Публикация

Спуск к воде. Пристань "Зимняя канавка"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Валлен-Деламот Ж.-Б.
Год постройки: 1764
Стиль:

Спуск к воде. Пристань "Зимняя канавка". 

Нева р., 2 Гх

Дворцовая наб., д. 32

1764 году - высечено на камне. Арх. Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот. В музее города Ангулем во Франции хранится чертёж Деламота с изображением овального спуска к Неве. (Александр Чернега)

 

Исследователь творчества Фельтена и Деламота П. Яремич пришел к выводу, что автором Дворцовой набережной и спусков является Деламот. Среди искусствоведов это мнение не получило полного признания. 

Ленинград. Путеводитель / Под ред. В.А. Дурнова и М.А. Легздайна. Л.: Лениздат, 1940. с.64

 

 

С восшествием на престол Екатерины II началось строительство каменной стенки. Набережная в этой части имеет полукруглый выступ, обрамлённый спускающимися к воде ступеньками.
Парапет состоит из трёх гранитных глыб, образующих полукруг, с выбитыми на них фигурными рамками. В центральной рамке увековечен год создания спуска "1764 ГОДУ". Со стороны тротуара внутри полукруга сделана скамейка, состоящая из двух обработанных по радиусу гранитных плит, установленных на три сужающиеся к низу опоры. Пристань использовалась зрителями, прибывающими в театр на лодках смотреть спектакли "итальянской компании музыкантов".

Слово "году" легко читается с помощью пальца. Несмотря на то, что Пётр I упразднил написание "у с петлёй"оно использовалось ещё как минимум, полвека.

Качественное фото см. https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Дворцовая_набережная._Лестничные_спуски03.jpg

Этот спуск сохранился оригинальным. Многие другие неоднократно ремонтировались с заменой ранее цельного художественно обработанного камня несколькими частями.

 

Вдоль Невы расположено 19 однотипных спусков: 3 - на Кутузовской наб., 8 - на Дворцовой наб. и 8 - на Английской наб. Даты есть на пяти спусках между Марсовым полем и Зимней канавкой:

а) у Мраморного дворца (дом 6а) - "1767 ГОДА";

б) у дома 10 - "1766 ГОДУ";

в) у Ново-Михайловского дворца (дом 18) - "1767 ГОДА";

г) у дома 24 - "1766 ГОДУ";

д) у Эрмитажного театра (дом 32) - "1764 ГОДУ"                              добавил S.P.

 

Первоначальный проект Игнатио Росси предполагал создание каменной стенки набережной и металлической балюстрады. Спуски к воде представляли собой прямые лестницы с такими же металлическими ограждениями. Пристани предлагалось делать в виде расширенных в два раза спусков.
В ходе строительства в проект вносились коррективы. Уже с 1764 г. спуски к воде создавались не прямыми, а овальными. Ограждения для прочности стали делать полностью каменными: «по берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был с железными решетками, но по вышеписанному же для прочности сделаны из морского тесанного камня панели».
Об изменениях в проекте мы узнаем из ведомости 1767 г., где дается описание работ, произведенных в первые три года строительства: «пять пристаней, или лестниц, прежде полагались прямыми уступами с берега, но по высочайшему же повелению сделаны овальною фигурою в Неву-реку и по чистой работе обошлись дороже».
Автор этих изменений неизвестен. Возможно, что их предложил Екатерине II Ж.-Б. Валлен-Деламот, который тогда занимался переустройством помещений в Зимнем дворце.

  • фото

    1828 г. (добавил V_Malyj)

  • фото

    1884 г. (добавил V_Malyj)

  • фото

    1913 г. (добавил V_Malyj)

  • фото

    2022 Фрагмент схемы РГИС.****
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1753 г. Картина маслом
    по рисунку М.И. Махаева

  • фото

    1753 г., часть.
    Предыдущая пристань

  • фото

    1820-1830-е гг.
    Эрмитажный театр и Дворцовая наб.
    у Зимней канавки. Лит. К.П. Беггрова.

  • фото

    1827 г. Литография Плюшара
    Один из однотипных спусков.

