Публикация
Буддийский дацан (продолжение)Приморский пр., 91
Буддийский дацан (продолжение) модерн Пам. арх. (федер.) Буддийский храм 1909 - гражд. инж. Березовский Николай Матвеевич - первоначальный проект, начало строительства 1909 - арх. Барановский Гавриил Васильевич - переработанный проект 1910 - арх. Барановский Гавриил Васильевич - изменение фасада 1909-1912 - арх. Барановский Г. В. - строительство 1912-1915 - арх. Р. А. Берзен - строительство 1914-1915 - интерьеры - эскизы, руководил Рерих Н. К. 1909-1915 - строительство Дом дацана 1910-1911 - арх. Барановский Гавриил Васильевич
1989-1990 - институт Ленпроектреставрация, арх. Леонтьева Т. В. - проект реставрации 1991-1994 - реставрация 2010-2015 - реставрация фасада 2016 - .. - реставрация интерьеров
Буддийский храм Санкт-Петербурга - самый северный на планете и самый крупный в Европе буддийский храм - первый в Европе. Буддийский храм в Санкт-Петербурге - современное официальное название: Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй» - это аббревиатура полного тибетского названия «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».
В 1908 г. в Министерство иностранных дел России было передано ходатайство тибетского далай-ламы о строительстве храма. Идею поддержали ученые-востоковеды. В 1909 г. на участке, приобретенном бурятским ламой Агваном Доржиевым, началось строительство Средства на строительство были пожертвованы Доржиевым и XIII далай-ламой и собраны среди верующих Бурятии и Калмыкии.
Храм был построен арх. Г. В. Барановским в соответствии с канонами тибетской архитектуры. Для научного руководства строительством был создан комитет ученых-востоковедов, куда вошли В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер. Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год, однако первые службы в храме начали уже в 1913 г. В 1912 г. хамбо-лама Агван Доржиев вызвал буддийского монаха О. Б. Будаева в Петербург для работы по оформлению внутреннего храма. Будаев принимал участие в росписи центрального храма, эскизы которых были выполнены Н. К. Рерихом. Работы в новом храме были закончены в 1915 г. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 г. Настоятелем был лама Агван Лобсан Доржиев.
Стены храма облицованы красно-фиолетовым гранитом. Антаблемент, выполненный из красного кирпича, отделан синими поясами с белыми кругами. Трехэтажное здание храма с севера соединяется с четырехэтажной башней. Башня увенчана сложным медным позолоченным завершением, которое называется «ганчжир». Храм также украшает восьмиградусный круг хардэ (символ буддизма) с медными фигурами газелей по сторонам. По углам главного фасада расположены позолоченные конусы, чжалцаны, в которых размещались печатные молитвенные тексты. Внутри храма – цветные витражи плафона и ограждения светового проема с буддийскими символами, выложенный многоцветными плитками пол и др. (добавил Mary) 25 ноября 1968 г. здание было объявлено памятником архитектуры местного значения. 9 июля 1990 г. решением исполкома Ленгорсовета храм был передан буддистам. (по материалам статьи В. Н. Мазуриной Осор Будаев: буддийский монах, художник, сотрудник Музея истории религии. История Петербурга №5(39)/2007, [
** - Группа монгольских студентов на ступеняхБуддийского храма (арх. Г.В.Барановский). (Фото N 2 )
Основной алтарь храма с 2,5-метровой статуей Будды, изваянной из алебастра бурятскими мастерами, находился в просторной нише в главном молитвенном зале - факти- чески, в нижнем этаже северной башни по оси здания. Прежде всего поражало отсутствие окон - свет в основное помещение храма, как уже отмечалось, проникал сверху, через остекленную часть крыши и потолка (световой фонарь), и падал на восьмилепестковый лотос, выложенный цветными плитками в полу и воспроизводивший символические очертания Шамбалы; чуть ниже лотоса, у самых дверей, из тех ж е плиток была составлена свастика - древний арийский (индо-буддийский) символ счастья. В центре зала, как раз под квадратным световым проёмом в потолке, стояли два длинных стола, на которых были разложены ритуальные принадлежности - колокольчики, раковины, чашечки с рисом, Завораживало и богатое убранство молитвенного зала - писанные на ткани буддийские иконы - танка, среди которых было и изображение Блистающей Шамбалы, различные декоративные аксессуары - сшитые из разноцветных парчовых лоскутов цилиндрические, развешанные между колоннами и перед алтарной нишей.
Доржиеву удалось добиться того, что буддийский храм был взят под охрану государством как уникальный памятник искусства. В результате управление Государственного музейного фонда включило храм в список подведомственных ему учреждений (от 3 июля 1922 г.). НКИДу провел ремонт храма - были произведены работы для предохранения храма от дальнейшей порчи и устранения следов вандализма. Руководили ремонтом С. С. Кричинский и И. Н. Брусов, надзор осуществлял акад. С. Ф. Ольденбург. Предметы буддийского культа для разоренного храма Доржиеву удалось собрать среди бурят и калмыков. Наряду с Ольденбургом самое горячее участие в реставрации храма принимал и Карл Теннисон, исполнявший в 1920-1922 гг. должность его настоятеля. Но в 1923 г. не удалось вернуть жизнь в буддийский храм. Ни в Бурятии, ни в Калмыкии не нашлось монахов, которые согласились бы отправиться в Петроград. 19 января 1924 г. Доржиев обратился к монгольскому правительству с предложением передать Петроградский храм во владение Монголии. В самом конце 1924 г. из Урги в Ленинград - на учебу - отправилась первая группа монгольской молодежи, в составе 15 человек. По прибытии их зачислили на двухгодичное подготовительное отделение ЛИЖВЯ и поселили в доме-общежитии при храме в Старой Деревне. Летом 1923 г. востоковед Владимирцов поселился вместе с семьей при храме. Летом того же года в буддийском доме с разрешения Доржиева поселился еще один русский ученыи А. В. Барченко.
16 августа заведующий отделом фондов музея К. Ф. Воронцов принял от завхоза добровольного спортивного общества КИМ (Коммунистический интернационал молодежи) К. И. Гассара фигура Будды с троном (сидящий Будда Шакьямуни), подаренный храму сиамским королем. Что касается статуи большого Будды из главного алтаря, то ее первоначально также намеревались передать Музею истории религии. Статуя была демонтирована, но в музей так и не попала. (* - Андреев А. И. Храм Будды в Северной столице. Санкт-Петербург. 2004.) (добавил Mary)
25 ноября 1968 г. здание было объявлено памятником архитектуры местного значения. Объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 527 от 10.07.2001г. Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (7801238000)
4 комментария
105 просмотров Добавил: Mary, 9 Марта 2008, 08:56
Редактировано: 11 Ноября 2024, 23:10
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35124.html' target='_blank'>Буддийский дацан (продолжение) на Citywalls.ru</a>
Всего 4 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Улицы: 2704
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14285
Всего сегодня: 7318
|
Скан негатива из личного собарния, автор и точная дата съёмки неизвестны.