Публикация

Новые городские скотобойни

Здание на карте
фото
Архитекторы: Петерсон М. Ф.
Воеводский В. Г.
Год постройки: 1880-1882, 1892-1898
Стиль:

Исторический адрес - Забалканский пр., 67

 

Новые городские скотобойни   

                                                                        Утраченный комплекс зданий

1880-1882 – инж. Петерсон Михаил Федорович (Журнал "Зодчий". 1883. С. 54)                                                                                  

1892-1898 – инж. Воеводский Витольд Гилярович, расширение (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.369, 370)

 

Новые Городские скотобойни были построены в 1880-1882 гг.  южнее Скотопригонного двора по проекту Городского архитектора,  инженера путей сообщения Михаила Федоровича Петерсона.

 

См. также:  Новые городские скотобойни. Машинный двор

                   Новые городские скотобойни. Бойни для скота сомнительного здоровья

 

Новые городские скотобойни расположены вблизи скотопригонного двора с той целью, чтобы избежать неудобств, сопряженных с прогоном гуртов по городским улицам, и — что главнее всего — устранить распространение эпизоотий между городским скотом. Здания административные со службами, лавки с ледниками и двор для извозчиков расположены вдоль Забалканского проспекта; позади идут параллельными рядами строения для пребывания и убоя крупного и мелкого скота, мясные дворы, шпарни. Скот подвозится или пригоняется на скотобойню чрез крытый сводами проезд и разводится с площадки по хлевам и навесам. Мясные дворы, где производится выгрузка туш, а также дорога для провоза мяса на Забалканский проспект совершенно изолированы от места пребывания живого скота и скотопригонной дороги. Навесы и хлева примыкают к номерам боен. Для скота сомнительного здоровья устроена отдельная бойня с хлевами, отгороженные от общей скотобойни глухой оградой.

(Новые городские скотобойни в С.-Петербурге. Журнал "Зодчий". 1883. С.54)

  • фото

    1868 г. Фрагмент Плана
    С.-Петербурга
    (с сайта etomesto.ru)

  • фото

    1883 г. . Фрагмент Плана
    С.-Петербурга
    (с сайта etomesto.ru)

  • фото

    1901 г. Фрагмент плана
    Нарвской части
    (ВПБ на 1901 г.)

  • фото

    1917 г. Фрагмент Плана
    из путеводителя Суворина

В конце XVIII столетия место под бойни находилось в 4-й Адмиралтейской части, близ "Сального буяна"; но уже в 1809 г. бойни эти переводятся на берег Невы против Гутуевского острова, где они просуществовали вплоть до 1824 г. Они были разрушены до основания наводнением, после которого, 5 лет спустя, бойни переносятся на Гутуевский остров, где на городские средства строятся 15 номеров боен с сараем для каждого, которые отдаются в аренду частным предпринимателям. В то же время продолжали существовать и частные бойни – на острове Голодай, где они были устроены еще в 1802 г., и Шалыгинские бойни — близ нынешнего Новодевичьего монастыря. Крайне неряшливое содержание Шалыгинских боен, распространявших вокруг зловоние и заразу, повело к закрытию их в 1846 г. по Высочайшему повелению, а мясоторговцам этих боен городское управление распорядилось отдать упомянутые выше 15 сараев при Гутуевских скотобойнях, с правом производить там убой скота.

В 1871 г. Гутуевские бойни, по требованию начальника губернии, опять поступают в ведение города, а в ноябре 1874 г. образуется при Думе комиссия для определения места постройки новых скотобоен и требующейся на это суммы. По рассмотрении имевшихся уже проектов и вновь поступивших, комиссия нашла их недостаточно разработанными и решилась самостоятельно выработать  предположения. Подробный доклад комиссии был внесен в Думу и обсуждался в заседаниях 1879 г.

