Публикация

Лютеранская церковь св. Елизаветы - Здание Водоканала

Здание на карте
фото
Кронштадт
Ленинградская ул., 1Н
Архитекторы: Анерт Э. Х.
Год постройки: 1834-1836
Стиль: Классицизм

Фото - Mary, 2011.

Церковь св. Елизаветы (деревянная)   (не сохран.)

1752 -

1833 - сгорела

 

Лютеранская церковь св. Елизаветы                            Классицизм

г. Кронштадт, Ленинградская ул., 1 лит. Н

Пам. арх. (федеральн.)

Дом пастора
1836 -
Ограда
1836 -
Храм

1834-1836 - арх. Анерт Эдуард Христианович     (Постановление...)

 

Здание Водоканала

Первая лютеранская деревянная  церковь во имя св. Елизаветы существовала в Кронштадте примерно с 1710-х гг.  После городского пожара 1732 г. по указу  императрицы Анны Иоанновны территория, прилегающая к кирхе была передана под дворы морских служителей, а для кирхи отведено новое место «позади водоналивной мельницы». Здесь в 1735 г. было начато строительство храма, но не завершено,  поэтому в 1739 г. участок передали для строительства Андреевского собора.

 

Для кирхи в 1750 г. прихожане приобрели три участка у Петербургских ворот, в Андреевской, Шкиперской и Восточной улицах и получили разрешение на строительство.  Здесь была выстроена деревянная Елизаветинская церковь. Около нее до 1776 г. существовало лютеранское городское кладбище.

 

В начале 1830-х гг. деревянная церковь сгорела, а в 1836-1838 гг. на прилегающем участке  арх. К. Бейль выстроил каменную церковь по проекту арх. Э. Аннерта.

 

Церковь представляла собой прямоугольное в плане здание. Главный фасад обработан шестиколонным портиком коринфского ордера с треугольным фронтоном. Над алтарной частью возвышался высокий барабан с куполом и крестом.

Прежний участок оставался за лютеранским приходом, здесь  был выстроен дом для причта, хозяйственные постройки. В 1837 г.  вокруг церкви сделали насыпь с чугунной оградой, очертившей границы участка.

 

В 1868 г. на участке Елизаветинской кирхи была построена новая деревянная лютеранская церковь  Святителя Николая для выделившегося  в самостоятельный эстонско-шведско-финского прихода. Создание этого прихода было связано с большим притоком в Кронштадт строителей из северо-западных окраин России. Рабочие латышкой национальности окормлялись в Елизаветинской кирхе.

 

Кампания по изъятию церковных ценностей после  революционных событий почти не коснулась лютеранских храмов. Лишь в церкви святой  Елизаветы были изъяты  6 серебряных алтарных подсвечников. Число лютеран в Кронштадте из-за выезда немцев, латышей, эстонцев, финнов и шведов за границу, быстро сокращалось. В 1924 г. оба лютеранских прихода прошли регистрацию, но относительно храма св. Николая сообщалось: «Церковь открыта, но службы почти совсем не производятся».

23 декабря 1924 г. районный комитет комсомола направил в кронштадтское экономическое совещание докладную записку, в которой ссылался на то,  численность прихожан церкви св. Елизаветы составляет лишь 15-20 человек, предлагал закрыть храм и устроить в его здании Дом пролетарской физической культуры профсоюза металлистов и Главного военного порта. А уже 8 января 1925 г. председатель приходского совета Шплет заявил об отказе использования храма, поскольку «приход распался», служб не было около двух лет, а пастор давно покинул Кронштадт. 18 января 1925 г. церковь св. Елизаветы была закрыта, ее имущество передали в кирху св. Николая, а церковное здание приспособили под клуб профсоюза металлистов. Вскоре та же судьба постигла и вторую кирху. 26 мая 1926 г. начальник административного отдела Кронштадта ходатайствовал о закрытии кирхи «за малочисленностью верующих». Формально закрытие произошло в августе 1926 г.

 

Кирха св. Николая была снесена в 1930-е гг.  В храме св. Елизаветы в этот период находился склад закупочного рабочего кооператива. После окончания Великой Отечественной войны несколько десятилетий здесь размещались насосы, перенесенные из расположенного напротив здания городского водопровода (т. к. там  разместилось Управление снабжения). Интерьеры церкви были перестроены, но ее внешний облик в основном сохранился, оказалась снесена лишь главка над алтарной частью. В настоящее время здание по-прежнему используется для нужд водопровода.

(Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта.- СПб.: "Паритет", 2005 С. 351-356)

  • фото

    Фото - Mary, 04.2008.

