Публикация
Скотопригонный двор - Ленмолзавод - Молочный комбинат - "Петмол"
Скотопригонный двор наб. Обводного кан., 100 - Московский пр., д. 65 Пам. арх. (федеральн.) Скотопригонный двор (Бойни) классицизм 1821-1825 - арх. Шарлемань Иосиф Иосифович1-й Корпус во дворе 1821-1825 - арх. Соколов Александр Михайлович Здание Молочного завода (двор) конструктивизм 1932-1934 - арх. Твелькмейер Виктор Федорович, Фомин Игорь Иванович
Молочный завод N 2 Молочный комбинат на территории Молочный комбинат №1 "Петмол" ООО "Юнимилк"
см. также
Здание Скотопригонного двора расположено на южном берегу Обводного канала при пересечении его с Московским проспектом. Здесь производилась торговля крупным и мелким скотом, пригоняемым в город. До 1825 г. это была большая, грязная площадь, окруженная невысоким забором. Внутри площадки было набито несколько рядов прясел для привязи быков, помещались сараи и небольшая «пробная» бойня. Непосредственным поводом для проектирования нового скотопригонного двора послужило замечание Александра I министру внутренних дел В. П. Кочубею при проезде в Царское Село, что площадка «недостаточна и безобразна». Разработать проект скотопригонного двора было поручено ученику А. Д. Захарова архитектору И. И. Шарлеманю. В августе 1821 г. проект получил высочайшее одобрение. Из-за неимения в Городской думе свободных средств к осуществлению проекта приступили только в 1823 г. К этому времени по просьбе скототорговцев И. И. Шарлемань переработал фасад бокового флигеля по Обводному каналу, увеличив его протяженность почти вдвое с тем, чтобы на территории двора одновременно могло помещаться до 3000 быков. По центральной оси боковых флигелей были устроены дополнительные ворота. Композиционно здание двора теперь представляло каре, состоящее из главного корпуса и двух боковых флигелей. Значительный ущерб строительству скотопригонного двора нанесло наводнение 1824 г. Заготовленные бревна, известь, песок и кирпич полностью смыло водой. Работы по отстройке здания были закончены только в самом начале 1826 г.
Главный флигель с тройной аркой въезда, выходящий на Царскосельскую дорогу (ныне Московский проспект), решен просто и величественно в стиле позднего русского классицизма и декорирован двумя лепными панно, изображающими рога изобилия. Простое решение наружных фасадов отражало функциональное назначение постройки. Въезд в здание украшали также монументальные бронзовые фигуры быков, отлитые в 1827 г. скульптором В. И. Демут-Малиновским. Двор был замощен, всю его площадь занимали ряды прясел. По оси главного здания во дворе находилась небольшая каменная часовня. По сторонам главного здания симметрично располагались два полутораэтажных Г-образных корпуса. Со стороны Обводного канала и с южной стороны в центре боковых фасадов здания имелось по пяти арок массивных ворот, служащих дополнительными въездами внутрь двора. В главном здании размещались контора, «биржевой зал с чайною торговлею для собрания купечества» и квартиры служащих. Помещения боковых корпусов предназначались для содержания скота, а верхний полуэтаж - для склада сена.
К 1860-м гг. места стало вновь недостаточно, двор приходил в упадок. Начались ремонтные работы в самом дворе и на соседних участках главного корпуса. В 1880 г. по проекту архитектора М. Ф. Петерсона было заложено здание новых городских скотобоен, которые прежде находились на Гутуевском острове. Но по мере застройки Обводного канала жилыми домами и фабричными зданиями прогон скота по городским улицам и набережным после торгов стал очень неудобен. К западу от скотопригонного двора была проложена железнодорожная ветка. После устройства между скотопригонным двором и железнодорожной веткой сенного или скотозагонного двора окончательно сложился комплекс, предназначенный для обеспечения жителей столицы парным мясом. (Лелина В.И. Скотопригонный двор // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Адмиралтейский район. 2012 г. С.311-315) (добавил
* Насколько можно понять по заднему плану, изображена задняя сторона корпуса по Обводному каналу. И видно сооружение очень похожее на недавно снесенную проходную, которая считается сталинской... ** Здание скотопригонного двора на Международном проспекте оформленное к 7 ноября 1931 года. Источник: Советское декоративное искусство : Агит.-массовое искусство : Оформл. празднеств : Материалы и документы, 1917-1932 : [Сборник ]. М., 1984.