  • фото

    1834 г. *
    Здание Департамента Уделов

  • фото

    1834 г. Часть гранитной наб.
    большой Невы.**

  • фото

    1847 г. В. Садовников. Вид
    набережной и Мраморного дворца.

  • фото

    1853 А.И. Гебенс (Иебенс).
    Императорский катер у
    Дворцовой набережной.

  • фото

    1903 Дворцовая набережная.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1903, часть предыд. фото.
    Закрытые спуски охраняет сторож.

  • фото

    А. Бенуа. Иллюстрация к
    Медному всаднику А.С. Пушкина.

  • фото

    1936 На наб. Девятого Января.***
    pastvu.com (добавил V_Malyj)

  • фото

    1947 В белую ночь.

  • фото

    1953 Белая ночь на Неве.
    Б.П. Николаев (1925-2017).

  • фото

    1953 На Дворцовой
    набережной в летний день.

  • фото

    1953, часть предыд. фото.

* - XLIV Здание Департамента Уделов, перед ним бывший дом Ливио, в котором помещается Землемерное Училище

     (перестроено в Ново-Михайловский дворец - дом 18 по Дворцовой наб.)

** - XXXII Часть гранитной наб. большой Невы, на правом берегу её видны здания Биржевые, таможенные и церковь

      Св. Екатерины Мученицы

Эти два рисунка взяты из альбома "Панорама С.Петербурга. Посвящена Государю Императору НИКОЛАЮ I. 1834 год.

*** - Александров А.А. на берегу замерзшей Невы. Зима. Фото из архива "Российский национальный музей музыки"

       Спуски напротив Зимнего дворца были сделаны несколько шире рассматриваемого в публикации.

**** - 2022. Фрагмент схемы РГИС. Ансамбль: Набережная Дворцовая. Наименование ОКН: Спуски лестничные.

        Датировка: 1763-1768; 1772-1773. Авторы: арх. Валлен-Деломот Ж.Б., арх. Росси И.Л.; арх. Фельтен

  • фото

    Фото - Риэлтор, 08.2020

  • фото
  • фото

    Фото - Риэлтор, 08.2020

  • фото

    фото со стенда выставки
    "Тридцать три знака"
    (Манеж, 14.08-14.10.2020 г.)

Взгляд из Парижа

Традиционно спуски к воде на речных набережных выполнялись в виде ряда ступеней, спускающихся параллельно течению реки. В Париже высокие берега Сены требовали строительства двухярусных набережных, сообщение между ярусами осуществлялось посредством сходов, ряд ступеней которых был направлен параллельно течению. Вот как выглядит типичная двухъярусная парижская набережная со спусками (как на Обводном канале в районе Лиговского пр.)

  • фото

    Парижская набережная.

  • фото

    Кочедамов. Набережные Невы. 1954 г. с.174

  • фото

    Двухъярусная набережная со спусками
    Обводный канал, вид на Боровой мост.

Проект И. Росси. подготовившего первый вариант гранитной набережной у Эрмитажного театра, относился к традиционному типу. Однако реализованные проекты набережных Невы и каналов показывают стилистическую преемственность с парижскими, как выяснил в 1934 г  искусствовед и художник круга Мира Искусств С.П. Яремич. Он приписал общий замысел невских гранитных набережных недавно приехавшему из Франции ученику арх. Блонделя Ж.Б. Валлен-Деламоту.

Действительно некоторые спуски набережных Васильевского острова и канала Грибоедова представляют почти копии парижских, только в одноярусном исполнении. Для главных невских набережных парижанин, не имея возможности построить здесь двухярусную набережную как в Париже, пошел на компромисс: начав спуск перпендикулярно, он его красиво криволинейно изогнул, чтобы закончить по-парижски параллельно.   (добавил весовщик)

 

 

 

 

Ниже приведён фрагмент схемы РГИС 2022 г. для спуска, расположенного выше по Неве, напротив дома 32 по наб. Кутузова. Называются только два автора, арх. Фельтен не упоминается: Ансамбль: Набережная Французская (ныне Кутузова). Наименование ОКН: Спуски лестничные. Датировка: 1764 - 1768. Авторы: арх. Валлен-Деламот Ж.-Б., арх. Росси И. Л. Адрес: участок набережной реки Невы 'Литейный мост-Прачечный мост', литера Б. Категория охраны: Ф. Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

  • фото

    2022 Фрагмент схемы РГИС
    (добавил V_Malyj).

