Публикация

Немецкая реформатская церковь

Здание на карте
фото
Архитекторы: Боссе Г. А.
Рахау К. К.
Год постройки: 1862-1865, 1872-1874
Стиль: Псевдоготика

Немецкая реформатская церковь         в романо-готическом стиле

Утраченное здание

наб. р. Мойки, 101х

1862-1865  - арх. Боссе (Ю. Э. Боссе) Геральд Андреевич -  проект, Гримм Давид Иванович -  строит-во

1872-1874  - арх. Рахау Карл Карлович - восстановление

1932-1939  - арх. Гринберг П. М., арх. Райц Г. С. -

                      перестроено в  Дворец культуры работников связи

 

 

Французско-немецкая реформатская община была образована в 1724 г.. Богослужения проводились в общей церкви. В 1825 г. немцы-реформаторы отделились от французов, образовав самостоятельную общину. Вскоре они получили бесплатно участок городской земли на берегу р. Мойки для постройки собственного храма, который и был заложен в 1862 г.. Построен и освящён в 1865 г. В 1872 г. здание церкви было повреждено пожаром, восстановлено и перестроено; освящено в 1874 г. 

(ЦГИА СПб. Фонд 485 Немецкая реформатская церковь (г.Петроград) (1728-1918) Начальный год: 1728  Конечный год: 1918)

 

В 1858 г. немцы-реформаты получили участок для постройки собственного храма на берегу Мойки. По проекту арх. Г. А. Боссе (Ю. Э. Боссе) храм был построен Д. И. Гриммом в 1862-1865 гг.

Комитет по  постройке  храма возглавил пастор Герман Дальтон. В убранстве реформатских церковных зданий допускались только те предметы, которые разрешены в Библии. Декор здания архитектор сознательно пытался согласовать с духом реформатского учения, весьма сдержанного по отношению к пластическим искусствам. Здание из красного кирпича с белыми деталями с высокой двухъярусной колокольней выдержано в романском стиле.

 

В здании церкви располагалось и жилище семьи пастора. Пастор  Дальтон курировал школу для детей реформатского вероисповедания, созданную  Иоганном фон Муральтом.

 

В 1872-1874 гг. после пожара, сильно повредившего храм, он был восстановлен арх. К. К. Рахау. При этом внесены небольшие изменения - повышена колокольня, подняты потолки.

Церковный зал украшали витражи, сделанные в Риге.

И. Бианки; после 1865 - до 1872 (Иван Бианки - первый светописец Петербурга: Каталог выставки 27 мая - 19 июля 2005. [СПб., 2005]. С. 152)..

 

Реформатская каменная церковь в С.-Петербурге

Помещаем некоторые сведения о Реформатской церкви, которая, бесспорно, может считаться одним из украшений нашей столицы; надо также прибавить, что в Петербурге это здание было одним из первых построек в кирпичной отделке. Начата церковь была в 1862 г. По получении церковным советом дарственного акта (земля подарена городом) и по совершении некоторых предварительных работ, в июне месяце было приступлено к работам. Подробное исследование грунта дало самые благоприятные результаты. Почва оказалась крепкой и сухой, и только под колокольней церкви понадобилось сделать фундамент на сваях. В первый год на солидном фундаменте выведены были стены и сделана гранитная цокольная обкладка здания, за исключением колокольни. Закладка происходила 8 сентября 1802 г. (год празднования тысячелетия России).

Работы производились профессором Гриммом, по проекту архитектора профессора Боссе, и каменных дел мастером Барнелем.

Главные размеры церкви следующие: Наружная ширина церкви - 9 саж. Длина с колокольней и преддверием - 24 саж. Длина без колокольни и преддверия - 17 саж. Вышина до главного карниза - 8 саж. Вышина до конька крыши - 13 саж. Вышина вершины колокольни без шпица - 20 саж. Вышина креста - 30 саж. Ширина нефа церкви - 8 саж. Длина нефа - 13 саж. Вышина нефа - 7 »> Квадратное содержание - 100 кв. с. Квадратное содержание хоров - 60 кв.с .

