Публикация

Акведук для фонтанов Летнего сада

Здание на карте
фото
Архитекторы: Растрелли Ф.-Б.
Год постройки: 1740-1745
Стиль: Барокко

Акведук для фонтанов Летнего сада

Летний сад, 6 - р. Фонтанка, 14х - р. Мойка, 16
Утраченное сооружение

арх. Растрелли Франческо-Бартоломео, стиль барокко
1740-1745 -
1781 г. - разобран

 

  Летний сад  (первоначальный)

  Летний сад  (пейзажный)

  Летний сад  (регулярный и современный)

 

 

Акведук в Летнем саду одновременно служил пешеходным мостом через Фонтанку и Мойку.


Акведуком (от лат. aqua - вода и duco - веду) называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой или дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли использоваться судами (водный мост). Акведук аналогичен виадуку, но предназначен для переноса воды вместо проезда транспорта.

 

“Службы дворца были расположены на другом берегу Фонтанки, и к ним на месте нынешнего Пантелеймоновского моста вел акведук для фонтанов Летнего сада с проходом наверху. Этот акведук был украшен пышною лепкою, и даже линии арок были вырезными. В результате получился удивительно эффектный вид по Фонтанке вверх от Прачешного моста."                                                         Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы.

Составил В. Курбатов. 1913 г. (Эпоха Императрицы Елисаветы. Эпоха Растрелли).

  • фото
  • фото

    1751-53 гг. инв. № ЭРГ-31451
    (добавил S.P.)

  • фото

    часть предыдущей гравюры.

  • фото

    1751-53 гг. инв. № ЭРГ-31453
    * - см. ниже (добавил S.P.)

  • фото

    часть предыдущей
    гравюры.

  • фото

    Акведук через Фонтанку.
    ** - см. ниже (добавил S.P.)

Гравюра Г.А. Качалова по рис. М.И. Махаева "Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запасного дворца на полдень"  (Эрмитаж, инв. № ЭРГ-31451)

Гравюра А. Грекова по рис. М.И. Махаева "Вид летней резиденции императрицы Елизаветы Петровны" (Эрмитаж, инв. № ЭРГ-31453)

 

* - "На известной картине А.А. Грекова «Летний дворец Елизаветы Петровны со стороны Фонтанки» хорошо видны центральный цепной мост, а на заднем плане Картинная галерея. На картине нет акведука и башни на левом берегу Мойки. Но обратим внимание: показан уголок второй водовзводной башни, что стояла напротив нее в Летнем саду. На башне, на огороженной балюстрадой смотровой площадке некий господин любуется видом роскошного дворца. Художник не погрешил против истины. Как установил А.Л. Пунин, в 1748 г. акведук через Фонтанку по проекту Ф.-Б. Растрелли перенесли на несколько десятков метров выше по течению Фонтанки и установили напротив башни в Летнем саду. Акведук через Мойку и водовзводную башню на ее левом берегу снесли, чтобы очистить место перед новым Летним дворцом." (В. Коренцвит. Летний сад Петра Великого...)

 

** - А.Л. Пунин в Повести о ленинградских мостах (Л., 1971, с. 17) писал, что это пешеходный мост через Мойку, соединявший Летний дворец Императрицы Елизаветы с Летним садом. Похоже, он ошибся в подписи к рисунку. Мост выглядит почти так же, как акведук на виде Фонтанки по рисунку Махаева. Даже круглые окошки над арками, кажется, есть; нет только квадратных окошек. Проект мог быть немного изменен; но может быть, и изменений не было - просто это противоположный фасад акведука. (добавил S.P.)

 

Из приведённых ниже карт видно, что положение акведука около Мойки менялось минимум три раза.

  • фото

    1721 План К.Ф.Койета.

  • фото

    1725 г.

  • фото

    1737 г.

  • фото

    1738 план Зихгейма (жаль, что
    часть Летнего сада отсутствует)

  • фото

    1753 г.

  • фото

    1753 г. Акведук у Летнего сада

  • фото

    1753 г. (добавил S.P.)

  • фото

    1753 г.

  • фото

    1753 Квадратный верхний бассейн
    для подачи воды на акведук

  • фото

    1753 г., Партикулярная верфь

  • фото

    1765-1768 гг

  • фото

    1776 г.

1721 г. - Топографический план СПб (план К.Ф.Койета)

 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Топографический_план_Санкт-Петербурга_(план_К._Ф._Койета),_1721.jpg

1725 г. - Санкт-Петербург в 1725 г. Историческая реконструкция из "Энциклопедического словаря Эфрона".

литография А. Ильина. Карта входит в группу из 4-х карт - исторических реконструкций Санкт-Петербурга 1705, 1725, 1799 и 1849 гг, опубликованных в Энциклопедическом словаре Эфрона. (источник)

Высказываю предположение, что первоначально водовод был сделан для привода водяных колёс механизмов на Партикулярной верфи. На карте 1753 г. правее верфи виден сохранившийся последний участок этой системы.

 

1737 г. - План Императорского столичного города Санкт-Петербурга, сочиненный в 1737 г. Автор - Унферцахт Г.И.                            Гравюра на меди. Издан в 1741 г.

в составе альбома: «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии. Наук, Библиотеки и Кунсткамеры» -СПб., Акад. Наук, 1741. 

        68. Водопровод к фонтанам в Императорском саду (перевод с немецкого). 

 

1753 г. - План Столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов, изданный трудами                  Императорской  Академии   наук и  художеств. Издан к 50-летию основания города в 1753 г. «для славы и

          чести Российской Империи» и дополнен двенадцатью видами города. Составлен в Географическом департаменте

          Академии наук под наблюдением адъюнкта И.Ф. Трускотта. 

Надпись по всей длине трубы: «Железные трубы и бассейны, которыми проводится вода к фонтанам в Летний сад.»

 

1765-68 гг. - следует из надписи на франц. яз. (Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 гг. Приложение.

Под научн. ред. В.С. Соболева. СПб: Крига, 2003. с.89, добавил Anchurianпримечание 24 Февраля 2013, 20:18)

1776 г. - Новой план столичного города и крепости Санкт-Петербурга. Оригинальный  чертеж  сего  находится  в  архиве                главной полиции. Гравер Х.М. Рот.

