Публикация

Товарищество Невской ниточной мануфактуры
Производственные здания завода акционерного общества Вестингауза

Здание на карте
фото
Архитекторы: Балбашевский И. Л.
Год постройки: 1898-1899
Стиль:

Товарищество Невской ниточной мануфактуры

Производственные здания завода акционерного общества Вестингауза

Прилукская ул., 2

Утраченное здание

1898-1899  - арх. Балбашевский Иван Леонардович

 

 

Прилукская улица появилась в справочниках и на картах в 1880-х гг.Как сообщает ТЭ 2002 г. (С.302-303)  в 1871 г. ей было дано название Радинский пер., по фамилии домовладельца, но фактически это название не применялось Первое реально существовавшее название Безымянный пер известно с 1883 г., с 1885 г. - Безымянная ул., и с 1887 г. - Прилукская. По Табели домов СПб на 1891 г. (Ст. 321) участок № 2, находившийся между Боровой и Воронежкой улицами принадлежал Жуковым (см. Боровая ул., 86). К 1894 г. участок уже был разделен: (см. план 1910 г. - раздел  остался таким же до 1917 г.): часть со стороны Боровой ул. № 2а осталась за Жуковыми, а со стороны Воронежской ул., № 2б стал принадлежать Невской ниточной мануфактуре.(ВПб на 1894 г. О.IV Ст. 294) и оставался за ней согласно справочникам по 1899 г. (ВПб на 1899 г. О.IV Ст. 312), но тут сработала инерция справочника - в 1899 г. здесь уже был построен завод Акционерного общества Вестингауза, которое стало собственником участка  и оставалось им до 1917 г. (ВПб на 1901 О.IV Ст. 300, ВПг на 1917 О.IV Ст. 311).

 

 

Для устройства и эксплуатации в России заводов для производства пневматических тормозов Вестингауза, аппаратов для электропневматической сигнализации, всяких, в том числе и электрических машин, моторов и механизмов, а равно их частей и принадлежностей, как конструкции Вестингауза, так и других конструкций, и вообще для изготовления металлических изделий, учреждается акционерное общество под наименованием: "Акционерное общество Вестингауза".
Учредители Общества: нидерландский подданный Альберт Герардович Каптейн и временный Санкт-Петербургский 1-ой гильдии купец Станислав Антонович Ольшевский.

(из Устава Акционерного Общества Вестингауза, Высочайше утвержденного 3 июля 1898 г.)

 

Акционерное Общество Вестингауза. Санкт-Петербург, Прилукская, дом 2. Действия открыты 3 ноября 1898 г. 

Председатель правления Общества Георг (Джордж) Вестингауз. Вице-председатель Альберт Каптейн.  Директор-распорядитель Василий Самойлович Смит. Директоры: Карл Крейн, Сер Генрих Тэйлор, Джон Клауд, Иван Христофорович Мейер.
Состав предприятия: Механический завод, Прилукская, дом 2. Число занятых - 750 человек. Электротехнические конторы в СПб. - Невский проспект, дом 11 (позднее Невский, 66), в Москве - Мясницкий проезд, дом Гуськова.

Устройство электрических трамваев и подъездных путей по системе Вестингауза. Устройство электрического освещения в городах, на фабриках и заводах. Электротехническое оборудование всякого рода.
Контора Правления - Мясницкая улица, дом Немчинова.
Автоматические воздушные тормоза. Фрикционные буферные и тяговые аппараты. Автоматические сцепные головки для подвижного состава. Электропневматическая централизация стрелок и сигналов и блокировка пути.

В 1903 г. основной капиталл компании составлял 3 млн. руб.

(К. К. Вишняко-Вишневецкий Иностранцы в структуре петербургского предпринимательства в начале ХХ в.; dlib.rsl.ru)

 

  • фото

    1910 г.
    Фрагмент плана
    3 уч. Александро-
    Невской части

  • фото

    1916 г.

  • фото

    Иллюстрированный вестник
    культуры и торгово-промышленного
    прогресса России 1900-1901 гг.
    Выпуск 3 С. 14

  • фото

    Джорж
    Вестингауз

  • фото

    Молебен перед закладкой
    литейно-механического
    завода акционерного общества
    Вестингауза. 25 мая 1899

  • фото

    Представители акционерного
    общества и гости,
    присутствующие при закладке
    завода. 25 мая 1899

  • фото

    Группа рабочих, получивших
    от акционерного общества
    по бутылке водки в честь
    закладки завода. 25 мая 1899

  • фото

    Начало строительства
    литейно-механического
    завода акционерного
    общества Вестингауза -
    Из альбома - Заводы и фабрики СПб .