23 комментария
1943 просмотра
Добавил: Риэлтор, 1 Октября 2020, 19:35
Редактировано: 7 Марта 2024, 17:20
Оцените:
(164 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31995.html' target='_blank'>Спуск к воде. Пристань "Зимняя канавка" на Citywalls.ru</a>
Всего 23 комментария
  • 2 Октября 2020, 00:27

    Я понимаю, то, что я прошу чего-то не делать, пропускается мимо ушей. Вы приняли решение, применили какой-то способ нумерации, надо полагать рассчитали количество возможных объектор. Или нет?

    Если где-то будет нарушена последовательность объектов - все это как минимум, пойдет во временную базу.

    Дебаты вести не буду.

  • 2 Октября 2020, 07:07
    Ответ на "Я понимаю, то, что я прошу чего-то не делать, проп" от Наталия

    Вы  просили не делать публикацию по набережной. Виноват, всю жизнь принимаю самостоятельные решения!..

    С пристанями гораздо проще: сосчитал число спусков между мостами и присвоил соответствующую букву - и время на дебаты тратить не надо!

    Меня в неописуемый восторг привела нумерация Троицкого и Литейного мостов!..

  • 3 Октября 2020, 22:53

    Это нынешний Ново-Михайловский дворец. Он перестроен из здания Департамента уделов.

  • 14 Декабря 2020, 18:02

    В.Я. Курбатов автором спусков называет: Егор Матвеевич Фельтен (1730–1801). Поставить его в титул?

    "Гранитные набережные Невы (1764–1784) по своим размерам и благородству рисунка - единственные в мире. Они украшены только превосходными полукруглыми спусками пристаней и мостами. Последние изумительно благородны по изгибу, и трудно сказать, который из них лучше: Прачешный, Верхне-Лебяжий или Эрмитажный. Особенно хороши их тяжелые парапеты из гранита.

    Чтобы оценить красоту набережных, нужно видеть их с пароходика или с какой-нибудь пароходной пристани наблюдать, как красиво круглятся повороты и мосты ...

    Пристани для лодок, устроенные в виде спусков, изогнутые вокруг полуовальных балкончиков со скамьями, не имеют практического значения и часто заставлены барками. По красоте линий они не уступают упомянутым мостам и в сочетании с дворцами, стоящими на берегу, дополняют царственное величие полноводной Невы." (ПЕТЕРБУРГ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК И ОБЗОР ХУДОЖЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА СТОЛИЦЫ. Составил В. Курбатов 1913 г)

  • 14 Декабря 2020, 18:43
    Ответ на "В.Я. Курбатов автором спусков называет: Егор Матве" от Риэлтор

    Не стОит. Вопрос об авторстве набережных спорный. (Называют другое имя - Игнацио Росси.)

  • 14 Декабря 2020, 20:38

    В начале XX века исследование русской архитектуры барокко и классицизма еще только начиналось (до этого Петербург считали скучным казенным городом, и никто особенно не интересовался его архитектурой). Нельзя слепо доверять тому, что было написано больше 100 лет назад, и сбрасывать со счета более поздние исследования.

  • 25 Декабря 2020, 05:31
    Ответ на "Не стОит. Вопрос об авторстве набережных спорный. " от S.P.

    "Большинство краеведов считают, что Дворцовую набережную строили по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. Такое предположение в начале XX века сделал И.Э. Грабарь, не подкрепив это документами. Поэтому авторство Фельтена легко опроверг историк В. И. Кочедамов. Он доказал, что Фельтен упоминается в связанных с каменной Дворцовой набережной документах только через шесть лет после начала её создания, когда уже была сооружена стенка набережной от Литейного двора до Адмиралтейства... Автор книги "Санкт-Петербург XVIII века" К. В. Малиновский доказывает, что им является советник Канцелярии от строений Игнатио Росси. Он ссылается на документы, в котором Росси напрямую называется автором проекта Дворцовой набережной и соответствующей сметы. Например, протокол Канцелярии от строений 7 сентября 1762 г.: "...господин коллежский советник Игнати Росси которой по способности ево проэкт тому берегов и мостов строению и смету сочинял". 10 сентября он был назначен руководителем "Конторы строения по Неве реке каменного берега".

