Публикация

Первое Российское Товарищество Воздухоплавания "С. С. Щетинин и Ко" -
Завод летательных аппаратов "Гамаюн"

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1909
Стиль:

Фото- Сборка лодки М-5

Первое Российское Товарищество Воз­духоплавания «С. С. Щетинин и Ко»

Завод летательных аппаратов Первого Российского Товарищества воздухоплавания «Гамаюн»

Фактическое расположение: Пионерская ул. 57 - Корпусная ул., 19

Исторический адрес: Большая Гребецкая ул, 73 - Корпусная ул., 3

 

 

В 1909 г. столичный юрист С. С. Щети­нин, увлекшись авиацией, приступил к созданию первого авиазавода в России. Получив от военного ведомства в начале 1910 г. денежную ссуду, Щетинин совместно с москвичом М. А. Щербаковым, основал первое авиационное производство. Оно представляло из себя небольшую мастерскую на Корпусной ул. в Петербурге, получившую  название «Первое Российское Товарищество Воз­духоплавания» -ПРТВ (с 1915 г. использова­лось дополнительное название - завод «Гамаюн»).

 

Название "Гамаюн" использовалось для завода и товарищества воздухоплавания раньше - как минимум с 1911 г. Сущестствует рекламная брошюра с изображением птицы бронзой по голубому фону, выполненным С. Чехониным: "Гамаюн" Первое Российское товарищество воздухоплавания. Первый в России Заводъ Летательных Аппаратов. 1909-1911 г. С.-Петербург, Корпусная ул., 3". Из чего следует, что второе название появилось не позже 1911. (алексеева)

 

Завод «Первого Российского товарищества воздухоплавания», оборудованный в январе 1910 года на Корпусной улице в Петербурге, занимал площадь всего лишь в 4 тысячи, квадратных метров, а его энергетической базой была паровая машина мощностью в 60 лошадиных сил. В отдельном здании было сосредоточено энергетическое хозяйство: паровая машина, кочегарка, электростанция. В других размещались цехи (называемые тогда мастерскими): механический, деревообделочный, швейный, литейный, сборочный. Место для завода было выбрано с учетом возможности его будущего расширения. Завод располагал новейшими станками для обработки дерева и металла; при деревообделочном цехе имелась первоклассная сушильня, в которой при помощи паровых труб и электрических вентиляторов обеспечивался необходимый режим сушки

 

15 августа 1910 г. первенец русской авиапромышленности «Россия-А» прошла первые летные испытания. Испытателем был В. А. Лебедев, незадолго до этого получивший во Франции диплом пилота-авиатора, владелец собственного завода.  За бипланом «Россия-А» завод Щетинина выпустил моноплан «Россия-Б», а затем аэросани системы инженера Б. В. Воробьева, аэроплан оригинальной конструкции капитана С. А. Ульянина, воздушные змеи его же конструкции.

Сначала новое производство выполня­ло заказы аэроклубов и частных покупате­лей, а с 1912 г. начали поступать заказы воен­ного ведомства. До апреля 1914 г. ПРТВ изгото­вило и сдало для нужд военной авиации 57 мо­нопланов типа «Ньюпор-IV» и 36 бипланов типа «Фарман».

  • фото

    Фрагмент карты 1913 г.

  • фото

    Ж-л Вестник воздухоплавания
    № 16 за 1910 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Ж-л Вестник воздухоплавания
    № 14 за 1910 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Ж-л Вестник воздухоплавания
    № 11 за 1910 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    ВПг на 1917 г.
    О. II С.1277.

  • фото

    Д. П. Григорович на заводе

  • фото

    Фрагмент фото
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Журнал "Вестник
    воздухоплавания"
    за 1910 г. № 10.

  • фото

    Журнал
    "Вестник
    воздухоплавания"
    за 1910 г. № 10.

  • фото

    Журнал "Вестник
    воздухоплавания"
    за 1910 г. № 10.

  • фото

    Журнал "Вестник
    воздухоплавания"
    за 1910 г. № 10.
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Журнал "Вестник
    воздухоплавания"
    за 1910 г. № 10.

  • фото

    Журнал "Вестник
    воздухоплавания"
    за 1910 г. № 10.

  • фото

    Журнал "Вестник
    воздухоплавания"
    за 1910 г. № 10.

