Публикация

Дворцовый мост

Здание на карте
фото
Архитекторы: Пшеницкий А. П.
Год постройки: 1912-1916, 1939
Стиль:

Фото - Mary, 2006.

Дворцовый мост

 Пам. арх. (регион.)

1912-1916 - инж. Пшеницкий Андрей (Анджей) Павлович

                  арх.  Мельцер Роберт-Фридрих 

1967 - капитальный ремонт

 

 

Мост находится на оси Дворцового проезда и Биржевой площади. Он имеет пять пролетов. Средний - разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами, подвешенными к его хвостовой части на шарнирах. Остальные пролеты перекрыты двумя металлическими клепаными неразрезными пролетными строениями со сквозными фермами, имеющими нижние криволинейные пояса. Длина моста 260,1 м, ширина - 27,75 м; масса металлических пролетных строений - 4868 тонн; масса противовесов - 2800 тонн.                                                     (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Дворцовый мост.
    И. И. Шарлемань.
    (добавил IVa)

  • фото

    Boating on the Neva with the Peter-Paul
    Cathedral in the distance, St-Petersburg

    Копаллик Франц. 1890-е гг.
    (добавил Mary)

  • фото

    1894 г.
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1896 г.
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1900-е гг. Плашкоутный
    Дворцовый мост
    Фото - Феофанов Е.Ф.
    ГМИ СПб 231880

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Старый Дворцовый
    мост в Петербурге,
    рис. худ.
    И.М. Грабовского
    (Петроградский
    листок 12 января
    1917 г. № 11 С.9)
    (добавил
    Lonely Walker)

  • фото

    1900-е гг. Конка проезжает
    по Дворцовому мосту
    Фото ателье Буллы
    ЦГАКФФД СПб Г 6894

    Фото - Lonely Walker

  • фото

    1900-е гг. Общий вид стрелки В.О.
    и Дворцовый плашкоутный мост
    Фото Булла Карл Карлович
    ЦГАКФФД СПб Е 15467

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    После 1903 г. Понтонный мост
    через р.Неву
    Фото ателье Буллы
    ЦГАКФФД СПб Е 17038

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Фото 1909 г.
    (фото retro-piter.livejournal)
    (добавил nikspb)

  • фото

    1909 г. Проект нового
    Дворцового моста.
    Александр Николаевич Бенуа
    pastvu.com

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    "Архитектурно-художественный
    еженедельник", 1917, №1, С. 6
    (добавил S.P. )

  • фото

    Проект Дворцового моста
    Архит. Р.Ф.Мельцер. Вариант 1915 г.
    * см. ниже (добавил S.P. )

  • фото

    1916 г. Общий вид Дворцового моста
    Фото из альбома "Дворцовый мост"
    ГМИ СПб 14542/1

    goskatalog.ru}
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Вид моста летом 1916 г.
    ГМИ СПб 14542/2
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Кессон среднего быка
    ГМИ СПб 14542/3
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Установка на место
    кессона среднего быка.
    ГМИ СПб 14542/4
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Кессонные шлюзы.
    ГМИ СПб 14542/7
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Водолаз перед
    спуском
    ГМИ СПб
    14542/8

    (добавил
    Lonely Walker)

  • фото

    Опускание
    водолаза
    ГМИ СПб
    14542/9

    (добавил
    Lonely Walker)

  • фото

    Постройка набережных.
    ГМИ СПб 14542/13
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Наводка неразрезных
    пролетов
    ГМИ СПб 14542/15
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Сборка ферм разводного
    пролета
    ГМИ СПб 14542/17
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Установка на место
    разводного крыла
    ГМИ СПб 14542/21
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Вид разводного пролета
    ГМИ СПб 14542/25
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Работы по устройству
    полотна
    ГМИ СПб 14542/27

  • фото

    Ключевая часть фермы
    разводного пролета
    ГМИ СПб 14542/31
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Установка механизмов
    на опорных стойках
    разводного пролета
    ГМИ СПб 14542/35
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Нижняя часть опорной стойки,
    нагруженная для отправки
    на место постройки
    ГМИ СПб 14542/40
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Молебствие на
    открытии моста
    ГМИ СПб 14542/41
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Перила Дворцового моста.
    Архитектор Л.А. Носков
    1930-е.
    (Бунатян Г. Г. "...Оград узор чугунный".
    Альбом. Лениздат, 1990)

    (добавил IVa )

  • фото

    Фотооткрытка. Издание
    и печать "Ленфотохудожник"
    1941 г.
    (добавил MANOLA )

  • фото

    Дворцовый мост.
    Фото - Илья Голанд 1964 г.
    (Альбом Ленинград. Виды города) (добав.Mary)

  • фото

    1974 г.

