Публикация
Фабрика "Красное знамя". Силовая подстанция
Фото - Mary, 2009. Фабрика "Красное знамя". Силовая подстанция конструктивизм Пам. арх. (регион.) 1925-1926 - арх. Мендельсон Эрих Пионерская улица, дом 53, лит Ф 1927 (Росреестр)
Фабрика чулочно-носочных изделий Керстнера - Чулочно-трикотажная фабрика "Красный Текстильщик" - Трикотажная фабрика "Красное Знамя"
Здание фабрики знаменито благодаря силовой подстанции, построенной по проекту немецкого архитектора Эрика Мендельсона в 1925-1926 гг.
До революции фабрика размещалась на ул. Красного Курсанта в здании, выполненном в фабричном кирпичном стиле. Называлась она фабрика чулочно-носочных изделий Керстнера. После революции был построен новый комплекс зданий фабрики.
По улице Корасного Курсанта на участке под номером 27 помещается трикотажно-чулочная фабрика "Красное знамя" - крупнейшая в союзе, выросшая уже после революции на месте чулочно-трикотажной фабрики Керстен. "Красное знамя" продолжает развертывать свое производство. На фабрике занято свешы 6,5 тыс. рабочих - втрое больше, чем в 1917 г. (Путеводитель по Ленинграду 1933 г. С. 315)
В полукруглых объемах были размещены водоприемный колодец, отстойник, резервуар чистой воды, американские фильтры, первичные насосы, водонапорный бак. В следующем корпусе (позади) размещалось семь блоков котельной.
1* Акт экспертизы ...
Фабрика "Красное знамя" разместилась на обширной территории, занимает 4,2 га земли на Петроградской стороне.
Другие корпуса фабрики -
Одна из площадок фабрики "Красное знамя»" - Левашовский пр., 13. Здесь построен новый бизнес-центр "Мидель".
Сейчас комплекс выкуплен петербургским бизнесменом. Он планирует превратить полуразрушенные здания фабрики в современный микрорайон. Предполагается возведение выставочного центра, музея современного искусства, коммерческой и жилой недвижимости. (добавил -
В 1925 г. Ленинградский трест текстильного производства заказал выдающемуся немецкому архитектору Эриху Мендельсону проект нового комплекса фабрики «Красное знамя». Весной 1926 г. один из вариантов был утвержден, и началось строительство. Мендельсон спланировал единый комплекс, занявший целый квартал. Доминантой его стала силовая станция, поставленная на остром углу квартала. Ее пластически экспрессивная композиция с нависающим закругленным объемом водонапорной башни внесла резкий динамизм в пространственную организацию предприятия. Архитектор метафорически уподобил это сооружение «кораблю, который тянет за собой все производство». Вторым вертикальным акцентом должна была стать прямоугольная башня заводоуправления. Три цеха внутри двора проектировались с высокими надстройками трапециевидного сечения - вентиляционными шахтами. Здесь Мендельсон варьировал прием, примененный им ранее в цехах шляпной фабрики в Люккенвальде (Германия). С трех сторон квартал обступают четырехэтажные производственные корпуса, имеющие железобетонный каркас, кирпичную облицовку и горизонтальные полосы остекления. Новаторский и остро выразительный проект Мендельсона был встречен неоднозначно. В сравнительно консервативной среде ленинградских архитекторов, чьи корпоративные интересы были ущемлены тем, что заказ получил иностранец, у него было много противников. В ходе строительства, осуществленного в две очереди (1926 - 1929 и 1934 - 1937 гг.) авторский замысел был сильно искажен и упрощен. Лишь силовая станция (1926 - 1928) точно воплощает оригинальный проект. Именно это сооружение, в котором особенно сильны черты экспрессионизма, оказало заметное влияние на новую ленинградскую архитектуру, особенно на творчество Н.А. Троцкого. (М. С. Штиглиц, В. И. Лелина, М. А. Гордеева, Б. М. Кириков "Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга, "Белое и черное" СПбю 2005 г. С. 122-123)
