Публикация

Буддийский дацан (продолжение)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Барановский Г. В.
Березовский Н. М.
Год постройки: 1909-1915
Стиль: Модерн

Буддийский дацан  (продолжение)                                                                                                       модерн

Пам. арх. (федер.)

Буддийский храм

1909 - гражд. инж. Березовский Николай Матвеевич - первоначальный проект, начало строительства

1909 - арх. Барановский Гавриил Васильевич - переработанный проект

1910 - арх. Барановский Гавриил Васильевич - изменение фасада

1909-1912 - арх. Барановский Г. В. - строительство

1912-1915 - арх. Р. А. Берзен - строительство

1914-1915 - интерьеры - эскизы, руководил Рерих Н. К.

1909-1915 - строительство

Дом дацана

1910-1911 - арх. Барановский Гавриил Васильевич

 

1989-1990 - институт Ленпроектреставрация, арх. Леонтьева Т. В. - проект реставрации

1991-1994 - реставрация

2010-2015 - реставрация фасада

2016 - ..    - реставрация интерьеров

 

 см. начало публикации

 

 

 

Буддийский храм Санкт-Петербурга - самый северный на планете и самый крупный в Европе буддийский храм - первый в Европе. Буддийский храм в Санкт-Петербурге - современное официальное название: Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй» - это аббревиатура  полного тибетского названия «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».

 

В 1908 г. в Министерство иностранных дел России было передано ходатайство тибетского далай-ламы о строительстве храма. Идею поддержали ученые-востоковеды. В 1909 г. на участке, приобретенном бурятским ламой Агваном Доржиевым, началось строительство Средства на строительство были пожертвованы Доржиевым и XIII далай-ламой и собраны среди верующих Бурятии и Калмыкии.

 

Храм был построен арх. Г. В. Барановским в соответствии с канонами тибетской архитектуры. Для научного руководства строительством был создан комитет ученых-востоковедов, куда вошли В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год, однако первые службы в храме начали уже в 1913 г. В 1912 г. хамбо-лама Агван Доржиев вызвал  буддийского монаха О. Б. Будаева в Петербург для работы по оформлению внутреннего храма. Будаев принимал участие в росписи центрального храма, эскизы которых были выполнены Н. К. Рерихом. Работы в новом храме были  закончены в 1915 г. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 г. Настоятелем был лама Агван Лобсан Доржиев.

 

Стены храма облицованы красно-фиолетовым гранитом.  Антаблемент, выполненный из красного кирпича, отделан синими поясами с белыми кругами. Трехэтажное здание храма с севера соединяется с четырехэтажной башней. Башня увенчана сложным медным позолоченным завершением, которое называется «ганчжир». Храм также украшает восьмиградусный круг хардэ (символ буддизма) с медными фигурами газелей по сторонам. По углам главного фасада расположены позолоченные конусы, чжалцаны, в которых размещались печатные молитвенные тексты. Внутри храма – цветные витражи плафона и ограждения светового проема с буддийскими символами, выложенный многоцветными плитками пол и др.

 (добавил Mary)

25 ноября 1968 г. здание было объявлено памятником архитектуры местного значения.

9 июля 1990 г. решением исполкома Ленгорсовета храм был передан буддистам.

(по материалам статьи В. Н. Мазуриной  Осор Будаев: буддийский монах,

художник, сотрудник Музея истории религии. История Петербурга №5(39)/2007, [43]) (добавил- gordap239)

  • фото

    Агван Доржиев.
    Санкт-Петербург
    ок. 1900 г. [*]
    (добавил Mary)

  • фото

    Сиамские будды в
    верхнем алтаре храма.
    1914 г. [*]

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    Статуя большого Будды
    в нижнем алтаре.
    1930-е гг. (архив В.А.Иванова) [*]

  • фото

    Философский (цаннидский) диспут
    у входа в храм. нач.1930-х гг.
    (архив А.И.Бреславца) [*]

  • фото

    Служба в храме.
    ок. 1915 г. [*]
    (добавил Mary)

  • фото

    Витражи светового фонаря
    над залом молебствий.
    1989 г. (фото А.В. Усова) [*]

** - Группа монгольских студентов на ступеняхБуддийского храма (арх. Г.В.Барановский). (Фото  N 2 )
Дата съемки 1925 г. Автор - Магазинер Семен Абрамови. (ЦГАКФФД ссылка 11.1.2013.)