  • фото

    Журнал "Вестник
    воздухоплавания"
    за 1910 г. № 10.

    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Реклама завода
    из журнала
    "Вестник воздухоплавания"
    за 1910 г.
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Журнал
    "Вестник воздухоплавания"

*  Журнал "Вестник воздухоплавания" сначала выходил под названием "Библиотека воздухоплавания". И в его самом первом номере № 1 за 1909 г. опубликована реклама ПРТВ, в котором указан первый адрес: Большая Пушкарская, 1

 

Со временем товарищество приобрело участок земли на Кор­пусном аэродроме в Петербурге, где были по­строены дополнительные заводские помеще­ния.

 

Наибольшую известность завод С. Щетинина получил благодаря выпуску ле­тающих лодок для морской авиации, автором которых являлся известный русский авиаконструктор Дмитрий Павлович Григоро­вич. Переехав в Петербург в 1911 г.,  Григорович работал редактором журнала «Вестник Воз­духоплавания» и занимался авиационным изобретательством. С 1912 работал техническим директором завода ПРТВ. В 1913 г. сконструировал свою первую летающую лодку М-1. Это был первый в мире гидросамолёт. После постройки экспериментальных летающих лодок М-2, М-3, М-4, в 1914 г. он создал летающую лодку М-5. 12 апреля 1915 г. М-5 совершила первый боевой вылет. Серийная постройка М-5 продолжалась до 1923 г..

 

ПРТВ спроектировало и   изго­товило на целую серию летающих ло­док, в основном по проектам Григоровича. В ис­тории эти аппараты запомнились под обозначе­нием «М» -морской, хотя использовались и другие буквенные сочетания, использующие фамилию основного владельца предприятия: «Щ» (Щетинин), «Щ. С.» (Щетинин с «Сальмсоном») и «Щ. И.» (Щетинин с «Испано»).

 

Помимо производственных помещений, в связи с возникшей необходимостью испытаний серийных летающих лодок, ПРТВ создало опытную испытательную станцию с ангарами и приспособлением для спуска на воду на Крестовском острове в Петербурге.

 

Постановлением ВСНХ от 28 сентября 1918 г. авиационный завод "Гамаюн" 1-го АО воздухоплавания С. С. Щетинина национализирован. Предприятия получило название «Ави­ационный завод «Гамаюн», бывший С.С. Щети­нина»

Летом 1920 г.  случился пожар, который полностью уничтожил основной корпус «Гамаюна» на Корпусной улице. Уцелел лишь филиал завода на Комендантском аэродроме, который вскоре слили с другими авиапредприятиями. Территория на Корпусной ул. была передана тресту Ленинградтекстиль  под расширение складских площадей трикотажно-чулочной

фабрики "Красное знамя"

 

В 1920 г. завод «Гамаюн С. С. Щетинина был  объединен с Авиационным заводом В. А. Лебедева и Русско-Балтийским воздухоплавательным заводом. В ноябре 1920 г. он был переименован в авиазавод № 1 (отделение № 1) Петроградского государственного объединенного авиазавода. В ноябре 1922 г. вновь стал самостоятельным, подчинялся Севзапвоенпрому, в 1925 - 1930 гг. Государственному тресту авиапромышленности Главного управления металлургической промышленности ВСНХ СССР. Закрыт предположительно в 1930 г. 

(по материалам сайтов storyo.ru ,  guides.ru ,sarchives.ru , retroplan.ru , airaces.ru 01.2014 - Наталия)

  • фото

    Демонстрация сборки
    крыльев аэроплана.
    Фото 1912 г.

  • фото

    Двор завода.
    Фото 1912 г.

  • фото

    Механическая
    мастерская.
    Фото 1912 г.

  • фото

    Столярная
    мастерская.
    Фото 1912 г.

  • фото

    Кузница.
    Фото 1912 г.

  • фото

    Сборочный цех завода.
    Фото 03.1912 г.

  • фото

    Сборка гидроплана
    "М-9" Григоровича.
    Фото 1916 г.

  • фото

    Сборочный цех.
    Фото 03.1912 г.
    (все фото ЦГАКФФД СПб)

Завод по изготовлению аэропланов Первого Российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн».