«Это третий план города, составленный на основании топографической съемки (первые два - 1737 г. и 1753 г.). План составлен в связи с работой «Комиссии каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы», учрежденной Екатериной II в 1763 г. Проектные планы составлялись под руководством Алексея Квасова - главного архитектора Комиссии. Данный план является уменьшенной перегравировкой генеральных проектных планов. В его основу легли планы, составленные П.А. де Сент-Илером в 1765-1773 гг. на основании крупномасштабных съемок Петербурга.» (источник)

 

На основании этой карты можно сделать вывод о том, что акведук был перестроен после 1753 г.

 

  • фото

    1717 г., часть
    гравюры Зубова

  • фото

    1721–24 гг.

  • фото

    1727 г. Хр. Марселиус.
    Панорама левого берега Невы.
    Летний сад.

1721–24 гг. - Летний сад и Летний дворец Петра I. Фрагмент плана Санкт-Петербурга 1721–1724 гг. Библиотека

                      Йельского университета. 

Андрей Епатко - Тайны прошлого. Занимательные очерки петербургского историка. От Петра I до наших дней. Центрполиграф. 2013

Рассмотрим историю создания водоподводящей системы.

Пётр I не мыслил своего сада без фонтанов. В 1705 г. царь приказал архитектору Угрюмову приготовить сваи и колёса для механизма, который бы проводил к ним воду из Безымянного Ерика (Фонтанки). Первые в России фонтаны начали устанавливать в Летнем саду на следующий год. При подачи воды из Фонтанки струи фонтанов получались слишком малыми и Пётр I искал способы их увеличить.
В июне 1706 г. Петр I велел Угрюмову: "Всё строение с сего берегу снесть и дворы на другую сторону малой речки".

 

В Англии в 1717 г. Пётр I купил изобретённый Томасом Севери «огневой двигатель», предназначенный для откачивания воды из шахт, для снабжения водой около 50 фонтанов Летнего сада. Руководивший изготовлением и установкой Жан Теофиль Дезагулье писал: «Начиная с 1717 или 1718 года, я построил семь усовершенствованных огневых двигателей. Первый — для покойного Царя Петра Первого, для его сада в Петербурге» (фото).

 

В феврале 1719 г. обер-комиссар Канцелярии городовых дел князь А.М. Черкасский приказал близ Летнего дому Его царского величества за Фонтанкой построить на сваях мазанку по чертежу архитектора Андрея Трезини, в которой машина будет лошадьми подымать воду, Для этого в июне 1719 г. были куплены пять лошадей. Но обеспечить должного напора воды этот механизм тоже не смог.


В 1719-20 гг. из Невы наискозь в Фонтанку (перед Дворцом Петра I) был прокопан канал (Косой Дементьевский) для подачи воды к водовзводному колёсу, от которого по акведуку через Фонтанку вода текла к фонтанам. Канал изображен на плане К.Ф.Койета. Акведук мешал парусным Ея императорского величества и прочим судам с мачтами проходить для починки на Партикулярную верфь и его разобрали в 1727 г. 

Надо полагать, что на плане изображено водовзводное колёсо с акведуком, который построил Харман ван Болес.

 

В начале 1720-х гг. началось строительство канала от Дудергофского озера, находящегося на 70 м выше уровня Финского залива, к Летнему саду. От озера по реке Дудергофке вода доходила до рукотворного Лигова канала, прокопанного по реке Лиге, далее текла до накопительных бассейнов (позднее там проложили Бассейную ул., ныне Некрасова) и по железным трубам, проложенным под землёй, она подавалась к водовзводным башням.
Акведук через Фонтанку соорудили ближе к Мойке, чтобы не мешать парусным судам подходить к Партикулярной верфи.
Чертёж водовзводных башен для этих целей в 1723 году создал инженер Герман ван Болес. В 1725 г. ван Болес внёс в проект акведука через Фонтанку изменение. Для большей прочности при изрядной ширине реки он стал не одно- а двухпролётным. Водовзводные башни оборудовались на протяжении ещё трёх строительных сезонов.

Получается, что первый водопопровод в Санкт-Петербурге начал действовать в 1728 г.
Мешавший Партикулярной верфи акведук был разобран в 1727 г.
Старые водовзводные башни перестроил в начале 1740-х гг. Ф.-Б. Растрелли, придав сооружениям вид изяшных павильонов, украшенных барочным декором.
Наводнение 10 сентября 1777 г. разрушило фонтанную систему Летнего сада. В процессе реконструкции фонтаны было решено не восстанавливать. Овальный пруд и поперечный канал были засыпаны. Акведук через Фонтанку разобрали в 1781 г.

В 1823 г. на этом месте начали строить Пантелеймоновский цепной мост. 

 

Основой для создания публикации послужил материал Александра Чернега

и публикация "Летний сад (первоначальный)". 

  • фото

    "Огневой двигатель",
    1698 г.

  • фото
61 комментарий
2965 просмотров
Добавил: Риэлтор, 19 Декабря 2020, 23:32
Редактировано: 29 Августа 2024, 09:51
Оцените:
(122 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house32228.html' target='_blank'>Акведук для фонтанов Летнего сада на Citywalls.ru</a>
Всего 61 комментарий
  • 20 Декабря 2020, 02:20

    Благодарю S.P. за предоставленные гравюры.

    Здесь удобнее будет продолжить дискуссию, начатую 16 декабря 2020 г. в комментаниях к публикации "Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны" и Летний сад (первоначальный) 

  • 20 Декабря 2020, 09:25

    Проверьте пожалуйста точность перевода:    

    68. Водопровод к фонтанам в Императорском саду (перевод с немецкого). 

  • 20 Декабря 2020, 13:01
    Ответ на "Проверьте пожалуйста точность перевода: &nbsp" от Риэлтор

    В принципе, перевод правильный, за исключением одной тонкости.

