Публикация
Витебский железнодорожный узелВитебский вокзал (ж.д. узел) Витебский железнодорожный узел
Царскосельский вокзал Детскосельский (Виндавский) вокзал
Витебский вокзал -
см. Витебский вокзал ( Витебский вокзал ( Витебский вокзал ( Витебский вокзал (
Императорский павильон -
Центральный пост - Царскосельский железнодорожный мост через Обводный канал Пакгауз станции Санкт-Петербург-Витебская товарная - Локомотивное депо Октябрьской железной дороги -
Депо товарное лит А между путями Товарная станция М-В-Р ж.д. - Лиговский, 242 Лиговский, 242 Д, Лиговский, 242 Б
Информационно-вычислительный центр Октябрьской ж.д. - Школа Октябрьской ж.д. -
Вокзал Воздухоплавательный парк Локомотивное депо на станции "Воздухоплавательный парк"
Первой железнодорожной линией в России стала Царскосельская железная дорога: Санкт-Петербург - Царские Село - Павловск. Строилась она под руководством профессора Венского Политехнического института Франца Антона фон Герстнера. Герстнер, строитель первой железной дороги общего пользования в Европе, приехал в Россию по приглашению Горного ведомства в 1834 г. В записке на имя царя он указал экономические и социальные выгоды от строительства железных дорог. Для начала он предложил построить опытный участок ж. д., и только потом приступить к сооружению линии между Петербургом и Москвой. В конце 1835 г. было создано акционерное общество по строительству Царскосельской железной дороги. Проект Общества говорил о решении организовать компанию для устройства железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село, с продолжением до Павловска, длиной 24 версты (25,6 км). Средства для выполнения работ (3 000 000 рублей) были собраны по подписке в течение шести месяцев. Компания также выступила с обязательством приобретать нужное для строительства железо у российских заводчиков. 15 апреля 1836 г. был обнародован указ Николая ! о сооружении Царскосельской ж.д. Согласно проекту она начиналась в Петербурге, на левом берегу Фонтанки в 370 м от Обуховского моста. Там предполагалось построить большое каменное станционное здание, увенчанное башней с часами, а рядом паровозные и вагонные сараи, мастерские, склад топлива и сооружения водоснабжения. Петь в одну колею от первой станции должен был пройти вдоль Введенского канала до Обводного, за которым находился единственный на дороге поворот, и далее устремлялся совершенно прямо в юго-восточном направлении – к Царскому Селу и Павловску. Недалеко от столицы трасса пересекала Лиговский канал и на 3-й версте выходила на Волково поле. На 13-й версте находились обширные Шушарские болота, а в месте пересечения будущей линии с Московским шоссе (ныне платформа Шушары) предусматривалось строительство второй после Петербурга станции - Московское Шоссе, на полпути от Петербурга , для скрещения встречных поездов, следующих с конечных пунктов. На 22-й версте трасса подходила к месту, где предполагалось построить третью станцию – Царское Село – за городской чертой. На 25-й версте трасса входила на территорию Павловского парка, где и заканчивалась станцией. На дороге предусматривалось построить 22 малых моста, пролетом 2-4 м и один мост длинной 26,5 м через Обводный канал. Окончательный проект Царскосельской дороги утвержден 21 февраля 1836 г.. а 15 апреля опубликованы устав и положение акционерного общества. В странах, где к тому времени имелись железные дороги, не существовало единства мнения относительно выбора ширины колеи. Герстнер предложил колею шириной 6 футов (1829 мм). Свое решение он обосновал необходимостью сделать шире подвижной состав, чтобы увеличить вместимость вагонов и тем самым получить возможность перевозить громоздкие грузы, в том числе и кареты. Землю у Фонтанки под станцию Общество выкупить так и не сумело. Тогда правительство выделило на Загородном пр.. между Введенской церковью и Офицерским флигелем Семеновского полка, небольшой участок земли, на котором в августе 1837 г. началось строительство временного двухэтажного деревянного здания Петербургской станции. К официальному открытию дороги были возведены лишь эта станция и Царскосельская. Здание станции Московское Шоссе заложили лишь летом 1837 г. и закончить к открытию дороги не успели. С. 35-37 Подвижной состав, рельсы и скрепления покупались за границей , но часть вагонов для грузов, паровые машины для водоснабжения , водопроводные трубы. Дорожные механизмы изготовлялись в Петербурге на Александровском заводе. С. 36
Насыпь начали возводить в мае 1836 г. Всю трассу, за исключением местности, прилегающей к Петербургу, которая не была приобретена Обществом, распределили на участки и отдали частным подрядчика. Общее число занятых рабочих составляло чуть менее 2 тысяч человек, летом к ним примоединились 1400 солдат. Для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм.
Первое здание Царскосельского вокзала было построено в 1832 г. Располагалось оно на краю Семеновского плаца, примерно там, где сейчас В 1843 (48) г. Общество Царскосельской железной дороги приобрело у Кабинета императорского двора большой участок на наб. Введенского канала. Здесь в 1849-1852 гг. проекту арх. К. А. Тона был построено второе по счету здание вокзала.
