финдейзен был человеком отнюдь не богатым, и, затевая свое предприятие с газетой, он сильно рисковал. Если бы не постоянная финансовая поддержка Петровского, газета могла бы и не просуществовать так долго. Музыкой Петровский занимался самостоятельно; в это трудно поверить, читая в дневниках его друга о том тонком музыкальном вкусе, которым обладал Петровский. Его публикации в «Русской музыкальной газете» показывают и широту интересов, и глубокие познания в области музыкального искусства. Одним из наиболее любимых композиторов Петровского был Вагнер, и о вагнеровских спектаклях он писал с особенным энтузиазмом.
Петровского постоянно тянуло к написанию либретто фантастического музыкального спектакля. У него было несколько опытов, оставшихся лишь на бумаге. Им был написан (но не завершен) проект оперы «Жар-птица» на сюжет народной сказки, план фантастической оперы «Садко». Наиболее яркий эпизод в жизни Петровского, благодаря которому имя его не вполне забылось, связан с Римским-Корсаковым. Петровский предложил ему написанное им фантастическое либретто под названием «Кащей бессмертный». Композитор заинтересовался, но попросил немного переделать произведение. Либретто переписывалось дважды, но его текст все менее удовлетворял композитора. Однако сам замысел и созданные Петровским образы уже так захватили его, что он не смог отказаться от идеи написать оперу на этот сюжет. В итоге он сам переписал либретто, опираясь на сюжетную канву первого предложенного Петровским варианта. После того как опера в 1902 г. была с успехом поставлена в Москве, композитор написал Петровскому: «Многие московские музыканты усматривают в «Кащее» новое слово. ...Если это хоть отчасти так и новое слово в нем действительно существует, то этим я обязан превосходному сюжету и, следовательно, – всецело Вам, Евгений Максимович». Грандиозный успех, переросший в политическую демонстрацию, имела следующая постановка оперы – уже в Петербурге весной 1905 г. Помимо иных достоинств оперы успеху ее в это особенное для России время немало способствовала тема освобождения от страшного кащеева царства...
Завершая свои воспоминания о Е. М. Петровском, Финдейзен писал, что, отойдя от редакции газеты, тот «стушевался, а затем так обидно погиб в самом начале «углублявшейся» революции». Обстоятельства смерти остаются неясными. Петровский скончался 16 февраля 1919 г. и, судя по тому, что был похоронен на семейном месте Петровских на Смоленском кладбище, погиб не в заключении. Незадолго до смерти Петровский отдал одному из своих родственников то, что, вероятно, считал самым ценным из всего своего наследства, – письма к нему Римского-Корсакова, просив передать их затем в какой-либо архив. Однако лишь очень небольшая часть бумаг Петровского уцелела – она хранится теперь в отделе рукописей Российской Национальной библиотеки. Огромная библиотека Петровского погибла вскоре после его смерти. Один из его близких писал в 1921 г.: «... Библиотека покойного Е. М. П. была вывезена в помещение Центр. библиотеки 2-го гор. района (
(
Из электронного каталога Архивного комитета: ЦГИА. Фонд 513. Опись 102. Дело 3530 Среди чертежей особняка, набор которых кончается, как видно из архивного описания, 1885 г., задняя часть, параллельная Витебской (см. снимок Виктора), отсутствует. (
1969. Решение Исполкома Ленгорсовета от 24 февраля 1969 г. № 179 О передаче на баланс Адмиралтейского завода дома № 24 по улице Войтика. (Бюллетень Ленгорисполкома, № 6, 1969) (
Распоряжение об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, "Особняк М. Е. Петровского" (
![]() ![]() Добавил: Наталия, 22 Марта 2009, 15:05
Редактировано: 6 Марта 2023, 09:15
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house4956.html' target='_blank'>Особняк М. Е. Петровского - Библиотека СПбГМТУ на Citywalls.ru</a>
Всего 39 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 5
Гостей: 996
Зарегистрировано: 14596
Всего сегодня: 9354
|
фото см. публ.
ЦГАКФФД СПб
Шифр: Ар 212236
Аннотация: Общий вид фасада дома № 24 по улице Войтика во время реставрации ( бывший особняк М.Е.Петровского, архитектор А.И.Аккерман, 1883- 1885 гг.)
Дата съёмки: 1 июня 1976 г.
Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович