Публикация
Вокзал станции СестрорецкВокзал станции Сестрорецк г. Сестрорецк, Дубковское шоссе, 1 Пам. арх. (регион.) 1898 - 1910-1917 - перестроен 2004 - ремонт с заменой вагонки на фасаде 07.02.2018 - пожар 2018 - восстановление
Реставрация 2021 - АО "Ленгипротранс" - проект, генпроектировщик инж. Лопатин Е. Н. (ГИП) 2023-2025 - строительные работы
К 10.10.2023 с северного фасада снята вся вагонка и отправлена в мусорный контейнер. (Виктор М)
Заказчик: Октябрьская Дирекция капитального строительства - структурное подразделение ДКСС ОАО "РЖД" Проектировщики: ООО "Имидж", ООО "Чимни", ООО "Специнжпроект", АО "Аттик", ООО "РДК", ООО "НСС-проджект" Генподрядчик: ООО "ПСК "Содружество" Подрядчик: Строительно-монтажный трест № 1 - филиал АО "РЖДстрой" (инфощит)
Положительное заключение экспертизы проектной документации № 78-1-1-3-031097-2022 от 19.05.2022, выдано ФАУ "Главное управление государственной экспертизы" Разрешение на строительство № 78-38-3835-2023МС от 07.02.2023, срок действия до 07.02.2024, выдано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Извещение о начале строительства б/н от 30.06.2023 (вх. № 240/18733 от 03.07.2023)
* Датировка: 1898; 1910 - 1917 (перестроен). Авторы: - Адрес: город Сестрорецк, Дубковское шоссе, дом 1, литера А. Категория охраны: Р. Основание: Распоряжение КГИОП № 10-573 от 27.10.2016.
Деревянный вокзал станции Сестрорецк - единственный уцелевший из всех вокзалов, построенных для обслуживания Приморской железной дороги.
Инициатором постройки Приморской железной дороги стал сын артиллерийского чиновника инженер-путеец Пётр Александрович Авенариус. В конце 1889 года им было создано "Акционерное общество Приморской Петербурго-Сестрорецкой железной дороги". 11 февраля 1892 года были утверждены условия постройки и эксплуатации железной дороги из Санкт-Петербурга в Сестрорецк. Была разрешена эксплуатация железной дороги с возможным применением паровой тяги, с установленным сроком строительства в 3 года.
Приморская железная дорога строилась по типу городского парового трамвая и предназначалась в основном для пригородного движения.
23 июля 1893 года была открыта Озерковская линия дороги: из Петербурга (Новая Деревня) через Комендантское поле и Коломяги до Озерков (7 км). Вторым участком дороги, принятым в эксплуатацию, стал Лахтинский, открытый 12 июля 1894 года. 31 октября 1894 года было открыто пассажирское сообщение от Лахты до Раздельной, а также движение по ветке Раздельная - Пароходная пристань на ст. Лисий Нос.
Постройка Санкт-Петербурго-Сестрорецкой Приморской железной дороги завершилась 6 ноября 1894 года.
Сразу за - Новая Деревня - товарная станция "Флюгов разъезд" (находилась на нынешнем пересечении Белоостровской улицы, Большого Сампсониевского проспекта и Кантемировской улицы)
Поезда, следовавшие в Сестрорецк, имели следующие остановки после Новой Деревни: Вторая верста, Дамба, Лахта, 13-я верста, Раздельная, Каупилово, Горская, Александровская, Тарховка, Разлив, Сестрорецк. В 1901 году появились Ермоловская и Курорт, ещё позднее Школьная, Дюны и Ольгино. Разъезды: 2-я верста, Дамба и 13-я верста - были устроены для технических целей, и на них посадку и высадку пассажиров не производили.
В отличие от выборгской ветки, где каждая станция была украшена изящным вокзалом по проекту финского архитектора Бруно Гранхольма, бесхитростные приморские вокзалы напоминали обыкновенные жилые дома: на первом этаже - кассы и зал ожидания, на втором - квартиры путейцев.
Через шесть лет после открытия дороги Сестрорецк перестал быть конечной станцией, и в 1900 году дорогу продлили к новым дачам и пансионатам - в Курорт и Дюны, до старой финляндской границы. С Белоостровом независимую Приморскую линию соединили лишь в 1924 году, после того как сильнейшее наводнение снесло мост в Лахте между заливом и Разливом. Нужно было снабжать Сестрорецкий завод, на границе с независимой Финляндией разворачивалось строительство укрепрайона, поэтому рельсы с участка Курорт - Дюны сняли и переложили на новый участок. Теперь поезда после Курорта уже не шли вдоль берега по направлению к нынешнему Солнечному, а поворачивали к Белоострову. Так образовалась круговая Сестрорецкая ветка Октябрьской железной дороги.
В те же годы (1920-е) для нужд развивающихся железных дорог страны были сняты вторые пути на большинстве станций, а сама железная дорога в Сестрорецк, так и оставшаяся до нашего времени одноколейной, была реконструирована. В 1952 году ее электрофицировали, и в Сестрорецк пошли первые электрички.
Платформа «Сестрорецк» была открыта в 1898 г., тогда же было построено здание вокзала. Архитектор здания до настоящего времени неизвестен, но стилевое решение вокзала схоже с решением здания деревянного вокзала в Озерках, архитектором которого является Бруно Гранхольм.