(Фото - ЦГАКФФД СПб .02.2014.)

 

Что касается  Д. П. Григоровича, то в июле 1917 г. он стал владельцем завода, отделившегося от завода С. С. Щетинина, на котором он раньше работал. Опытный завод по гидроавиации, основанный в 1917 г. Д. П. Григоровичем, был закрыт 30 марта 1918 г., в конце года перешел в ведение Авиаправления, с апреля  1919 г.  - правления Северной районной группы авиазаводов, совнархоза Северного района и стал называться заводом гидроавиации. Окончательно ликвидирован в  1920 г. После национализации завода Григорович уехал в Севастополь. В 1922 г. Григорович переехал в Москву. Здесь, возглавляя КБ завода ГАЗ №1 (бывший «Дукс»), он разработал первые советские истребители И-1 и И-2. В конце 1924 г. Григорович переехал в Ленинград на завод «Красный лётчик». Григорович сделал многое для возрождения завода. Здесь он организует отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС), который возглавлял  до осени 1928 г.

 

В конце 1927 г. коллектив ОМОС Григоровича переведен в Москву и получил название ОПО-3 (опытный отдел-3). 1 сентября 1928 г.Григорович был арестован ГПУ. С декабря 1929 по 1931 г. Григорович находясь в заключении в Бутырской тюрьме работал в так называемой «шарашке» -ЦКБ-39 ОГПУ совместно с Н. Н. Поликарповым. Ими в апреле 1930 г. был создан истребитель И-5.

 

Параллельно с конструкторской работой в 1930-е гг. Григорович преподавал в МАИ. Позднее он стал профессором, заведующим кафедрой конструкции самолетов. Умер от рака в 1938 г. 

(по материалам aviacija.dljavseh.ru   airspot.ru 01.2014 - Наталия)

  • фото
  • фото
  • фото

    Добавил - FizAv

  • фото

    1910-е гг.(?)
    Работы в мастерской
    «Первого Российского
    Товарищества Воздухоплавания»*

  • фото

    1910-е гг.(?)
    Работы в мастерской
    «Первого Российского
    Товарищества Воздухоплавания»*
    (добавил PavelT )

  • фото

    Летающая лодка М-5 (Морской-5)
    конструкции Д. П. Григоровича
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Летающая лодка М-9
    конструкции Д. П. Григоровича
    (добавил Galina Vabishchevich)

* Работы в мастерской «Первого Российского Товарищества Воздухоплавания» по постройке аэроплана системы инженера Я.М. Гаккель / фот.

   К.К. Булла. СПб., [1910-е].  На нижнем поле обоих паспарту наклейка с текстом: «Работы в мастерской „Первого Российского Товарищества

   Воздухоплавания“ по постройке аэроплана системы инженера Я.М. Гаккель». Акционерный дом Литфонд

 

1*

Источник: "Вестник воздухоплавания" № 13 за 1912 г.

Стоит обратить внимание, что в этом номере впервые указан телеграфный адрес "С.-Петербургъ - Гамаюнъ".

И тогда и до сих пор для упрощения отправки сообщений по каналам связи учреждениям присваиваются краткие "шифронаименования". В данном случае завод получил телеграфный шифр "Гамаюн". Так что, вполне вероятно, что позднейшее наименование завода "Гамаюн" произошло именно от телеграфного шифронаименования.

2*

Источник: "Вестник воздухоплавания" № 21 за 1910 г.

Некоторое время завод ПРТВ выполнял представительские функции в интересах Машиностроительного завода "Мотор-Рига".

 

  • фото

    "Вестник воздухоплавания"
    № 13-14 за 1911 г.

  • фото

    "Вестник воздухоплавания"
    № 13 за 1912 г.
    1*

  • фото

    "Вестник воздухоплавания"
    № 21 за 1910 г. 2*
    (добавил Galina Vabishchevich)

34 комментария
6286 просмотров
Добавил: Наталия, 2 Февраля 2014, 23:09
Редактировано: 7 Февраля 2023, 15:48
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house24687.html' target='_blank'>Первое Российское Товарищество Воздухоплавания "С. С. Щетинин и Ко" -Завод летательных аппаратов "Гамаюн" на Citywalls.ru</a>
Всего 34 комментария
  • 2 Февраля 2014, 23:34

    Есть сомнение в картинке, если кто знает - подскажите.

