Публикация

Вокзал станции Сестрорецк

Здание на карте
фото
Сестрорецк
Дубковское шоссе, 1
Архитекторы:
Год постройки: 1898
Стиль:

Вокзал станции Сестрорецк

г. Сестрорецк, Дубковское шоссе, 1

Пам. арх. (регион.)

1898 -

1910-1917 - перестроен

2004 - ремонт с заменой вагонки на фасаде

07.02.2018 - пожар

2018 - восстановление

 

Реставрация 

2021 - АО "Ленгипротранс" - проект, генпроектировщик

                   инж. Лопатин Е. Н. (ГИП)

2023-2025 - строительные работы

 

К 10.10.2023 с северного фасада снята вся вагонка и отправлена в мусорный контейнер. (Виктор М)

 

Заказчик: Октябрьская Дирекция капитального строительства - структурное подразделение ДКСС ОАО "РЖД"

Проектировщики: ООО "Имидж", ООО "Чимни", ООО "Специнжпроект", АО "Аттик", ООО "РДК", ООО "НСС-проджект"

Генподрядчик: ООО "ПСК "Содружество"

Подрядчик: Строительно-монтажный трест № 1 - филиал АО "РЖДстрой"  (инфощит)

 

Положительное заключение экспертизы проектной документации № 78-1-1-3-031097-2022 от 19.05.2022,

выдано ФАУ "Главное управление государственной экспертизы"

Разрешение на строительство № 78-38-3835-2023МС от 07.02.2023, срок действия до 07.02.2024,

выдано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Извещение о начале строительства б/н от 30.06.2023 (вх. № 240/18733 от 03.07.2023)

  • фото

    Между 1904 и 1917.
    До электрификации ветки платформы
    были низкие, почти вровень с рельсами.
    Открытка. СПб. Изд. К. П. Леонтьева

  • фото

    Начало ХХ в.
    Фото - vk.com/kurortru

  • фото

    Сестрорецк. Станция
    Приморской железной дороги.
    Открытка нач. XX в.

  • фото

    1900-1908. Станция Сестрорецк.
    Фото - pastvu.com

  • фото

    1905-1920. Станция Сестрорецк
    Фото - ebay.com
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    В ожидании поезда.
    СПб. Изд. Общины Св. Евгении, 1910
    Фототипия А. Ф. Дресслера

  • фото

    1910-е гг. oldsp.ru

  • фото

    1940 г.
    Фото - kgiop.gov.spb.ru

  • фото

    Сестрорецкий вокзал на мини-фотооткрытке
    из набора "Сестрорецкий район", 1963 г.
    Вход в вокзал расположен со стороны платформы.
    Из коллекции С. Ренни

  • фото

    Между 1965 и 1973 гг.
    Электропоезд ЭР2-491
    на ст. Сестрорецк.
    Из коллекции С. Ренни

  • фото

    1998. Железнодорожная
    станция Сестрорецк.
    Фото - Anspok Evgeny (pastvu.com)
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Проект реконструкции. Визуализация.
    1520.ru

  • фото

    2023. Фрагмент схемы РГИС.
    ОКН: Сестрорецкий железнодорожный вокзал
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Высокая грузовая платформа
    (первоначально - крытый
    перевалочный склад). 1904 г. п.
    Фрагмент схемы РГИС, 24.11.2024

  • фото

    Пост электрической централизации
    (деревянный). 1966 г. п. Возведен на
    месте демонтированных подъездных путей.
    Фрагмент схемы РГИС, 24.11.2024

* Датировка: 1898; 1910 - 1917 (перестроен). Авторы: - Адрес: город Сестрорецк, Дубковское шоссе, дом 1, литера А. Категория охраны: Р.

   Основание: Распоряжение КГИОП № 10-573 от 27.10.2016.

 

Деревянный вокзал станции Сестрорецк - единственный уцелевший из всех вокзалов, построенных для обслуживания Приморской железной дороги.

 

Инициатором постройки Приморской железной дороги стал сын артиллерийского чиновника инженер-путеец Пётр Александрович Авенариус. В конце 1889 года им было создано "Акционерное общество Приморской Петербурго-Сестрорецкой железной дороги".  11 февраля 1892 года были утверждены условия постройки и эксплуатации  железной дороги из Санкт-Петербурга в Сестрорецк. Была разрешена эксплуатация железной дороги с возможным применением паровой тяги, с установленным сроком строительства в 3 года.

