Публикация
Дом Н. А. Толстого - Дом Д. П. ТатищеваФотография 1920-1925 г. ГМИ СПб Инв.№-II-А-3539 ф (сайт goskatalog.ru )
Утраченное здание
Дом Н. А. Толстого
Дом Д. П. Татищева Начало 1840-х - архитектор Симон Бернар - корпус по Караванной ул., 10
около 1920 - пострадал от пожара
"[…] граф Н. А. Толстой, заключив брачный союз с княжной А.И. Барятинской, к началу 1790-х годов выстроил на "порозжем месте", купленном у отставного бригадира Стейнбока, трехэтажный дом с шестиколонным портиком. Он хорошо виден на
[…] Граф Николай Александрович Толстой (1765 - 1816), правнук петровского сподвижника П.А. Толстого […] пользовался благоволением и Екатерины II, и Павла, и Александра I. При последнем граф, по своей должности обер-гофмаршала, заведовавшего царским столом, находился безотлучно, сопровождая его во всех поездках по России и за границей. […]
После смерти графа его вдова продала участок коллежской советнице Кайдановой. В 1820-х годах здесь нанимал квартиру Д.П. Татищев, впоследствии купивший полюбившийся ему особняк. Впрочем, в ту пору он не часто бывал в Петербурге: карьера дипломата, начатая им еще при Павле, требовала постоянных и длительных отлучек. […]
Все это время, помимо основных своих занятий, он с жаром отдавался коллекционированию, преимущественно картин [...]. Особой ценностью отличался так называемый «татищевский складень» - переносной алтарь работы великого нидерландского мастера XV века Яна ван Эйка. Позднее этот шедевр вошел в состав эрмитажной коллекции, а в 1930-х годах его продали одному американскому миллионеру. Наряду с живописью, Дмитрий Павлович собирал также старинное оружие и предметы прикладного искусства.
В 1841 году он отошел от дел и мог наконец заняться приведением в порядок своих коллекций. Вот что пишет о нем в своих "Записках" М.А. Корф: "Татищев принадлежал к числу умнейших людей нашего века и занимал блестящую ступень в дипломатическом кругу. По переезде в Петербург он не жил открыто, но имел великолепно убранный дом и потом выстроил еще
Дом, о котором пишет Корф, возведен по проекту […] швейцарского архитектора Б. Симона […].
Не имея детей, Татищев завещал коллекцию Николаю I, и в 1845 году она частично пополнила собою эрмитажное собрание. Наследникам […] достались его дома на Фонтанке и Караванной.
В первом из них в течение десяти лет, с 1859-го но 1869 год, помещался Английский клуб, а впоследствии его арендовали различные увеселительные заведения кафешантанного типа. Во втором же со временем обосновалась гостиница средней руки, и из храма искусства он превратился в обычный доходный дом. Только небывалой высоты окна напоминали о его прежнем, исконном назначении." (Анатолий Иванов. Дома и люди. Из истории петербургских особняков. М. - СПб, ЦЕНТРПОЛИГРАФ МиМ Дельта, 2007, с.223-227) Добавила
"В этом же фронте, рядом с новым
Упомянутый дом выходил тоже и на Фонтанку, и на Караванную. Он был классического, вероятно, типа [по]стройки 18-го века - при Екатерине или Павле, а может быть, и при Александре I.
Когда он разрушился, не было времени его обмерить. Помню его симметричный, смело и широко решенный план с хорошим двором, на который лестницы выходили полукруглыми клетками.
Фасад, помнится, был типичного построения - рустованный нижний этаж на плитном цоколе, с хорошими замковыми камнями в окнах. Пилястровый или полуколонный ордер поддерживал фронтон. Внутри бельэтаж был с хорошими комнатами прекрасной высоты, с благородными карнизами, с сочной лепкой. Хороший рисунок дверей, прекрасные кое-где камины белого мрамора с вставками темного. Кажется, один или несколько этих каминов удалось перенести в музей Старого Петербурга в
Какую радующую культуру строительства являли даже остатки этого дома в разной степени разрушения. Все части имели выработавшийся десятилетиями стандарт, в котором, возможно, не последнюю роль играл Кваренги. Все было просто, крепко, красиво, шаблоны не выродились, все исходило из одного типа классического канона. Таковы переплеты в восемь и шесть стекол, шаблоны карнизов, дверей и наличников к ним, [...], лестничные и балконные перила и т.д. (1790-1820 годы). Потом все начало усложняться и путаться, нагромождались через каждые 20, даже 10 лет новые стены, новые стандарты на старые - создалась постепенно мешанина... Я задержался на этом доме невольно, вспоминая эпизоды разрушения Ленинграда в годы Гражданской войны." (Л. А. Ильин. Прогулки по Ленинграду. СПб, 2012, с.56-57) Добавила
"Вчера откомхоз закончил сломку печальной памяти «Караванной гостиницы». Огромный дом, выходивший одним фасадом на наб. Фонтанки и другим на ул. Толмачева [Караванную ул. - («Красная газета», №225(2269), 02.10.1925 г., с.4) Добавил
Весь участок от Фонтанки до Караванной улицы очень долго оставался пустым (он был с обеих сторон огорожен забором, за которым были какие-то хозяйственные постройки). В конце XX - начале XXI в. на этом месте был построен
![]() ![]() Добавил: S.P., 15 Мая 2023, 14:35
Редактировано: 16 Мая 2023, 00:25
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34347.html' target='_blank'>Дом Н. А. Толстого - Дом Д. П. Татищева на Citywalls.ru</a>
Всего 8 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 1
Гостей: 777
Зарегистрировано: 14598
Всего сегодня: 2396
|
очень интересно
но я сомневаюсь чтоэто 21 дом -
там шаблонные фигуры путти и одинотипные бюсты в нишах по заветам раннего фр ренессанса
действительно загадка