  • 2 Февраля 2014, 23:49

    Про фотографию могу сказать только что это самолет конструкции Сикорского С-10 "Гидро".

    А самолеты Сикорского строились на Руссо-Балте.

  • 2 Февраля 2014, 23:53

    Впрочем, фотография нашлась 

    http://img12.nnm.me/5/1/b/3/d/e09eaa232060df80391ba43dbc1.jpg

  • 3 Февраля 2014, 00:11

    Подборка фотографий на сайте ЦГА КФФД СПб. http://photoarchive.spb.ru

  • 3 Февраля 2014, 00:19
    Ответ на "Подборка фотографий на сайте ЦГА КФФД http://" от vladimir-2013

     Это грамотная и информативная ссылка. Такие ссылки ценные.

     

  • 3 Февраля 2014, 00:27
    Ответ на "Подборка фотографий на сайте ЦГА КФФД http://" от vladimir-2013

     Не забываем СПб. ставить. - ЦГАКФФД СПб.

  • 3 Февраля 2014, 01:14

    Ссылка-то хороша, а вот фото-то где взять? :)

  • 3 Февраля 2014, 01:34

    Снимки авиационного завода могут быть и в  РГА ВМФ.

  • 3 Февраля 2014, 01:36

    А что оттуда нельзя взять необходимое?

  • 3 Февраля 2014, 02:08

    Владимир прав, можно из ЦГАКФФД СПб взять фотографию двора завода, цехов и т.д..

  • 3 Февраля 2014, 02:23
    Ответ на "А что оттуда нельзя взять необходимое?" от vladimir-2013

     Нужно что-то поставить в качестве заглавного фото.

  • 12 Декабря 2015, 18:51

    Фактическое расположение: Пионерская ул. 57 - Корпусная ул., 19

    Исторический адрес: Большая Гребецкая ул, 73 - Корпусная ул., 3

     

    А это из чего следует?

  • 12 Декабря 2015, 18:54

    Со временем товарищество приобрело участок земли на Кор­пусном аэродроме... На Комендантском, вероятно?

    Фактическое расположение: Пионерская ул. 57 - Корпусная ул., 19. Что значит фактическое? Дома вручную пересчитывали? Отродясь на Корпусной, которая начинается от Кр. Курсанта, столько домов не было.

  • 12 Декабря 2015, 19:17

    Со временем товарищество приобрело участок земли на Кор­пусном аэродроме...

    На Комендантском, вероятно?

     

    В районе Корпусного шоссе вроде был ещё аэродром.

  • 12 Декабря 2015, 21:22
    Ответ на "Со временем товарищество приобрело участок земли н" от Александр ОТ

     Но далее следует: Летом 1920 г.  случился пожар, который полностью уничтожил основной корпус «Гамаюна» на Корпусной улице. Уцелел лишь филиал завода на Комендантском аэродроме, который вскоре слили 

  • 22 Декабря 2016, 22:20

    А кто помнит дом 59 по Пионерской улице? В нем пельменная когда то была.

  • 15 Июля 2018, 16:44

    Следует исправить адрес по Корпусной улице. Должно быть: Корпусная ул., 3 (см. обсуждение по электростанции фабрики "Красное знамя").

     

    Одновременно следует исправить адрес по Корпусной улице еще для двух объектов (см. мои замечания от 13 июля):

    Электростанция фабрики "Красное знамя"

    Строящееся жилое здание "Мендельсон"

  • 16 Июля 2018, 16:04

    Вероятно, при указании фактического расположения и истлрического адреса перепутаны друг с другом номера по Корпусной улице. К сожалению, сейчас я на даче, в моем распоряжении только смартфон и мне затруднительно посмотреть ВПб и старые карты, поэтому я не могу проверить, имел ли этот участок номер 19. Но сейчас, во всяком случае, номер по Клрпусноф улице - 3. Очевидно, эта путаница послужила причиной для неправильного указания номера по Корпусной улице еще для двух объектов на этом участке - здания силовой станции фабрики "Красное хнамя" и строящегося жилого комплекса "Мендельсон"; для обоих объектов также долэен быть указан адрес: Корпусная ул., 3 (или 3х).

