Публикация

Смоленское православное кладбище .
Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Здание на карте
фото
Архитекторы: Иванов А. А.
Год постройки: 1786-1790
Стиль: Классицизм

Смоленское православное кладбище .

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Классицизм

Пам. арх. (федерельн.)

1786-1790 -

 

 

23 октября 1738 г. Указом Синода было отведено место для погребения «на Васильевском острове у Черной речки, между 18 и 23 линиями» - это первое упоминание будущего Смоленского кладбища.

Духовное ведомство не смогло собрать достаточных средств для строительства церкви, поэтому Елизавета Петрована в 1755 г. повелела выстроить храм за счет губернского правления. Указом Сената от 11 мая 1756 г. кладбищенское место «ради обывателей Васильевского острова в сторону от Галерной гавани» было официально подтверждено.

 

Освящение деревянной церкви  после двух лет постройки  состоялось 30 сентября 1760 г. во имя Смоленской иконы Божией Матери. Затем к ней был пристроен освященный 6 ноября 1772 г. теплый Михайловский придел.

Здесь же, на кладбище, стояло деревянное здание основанной в 1762 г. богадельни.

Наводнение 1777 г. нанесло кладбищу значительный ущерб: пострадал храм, были размыты многие могилы.

Новый каменный храм было решено возвести на месте первоначальной богадельни.

2 июня 1786 г. митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил сам назначил место для построения нового храма. Многие купцы бесплатно доставляли строительные материалы.

Каменная церковь была построена в 1786 - 1790 гг. по проекту архитектора профессора Алексея Иванова в стиле раннего классицизма.

 

26 сентября (9 октября) 1790 г. был освящен придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где установили иконостас из упраздненной Богословской церкви на Выборгской стороне. 1 октября 1790 г. был освящен главный придел во имя Смоленской иконы Божией Матери. Иконостас для него вырезали охтинские мастера во главе с Яковом Дунаевым. Храмовая икона - список со Смоленской иконы Божией Матери был  написан профессором Академии художеств И. А. Акимовым, образа в иконостасе  Г. И. Козловым.

Старая деревянная церковь была перестроена и освящена 8 ноября 1792 г. как "оспенная" во имя Архангела Михаила.

Прямоугольное в плане здание увенчано большим круглым барабаном, плавно переходящим в низкий и широкий купол византийского типа. К главному объему с запада примыкают трапезная и невысокая двухъярусная колокольня со шпилем. Все здание отличали простота форм, скупость деталей, скромность архитектурного образа.

 

В1809 г. архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров перестроил северо-западный Богословский придел. На средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831-1833 гг. был пристроен юго-западный Ильинский придел, который освятили 24 июня 1833 г. Тогда же надстроен один ярус колокольни и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В 1891-1892 гг. с северо-восточной и юго-восточной сторон по проекту академика К. Н. Вербицкого пристроили приделы во имя Василия Исповедника и Иоанна Крестителя,  который был освящен 1 октября 1892 г. Его украшал  иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками.

 

В 1903 г. церковь капитально ремонтировали,  Богословский и Ильинский приделы заново оформили архитектор В. А. Косяков и художник Ф. Р. Райлян.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2008

    Добавил - IVa

  • фото

    Фото 16.08.2011.

  • фото

    Фото - @belimovgushchin, 01.2021

  • фото
  • фото

    Фото - Вадим Павлов, 11.2022.

Смоленское кладбище славилось своей благотворительностью: в 1900-е гг. при нем числились богадельня для вдов и сирот духовенства на 25 семейств, вдовий дом для вдов, сирот и заштатных священников на 14 семейств, дом трудолюбия в память рабы Божией Ксении, церковно-приходская школа на 50 учеников, епархиальный приют для детей воинов, погибших в японскую войну.

Все здания вдоль Камской улицы, включая угловой доходный дом на 17 линии, принадлежали кладбищу, и доход с них пополнял кладбищенский капитал. На 16-17 линиях находилось множество мастерских по изготовлению надгробных памятников. В их числе такие известные, как мастерская А. А. Баринова (17-я линия, 60), Ф. И. Крутикова (17-я линия, 56), П. О. Миняева (17 линия, 66), В. Д. Шульгина (17 линия, 62), Ф. Д. Калмыкова (16 линия, 95). 

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    @belimovgushchin,
    01.2021

 

 

В 1932 г. из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 г. Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор.

После Великой Отечественной войны храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 г., тогда же его интерьер приобрел современный вид. В 1987 - 1988 гг. Смоленская церковь была полностью отремонтирована.

В наши дни храм имеет три престола: главный - во имя  Смоленской иконы Божией Матери, северный - во имя  иконы Божией Матери "Милующая", или "Достойно есть", и южный - во имя святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола, украшенный искусно выполненной Вифлеемской  пещерой.

