Публикация

Скотопригонный двор - Ленмолзавод - Молочный комбинат - "Петмол"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Шарлемань И. И.
Год постройки: 1821-1825
Стиль: Классицизм

Скотопригонный двор

наб. Обводного кан., 100 - Московский пр., д. 65

Пам. арх. (федеральн.)

Скотопригонный двор (Бойни)       классицизм

1821-1825 - арх. Шарлемань Иосиф Иосифович1-й

Корпус во дворе

1821-1825 - арх. Соколов Александр Михайлович

Здание Молочного завода  (двор)        конструктивизм

1932-1934 - арх. Твелькмейер Виктор Федорович, Фомин Игорь Иванович

 

Молочный завод N 2

Молочный комбинат на территории

Молочный комбинат №1 "Петмол"

ООО "Юнимилк"

 

 

см. также  Новые городские скотобойни

                 Сенной (Скотозагонный) двор - Производство № 1 завода "Ленпродмаш"

                 Молочный комбинат - Молочный завод № 1 - "Петмол"

                 Жилой комплекс "Московский 65"

 

 

Здание Скотопригонного двора расположено на южном берегу Обводного канала при пересечении его с Московским проспектом. Здесь производилась торговля крупным и мелким скотом, пригоняемым в город.

До 1825 г. это была большая, грязная площадь, окруженная невысоким забором. Внутри площадки было набито несколько рядов прясел для привязи быков, помещались сараи и небольшая «пробная» бойня. Непосредственным поводом для проектирования нового скотопригонного двора послужило замечание Александра I министру внутренних дел В. П. Кочубею при проезде в Царское Село, что площадка «недостаточна и безобразна». Разработать проект скотопригонного двора было поручено ученику А. Д. Захарова архитектору И. И. Шарлеманю. В августе 1821 г. проект получил высочайшее одобрение. Из-за неимения в Городской думе свободных средств к осуществлению проекта приступили только в 1823 г. К этому времени по просьбе скототорговцев И. И. Шарлемань переработал фасад бокового флигеля по Обводному каналу, увеличив его протяженность почти вдвое с тем, чтобы на территории двора одновременно могло помещаться до 3000 быков. По центральной оси боковых флигелей были устроены дополнительные ворота. Композиционно здание двора теперь представляло каре, состоящее из главного корпуса и двух боковых флигелей. Значительный ущерб строительству скотопригонного двора нанесло наводнение 1824 г. Заготовленные бревна, известь, песок и кирпич полностью смыло водой. Работы по отстройке здания были закончены только в самом начале 1826 г.

 

Главный флигель с тройной аркой въезда, выходящий на Царскосельскую дорогу (ныне Московский проспект), решен просто и величественно в стиле позднего русского классицизма и декорирован двумя лепными панно, изображающими рога изобилия. Простое решение наружных фасадов отражало функциональное назначение постройки. Въезд в здание украшали также монументальные бронзовые фигуры быков, отлитые в 1827 г. скульптором В. И. Демут-Малиновским. Двор был замощен, всю его площадь занимали ряды прясел. По оси главного здания во дворе находилась небольшая каменная часовня. По сторонам главного здания симметрично располагались два полутораэтажных Г-образных корпуса. Со стороны Обводного канала и с южной стороны в центре боковых фасадов здания имелось по пяти арок массивных ворот, служащих дополнительными въездами внутрь двора. В главном здании размещались контора, «биржевой зал с чайною торговлею для собрания купечества» и квартиры служащих. Помещения боковых корпусов предназначались для содержания скота, а верхний полуэтаж - для склада сена.

 

К 1860-м гг. места стало вновь недостаточно, двор приходил в упадок. Начались ремонтные работы в самом дворе и на соседних участках главного корпуса. В 1880 г. по проекту архитектора М. Ф. Петерсона было заложено здание новых городских скотобоен, которые прежде находились на Гутуевском острове. Но по мере застройки Обводного канала жилыми домами и фабричными зданиями прогон скота по городским улицам и набережным после торгов стал очень неудобен. К западу от скотопригонного двора была проложена железнодорожная ветка. После устройства между скотопригонным двором и железнодорожной веткой сенного или скотозагонного двора окончательно сложился комплекс, предназначенный для обеспечения жителей столицы парным мясом.

