23 октября 1738 г. Указом Синода было отведено место для погребения «на Васильевском острове у Черной речки, между 18 и 23 линиями» - это первое упоминание будущего Смоленского кладбища.
Духовное ведомство не смогло собрать достаточных средств для строительства церкви, поэтому Елизавета Петрована в 1755 г. повелела выстроить храм за счет губернского правления. Указом Сената от 11 мая 1756 г. кладбищенское место «ради обывателей Васильевского острова в сторону от Галерной гавани» было официально подтверждено.
Освящение деревянной церкви после двух лет постройки состоялось 30 сентября 1760 г. во имя Смоленской иконы Божией Матери. Затем к ней был пристроен освященный 6 ноября 1772 г. теплый Михайловский придел.
Здесь же, на кладбище, стояло деревянное здание основанной в 1762 г. богадельни.
Наводнение 1777 г. нанесло кладбищу значительный ущерб: пострадал храм, были размыты многие могилы.
Новый каменный храм было решено возвести на месте первоначальной богадельни.
2 июня 1786 г. митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил сам назначил место для построения нового храма. Многие купцы бесплатно доставляли строительные материалы.
Каменная церковь была построена в 1786 - 1790 гг. по проекту архитектора профессора Алексея Иванова в стиле раннего классицизма.
26 сентября (9 октября) 1790 г. был освящен придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где установили иконостас из упраздненной Богословской церкви на Выборгской стороне. 1 октября 1790 г. был освящен главный придел во имя Смоленской иконы Божией Матери. Иконостас для него вырезали охтинские мастера во главе с Яковом Дунаевым. Храмовая икона - список со Смоленской иконы Божией Матери был написан профессором Академии художеств И. А. Акимовым, образа в иконостасе Г. И. Козловым.
Старая деревянная церковь была перестроена и освящена 8 ноября 1792 г. как "оспенная" во имя Архангела Михаила.
Прямоугольное в плане здание увенчано большим круглым барабаном, плавно переходящим в низкий и широкий купол византийского типа. К главному объему с запада примыкают трапезная и невысокая двухъярусная колокольня со шпилем. Все здание отличали простота форм, скупость деталей, скромность архитектурного образа.
В1809 г. архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров перестроил северо-западный Богословский придел. На средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831-1833 гг. был пристроен юго-западный Ильинский придел, который освятили 24 июня 1833 г. Тогда же надстроен один ярус колокольни и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В 1891-1892 гг. с северо-восточной и юго-восточной сторон по проекту академика К. Н. Вербицкого пристроили приделы во имя Василия Исповедника и Иоанна Крестителя, который был освящен 1 октября 1892 г. Его украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками.
В 1903 г. церковь капитально ремонтировали, Богословский и Ильинский приделы заново оформили архитектор В. А. Косяков и художник Ф. Р. Райлян.
Смоленское кладбище славилось своей благотворительностью: в 1900-е гг. при нем числились богадельня для вдов и сирот духовенства на 25 семейств, вдовий дом для вдов, сирот и заштатных священников на 14 семейств, дом трудолюбия в память рабы Божией Ксении, церковно-приходская школа на 50 учеников, епархиальный приют для детей воинов, погибших в японскую войну.
Все здания вдоль Камской улицы, включая угловой доходный дом на 17 линии, принадлежали кладбищу, и доход с них пополнял кладбищенский капитал. На 16-17 линиях находилось множество мастерских по изготовлению надгробных памятников. В их числе такие известные, как мастерская А. А. Баринова (17-я линия, 60), Ф. И. Крутикова (17-я линия, 56), П. О. Миняева (17 линия, 66), В. Д. Шульгина (17 линия, 62), Ф. Д. Калмыкова (16 линия, 95).
Фото - @belimovgushchin, 01.2021
В 1932 г. из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 г. Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор.
После Великой Отечественной войны храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 г., тогда же его интерьер приобрел современный вид. В 1987 - 1988 гг. Смоленская церковь была полностью отремонтирована.
В наши дни храм имеет три престола: главный - во имя Смоленской иконы Божией Матери, северный - во имя иконы Божией Матери "Милующая", или "Достойно есть", и южный - во имя святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола, украшенный искусно выполненной Вифлеемской пещерой.
Северный придел был освящен 24 мая 1950 г., после передачи в храм списка особо чтимой, старинной иконы Божией Матери "Милующая", который в 1887 г. была пожертвован иеромонахом русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсением для храма в Галерной гавани иконы Божией Матери "Милующая", ныне закрытом.
Южный придел был освящен 16 февраля 1990 г. - это первый в России престол, освященный во имя св. Ксении.
"Витраж с изображением Богоматери с младенцем создан в начале ХХ века для крестильни института им. Д. О. Отта (Менделеевская линия, д. 3 / Биржевой проезд, 1, арх. Бенуа Л. Н., 1897–1904). В 1947 г. перенесен в церковь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. В 2007 г. был отреставрирован в мастерской В. Н. Лебедева и установлен в главном алтаре храма. В 2020 г. витраж находился за престолом в массивной деревянной раме с позолоченными элементами.
На витраже изображена Богоматерь в рост с младенцем Иисусом Христом на руках. Первоисточником изображения является фреска В. Васнецова для алтаря Киевского собора (конец XIX в.). Этот образ Девы Марии был и остается до сих пор одним из самых любимых в России. Он получил название «Васнецовская Богоматерь» и неоднократно воспроизводился на иконах, в монументальной фресковой живописи, мозаиках и витражах.
В правом нижнем углу витражного полотна находится подпись: М. ФРАНКЬ и К° НЕВСК. ПР. 38.
Мастерская «М. Франк и К°» была самым известным в России в начале ХХ века предприятием по изготовлению витражей.
Витраж выполнен в комбинированной технике со сборкой на свинцовый профиль. Использованы цветные и бесцветные, гладкие и фактурные стекла, рюмочные плитки в угловых элементах, обжиговая роспись и гравировка. Осмотр: март 2020" (Добавил: T_Alex)
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения [7802297006].
Согласно РГИС - это не региональный памятник, а федеральный. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001
<a href='https://www.citywalls.ru/house6720.html' target='_blank'>Смоленское православное кладбище . Церковь Смоленской иконы Божией Матери на Citywalls.ru</a>
Здесь же, на кладбище, стояло деревянное здание основанной в 1762 г. богадельни.
Какой богадельни?
Наводнение 1777 г. нанесло кладбищу значительный ущерб: пострадал храм, были размыты многие могилы.
Новый каменный храм было решено возвести на месте первоначальной богадельни.
А это что за богадельня?
Все здание отличали простота форм, скупость деталей, скромность архитектурного образа ТЧК
В ПРОБЕЛ 1809 г. архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров перестроил северо-западный Богословский придел.
В 1891-1892 гг. с северо-восточной и юго-восточной сторон по проекту академика К. Н. Вербицкого пристроили приделы во имя Василия Исповедника и Иоанна Крестителя, который был освящен 1 октября 1892 г. Его украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева.
Смоленское кладбище славилось своей благотворительностью: в 1900-е гг. при нем числились богадельня для вдов и сирот духовенства на 25 семейств, вдовий дом для вдов, сирот СНЯТЬ ЗПТ и заштатных священников на 14 семейств,
А кто-н. проверял подведомственность перечисленных заведений?
находилось множество мастерских по изготовлению надгробных памятников. В их числе такие известные ЗПТ как мастерская А. А. Баринова
После Великой Отечественной войны храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 г., тогда же его интерьер приобрел современный вид.
Прочтите предложение вслух. Речь идет о приделАХ, а написано которЫЙ, т.е. к-рый будет относится к Крестителю.
2-я пара - его относится к году. Я всегда так выделяю - при неверном употребл. местоимения, чтобы все понимали, КАК это в итоге воспринимается, и обращали внимание на эти моменты.
Так и я не понимаю, как ГОД мог что-то украшать. А по норме р. яз. именно к году (это ведь и есть посл. сущ. муж. рода в предл.) отн-ся 1-е местоим. в след. предл.
Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2019-2020», описание объекта:
"Витраж с изображением Богоматери с младенцем создан в начале ХХ века для крестильни института им. Д. О. Отта (Менделеевская линия, д. 3 / Биржевой проезд, 1, арх. Бенуа Л. Н., 1897–1904). В 1947 г. перенесен в церковь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. В 2007 г. был отреставрирован в мастерской В. Н. Лебедева и установлен в главном алтаре храма. В 2020 г. витраж находился за престолом в массивной деревянной раме с позолоченными элементами.
На витраже изображена Богоматерь в рост с младенцем Иисусом Христом на руках. Первоисточником изображения является фреска В. Васнецова для алтаря Киевского собора (конец XIX в.). Этот образ Девы Марии был и остается до сих пор одним из самых любимых в России. Он получил название «Васнецовская Богоматерь» и неоднократно воспроизводился на иконах, в монументальной фресковой живописи, мозаиках и витражах.