У нас воздушные тормоза Вестингауза впервые с успехом были применены на курьерских поездах Николаевской железной дороги. Затем постепенно применение этих тормозов распространилось на пассажирские поезда  большинства русских железных дорог., причем приборы эти выписывались от Лондонского Общества. В силу многолетнего опыта и блестящих результатов  применения тормозов Вестингауза к товарным поездам Американских и Австралийских обществ, в 1898 г. Русским Правительством был решен в окончательной форме вопрос о применении  автоматических тормозов Вестингауза ко всем товарным поездам, вследствие чего было образовано под председательством г. Вестингауза самостоятельное русское  общество под фирмой  «Акционерное общество Вестингауза»

Немедленно обществом было приступлено к  к устройству в Санкт-Петербурге большого завода (на Прилукской  ул. близ Боровой). Завод оборудован  самыми совершенными станками новейшей американской конструкции, и с 1899 г. находится в полном ходу.

Санкт-Петербургский завод состоит из нескольких построек: в главном корпусе помещаются механические мастерские; из литейной мастерской отливки спускаются в подвалы посредством электрического элеватора  и оттуда направляются тоннелем для дальнейшей отделки в мастерские главного здания. Двигателями на заводе служат трехцилиндровые газомоторы системы Вестингауза, непосредственно соединенные с динамо-машинами Вестингауза, доставляющими электрическую энергию в мастерские. Все станки завода приводятся в действие электромоторами.

(Иллюстрированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса России  1900-1901 гг. Выпуск 3 С. 13-14)

Завод выпускал воздушные тормоза, чугунное и медное литье, арматуру для парового и водяного отопления, а в военное время, кроме тормозов, шрапнели, гранаты, запальные и дистанционные трубки. Петроградский завод получил неплохие военные заказы, в частности на производство взрывателей и прожекторов.

 

В августе 1917 г. тормозной завод в Петрограде сгорел. Как подозревали тогда, в результате поджога. И хотя большую часть оборудования удалось спасти, работа завода фактически прекратилась. Завод и остатки его оборудования перевезли в Ярославль.

Справочник "Весь Ленинград" на 1925 г. указывает контору Акционерного общества Вестингауза по адресу Боровая. 84. На плане 1932 г. уже виден разбитый на месте завода сад.

  • фото

    Весь Петроград, 1916
    Добавил - Sidorov .

  • фото

    ВПг на 1911

  • фото

    ВПг на 1915 г.
    Реклама в конце
    справочника

  • фото

    ВПб на 1908 г.
    O. II С. 1238

  • фото

    Куп. книга на 1916 г. С. 178

  • фото

    Списокъ фабрично-заводскихъ
    предпріятій Петрограда,
    апрель 1918 г. Петроградъ. 1918,
    с. 24, № 349
    Добавил - v3p1s4

  • фото

    Весь Ленинград
    на 1925

  • фото

    1932 г.
    Добавил - Александр ОТ

  • фото

    Сквер на месте завода
    АФС 26.06.1941 г.
    Добавил - vladimir-2013 .

  • фото

    «Новое время» №14422, 02(15).05.1916 г.
    (добавил lenarch)

В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 31 марта по 7 апреля 1899 года, приведены сведения о постройке каменной на подвале чугунно-литейной мастерской, перестройке каменных корпусов, установке керамиковых выгребов и прокладке труб по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилуцкая ул., 2–65 (Неделя строителя. 1899. № 15. С. 119).


В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 27 марта по 6 апреля 1900 года, приведены сведения о пробивке проёмов в стене каменного дома по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилуцкая ул., 2 (Неделя строителя. 1900. № 16. С. 98).


В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 5 по 12 июня 1900 года, приведены сведения о постройке каменного заводского здания по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилукская ул., 2 (Неделя строителя. 1900. № 25. С. 156).                                                         (добавил: Rygar)