Приговорами Думы 7 и 11 мая того же года утверждены предположения комиссии относительно постройки новых боен по соседству со скотопригонным двором по исчисленной смете в 1.246.890 руб. В конце мая была избрана под председательством М. А. Ратькова - Рожнова, исполнительная комиссия из членов: А. К. Бруни, П. Н. Волкова, И. С. Китнера и Г. Н. Шаумана, и кандидатов: Г. И. Домонтовича и П. П. Синебрюхова.  Исполнительная комиссия в начале мая приступила к своим занятиям и первым делом избрала архитектора М. Ф. Петерсона строителем, возложив на него составление проектов. Гидротехнические работы (удаление нечистот, отвод дождевой воды и т.п.) были поручены инженеру И.И. Августовскому. Помощниками главного строителя М.Ф. Петерсона были архитекторы Лаговский, Ковшаров, Гефтлер и Иогансон; помощниками инженера И. И. Августовского был И. Б. Цвикель, впоследствии окончивший инженерные работы. Проекты и сметы на все гражданские сооружения были утверждены Городской управой к исполнению в феврале 1880 г.

(Новые городские скотобойни в С.-Петербурге. Журнал "Зодчий". 1883. С.54)

  • фото

    План расположения строений
    новых городских скотобоен.
    Арх. М.Ф. Петерсон
    (Зодчий. 1883)

  • фото

    Чертеж камеры бойни
    (Зодчий. 1883)

  • фото

    Чертеж десятичных весов
    (Зодчий. 1883)

  • фото

    Стоимость постройки
    (Зодчий. 1883. С.58)

  • фото

    Зодчий. 1883. С.58

  • фото

    "Нива", 1882, №16, C. 364-365
    Добавил S.P. См.*)

*) Вид с птичьего полета новых городских скотобоен в Петербурге. С акварели архитектора Гефтлера, гравир. М. Рашевский

 

Между Забалканским проспектом и соединительной ветвью Варшавской железной дороги находится громадная постройка – новая городская скотобойня, находящаяся в непосредственном, соединении со скотопригонным двором. Скотобойни занимают площадь в девять десятин земли. На рисунке справа прямо обозначена площадь, между скотопригонным двором и скотобойнями, куда пригоняют скот, доставленный по железной дороге, и где он свидетельствуется ветеринарами и распродается. Скот, проданный и предназначенный на убой, а также и непроданный, загоняется через другие ворота в новый двор, где и сортируется. Напротив этих ворот, как видно на рисунке, находятся ворота, ведущие в длинные здания скотобоен, построенных в швейцарском стиле со сводами и занимающих по фронту 15 сажень. У входа в бойни стоят ветеринары, которые свидельствуют скот вторично. Отсюда мы снова попадаем на большую площадь, на которой скот распределяется по сортам и ведется на убой. В полу боен устроены скаты, по которым сбегают нечистоты по чугунным трубам в подвалы и проходят в гигантский резервуар, а оттуда паровыми насосами отводятся на семь верст далее по Обводному каналу в Финский залив.

При входе в скотобойни, стоящие отдельно от них, видны здания – это небольшие хлева, два загона с лазаретом и небольшой казармой для резников и фельдшеров. Это бойня для скота сомнительного здоровья. Тут же невдалеке находится здание с паровой машиной, с крепкими цилиндрами и насосами для препровождения собирающихся в резервуаре нечистот на взморье. Здесь же стоит трупосожигательная печь.

По Забалканскому проспекту, как видно на рисунке, внизу по линии забора, выстроен ряд зданий с садиками. Первое 3-х этажное здание – это помещение для ветеринаров и смотрителя. Затем идет двухэтажный дом – контора скотобоен с квартирами бухгалтеров и служащих, и еще здание в два этажа, где помещаются казармы, квартиры резников, с прачешной, конюшнями и ледником, влево по линии забора. Далее вдоль улицы выстроены лавки и ледники бойни. Такие же два здания находятся невдалеке для запасов мяса. За ними следует небольшой дворик, где помещаются телеги боен, - последнее здание, на рисунке нашем изображенное. Прекрасный рисунок, помещенный здесь, исполнен архитектором г. Гефтлером, одним из участников в постройке этих новых сооружений.

(Новые Петербургские скотобойни // Журнал "Нива". 1882 № 16.  С.375-376)

Административные здания:

 

- Дом для смотрителя и двух ветеринаров3-х-этажный, занимает поверхность в 74 кв. саж.; в каждом этаже по одной квартире из 5 комнат с кухней, людской и ватерклозетом.(см.  фото)

- Дом для конторы и служащих — каменный, 2-х-этажный, в 86 кв. саж. в плане; внизу контора из 2-х комнат с особым входом и две квартиры — одна из 3-х, другая из 2-х комнат; верхний этаж занят четырьмя квартирами, из которых две имеют по 1 комнате, остальные — по 2 комнаты. При каждой квартире имеются передняя, кухня и ватерклозет.