Северный придел был освящен 24 мая 1950 г., после передачи в храм  списка особо чтимой, старинной иконы Божией Матери "Милующая", который в 1887 г. была пожертвован иеромонахом русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсением для храма в Галерной гавани иконы Божией Матери "Милующая", ныне закрытом.

Южный придел  был освящен 16 февраля 1990 г.  - это первый  в России престол, освященный во имя св. Ксении

 

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2019-2020», описание объекта: 

"Витраж с изображением Богоматери с младенцем создан в начале ХХ века для крестильни института им. Д. О. Отта (Менделеевская линия, д. 3 / Биржевой проезд, 1, арх. Бенуа Л. Н., 1897–1904). В 1947 г. перенесен в церковь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. В 2007 г. был отреставрирован в мастерской В. Н. Лебедева и установлен в главном алтаре храма. В 2020 г. витраж находился за престолом в массивной деревянной раме с позолоченными элементами.

На витраже изображена Богоматерь в рост с младенцем Иисусом Христом на руках. Первоисточником изображения является фреска В. Васнецова для алтаря Киевского собора (конец XIX в.). Этот образ Девы Марии был и остается до сих пор одним из самых любимых в России. Он получил название «Васнецовская Богоматерь» и неоднократно воспроизводился на иконах, в монументальной фресковой живописи, мозаиках и витражах.

В правом нижнем углу витражного полотна находится подпись: М. ФРАНКЬ и К° НЕВСК. ПР. 38.

Мастерская «М. Франк и К°» была самым известным в России в начале ХХ века предприятием по изготовлению витражей.

Витраж выполнен в комбинированной технике со сборкой на свинцовый профиль. Использованы цветные и бесцветные, гладкие и фактурные стекла, рюмочные плитки в угловых элементах, обжиговая роспись и гравировка. Осмотр: март 2020"                                                                                                                                                       (Добавил: T_Alex)

 

 

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  [7802297006].

Согласно РГИС - это не региональный памятник, а федеральный.    Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

  • фото
  • фото
  • фото

    На северной стене.
    Фото - Виктор М, 07.08.2012.

  • фото

    Фрагмент южного
    фасада и надгробие

  • фото

    В притворе
    Фото - Виктор М
    17.03.2012.

  • фото

    Фото - Виктор М,
    30.05.2014.

  • фото

    Проект «Витражи СПб.
    Инвентаризация 2019-2020».
    Вид на стеклянную
    запрестольную икону в храме

  • фото

    Комбинированный витраж
    с изображением Богородицы
    с младенцем

  • фото

    Фрагмент витража
    начала ХХ века
    с изображением
    "Васнецовской Богоматери"
    фирмы "М. Франк и К°"

  • фото

    Фрагмент витража
    с подписью мастерской
    "М.Франк и К°"
    (добавил T_Alex )

  • фото

    Возле церкви памятным
    камнем отмечено место,
    где находилась могила
    Т. Г. Шевченко.

  • фото

    Главный придел

  • фото

    Левый придел

  • фото

    Фото - Наталия, 24.04.2022.

  • фото

    Главный придел

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Правый придел

  • фото
  • фото

    В притворе

  • фото
  • фото

    Левый придел

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Вид на левый придел
    из главного

  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 25.05.2022.

18 комментариев
7025 просмотров
Добавил: Наталия, 24 Июня 2009, 17:35
Редактировано: 7 Мая 2024, 16:38
Оцените:
(20 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6720.html' target='_blank'>Смоленское православное кладбище . Церковь Смоленской иконы Божией Матери на Citywalls.ru</a>
Всего 18 комментариев
  • 4 Ноября 2010, 23:05

    Нет ссылок.

     

    № 108. С. 200.

    Смоленская (на кладбище) церковь - В.О. Камская, 24.

  • 20 Марта 2012, 21:23

    24 лит. А.

    Согласно РГИС - это не региональный памятник, а федеральный. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

  • 20 Марта 2012, 22:14

    Здесь же, на кладбище, стояло деревянное здание основанной в 1762 г. богадельни.

    Какой богадельни?

    Наводнение 1777 г. нанесло кладбищу значительный ущерб:   пострадал храм, были размыты многие могилы.


    Новый каменный храм было решено возвести на месте первоначальной богадельни.

    А это что за богадельня?

     

    Все здание отличали простота форм, скупость деталей, скромность архитектурного образа ТЧК

    В ПРОБЕЛ 1809 г. архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров перестроил северо-западный Богословский придел.


    В 1891-1892 гг. с северо-восточной и юго-восточной сторон по проекту академика К. Н. Вербицкого пристроили приделы во имя Василия Исповедника и Иоанна Крестителя,  который был освящен 1 октября 1892 г. Его украшал  иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева.