    Первоначальный проект Росси предполагал создание каменной стенки набережной и металлической балюстрады. Спуски к воде представляли собой прямые лестницы с такими же металлическими ограждениями. Пристани предлагалось делать в виде расширенных в два раза спусков...

    В процессе строительства в проект вносились коррективы. Уже с 1764 г. спуски к воде создавались не прямыми, а овальными. Ограждения "для прочности" стали делать полностью каменными. Автор этих изменений неизвестен. Возможно, что их предложил Екатерине II Ж. Б. Валлен-Деламот, который тогда занимался переустройством помещений в Зимнем дворце. В музее города Ангулем во Франции хранится чертёж Деламота с изображением овального спуска к Неве."  (Александр Чернега)

  • 25 Декабря 2020, 20:26
    Ответ на ""Большинство краеведов считают, что Дворцовую набе" от Риэлтор

     еще В.Курбатов до революции жаловался,что имя Валлена Деламота почемуто не упоминается в официальных документах того времени . Впоследствии С.Яремич в работах 1930- х гг приписал все значимые проекты того времени  Екатерины именно ему.

    Я вот  склонен с этим согласиться и приписать Валлену авторство всех казенных работ, приписывамых Фельтену - те прежде всего, Летний сад и   набережные

  • 25 Декабря 2020, 22:01
    Ответ на "еще В.Курбатов до революции жаловался,что имя Валл" от весовщик

     Не к месту: "Часто автором проекта ограды Летнего сада называют Ю. М. Фельтена... сведения, полученные из книги К. В. Малиновского "Санкт-Петербург XVIII века", дают другую версию. Автором ограды следует считать И.Д. Фока, который впоследствии руководил изготовлением металлических решёток для окон Зимнего дворца, проектировал ограду Троицкого собораСимеоновской церкви,  Итальянского дворца на Фонтанке."

  • 11 Июля 2022, 07:51

    А.Чепель. Катер до Зимнего. (см. фото) История картины из коллекции Эрмитажа.   https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/kater-do-zimnego-istoriya-kartiny-iz-kollektsii-ermitazha/

  • 13 Октября 2022, 00:11
    Ответ на "еще В.Курбатов до революции жаловался,что имя Валл" от весовщик

     Кочедамов Набережные Невы. 1954 г. с.174

     

    Приехал и предложил свой проект вместо разработанного ранее...

  • 13 Октября 2022, 21:20
    Ответ на "Кочедамов Набережные Невы. 1954 г. с.174 Приехал " от Риэлтор

    да, вы знаете, для меня наблюдение любого Зоркого Глаза не менее убедительно, чем архивная справка

     

    имею в виду глаза таких художественно  отдаренных личностей как сотрудники Мира Искусств и Истории ... Грабаря в то Серебрянное время

    ==================

     

    [ перечитав  уточняю] имел в виду Степана Петровича Яремича

  • 14 Октября 2022, 07:08
    Ответ на "2022. Фрагмент схемы РГИС.  Ансамбль: Набереж" от V_Malyj

    Схема. Спасибо, но на карте другой спуск, расположенный выше по Неве, напротив дома 32 по наб. Кутузова.

    Но авторы от этого не изменятся!

  • 14 Октября 2022, 07:25
    Ответ на "1936. На набережной Девятого Января. Источник:&nbs" от V_Malyj

    "Александров А.А. на берегу замерзшей Невы. Зима." Фото из архива "Российский национальный музей музыки"

    Спуски напротив Зимнего дворца были сделаны несколько шире рассматриваемого в публикации.

  • 14 Октября 2022, 08:14
    Ответ на "Извините за невнимательность, действительно, это д" от V_Malyj

     Схема. Авторов спуска у Зимней канавки стало больше! Фельтена Ю.М., видимо, по ошибке сюда добавили...