- Казарма с прачешной помещаются в 2-х этажном строении, площадью в 71 квадр. саж.; нижний этаж занят прачешной, помещением для установки водоизмерителей, большой казармой и 2 комнатами и с 3-мя ватерклозетами: во втором этаже — 2 большая казарма, общая кухня с русской печью, 1 небольшая комната и ватерклозет.

- Службы расположены в одноэтажном здании в 56 кв. саж.; здесь 3 ледника, 2 экипажные сарая, 2 конюшни на 6 стойл с сеновалами над ними, навес с сушилом под крышей и отдельные помойная и навозная ямы.

 

Мясной двор:

 

- Лавки и ледники. Строение одноэтажное без подвалов; передний ряд, в 98 кв. саж., состоит из лавок с ледниками в 2 яруса; нижний ярус углублен в землю и разделен на 5 холодных камер с бетонными полами, верхний ярус представляет одно общее помещение, набиваемое льдом. Второй ряд ледников (без лавок), с каменными входными тамбурами, устроен совершенно также и занимает 49 кв. саж.

- Навесы для извощичьих лошадей, пространством в 56 кв. саж., расположены по одну сторону особого двора, посреди которого помещается теплый кран с чистой водой для обмывания телег из-под мяса.

- Хлева для ночевки крупного рогатого скота представляют два одноэтажных строения с сеновалами; прясла устроены в арках поперечных стен; каждый хлев разделен на 8 отделений, вмещающих по 20—30 голов, т. е. всего на 480 голов. Потолки в хлевах подшивные, полы асфальтовые с уклоном к общему для 8 отделений желобу.

- Бойни для крупного скота состоят из двух длинных одноэтажных строений на подвалах со сводами; оба корпуса соединяются с одного конца одноэтажным зданием с мансардами, а поперек перерезаны проездами под сводами: в каждом корпусе по 19 номеров для убоя скота. Параллельно корпусам построены навесы с арками по одной стороне и с калитками по другой; перед арками имеются прясла.

- Камера для убоя крупного скота имеет две наружные двери: — одну для ввода убиваемого скота, а другую — для выноски туш. Двумя открытыми арками в поперечных стенах камера эта соединяется с соседними и, с помощью особых сдвижных железных решетчатых ворот, может быть отделена от них. Устроенные внизу подвалы предназначены для удобного помещения труб: проводящих чистую воду, которою всякая камера обильно снабжена (3 кранами), канализационных, отводящих грязную воду, а равно и всех труб и батарей парового отопления и вентиляции камеры.

Для взвешивания туш, перед выходною дверью устроены десятичные весы, на которые туши, пред выносом из камеры, могут быть легко взвешены, а затем поступают обратно на железную дорогу.

- Камера свиной шпарни имеет один непосредственный выход с тамбуром, а вход — через сени, в которые загоняются свиньи для убоя. Сообщения с соседними камерами не имеется. Подвалы, пол и панели здесь такие же, как и в камере для убоя крупного скота.

- Бойня для телят и баранов расположена в одноэтажном, на подвале, строении, разделенном поперечными капитальными стенами на 10 равных камер, из которых 9, назначены для убоя животных и обработки их туш. Снабжены каждая особым, чрез тамбур, выходом на мясной двор; последняя же (10-я) камера, у машинного здания, разгорожена на 2 комнаты, отведенные: одна — под шпарню для ошпаривания головок и ножек, для чего тут же имеется деревянный чан с баком горячей воды и паропроводом для согревания остывшей воды. Другая комната назначается для сухой обработки бараньих кишок. Параллельно корпусу боен, расположены хлева для мелкого скота.

- Шпарни для свиней и поросят помещены в строении таких же размеров, как и предыдущее, назначенное для убоя телят. Шпарни имеют 5 номеров, в которых возможно обработать до 200 свиней и поросят в каждом, а всего до 1000 штук в день. Средина здания свиных хлевов занята длинным залом в 9 окон, служащим станцией для микроскопических исследований свиного мяса от каждой туши.