  • 16 Июля 2018, 17:39

    Что тут с чем можно перепутать, если на этой, нечетной стороне Корпусной ВПг на 1917 показывает всего 7 номеров, последний на углу Б. Зелениной. В этом квартале, между Б. Гребецкой (Пионерской) и Б. Разночинной номера 3-73 и 5-32. 

  • 16 Июля 2018, 18:01
    Ответ на "Что тут с чем можно перепутать, если на этой, нече" от Liz

     Повторяю: у меня сейчас нет доступа ни к ВПб, ни к старым картам. Вы проверили мое предположение - оно оказалось неверным. Значит, происхождение фантастического адреса "Корпусная ул., 19" остается непонятным. Но в любом случае нужно заменить фантастический адрес на верный - Корпусная ул., 3. И сделать это для трех объектов, о которых  я написал в предыдущем комментарии.

  • 1 Июля 2021, 05:49

    2 фотографии из серии: Работы в мастерской «Первого Российского Товарищества Воздухоплавания» по постройке аэроплана системы инженера Я.М. Гаккель / фот. К.К. Булла. СПб., [1910-е]. 

     

    На нижнем поле обоих паспарту наклейка с текстом: «Работы в мастерской „Первого Российского Товарищества Воздухоплавания“ по постройке аэроплана системы инженера Я.М. Гаккель».

     

    Карл Карлович Булла (1855-1929) — владелец фотоателье в Санкт-Петербурге.

    Акционерный дом Литфонд

    см. публ.

     

  • 6 Августа 2022, 23:39

    Вот, потрудилась я и откопала, т. с., из анналов истории:

    Журнал "Вестник воздухоплавания" за 1910 г. № 10.

    Там имеются некоторые фотографии, хранящиеся в архиве и размещённые тут. Причём в журнале они без "архивной" полосы водяных знаков и даже получше качеством выходят. Есть в журнале и другие снимки из той же серии, каких не разместил архив. 

     

    Сначала статья о заводе (Ж-л ВВ № 10 за 1910 г.)

     

     

     

     

  • 6 Августа 2022, 23:45

    Ж-л ВВ № 10 за 1910 г.

     

     

     

     

    Из того же журнала, другая статья:

     

     

    Реклама, которая печаталась в журнале регулярно:

     

  • 6 Августа 2022, 23:55

    Добыто непосильным трудом (отсканировано с оригиналов). 😇

     

    Летающая лодка М-5. 

     

     

    Д. П. Григорович на своём заводе (фрагмент фото). 

     

     

  • 7 Августа 2022, 00:14

    В тексте основной статьи написано:

    "В 1913 г. сконструировал свою первую летающую лодку М-1. Это был первый в мире гидросамолёт."

     

    Это, конечно же, не первый в мире гидросамолёт. И даже не первый в России. До Григоровича гидросамолётами занимались несколько инженеров, в т. ч. знаменитый И. И. Сикорский, создавший поплавковые гидропланы, ради которых был затеян весь сыр-бор с Опытной авиастанцией в Гребном порту (https://www.citywalls.ru/house33218.html).

     

    Так что всё таки предложение"Это был первый в мире гидросамолёт." однозначно следует удалить!

     

     

    Но М-5 стал первым из очень удачных отечественных гидросамолётов. Представлял тип летающих лодок. Следующим в развитие этой серии был самолёт М-9, он был, на мой взгляд, само совершенство для своего времени. Хотя в то время авиация в России и за рубежом развивалась просто бурно.

     

    Фото сделано в Баку, где М-9 проходила испытания в Бакинском отделении Петроградской Офицерской школы морской авиации. Красавица! 😗

     

     

     

  • 7 Августа 2022, 05:42
    Ответ на "Добыто непосильным трудом (отсканировано с оригина" от Galina Vabishchevich

    «Марш авиаторов» — старая коммунистическая песня 1920-х гг. в жанре марша. Автор музыки: Ю.А. Хайт, автор текста: П.Д. Герман. Песня впервые опубликована весной 1923 года. Дата создания музыки неизвестна, сам Хайт утверждал, что написал мелодию в 1920 году.