Чертежи зданий Скотопригонного двора по наб.Обводного кан., 100, 102, 104, 106 и 108, Забалканскому пр., 65. Нарвская часть. Крайние даты документов: 1863–16.08.1904 . 47л.
В XVIII в. Фонтанка была официальной границей Петербурга.
В первой четверти XIX в. старый Скотопригонный двор перестал удовлетворять городским потребностям вследствие роста численности населения и соответственно возросшего спроса на мясо, а также по причине ветхости строений. Поводом к разработке проекта нового скотопригонного двора стало замечание императора Александра I, сделанное министру внутренних дел графу В. П. Кочубею при поездке в Царское Село, что площадка двора «недостаточна и безобразна». Разработка проекта нового Скотопригонного двора была поручена И. И. Шарлеманю. В 1821 г. проект был одобрен, по из-за неимения в городской думе свободных средств к осуществлению проекта приступили только в 1823 г. К этому времени по просьбе скототорговцев И. Шарлемань переработал фасад бокового флигеля по Обводному каналу, увеличив его протяжённость почти вдвое с тем, чтобы на территории двора одновременно могло помещаться до 3000 быков. По центральной оси боковых флигелей были устроены дополнительные ворота. Хотя работы по отстройке здания были закончены в самом начале 1826 г., комиссия нашла его не полностью завершенным. Отсутствовали бронзовые быки, хотя пьедесталы для них уже были изготовлены. Новый Скотопригонный двор представлял собой комплекс строений, расположенных по периметру двора, предназначенного для пригоняемого скота, площадью в 1 квадратную версту (около 1 кв. км.) Строгое и лаконичное оформление фасадов подчёркивало утилитарное назначение сооружения. Главный корпус, в котором размещались контора, биржевой зал, чайная для купцов и квартиры для служащих (смотрителя зданий, ветеринара, письмоводителей и чиновников), располагался со стороны Царскосельского проспекта. Это было трехэтажное квадратное в плане здание. Лицевой фасад его прорезан тройной въездной аркой, увенчанной треугольным фронтоном и декорирован двумя лепными панно с изображением рогов изобилия и жезла Меркурия. С севера и юга участок ограничивали симметрично расположенные полутораэтажные Г-образные корпуса. С внутренней стороны в них были устроены навесы для содержания скота, решённые в виде арок. В верхнем полуэтаже хранили сено. По центральной оси корпусов располагались въездные ворота с пятью проездными арками, завершавшиеся треугольными фронтонами. Со стороны проспекта боковые корпуса были связаны с главным корпусом высокой каменной стеной. Все корпуса на высоту первого этажа и соединяющие их каменные стены были рустованы. С запада территория ограничивалась кирпичной стеной с воротами в центре. Внутреннее пространство двора вымощено булыжным камнем. Территория двора была занята двумя рядами прясел для привязи быков, расположенными параллельно. Всего здесь могло находиться до 5000 животных. Между пряслами был оставлен широкий проход для покупателей и торговцев. С западной стороны за территорией Скотопригонного двора располагалось каменное здание пробной бойни. В 1825 г. на территории двора в непосредственной близости от главного корпуса была построена каменная часовня. В 1908 г. часовня, освящённая во имя Св. Николая Чудотворца, была перестроена в церковь. В 1919 г. храм закрыли на несколько месяцев, а в 1922 г. - окончательно. С этого времени церковь использовали под клуб, а в 1930-х гг. её разобрали. (Акт ГИКЭ от 05 декабря 2019 г., выполненный ООО «Эксперт»)
В 30-е гг. XX в. здания архитектурного ансамбля бывшего Скотопригонного двора подверглись реконструкции с целью приспособления под новые функции. В главном корпусе, выходившем на Московский проспект, разместились заводоуправление, коммерческий отдел, медпункт, детский очаг и жилье. В боковых флигелях устроены столовая, красный уголок и другие службы.
