Публикация

Лоцманский рынок

Здание на карте
фото
Архитекторы: Старостин В. В.
Ситников Ф. А.
Вейнберг Е. П.
Год постройки: 1906-1907
Стиль: Модерн

Лоцманский рынок

Утраченное здание

Лоцманская ул., 1а

Встречающийся адрес "дом 5" не соответствует адресу

в архивном деле и сложившейся нумерации домов.

1906-1907 - арх. Старостин Василий Васильевич        ([99]. C. 287)

                     гражд. инж. Ситников Федор Алексеевич ([99]. C. 280)

Первоначальный проект разработал в 1902-03 гг. городской архитектор III строительного участка, гражданский инженер Вейнберг Евгений Петрович. Ответственный надзор за работами осуществлял инженер Ф.А. Ситников.

Обзор строительной деятельности СПб городского общественного Управления за 1905-06 гг.

 

1934-36 - разобран, на его месте возведена северная часть корпуса по Лоцманской, д.3.

             Подвальные помещения вошли в состав построенного здания Ленинградского кораблестроительного института.

.

 

Общественная уборная со сторожкой при рынке описана в отдельной публикации.

 

Крытый каменный рынок находился рядом со Зданием администрации Адмиралтейского судостроительного завода  (фото) и был разобран при реконструкции здания после 1933 г. (фото). Частично металлические конструкции рынка, включая чугунные колонны и лестницы, были использованы при организации  дизельной и котло-турбинной лабораторий института.

 

В апреле 2025 г. автор публикации осмотрел первый этаж и подвальные помещения. На своём месте у оригинальной стены подвала сохранилась одна лестница с приклёпанными ступенями. Её расположение совпадает с указанным на разрезе по С-Д

В подвале находятся две чугунные колонны (вероятно, перемещены с первого этажа рынка) с установленными на них клёпанными металлическими фермами. Целостную картину подвала очень трудно представить из-за его загромождённости разными конструкциями.

 

 

В заметках о благоустройстве Петербурга, составленных в 1902 г., писали, что "Петербург вовсе не имеет рынков, удовлетворяющих современным требованиям техники и санитарии. Центральные части города обслуживаются рынками устарелых типов... Окраины же, с весьма густым населением, лишены совершенно даже таких рынков."

(полностью текст см. на фото и следующем)    "Зодчий", 1905 №12, с.152-153

 

Составитель Обзора строительной деятельности СПб городского общественного Управления за 1905-6 гг. Н.С. Нелюбов указывает, что проект Лоцманского рынка разработал арх. Е.П. Вейнберг в 1902-03 гг. Окончательно смета была утверждена г. Министром Внутренних Дел 7 января 1906 г. Ответственный надзор за работами был возложен на инженера Ф.А. Ситникова и добавляет, что рынок строился весь 1907 г., но при этом не упоминает о другом проекте, арх. В.В. Старостина.                                              (цитируется по http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=24231)

«Городская Дума в заседании 5 июня 1902 г. поручила городской Управе составить и представить на утверждение Городской Думы проект и смету на постройку нового металлического рынка на Лоцманской улице. Проект и смета на сумму 46.232 руб. на постройку этого рынка были составлены, по поручению городской Управы, городским архитектором 3-го строительного участка Е.П. Вейнбергом.

Рынок по этому проекту представляет из себя металлический корпус на каменном фундаменте с каменной сторожкой и с клозетами (см. продольный и поперечный фасады рынка). Размеры здания: длина 17,5 саж. ширина 7,33 саж., высота главного корпуса 8,75 саж.
...
Эти проект и смета были одобрены 2 мая 1903 г. Городскою Думою, с ассигнованием на постройку этого рынка 46.232 руб. ... Означенный расход был утвержден г. Министром Внутренних Дел 7 января 1906 г. Согласно постановлению Городской Думы от 29 мая и 5 июня 1906 г., постройка этого рынка производилась ведением нсполнительной комиссии по заведыванию общественными работами, а с 30 мая 1907 г., по постановлению Думы, распоряжением заведующего общественными работами, гласного Н. Н. Перцова.
Ответственный надзор за работами был возложен на инженера Ф. А. Ситникова.
К 1 января 1907 г. были исполнены следующие работы по постройке этого рынка: … Постройка рынка, за исключением некоторых недоделок, окончена в декабре 1907 г.» (полностью текст см. на трёх фото).

 

ХРОНИΚА Городские постройки в С.-Петербурге.

Въ № 35 «Извѣстій Спб. Городской думы» опубликованы свѣдѣнія о постройкахъ, произведенныхъ съ 1905 по I января 1907 г., дающія полное представленіе о городской строительной дѣятельности за упомянутый періодъ.
...
16. Рынокъ на Лоцманской улицѣ; стоим. зданія 46.282 р. Работы по обѣимъ послѣднимъ постройкамъ производятся комиссіей о безработныхъ.                                                                                                 (Зодчий. 1907. № 5. С. 42, добавила Liz)

 

 

Лицевой и боковой фасады (арх. В.В. Старостин) здания Лоцманского рынка на Лоцманской улице, д.1а. 1907 г.

В соответствии с эскизом здание рынка имеет длину 16 сажень (34 метра), и ширину 8 сажень (17 метров). По чертежам инвентаризации рынка, проведённой в 1911 г., видно, что здание строилось по проекту В.В. Старостина, сделанному на основе проекта арх. Е. П. Вейнберга.