Иностранцы евангелического вероучения, жившие в Кронштадте, с 1719 г. организовали свое богослужение, вначале в частных домах, а в 1752 г. выстроили церковь св. Елизаветы. В ночь на 12 марта 1833 г. она сгорела. После этого царю было подано прошение о с просьбой о пособии на строительство новой церкви. Потребность в ней диктовалась и практическими соображениями: прибытие иностранного корабля сопровождалось определенной религиозной церемонией. 29 декабря 1833 г. Николая I утвердил проект каменной церкви (арх. Э. Х. Анерт), а 26 января 1834 г. было решено поместить ее на новую площадь, которая согласно генеральному плану Кронштадта 1829 г., должна была появиться вблизи Петербургских ворот.

 

22 мая 1834 г. состоялась закладка храма. Его строителем был К. К. Бель. В течение 1834-1835 гг. постройка вчерне была завершена.В 1835 г. началась внутренняя отделка церкви. 20 декабря 1836 г. собор освятили.

([160]. C.74-75)

  • фото

    Фото - Наталия, 17.11.2007.

Памятник архитектуры Федерального значения.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб. (Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г.)  (Постановление...", с. 19-21)

  • фото

    Фото - GT, 02.2013.

23 комментария
4825 просмотров
Добавил: Mary, 25 Января 2012, 01:59
Редактировано: 3 Сентября 2023, 21:48
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house19702.html' target='_blank'>Лютеранская церковь св. Елизаветы - Здание Водоканала на Citywalls.ru</a>
Всего 23 комментария
  • 27 Сентября 2022, 15:33
    Ответ на "В публикациях место только проверенным сведениям. " от Liz

     Согласен с замечанием, предлагаю сокращённый вариант, готовый к вставке:

    "Еще недавно, когда в Кронштадт от набережной Макарова отправлялись регулярные пассажирские рейсы, прибывавшие на Ленинградскую пристань в начале Тулонской аллеи могли легко понять значение этой площади: она задумывалась как парадный въезд в город! Частью ворот была караулка, или гауптвахта, с ее немного неуклюжими колоннами, а также симметричный ансамбль двух римских портиков. Один из них принадлежал лютеранской церкви, другой служит входом в здание, странным образом похожее на храм. Это Башня городского водопровода с флигелем.

    Классический ансамбль позднее украсил  Храм Святителя Николая, снесенный в 1930-е г., а вот Часовня "Спас на водах" церкви во имя Богоявления Господня возле Гауптвахты уцелела и была недавно отреставрирована. Мотив парадных ворот города был поддержан архитекторами стадиона на Тулонской аллее с воротами в стиле сталинского классицизма."

     

     

  • 27 Сентября 2022, 23:45
    Ответ на "А история происхождения слова гопник - тоже, кажется, их заслуга, нет?. " от Liz

     А какая история происхождения этого слова? По "Собаке" не знаю, но во второй половине 1980-х была  какая-то передача по радио (на работе у нас оно все время было включено), там рассказывали о просхождении слов - "сивый мерин", архаровцы, гопники.  Так сказали, что гопники это проживающие в государственном общежитии пролетариата (ГОП).  Запомнила не задумываясь, а других вариантов не слышала.

  • 28 Сентября 2022, 00:46
    Ответ на "А какая история происхождения этого слова? По "Соб" от Наталия

     Сейчас искать не буду, но, едва ведя слово ГОП в поисковик, можно получить бурный отклик про конец 19 века и некое Гос. общество призора, размещавшееся в гостинице. Даже кто-то из музея города отличился на этой ниве. Мысль, что можно где-то справиться, прежде чем повторять, не приходит в голову. С концом 19 века все понятно, но что пишут про общежитие пролетариата в плане датировки, не помню, но на 1922 год ничего подобного никто не находил в ВПг. В Собаке, точнее в Кварт. надзирателе, это тоже было, об этом вспоминали сравнительно недавно в фб. Любят люди сенсации, ничего не скажешь. По мне так вполне достаточно и истории с Колобовыми, чтобы быть по отношению к ним настороже.

  • 28 Сентября 2022, 11:36
    Ответ на "А история происхождения слова гопник - тоже, кажется, их заслуга, нет?. " от Liz

     Там вроде и Синдаловский опять отметился.

    Честно, лень даже проверять, кто первый у кого передрал.

    Вы правы, надо припадать к первоисточникам.

    Насчёт " общежития пролетариата" — его вообще  в никаких ВПг нет.

     

    Ну, ещё остаётся вариант фольклорного-народный.

    Гоп-стоп, а тем паче "Не говори гоп" явно постарше 20-х годов!

     

  • 28 Сентября 2022, 13:26
    Ответ на "Там вроде и Синдаловский опять отметился. Честно, " от Chartpilot

     Вполне возможно, что именно Синдаловский и был первым с этим призором и общежитием. И бутылка эта поганая его, подхваченная московскими менеджерами в Новой Голландии. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31767
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2400
Всего сегодня: 2072