В 1936 г. со стороны Обводного канала была разобрана центральная часть бокового флигеля (бывшие загонные ворота) и часть северного корпуса (с сохранением двух небольших фрагментов здания) для того, чтобы открыть вид на новое здание Молококомбината. Таким образом, центральная композиционная ось исторического ансамбля Скотопригонного двора со стороны Обводного канала была уничтожена. В 1936 г. в связи с расширением Московского проспекта скульптуры быков были демонтированы и перенесены вместе с пьедесталами к Мясокомбинату №1 (
Во время войны снарядами был повреждён главный корпус и стена дворового фасада. В течение 1942 - 1943 гг. сотрудники Инспекции по охране памятников выполняли архитектурные обмеры сооружений Скотопригонного двора. В 1944 г. восстановлены барельефы на главном фасаде. В 1950 г. проезжая часть вдоль набережной Обводного канала была расширена на 6 метров. Вместо глухого забора, ограждавшего территорию Молочного комбината со стороны Обводного канала, была поставлена новая ограда из шлакоблоков, проект которой был также разработан В. А Матвеевым. Внешний вид ограды был увязан с обликом исторического комплекса. В конце 1950-х гг. было построено здание молочной экспедиции с новой проходной и новыми въездными воротами на месте снесённых частей северного флигеля Скотопригонного двора. Новая проходная, по сути, являлась репликой главного корпуса Скотопригонного двора, расположенного со стороны Московского проспекта, отличаясь от него количеством этажей и проездов. Архитектурный декор был выполнен в стилистике исторического здания Скотопригонного двора. В отличие от первоначальных существовавших здесь до 1930-х гг. загонных ворот, новая постройка располагалась западнее, была ориентирована на ось главного корпуса молочного завода. В 1961 г. с южной стороны от комплекса бывшего Скотопригонного двора была построена Вплоть до 2010-х на территории Скотопригонного двора были расположены производственные здания и сооружения бывшего (Акт ГИКЭ от 05.12.2019 г.) (добавил
В начале 1930-х гг. бывший скотопригонный двор и бойню вынесли за пределы города. В глубине участка по проекту арх. В. Ф. Твелькмейера, А. М. Соколова и И. И. Фомина в 1932-1934 гг. возвели здание
В 1949 г. проводились работы по реконструкции участка набережной Обводного канала от Международного пр. до ул. Розенштейна , тогда же был реконструирован корпус молокозавода, находящийся во дворе, и поставлена новая ограда по проекту В. А. Матвеева
1928: "Красный гужтранспортник", артель - Междунвродный пр., 65 (Список абонентов ЛГТС: 1928. С. 151) 1940: Ленмолзавод - 1-й Ленинградский молочный завод Международный пр., 65 ("Ленинград - 1940", С. 161) 1965: Завод молочный № 1 "Ленмолококомбината" - Московский пр., 65 ([ 1973: Комбинат молочный (Мин. мясной и молочной пром-сти РСФСР) - Московский пр., 65 ([ Управление молока и молочной пром-сти, областное производственное по заготовкам (Мин. мясной и молочной пром-сти РСФСР) - Московский пр., 65 ([ 1988: Комбинат молочный № 1 Ленагоропрома - Московский пр., 65 ([ 2009: ООО"АгроСоюз "Регионы" - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009») ОАО "Петмол-М" (продов.магазин молоч.продуктов) - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009») 2009: ООО "Торговля от "Петмола" "ОПТ" - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009» 2009: ООО "Систем Сервис" центр технического обслуживания - Московский пр., 65/А (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009») (Добавил:
По [ Главный корпус, ограда и два флигеля - федеральные памятники. Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 по Постановлению СМ РСФСР от 30.08.1960 N 1327 в состав пямятника входили еще и быки.
![]() ![]() Добавил: Mary, 11 Февраля 2008, 12:39
Редактировано: 19 Июня 2024, 11:50
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house575.html' target='_blank'>Скотопригонный двор - Ленмолзавод - Молочный комбинат - "Петмол" на Citywalls.ru</a>
Всего 82 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32395
Готовится: 75
Улицы: 2710
Архитекторы: 4153
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14515
Всего сегодня: 8903
|
№ 108. С. 57.
Завод молочный № 1 "Ленмолококомбината" - Московский пр., 65.