 

Автор проекта, проф. Боссе, следующим образом объясняет свой выбор стиля для церкви: "По-моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу реформатского учения более всего соответствует стиль романский. Простота форм, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризируют серьезное назначение постройки. Задающиеся профиля весьма практичны в нашем всеразрушающем климате. Романский стиль отлично применим к постройкам большого размера и, кроме того, соответствует имеющемуся у нас под руками материалу, которым обусловливается самый способ конструкции этого стиля. Я должен прибавить и то, что ограниченные денежные средства, которые мы имели в нашем распоряжении, не допускали возможности строить церковь в другом стиле. Выгода была и та, что кирпичные постройки не требуют усиленного ежегодного ремонта. Я считал необходимым совершенно отрешиться от стиля готического, который неизбежно влечёт за собой различные орнаменты, а для последних мы не имели ни средств, ни подходящего материала.

 

При распределении плана, я поместил пасторат (квартира пастора и проч.) в нижнем этаже. Во-первых, я это сделал для того, чтобы как можно выгоднее воспользоваться маленьким местом, данным для постройки церкви, и вместе с тем уменьшить расходы по содержанию пастората; кроме того, помещение для пастора в самой церкви имеет большие удобства при исполнении им церковных обязанностей, при свадьбах, похоронах, конфирмации и прочих церковных требах и церемониях. В связи с квартирою пастора находится церковный зал, служащий местом для собраний церковного совета, для обучения конфирмующихся и проч., который по тесноте места пришлось поместить под башнею, и, к сожалению, мы не могли придать ему размеров, больших того зала, который мы имели прежде. Помещая пасторат в первом этаже, церковь пришлось расположить во втором этаже, следствием чего явилась входная в церковь лестница, которая однако не представляет большого неудобства, так как прихожане уже с малолетства привыкли к ней, потому что прежняя немецкая реформатская церковь помещалась в одном здании с реформатской французской церковью и была расположена также во 2-м этаже. Обусловленные размеры церкви (на 1.200 человек) и небольшое место, отведенное для постройки, лишили возможности придать порталу широкие размеры, которые много способствовали бы украшению здания. Что касается внутренности церкви, то я старался избежать глубокой абсиды, так как мне хотелось поставить кафедру посредине алтаря, за престолом. При слишком значительном удалении от слушателей, пастору пришлось бы напрягать свой голос, а слушатели, находящиеся в задних рядах, ничего бы не расслышали из проповеди. Поставить кафедру сбоку я не решился, потому что нахожу это некрасивым и непрактичным, так как те из прихожан, которые сидят со стороны кафедры, не могут хорошо видеть говорящего. Первый мой проект - устроить зало и пасторат позади церкви, не был одобрен членами прихода, и я должен был сызнова переработать проект». Такнем образом, одобренный и Высочайше утвержденный проект, чертежи которого мы прилагаем, был приведён в исполнение весьма быстро, и 29 июня 1864 года был водружён крест на вышине 28 саж. 2 ар. Один из важных вопросов при постройке церкви - это отношение числа прихожан ко вместимости здания. Реформатские приходы, в больших городах, увеличиваются с поразительной быстротой. Спрашивается, в какой пропорции должны строиться церкви. В Англии, по самым верным статистическим сведениям, определено, что на 100 человек прихожан, с детьми включительно, церковь должна иметь 58 мест; остальные 42 человека, за болезнью, старостью, молодостью или по другим причинам, не приходят в церковь. В Германии помещение в церкви рассчитывают на 33% прихода. Освящение церкви происходило 24 октября 1865 г.