(Лелина В.И. Скотопригонный двор // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Адмиралтейский район. 2012 г. С.311-315)

(добавил  Lonely Walker

 

  • фото

    1828 г. Фрагмент
    Плана Шуберта
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Панорама Санкт-Петербурга
    1834 г. тетрадь вторая XXXI
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    1849 г. Фрагмент плана
    Нарвской части из Атласа
    Н. Цылова
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1863 г. Фасад здания
    скотопригонного двора
    по Царскосельскому пр.
    (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.395)

  • фото

    Фасад здания скотопригонного
    двора по набережной
    Обводного канала

  • фото

    Фасад здания скотопригонного
    двора со стороны двора


  • фото
  • фото

    План 1-го
    этажа

  • фото

    Разрез

  • фото

    Фасад
    часовни

  • фото

    1881 г. Проект будки для
    ветеринарного осмотра
    пригоняемого скота

  • фото

    Фасад по Обводному каналу
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1879 г. Рисунок в журнале
    «Всемирная иллюстрация»,
    1879, №539, C. 369.*
    (добавил S.P. )

  • фото

    Фото 1900-х гг.

  • фото

    1903 г. Генеральный план со строениями
    городской скотобойни, сенного и
    скотопригонного двора
    (ЦГИА СПб.ф.513. оп 101. д.369)
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1904 г. Общий вид
    скотопригонного дора.
    Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб Д10332)

  • фото

    1904 г. Общий вид
    скотопригонного дора
    (ЦГАКФФД СПб. Д10340)
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1904 г. Скотобойня.
    ?Петербург в старых открытках?.
    Ферт. 1993.

    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    из книги М.В. Нащокиной
    "Московский архитектор
    Лев Кекушев".
    Коло. СПб. 2012. С 15-17

  • фото

    из книги М.В. Нащокиной
    "Московский архитектор
    Лев Кекушев".
    Коло. СПб. 2012. С 15-17
    (добавил Алексей von Fricken)

  • фото

    21 марта 1912 г.
    Скот на скотопригонном дворе.
    Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб Е 10789)
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1912 г. Скотопригонный двор.
    Фото ателье Буллы
    (на заднем плане справа дворовый
    фасад главного здания и церковь
    (ЦГАКФФД СПб Е 10799)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото
  • фото

    1913 г.

  • фото

    1917 г.

  • фото

    Фрагмент карты
    1925 г.

  • фото

    1931 г. **
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1930-е гг.
    Международный пр.
    у молокозавода

  • фото

    1931-1933 гг.
    ( ?В борьбе за образцовый: Московский район
    от второй к третьей
    райпартконференции?. Л., 1934)

    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    (gov.spb.ru)
    (добавил YURIY ALEKSANDROV )

  • фото

    Молокозавод

  • фото

    Фотография 1930-х гг.
    (Памятники архитектуры и
    истории Санкт-Петербурга С. 311)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Главный корпус.
    Дворовый фасад
    (Памятники архитектуры и
    истории Санкт-Петербурга С. 312)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Флигель по Обводному каналу
    (Памятники архитектуры и
    истории Санкт-Петербурга С. 314)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1934 г. Демонстрация
    у молокозавода.
    (pastvu.com)
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    Адресно-справочная
    книга «Ленинград». 1940. С. 161
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Решетка у Молокозавода.
    Автор арх. Матвеев.
    (Архитектура и строительство
    Ленинграда. 1950. № 1(12). С. 12)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1954 г. Бывший Егоровский
    мост. На заднем плане – 
    ограждение Скотобойни
    со стороны Обводного.
    (pastvu
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    «Вечерний Ленинград»
    №295(2765) от
    14.12.1954 г. C.4)
    (добавил lenarch)

  • фото

    По сторонам въездов стояли
    бронзовый быки (скульптор
    В. И. Демут-Малиновский).
    Сейчас скульптуры находятся
    у мясокомбината.

  • фото

    Пр.имени Сталина. 1955-1956.
    фото pastvu.com

  • фото

    1961-1963 гг. На Обводном канале.
    На заднем плане ограждение
    скотобойни.
    Фото - Ананьев В.А.
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1970-1978 гг. Скотопригонный двор.
    Флигель со стороны Обводного.
    ( «Памятники искусства Советского
    Союза. Ленинград и окрестности»,
    Л.С. Алешина, Москва, "Искусство", 1980 г.)

