Публикация

Ново-Калинкин мост

Фото - Lonely Walker, 04.2018

Ново-Калинкин мост 

 Пам. арх. (регион.)

1929-1930 гг. - инж. О. Е. Бугаева, Б. Д. Васильев

 

 

В 1836 г. мост был построен по проекту П. П. Базена, Я. Седова. Это был деревянный арочный мост с гранитными (по другим источникам кирпичными с гранитной облицовкой) устоями.

 

Одновременно с городскими воротами был построен  гранитный однопролетный мост. Он был переброшен через городовой ров - будущий Обводный канал. Его история начинается с указа Екатерины II от 13 мая 1766 г., в котором в связи с утверждением плана 2-й Адмиралтейской части говорилось: «Присовокупляющиеся к городу предместья, к ограничению от выгонов, вокруг обвести каналом, шириною в 4 и 5 сажен, чтобы вода проток имела, из вынутой же земли сделать внутрь к предместьям вал..." Охраняемый ров с заставами был призван служить целям полицейской и санитарной защиты Петербурга. На заставах осуществлялся паспортный контроль, досматривались товары. В случае эпидемий здесь устанавливали карантинный кордон. К строительству «выгонного рва» приступили в конце 1760-х гг., и к концу 1770-х гг. его довели почти до Лиговского канала. Второй этап строительства под руководством генерал-лейтенанта И. К. Герарда начался в 1805 г. Работы, прерванные Отечественной войной, были продолжены в 1816-1821 гг. Завершающий этап работ, которым руководил инженер генерал-майор П. П. Базен, начался в 1829 г. 25 октября 1833 г. Обводный канал был торжественно открыт для судоходства.

В ходе работ канал не только получил новый участок трассы и был соединен с Невой: его углубили и значительно расширили. Гранитный Ново-Калинкин мост, который имел ширину пролета только 3,5 сажени (около 7,5 м), был разобран: канал получил ширину 20 м. Его заменил новый деревянный мост арочной конструкции, спроектированный Базеном. Он имел облицованные гранитом береговые устои, чугунную решетку и восемь чугунных столбов художественного литья с фонарями. Этот мост был разобран в 1930 г., а на его месте возвели ныне существующий железобетонный. До 1917 г. берега канала имели земляные откосы, укрепленные внизу шпунтовым рядом, выше которого располагалась булыжная берма. Набережные были обнесены деревянными ограждениями. В 1932-1935 гг. между Ново-Калинкиным мостом и Балтийским вокзалом проводились работы по расширению Обводного канала до 31 м, с укреплением его берегов бетонированной стеной и мощением набережных диабазом. В 1960-1980-х гг. на большом протяжении канала были сооружены гранитные подпорные стенки. 

([152] C. 45-46; добавил: Риэлтор)

  • фото

    Ново-Калинкин мост
    (деревянный)
    начало 1900-х гг.
    Фотоателье К.Буллы.
    pastvu.com (добавил Mary)

  • фото

    1920-1928 гг.
    pastvu.com

  • фото

    1932-1934 гг. pastvu.com
    (добавил - _p_k)

  • фото

    1938 г. pastvu.com
    * см. ниже

  • фото

    Фото с сайта Мостотреста
    mostotrest-spb.ru
    1951-1960 гг.

  • фото

    1960-1963 гг. pastvu.com

  • фото

    декабрь 1989 г.
    (ЦГАКФФД СПб. Ар 245656)
    ** см. ниже

  • фото

    1989 г.
    (ЦГАКФФД СПб. Ар 245657)

  • фото

    15 февраля 2005.
    (ЦГАКФФД СПб. Ар 248130)
    *** см. ниже
    (добавил Lonely Walker)

Фото в архиве имеет аннотацию: Вид моста имени Газа через Обводный канал. Дата съёмки: июнь 1937 г.

Автор съёмки: Агич А.И.     (ЦГАКФФД СПб. Ар 43044)

** Вид на Ново-Калинкин мост и набережную Обводного канала перед началом работ по благоустройству. Дата съёмки: декабрь 1989 г.

   Автор съёмки: Голубовский Валентин Константинович (ЦГАКФФД СПб. Ар 245656)

***  Вид моста-дублера через Обводный канал в створе Старо-Петергофского проспекта в период реставрации Ново-Калинкина моста.

    Дата съёмки: 15 февраля 2005. Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович (ЦГАКФФД СПб. Ар 248130)

 

 

Мост построен в створе Старо-Петергофского проспекта. Длина моста 34 м, ширина - 22,85 м. Название мост получил по Калинкиной деревне, издавна существовавшей в этом районе. Деревянный мост здесь был построен инженером П. П. Базеном в 1836 г. при завершении работ по сооружению Обводного канала. В 1866 г. мост капитально отремонтировали, а в 1876 - перестроили. Он стал иметь каменные, облицованные гранитом опоры и деревянное арочное (из десяти арок) однопролетное строение. Перильные ограждения на мосту состояли из чугунных решеток и двенадцати тумб, на которых были установлены восемь чугунных, художественного литья, столбов с фонарями. В 1902 г. мост снова капитально отремонтировали, сохранив внешний вид и архитектурное оформление. В дальнейшем перед укладкой трамвайных путей мост усилили, а при прокладке путей по южному берегу канала окрылки их расширили, но оформление сохранили прежнее. В 1930 г. ввиду ветхости старого моста и возросшей интенсивности автомобильного и трамвайного движения сооружен новый железобетонный арочный мост. Перильные ограждения - железобетонные парапеты. Авторы проекта инженеры О. Е. Бугаева и Б. Д. Васильев.

(Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. 2002. С. 141; добавил: Lonely Walker)

В 1997 г. по проекту института "Стройпроект" был выполнен ремонт моста - усилена железобетонная плита проезжей части, выполнено бетонирование накладных тротуарных консолей и установлено силовое ограждение

Мост железобетонный, арочный, с отверстием в свету 20 м. Статическая схема - арочная, бесшарнирная, с ездой поверху. Несущие арки, надарочное строение - выполнены из монолитного железобетона, армированного гладкой арматурой. Опоры моста выполнены в виде железобетонных ящиков на свайном основании, заполненных бутом насухо и на тощем растворе. В плане мост имеет косину 15° 53'.

Полная длина моста 27,3 м, ширина проезжей части.

Мост предназначен для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов. Покрытие проезжей части и тротуаров - асфальтобетон. На мосту установлено металлическое барьерное ограждение парапетного типа, с заполнением бетоном. Перильное ограждение металлическое, простого рисунка. На мосту установлены четыре торшера с фонарями.

 

 

Мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации качестве объекта культурного наследия регионального значения (Распоряжение мэра Санкт-Петербурга № 108-р от 30.01.1992)

17 комментариев
1961 просмотр
Добавил: Blackadder, 21 Июля 2010, 20:34
Редактировано: 8 Ноября 2021, 04:03
Оцените:
(9 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house15802.html' target='_blank'>Ново-Калинкин мост на Citywalls.ru</a>
Всего 17 комментариев
  • 2 Февраля 2011, 15:34

    Конструктивизм.

  • 6 Мая 2014, 21:24

    В 1930 ни решётки, ни торшеров с фонарями не было. В литературе везде пишут "Перильные ограждения — железобетонные парапеты." А вот когда появились решётка и фонари - неясно.

  • 6 Мая 2014, 22:34

    Решетки и фонари появились в 1997.

  • 6 Мая 2014, 22:42
    Ответ на "Решетки и фонари появились в 1997." от Виктор М

     Отчего это решетки в 1997?

    см. фото

  • 7 Мая 2014, 12:11

    При мне в 1997 разрушили старые глухие ж/б ограждения (крашенные серой масляной краской) и сделали эти решетки. Старое фото, надо полагать, сделано до 1929. Там и фермы деревянные.

  • 7 Мая 2014, 12:15

    Там и конка...

  • 7 Мая 2014, 12:40

    Не знал, что дом 142 после войны (?) расширили влево.

  • 10 Февраля 2016, 01:36
    Ответ на "Отчего это решетки в 1997? " от miraru1

     Я видела это фото с надписью: Фото К.Булла, нач. 1900-х.

  • 18 Апреля 2020, 16:17

    В публикации не хватает ссылки на Лифляндские ворота, в кот. говорится, что одновременно с городскими воротами был построен гранитный однопролетный мост: "Гранитный Ново-Калинкин мост, который имел ширину пролета только 3,5 сажени (около 7,5 м), был разобран: канал получил ширину 20 м. Его заменил новый деревянный мост арочной конструкции, спроектированный Базеном. Он имел облицованные гранитом береговые устои, чугунную решетку и восемь чугунных столбов художественного литья с фонарями. Этот мост был разобран в 1930 г., а на его месте возвели ныне существующий железобетонный." (источник:  Горбатенко С.Б. Петергофская дорога, стр. 45)

  • 18 Апреля 2020, 18:26
    Ответ на "В публикации не хватает ссылки на Лифляндские" от Риэлтор

     Из книги не поняла когда же появился этот гранитный Ново-Калинкин мост. После указа Екатерины  1766 г.  написано, что  к строительству рва приступили в конце 1760-х и к концу 1770-х довели почти до Лиговского канала. Получается где-то в это время?

    И чтоб было хоть что-то понятно, надо, наверное, помещать весь фрагмент со С. 45.

  • 18 Апреля 2020, 18:31

    Еще момент - там же - 25 окт. 1833 г. Обводный канал был торжественно открыт для судоходства.

    У нас указан 1836 г. постройки, очевидно, из того же Антонова или из какого-либо источника, откуда и Антонов взял.  Это разночтения или мост строился после открытия канала?

