Публикация

Завод АО воздухоплавания "В. А. Лебедев" - Авиационный завод "Красный лётчик" -
Ленинградский Северный завод

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

 

Завод АО воздухоплавания "В. А. Лебедев" -

Госавиазавод № 3 -

Государственный авиационный завод "Красный лётчик" -

Завод № 23 НКАП -

Ленинградский Северный завод . Административное здание -

АО "Ленинградский Северный завод"

  

1960 (photobuildings.com)

 

  см. также  Ушаковская наб., 1

                   Ушаковская наб., 5А

 

 

Самолетостроительный завод акционерного общества воздухоплавания "В. А. Лебедев". находился под Петербургом, у Новой Деревни, вблизи Комендантского аэродрома. Основателем  завода был спортсмен В. А. Лебедев, окончивший юридический факультет Петербургского университета. Его брат, Алексей Александрович, профессор по двигателям внутреннего сгорания, читал лекции в Петербургском политехническом институте. Вдохновившись полетами В. А. Лебедев, забросив юридические науки и велосипедный спорт, уехал во Францию и поступил в летную школу Фармана. Окончив ее в 1909 г., вернулся в Россию и поступил инструктором в Петербургский аэроклуб.  Деятельным членом Петербургского аэроклуба в это время был капитан С. А. Ульянин. Именно В. А. Лебедев 15 августа 1910 г. был пилотом-испытателем первенеца русской авиапромышленности «Россия-А», построенного на заводе ПРТВ.

 

В. А. и А. А. Лебедевы вместе с Ульяниным взяли на себя инициативу организации Петербургского товарищества авиации (ПТА). Не располагая собственными капиталами, они приняли в компанию петербургского дельца Ломача. Так возникло Петербургское товарищество авиации "Ломач и К°".

 

В. А. Лебедеву удалось добиться контрагентства от Анри Фармана. По соглашению с военным ведомством, приступили к проектированию биплана типа "Фарман-4", разбиравшегося на три части. Его проектировали в конструкторском бюро ПТА Н. В. Ребиков, В. Ф. Савельев и П. А. Харламов, строил столяр Рогов. Летом 1910 г. самолет, получивший название "ПТА", был готов. "ПТА" испытывался на Коломяжском аэродроме в Петербурге и показал неплохие летные данные, не уступая по скорости "Фарману-4". Машина была премирована на первой международной выставке воздухоплавания в 1911г. Самолет приобрел Петербургский аэроклуб, где он долго служил для обучения авиаторов. "ПТА" являлся одним из самых первых удачно летавших самолетов русской конструкции.

 

При поддержке московского купца М. К. Ушкова Лебедев приобрел в Париже лицензию у фирмы "Шовьер" на производство воздушных винтов. С этого началась его промышленная деятельность. В Петербурге на Офицерской улице была открыта мастерская. Винты находили большой спрос, капитал увеличивался, и вскоре В. А. Лебедев смог открыть солидное авиационное предприятие у Коломяжского аэродрома.

  • фото

    Фрагмент карты
    на 1913 г.

  • фото

    ВПг на 1917 г.
    О II, С. 1277

  • фото

    В. А. Лебедев

  • фото

    Серийный "Лебедь" -XII
    на Комендантском аэродроме 1916 г.

  • фото

    1939 - 1942. Аэрофотосъемка
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1966. Снимок со спутника
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    2022. Google - спутник
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    2024. Фрагмент схемы РГИ
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    2024. Фрагмент схемы 2ГИС
    (добавил V_Malyj)

В апреле 1914 г. Лебедев построил в Новой Деревне близ Комендантского аэродрома в Петербурге несколько производственных помещений, давших начало новому авиационному заводу - "Акционерному обществу воздухоплавания В.А.Лебедева". Первой продукцией предприятия стали французские самолеты "Депердюссен", "Моран-Сольнье", "Вуазен" и летающие лодки "ФБА". Средняя производительность в предвоенный период составляла 6 аэропланов в месяц.