 

 

  • фото
  • фото

    Фото - Влада, 06.2012.

  • фото

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2008

    Добавил - IVa

  • фото

    Макет дацана
    Музей истории религии
    Фото - Наталия, 10.2017.

  • фото

    Фото - gordap239,
    2009.

  • фото

    Интерьеры.
    Фото - Мастер, 2017 г.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил Виктор М)

  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj,
    13.06.2020.

  • фото

  • фото

    Фото - V_Malyj,
    04.05.2023.

 

 

Основной алтарь храма с 2,5-метровой статуей Будды,  изваянной из алебастра бурятскими мастерами, находился в просторной нише в главном молитвенном зале - факти- чески, в нижнем этаже северной башни по оси здания. Прежде всего поражало отсутствие окон - свет в основное помещение храма, как уже отмечалось, проникал сверху, через остекленную часть крыши и потолка (световой фонарь), и падал на восьмилепестковый лотос, выложенный цветными плитками в полу и воспроизводивший символические очертания Шамбалы; чуть ниже лотоса, у самых дверей, из тех ж е плиток была составлена свастика - древний арийский (индо-буддийский) символ счастья. В центре зала, как раз под квадратным световым проёмом в потолке, стояли два длинных стола, на которых были разложены ритуальные принадлежности - колокольчики, раковины, чашечки с рисом, Завораживало и богатое убранство молитвенного зала - писанные на ткани буддийские иконы - танка, среди которых было и изображение Блистающей Шамбалы, различные декоративные аксессуары - сшитые из разноцветных парчовых лоскутов цилиндрические, развешанные между колоннами и перед алтарной нишей.
Первое богослужение в храме состоялось 21 февраля 1913 г., в день празднования 300-летия Дома Романовых. Второе большое буддийское богослужение в Петербурге состоялось 9 июня 1914 г. по случаю торжественного внесения в храм и освящения двух сиамских будд.

  • фото

    Ворота.

  • фото
  • фото
  • фото

    Ворота.

  • фото

    Фото - Mary, 05.2011.

  • фото

    Решетка.

  • фото

    Калитка.

  • фото

    Внутренний
    двор.

  • фото

    Мемориальные
    доски.

  • фото
  • фото
  • фото

    Внутренний двор.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 04.2011.

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj, 13.06.2020.

Доржиеву удалось добиться того, что буддийский храм был взят под охрану государством как уникальный памятник искусства. В результате управление Государственного музейного фонда включило храм в список подведомственных ему учреждений (от 3 июля 1922 г.). НКИДу  провел ремонт храма - были произведены работы для предохранения храма от дальнейшей порчи и устранения следов вандализма. Руководили ремонтом С. С. Кричинский и И. Н. Брусов, надзор осуществлял акад. С. Ф. Ольденбург. Предметы буддийского культа для разоренного храма Доржиеву удалось собрать среди бурят и калмыков. Наряду с Ольденбургом самое горячее участие в реставрации храма принимал и Карл Теннисон,  исполнявший в 1920-1922 гг. должность его настоятеля. Но в 1923 г. не удалось вернуть жизнь в буддийский храм. Ни в Бурятии, ни в Калмыкии не нашлось монахов, которые согласились бы отправиться в Петроград. 19 января 1924 г. Доржиев обратился к монгольскому правительству с предложением передать Петроградский храм во владение Монголии.