 

Приморская железная дорога строилась по типу городского парового трамвая и предназначалась в основном для пригородного движения.

 

23 июля 1893 года была открыта Озерковская линия дороги: из Петербурга (Новая Деревня) через Комендантское поле и Коломяги до Озерков (7 км).

Вторым участком дороги, принятым в эксплуатацию, стал Лахтинский, открытый 12 июля 1894 года. 31 октября 1894 года было открыто пассажирское сообщение от Лахты до Раздельной, а также движение по ветке Раздельная - Пароходная пристань на ст. Лисий Нос.

 

Постройка Санкт-Петербурго-Сестрорецкой Приморской железной дороги завершилась 6 ноября 1894 года.

 

Сразу за Приморским вокзалом линия пересекала Черную речку, а за мостом поезда шли по трем направлениям: 
- Новая Деревня - Сестрорецк (27 км),
- Новая Деревня - Озерки (7 км).

- Новая Деревня - товарная станция "Флюгов разъезд" (находилась на нынешнем пересечении Белоостровской улицы, Большого Сампсониевского проспекта и Кантемировской улицы)

 

Поезда, следовавшие в Сестрорецк, имели следующие остановки после Новой Деревни: Вторая верста, Дамба, Лахта, 13-я верста, Раздельная, Каупилово, Горская, Александровская, Тарховка, Разлив, Сестрорецк. В 1901 году появились Ермоловская и Курорт, ещё позднее Школьная, Дюны и Ольгино. Разъезды: 2-я верста, Дамба и 13-я верста - были устроены для технических целей, и на них посадку и высадку пассажиров не производили.

 

В отличие от выборгской ветки, где каждая станция была украшена изящным вокзалом по проекту финского архитектора Бруно Гранхольма, бесхитростные приморские вокзалы напоминали обыкновенные жилые дома: на первом этаже - кассы и зал ожидания, на втором - квартиры путейцев.

 

Через шесть лет после открытия дороги Сестрорецк перестал быть конечной станцией, и в 1900 году дорогу продлили к новым дачам и пансионатам - в Курорт и Дюны, до старой финляндской границы. С Белоостровом независимую Приморскую линию соединили лишь в 1924 году, после того как сильнейшее наводнение снесло мост в Лахте между заливом и Разливом. Нужно было снабжать Сестрорецкий завод, на границе с независимой Финляндией разворачивалось строительство укрепрайона, поэтому рельсы с участка Курорт - Дюны сняли и переложили на новый участок. Теперь поезда после Курорта уже не шли вдоль берега по направлению к нынешнему Солнечному, а поворачивали к Белоострову. Так образовалась круговая Сестрорецкая ветка Октябрьской железной дороги.

 

В те же годы (1920-е) для нужд развивающихся железных дорог страны были сняты вторые пути на большинстве станций, а сама железная дорога в Сестрорецк, так и оставшаяся до нашего времени одноколейной, была реконструирована. В 1952 году ее электрофицировали, и в Сестрорецк пошли первые электрички.

  • фото

    Фото - А. Разумов, 03.2002
    al-spbphoto.narod.ru

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - peterburzhets, 02.2012.

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 18.03.2012

  • фото

    Пожар от 07.02.2018.
    Фото - vk.com/spb_today

  • фото

    Восстановление после пожара

  • фото

    Фото - kgiop.gov.spb.ru, 05.2018

  • фото

    Фото - Виктор М, 06.2018.

  • фото

    Фото - V_Malyj, 17.07.2023.

Платформа «Сестрорецк» была открыта в 1898 г., тогда же было построено здание вокзала. Архитектор здания до настоящего времени неизвестен, но стилевое решение вокзала схоже с решением здания деревянного вокзала в Озерках, архитектором которого является Бруно Гранхольм.