     

    Вместо артикля den написано denen, а тогда начало фразы, скорее всего, надо бы понимать приблизительно как "Водопровод к этим фонтанам..." или "Водопоровод к его (или ее, или их) фонтанам..." Точнее можно было бы понять, если посмотреть предшествующий текст.

     

    Вы не могли бы дать более широкую вырезку?

  • 20 Декабря 2020, 13:48

    Я и прошу дать №67 (а может быть, и предыдущие номера).

     

    "Вдодпровод к этим (или упомянутым, или его, или ее, или их и т.п.) фонтанам в Императорском саду".

     

    Каким "этим" (и т.п.) - я не знаю, пока Вы не покажете предыдущие пункты.

  • 20 Декабря 2020, 17:56

    Кто может прочитать подпись под акведуком (карта 1753 г.)?

  • 20 Декабря 2020, 18:31
  • 20 Декабря 2020, 18:33
    Ответ на "68. Водопровод к фонтанам Императорского сада?&nbs" от Риэлтор

     Спасибо. Теперь вижу, что в предыдущих пунктах нет ничего, к чему можно было бы отнести "этим". Возможно, это какая-то архаическая форма - а может быть, просто описка. Значит, остается только первоначальный перевод:

     

    "68. Водопровод к фонтанам в Императорском саду"

  • 20 Декабря 2020, 18:51
    Ответ на "Кто может прочитать подпись под акведуком (карта 1" от Риэлтор

     Может быть, "бассейн"? (Если вода текла по самому верху, без крыши, то почему бы и нет?)

     

     

    Но Вы сделали описку (принципиальную!): это карта не 1737, а 1753 г.

     

    Что касается настоящей карты 1737 г., то на ней акведук вообще не показан. Под номером 68 обозначен канал, который ближе к Фонтанке показан пунктиром - очевидно, уходит под землю. Как вода перебрасывалась через Фонтанку, из этой карты непонятно. Если акведука не было - видимо, были положены трубы по дну Фонтанки? а дальше вода вырывалась наверх по принципу сообщающихся сосудов (как это сделано в Петергофе)?

    Впрочем, это только мои фантазии. 

  • 20 Декабря 2020, 19:10
    Ответ на "М.б. "Башенные"" от vladimir-2013

     Мне тоже читается: башеннъ... Две последние буквы из трёх уж больно одинаковы. Но тогда смысл подписи не понятен!

     

    Ответ на "Может быть, "бассейн"? (Если вода текла по самому " от S.P.

     спасибо, исправил на 1753!

    "бассейн" как то совсем не вписывается в силуэт...

    Когда я читал длинную надпись на карте, то чётко видел букву П, а по смыслу она всегда оказывалась В !

     

    Мысль насчёт трубы по дну Фонтанки достаточно здравая, но как это технически м.б. осуществить в 18 в., не представляю...

     

  • 20 Декабря 2020, 19:41
    Ответ на "Мне тоже читается: башеннъ... Две последние буквы " от Риэлтор

     Думаю, что техника была уже достаточно развита, чтобы это осуществить...

     

    А теперь посмотрим, как выглядела система подачи воды в 1753 году.

     

    Для этого нужно рассмотреть большой кусок плана Трускота. Крупное изображение (1179Х1608) можно посмотреть по этой ссылке. Здесь я вынужден дать изображение в очень мелком масштабе и выделить на этом изображении бассейн в конце Лиговского канала (на углу нынешних улицы Некрасова (бывшей БАССЕЙНОЙ) и Греческого проспекта) и линию, по которой вода подводилась от бассейна к Фонтанке:

     

     

    А если мы помотрим крупное изображение (и при этом еще нажмем ссылку "Открыть оригинал"), то увидим, что эта линия обозначена пунктиром (теперь теперь она почти вся скрыта под землей), а вдоль линии идет надпись: "Железные трубы и бассейны, которыми проводится вода к фонтанам в Летнем саду".

     

    Примечание. Я сначала не совсем правильно прочитал эту надпись: написано не "бассейн", а "бассейны". Теперь я сделал исправление и убрал последний абзац, который был основан на неправильном прочтении. 

  • 20 Декабря 2020, 19:58
    Ответ на "Мне тоже читается: башеннъ... Две последние буквы " от Риэлтор

     Вы видели не букву "п", а такой чуть скошенный квадратик, Так писали букву "в" в 18 веке, а старики еще и в первой четверти 19-го.

    Под акведуком написано довольно отчетливо "Бассейнъ", еръ на конце вроде бы довольно отчетливо видится, но, думается, скорей имелось в виду сократить слово "Бассейный", т.е. мост. Все-таки назвать этот желоб бассейном было бы довольно нелепо, по смыслу не годится. Там, где Прудки, там да, бассейны. Следующий мост подписан: Симеоновский.

     

  • 20 Декабря 2020, 20:12
    Ответ на "Вы видели не букву "п", а такой чуть скошенный ква" от Liz

    Интересно! Бассейном назвать нелепо, а Бассейным мостом можно? Что же означает такое название, как не мост, на котором находится бассейн?

     

    Кроме того, не видно, чтобы это было сокращение: в конце слова совершенно ясно написано "ъ".

     

    Может быть, этот желоб был не таким уж и узким?

     

  • 20 Декабря 2020, 20:23

    В предпоследнем своем комментарии я уже сделал одно исправление в надписи. Теперь сделаю еще одно (хотя и не принципиальное): я не совсем правильно прочитал конец надписи. Вот этот текст в списке обозначений (стр. 4):

     

     

    Итак, совершенно точный текст:

    "Железные трубы и бассейны, которыми проводится вода к фонтанам в Летний сад"

  • 20 Декабря 2020, 20:53
    Ответ на "Думаю, что техника была уже достаточно развита, чт" от S.P.

     "Железные трубы и бассейн, которыми проводится вода к фонтанам в Летнем саду".

    Не логично как то писать вдоль длинной трубы писать "бассейн", которого "в упор не вижу!"

    На карте видны "знакомые" буквы: К(И)  БАСЕИНЫ...

     

    Технически для обеспечения хорошего напора воды в фонтанах она должна подаваться из высокорасположенного бассейна большого объёма, чтобы не было нехватки воды; м.б., на акведуке и находился этот бассейн?