  • фото

    Шильда

10 комментариев
3195 просмотров
Добавил: Наталия, 4 Февраля 2017, 01:56
Редактировано: 6 Июля 2021, 20:18
Оцените:
(17 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house27802.html' target='_blank'>Товарищество Невской ниточной мануфактуры Производственные здания завода акционерного общества Вестингауза на Citywalls.ru</a>
Всего 10 комментариев
  • 4 Февраля 2017, 05:41

    http://kommersant.ru/doc/568828
    "Начавшаяся в 1914 году мировая война сулила неплохие прибыли "Вестингаузу" и на родине, и в России. Питерский завод получил неплохие военные заказы, в частности на производство взрывателей и прожекторов. Огромный заказ военного ведомства на производство русских винтовок Мосина получил и английский филиал "Вестингауза". Но к началу 1917 года фирма успела сделать только 225 тыс. из 1,8 млн заказанных трехлинеек. А в августе 1917 года тормозной завод в Питере сгорел. Как подозревали тогда, в результате поджога. И хотя большую часть оборудования удалось спасти, работа завода фактически прекратилась.
           Странности начались после прихода большевиков к власти. Завод и остатки его оборудования не только не национализировали, но и предложили эвакуировать в Ярославль на территорию только что достроенного, но так и не оборудованного авиационного завода Щетинина. Правда, то, что происходило дальше, напоминало формулу Троцкого "ни войны, ни мира". Помещения передали русскому "Вестингаузу" в аренду и на том о нем забыли. Железные дороги принадлежали государству, но крупных заказов на пневматические тормоза от Наркомата путей сообщения не поступало. Управления дорог время от времени заказывали запчасти. Производство не умирало, но и не развивалось".

  • 4 Февраля 2017, 10:07

    Не всё построил Вестингауз – заводские строения здесь уже были и до него. Нужно смотреть историю участка – сначала жуковские постройки, потом Невской (ниточной?) мануфактуры...

     

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 31 марта по 7 апреля 1899 года, приведены сведения о постройке каменной на подвале чугунно-литейной мастерской, перестройке каменных корпусов, установке керамиковых выгребов и прокладке труб по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилуцкая ул., 2–65 (Неделя строителя. 1899. № 15. С. 119).


    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 27 марта по 6 апреля 1900 года, приведены сведения о пробивке проёмов в стене каменного дома по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилуцкая ул., 2 (Неделя строителя. 1900. № 16. С. 98).


    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 5 по 12 июня 1900 года, приведены сведения о постройке каменного заводского здания по проекту Балбашевского на участке Акционерного Общества Вестингауз по адресу Прилукская ул., 2 (Неделя строителя. 1900. № 25. С. 156).

     

    Фото №6 вернуть бы обратно в http://www.citywalls.ru/house4269.html

    И адрес по Воронежской добавить (Воронежская ул., 65х)?

  • 4 Февраля 2017, 13:04

    Спасибо. Теперь хоть что-то понятно. Было заметно, что интерес общества в 1910-х уже  больше переместился в Москву. В Ярославле был организован тормозной завод. И конкурентная борьба - в сети много историй, кое-какие кажутся вполне достоверными.

    Rygar, Вы считаете фото 6 - это дом №86? Я в общем-то согласна, но изначально фото вроде как из архива, у них написно было здание общества Вестингауза...

    Еще нашлось общество "Динамо", вчера мне не хватило времени и сил понять как они связаны, но в статье  в "Коммерсанте" это есть. Это 1913 г.

  • 8 Февраля 2017, 17:11

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу 17 июня и 23 сентября 1876 года, приведены сведения о возведении с надворной стороны каменной 3-этажной пристройки к существующему такому же лицевому дому (пристройке к существующему каменному 3-этажному лицевому дому такого же 3-этажного жилого строения) по проекту Геккера на участке по адресу Боровая ул., 86 (Листок архитектурного журнала Зодчий. 1876. № 21. С. 154 и № 34. С. 239). – http://www.citywalls.ru/house4293.html

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу 25 сентября и 7 октября 1878 года, приведены сведения о постройке каменного 2-этажного на подвалах фабричного здания для бумагопрядильной фабрики с паровыми двигателями по проекту Геккера на участке по адресу Ал.-Нев. ч., 3 уч., Новая ул., 90–92 (где это???) (Зодчий. 1878. № 41. С. 192 и № 43. С. 199).

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу 25 ноября 1878 года, приведены сведения о постройке каменной заводской трубы по проекту Геккера на участке по адресу Боровая ул., 86 (Зодчий. 1878. № 49. С. 223).

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 20 по 27 сентября 1881 года, приведены сведения о пристройке каменного 2-этажного к такому же дому и постройке 2-этажного каменного флигеля по проекту Геккера В.Ф. на участке Жукова по адресу уг. Воронежской и Боровой ул., 86 (Неделя строителя. 1881. № 40. С. 285).