Строительство фабрики нвчалось в июне 1926 г. под руководством инженера Е. А. Третьякова. Рабочие чертежи выполнили на основе авторского проекта опытные ленинградские архитекторы И. А. Претро и С. И. Овсянников. В 1927 г. Мендельсон был вынужден отстраниться от надзора за строительством, а затем отказаться и от авторства осуществленного предприятия (впоследствии свой проект фабрики он датировал начальной стадией - 1925 г.). Постройка цехов велась в две очереди: первая завершилась в 1928-1929 гг. монтажем привезенного из Германии оборудования, вторую удалось закончить лишь в середине 1930-х гг. Проект Мендельсона был реализован не полностью и в обедненном виде. Из существующих зданий только силовая станция в точности соответствует авторскому замыслу. Остальные постройки лишь с большой долей условности можно считать его произведениями. Из четырех корпусов, которые должны были располагаться с трех сторон участка, был возведен только главный трикотажный цех. Протяженное здание воспроизводит основную структурную схему исходного проекта: метрический ритм железобетонного каркаса с геометрической решеткой на фасадах, максимальные площади стекла, выступающие во двор прямоугольные объемы. Краснокирпичная облицовка узких простенков и светлые полоски перекрытий создают звучный декоративный эффект и выявляют тему горизонтального остекленения.Ровный шаг каркаса, как бы уходящий в бесконечность, содействует равномерному естественному освещению обширных внутренних пространств. Сильнее были изменены три внутридворовых цеха. Они лишились главных элементов - выразительных по силуэту вентиляционных надстроек трапециевидиного сечения. Конструктивной основой одноэтажных строений служат железобетонные рамы. На продольных сторонах снаружи выступают расширяющиеся кверху ребра, двускатные крыши прорезаны фонарями верхнего света. Внутри цехов открываются в чистоте своих формупругие несущие конструкции. Подлинным шедевром Мендельсона является здание силовой станции, играющее ведущую роль в пространственной организации композиции. Могучий экспрессивный силуэт сооружения с динамичными закругленными объемами доминирует в перспективах пересекающихся улиц. Силовая станция состоит из трех частей: центрального отделения - котельной, турбинного зала и отделения водоподготовки. Интерьер котельной впечатляет колоссальным масштабом, брутальной мощью железобетонных конструкций - столбов и ребристого перекрытия, гигантскими воронками бункеров. Внешний образ сооружения определяется сочетанием железобетона, клинкерного кирпича и стекла. Прямоугольный блок вдоль Пионерской ул. заключен в краснокирпичное обрамление и пронизан жестким ритмом железобетонных рам, чередующихся с узкими вертикальными прорезями. С противоположной стороны промежутки между стойками заполнены витражами. Резкие различия форм и размеров проемов обусловлен технологическими особенностями отделений. С прямоугольным блоком констрастно взаимодействуют пластичные закругленные объемы, врезанные тремя ярусами в глухой кирпичный торец. Динамичный напор скульптурных масс, устремленные вперед выступы поавных обтекаемых очертаний, нависющая верхняя часть тяжеловесной башни определяют неповторимую индивидуальность и образную силу экспрессионистической композиции. Особую остроту придают ей разные габариты и конфигурация ярусов, в которых помещены фильтры, а наверху резервуар чистой воды. Нижнее звено выплывает широким полукругом к углу квартала. Распластанность красно-кирпичного основания подчеркивают горизонтали окон, разделенных тонкими столбиками. Кирпичный фон оттеняет монолитность бетонной башни с ярусами меньшего радиуса.. Верхний ее объем выдвинут над нижележащим, что усиливает тектоническую напряженность композиции. Почти глухой массив лишь с боков прорезанный лежащими щелями окон, охвачен обручами, будто сдерживающими внутреннее давление.Это звено башни вызывает ассоциации с машинными формами. ([
Восстановлена надпись на памятном знаке: "В 1923 г. при фабрике Красное Знамя создан первый в Петрограде пионерский отряд".