     

    Ответ на "Вы видели не букву "п", а такой чуть скошенный ква" от Liz

     Спасибо Liz, Вы правы: именно этот квадратик я и обозначил буквой П 

    Сравнил написание Бассейн под акведуком и на другом конце трубы (ул. Некрасова) - очень похоже

  • 20 Декабря 2020, 21:03
    Ответ на ""Железные трубы и бассейн, которыми проводится вод" от Риэлтор

     

    "Не логично как то писать вдоль длинной трубы писать "бассейн", которого "в упор не вижу!"

    На карте видны "знакомые" буквы: К(И)  БАСЕИНЫ..."

     

    Вы ответили на мой комментарий в первоначальном виде, а я уже успел его отредактировать - заменил "бассейн" на "бассейны" и убрал последний абзац. А потом еще и уточнил конец надписи, который я, оказывается, тоже прочитал не совсем правильно. Исходите из того текста, который я написал в предыдущем моем комментарии. 

  • 20 Декабря 2020, 21:09
    Ответ на "Спасибо, S.P.!  Что означает УУ, я " от Риэлтор

     Похоже, что так оно и было.

  • 20 Декабря 2020, 21:30

    Если не ошибаюсь, получается такая история.

     

    Сначала акведука вообще не было (см. план 1737 г.), а вода подавалась в летний сад, видимо, по трубам, проложенным по дну Фонтанки. При Елизавете был построен деревянный акведук через Фонтанку, который сначала находился прямо напротив Летнего сада, выше истока Мойки (см. гравюры по рисункам Махаева: здесь видно, что акведук находится ближе к Неве, чем исток Мойки, а здесь исток Мойки изображен вблизи - видимо, как раз с акведука). Но место, выбранное для акведука, оказалось, видимо, неудачным - возможно, он мешал работе Партикулярной верфи, и акведук перенесли ниже по течению - по другую сторону от истока Мойки, а через Мойку построили еще один акведук для подачи воды в Летний сад (см. план Трускота 1753 г.).

     

    Но похоже, что на этом перестройки не закончились. На плане Сент-Илера 1765 - 1773 г. (см. фрагмент, помещенный во вчерашнем комментарии Риэлтора к этой публикации; хорошо бы поместить его здесь) акведук через Фонтанку вновь показан на прежнем месте - там же, где на рисунках Махаева.

     

    (Кстати, на плане Сент-Илера видно и еще одно изменение, не относящееся напрямую к теме публикации: по другую сторону Летнего дворца вновь построен пешеходный мост через Мойку, который виден на гравюре по рисунку Махаева и которого уже не было в 1753 г.)

     

  • 20 Декабря 2020, 21:57
    Ответ на "Если не ошибаюсь, получается такая история. Снача" от S.P.

    На плане Сент-Илера 1765 - 1773 г. (см. фрагмент, помещенный во вчерашнем комментарии Риэлтора к этой публикации; хорошо бы поместить его здесь)        Добавил: https://www.citywalls.ru/photo487245.html

     

    Работе Партикулярной верфи мешал акведук, находившийся напротив Дворца Петра 1: суда из Невы не могли пройти к верфи: Он был разобран в 1727 г. Для работы верфи без разницы, с какой стороны устья Мойки находится акведук... Дальше по Мойке был разводной мост и пешеходный (в какой-то период)...

     

    Вы заметили в публикации моё: "Высказываю предположение, что первоначально водовод был сделан для привода водяных колёс механизмов на Партикулярной верфи. На карте 1753 г. правее верфи виден сохранившийся последний участок этой системы."?

  • 20 Декабря 2020, 22:24
    Ответ на "Кто может прочитать подпись под акведуком (карта 1" от Риэлтор

     если внимательно посмотреть на рисунок акведука снизу вверх, то видны две жирные черты, между которыми волнистые линии (вода), а выше узкая полоса для пешеходов... Возражения есть?

  • 20 Декабря 2020, 22:32
    Ответ на "Интересно! Бассейном назвать нелепо, а Бассейным м" от S.P.

     Вода текла из бассейнов на Прудках, для ее поступления  был построен этот мост. Довольно естественно было и мосту получить связанное с этим путем название.

  • 20 Декабря 2020, 22:41
    Ответ на "На плане Сент-Илера 1765 - 1773 г. (см. фрагмент, " от Риэлтор

     Обычно пишут, что фонтаны в Летнем саду существовали уже во времена Петра I (см., например, https://rusmuseum.ru/summer-garden/history/ ). А для того, чтобы они действовали, нужна была подача воды под напором.

     

    Да и само название Фонтанка (происходящее явно от фонтанов Летнего сада) есть, по меньшей мере, уже на плане 1737 г. - том самом, где акведука нет.

     

    Возможно (и очень похоже на практичное петровское время), что напор воды, подводимой в Петербург из Лигово, использовался заодно и для механизмов Партикулярной верфи. Но все-таки, видимо, главной целью (или хотя бы одной из целей) было обеспечение работы фонтанов в Летнем саду.

     

    (Аналогичное положение было в Петергофе: напор подводимой воды использовался и для фонтанов, и для Шлифовальной мельницы - будущей Гранильной фабрики.)

  • 20 Декабря 2020, 22:47
    Ответ на "если внимательно посмотреть на рисунок акведука сн" от Риэлтор

     Вполне возможно. В любом случае какой-то проход вдоль воды должен был быть сделан - хотя бы для рабочих.

  • 20 Декабря 2020, 23:03
    Ответ на "Вода текла из бассейнов на Прудках, для ее поступл" от Liz

    На плане 1753 г. акведук показан примерно такой же ширины, что и Симеоновский и Аничков мосты, т.е. его ширина была такая, как у проезжего моста. А тогда наверху был не желоб, а довольно широкий водоем.

     

    (Хотя, конечно, полной уверенности в соблюдении масштаба в данном случае нет...)

  • 20 Декабря 2020, 23:21
    Ответ на "Обычно пишут, что фонтаны в Летнем саду существова" от S.P.