 

Изначально декор Сестрорецкого вокзала состоял из простых наличников, балконных ограждений геометрического рисунка и немногочисленного декора в треугольных фронтонах мансард, стены здания обшиты не были. В 1910-1917-х гг. внешний облик здания претерпел некоторые изменения - стены были обшиты вагонкой с имитацией фахверка, оконные проемы были сужены, балконы, ранее располагавшиеся на северном, южном и восточном фасадах в уровне второго этажа и часть декора, были ликвидированы.

 

Планировка здания дважды частично менялась: в начале XX в. центральный пассажирский зал ожидания был разделен стеной. Ранее в зал ожидания можно было зайти с северного, южного и восточного (со стороны платформы) фасадов, а из зала можно было попасть в другие помещения - телефонную, киоск для прессы, дамскую и мужскую уборные. Позднее, между 1910 и 1958 гг. в северо-западной части здания в уровне 1-2 этажей и в северной части в уровне 2 этажа были отгорожены 2 лестничные клетки, однако в целом планировка в габаритах капитальных стен осталась без существенных изменений. В конце XX века часть западного фасада и несколько оконных проемов по южному и восточному фасадам были зашиты. В это же время была утрачена обшивка «елочкой», игравшая большую роль в облике здания.

(Деревянное здание Сестрорецкого вокзала признано региональным памятником, kgiop.gov.spb.ru, 03.11.2016)

Железнодорожные станции - обычно первый объект обстрелов и разрушений. Сестрорецкий вокзал удивительным образом выстоял в Гражданскую, в советско-финляндскую 1939-1940 гг., и в Великую Отечественную войны, почти полностью сохранив свой изначальный облик.

(по материалам статьи "Лазурный берег" в журнале СПб.Собака.Ру; terijoki.spb.ru)

07.02.2018 в здании вокзала на втором этаже на площади 30 кв. м произошел пожар. Сообщение о пожаре поступило в 19.53. Помещение, в котором начался пожар, сдавалось в аренду, там проводились ремонтные работы. Кассиры, которые находились в здании вокзала, вышли на улицу самостоятельно, никто не пострадал. В 20.32 возгорание было локализовано. (fontanka.ru, 07.02.2018)

 

К маю 2018 г. были восстановлены поврежденные пожаром кровля здания и оконные заполнения, выполнены первоочередные противоаварийные работы в части устройства временной подпорки аварийных перекрытий и ликвидации сквозных отверстий, обработана защитным покрытием деревянная вагонка фасада. В соответствии с охранным обязательством, на основании задания и разрешения КГИОП, ОАО «РЖД» должно срок до 15.08.2022 ОАО "РЖД" выполнить работы по реставрации объекта культурного наследия в соответствии с согласованной комитетом проектной документацией. (kgiop.gov.spb.ru, 15.05.2018)

 

В субботу (26.05.2018) в здании сестрорецкого вокзала открылся кассовый зал. Деревянный вокзал этой станции восстановили после пожара, который произошел в феврале. Зданию вернули выгоревшие стены и декор.

Сегодня вокзал является памятником архитектуры регионального значения. Поэтому все восстановительные и ремонтные работы должны проводиться под наблюдением КГИОП. До пожара ОАО «РЖД» (собственника объекта) уже привлекали к административной ответственности из-за неудовлетворительного состояния вокзала. Поводом стали обветшалые фасады и интерьеры, а также самовольно проведенные работы, в частности, установка дополнительного входа.

Как пояснил начальник Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Леонид Туровчук, большая часть здания вокзала находится на консервации. Планируется дальнейшее проведение реставрационных работ. «Сейчас инициирована разработка проекта и поиск источников финансирования. И только тогда приступим к полному восстановлению объекта», - пояснил Туровчук.

(Надежда Коновалова. Пассажиров запустили в кассу // Санкт-Петербургские Ведомости. № 093 (6202) от 28.05.2018, spbvedomosti.ru)

 

Исторический вокзал в Сестрорецке отреставрируют по проекту «Ленгипротранса»