В правом нижнем углу витражного полотна находится подпись: М. ФРАНКЬ и К° НЕВСК. ПР. 38.
Мастерская «М. Франк и К°» была самым известным в России в начале ХХ века предприятием по изготовлению витражей.
Витраж выполнен в комбинированной технике со сборкой на свинцовый профиль. Использованы цветные и бесцветные, гладкие и фактурные стекла, рюмочные плитки в угловых элементах, обжиговая роспись и гравировка.
Перечень мест захоронений на кладбищах Санкт-Петербурга известных граждан, внесших значительный вклад в историю России и Санкт-Петербурга https://docs.cntd.ru/document/8415424
Что же тут непонятного? Уже завтра эти комментарии не будут видны на одной странице все сразу. Зайдя в ту или иную публикацию, можно будет увидеть данную ссылку. А если ее не повторять, то увидеть можно будет только в какой-то одной публикации, а в остальных не будет и намека на нее.
Спасибо люблюпитер за хорошую ссылку. И за то, что написала ее во всех публикациях, где она полезна.
2. Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли совместно с организациями сферы ритуальных услуг провести инвентаризацию мест захоронений, указанных в перечне, и подготовить предложения по их содержанию и текущему ремонту за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Отсюда возникла мысль, что в список включены объекты, "повешенные" на баланс города. Это что-то типа списков охраняемых объектов КГИОП отдельно федерального и регионального значения. В данном случае - регионального.
В целом документ "унутряного" пользования, фактически для расчёта расходов на ремонт и содержание этих захоронений. Это я так думаю. Могу быть не права, но тогда список абсурден.
Можно уточнить подписи фотографий приделов храма. В описаниях храма упоминаются четыре придела, пристроенные к освященному в честь Смоленской иконы Божией Матери центральному корпусу храма и к трапезной
А. Два придела пристроенные к центральному объему храма:
А.1 Северо восточный прилел расположен слева от центрального объема, освещен в 1892 г во имя Иоанна Предтечи, св.Стефана и мученицы Евлампии (сейчас Рождественский придел, не имеющий отдельного престола) - фото 48, 74
А.2 Юго-восточный придел расположен справа от центрального, освящен в 1891 в честь Святого Василия Исповедника (в 1989 освящен в честь св. бл. Ксении Петербургской) - фото 36, 37, 68, 69
Б. Два отделных придела (пристроенных к трапезной):
Б.1 северо-западный, слева от трапезной, построенный первым и освященный в 1790 г. в честь Иоанна Богослова (в 1950 освящен во имя иконы Божией Матери «Умиление» ) - фото 31, 32, 33, 72, 73
Б.2 юго-западный, справа от трапезной, освященный в 1833 г в честь пророка Илии ( сейчас не имеющий престола, в нем располагается церковная лавка) - фото 34, 35, 77, 78
Расположено на месте парка, задуманного Леблоном, лежит в топком месте и не считается аристократическим.
Главная церковь Смоленской Божьей Матери 1785–1790 г<одов> тяжела по замыслу и сильно расползлась.
Церковь Св. Живоначальной Троицы 1831 г<ода>, интересно задуманная, попорчена новой отделкой.
Самые интересные могилы находятся около церкви. Памятник А.Д. Захарову, строителю Адмиралтейства, очень скромен и прост, состоит из саркофага и двух урн, находится с левой стороны главной церкви среди могил. Легче всего заметить два соседних монумента в виде храмиков на высоких пьедесталах с тяжелыми колоннами утрированного томоновского типа. Это - мавзолеи Яковлевых.
С левой стороны алтаря саркофаг И. Мартоса, розового гранита с такими же украшениями недалеко от него монумент Козловскому работы Демут-Малиновского. Рядом с последним памятник Семену Щедрину.
Со стороны алтаря три памятника Яковлевым, выполненные какими-либо хорошими ваятелями.
На большой аллее, почти против паперти церкви, замечательный сложный монумент из розового и серого мрамора, с круглым женским портретом и барельефом, изображающим юношей и воспитателя. Прекрасная ложноготическая решетка. Ближе ко входу и на той же аллее гранитный с отличной бронзой монумент Ковригиной 1830 г<ода> и великолепная чугунная решетка (с венками) вокруг могилы Попова.
Нет ссылок.
№ 108. С. 200.
Смоленская (на кладбище) церковь - В.О. Камская, 24.