  • фото

    Открытка. 1985
    (добавил Анчар)

  • фото

    Яндекс панорама 2011 г.

  • фото

    Яндекс панорама 2011 г.

  • фото

    Яндекс панорама 2011 г.
    (добавил lenarch)

  • фото

    Дворцовый мост на карте РГИС
    (добавил Lonely Walker)

*А.Л.Пунин. Архитектура отечественных мостов. Л., Стройиздат ЛО, 1982, с. 130. Подпись: "Проект Дворцового моста с декоративными

  башнями на опорах разводного пролета через р. Неву в Петрограде. Архит. Р.Ф.Мельцер. Вариант 1915 г. Публикуется впервые"

 

После окончания строительства постоянного Благовещенского моста Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой о перемещении Исаакиевского плашкоутного моста к Зимнему дворцу для связи центра города с Биржей и учреждениями Торгового порта на Стрелке В.О. Наплавной Исаакиевский мост был расположен ниже по течению, между зданиями Сената и Синода и Меншиковским дворцом. Он состоял из деревянных барок-плашкоутов и был временным: мост наводили в период навигации, а зимой переправлялись по льду Невы.

 

5 августа 1853 г. разрешение было получено. По проекту инженера И. К. Герарда мост стали устанавливать на новом месте. К 10 декабри 1850 г, работы были завершены, они обошлись казне в 50 тыс. рублей. Новый мост стал называться Дворцовым.

 

В 1882 г. общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. В 1896 г. Дворцовый мост был перемешен вниз по течению на 53,25 м и занял трассу современного постоянного моста. Это было связано с созданием озелененной площадки перед западным фасадом Зимнего дворца.

Работы по наведению моста начались зимой 1896 г. и закончились 23 декабря 1897 г. Мост был освящен и открыт в торжественной обстановке. По нему были проложены пути конной железной дороги.

Впрочем, город чуть было не лишился этой переправы. Весной 1899 г. плашкоуты, давно требовавшие ремонта, дали течь и затонули. После этого со всей серьезностью встал вопрос о строительстве капитальной постройки.

 

В июле 1900 г. Городская управа предложила Комиссии по надзору за строительством Троицкого моста составить технические условия на проектирование Дворцового моста.

В апреле 1901 г. был объявлен конкурс одновременно на два моста - Дворцовый и Большой Охтинский. На конкурс поступило 27 эскизных проектов, в том числе 13 - от петербургских авторов. Все проекты демонстрировались в Александровском зале Городской думы и, по мнению современников, «производили далеко не выгодное впечатление». Особая комиссия признала их вообще непригодными и невыполнимыми, за исключением эскизного проекта французской фирмы «Батиньоль». Но фирма отказалась его продать, предложив заключить договор на строительство моста за 4 млн. 700 тыс. рублей. Был объявлен второй тур конкурса. Но строительство моста тормозилось решением вопроса о трассе нового моста - рассматривались варианты трассы против Адмиралтейства, против Зимней канавки, по оси Мошкова (Запорожского) переулка и т.д.

 

Наконец, трасса определилась, и 5 февраля 1911 г. был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов. По нему мост должны были сдать в эксплуатацию 15 октября 1913 г. Строительство по проекту инженера, выпускника Петербургского Института инженеров путей сообщения, А. П. Пшеницкого начали только в 1912 г., так как существовавшие проекты подверглись коренной переделке. О сдаче моста в эксплуатацию в сроки, указанные в договоре, уже никто не думал. Тем более, что 17 апреля 1914 г. в Петербурге (еще в Петербурге) случилось «редкое» явление - наводнение, в результате чего была повреждена одна из строившихся опор, а в августе 1914 г. разразилась первая мировая война, и строительство моста еще более затянулось - участились задержки в поставках металлических конструкций, стала ощущаться нехватка рабочей силы. Мост был открыт лишь 23 декабря 1916 г. *) За неделю до этого, 17 декабря 1916 г., было произведено испытание прочности моста - 34 грузовых автомобиля, каждый из которых с грузом имел массу более 600 пудов въехали одновременно на мост, последовательно заняв все его пролеты. Комиссия, проводившая испытания, признала возможным открыть по мосту движение.