  • 14 Октября 2022, 18:00

    1955. Разведчик Рудольф Абель с женой и племянницей на берегу Невы.

    Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=9166886

     

    1903. Дворцовая набережная. Автор: Н. Н. Ольшевский.

    https://pastvu.com/p/542677

  • 30 Ноября 2022, 04:43
    Ответ на "да, вы знаете, для меня наблюдение любого Зоркого " от весовщик

     [ перечитав  уточняю] имел в виду Степана Петровича Яремича

    =============================

    насчст  стилистической преемственности с парижскии набережными, отмеченной С.Яремичем, могу высказать такую идею
    вот как выглядит типичная двухярусная парижская наб со спусками к нижней набережной

     


    отметим, что спус ки  идут не традиционно перпендикулярно,  а параллельно течению реки ( у нас так на Обводном)
    Итальянец И. Росси предложил именно традиционный тип, а   парижанин, ученик Блонделя
    Валлен де ла Мотт,  не имея возможности построить здесь  двухярусную наб как  в Париже, пошел на компромисс. Начав спуск перпендикулярно, он его красиво криволинейно изогнул , чтобы закончить  по- парижски параллельно  

  • 30 Ноября 2022, 10:30
    Ответ на "спуски  идут не традиционно перпендикулярно,  а параллельно течению реки" от весовщик

     см картину 1753 г.

     

    весовщик ! Ваши три коммента хочу разместить в публикации!

    Не могли бы Вы объединить их в один и выслать мне для размещения!

  • 1 Декабря 2022, 06:31
    Ответ на "см картину 1753 г. весовщик ! Ваши три " от Риэлтор

     Традиционно спуски к воде  набережных рек  выполнялись в виде ряда ступеней,направленных препендикулярно течению реки. В Париже высокие берега Сены требовали строительства двухярусных набержных, сообщение между ярусами осуществлялось посредством сходов, ряд ступгней которых был направлен параллельно течению. Вот как выглядит  типиичная двухярусная парижская наб с о  спусками к нижней набережной

     

     


    Проект И. Росси. подготовившего  первый вариант гранитной наб    у Зимнего дворца относился  к традицонному типу. Однако реализованные проекты наб Невы и каналов показывают стилистиическую преемственность с парижскими,  как выяснил в 1934 г  искусствовед  и художник круга Мира Искусств  С.Яремич . Он приписал общий замысел невских гранитных наб недавно приехавшему из Франции ученику арх Блонделя Ж. Валлен-Деламоту.


    Действительно некоторые спуски наб   ВО и кан Грибоедова представляют почти копии парижских, только в одно ярусном исполнении.   Для главных южных набережных  парижанин , не имея возможности построить здесь  двухярусную наб как  в Париже, пошел на компромисс. Начав спуск перпендикулярно, он его красиво криволинейно изогнул , чтобы закончить  по- парижски параллельно  

  • 1 Декабря 2022, 10:35
    Ответ на "Традиционно спуски к воде  набережных рек&nbs" от весовщик

     Большое спасибо! Добавил, слегка отредактировав. Этот коммент можно удалить.

  • 17 Февраля 2023, 11:25
    Ответ на "1903 Дворцовая набережная. Автор: Н. Н. Ольшевский" от V_Malyj

     Спасибо за фото! Спуски к воде закрыты деревянными щитами и сидит сторож

     

     

     

     

    Фото Рудольфа Абеля 1955 г. https://pastvu.com/p/1584006

     

  • 17 Февраля 2023, 23:08

    Ленинград. Путеводитель / Под ред. В.А. Дурнова и М.А. Легздайна. Л.: Лениздат, 1940. с.64

  • 28 Февраля 2023, 02:37

    Дамам-Демартре Мишель Франсуа (1763–1827). Вид реки Невы, порта и Биржи в Санкт- Петербурге. Гравировал М. Дюбург. 1812 г. Бумага, акватинта.  https://vk.com/wall-123250013_127037

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 4 из 29
Спуск к воде. Пристань "Зимняя канавка"
1913 г. (добавил V_Malyj)
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32225
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3805