Главгосэкспертиза одобрила проект реставрации деревянного вокзала Сестрорецк, разработанный АО «Ленгипротранс» (входит в «Группу компаний 1520») по заказу ОАО «РЖД».
Вокзал больше века украшает город-курорт Сестрорецк, став одним из его символов. Реставрация вернет исторический облик здания и сделает его более удобным для пассажиров, отмечают авторы проекта. По проекту предстоит восстановить основные конструктивные элементы здания: фундамент, перекрытия, несущие балки, стропильную систему кровли. Исторический облик памятника архитектуры сохранится, более того - по архивным документам воссоздадут утраченные элементы фасадов: навесы на фигурных кронштейнах, узорную облицовку, выносы мезонина, деревянные двери.
Реставрация в полном объеме восстановит функционал вокзала, пассажирам будет гарантировано комфортное пребывание, а сотрудникам станции - современные условия эксплуатации. На первом этаже расположится кассовый зал, соединенный порталом с залом ожидания. На втором этаже - служебные и технические помещения. Здание сделают доступным и удобным для маломобильных граждан.

(1520.ru, 26.05.2022)

Основания для проектирования реставрации: Задание на проектирование, утвержденное ОАО "РЖД" 20.11.2019

Инвестиционная программа ОАО "РЖД" "Реконструкция вокзального комплекса пригородных пассажирских перевозок" 2019 г.

Задание КГИОП № 01-25-4166/20-0-1 от 12.03.2020

 

ООО «ПСК «Содружество»   Договор № 01-22-01-0066-Э от 20.04.2022    Срок исполнения: 20.04.2022 - 30.05.2023    Цена: 4 183 326 руб.   

Выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте: "Реставрация вокзала Сестрорецк с приспособлением к современному использованию"

(Лот № 1 в рамках Закупки № 66/ОКЭ-АО«РЖДстрой»/2022 на право заключения договора на выполнения комплекса строительно-монтажных работ на объектах Октябрьской железной дороги)

 

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (субъекта МСП)

Договор № 01-23-01-4880-Э от 28.02.2023   Срок исполнения: 28.02.2023-29.05.2024    Цена договора: 29 760 324 руб.   Заказчик: АО "РЖДстрой"

Выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте: "Реставрация вокзала Сестрорецк с приспособлением к современному использованию"

 

Здание вокзала включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения (781610743970005). Сестрорецкий железнодорожный вокзал (г. Сестрорецк, Дубковское шоссе, дом 1, литера А). 1898 г., между 1910 и 1917 гг.

Распоряжение КГИОП № 10-573 от 27.10.2016.

  • фото
  • фото

    Печь в здании вокзала.
    Модель № 58 завода "Або".
    (Еbo kakelfabriks aktiebolag(AKF) -
    Turun kaakelitehdas (TKT))
    (подробнее...)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 01.2014.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary,
    10.2014.

  • фото

    Фото из Акта ГИКЭ

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил Виктор М)

14 комментариев
11103 просмотра
Добавил: peterburzhets, 20 Февраля 2012, 20:35
Редактировано: 24 Ноября 2024, 02:47
Оцените:
(17 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house20311.html' target='_blank'>Вокзал станции Сестрорецк на Citywalls.ru</a>
Всего 14 комментариев
  • 18 Июля 2023, 19:23

    5-6 июля вокзал обнесли стр. забором.

  • 17 Августа 2023, 19:43

    Сняли обшивку стен на 1 этаже.

  • 18 Августа 2023, 20:10

    Расчистили до исторических наличников, фото пока нет, только вчерашнее 17.08.2023

  • 28 Сентября 2023, 13:29

    Обдирают вагонку со 2 этажа. На северном и восточном фасадах сохранилась историч. обшивка, на западном фасаде не сохранилась.

  • 24 Ноября 2024, 02:35

    Грузовая платформа, сохраняющаяся за зданием вокзала, на удивление, датируется 1904 годом. Изначально это был крытый перевалочный склад. Постройка видна на старом фото на дальнем плане слева за вокзалом и, судя по всему, как раз в это время строится (видно, что на ней наводится кровля и устраиваются стены). В 1980-е гг., по свидетельству очевидцев, конструкции разобрали, а платформу забетонировали. Адрес - Сестрорецк, Дубковское шоссе, дом 1, сооружение 1, литера А.

     

    Здание поста электрической централизации, возведенное на месте демонтированых в советское время подъездных путей у южного фасада вокзала, датировано 1966 г. Оно деревянное. Адрес - Сестрорецк, участок ж.д. "Водосливной кан. - Заводской кан.", литера Б.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 826
Всего сегодня: 1146