 

Материала на постройку пошло: 1. Кирпича 2.500.000 шт. 2. Бутовой плиты для фундамента 300 куб. саж. 3. Извести 130.000 пуд. 4. Цемента 550 бочек. 5. Алебастра 10.000 пуд. 6. Разного рода железа 5.500 пуд. 7. Балок 3.000 шт. 8. Досок разных 10.000 шт. Работали: 1. 2 1. 21.000 рабочих дней каменщики, 2. 6.000 » » столяры, 3. 4.000 » » каменотесы. 4. 6.000 » » штукатуры. 5. 6.000 » » землекопы. По смете стоимость церкви определена в 219.428 р. Из них в первом году - 52.806 р. Во втором - 92.818 р. И, наконец, в третьем - 73.804 р. Этой суммой покрыты были и те издержки, которые даже не были показаны в смете, как-то: вознаграждение архитектору, уничтожение гранитного спуска набережной, газопроводные и водопроводные работы.

(«Зодчий», 1874, Вып. 4, С. 46-47, добавил miraru1)

  • фото

    Зодчий, 1874, Вып.4, Л.16-17

  • фото

    ... Вып.4, Л.16-17

  • фото

    ... Вып.4, Л.16-17

  • фото

    ... Вып.4, Л.16-17

  • фото

    ... Вып.4, Л.16-17

  • фото

    Зодчий», 1874,
    Вып.5, Л.21-22

  • фото

    ... Вып.5, Л.21-22

  • фото

    ... Вып.5, Л.23-24

  • фото

    ... Вып.5, Л.23-24

  • фото

    «Зодчий», 1874, Вып.6, Л.26

  • фото

    ... Вып.6, Л.30

  • фото

    ... Вып.8-9, Л. 40

  • фото

    Зодчий, 1874, Вып.8-9, Л.38-39
    (добавил miraru1)

14-го декабря истёкшего года, в Петербурге сгорела Реформатская церковь - один из лучших образчиков нашей кирпичной архитектуры. До сих пор еще не выяснилась положительная причина пожара. Накануне его, в присутствии пожарной команды, выжигались и чистились в церкви все трубы, потому в городе ходит молва, что пожар был следствием этой опасной операции. Но, по освидетельствовании труб, в них не найдено ни малейшей трещины; зато, в одном из боровов найдены открытыми очистные дверцы, и потому можно предполагать, что незакрытое отверстие в борове давало возможность пламени из печи проникнуть под крышу и зажечь стропила. Как бы то ни было, но крыша на колокольне и церкви, вся внутренность последней, с деревянным плафоном - сделались жертвою пламени.

Эта церковь, построенная в романском стиле, составляла по своей простоте и грациозной пропорциональности частей, по выдержанности и благородству стиля - одно из лучших наших художественных произведений. Потому мы смеем думать, что несколько слов, которые мы намерены сказать о церкви, не будут излишними для читателей "Зодчего".

Церковь эта представляет, между прочим, поучительный пример того, что может сделать одна небольшая корпорация людей, при дружном их всех стремлении к одной цели. Она построена, хотя и с величайшим трудом, единственно на средства своего прихода, не превышающего 3000 человек. За исключением ценности земли, подаренной городом, вся постройка обошлась значительно более 200,000 рублей, и приведена в исполнение, по проекту профессора архитектуры Ю. А. Боссе, профессором Д. И. Гриммом в течение 3-х лет, а именно: 8-го сентября 1862 г. была закладка, а 24-го октября 1865 г. - освящение. Ширина церкви 9 саж. 1 арш., наибольшая длина 24 саж.; высота до конька кровли 13 саж., высота каменной кладки колокольни 20 саж., а высота колокольни с крестом 30 саж. При постройке было положено: "не допускать ни в материалах, ни в украшениях никакой роскоши, которая не составляет необходимости для гармонического исполнения всей постройки; но зато также не допускать и фальшивой экономии в употребляемых материалах, когда, чрез употребление лучших материалов или чрез большую тщательность в работе, можно сделать постройку солиднее и тем предотвратить частый ремонт". Правило это было отлично выдержано - и, как говорят знатоки, во всей церкви не было ни одной вызолоченной полоски, которая мешала бы полному гармоническому эффекту; зато все употребленные на церковь материалы действительно лучших качеств. Цоколь сделан из гранита, наружная поверхность стен - из нарочно для церкви приготовленного кирпича, кровля - из английского шифера (угол наклонения крыши 45°); оконные рамы из железа, внутренние колонны из чугуна; кафедра, столы и скамейки из некрашеного (натурального) дуба, канделябры из бронзы. Все наружные украшения из цемента, портал оштукатурен цементом, а водосточные трубы, желоба, покрытия рёбер крыш - из цинка.