    Смоленское кладбище славилось своей благотворительностью: в 1900-е гг. при нем числились богадельня для вдов и сирот духовенства на 25 семейств, вдовий дом для вдов, сирот СНЯТЬ ЗПТ и заштатных священников на 14 семейств,

    А кто-н. проверял подведомственность перечисленных заведений?


     находилось множество мастерских по изготовлению надгробных памятников. В их числе такие известные ЗПТ как мастерская А. А. Баринова


    После Великой Отечественной войны храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 г., тогда же его интерьер приобрел современный вид.

     

    нет ссылок

     

     

     

  • 20 Марта 2012, 23:06

    Алекс, то, что красным, осталось, т.к. непонятно, что красным помечено - о ком/о чем речь??

  • 20 Марта 2012, 23:10

    Прочтите предложение вслух. Речь идет о приделАХ, а написано которЫЙ, т.е. к-рый будет относится к Крестителю.

    2-я пара - его относится к году. Я всегда так выделяю - при неверном употребл. местоимения, чтобы все понимали, КАК это в итоге воспринимается, и обращали внимание на эти моменты.

  • 21 Марта 2012, 02:21

    Про Крестителя - соглашусь. Но как его (год) мог украшать иконостас???

    (Или спать пора, не въезжаю??)

  • 21 Марта 2012, 14:14

    Так и я не понимаю, как ГОД мог что-то украшать. А по норме р. яз. именно к году (это ведь и есть посл. сущ. муж. рода в предл.) отн-ся 1-е местоим. в след. предл.

  • 20 Июля 2020, 11:33

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2019-2020», описание объекта: 

     

    "Витраж с изображением Богоматери с младенцем создан в начале ХХ века для крестильни института им. Д. О. Отта (Менделеевская линия, д. 3 / Биржевой проезд, 1, арх. Бенуа Л. Н., 1897–1904). В 1947 г. перенесен в церковь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. В 2007 г. был отреставрирован в мастерской В. Н. Лебедева и установлен в главном алтаре храма. В 2020 г. витраж находился за престолом в массивной деревянной раме с позолоченными элементами.

    На витраже изображена Богоматерь в рост с младенцем Иисусом Христом на руках. Первоисточником изображения является фреска В. Васнецова для алтаря Киевского собора (конец XIX в.). Этот образ Девы Марии был и остается до сих пор одним из самых любимых в России. Он получил название «Васнецовская Богоматерь» и неоднократно воспроизводился на иконах, в монументальной фресковой живописи, мозаиках и витражах.

    В правом нижнем углу витражного полотна находится подпись: М. ФРАНКЬ и К° НЕВСК. ПР. 38.

    Мастерская «М. Франк и К°» была самым известным в России в начале ХХ века предприятием по изготовлению витражей.

    Витраж выполнен в комбинированной технике со сборкой на свинцовый профиль. Использованы цветные и бесцветные, гладкие и фактурные стекла, рюмочные плитки в угловых элементах, обжиговая роспись и гравировка.

    Осмотр: март 2020"

     

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/

    Все фото выполнены волонтерами проекта.

  • 13 Марта 2023, 18:18

    Перечень мест захоронений на кладбищах Санкт-Петербурга известных граждан, внесших значительный вклад в историю России и Санкт-Петербурга https://docs.cntd.ru/document/8415424

  • 13 Марта 2023, 18:38
    Ответ на "Перечень мест захоронений на кладбищах Санкт-Петер" от люблюпитер

     А зачем столько одинаковых комментов ?

  • 13 Марта 2023, 20:03
    Ответ на "А зачем столько одинаковых комментов ?" от south_thungus

    Что же тут непонятного? Уже завтра эти комментарии не будут видны на одной странице все сразу. Зайдя в ту или иную публикацию, можно будет увидеть данную ссылку. А если ее не повторять, то увидеть можно будет только в какой-то одной публикации, а в остальных не будет и намека на нее.

     

    Спасибо люблюпитер за хорошую ссылку. И за то, что написала ее во всех публикациях, где она полезна.

  • 13 Марта 2023, 22:19
    Ответ на " Уже Спасибо люблюпитер за хорошую ссылку.  " от S.P.

     Да ссылки плохими не бывают!

    А вот текст-то там странный.

    ("Странный, если не сказать больше" © Управдом В.С. Плющ)

     

    По какому такому критерию отбирался 

    перечень мест захоронений на кладбищах Санкт-Петербурга известных граждан?!

     

    Тихвинское кладбище в скобках разъясняется, что это  Некрополь мастеров искусств.

    Но Лазаревское кладбище уже без уточнений.

    На Лазаревском отмечено аж 3(три) захоронения.

    Одного из Мордвиновых, Муравьёва-Виленского и часовня Ратькова-Рожнова.

    Всё!

    На Тихвинском из художников отмечен Премацци, из литераторов — Розен, из композиторов — Кавос.

