Публикация
Товарищество Невской ниточной мануфактуры
|
Архитекторы: | Балбашевский И. Л. |
Год постройки: | 1898-1899 |
Стиль: |
Товарищество Невской ниточной мануфактуры
Производственные здания завода акционерного общества Вестингауза
Прилукская ул., 2
Утраченное здание
1898-1899 - арх. Балбашевский Иван Леонардович
Прилукская улица появилась в справочниках и на картах в 1880-х гг.Как сообщает ТЭ 2002 г. (С.302-303) в 1871 г. ей было дано название Радинский пер., по фамилии домовладельца, но фактически это название не применялось Первое реально существовавшее название Безымянный пер известно с 1883 г., с 1885 г. - Безымянная ул., и с 1887 г. - Прилукская. По Табели домов СПб на 1891 г. (Ст. 321) участок № 2, находившийся между Боровой и Воронежкой улицами принадлежал Жуковым (см.
Для устройства и эксплуатации в России заводов для производства пневматических тормозов Вестингауза, аппаратов для электропневматической сигнализации, всяких, в том числе и электрических машин, моторов и механизмов, а равно их частей и принадлежностей, как конструкции Вестингауза, так и других конструкций, и вообще для изготовления металлических изделий, учреждается акционерное общество под наименованием: "Акционерное общество Вестингауза".
Учредители Общества: нидерландский подданный Альберт Герардович Каптейн и временный Санкт-Петербургский 1-ой гильдии купец Станислав Антонович Ольшевский.
(из Устава Акционерного Общества Вестингауза, Высочайше утвержденного 3 июля 1898 г.)
Акционерное Общество Вестингауза. Санкт-Петербург, Прилукская, дом 2. Действия открыты 3 ноября 1898 г.
Председатель правления Общества Георг (Джордж) Вестингауз. Вице-председатель Альберт Каптейн. Директор-распорядитель Василий Самойлович Смит. Директоры: Карл Крейн, Сер Генрих Тэйлор, Джон Клауд, Иван Христофорович Мейер.
Состав предприятия: Механический завод, Прилукская, дом 2. Число занятых - 750 человек. Электротехнические конторы в СПб. - Невский проспект, дом 11 (позднее Невский, 66), в Москве - Мясницкий проезд, дом Гуськова.
Устройство электрических трамваев и подъездных путей по системе Вестингауза. Устройство электрического освещения в городах, на фабриках и заводах. Электротехническое оборудование всякого рода.
Контора Правления - Мясницкая улица, дом Немчинова.
Автоматические воздушные тормоза. Фрикционные буферные и тяговые аппараты. Автоматические сцепные головки для подвижного состава. Электропневматическая централизация стрелок и сигналов и блокировка пути.
В 1903 г. основной капиталл компании составлял 3 млн. руб.
(К. К. Вишняко-Вишневецкий Иностранцы в структуре петербургского предпринимательства в начале ХХ в.; dlib.rsl.ru)
1910 г.
Фрагмент плана
3 уч. Александро-
Невской части
1916 г.
Иллюстрированный вестник
культуры и торгово-промышленного
прогресса России 1900-1901 гг.
Выпуск 3 С. 14
Джорж
Вестингауз
Молебен перед закладкой
литейно-механического
завода акционерного общества
Вестингауза. 25 мая 1899
Представители акционерного
общества и гости,
присутствующие при закладке
завода. 25 мая 1899
Группа рабочих, получивших
от акционерного общества
по бутылке водки в честь
закладки завода. 25 мая 1899
Начало строительства
литейно-механического
завода акционерного
общества Вестингауза -
Из альбома -
У нас воздушные тормоза Вестингауза впервые с успехом были применены на курьерских поездах Николаевской железной дороги. Затем постепенно применение этих тормозов распространилось на пассажирские поезда большинства русских железных дорог., причем приборы эти выписывались от Лондонского Общества. В силу многолетнего опыта и блестящих результатов применения тормозов Вестингауза к товарным поездам Американских и Австралийских обществ, в 1898 г. Русским Правительством был решен в окончательной форме вопрос о применении автоматических тормозов Вестингауза ко всем товарным поездам, вследствие чего было образовано под председательством г. Вестингауза самостоятельное русское общество под фирмой «Акционерное общество Вестингауза»
Немедленно обществом было приступлено к к устройству в Санкт-Петербурге большого завода (на Прилукской ул. близ Боровой). Завод оборудован самыми совершенными станками новейшей американской конструкции, и с 1899 г. находится в полном ходу.
Санкт-Петербургский завод состоит из нескольких построек: в главном корпусе помещаются механические мастерские; из литейной мастерской отливки спускаются в подвалы посредством электрического элеватора и оттуда направляются тоннелем для дальнейшей отделки в мастерские главного здания. Двигателями на заводе служат трехцилиндровые газомоторы системы Вестингауза, непосредственно соединенные с динамо-машинами Вестингауза, доставляющими электрическую энергию в мастерские. Все станки завода приводятся в действие электромоторами.
(Иллюстрированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса России 1900-1901 гг. Выпуск 3 С. 13-14)
Завод выпускал воздушные тормоза, чугунное и медное литье, арматуру для парового и водяного отопления, а в военное время, кроме тормозов, шрапнели, гранаты, запальные и дистанционные трубки. Петроградский завод получил неплохие военные заказы, в частности на производство взрывателей и прожекторов.
В августе 1917 г. тормозной завод в Петрограде сгорел. Как подозревали тогда, в результате поджога. И хотя большую часть оборудования удалось спасти, работа завода фактически прекратилась. Завод и остатки его оборудования перевезли в Ярославль.
Справочник "Весь Ленинград" на 1925 г. указывает контору Акционерного общества Вестингауза по адресу
Весь Петроград, 1916
Добавил - Sidorov .
ВПг на 1911
ВПг на 1915 г.
Реклама в конце
справочника
ВПб на 1908 г.
O. II С. 1238
Куп. книга на 1916 г. С. 178
Списокъ фабрично-заводскихъ
предпріятій Петрограда,
апрель 1918 г. Петроградъ. 1918,
с. 24, № 349
Добавил - v3p1s4
Весь Ленинград
на 1925
1932 г.
Добавил - Александр ОТ
Сквер на месте завода
АФС 26.06.1941 г.
Добавил - vladimir-2013 .
«Новое время» №14422, 02(15).05.1916 г.
(добавил lenarch)
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 31 марта по 7 апреля 1899 года, приведены сведения о постройке каменной на подвале чугунно-литейной мастерской, перестройке каменных корпусов, установке керамиковых выгребов и прокладке труб по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилуцкая ул., 2–65 (Неделя строителя. 1899. № 15. С. 119).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 27 марта по 6 апреля 1900 года, приведены сведения о пробивке проёмов в стене каменного дома по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилуцкая ул., 2 (Неделя строителя. 1900. № 16. С. 98).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 5 по 12 июня 1900 года, приведены сведения о постройке каменного заводского здания по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилукская ул., 2 (Неделя строителя. 1900. № 25. С. 156). (добавил:
Шильда
Не всё построил Вестингауз – заводские строения здесь уже были и до него. Нужно смотреть историю участка – сначала жуковские постройки, потом Невской (ниточной?) мануфактуры...
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 31 марта по 7 апреля 1899 года, приведены сведения о постройке каменной на подвале чугунно-литейной мастерской, перестройке каменных корпусов, установке керамиковых выгребов и прокладке труб по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилуцкая ул., 2–65 (Неделя строителя. 1899. № 15. С. 119).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 27 марта по 6 апреля 1900 года, приведены сведения о пробивке проёмов в стене каменного дома по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилуцкая ул., 2 (Неделя строителя. 1900. № 16. С. 98).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 5 по 12 июня 1900 года, приведены сведения о постройке каменного заводского здания по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилукская ул., 2 (Неделя строителя. 1900. № 25. С. 156).
Фото №6 вернуть бы обратно в http://www.citywalls.ru/house4269.html
И адрес по Воронежской добавить (Воронежская ул., 65х)?
Спасибо. Теперь хоть что-то понятно. Было заметно, что интерес общества в 1910-х уже больше переместился в Москву. В Ярославле был организован тормозной завод. И конкурентная борьба - в сети много историй, кое-какие кажутся вполне достоверными.
Rygar, Вы считаете фото 6 - это дом №86? Я в общем-то согласна, но изначально фото вроде как из архива, у них написно было здание общества Вестингауза...
Еще нашлось общество "Динамо", вчера мне не хватило времени и сил понять как они связаны, но в статье в "Коммерсанте" это есть. Это 1913 г.