Изначально декор Сестрорецкого вокзала состоял из простых наличников, балконных ограждений геометрического рисунка и немногочисленного декора в треугольных фронтонах мансард, стены здания обшиты не были. В 1910-1917-х гг. внешний облик здания претерпел некоторые изменения - стены были обшиты вагонкой с имитацией фахверка, оконные проемы были сужены, балконы, ранее располагавшиеся на северном, южном и восточном фасадах в уровне второго этажа и часть декора, были ликвидированы.
Планировка здания дважды частично менялась: в начале XX в. центральный пассажирский зал ожидания был разделен стеной. Ранее в зал ожидания можно было зайти с северного, южного и восточного (со стороны платформы) фасадов, а из зала можно было попасть в другие помещения - телефонную, киоск для прессы, дамскую и мужскую уборные. Позднее, между 1910 и 1958 гг. в северо-западной части здания в уровне 1-2 этажей и в северной части в уровне 2 этажа были отгорожены 2 лестничные клетки, однако в целом планировка в габаритах капитальных стен осталась без существенных изменений. В конце XX века часть западного фасада и несколько оконных проемов по южному и восточному фасадам были зашиты. В это же время была утрачена обшивка «елочкой», игравшая большую роль в облике здания. (Деревянное здание Сестрорецкого вокзала признано региональным памятником, Железнодорожные станции - обычно первый объект обстрелов и разрушений. Сестрорецкий вокзал удивительным образом выстоял в Гражданскую, в советско-финляндскую 1939-1940 гг., и в Великую Отечественную войны, почти полностью сохранив свой изначальный облик. (по материалам
07.02.2018 в здании вокзала на втором этаже на площади 30 кв. м произошел пожар. Сообщение о пожаре поступило в 19.53. Помещение, в котором начался пожар, сдавалось в аренду, там проводились ремонтные работы. Кассиры, которые находились в здании вокзала, вышли на улицу самостоятельно, никто не пострадал. В 20.32 возгорание было локализовано. (
К маю 2018 г. были восстановлены поврежденные пожаром кровля здания и оконные заполнения, выполнены первоочередные противоаварийные работы в части устройства временной подпорки аварийных перекрытий и ликвидации сквозных отверстий, обработана защитным покрытием деревянная вагонка фасада. В соответствии с охранным обязательством, на основании задания и разрешения КГИОП, ОАО «РЖД» должно срок до 15.08.2022 ОАО "РЖД" выполнить работы по реставрации объекта культурного наследия в соответствии с согласованной комитетом проектной документацией. (
В субботу (26.05.2018) в здании сестрорецкого вокзала открылся кассовый зал. Деревянный вокзал этой станции восстановили после пожара, который произошел в феврале. Зданию вернули выгоревшие стены и декор. Сегодня вокзал является памятником архитектуры регионального значения. Поэтому все восстановительные и ремонтные работы должны проводиться под наблюдением КГИОП. До пожара ОАО «РЖД» (собственника объекта) уже привлекали к административной ответственности из-за неудовлетворительного состояния вокзала. Поводом стали обветшалые фасады и интерьеры, а также самовольно проведенные работы, в частности, установка дополнительного входа. Как пояснил начальник Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Леонид Туровчук, большая часть здания вокзала находится на консервации. Планируется дальнейшее проведение реставрационных работ. «Сейчас инициирована разработка проекта и поиск источников финансирования. И только тогда приступим к полному восстановлению объекта», - пояснил Туровчук. (Надежда Коновалова. Пассажиров запустили в кассу // Санкт-Петербургские Ведомости. № 093 (6202) от 28.05.2018,
Исторический вокзал в Сестрорецке отреставрируют по проекту «Ленгипротранса» Главгосэкспертиза одобрила проект реставрации деревянного вокзала Сестрорецк, разработанный АО «Ленгипротранс» (входит в «Группу компаний 1520») по заказу ОАО «РЖД». ( Основания для проектирования реставрации: Задание на проектирование, утвержденное ОАО "РЖД" 20.11.2019 Инвестиционная программа ОАО "РЖД" "Реконструкция вокзального комплекса пригородных пассажирских перевозок" 2019 г. Задание КГИОП № 01-25-4166/20-0-1 от 12.03.2020
ООО «ПСК «Содружество» Договор № 01-22-01-0066-Э от 20.04.2022 Срок исполнения: 20.04.2022 - 30.05.2023 Цена: 4 183 326 руб. Выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте: "Реставрация вокзала Сестрорецк с приспособлением к современному использованию" (Лот № 1 в рамках Закупки № 66/ОКЭ-АО«РЖДстрой»/2022 на право заключения договора на выполнения комплекса строительно-монтажных работ на объектах Октябрьской железной дороги)
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (субъекта МСП) Договор № 01-23-01-4880-Э от 28.02.2023 Срок исполнения: 28.02.2023-29.05.2024 Цена договора: 29 760 324 руб. Заказчик: АО "РЖДстрой" Выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте: "Реставрация вокзала Сестрорецк с приспособлением к современному использованию"
Здание вокзала включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения ( Распоряжение КГИОП № 10-573 от 27.10.2016. ![]() ![]() Добавил: peterburzhets, 20 Февраля 2012, 20:35
Редактировано: 24 Ноября 2024, 02:47
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house20311.html' target='_blank'>Вокзал станции Сестрорецк на Citywalls.ru</a>
Всего 14 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 2
Гостей: 772
Зарегистрировано: 14598
Всего сегодня: 1946
|
5-6 июля вокзал обнесли стр. забором.