  • фото

    1975 г. Кортеж на Московском пр.
    Фото - Евгений Киселев
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1987 г. У Фрунзенского универмага.
    На заднем плане скотобойня.
    Фото - Игорь Стесев
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1991 г. Обводный канал.
    На заднем плане скотобойня.
    (pastvu.com)
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    Яндекс панорама 2011 г.
    (добавил lenarch)

Насколько можно понять по заднему плану, изображена задняя сторона корпуса по Обводному каналу. И видно сооружение очень похожее

    на недавно снесенную проходную, которая считается сталинской...

** Здание скотопригонного двора на Международном проспекте оформленное к 7 ноября 1931 года. Источник: Советское декоративное

    искусство : Агит.-массовое искусство : Оформл. празднеств : Материалы и документы, 1917-1932 : [Сборник ]. М., 1984.

 

Чертежи зданий Скотопригонного двора по наб.Обводного кан., 100, 102, 104, 106 и 108, Забалканскому пр., 65. Нарвская часть. Крайние даты документов: 1863–16.08.1904 . 47л.                            ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101. Дело 395

 

 

В XVIII в. Фонтанка  была официальной  границей  Петербурга.
Тогда же  существовал и городской вал,  шедший  почти  полностью по  трассе будущего Обводного канала. Южнее вала,   по правой  стороне  дороги, располагался "скотский  двор", куда гнали  скот  для продажи. Он представлял собой деревянное  строение  и большой  выгон. Далее  шло  предместье, тянулись  леса и луга.
В 1821-1825 гг. арх. И. И. Шарлеманем на месте старого "скотского двора", занимавшего территорию величиной примерно с квадратную версту, обнесенную глухим забором, было построено  новое здание Скотопригонного двора.
На Царскосельский пр. (так тогда называлась эта часть Московского проспекта)  было выведено главное здание,  в котором  размещались контора,  биржевой  зал, чайная для купцов  и квартиры  некоторых служащих. Здание было увенчано фронтоном и на уровне второго этажа украшено лепным панно с изображением рога изобилия и жезла Меркурия - символов  богатства  и торговли. Нижняя  часть  здания рустована  и  решена как  цоколь.  Центр прорезан тремя арками-въездами, по бокам которых на постаментах из  красного гранита  стояли бронзовые изваяния быков работы скульптора В. И. Демут-Малиновского, перенесенные в настоящее время  к зданию мясокомбината на Московском шоссе, 13. Боковые корпуса, связанные стеною с  центральным зданием, предназначались для содержания скота и хранения сена. Их архитектурная обработка согласуется с остальными частями сооружения.
В то время скот  здесь  продавали.  Бойню устроили позже, в конце XIX в.

 

В первой четверти XIX в. старый Скотопригонный двор перестал удовлетворять городским потребностям вследствие роста численности населения и соответственно возросшего спроса на мясо, а также по причине ветхости строений. Поводом к разработке проекта нового скотопригонного двора стало замечание императора Александра I, сделанное министру внутренних дел графу В. П. Кочубею при поездке в Царское Село, что площадка двора «недостаточна и безобразна». Разработка проекта нового Скотопригонного двора была поручена И. И. Шарлеманю. В 1821 г. проект был одобрен, по из-за неимения в городской думе свободных средств к осуществлению проекта приступили только в 1823 г. К этому времени по просьбе скототорговцев И. Шарлемань переработал фасад бокового флигеля по Обводному каналу, увеличив его протяжённость почти вдвое с тем, чтобы на территории двора одновременно могло помещаться до 3000 быков. По центральной оси боковых флигелей были устроены дополнительные ворота. Хотя работы по отстройке здания были закончены в самом начале 1826 г., комиссия нашла его не полностью завершенным. Отсутствовали бронзовые быки, хотя пьедесталы для них уже были изготовлены. Новый Скотопригонный двор представлял собой комплекс строений, расположенных по периметру двора, предназначенного для пригоняемого скота, площадью в 1 квадратную версту (около 1 кв. км.) Строгое и лаконичное оформление фасадов подчёркивало утилитарное назначение сооружения. Главный корпус, в котором размещались контора, биржевой зал, чайная для купцов и квартиры для служащих (смотрителя зданий, ветеринара, письмоводителей и чиновников), располагался со стороны Царскосельского проспекта. Это было трехэтажное квадратное в плане здание. Лицевой фасад его прорезан тройной въездной аркой, увенчанной треугольным фронтоном и декорирован двумя лепными панно с изображением рогов изобилия и жезла Меркурия. С севера и юга участок ограничивали симметрично расположенные полутораэтажные Г-образные корпуса. С внутренней стороны в них были устроены навесы для содержания скота, решённые в виде арок. В верхнем полуэтаже хранили сено. По центральной оси корпусов располагались въездные ворота с пятью проездными арками, завершавшиеся треугольными фронтонами. Со стороны проспекта боковые корпуса были связаны с главным корпусом высокой каменной стеной. Все корпуса на высоту первого этажа и соединяющие их каменные стены были рустованы. С запада территория ограничивалась кирпичной стеной с воротами в центре. Внутреннее пространство двора вымощено булыжным камнем. Территория двора была занята двумя рядами прясел для привязи быков, расположенными параллельно. Всего здесь могло находиться до 5000 животных. Между пряслами был оставлен широкий проход для покупателей и торговцев. С западной стороны за территорией Скотопригонного двора располагалось каменное здание пробной бойни. В 1825 г. на территории двора в непосредственной близости от главного корпуса была построена каменная часовня. В 1908 г. часовня, освящённая во имя Св. Николая Чудотворца, была перестроена в церковь. В 1919 г. храм закрыли на несколько месяцев, а в 1922 г. - окончательно. С этого времени церковь использовали под клуб, а в 1930-х гг. её разобрали.                                                                 