Здание силовой подстанции имеет статус вновь выявленного памятника и находится на учете в КГИОП. Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения
69 комментариев
41851 просмотр Добавил: Надежда, 13 Июня 2008, 16:23
Редактировано: 12 Апреля 2023, 09:07
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1069.html' target='_blank'>Фабрика "Красное знамя". Силовая подстанция на Citywalls.ru</a>
Всего 69 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32226
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14289
Всего сегодня: 11154
|
Во Впб на 1916 (О. 2. С. 1170) было помещено следующее объявление:
«Первое Российское Т-во воздухоплавания «С. С. Щетинин и Ко» (основано в 1909 году), Первый в России Завод по постройке Самолетов, поставщики военного и морского ведомства.
Отделы: военно-авиационный, морской авиационный, военно-обозный, артиллерийский.
Главная контора и правление: петроград, Б. Гребецкая,, соб. д. 73-75.
Механические заводы: Авиационный отдел — Корпусная, 1-3. … Обозный отдел — Б. Разночинная, 27. … Артиллерийский отдел — Волховской пер., 1 … Авиационная станция — Комендантский аэродром. … Морская Авиационная станция — Крестовский остр. … Телегр. Адр. «Петроград-Гамаюн»
Получается, что часть квартала между улицами Б. Гребецкой (Пионерской), Корпусной и Б. Разночинной является, фактически, родиной отечественного авиастроения.
Упоминается более или менее кратко эта история в большом количестве литературы. Имена знаменитых авиаконструкторов Гаккеля, Григоровича, знаменитых пилотов Васильева, Зверевой, первая частная авиашкола на Гатчинском аэродроме, журнал «Вестник воздухоплавания» — все это в русле деятельности предприятия, существовавшего здесь перед революцией.
Вот что, в частности, пишут, об этом: «Первым коммерческим предприятием в России, которое определило главной своей целью строительство самолётов, было «Первое российское товарищество воздухоплавания» (ПРТВ), основанное в 1909 г. С.С. Щетининым и Я.М. Гаккелем. 28 июня 1910 г. (11 июля по н.ст.) Министерством торговли и промышленности было дано официальное разрешение на открытие первого в России авиационного завода ПРТВ. На этом заводе были выпущены первые русские серийные самолёты биплан «Россия-А» и моноплан «Россия-Б» (главный конструктор и руководитель производства Николай Васильевич Ребиков). Испытательный полёт первых самолётов этих серий состоялся 2 августа 1910 г. (15 августа по н.ст.) в г. Гатчина. Всего было произведено 10 этих самолетов, по 5 каждого типа. Так началось промышленное серийное самолётостроение в нашей стране".
Весной 1911 г. произошло слияние «Первого российского товарищества воздухоплавания» с двумя другими авиационными организациями Петербурга: возглавляемым промышленником М.А. Щербаковым аэротехническим товариществом «Гамаюн» и товариществом «Крылья». Новое акционерное общество стало называться «Первое российское товарищество воздухоплавания С.С. Щетинина и Ко «Гамаюн»».
Не знаю, насколько все это точно. Приведенное объявление как будто противоречит последнему утверждению об изменении названия Т-ва, но м.б. они позже разошлись. В интернете про это много чего есть. Вот только 2 адреса:
И на таком-то месте «Красное знамя» вязало нам потом такие несимпатичные чулки и шило штаны — с начесом и без.
По поводу адреса. Здание подстанции ф-ки «Красное знамя» находится как раз на месте участка 73 по Б. Гребецкой (вероятно, еще и часть соседнего присоединено было). На Пионерской после войны произошла перенумерация, и разница современных номеров со старыми составляет не 1—3 номера, как на соседних улицах, а 10-12. Об этом см., в частности, в комментариях к д. 37 по Пионерской.
А может быть архитектурные формы подстанции подсказаны историей этого места, которая тогда не была еще забыта?