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 21 по 28 августа 1883 года, приведены сведения о постройке 2-этажного каменного флигеля по проекту Геккера В.Ф. на участке Жукова по адресу Боровая ул., 86 и Воронежская ул., 38 (так!) (Неделя строителя. 1883. № 36. С. 274).

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 6 по 13 мая 1886 года, приведены сведения о надстройке двух этажей на фабричном каменном здании и постройке 3-этажного лицевого каменного дома по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1886. № 20. С. 4).

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 24 июня по 1 июля 1886 года, приведены сведения о надстройке одного этажа на заводском каменном здании по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1886. № 27. С. 4).

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 20 по 27 января 1887 года, приведены сведения об узаконении самовольно построенных каменных и деревянных 1- и 2-этажных заводских зданий по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1887. № 5. С. 20).

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 22 по 28 февраля 1887 года, приведены сведения о постройке каменных и деревянных фабричных зданий по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1887. № 9. С. 36).

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 17 по 24 апреля 1887 года, приведены сведения о каменной 2-этажной пристройке к фабричному зданию по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1887. № 17. С. 68).

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу в марте 1889 года, приведены сведения о каменной 5-этажной пристройке для фабрики и перестройке ветхого заводского каменного здания с пристройкой к нему новой каменной 2-этажной пристройки по проекту Рейнбольдта на участке купца Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1889. № 12. С. 56 и № 14. С. 72).

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 13 по 20 февраля 1892 года, приведены сведения о каменных зданиях: двух 1-этажных, одном 2-этажном и двух 2- и 3-этажных пристройках по проекту А. Рейнбольдта на участке фирмы "А.М. Жуков" по адресу Боровая ул., 82–86 (Неделя строителя. 1892. № 8. С. 44).

    В ведомости ходатайствам о постройках, поступивших в СПб. городскую управу с 14 по 21 мая 1897 года, приведены сведения о 2-этажной каменной пристройке к заводскому зданию по проекту Рейнбольдта на участке Жукова по адресу Боровая ул., 86 (Неделя строителя. 1897. № 21. С. 112).

  • 8 Февраля 2017, 18:31

    На Воронежской у Жуковых  давно собственность - паралельно Боровой  - 63 и 65 -в 1891  уже есть,  позднее еще и 61, потом 65 перешел Вестингаузу.  И на противоположной стороне Воронежской, напротив - 94 и 98а на 1891,  на 1894 - тоже и 96 в совместной собственности с Летиным (старвй владелец) - похоже в процессе покупки. К 1917 тоже все сохраняется, только соответственно 94 - Вестингауза.

    С Ново ул. ТЭ не помогла, она Новых улиц  в А-Н части не указывает, только разве в Купчино. Но тогда писали Волково Поле не мудрствуя.

  • 8 Февраля 2017, 18:52
    Ответ на "Спасибо. Теперь хоть что-то понятно. Было заметно," от Наталия

     Интересно,что все известные мне здания, которые сгорели в то время, были снесены. Панаевский театр, Окружной суд, Литовский замок, этот завод. При этом если есть фотографии пожара, то видно, что обрушения не происходило. Слишком дорого было восстанавливать?

  • 8 Февраля 2017, 19:56
    Ответ на "Интересно,что все известные мне здания, которые сг" от pasha_su

     вопрос риторический, коллега

    просто идеология

  • 8 Февраля 2017, 20:43

    Неожиданно и случайно нашлась ул. Новая Карта 1933 г.

    Вспомнила, где-то видела на картах - эта ул. продолжалась до  Обводного, но середина была пунктиром, наверное так и и не была нормально проложена, ее завод закрыл, а конец к Обводному - это как раз Масляный пер.

  • 7 Декабря 2020, 16:32

    Завод акционерного общества Вестингауза (механический завод, воздушные тормоза) (Прилукская ул., 2).
    Представители акционерного общества и гости, присутствующие при закладке завода. 25 мая 1899

    https://sun6-22.userapi.com/impf/fbLGIiRNiQIatoCl_1eTvss7EbF2oMxlI2UoZQ/R9A8zh5_A0M.jpg?size=1532x1212&quality=96&proxy=1&sign=2cfec13e6f0f7e220b21bfbdb3b6f2ef

  • 28 Ноября 2023, 23:36

    «Новое время» №14422, 02(15).05.1916 г.:

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 18 из 20
Товарищество Невской ниточной мануфактуры
Производственные здания завода акционерного общества Вестингауза
Сквер на месте завода
АФС 26.06.1941 г.
Добавил - vladimir-2013 .
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32029
Готовится: 71
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 29515