 

Первоначально штат завода Лебедева насчитывал всего 7 рабочих, но с получением заказов  и кредитов от Военного ведомства численность персонала возросла в десятки раз. Управляющим и техническим директором завода был назначен Витольд Иванович Ярковский, потом его заменил инженер С. Заболоцкий. Незадолго до начала войны в 1914 г. Лебедев назначил инженера Леопольда Михайловича Шкульника главным конструктором. До этого Шкульник служил на немецкой авиацинной фирме AGO. Именно он стал конструктором большинства самолетов завода Лебедева и их модификаций. За серийный выпуск аэропланов иностранной конструкции отвечал инженер Василий Иванович Ребиков. В производстве самолетов участвовали также инженеры Самуил Борисович Гуревич и Леонид  Дементьевич Колпаков-Мирошниченко.

 

В 1914 г. первым серийным самолетом нового завода стал двухместный французский моноплан "Депердюссен" с мотором "Гном-Моносупап" (обычно именуемых просто "Гном") 80 л.с. Построили 63 штуки, большинство отправили в действующую армию, небольшую часть - в Гатчинскую авиашколу.


С июля 1914 г. завод Лебедева начал постройку французского биплана "Вуазен" с мотором "Сальмсон" 130 л.с. Этот самолет был хорошим двухместным разведчиком и прошел всю войну до конца, работая в корпусных и армейских авиаотрядах. Это был первый в русской армии вооруженный серийный самолет, наблюдатель которого оперировал пулеметом. Установка под пулемет "Кольт", разработанная именно на заводе Лебедева, прошла испытания весной 1915 г. и была рекомендована в серийное производство. С конца 1914 и до 1916 г. завод выпускал французские летающие лодки "ФБА", поступавшие на вооружение морской авиации Балтийского флота. Для сборки и испытаний летающих лодок построили ангары на морском побережье Крестовского острова в Петрограде. Всего выпустили 34 летающих лодки типа "ФБА".

Летом 1915 г. в Петроград на завод Лебедева был доставлен трофейный немецкий самолет "Альбатрос" образца 1914 г. с мотором "Бенц" 150 л.с., послуживший основой для копирования. к концу 1915 г. самолет с двигателем "Сальмсон" мощностью 150 л. с. был построен и получил наименование "Лебедь XII".

В дальнейшем такая практика использования трофейных самолетов была широко использована на заводе Лебедева. При этом трофейные экземпляры подвергались во время ремонта небольшим изменениям, в основном из-за установки других моторов.

 

В 1916 г. предприятие выпускало в среднем по одному аэроплану в день. Кроме самолетов, завод выпускал запасные части к аэропланам, авиационные лыжи, винты и радиаторы.

На заводской территории в 1916 г. находились деревообделочный, механический, слесарный, сварочный, сборочный, малярный, сушильный цехи и столярная мастерская. Правда, ограниченность территории затрудняла расширение завода. На заводе работало около 1500 рабочих. Главным конструктором был инженер Шкульник, его замещал Ребиков. Под их руководством действовало специальное конструкторское бюро.

 

В годы войны "Акционерным обществом воздухоплавания  В. А. Лебедева" были построены опытные самолеты русских конструкторов: "Святогор" В. Слесарева ,"Лебедь-Гранд" Л. Колпакова, "Морской Парасоль" Г. Фриде, "Лебедь"-ХVII С. Гуревича и летающая лодка "ВМ-4" А. Виллиша.


В 1917 г. Лебедев решил существенно расширить свое производство. Однако земельный участок на Комендантском аэродроме имел ограниченные размеры и не позволял осуществить грандиозные планы авиапромышленника. Поэтому Владимир Лебедев решил построить еще три завода в Таганроге, Пензе и Ярославле.


В 1917 г. Владимир Лебедев был избран Президентом Всероссийского Аэро-Клуба. Помимо этого, несмотря на его огромную занятность производственными заботами, правление Аэро-Клуба назначило Лебедева начальником авиашколы, заведующим Комендантским аэродромом и гидропланной станцией на Крестовском острове в Петрограде.

К тому времени на Комендантском аэродроме были выстроены сборочные цехи и ангары многих русских авиационных заводов: Щетинина, Русско-Балтийского, Слюсаренко, Пороховщикова. В 1917 г. на северо-восточной окраине Комендантского аэродрома открылись авиационные заводы Мельцера, Засс, Ланского и других промышленников. Вообще в районе этого аэродрома к 1918 г. было сосредоточено более половины самолетостроительных предприятий России.