  • 18 Апреля 2020, 19:13
    Ответ на "Из книги не поняла когда же появился этот гранитны" от Наталия

    Да, в это же время: "Здесь в 1774-1785 гг. по проекту А. Ринальди были сооружены городские ворота"

    Вторая часть текста - в комменте по Лифл. воротам

     

    Ответ на "Еще момент - там же - 25 окт. 1833 г. Обводный кан" от Наталия

     До 1836 г. был гранитный мост (Ново-Калинкин). А про Обв. канал очень там длинно:

    "городовой ров - будущий Обводный канал. Его история начинается с указа Екатерины II от 13 мая 1766 г., в котором в связи с утверждением плана 2-й Адмиралтейской части говорилось: «Присовокупляющиеся к городу предместья, к ограничению от выгонов, вокруг обвести каналом, шириною в 4 и 5 сажен, чтобы вода проток имела, из вынутой же земли сделать внутрь к предместьям вал..." Охраняемый ров с заставами был призван служить целям полицейской и санитарной защиты Петербурга. На заставах осуществлялся паспортный контроль, досматривались товары. В случае эпидемий здесь устанавливали карантинный кордон.

    К строительству «выгонного рва» приступили в конце 1760-х гг., и к концу 1770-х гг. его довели почти до Лиговского канала. Второй этап строительства под руководством генерал-лейтенанта И.К. Герарда начался в 1805 г. Работы, прерванные Отечественной войной, были продолжены в 1816-1821 гг. Завершающий этап работ, которым руководил инженер генерал-майор П.П. Базен, начался в 1829 г. 25 октября 1833 г.
    Обводный канал был торжественно открыт для судоходства. Гранитный Ново-Калинкин мост, который имел ширину пролета только 3,5 сажени (около 7,5 м), был разобран: канал получил ширину 20 м. Его заменил новый деревянный мост арочной конструкции, спроектированный Базеном. Он имел облицованные гранитом береговые устои, чугунную решетку и восемь чугунных столбов художественного литья с фонарями. Этот мост был разобран в 1930 г., а на его месте возвели ныне существующий
    железобетонный. До 1917 г. берега канала имели земляные откосы, укрепленные внизу шпунтовым рядом, выше которого располагалась булыжная берма. Набережные были обнесены деревянными ограждениями. В 1932-1935 гг. между Ново-Калинкиным мостом и Балтийским вокзалом проводились работы по расширению Обводного канала до 31 м, с укреплением его берегов бетонированной стеной и мощением набережных диабазом. В 1960-1980-х гг. на большом протяжении канала были сооружены гранитные подпорные стенки."

  • 18 Апреля 2020, 19:27
    Ответ на " До 1836 г. был гранитный мост (Ново-Калинкин)." от Риэлтор

     Это вызывает сомнение: если канал был расширен и открыт в 1833, то как мог сохраниться мост? Разумеетсчя, возможны какие-то временные меры, например какие-то заезды. Все это ведь не одномоментно.

    Ну и "До 1917 г. берега канала имели земляные откосы" - это точно было и после 1917, и в разных местах даже еще очень долго. Но это мелочи.

  • 18 Апреля 2020, 20:03
    Ответ на "Это вызывает сомнение: если канал был расширен и о" от Наталия

     На мой взгляд , сомнений нет: "Завершающий этап работ, которым руководил инженер генерал-майор П.П. Базен, начался в 1829 г. 25 октября 1833 г. Обводный канал был торжественно открыт для судоходства. Гранитный Ново-Калинкин мост, который имел ширину пролета только 3,5 сажени (около 7,5 м), был разобран: канал получил ширину 20 м. Его заменил новый деревянный мост арочной конструкции, спроектированный Базеном".

    т.е. до 1833(6?) был Гранитный Ново-Калинкин мост.

  • 18 Апреля 2020, 20:27

    Я, наверное что-то не понимаю, но пытаюсь сказать: мост был 7,5 м - канал стал 20 м. Пусть расширение шло в противоположном строительству направлению, и этот участок был расширен ближе к 1833 г. Но если деревянный мост построили в 1836 г. - то как обходились между 1833 и 1836?

  • 18 Апреля 2020, 22:12
    Ответ на "Я, наверное что-то не понимаю, но пытаюсь сказать:" от Наталия

    Между 1833 и 1836 гг. обходились временной телепортацией!😀

    В приведённом выше тексте видно временное противоречие в 3 года, но по отношению к событиям, бывшим 185 лет назад, по-моему, это несущественно. Главное, что мост был около 50 лет до постройки Базеновского моста.

  • 18 Апреля 2021, 21:13

    "После 1813 г. в орнаментике все чаще и чаще цветы заменяются эмблемами воины. Так, Новокалинкин мост по дороге к Нарвским триумфальным воротам, через которые проходили войска, возвращавшиеся из Парижа, был украшен перилами в виде дротиков

    Вместо столбов панно решетки украшены мечами, фонарные столбы имеют вид пучка копий, опирающихся на  акантовую подушку и украшенного щитами с перекрещенными мечами; дуга, к концу которой подвешивалась на цепи лампа, прикреплена к горизонтальной стреле"

     

    из книги Гермонт "Решетки Ленинграда"  1938г.

     Иллюстрация  https://p1.citywalls.ru/photo_397-406989.jpg?mt=1564962586

    также взята из этой книги

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31933
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2277