 

Ограда вокруг строений боен, именно по Забалканскому проспекту и по двум перпендикулярным к нему сторонам, выстроена с трех сторон из бетона; такая же ограда параллельно Забалканскому проспекту отделяет административные здания от бойни. С четвертой стороны бойни, у платформы Николаевской железной дороги, а также вокруг дворов чумной бойни и машинного здания — устроены заборы деревянные. В бетонных заборах имеются двое больших железных ворот: для вгона скота и для вывоза мяса, 5 меньших железных ворот и 6 железных калиток; в деревянном заборе поставлено трое деревянных ворот.

 

Водоснабжение всех строений производится невской водой, проведенной от водоподъемной башни, через проложенный под Обводным каналом сифон, в особую трубу, диаметром в 8 дюймов, проведенную по Забалканскому проспекту и зданиям бойни.

Отвод нечистот производится посредством чугунных труб, уложенных наклонно от зданий скотобоен к резервуару машинного двора, откуда уже нечистоты поднимаются насосами и отводятся за черту города.

Мостовые устроены из булыжника и асфальта. Булыжная мостовая имеется на дворах и улицах скотобоен, на скотопригонном пути Забалканского проспекта и на боковой дороге к бойне для больного скота. Асфальтом покрыты пространства перед номерами боен и шпарен на обоих мясных дворах, а также перед фасадом бойни для больного скота. Тротуары сделаны из  мелкого булыжника, частью   из лещадной плиты и брусков синего гранита, а также из асфальта.

Древесные насаждения сделаны вдоль ограды и внутри дворов, а также при жилых строениях и машинном здании. Площадь под будущие, запасные, скотобойни спланирована, засеяна травой и местами обсажена деревьями.

 

Все работы по возведению зданий вчерне производились комиссией хозяйственным способом, и с этой целью прежде всего были законтрактованы поставщики бутовой плиты и кирпича, заподряженного до 6 миллионов штук. При строительстве употреблен цемент романский завода Шмидта в Риге. Бетонные работы исполнены г. Деварс, каменные — несколькими отдельными подрядчиками, так как не нашлось ни одного крупного подрядчика, который принял бы на себя всю каменную работу, требовавшую сосредоточения от 300 до 500 человек каменщиков ежедневно. Ватерклозеты поставлены Лоргусом. Асфальтовые работы были разделены между гг. Шнейдером и Дункером. Устройство водопровода, канализации, отопления и вентиляции и приспособления в свиной шпарне сдано г. Сан-Галли, механические приспособления в номерах большой бойни — г. Крелю; аспидные работы принял на себя художник Ботта.

(Новые городские скотобойни в С.-Петербурге. Журнал "Зодчий". 1883. С.54-58)

  • фото

    1898 г. План расположения строений
    новых Городских скотобоен
    (ЦГИА СПб.ф.513. оп 101. д.370)

  • фото

    Чертеж больших возовых весов
    (ЦГИА СПб. ф. 513. оп.101. д.370)

  • фото

    Чертеж сифона для приема воды из
    артезианского колодца на скотобойни
    (ЦГИА СПб. ф. 513. оп.101. д.370)

  • фото

    1903 г. Генеральный план со строениями
    городской скотобойни, сенного
    и скотопригонного двора
    (ЦГИА СПб.ф.513. оп 101. д.369)

  • фото

    1912 г. Сотрудники лаборатории
    городской скотобойни за работой.
    Фотография ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб Е 10791)

Чертежи городской скотобойни по Забалканскому пр., 65 и 67 и наб.Обводного кан., 100, 102, 104, 106 и 108. Нарвская часть. Крайние даты документов: 05.12.1898–02.1912. 113л. (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.370)

 

Чертежи скотобойни по Забалканскому пр., 65 и 67 и наб.Обводного кан., 100, 102, 104, 106, 108. Нарвская часть. 1901-1903. 54л .(ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.369)

 

С.-Петербургская городская скотобойня находится на Забалканском проспекте в Нарвской части, между скотопригонным двором и Альбуминной улицей, а с задней границы прилегает к платформе для выгрузки скота Николаевской железной дороги. 2 мая 1880 года было приступлено к сооружению боен. Убой как крупного рогатого скота, так и мелкого, начался с февраля месяца 1882 года, вначале – в небольшом количестве в виде опыта, и только с 21 мая 1882 года начался полный убой скота. Работы по постройке городских скотобоен были освидетельствованы особой Технической комиссией, как во время самого их производства, 23 июля и 22 ноября 1880 г., в октябре и ноябре 1881 г., так и при окончании оных 20 марта 1882 г. Комиссия эта состояла из посторонних приглашенных техников Р. Б. Бернгарда, Д. Д. Соколова и Э. И. Жибера; старших городских техников Н. Ф. Брюлло, А. И. Штукенберга и члена управы Н. Л. Бенуа.