 

Постановлением президиума СНХ СР от 17 декабря 1918 г. Петроградские авиационные заводы : Щетинина, Лебедева, Слюсаренко, Григоровича, Мельцера, Семёнова, Русско-Балтийский и "Русский Рено" объединены в производственную группу и организовано Правление Петроградских авиационных заводов (Авиаправление) секции по металлу СНХ Северного района. В отчете отделения военной промышленности Отдела металла ВСНХ о деятельности с сентября 1918 г. по 1 октября 1919 г. сообщалось: «В январе сего года проведена национализация крупных заводов Петроградского района: акционерного общества воздухоплавания С. С. Щетинина (быв. «Гамаюн»), акционерного общества воздухоплавания В. А. Лебедева, Русско-Балтийского вагоностроительного завода - авиационного отделения. Мелкие заводы, как опытный завод Григоровича, опытная станция Пороховщикова, закрыты, персонал и материалы распределены между петроградскими заводами, а чертежи переданы частью «Гамаюну», строящему морские аппараты, частью «Моске», строящему аппараты учебного типа Пороховщиков‑4. Станки распределены между петроградскими заводами. Заводы Петроградского района объединены, возглавлены правлением, подобранным Авиачастью и Главкоавиа, и подчинены последней».

 

В. А. Лебедев был объявлен контрреволюционером, бежал на юг России, где некоторое время был министром в правительстве Деникина. В 1926 г. Лебедев переехал в Париж, где долгое время работал в авиапромышленности. Его вклад в развитие французской авиации был отмечен орденом Почетного Легиона. Умер Владимир Александрович Лебедев 22 февраля 1947 г. в Париже.

В апреле 1919 г.  Авиаправление реорганизовано в Правление Северной районной группы авиазаводов, в 1920 г. стало Объединённым государственным Первым авиационным заводом. В 1921 - 1923 гг. - это Правление Петроградского государственного объединённого Центрального авиационного завода ПСНХ.  1923-1925 - Государственный авиационный завод "Красный лётчик" Управления военной промышленности Северо-западной области (Севзапвоенпром). В феврале 1925 г. завод перешел в подчинение Государственного треста авиационной промышленности ВСНХ СССР, 2 декабря 1927 г. стал называться заводом № 23 НКАП.

 

Производственные помещения завода Лебедева на Комендантском аэродроме до середины 1920-х годов использовались в качестве авиаремонтных мастерских. В 1923 г. ГАЗ № 3 "Красный лётчик" в Петрограде приступил к серийному изготовлению учебного самолёта У-1.

 

 

В 1924 г. завод пострадал от наводнения. В конце 1924 г. в Ленинград на завод "Красный лётчик" приехал Д. П. Григорович. Григорович сделал многое для возрождения завода. Здесь он организовал отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС), который возглавлял  до осени 1928 г. Была выпущена летающая лодка  М-24.

 

В феврале 1931 г. завод передан в состав Государственного всесоюзного объединения авиационной промышленности ВСНХ СССР. Дальнейшая подведомственность: 1932 г. Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности СССР, 1937 г. Наркомата оборонной промышленности СССР, январь 1939 г. Наркомата авиационной промышленности СССР. В 1941 г. основная часть завода была эвакуирована в Москву, в Ленинграде остались ремонтные базы

 

В послевоенные годы на заводе серийно изготавливались учебно-тренировочные и легкомоторные многоцелевые самолеты ЯК-18, ЯК-11, ЯК-12 и самый мощный для своего времени вертолет продольной схемы ЯК-24 конструкции А. С. Яковлева. С 1958 г. завод меняет свой профиль и переходит на изготовление ракет противовоздушной обороны. На нем создаются различные модификации самых современных ракет ПВО для комплексов С-75 и С-200 и ракет "воздух–земля".


С1967 г. - "Ленинградский Северный завод". В 1976 г. завод преобразуется в Производственное объединение "Ленинградский Северный завод", с ноября 1994 г. в Государственное предприятие "Ленинградский Северный завод".
С конца 1970-х гг. предприятие производит многоканальные зенитные ракеты с пусковым транспортным контейнером комплекса С-300 ПМУ, самого совершенного в области мирового ракетостроения данного класса. Кроме ракетной техники предприятие выпускает более 20 видов товаров народного потребления.