     Обратите внимание на стрелку по линии трубы на плане 1725 г.: она указывает (поворачивает) на верфь. и не доходит до Фонтанки

     

    Вижу некоторое противоречие с картой 1737 г.: 

    "В начале 1720-х гг. началось строительство Лигова канала... и по железным трубам, проложенным под землёй, она подавалась к водовзводным башням. (видимо, башня была одна, и подавала воду в бассейн)

    Акведук через Фонтанку соорудили ближе к Мойке, чтобы не мешать парусным судам подходить к Партикулярной верфи.
    Чертёж водовзводных башен для этих целей в 1723 году создал инженер Герман ван Болес. В 1725 г. ван Болес внёс в проект акведука через Фонтанку изменение. Для большей прочности при изрядной ширине реки он стал не одно- а двухпролётным. Водовзводные башни оборудовались на протяжении ещё трёх строительных сезонов.

    Получается, что первый водопопровод в Санкт-Петербурге начал действовать в 1728 г.

    Старые водовзводные башни перестроил в начале 1740-х гг. Ф.-Б. Растрелли"

     

    В 1725 г. ван Болес построил акведук, а на плане он не отражён?.. (это к вопросу о трубе под Фонтанкой)

     

    Растрелли получается рисовал мост-акведук не через Мойку, а через Фонтанку?

  • 20 Декабря 2020, 23:46
    Ответ на "Обратите внимание на стрелку по линии трубы на пла" от Риэлтор

    Не знаю, насколько достоверны эти сведения. (Мне они вообще кажутся противоречивыми. Герман ван Болес в 1723 г. создал проект водовзводных башен - не потому ли, что еще не было Лиговского канала, а значит, и об акведуке не шло речи? Откуда же тогда взялся проект акведука, который ван Болес переделал в 1725 г.?)

     

    Я просмотрел старые планы Петербурга на сайтах etomesto.ru и retromap.ru - и ни на одном плане раньше 1753 г. акведук не обозначен. (Вот, например, план 1740 г. - другие мосты показаны, а акведука нет.) Видимо, все-таки акведук действительно был построен только в середине XVIII в.

     

    Насчет поворота на Партикулярную верфь - очень интересно. Может быть, действительно до строительства акведука воду в Летний сад брали из Фонтанки и работала водовзводная башня?

  • 20 Декабря 2020, 23:59
    Ответ на "Не знаю, насколько достоверны эти сведения. (Мне о" от S.P.

     Согласен насчёт противоречивости... Акведук сделали пешеходным к 1753 г., а до этого он был чисто техническим, для воды; м.б., поэтому и не показывали...

    Александр Чернега ссылается на источники, их бы посмотреть:

    1. Овсянников Ю. М.: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 - 632 стр.
    2. Зуев Г. И.: «Течёт река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта». Издательство «Центрполиграф», 2012 - 640 стр.
    3. Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 - 576 стр.
    4. Микишатьев М. Н.: «Прогулки по Центральному району. От Дворцовой до Фонтанки». Издательство «Центрполиграф», 2010 - 605 стр.

     

    Публикация будет доработана по результатам обсуждения.

  • 26 Декабря 2020, 12:52

    С помощью сайта можно построить карту относительных высот по линии прохождения водовода.

    Его длина была примерно 1700 м, а перепад высот достигал 8 м.
    Высота акведука (по гравюре) также могла быть около 8 метров.
    Отсюда можно сделать вывод от том, что бассейны на акведуке и в конце Лиговского канала представляли собой сообщающиеся сосуды, т. е. водоподъёмная машина на акведуке не была установлена.

  • 26 Декабря 2020, 15:28

    С помощью сайта можно построить карту относительных высот по линии прохождения водовода.

    Его длина была примерно 1700 м, а перепад высот достигал 8 м.

    "Замечательные" рассчёты. Сами сделали?

    Перепад высот - 5.3 метра. Длина - 1.8 км (примерно).

  • 26 Декабря 2020, 16:11
    Ответ на "С помощью сайта можно построить карту от" от lenarch

     Судя по двойной букве с, Вы очень редко занимаетесь раСчётами и забыли учесть отсутствие гранитных набережных... я высоту моста измерял от воды.

  • 29 Января 2021, 15:42
    Ответ на "Не знаю, насколько достоверны эти сведения. (Мне о" от S.P.

     к вопросу об отсутствии мостов (из Столпянского - Петр I не любил мостов)

  • 1 Марта 2021, 13:33
    Ответ на "Не знаю, насколько достоверны эти сведения. (Мне о" от S.P.

     "Я просмотрел старые планы Петербурга на сайтах etomesto.ru и retromap.ru - и ни на одном плане раньше 1753 г. акведук не обозначен."

    На Топографическом плане Санкт-Петербурга (план К. Ф. Койета, надписи на шведском яз.), 1722 г. нет акведука, мешавшего судам с мачтами проходить для починки на Партикулярную верфь!

    м.б., он так и остался в планах?..

    zarens sommarhuus - царская дача

  • 1 Марта 2021, 23:14

    Кто-нибудь может перевести со шведского эту надпись?

  • 1 Марта 2021, 23:38
    Ответ на "Кто-нибудь может перевести со шведского эту надпис" от Риэлтор

    А точно шведский? По написанию похоже на немецкий. В нем я, правда, знаю с десяток слов, но wuttu вроде злой или сердитый, наверное синонимы еще есть.  И вот предпоследняя буква во втором слове - такие вроде только в немецком есть. Хотя тут я полный дилетант :) 

  • 1 Марта 2021, 23:48
    Ответ на "А точно шведский? По написанию похоже на немецкий." от Наталия

     Это совершенно точно не немецкий. Это ясно видно, если посмотреть предыдущее изображение, где дана более широкая картина.

  • 2 Марта 2021, 02:24
    Ответ на "А точно шведский? По написанию похоже на немецкий." от Наталия

    Андрей Чернов. "Получил из Стокгольмского Военного королевского архива файл с планом Санкт-Петербурга 1721/22 г. Он оказался огромным: на бумаге 89 на 145 см, в электронном виде 40 мегов... 

    план, нарисованный работавшим с 1713 г. в команде Трезини пленный шведский картограф Карлом Фредерик Койет...