Мы слышали, что церковь будет возобновлена в первоначальном своём виде, но с улучшениями, которые сделают невозможным повторение нечаянной катастрофы. Предполагается сделать железные стропила на крыше и колокольне, и несгораемый, на железных же фермах, плафон; духовое отопление заменить водяным.

Все эти работы могли бы быть начаты с весны и окончены осенью, но все дело останавливается за расчётом с С.-Петербургским Обществом страхования от огня имущества, в котором церковь была застрахована. По нашему мнению, дело это очень поучительно для архитекторов, нередко принимающих прямое или косвенное участие в страховании строений, и потому мы решаемся сказать здесь об этом несколько слов.

При приёме церкви на страх, оценка не была деталирована подробно, а самое вычисление сделано очень небрежно. С первого взгляда на оценку видно, что агент Общества дал себе только небольшой труд посчитать стоимость несгораемых частей, а стоимость сгораемых частей получилась у него простым вычитанием ценности несгораемых предметов из общей страховой суммы в 202,000 руб. От этого вышло то, что общая оценка несгораемых частей, около 140,000 руб., подходит довольно близко к истинной; но стоимость сгораемых частей, около 60,000р значительно ниже действительной.

В сумму 60 тыс. р. входит не только стоимость внутреннего устройства собственно церкви, но также стоимость внутреннего устройства нижнего, несгоревшего, находящегося под сводом этажа, и все церковное имущество, как-то: орган, кафедра, столы, скамейки, канделябры, церковная утварь и т. д. По приблизительному исчислению, стоимость возобновления церкви в прежнем виде, т. е. без вышеупомянутых улучшений, доходит до 100 тыс. руб., между тем Петербургское Общество, опираясь на расценку, считает свой убыток maximum только 60 тыс. руб. Чем и когда кончится этот спор — неизвестно; несомненно только то, что покуда он не кончится, великолепная некогда церковь будет стоять в своём теперешнем обезображенном виде.

(Случайный корреспондент. «Зодчий», 1873, Вып. 1, С. 16., miraru1)

  • фото

    Интерьер Немецкой
    реформатской церкви. 1865-1870
    (добавил Trezin)

  • фото

    Интерьер Немецкой
    реформатской церкви.

Храм закрыт в 1929 г. В нем разместилось общежитие.

 

В 1932-1939 гг. он по проекту арх. П. М. Гринберга и Г. С. Райца перестроен в здание Дворца культуры работников связи. Здание в стиле конструктивизма построено с использованием существующих стен.

35 комментариев
39860 просмотров
Добавил: Mary, 10 Августа 2008, 12:58
Редактировано: 18 Февраля 2024, 01:09
Оцените:
(42 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1487.html' target='_blank'>Немецкая реформатская церковь на Citywalls.ru</a>
Всего 35 комментариев
  • 8 Декабря 2009, 20:12

    В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [221]

  • 12 Декабря 2009, 14:57

    хотелось бы...

  • 18 Сентября 2010, 22:44

    Вопросы автору статьи:

    1. Что такое романо-готический стиль? 

    2. Как "псевдоготика", заявленная в самом начале, преобразовалось в этот самый "романо-готический"?

  • 13 Декабря 2011, 22:23

    Фотка, про которую сказано "Вид со стороны Большой Морской.

    Фото 1900-х гг." - на самом деле 1865 года, сразу после постройки. Прекрасно видно, что ещё до пожара.

  • 13 Декабря 2011, 23:38

    Фотография, о которой идет речь, предположительно приписывается И. Бианки и датируется так: после 1865 - до 1872 (Иван Бианки - первый светописец Петербурга: Каталог выставки 27 мая - 19 июля 2005. [СПб., 2005]. С. 152)..