    Мелодия и перевод русского текста на немецкий язык были в середине 1920-х годов заимствованы немецкими коммунистами в виде «Песни красного воздушного флота», а спустя несколько лет получила распространение... источник

     

    Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

    Преодолеть пространство и простор,

    Нам разум дал стальные руки-крылья,

    А вместо сердца – пламенный мотор.

    Припев:

    Всё выше, и выше, и выше

    Стремим мы полёт наших птиц,

    И в каждом пропеллере дышит

    Спокойствие наших границ.

     

    Бросая ввысь свой аппарат послушный

    Или творя невиданный полёт,

    Мы сознаём, как крепнет флот воздушный,

    Наш первый в мире пролетарский флот!

    Припев

     

    Наш острый взгляд пронзает каждый атом,

    Наш каждый нерв решимостью одет;

    И, верьте нам, на каждый ультиматум

    Воздушный флот сумеет дать ответ.

    Припев два раза

  • 7 Августа 2022, 17:51
    Ответ на "«Марш авиаторов» — старая коммунистическая пе" от Риэлтор

     "а спустя несколько лет получила распространение..."

    Что же Вы оборвали фразу на полуслове? Продолжаю:

     

    ... в качестве нацистского марша.

     

    Это не какие-то вражеские домыслы, а достоверный факт. Пару лет назад я посмотрел фильм Лени Рифеншталь "Триумф воли", снятый в 1935 году и посвященный съезду НСДАП в Нюрнберге (смотрел в познавательных целях, по принципу: врага надо знать). И был крайне удивлен одним обстоятельством: когда показывают нацистских летчиков, звучит тот самый марш авиаторов - играет оркестр, полностью та же мелодия и та же аранжировка.

  • 8 Августа 2022, 01:11

    Ещё три картинки ПРТВ.

     

    Ж-л ВВ № 11 за 1910 г.

     

     

    Ж-л ВВ № 14 за 1910 г.

     

     

    Ж-л ВВ № 16 за 1910 г.

     

     

  • 8 Августа 2022, 22:50

    Это не какие-то вражеские домыслы, а достоверный факт.

     

    Презабавный старичок этот Прохоров. Лет 40 назад об этом поведала русская служба Би-Би-Си в одной из своих передач.

  • 9 Августа 2022, 02:54
    Ответ на "Это не какие-то вражеские домыслы, а достоверный ф" от lenarch

     Представьте себе, я об этом не знал. (Хоть и слушал Би-Би-Си, но не Севу Новгородцева.) Так что для меня эти кадры из нацистского фильма действительно были откровением. (После этого я, конечно полез в интернет...) Смею думать, что и далеко не все из участников сайта Citywalls знают об этом.

     

  • 9 Августа 2022, 12:34

    И я не знала, спасибо, что написали.

  • 10 Августа 2022, 10:12
    Ответ на "Представьте себе, я об этом не знал. (Хоть и слуша" от S.P.

     подробности создания немецкого варианта марша:   

    https://fishki.net/1656255-kak-byl-ukraden-quotmarsh-aviatorovquot.html

  • 21 Августа 2022, 08:53

    Есть смысл привести рекламу более позднего времени. 

    Как видно, ПРТВ расширило масштабы своей деятельности:

     

    Источник: "Вестник воздухоплавания" № 13-14 за 1911 г.

     

    Источник: "Вестник воздухоплавания" № 13 за 1912 г.

    Стоит обратить внимание, что в этом номере впервые указан телеграфный адрес "С.-Петербургъ - Гамаюнъ".

     

    И тогда и до сих пор для упрощения отправки сообщений по каналам связи учреждениям присваиваются краткие "шифронаименования". В данном случае завод получил телеграфный шифр "Гамаюн". Так что, вполне вероятно, что позднейшее наименование завода "Гамаюн" произошло именно от телеграфного шифронаименования.

     

    Источник: "Вестник воздухоплавания" № 21 за 1910 г.

    Некоторое время завод ПРТВ выполнял представительские функции в интересах Машиностроительного завода "Мотор-Рига".

  • 22 Августа 2022, 23:29

    Журнал "Вестник воздухоплавания" сначала выходил под названием "Библиотека воздухоплавания". И в его самом первом номере № 1 за 1909 г. опубликована реклама ПРТВ, в котором указан первый адрес: Большая Пушкарская, д. 1 (https://www.citywalls.ru/house984.html

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31932
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4740