    Шведский текст в картуше и в экспликации плана свидетельствует, что карта рисовалась для русского царя, ставшего осенью 1721 г. императором, что, впрочем, в тексте карты никак не отразилось. И, как сообщено в картуше, "была смиренно представлена Его Величеству нашему милостивейшему Государю 8 марта 1722 этого года". А в Стокгольм карта должна была попасть в 1723 г., когда Петр послал в Швецию ученика Доменико Трезини первого русского архитектора Михаила Земцова. Целью его командировки было нанять строителей, искусных в возведении зданий в условиях севера."

  • 2 Марта 2021, 06:51

    это по-видимому архаический шведский, потом  там заменяли букву W на V (было Wiborg, стало Viborg, Viipuri )

    осмелюсь прочитать это как Vatten korst.

    здесь  сокращение,те это -что то имеющeе отношение к  "основание под воду"

     

    [ так в пицце тестовая основа, которая заполняется сыром. колбасками итд так  называется, по английски например, crust, здесь   korst ]  

  • 2 Марта 2021, 09:14
    Ответ на "это по-видимому архаический шведский, потом  " от весовщик

     Спасибо за подсказку: Google-переводчик выдаёт: Vattu Konst - Водное Искусство ( К заглавная, поэтому два слова).

  • 2 Марта 2021, 09:34
    Ответ на "Андрей Чернов. "Получил из Стокгольмского Военного" от Риэлтор

     План Санкт-Петербурга 1722 года в картуше назывался (по-шведски): "Эскиз резиденции правительства и крепости Санкт-Петербург, демонстрирующий, как много было построено в год 1721 и каково было намерение завершить его строительство, все его острова, островки и пригороды были обследованы как можно точнее и точно соблюдая все обстоятельства, так же верно, как и рисунок, который был смиренно представлен Его Величеству нашему милостивейшему Государю 8 марта 1722 этого года".

    ... Лист с этим планом (890 х 1450 мм) – рекламный проспект новорожденной имперской столицы. Царь хвастался перед королем своим городом. В том, что начертил работавший у Трезини пленный швед Карл Фредрик Койет, много от мечты, а не от реальности.

  • 2 Марта 2021, 15:30

    Внимательно разглядывая гравюру Зубова 1717 г., обнаружил в верхней части фрагмента водовзводную башню! Какой бы она ни была конструкции, но "водозабор" должен находиться под ней. И чётко виден канал, подходящий к ней и мост перед зданием машины.

    Она же в перестроенном виде видна справа на титульном фото. Где-нибудь это здание описывалось?

  • 2 Марта 2021, 23:27
    Ответ на "Внимательно разглядывая гравюру Зубова 1717 г., об" от Риэлтор

     Водовзводная башня на плане 1753 г. выделена красным кругом. Фонтанка от Невы до башни стала шире.

  • 3 Марта 2021, 15:47
    Ответ на "Не знаю, насколько достоверны эти сведения. (Мне о" от S.P.

     

    Ответ на ""Я просмотрел старые планы Петербурга на сайтах et" от Риэлтор

    На Плане Императорского столичного города Санкт-Петербурга, сочиненый в 1737 году (неизвестный

    автор). показана, по всей вероятности, наземная труба, которая и мешала проходу судов к Парт. верфи и она продолжается дальше по саду для снабжения фонтанов?

    Из бассейна на Прудках проложена открытая труба, которая позже преврашается в подэемную. Но она не пересекает Фонтанку, т.е. это часть городского водопровода, кот. мог использоваться и для работы механизмов Парт. верфи (точно также нарисована эта труба и на другой карте)

  • 30 Июня 2021, 13:08

    Решил сделать фрагмент с акведуком более четким.

     

  • 9 Июля 2021, 11:00

    1727 г. Хр. Марселиус. Панорама левого берега Невы. Летний сад.

     

    "две «старые» башни, построенные Трезини в 1719 г.: одна на берегу Фонтанки при впадении в нее Косого канала, вторая напротив, у павильона Грот, и между ними акведук. Таким образом, к концу царствования Петра водопроводная система Летнего сада насчитывала пять водовзводных башен и три акведука, из которых два, переброшенных через Фонтанку, запечатлел на своих рисунках Марселиус" (источник)

  • 18 Февраля 2023, 00:48

    Ленинград. Путеводитель / Под ред. В.А. Дурнова и М.А. Легздайна. Л.: Лениздат, 1940. с. 134

    "Фонтанка (первоначально безымянный проток реки Невы) получила своѳ названиѳ от фонтанных труб, которые были пѳрекинуты через нее и вели воду от Лиговского канала к фонтанам Лѳтнѳго сада."

  • 3 Апреля 2023, 21:08

    На гравюре изображен деревянный акведук через Фонтанку для снабжения водой фонтанов Летнего сада. Этот акведук можно увидеть и на аксонометрическом плане Санкт-Петербурга 1765-1773 гг.,авторы П.де Сент-Илер, И.Соколов, А.Горихвостов. И на более раннем плане столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов, изд. трудами имп. Акад. Наук и художеств. 1753 год. Составитель: Трускотт И.Ф. и др. Гравер: Соколов И. и др. Художник: Махаев М.И. Гравюра на меди (отпечаток). На последнем плане даже указана трасса водопровода от накопительных бассейнов, которые находились на месте современного Некрасовского сада. К этим бассейнам вода подводилась по Лиговскому каналу. Перепад высот между прудами и Летним садом позволял воде идти самотёком. Водопровод был сделан из чугунных труб «длиною в четыре, толщиною в диаметре в два фута». При сравнении этих двух планов бросается в глаза одно несоответствие. На плане 1753 года два акведука – один через Фонтанку другой через реку Мойку. А на плане 1765-73 гг. акведук только через одну реку Фонтанку. Это мы объясним чуть позже.