  • 16 Сентября 2013, 15:10

    Реформатская каменная церковь в С.-Петербурге

    Помещаем некоторые сведения о Реформатской церкви, которая, бесспорно, может считаться одним из украшений нашей столицы; надо также прибавить, что в Петербурге это здание было одним из первых построек в кирпичной отделке.

                                                     ...............     см. публ.

    «Зодчий», 1874, Вып. 4, С. 46—47

     

    Отправил иллюстрации.

  • 17 Сентября 2013, 15:29

    14-го декабря истёкшего года, в Петербурге сгорела Реформатская церковь — один из лучших образчиков нашей кирпичной архитектуры. До сих пор еще не выяснилась положительная причина пожара. Накануне его, в присутствии пожарной команды, выжигались и чистились в церкви все трубы, потому в городе ходит молва, что пожар был следствием этой опасной операции. Но, по освидетельствовании труб, в них не найдено ни малейшей трещины; зато, в одном из боровов найдены открытыми очистные дверцы, и потому можно предполагать, что незакрытое отверстие в борове давало возможность пламени из печи проникнуть под крышу и зажечь стропила. Как бы то ни было, но крыша на колокольне и церкви, вся внутренность последней, с деревянным плафоном — сделались жертвою пламени.

        .......................................................

    В сумму 60 тыс. р. входит не только стоимость внутреннего устройства собственно церкви, но также стоимость внутреннего устройства нижнего, несгоревшего, находящегося под сводом этажа, и все церковное имущество, как-то: орган, кафедра, столы, скамейки, канделябры, церковная утварь и т. д. По приблизительному исчислению, стоимость возобновления церкви в прежнем виде, т. е. без вышеупомянутых улучшений, доходит до 100 тыс. руб., между тем Петербургское Общество, опираясь на расценку, считает свой убыток maximum только 60 тыс. руб. Чем и когда кончится этот спор — неизвестно; несомненно только то, что покуда он не кончится, великолепная некогда церковь будет стоять в своём теперешнем обезображенном виде.

    Случайный корреспондент.

    «Зодчий», 1873, Вып. 1, С. 16

  • 22 Октября 2013, 13:42

    Работы по реставрации здешней реформатской церкви быстро подвигаются и будут окончены нынешнею осенью. Шпиль, стропила и потолки устроены из железа, вместо прежних деревянных.

    «Зодчий», 1874, Вып. 5, С. 71

  • 22 Апреля 2015, 00:25

    Благотворительное общество против распространения проституции в Спб. По делам общества обращаться к пастору Дальтону. Б. Морская. 60

    Путеводитель по Петербургу: Описание С.-Петербурга и его достопримечательностей: (Соборы, церкви, дворцы, памятники, Эрмитаж, музеи и т. д.). Под ред. Р.С. Попова. - Санкт-Петербург. 1886 стр. 252

     

    http://leb.nlr.ru/edoc/275679/Путеводитель-по-Петербургу

  • 7 Января 2017, 18:57

    ЦГИА СПб. Фонд 485 Немецкая реформатская церковь (г.Петроград) (1728-1918)

    Справочная информация

    Сокращённое название: Немецкая реформатская церковь

    Начальный год: 1728

    Конечный год: 1918

    Историческая справка: Французско-немецкая реформатская община была образована в 1724 году. Богослужения проводились в общей церкви. В 1825 году немцы-реформаторы отделились от французов, образовав самостоятельную общину. Вскоре
    они получили бесплатно участок городской земли на берегу р. Мойки для постройки собственного храма, который и был заложен в 1862 году. Построен и освящён в 1865 году. В 1872 году здание церкви было повреждено пожаром, восстановлено и перестроено; освящено в 1874 году.

  • 21 Сентября 2017, 03:22

    крупным планом входной подъезд

     

     

    фото 1917, утащено у хумуса

    -----------------------------

    первый раз вижу детали храма крупным планом, фактуру и качество работы, и теперь в споре сторонников и противников его восстанвления уверенно становлюсь в ряды первых.