В самом конце 1924 г. из Урги в Ленинград - на учебу - отправилась первая группа монгольской молодежи, в составе 15 человек. По прибытии их зачислили на двухгодичное подготовительное отделение ЛИЖВЯ и поселили в  доме-общежитии при храме в Старой Деревне. Летом 1923 г. востоковед Владимирцов поселился вместе с семьей при храме. Летом того же года в буддийском доме с разрешения Доржиева поселился еще один русский ученыи А. В. Барченко.
В середине 1927 г. бурятами и калмыками - очевидно, с санкции Наркоминдела - был разработан проект нового соглашения, по которому храм признавался достоянием буддистов четырех стран, принимавших участие в его строительстве, - Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии. В Монгольской Республике, однако, до сих пор считают, что договор 1926 г. имел юридическую силу и потому буддийский храм принадлежит Монголии.
Как бы то ни было, храмовая усадьба фактически продолжала оставаться резиденцией Монгольской и Тибетской миссий, находившихся под особым покровительством НКИД СССР и соответственно пользовавшихся до некоторой степени экстерриториальным статусом, подобно диппредставительствам других зарубежных стран.
Храм Будды в Старой Деревне вновь стал действующим только в конце двадцатых (в 1927 или 1928). Ежегодно на исходе лета в Ленинград из Улан-Батора приезжала небольшая группа монгольских и тибетских лам для совершения летнего молебствия, сопровождаемого постом, во время которого монахам не позволяется покидать границ монастырской обители. Служение это традиционно относится к числу великих хуралов. Приезжая в Ленинград, ламы неизменно селились в  доме-общежитии при храме. В нижнем этаже дома помещались два магазинчика. В октябре 1926 г. при ЛИЖВЯ был создан Рабфак северных народностей, имевший два отделения: северное и восточное. Доржиев всячески содействовал научным контактам бурятских дацанских лам и ленинградских востоковедов, талантливых учеников школы академика Ф. И. Щербатского (А. И. Вострикова, М. И. Тубянского и Е. Е. Обермиллера). Тем самым он пытался реализовать свою идею синтеза древней науки Востока (науки буддийской) и передовой науки Запада. В том же 1927 г. Щербатской создал в Ленинграде, под эгидой Академии наук, Институт буддийской культуры (ИНБУК), куда пригласил в качестве научных консультантов бурятских лам.
Были попытки восстановить интерьер храма. Речь шла об украшении большого молитвенного зала множеством (3 000) небольших однотипных металлических статуй-бурханов Будды, установленных вдоль его периметра. Доржиеву также удалось заменить поврежденную гипсовую статую большого Будды Шакьямуни в главном алтаре на металлическую (медную). Летом 1930 г. (по воспоминаниям старожилов) при храме состоялся ваджраянский Цам - пантомимическая мистерия, посвященная Калачакре, ежегодно совершаемая во всех буддийских монастырях.

 

16 августа заведующий отделом фондов музея К. Ф. Воронцов принял от завхоза добровольного спортивного общества КИМ (Коммунистический интернационал молодежи) К. И. Гассара фигура Будды с троном (сидящий Будда Шакьямуни), подаренный храму сиамским королем. Что касается статуи большого Будды из главного алтаря, то ее первоначально также намеревались передать Музею истории религии. Статуя была демонтирована, но в музей так и не попала.

(* - Андреев А. И. Храм Будды в Северной столице. Санкт-Петербург. 2004.)  (добавил Mary)

 

 

25 ноября 1968 г. здание было объявлено памятником архитектуры местного значения.

Объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 527 от 10.07.2001г.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения  (7801238000)

  • фото

    Фото - gordap239,
    2009.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    1.2011

  • фото
  • фото

    Фото - IgRBy, 08.2010.

  • фото

    Во внутреннем дворе

  • фото

    Фото - Мастер,
    2017

4 комментария
105 просмотров
Добавил: Mary, 9 Марта 2008, 08:56
Редактировано: 11 Ноября 2024, 23:10
Оцените:
(4 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35124.html' target='_blank'>Буддийский дацан (продолжение) на Citywalls.ru</a>
Всего 4 комментария
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 9 из 61
Буддийский дацан (продолжение)
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7184