(Акт ГИКЭ от 05 декабря 2019 г., выполненный ООО «Эксперт»)

 

В 30-е гг. XX в. здания архитектурного ансамбля бывшего Скотопригонного двора подверглись реконструкции с целью приспособления под новые функции. В главном корпусе, выходившем на Московский проспект, разместились заводоуправление, коммерческий отдел, медпункт, детский очаг и жилье. В боковых флигелях устроены столовая, красный уголок и другие службы.

 

В 1936 г. со стороны Обводного канала была разобрана центральная часть бокового флигеля (бывшие загонные ворота) и часть северного корпуса (с сохранением двух небольших фрагментов здания) для того, чтобы открыть вид на новое здание Молококомбината. Таким образом, центральная композиционная ось исторического ансамбля Скотопригонного двора со стороны Обводного канала была уничтожена. В 1936 г. в связи с расширением Московского проспекта скульптуры быков были демонтированы и перенесены вместе с пьедесталами к Мясокомбинату №1 (Московское шоссе, д.13).

 

Во время войны снарядами был повреждён главный корпус и стена дворового фасада. В течение 1942 - 1943 гг. сотрудники Инспекции по охране памятников выполняли архитектурные обмеры сооружений Скотопригонного двора. В 1944 г. восстановлены барельефы на главном фасаде.

В 1950 г. проезжая часть вдоль набережной Обводного канала была расширена на 6 метров. Вместо глухого забора, ограждавшего территорию Молочного комбината со стороны Обводного канала, была поставлена новая ограда из шлакоблоков, проект которой был также разработан В. А Матвеевым. Внешний вид ограды был увязан с обликом исторического комплекса.

В конце 1950-х гг. было построено здание молочной экспедиции с новой проходной и новыми въездными воротами на месте снесённых частей северного флигеля Скотопригонного двора. Новая проходная, по сути, являлась репликой главного корпуса Скотопригонного двора, расположенного со стороны Московского проспекта, отличаясь от него количеством этажей и проездов. Архитектурный декор был выполнен в стилистике исторического здания Скотопригонного двора. В отличие от первоначальных существовавших здесь до 1930-х гг. загонных ворот, новая постройка располагалась западнее, была ориентирована на ось главного корпуса молочного завода. В 1961 г. с южной стороны от комплекса бывшего Скотопригонного двора была построена станция метро «Фрунзенская», в связи с чем была произведена реконструкция и реставрация южной части исторического комплекса.

Вплоть до 2010-х на территории Скотопригонного двора были расположены производственные здания и сооружения бывшего предприятия «Петмол».

(Акт ГИКЭ от 05.12.2019 г.)