(Инвентарь С.-Петербургской городской скотобойни. 1892. ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.370. л. 7-15)

 

В 1887-1888 гг. к проектированию Сенного (скотозагонного) двора, располагавшегося по Обводному каналу, 108, был привлечен инженер В. Г. Воеводский, занимавший должность техника Городской управы. В 1892 г. по его проекту было построено здание Городской конебойни. В последующие годы по проектам В. Г. Воеводского на городских скотобойнях были построены различные здания и сооружения.

 

Микроскопическая станция

 

Каждую мясную тушу, прежде чем выпустить с бойни на рынок, осматривает ветеринарный врач, чтобы улостовериться в пригодности мяса для употребления в пищу, а свиные туши поступают для исследования на "микроскопическую станцию", занимающую особое помещение. Тут прежде всего вам бросаются в глаза длинные ряды расположенных у окон столов, на них за микроскопами работают "осмотрщицы", под руководством ветеринарного врача. Им помогают "подготовщицы" и "срезчики". первые приготавливают препараты для микроскопа, а срезчики занимаются срезыванием мяса со свиных туш. К каждой исследованной свиной туше привешивают свинцовую пломбу - в знак того, что она безвредна.  (Путеводитель по Петербургу. 1903 г. С. 296)

 

Мясной музей

 

При бойнях имеется Мясной музей, основанный в 1890 г. Здесь по выставленным в стеклянных шкафах препаратам и моделям можно научиться различать мясо здоровых животных (пригодное в пищу) от мяса больных животных. Публика охотно посещает этот музей, в особенности полковые врачи и фельдшера. Здесь основателем музея г. Игнатьевым читаются лекции по мясоведению. Рядом с бойнями помещается конебойня, состоящая из двух корпусов: в одном – стойла для лошадей, в другом – «номера» доя убоя. Конина употребляется в пищу татарами, которых в Петербурге насчитывается до 15 тысяч. (Путеводитель по Петербургу. 1903 г. С. 296)

 

На рубеже XIX и XX вв. рассматривался вопрос о соединении управления городскими сенным и скотопригонным дворами, скотобойней крупного и мелкого скота, конебойней, микроскопической станцией, патологическим музеем, утилизационным заводом и конной площадью под общим наименованием "С.- Петербургский городской рынок убойного скота (ЦГИА СПб ф.792 оп.1 д.7404). В 1903 г. техник Городской управы, инж. В.Г. Воеводский составил Генеральный план городского рынка убойного скота, который предполагал дальнейшее расширение скотобоен на юг, за Альбуминную ул. (ныне ул. Красуцкого). Проект не был осуществлен.

 

1892: Городские бойни - Забалканский пр., 67 ( Адресная книга С.Петербурга. 1892. Стб. 44)
1896: Городского ведомства. Городская бойня – Забалканский пр., 67. Управляющий Максимович Павел Александрович, отставной подпоручик. Военный мясной склад.  Мясная лавка, Багуров Н.Е (Адресная книга С.Петербурга. 1896. Стб. 217)

1917: Городские бойни - Забалканский пр., 67 (ВПб на 1917 г. Стб. 111)

  • фото

    11 июля 1934 г. Фасад дома №67
    на Международном проспекте
    (ЦГАКФФД СПб Гр 66376)

  • фото

    1950-е. (ЦГАКФФД СПб Бр 48155)
    (с сайта pastvu.com)

  • фото

    1962 г. Фото - Илмар Адамсон
    (с сайта pastvu.com)

2 комментария
794 просмотра
Добавил: Lonely Walker, 5 Апреля 2022, 07:49
Редактировано: 6 Апреля 2022, 09:48
Оцените:
(5 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33398.html' target='_blank'>Новые городские скотобойни на Citywalls.ru</a>
Всего 2 комментария
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31570
Готовится: 62
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 523