    кстати, почему псевдоготика? черт романского стиля гораздо больше

  • 21 Сентября 2017, 08:18
  • 22 Сентября 2017, 19:15
    Ответ на "А фото где?" от vladimir-2013

     перечитав публикацию, сразу нашел уже имеющиеся  авторитетные упоминания о стиле сооружения

     

    ...проф. Боссе, следующим образом объясняет свой выбор стиля для церкви: "По-моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу реформатского учения более всего соответствует стиль романский

    ...Здание из красного кирпича с белыми деталями с высокой двухъярусной колокольней выдержано в романском стиле

     

    но на сем сайте свои стилисты...доморощенные.

  • 22 Сентября 2017, 21:05
  • 23 Сентября 2017, 19:52
    Ответ на "А ФОТО ГДЕ?" от S.P.

     это вы меня спрашиваете?

    понятия не имею

     

    у хумуса - https://img-fotki.yandex.ru/get/245409/97833783.16fd/0_1e873f_7dcc4dc5_orig.jpg

  • 23 Сентября 2017, 20:18
    Ответ на "это вы меня спрашиваете? понятия не имею у хумуса" от весовщик

     Да... Очень впечатляет.

     

    Не совсем понимаю, почему в Вашем комментарии это фото не видно. Если не возражаете, помещу его в своем (в уменьшенном размере, чтобы не было проблем). Очень хочется, чтобы все эту фотографию видели.

     

    см. публ.

     

    (А если Вы против, уберу эту фотографию. Только тогда поместите, пожалуйста, ее сами так, чтобы она была видна.)

  • 23 Сентября 2017, 20:36
    Ответ на "Да... Очень впечатляет. Не совсем понимаю, почему" от S.P.

     конечно не против

    это до меня дошло как до жирафа, что был глюк на сайте с моим фото

     

    и да...впечатляет... стоит только сравнить с дешевкой на ВО

    http://www.citywalls.ru/house91.html

  • 18 Февраля 2018, 18:07

    редкая фотография храма с хорошим разрешением, сделана перед ее перестройкой в начале 1930-х гг

     

    https://pp.userapi.com/c841236/v841236208/7ad72/M_T2rXNODPU.jpg

     см. публ.

     

  • 3 Ноября 2018, 21:32

    Прилагаемая к статье акварель Бенуа принадлежит кисти не Николая, а Альберта Бенуа. Николай Леонтьевич к 1900 г. уже ничего не мог рисовать. Поправьте, пожалуйста. Только не на "А.Н.Бенуа", а на Альберта. А.Н.Бенуа все воспринимают как Александра Николаевича. 

  • 24 Ноября 2018, 23:16

    Открытка начала XX в. по цветной фотографии С.М.Прокудина-Горского, выполненной не позже 1905 г.; местонахождение негатива неизвестно (сайт "Храмы России" - Открытый исследовательский проект "Наследие С. М. Прокудина-Горского", http://prokudin-gorskiy.ru ):

     

    Изображение в более высоком разрешении - на названном сайте: http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=389

     

  • 20 Июня 2019, 23:11

    L'église réformée grande Morskaia, Petrograd : [photographie de presse] / [Agence Rol]

    https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b531492407

     

  • 14 Января 2020, 17:22

    Я зашел на эту страницу совсем не по тому поводу, о котором буду сейчас писать. Но вдруг заметил ошибку: последняя фотография интерьера никак не может относиться к Реформатской церкви: в ней не было стрельчатых арок, интерьер (так же, как и фасады) был оформлен в неороманском "стиле" (ср. продольный разрез здания). Но к чему же на самом деле относится эта фотография?

     

    Поиск картинки в Google показал, что данная фотография помещена в "Энциклопедии Петербурга" в статье "Немецкая реформатская церковь". Таким образом, ошибка на сайте Citywalls повторяет ошибку в "Энциклопедии Петербурга".

     

    Но что же на самом деле изображено на фотографии?