    Есть сестра Глинки Шестакова, самого Глинки нет.

    На Большеохтинском забыли Малиновского — директора лицея, Леонида Пантелеева...

    Вот на Комаровском кладбище упомянуты 59 могил.

    Вы уже догадываетесь, кого там нет.

    Ну да, Анны Андреевны. 🙁

  • 13 Марта 2023, 22:57
    Ответ на "Да ссылки плохими не бывают! А вот текст-то там ст" от Chartpilot

     Что уж найдено, то представлено. Конечно же список неполный. Есть повод добавлять пропущенное.

  • 14 Марта 2023, 09:25

    Списки действительно представляются очччень странными в виду их куцости. 

     

    Привлёк внимание исчезнувший в новой редакции пунктик (https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/1193115

     2. Комитету по государственному контролю, использованию и  охране памятников  истории  
    и культуры,
    Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли
    совместно с организациями
    сферы ритуальных услуг провести инвентаризацию мест
    захоронений, указанных в перечне, и подготовить
    предложения по их содержанию и
    текущему ремонту за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.


    Отсюда возникла мысль, что в список включены объекты, "повешенные" на баланс города. Это что-то типа списков охраняемых объектов КГИОП отдельно федерального и регионального значения. В данном случае - регионального.

     

    В целом документ "унутряного" пользования, фактически для расчёта расходов на ремонт и содержание этих захоронений. Это я так думаю. Могу быть не права, но тогда список абсурден.

     

     

     
  • 14 Марта 2023, 10:17
    Ответ на "Списки действительно представляются очччень странн" от Galina Vabishchevich

     Тут вариант только еще один может быть: обычная халтура. Вообще, работа сделана: см. Исторические кладбища.

  • 14 Марта 2023, 10:20
    Ответ на "Да ссылки плохими не бывают! А вот текст-то там ст" от Chartpilot

     Л. Пантелеев не расшифровывается.

    Они и Ахматову забыли на Комаровском кладбище.

  • 2 Августа 2023, 02:15

    Можно уточнить подписи фотографий приделов храма.
    В описаниях храма упоминаются четыре придела, пристроенные к освященному в честь Смоленской иконы Божией Матери центральному корпусу храма и к трапезной

    А. Два придела пристроенные к центральному объему храма:

    А.1 Северо восточный прилел расположен слева от центрального объема, освещен в 1892 г во имя Иоанна Предтечи, св.Стефана и мученицы Евлампии (сейчас Рождественский придел, не имеющий отдельного престола) - фото 48, 74

    А.2 Юго-восточный придел расположен справа от центрального, освящен в 1891 в честь  Святого Василия Исповедника (в 1989 освящен в честь св. бл. Ксении Петербургской) - фото 36, 37, 68, 69

     

    Б. Два отделных придела (пристроенных к трапезной):

    Б.1 северо-западный, слева от трапезной, построенный первым и освященный в 1790 г. в честь Иоанна Богослова (в 1950 освящен во имя иконы Божией Матери «Умиление» ) - фото 31, 32, 33, 72, 73

    Б.2 юго-западный, справа от трапезной, освященный в 1833 г в честь пророка Илии ( сейчас не имеющий престола, в нем располагается церковная лавка) - фото 34, 35, 77, 78

  • 7 Октября 2024, 13:30

    СМОЛЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ.

     

    Расположено на месте парка, задуманного Леблоном, лежит в топком месте и не считается аристократическим.

    Главная церковь Смоленской Божьей Матери 1785–1790 г<одов> тяжела по замыслу и сильно расползлась.

    Церковь Св. Живоначальной Троицы 1831 г<ода>, интересно задуманная, попорчена новой отделкой.

    Самые интересные могилы находятся около церкви. Памятник А.Д. Захарову, строителю Адмиралтейства, очень скромен и прост, состоит из саркофага и двух урн, находится с левой стороны главной церкви среди могил. Легче всего заметить два соседних монумента в виде храмиков на высоких пьедесталах с тяжелыми колоннами утрированного томоновского типа. Это - мавзолеи Яковлевых.

    С левой стороны алтаря саркофаг И. Мартоса, розового гранита с такими же украшениями недалеко от него монумент Козловскому работы Демут-Малиновского. Рядом с последним памятник Семену Щедрину.

    Со стороны алтаря три памятника Яковлевым, выполненные какими-либо хорошими ваятелями.

    На большой аллее, почти против паперти церкви, замечательный сложный монумент из розового и серого мрамора, с круглым женским портретом и барельефом, изображающим юношей и воспитателя. Прекрасная ложноготическая решетка. Ближе ко входу и на той же аллее гранитный с отличной бронзой монумент Ковригиной 1830 г<ода> и великолепная чугунная решетка (с венками) вокруг могилы Попова.

    (В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы)

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 49 из 89
Смоленское православное кладбище .
Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 8154