    Первоначально акведук строил «шпичного и столярного дел мастер» Харман ван Болос. Основные работы были окончены в 1725 году, ещё в 1728 году архитектор Михаил Земцов пишет, что «водовзводные башни тесом не обиты». При возведении Летнего дворца Елизаветы Петровны в 1741-44 гг. архитектор Бартоломео Растрелли перестраивает акведук. Он убирает пролёт через реку Мойку, чтобы освободить место для парадного цветника перед главным фасадом дворца. Оставшийся пролёт украшают росписью, имитирующую пышную арочную лепку. Ведь техническое сооружение оказалось перед парадным фасадом дворца.
    Акведук просуществовал до 80-х годов XVIII века и после ликвидации фонтанов Летнего сада был разобран.

    https://igardens.ru/aqueduct_through_a_fountain/

     

    PS. На мой взгляд, насчёт Харман ван Болеса здесь ошибка. Его виадук виден на другом рисунке 1727 г. и находился ближе к Неве.  Спасибо S.P., исправил фамилию

    Ответ на "1727 г. Хр. Марселиус. Панорама левого берега" от Риэлтор

     

  • 3 Апреля 2023, 21:16
    Ответ на "На гравюре изображен деревянный акведук " от Риэлтор

    "На мой взгляд, насчёт Болоса здесь ошибка"

    Еще одна ошибка - в написании фамилии. Обычно пишут по-другому: Харман ван Болес.

  • 28 Августа 2023, 07:27
    Ответ на "Андрей Чернов. "Получил из Стокгольмского Военного" от Риэлтор

     Прошу простить, а можно как-то скопировать у Вас эту карту?

  • 5 Сентября 2023, 08:32
    Ответ на "Фрагмент плана «The E.S.E. Prospective of St. Pete" от PavelT

    PavelT ! Спасибо за подсказку! 

    "Летний сад и Летний дворец Петра I. Фрагмент плана Санкт-Петербурга 1721–1724 гг. Библиотека Йельского университета. Автор благодарит Абрахама Парриша (США) за возможность опубликовать этот документ."

    Андрей Епатко - Тайны прошлого. Занимательные очерки петербургского историка. От Петра I до наших дней. Центрполиграф. 2013.   libking.ru/books/sci-/sci-history/1149531-13-andrej-epatko-tajny-proshlogo-zanimatelnye-ocherki-peterburgskogo-istorika-ot-petra-i-do-nashih-dnej.html

     

    Ответ на "Его виадук виден на другом рисунке 1727 г. и находился ближе к Неве" от Риэлтор

     из публикации: "В 1719-20 гг. из Невы наискозь в Фонтанку (перед Дворцом Петра I) был прокопан канал (Косой Дементьевский) для подачи воды к водовзводному колёсу, от которого по акведуку через Фонтанку вода текла к фонтанам. Этот акведук мешал парусным Ея императорского величества и прочим судам с мачтами проходить для починки на Партикулярную верфь и его разобрали в 1727 г."

     

    Надо полагать, что на плане изображено водовзводное колёсо с акведуком, кот. построил Харман ван Болес.

  • 5 Сентября 2023, 10:37
    Ответ на "Прошу простить, а можно как-то скопировать у Вас э" от PavelT

     Мне кажется, что эта карта Вам известна: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Топографический_план_Санкт-Петербурга_(план_К._Ф._Койета),_1721.jpg

     

    Ответ на "План Санкт-Петербурга 1722 года в картуше называлс" от Риэлтор

     К сожалению, ссылка на Андрей Чернов для меня сейчас недоступна, но вроде бы он ссылался именно на этот план

  • 6 Сентября 2023, 07:31

    Опустошительное наводнение 1777 года.

    "Это наводнение не на шутку испугало даже Екатерину II, которая и в своем дворце не чувствовала себя в безопасности. По словам ее современников, в ночь на 10 сентября большая площадь перед дворцом императрицы «сделалась морем»[52], о чем было немедленно доложено Екатерине. <...>

    В эту ночь Нева поднялась до отметки 310 см, так что вода стояла вровень с окнами дворца Петра I, а вся территория Летнего сада была затоплена примерно на метр. Наводнение сопровождалось ураганным ветром. В результате бури, свирепствовавшей около двух суток, в значительной степени были уничтожены зеленые насаждения, садово-парковые сооружения и серьезно повреждена водопроводная фонтанная система. «В сем году сад почти совсем опустошен был ужасною бурею и великим наводнением, — сообщает академик Я. Штелин, — высокие и густые деревья с корнем вырваны и одно на другое повержены»[54]. <...>
    Существует ошибочное мнение, что фонтаны после этого наводнения никогда не пытались восстанавливать. Однако это не так: в 1780 году архитектор П.М. Егоров выполнил по поручению Канцелярии от строений проект восстановления фонтанной системы Летнего сада, но уже в следующем, 1781 году Екатерина писала начальнику Канцелярии от строений И.И. Бецкому: «Иван Иванович, как в разсуждении фонтанов, находящихся в саду, летняго нашего дворца, Мы имеем особое намерение… и повелеваем всякую работу, до сих фонтанов касающуюся, остановить, а сумму, на то отпущенную, обратить на окончание строения в Ермитаже»[56]. Императрица, по всей видимости, не желала идти на значительные расходы по восстановлению фонтанной системы сада, так как нуждалась в средствах на строительство Эрмитажа. В связи с этим также представляет интерес и сообщение Генриха фон Ремерса, автора крупного труда о Петербурге начала XIX века. Автор пишет, что водометы Летнего сада «были перекрыты»[57], чтобы снабдить водой Таврический дворец.
    Не последнюю роль сыграло в этой истории и эстетическое предпочтение Екатерины II. В одном из писем Вольтеру государыня признавалась в своей приверженности к английскому садово-парковому искусству: «Я теперь до безумия люблю английские сады, с их изогнутыми линиями, пологими склонами, имеющими форму озер, прудами, земляными архипелагами; и испытываю отвращение к прямым линиям и аллеям-близнецам; я ненавижу фонтаны, которые заставляют воду течь против определенного ей природой естественного течения, статуи, скрытые в галереях, передних и т. п. Одним словом, англомания властвует над моей плантоманией»[58]. С указом Екатерины II о разборе фонтанов, вышедшем в 1781 году, закончилась поистине золотая эпоха Летнего сада как сада водяной виктории, созданного гением Петра и высоким искусством Жана Батиста Леблона."