    Искать не пришлось долго. У меня было стойкое ощущение, что это какая-то подлинная готическая церковь - где-то в Северной Европе, а скорее всего, в Эстонии. И я не ошибся: оказывается, уважаемые авторы умудрились вставить в статью фотографию... Домского собора в Таллине!

     

    Для того, чтобы не быть голословным, покажу прямо соответствующие фотографии - не ссылки (которые еще и не всякий посмотрит), а непосредственно изображения.

     

    Сначала - фотография, помещенная в "Энциклопедии Петербурга" и повторенная здесь:

     

    Более высокое разрешение

     

     

     

    А теперь фотографии интерьера таллинского Домского собора (я взял их с двух сайтов - https://discoverydesign.livejournal.com/66150.html и https://theplacement.ru/travel-directory/domskiy-sobor/ ):

     

    Более высокое разрешение

     

     

    Более высокое разрешение

     

     

    Более высокое разрешение

     

    Таким образом, в "Энциклопедии Петербурга" допущена немыслимая, дикая ошибка. Не надо ее хотя бы повторять здесь. Фотография Домского собора безусловно должна быть отсюда удалена.

  • 14 Января 2020, 18:20

    А теперь - о том, по какому поводу я сначала зашел на эту страницу.

     

    Я хотел показать скульптуру Иисуса Христа работы А.Р.фон Бока, стоявшую в Реформатской церкви ("Всемирная иллюстрация", 1884, №796, с. 309):

     

    Более высокое разрешение

     

    Интересно, сохранилась ли скульптура?

     

     

    P.S. Стиль в публикации указан неправильно - даже по двум причинам: 

    а) понятие "псевдоготика" применяется к архитектуре последней четверти XVIII  века, а когда речь идет о направлении в эклектике XIX века, говорят "неоготика";

    б) но и к неоготике данная церковь не относится: здесь использованы мотивы не готики, а романского стиля.

    Можно было бы охарактеризовать архитектуру Реформатской церкви как "неороманский стиль". Но так как такого термина в классификации, принятой на сайте, нет, следует написать "эклектика" (что будет совершенно корректно). 

  • 9 Мая 2021, 17:57
    Ответ на "Стиль в публикации указан неправильно" от S.P.

     

    В публикации цитируются слова Боссе: "По-моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу реформатского учения более всего соответствует стиль романский. Простота форм, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризируют серьезное назначение постройки. <...> Я считал необходимым совершенно отрешиться от стиля готического, который неизбежно влечёт за собой различные орнаменты, а для последних мы не имели ни средств, ни подходящего материала".

    А в титуле: Стиль:Псевдоготика

    Немецкая реформатская церковь         в романо-готическом стиле.

     

     

  • 31 Августа 2021, 21:40




    Кадры из фильма "Карьера Спирьки Шпандыря", 1926 г.
    фильм

  • 22 Октября 2022, 17:14

  • 12 Ноября 2022, 06:14

    Отправил фото 2 – со стороны Большой Морской – в лучшем качестве. С сайта walkspb.ru, найдено на pastvu.com.

  • 13 Июля 2023, 18:27

    " «Архитектура СССР» в 1936 г. негативно отзывался об уже опальных конструктивистских формах здания: «Авторы Дома работников связи правильно учли необходимость сохранения башни, но не поняли, видимо, характера ее архитектуры. Здание, возглавленное башней, теперь не завершает перспективу Мойки, оно возникает внезапно и кажется глухим, плоским ящиком. Лишенное выразительного силуэта здание не вошло в ансамбль и воспринимается как чужеродное тело, как некий склад или фабрика посредине города»."