В 1874-1876 гг. Витебский вокзал был расширен и перестроен по проекту арх. М. Л. Бернацкого. К 1876 г. акционерное общество закончило строительство второго пути. 7 ноября 1899 г. дорога перешла к обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Планировалось перенести вокзал за Обводный канал либо расширить его территорию. Уже тогда предполагалось засыпать Введенский канал. Однако, средств хватило лишь на приобретение части Семеновского плаца и 1-го офицерского полкового флигеля, на месте которого построили здание Правления дороги. (
В 1900-1904 гг. возводено новое здание Витебского вокзала по проекту арх. С. А. Бржозовского. Художественной отделкой занимался гражд. инж. Сима Исаакович Минаш.
Для обслуживания и ремонта подвижного состава в Петербурге имелось деревянное депо. Первоначально оно находилось около станции на берегу Введенского канала, в конце 1840-х гг., в связи с расширением станции, его перенесли за Обводный канал. После пожара. Произошедшего в конце 1850-х гг., там же построили новое каменное здание, в котором находились паровозное и вагонное отделения. Постоянное расписание движения до пяти пар поездов в сутки впервые было введено 15 мая 1838 г. Поезда отправлялись из Петербурга и Царского Села одновременно, их скрещение происходило на станции Московское Шоссе. Первое вокзальное здание в Петербурге строилось как временное , на год-два. Поскольку дорога не получила дальнейшего развития, как предполагал Герстнер (покинул Россию в 1838 г., два года спустя умер в Филадельфии), уже весной 1838 г. было принято решение не переносить станцию к наб. Фонтанки, а оставить ее на Загородном пр. Только через 10 лет, после сноса деревянной Введенской церкви и передачи освободившегося участка Обществу Царскосельской дороги, стал вопрос о строительстве новой станции в Петербурге. Здание возводилось по проекту арх. К. А. Тона в период с 1849 по 1851 гг. В 1876 г. оно было расширено, перестроено и в таком виде просуществовало до 1900 г. (*. С. 40-41)
Согласно утвержденному 23 ноября 1899 г. дополнению к уставу общества Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д., со 2 января 1900 г. Царскосельская дорога перешла в его собственность. Новые хозяева предполагали использовать старейшую линию страны в качестве головного участка дороги на юг: Петербург-Дно-Новосокольники-Витебск. При проектировании новой линии следовало решить вариантные задачи, связанные с продлением дороги и реконструкцией существующего хозяйства. Все работы должны были вестись без остановки пригородного движения. Главная задача заключалась в выборе места отвода трассы новой линии от Царскосельской. Проложить ее от станции Павловск не представлялось возможным, т.к. в таком случае она прошла бы через парк и центр города. Поэтому направление трассы наметили на юго-запад от действующей линии по границе Царского Села и Павловска и далее к слободе Антропшино. Новую станцию решили построить в зоне пересечения линии с шоссе, идущим из Царского Села в Павловск, ее назвали Павловск-Второй. А старую станцию стали называть Павловск-Первый. Строительство новых и реконструкция старых участков линии с учетом перешивки колеи на пятифутовую ширину (1524 мм) начались во второй половине 1900 г. Тогда же в Петербурге снесли существовавшее здание станции, а около Обводного канала построили временное деревянное от которого стали отправляться пригородные поезда.. Вместе с реконструкцией Петербургской станции, правительство за свой счет. Но силами Общества Московско-Виндаво-Рыбинской дороги и при участии 1-го железнодорожного батальона приступило к сооружению так называемого Императорского пути. Эта линия начиналась у специально построенного у Введенского канала вокзала , шла параллельно главным путям до 16 –го км. Затем. Повернув в юго-западном направлении пересекала перед Египетскими воротами шоссе Пулково-Царское Село и подходило к вокзалу Царский павильон , построенному еще в 1895 г., когда сооружался участок. Ответвлявшийся от Варшавской ж.д. К сооружению этой линии и Императорского вокзала в Петербурге приступили в конце 1900 г. , а закончили основные работы через год . Официальное открытие движения состоялось 6 декабря 1902 г. Деревянное станционное здание в Царском Селе в 1911 г. сгорело, и на его месте в следующем году по проекту арх. В. А. Покровского построили новый каменный вокзал. С. 42-43 История железнодорожного транспорта России Т. 1: 1836-1917 гг. – СПб, 1994
![]() ![]() Добавил: Mary, 6 Января 2021, 18:07
Редактировано: 9 Февраля 2023, 19:53
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34061.html' target='_blank'>Витебский железнодорожный узел на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 3
Гостей: 897
Зарегистрировано: 14598
Всего сегодня: 4171
|
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 4791. Л. 13-16. [1837 г.]
"План и фасады жилому деревянному на каменном фундаменте дому, для жительства Смотрителя, сторожей и рабочих людей, предполагаемому построить в Каретной части по берегу Обводного канала на месте принадлежащем Обществу Царскосельской железной дороги".
см.комменты июля 2023 г. к https://www.citywalls.ru/house1213.html