    Андрей Епатко - Тайны прошлого. Занимательные очерки петербургского историка. От Петра I до наших дней. Центрполиграф. 2013.

  • 20 Декабря 2023, 01:33

    Title: The E.S.E. prospective of St. Peterboug [sic] up the Goulff of Fienlad [sic] with part of the River Neva.

    Создано: [Между 1721 и 1724 годами]

    Источник: Beinecke Rare Book and Manuscript Library

     

    Фрагмент подвергался изменению. (Из обглавления была вынесена литера "Е" и обрамлена красной рамкой)

     

  • 16 Февраля 2024, 15:27
    Ответ на "Мне кажется, что эта карта Вам известна: http" от Риэлтор

     Весьма любопытная карта Петрова с того же сайта. Акведука нет, но прочерчены линии где он явно был

     

  • 16 Февраля 2024, 20:48
    Ответ на "Весьма любопытная карта Петрова с того же сайта. А" от PavelT

      Вполне могли проложить подводную трубу: напор в ней достаточен для работы фонтанов, а акведук (с бассейном на нём) только улучшал их работу и служил одновременно мостом

     

    Ответ на "С помощью сайта можно построить карту относительны" от Риэлтор

     

  • 18 Февраля 2024, 23:43
    Ответ на " Вполне могли проложить подводную трубу: напор в н" от Риэлтор

     Вот, что я вижу выходя на сайт  Есть ли работающий такой же сайт или как запустить конкретно этот?

     

  • 19 Февраля 2024, 09:46
    Ответ на "Вот, что я вижу выходя на сайт  Есть ли работ" от PavelT

     Оказывается, мы ссылаемся на один и тот же сайт!..

    Как я понимаю, консоль JavaScript. в современных браузерах не работает, нужно использовать, старые варианты Винды: W7 или более ранние. Возможно, более точно ответит  Admin 

  • 19 Февраля 2024, 19:42
    Ответ на "Оказывается, мы ссылаемся на один и тот же сайт!.." от Риэлтор

     на моей 7-ой  Windows таже самая картинка...только добавлена ooo-ps

  • 27 Августа 2024, 13:31

    Подробности о фонтанах можно прочитать  https://www.guide78.ru/post/letniysad 

    Спасибо Galina Vabishchevich за ссылку!

     

    "При этом гидротехнические сооружение у Летнего сада постоянно перестраивались, увеличиваясь в количестве. Так, в середине 1720-х годов на берегу Фонтанки и Мойки стояло пять водовзводных башен и три моста-акведука."

    Сооружения безусловно постоянно перестраивались, но чтобы было одновременно было пять башен и три акведука - это весьма сомнительно.

     

    "Поэтому рядом с большим бассейном-накопителем Лиговского канала был вырыт еще один небольшой пруд, предназначенный исключительно для снабжения каскада «Амфитеатр»."  

    Это утверждение кажется мне достаточно спорным, или есть подтверждающие архивные документы?

    По картам это не прослеживается.

    Тогда надо было прокладывать ещё одну трубу и перекидывать её через Фонтанку...

     

    P.S. Обсуждение конструкции бассейнов Лиговского канала см. в комментах 27-29.08.2024 к house772.html

  • 29 Августа 2024, 14:01

    Водовзводная башня около Грота в Летнем саду. Фасад на Фонтанку.
    Период создания:1949 г., с оригинала 1740-х гг.

    Номер в Госкаталоге:42097385

    Номер по КП (ГИК): ГМИ СПб 326/38

    Инвентарный номер: ГМИ СПб Инв.№-I-A-796/6 фп

     

     

    Госкаталог по запросу "Раскопки фонтанов в Летнем саду" выдаёт кучу фотографий, подобных этим:

     

    Водораспределительное устройство 1-го фонтана. 1974 г. ГМИ СПб 74814; ГМИ СПб Инв.№-II-А-2695 н

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27933425

     

     

    Полностью раскрытый 1-й фонтан. 1974 г. ГМИ СПб 74830; ГМИ СПб Инв.№-II-А-2711 н 

     

     

     

  • 29 Августа 2024, 16:16

    из текста публикации: "Старые водовзводные башни перестроил в начале 1740-х гг. Ф.-Б. Растрелли, придав сооружениям вид изяшных павильонов, украшенных барочным декором."

     

    Ответ на "Водовзводная башня около Грота в Летнем саду. Фаса" от Galina Vabishchevich

    Барокко не наблюдается!..   Не эта ли башня нарисована: (см. коммент и следующий)

    Ответ на "Внимательно разглядывая гравюру Зубова 1717 г., об" от Риэлтор
    Ответ на "Водовзводная башня на плане 1753 г. выделена красн" от Риэлтор

     

  • 29 Августа 2024, 17:59

    Я думаю, вот тут она справа во всей красе:

    https://www.citywalls.ru/photo495816.html

     

     

  • 30 Августа 2024, 09:07
    Ответ на "С помощью сайта можно построить карту относительны" от Риэлтор

    Точность этих расчётов не имеет значения, но они доказывают, что на акведуке не было водоподъёмных механизмов и высота струй в фонтанах была ограничена высотой виадука.

     

    Первая нивелировка города была проведена в 1872 г. в центральной «незаречной» части Санкт-Петербурга под руководством военного топографа Михаила Александровича Савицкого. Заказала нивелировку городская Управа, - приступившая в те годы к созданию в Санкт-Петербурге регулярной системы водоотведения и канализации.

    В результате нивелировки появился «План местности города С.-Петербурга между рекой Большой Невой и Обводным каналом, составленный в 1872 г. М. Савицким, изданный СПБ городской управой», - в масштабе 1/2500, на 35 листах. План находится  в Центральном государственном историческом архиве Санкт‑Петербурга, - Фонд 513. Опись 169. Дело 8.

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_chast-spb-1872/?x=30.358127&y=59.938693

    В третьем томе приведены чертежи сечений рек и каналов и показаны высоты рек и каналов относительно ординара.

    Благодарю Galina Vabishchevich  за подсказку!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32298
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3940