    Есть и современная история... https://vk.com/wall-123250013_128377

     

  • 12 Сентября 2023, 11:08


    Николай Андреевич Тырса (1887-1942) У кирхи, 1930-е госкаталог

  • 11 Декабря 2023, 22:39

    оказывается это выявленный своеобразным образом памятник, охраняемый ГИОПом

     

    "Региональный памятник "Дом культуры работников связи (быв. Немецкая реформатская церковь)" официально датируется 1862–1939 годами. Охраняются, в частности, "капитальные стены и своды XIX века". Конструкции находятся в ремонтопригодном состоянии, считают эксперты. Это могло быть аргументом для возвращения зданию неоготического облика, если бы не одно но: советские фасады тоже находятся под охраной.

    С 2016 года КГИОП судился с "Почтой России" с требованием отреставрировать здание, находящееся в её пользовании. В сентябре 2017–го иск был удовлетворён, работы предписывалось провести до 25 сентября 2019–го. В 2020 году КГИОП снова пошёл в суд с требованием неустойки. Арбитраж счёл, что "какие–либо реальные действия по исполнению решения суда ответчик не осуществил". "Почте" назначили неустойку 35 тыс. рублей в месяц до исполнения решения суда. По подсчётам "ДП", накопиться могло уже около 350 тыс. рублей.После этого всё–таки был подготовлен проект реставрации и сделана историко–культурная экспертиза, заключение которой подали на днях в КГИОП."Почта" не прокомментировала планы по реставрации, но дала понять, что ею не ограничатся: "Пересмотр назначения здания и его перевод в современное использование произойдут во время реализации проекта “Почтовый квартал”". Проект предусматривает реконструкцию территории между Исаакиевским собором и Новой Голландией вдоль Конногвардейского бульвара. Он затронет также Главпочтамт и дом–усадьбу Ломоносова (Большая Морская, 61)."

     

    https://www.dp.ru/a/2021/02/15/Svjazi_s_Bogom_ne_budet

  • 11 Декабря 2023, 22:59
    Ответ на "оказывается это выявленный своеобразным образом па" от весовщик

    То есть наивный Боссэ полагал,что он построил здание в романском стиле, да еще обосновал это свое решение. Но ГИОП говорит о псевдоготике и на сайте держатся того же мнения. То есть автор, как принято было формулировать в глубоко советски времена, "не понял". 

    А также. "Пересмотр назначения здания и его перевод в современное использование произойдут во время реализации проекта “Почтовый квартал”". Проект предусматривает реконструкцию территории между Исаакиевским собором и Новой Голландией ..." То есть планируют рас...ачить практически всё, включая Почтамт. 

     

     

  • 16 Февраля 2024, 23:03

  • 16 Февраля 2024, 23:04

  • 18 Июня 2024, 13:02

    >> Французско-немецкая реформатская община была образована в 1724 г.. Богослужения проводились в общей церкви. В 1825 г. немцы-реформаторы отделились от французов, образовав самостоятельную общину. Вскоре они получили бесплатно участок городской земли на берегу р. Мойки для постройки собственного храма, который и был заложен в 1862 г. 

     

    Во-первых, лучше писать немцы-реформаты.

    Во-вторых, здесь опечатка. Разделение общин произошло в 1858 году.

    Если точнее, процесс вошел в активную фазу в 1857-1858 гг. Решение было окончательно принято в 1858 г. и Высочайше утверждено 18 апреля 1858 г. См.:

     

    1. Dalton H. Geschichte der reformirten Kirche in Russland. Gotha, 1865. S. 113.

    2. Штриккер Г. Конфессиональная принадлежность петербургских швейцарцев // Швейцарцы в Петербурге. СПб., 2002. С. 434.

    3. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. СПб., 2010. С. 439.

    4. Векслер А. Ф. Реформатское училище: 1818—1918 гг.  // Немцы в Санкт-Петербурге. Вып. 4. СПб., 2008. С. 233.

    5. ЦГИА СПб. Фонд 444. Опись 2. Дело 31. Дело об отделении немецкого прихода.

  • 13 Августа 2024, 22:33


    А.П.Боголюбов. Вид горящей Реформатской церкви на Мойке, 1872 отсюда

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 38 из 58
Немецкая реформатская церковь
Н.А.Тырса,
1930-е гг.
Госкаталог
(добавил
kolomna_in_art)
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2390