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу 17 июня и 23 сентября 1876 года, приведены сведения о возведении с надворной стороны каменной 3-этажной пристройки к существующему такому же лицевому дому (пристройке к существующему каменному 3-этажному лицевому дому такого же 3-этажного жилого строения) по проекту Геккера на участке по адресу Боровая ул., 86 (Листок архитектурного журнала Зодчий. 1876. № 21. С. 154 и № 34. С. 239). – http://www.citywalls.ru/house4293.html
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу 25 сентября и 7 октября 1878 года, приведены сведения о постройке каменного 2-этажного на подвалах фабричного здания для бумагопрядильной фабрики с паровыми двигателями по проекту Геккера на участке по адресу Ал.-Нев. ч., 3 уч., Новая ул., 90–92 (где это???) (Зодчий. 1878. № 41. С. 192 и № 43. С. 199).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу 25 ноября 1878 года, приведены сведения о постройке каменной заводской трубы по проекту Геккера на участке по адресу Боровая ул., 86 (Зодчий. 1878. № 49. С. 223).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 20 по 27 сентября 1881 года, приведены сведения о пристройке каменного 2-этажного к такому же дому и постройке 2-этажного каменного флигеля по проекту Геккера В.Ф. на участке Жукова по адресу уг. Воронежской и Боровой ул., 86 (Неделя строителя. 1881. № 40. С. 285).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 21 по 28 августа 1883 года, приведены сведения о постройке 2-этажного каменного флигеля по проекту Геккера В.Ф. на участке Жукова по адресу Боровая ул., 86 и Воронежская ул., 38 (так!) (Неделя строителя. 1883. № 36. С. 274).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 6 по 13 мая 1886 года, приведены сведения о надстройке двух этажей на фабричном каменном здании и постройке 3-этажного лицевого каменного дома по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1886. № 20. С. 4).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 24 июня по 1 июля 1886 года, приведены сведения о надстройке одного этажа на заводском каменном здании по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1886. № 27. С. 4).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 20 по 27 января 1887 года, приведены сведения об узаконении самовольно построенных каменных и деревянных 1- и 2-этажных заводских зданий по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1887. № 5. С. 20).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 22 по 28 февраля 1887 года, приведены сведения о постройке каменных и деревянных фабричных зданий по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1887. № 9. С. 36).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 17 по 24 апреля 1887 года, приведены сведения о каменной 2-этажной пристройке к фабричному зданию по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1887. № 17. С. 68).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу в марте 1889 года, приведены сведения о каменной 5-этажной пристройке для фабрики и перестройке ветхого заводского каменного здания с пристройкой к нему новой каменной 2-этажной пристройки по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1889. № 12. С. 56 и № 14. С. 72).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 13 по 20 февраля 1892 года, приведены сведения о каменных зданиях: двух 1-этажных, одном 2-этажном и двух 2- и 3-этажных пристройках по проекту А. Рейнбольдта на участке фирмы "А.М. Жуков" по адресу Боровая ул., 82–86 (Неделя строителя. 1892. № 8. С. 44).
В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 14 по 21 мая 1897 года, приведены сведения о 2-этажной каменной пристройке к заводскому зданию по проекту Рейнбольдта на участке Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1897. № 21. С. 112).
На Воронежской у Жуковых давно собственность - паралельно Боровой - 63 и 65 -в 1891 уже есть, позднее еще и 61, потом 65 перешел Вестингаузу. И на противоположной стороне Воронежской, напротив - 94 и 98а на 1891, на 1894 - тоже и 96 в совместной собственности с Летиным (старвй владелец) - похоже в процессе покупки. К 1917 тоже все сохраняется, только соответственно 94 - Вестингауза.
С Ново ул. ТЭ не помогла, она Новых улиц в А-Н части не указывает, только разве в Купчино. Но тогда писали Волково Поле не мудрствуя.
Ответ на "Спасибо. Теперь хоть что-то понятно. Было заметно," от Наталия
Интересно,что все известные мне здания, которые сгорели в то время, были снесены. Панаевский театр, Окружной суд, Литовский замок, этот завод. При этом если есть фотографии пожара, то видно, что обрушения не происходило. Слишком дорого было восстанавливать?
Ответ на "Интересно,что все известные мне здания, которые сг" от pasha_su
вопрос риторический, коллега
просто идеология
Неожиданно и случайно нашлась ул. Новая Карта 1933 г.
Вспомнила, где-то видела на картах - эта ул. продолжалась до Обводного, но середина была пунктиром, наверное так и и не была нормально проложена, ее завод закрыл, а конец к Обводному - это как раз Масляный пер.
Завод акционерного общества Вестингауза (механический завод, воздушные тормоза) (Прилукская ул., 2).
Представители акционерного общества и гости, присутствующие при закладке завода. 25 мая 1899
"Начавшаяся в 1914 году мировая война сулила неплохие прибыли "Вестингаузу" и на родине, и в России. Питерский завод получил неплохие военные заказы, в частности на производство взрывателей и прожекторов. Огромный заказ военного ведомства на производство русских винтовок Мосина получил и английский филиал "Вестингауза". Но к началу 1917 года фирма успела сделать только 225 тыс. из 1,8 млн заказанных трехлинеек. А в августе 1917 года тормозной завод в Питере сгорел. Как подозревали тогда, в результате поджога. И хотя большую часть оборудования удалось спасти, работа завода фактически прекратилась.
Странности начались после прихода большевиков к власти. Завод и остатки его оборудования не только не национализировали, но и предложили эвакуировать в Ярославль на территорию только что достроенного, но так и не оборудованного авиационного завода Щетинина. Правда, то, что происходило дальше, напоминало формулу Троцкого "ни войны, ни мира". Помещения передали русскому "Вестингаузу" в аренду и на том о нем забыли. Железные дороги принадлежали государству, но крупных заказов на пневматические тормоза от Наркомата путей сообщения не поступало. Управления дорог время от времени заказывали запчасти. Производство не умирало, но и не развивалось".