 

Художественная отделка моста так и не была закончена. Устройство перил, фонарей и павильонов управления было закончено уже при советской власти. Так, литая чугунная решетка перил, выполненная скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова, появилась только двадцать лет спустя, точнее в 1939 г. До этого перильные ограждения были деревянными.

 

В ознаменование первой годовщины октябрьского переворота 1917 г. мост назвали Республиканским, но в январе 1944 г. ему вернули историческое название. Мост капитально отремонтировали в 1967 г., а в 1977 г. его реконструировали по проекту инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника и архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко - обновили разводную часть, заменили настил, установили новые фонари, убрали со средних опор дощатые «хибарки», сохранившиеся с 1916 г.

 

Летом 1997 г. была произведена очередная реконструкция моста. Работы выполнялись под руководством инженера Ю. Петрова. 14 ноября 1997 г, в Петербурге состоялся праздник под названием «Дворцовый мост зажигает огни». В этот день ровно в 16 часов 30 минут Дворцовая набережная озарилась разноцветными огнями фейерверка. Одновременно с этим пролеты моста со стороны Зимнего дворца засияли в свете прожекторов. Затем с Петропавловки раздался пушечный залп, и «василеостровская» часть моста расцветилась иллюминацией. Заиграла музыка, и на мосту закружились в танце дамы в кринолинах, кавалеры в камзолах, а также многочисленные гости праздника. Таким образом Дворцовый стал третьим мостом в городе, после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим подсветку. Весной 2000 г. мост закрывался на двое суток, в связи с реконструкцией Стрелки Васильевского острова, которая является его естественным продолжением. Мостостроители Петербурга внесли свой вклад в работы по реконструкции Стрелки, расположенной между двумя мостами - Дворцовым и Биржевым.

(Антонов Б.И. Мосты Санкт-Петербурга. 2001. С.18-22 добавил Lonely Walker)

 

Неуклюжий деревянный «Дворцовый» мост на плашкоутах долго безобразил «Невы державное теченье» в самом центре столицы. С одной стороны великолепное по своей архитектуре Адмиралтейство, рядом с ним строго стильный Зимний дворец и широкий гранитный спуск с знаменитыми львами к реке; с другой - одно из самых совершенных созданий петроградского зодчества: Биржа, величественные обелиски па набережной Васильевского острова, а между ними грязный, замухрышистый горбун - соединительная артерия двух бойких частей столицы, сооружение подлинного «казарменного стиля». Во время весеннего ледохода и осеннего ледостава оп бездействовал, укрываемый в тихую заводь; во время бурь он щетинился, вздымал горбатую спину, отказываясь служить.

 

Не раз Нева уносила его плашкоуты на взморье, а жители той стороны пробирались на эту окольным путем. О замене его давно поговаривали, но лишь развившееся автомобильное и трамвайное движение в столице подписало старику смертный приговор. В 1910 г. его отвели к сенату, а в 1916 г. он сгорел от искры парохода, в последний раз сконфузя петроградскую Думу. Подлинные черты «безвременно угасшего старца» запечатлели в рисунке известного художника И. М. Грабовского, сделанного для нашего иллюстрированного приложения.

 

Новый каменный мост, открытый 23-го декабря, строился в течение 6 лет по проекту инженера А. П. Пшеницкого Коломенским заводом. Стоимость всего сооружения 4.600,000 руб. Особенностью его является то, что он построен русскими рабочими и техниками, из русских материалов. Большой интерес представляет разводная часть моста, находящаяся по его середине. Для разводки и наводки, производимых с помощью силы электричества, требуется всего одна минута времени. Открытый мост не вполне еще готов. Теперешний его вид не соответствует проекту: все работы по украшению моста, его архитектурная часть не выполнены. Вместо великолепной бронзовой решетки по рисункам архитектора Мельцера, пока поставлены временно деревянные перила; вместо стильных столбов для фонарей - по особому образцу временные. По смете, на все украшения моста ассигновано свыше 300,000 руб.