На предприятии в 1994 г. был освоен выпуск мопеда "Пегас". В настоящее время завод выпускает целое семейство мопедов с отечественными и импортными двигателями. В стадии реализации находится еще ряд конверсионных программ. 

(по материалам сайтов avia-hobby.ru, commi.narod.ru, airwar.ru, machinepedia.org,

blackterror.org, spbarchives.ru,  manyreferats.ru,  spb-business.ru01.2014 - Наталия)

14 комментариев
8153 просмотра
Добавил: Наталия, 17 Октября 2010, 21:33
Редактировано: 19 Июля 2024, 23:48
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house14517.html' target='_blank'>Завод АО воздухоплавания "В. А. Лебедев" - Авиационный завод "Красный лётчик" -Ленинградский Северный завод на Citywalls.ru</a>
Всего 14 комментариев
  • 3 Февраля 2014, 11:12

    В публикацию надо включить, что 2-я площадка Ленинградского Северного завода находилась на Ушаковской наб., в частности, в 1960-х гг. там находился  механический цех N 40 этого завода. ( В нём работала моя родственница ).

  • 17 Апреля 2014, 08:15

    Само здание вероятно 1931 33 гг.

  • 10 Февраля 2015, 03:22

    "Все время, пока мы едем по направлению к Северному заводу, в одном из заброшенных цехов которого почти в натуральную величину выстроен Успенский собор Кремля для съемок нового фильма Алексея Учителя о балерине Матильде Кшесинской, в голове крутится мысль: «А что, на Ленфильме уже снимать не модно?» (к слову, Алексей Ефимович потом будет говорить, что настоящий собор ему уступали на три дня, но он выбрал завод, потому что здесь можно делать все, что душе угодно). Но едва мы просачиваемся за толстенные заводские двери и оказываемся под крышей примерно 5-этажного дома, если бы он вдруг оказался опустошенным ото всех внутренних перегородок, — все вопросы отпадают".

    Источник: http://www.sobaka.ru/city/cinema/30563 sobaka.ru

  • 10 Января 2018, 18:42

    из фото-альбома отчета  Петроградского районного совета депутатов 13 созыва. 1931-1934 г. Сохранился ли и по какому адресу сейчас - не нашла.

    см. Карельский пер., 3

  • 10 Января 2018, 19:20

    А почему сюда? Ферзин вроде был в р-не нынешнего метро Черная речка?

  • 10 Января 2018, 20:43

    Не помню такого во дворах между Савушкина и Приморским.

  • 11 Января 2018, 00:58

    Здание на титул.фото - 1960 г.п.

  • 23 Марта 2018, 10:48

    https://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/krasnyy_letchik_v_nbsp_pike/

    Завод закрывается, с 9 апреля 2018 людей увольняют. Вероятно, терр. пойдет под застройку.

  • 24 Марта 2018, 10:49
    Ответ на "https://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/krasnyy_l" от Виктор М

     В этой статье путаница, пишут, что в 1913 г. Сикорский был главным конструктором завода, а на самом деле, он работал на другом предприятии - Ушаковская наб., 1, где располагалось Авиационное отделение АО Русско-Балтийского вагонного завода. Объединение заводов произошло в 1920 г.

     

  • 17 Ноября 2018, 20:02

    Различные интернет-СМИ пишут, что горит Северный завод.

  • 27 Июня 2024, 23:09

    ВПб на 1914 г., О.II, стб.1234.

     

    ВПг на 1917 г. О.II, стб.1277.

  • 28 Июня 2024, 00:13
    Ответ на "ВПб на 1914 г., О.II, стб.1234. ВПг на 1917 г. О." от V_Malyj

     Про первый завод/мастерскую Лебедева есть на Перевозной, 8 - https://www.citywalls.ru/house6560.html

  • 28 Июня 2024, 21:32
  • 10 Июля 2024, 22:09

    1971. Ленинградский Северный завод. Источник: (museum53.narod.ru)

     

    24.06.2024.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32138
Готовится: 78
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 10728