(добавил Lonely Walker)

В  начале  1930-х гг. бывший скотопригонный двор и бойню вынесли  за пределы  города. В глубине участка  по проекту арх. В. Ф. Твелькмейера, А. М. Соколова и И. И. Фомина в 1932-1934 гг.  возвели здание Молочного завода.
В 1972 г. создано  Ленинградское объединение молочной промышленности, головным заводом которого стал  первый молочный  завод   города. В  объединении насчитывалось двадцать  молочных  заводов,  четыре  из  которых  работали в Ленинграде, один в Кронштадте, а остальные  в области.
Вдоль  набережной  Обводного канала  соорудили каменную  ограду, с въездом  на территорию   Молочного комбината - арх. В.  А.  Матвеев.                                                                                                  (добавид - Наталия, по материалам [66])

 

В 1949 г. проводились работы по реконструкции участка набережной Обводного канала от Международного пр. до ул. Розенштейна , тогда же был реконструирован корпус молокозавода, находящийся во дворе, и поставлена новая ограда по проекту В. А. Матвеева 

 

 

1928: "Красный гужтранспортник", артель   - Междунвродный пр., 65   (Список абонентов ЛГТС: 1928. С. 151)

1940: Ленмолзавод - 1-й Ленинградский молочный завод Международный пр., 65 ("Ленинград - 1940", С. 161)

1965: Завод молочный № 1 "Ленмолококомбината"    - Московский пр., 65   ([108]. С. 57.)

1973: Комбинат молочный (Мин. мясной и молочной пром-сти РСФСР) - Московский пр., 65 ([211]. С.208)

         Управление молока и молочной пром-сти, областное производственное по заготовкам (Мин. мясной и молочной

         пром-сти РСФСР) - Московский пр., 65 ([211]. С.244)

1988: Комбинат молочный № 1 Ленагоропрома - Московский пр., 65 ([125],[213]. С.201)

2009: ООО"АгроСоюз "Регионы" - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)

         ОАО "Петмол-М" (продов.магазин молоч.продуктов) - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)

2009: ООО "Торговля от "Петмола" "ОПТ" - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»

2009: ООО "Систем Сервис" центр технического обслуживания - Московский пр., 65/А

(Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)

(Добавил: lenarch)

 

 

По [134] на 1971 г. - памятник архитектуры местного значения

Главный корпус, ограда и два флигеля - федеральные памятники.   Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527
Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 
Постановление Совета министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327      Постановление Совета министров РСФСР от 22.05.1948 N 503

по Постановлению СМ РСФСР от 30.08.1960 N 1327 в состав пямятника входили еще и быки.

82 комментария
18000 просмотров
Добавил: Mary, 11 Февраля 2008, 12:39
Редактировано: 20 Февраля 2024, 20:56
Оцените:
(24 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house575.html' target='_blank'>Скотопригонный двор - Ленмолзавод - Молочный комбинат - "Петмол" на Citywalls.ru</a>
Всего 82 комментария
  • 16 Января 2022, 12:02
  • 16 Января 2022, 12:23

    Участки могли быть какой угодно глубины и всего, что там еще могло быть понастроено, в кадр могло и не попасть. Но характерно, что деревянные дома дожили до 1950-х, а не были снеены в блокаду. То есть это казенные, скорей всего, постройки.

  • 16 Января 2022, 12:27
    Ответ на "" от Риэлтор

     Это бывшая администрация Мясного двора.
    Вряд ли в трех этих домиках наберется даже пара десятков мкомнат, не то что 127 квартир. 

     

     

     

     

  • 19 Января 2022, 18:24
    Ответ на "Это бывшая администрация Мясного двора.Вряд ли в т" от south_thungus

     Если это возможно, загрузите пожалуйста изображение с помощью кнопки «Добавить фотографии в публикацию» (с указанием архивного шифра в подписи.

    Увы, в комментариях столь ценная информация может затеряться.

  • 24 Января 2022, 13:00
    Ответ на "Что, прямо на молокозаводе жил? Или лишь бы копипа" от south_thungus

     Вот этот человек еще в 1931 году жил. Так что, не знаю... И не он один, как видите.

    В кв. 12 указан проживающим Константин Иванович Молчанов - владелец пойнтера Грея - черно-пег. коб., род. 11.6.31 г. от Хэндсом-Ляльки в Ярла А. С. Шевченко. зав. Капралов. Кл. щенячий.

    // Каталог 2-й очередной весенней выставки [охотничьих] собак. 5, 6 и 7 июня 1932 г. пр. Володарского, дом № 53-а / Изд. Ленингр. о-ва кровного собаководства. - Л., 1932. - С. 22.

    Указан в справочнике "Весь Ленинград" на 1931 г., на 1933 - нет; на 1934 г. - Упр. отделением «Связьсовхозснаб». В 1935 нет.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31750
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2583
Всего сегодня: 9461