(Петроградский листок. 12 января 1917 г. № 11 С.9 добавил Lonely Walker

В 1997 г. проведен новый ремонт: с моста сняты трамвайные рельсы, и тогда же мост получил ночную подсветку. В честь этого события 14 ноября 1997 г. состоялся праздник «Дворцовый мост зажигает огни». Подсветку включили под пушечный залп Петропавловской крепости, состоялся фейерверк и бальные танцы на мосту в старинных костюмах. Разводной механизм со дня открытия моста и до реконструкции 2012–2013 г. был электромеханическим. Огромные цельнолитые шестерни приводились в действие электродвигателем.

В начале XXI века Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Капитальный ремонт начался 21 октября 2012, а завершился 19 октября 2013 г. На время реконструкции движение по мосту не прекращалось. В ходе ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Разводной механизм оснастили современной гидравлической системой. При этом на неразводных частях Дворцового моста сохранились заклепки еще с царских времен.

(с сайта Мостотрест, дата обр. 07.11.2021 г. mostotrest-spb.ru добавил Lonely Walker)

  • фото

    Топ-план 2004

  • фото

    Топ-план 2004

  • фото

    Топ-план 2004
    (добавил IVa )

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Репетиция Алых парусов.
    Вебкамера. 11.06.2024 г.
    Фото - люблюпитер

Мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (Решение исполкома Ленгорсовета № 645 от 06.08.1990 г. )

39 комментариев
9678 просмотров
Добавил: Петербуржец, 8 Ноября 2012, 21:08
Редактировано: 3 Февраля 2024, 18:03
Оцените:
(21 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house22747.html' target='_blank'>Дворцовый мост на Citywalls.ru</a>
Всего 39 комментариев
  • 11 Июня 2024, 23:07
    Ответ на " Репетиция Алых парусов. 11.06.2024 г. " от люблюпитер

     И кто у нас сейчас в роли "Алых парусов"?

  • 11 Июня 2024, 23:53

    Бриг "Россия"

  • 10 Июля 2025, 19:38

    Удалось выявить любопытные изображения, так или иначе исторически касающиеся Дворцового моста.

     

    Неизв. автор. Проект моста через реку Неву. Вторая пол. XVIII в.

    Бумага с водяными знаками; тушь, акварель

    Размер65,5х91,6

    НИМ РАХ КП-39/210. А-6707 

     

    Неизв. автор. Проект моста через р.Неву. Вторая пол. XVIII в. А

    Бумага; тушь, заливка акварелью

    Размер45.4х67,6

    НИМ РАХ КП-39/211. А-6705 

     

    Неизв. автор. Проект моста через р.Неву. Вторая пол.а XVIII в.

    Бумага; тушь, заливка акварелью

    Размер46,2х69,4

    НИМ РАХ КП-39/212. А-6706 

     

    Это фото есть в теме, но с защитными полосами от архива:

    Вид с Дворцового моста на Ростральные колонны. Первая пол. XX в.

    От Буллы В.К.

    НИМ РАХ КП-124/6. Ф-16155 

     

  • 10 Июля 2025, 21:56
    Ответ на "Удалось выявить любопытные изображения, так или ин" от Galina Vabishchevich

     По-моему, это проекты моста на месте Исаакиевского наплавного моста...

    Поочередное разведение левой и правой части дуги позволяло не прерывать движение по мосту.

  • 10 Июля 2025, 22:08

    Конечно.

     

    В статье на страничке сказано:

     

    После окончания строительства постоянного Благовещенского моста Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой о перемещении Исаакиевского плашкоутного моста к Зимнему дворцу для связи центра города с Биржей и учреждениями Торгового порта на Стрелке В.О. Наплавной Исаакиевский мост был расположен ниже по течению, между зданиями Сената и Синода и Меншиковским дворцом. Он состоял из деревянных барок-плашкоутов и был временным: мост наводили в период навигации, а зимой переправлялись по льду Невы.

     

    Вот к этому мосту и изображения. А больше их сунуть некуда. ☺️

     

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32646
Готовится: 98
Посетители
Гостей: 498
Всего сегодня: 240