Чертежи рынка по Лоцманской ул., 1а   Начальная дата: 1911. Конечная дата: 1911.  ЦГИА СПб.  Фонд 513.  Опись 101.  Дело 334

  • фото

    Зодчий 1905 №12(с263)

  • фото

    ** Постановление Думы от 5 июня 1902.

    Зодчий 1905 №12 (с.264)

  • фото

    продольный фасад,
    арх. Е.П. Вейнберг

  • фото

    поперечный фасад,
    арх. Е.П. Вейнберг

  • фото

    разрез,
    арх. Е.П. Вейнберг

  • фото

    план подвала,
    арх. Е.П. Вейнберг

  • фото

    Обзор стр. деят-ти,
    за 1905-6, стр. 88

  • фото

    Обзор стр. деят-ти,
    за 1905-6, стр. 89

  • фото

    Обзор стр. деят-ти,
    за 1905-6, стр. 90

  • фото

    Лицевой фасад с датой постройки: 1907
    арх. В.В.Старостин

  • фото

    Боковой фасад,
    арх. В.В.Старостин

  • фото

    ЦГИА СПб. Фонд 513.
    Опись 101. Дело 334

  • фото
  • фото

    План 1-го этажа

  • фото

    План
    участка
    1911 г.

  • фото

    Инвент-ция 1910 ЦГИА СПб
    ф.513 оп.101 д.334 л.11

  • фото

    Инвент-ция 1910 ЦГИА СПб
    ф.513 оп.101 д.334 л.12

  • фото

    Здание "Гор. рынок" помечено крестиком
    План 1911 г. - ОльгаТ

  • фото

    ВПг на 1915 г

  • фото

    1914 гг. pastvu.com

  • фото

    Вид Лоцманской ул. со стороны
    Адмиралтейского завода
    Фрагмент фото
    (* - см. ниже)

  • фото

    1914 г., 9 мая. Общий вид
    достраивающегося линкора Гангут
    (снимок сделан с эллингового крана)

  • фото

    1914 г., 9 мая.
    ЦГАКФФД СПб П 118 сн.76

  • фото

    План Лоцманской ул до 1933 г.
    (добавил - lenarch)

  • фото

    ВПб на 1910 О. II
    С. 1440-1441

  • фото

    (** - см. ниже)

*  - часть фото 1913-14 гг., сделанного предположительно с этой трубы

** - часть Плана Адмиралтейского завода 1917 г., на котором рынок подписан как "21 - Продовольственный магазин"

 

Издания "Весь Петербург - Весь Петроград" здания рынка, как такового в 4-м отделе не показывают, называют только здание Провиантских магазинов. а участки 1 и 5 называют только по их принадлежности.

Выпуски от 1907 по 1915 год показывают одну и ту же картину:

1. Городского ведомства,

3. Калинкинских провиантских магазинов,

5. Городского ведомства. 

Картина по ВПг на 1916 (О. IV. Стб. 213):

1. Морского ведомства,

3. Морского ведомства.

5. Городского ведомства.

Картина по ВПг на 1917 (О. IV. Стб. 212):

1. Морского ведомства,

3. Морского ведомства,

5. Морского ведомства.

В ВПб на 1909 в разделе "Рынки" Лоцманский рынок еще не показан: после Литовского сразу следует Мариинский.

В ВПб на 1910 Лоцманский рынок уже показан (названа только Лоцманская улица, без номера дома), торговые места в нем расписаны так: всего 25 торговых мест - 9 снаружи (товары разные), 16 внутри (почти исключительно мясо, зелень, у одного торговца - рыба).

В выпусках от ВПб на 1911 до ВПг на 1917 название рынка присутствует в разделе "Рынки", но указано, что он "Временно закрыт". 

Наблюдается путаница с номерами домов, но в любом случае, к осени 1916 вся нечётная сторона улицы принадлежала Морскому ведомству.                                                                                                                                  (Добавил: Liz)

 

 

Из инвентарной описи № 150 металлического корпуса рынка на Лоцманской улице. 1911 г.

Металлический корпус рынка находится в Коломенской части 2-го участка на Лоцманской улице; фасадами выходит на Лоцманскую улицу и площадь, окружающую рынок с трех остальных сторон. Корпус построен из кирпича, железа и бетона; фундамент из бутовой плиты, обрешетка деревянная, двери деревянные. Корпус состоит из двух частей, средней - главного корпуса и одной боковой галереи вдоль всего фасада.  Металлический остов основного корпуса состоит из 8-ми промежуточных ферм и 2-х крайних арочных ферм, укрепленных на каменных продольных стенах корпуса рынка. Между стенами уложены поперечные решетчатые балки из таврового и углового железа. По фермам уложены деревянные бруски, служащие основанием для обрешетки, которая сделана из досок. Крыша покрыта оцинкованным железом.

Для разделения лавок против каждой стропильной фермы поставлены чугунные колонны, числом 16 штук, с башмаками, укрепленными на железных балках, служащих основанием для бетонных сводов, перекрывающих подвальное помещение;  колонны соединены между собой и с каменными наружными стенами рынка - помощью железных, желобчатой формы балок, в которые забраны досчатые перегородки. Концевые фермы, от линии нижних пят арки до каменной стены, служащей опорою фермам, заполнены металлическим каркасом, состоящим  из вертикальных стоек и горизонтальных прогонов;  пространство между связями каркаса заполнено металлическими же переплетами со стеклами.

Концевые арки снаружи украшены пилястрами, карнизами и прочими архитектурными деталями. Пространство между краем крыши и верхним карнизом  продольных стен, по числу арочных ферм - разделено на 9 частей, заполненных металлическими переплетами со стеклами; со стороны наружной галереи, остекленная боковая стенка вдвое ниже противоположной, так как крыша, перекрывающая галерею, закрывает собою часть боковой плоскости вышеупомянутого пространства между каменной стеной и свеса крыши.

В главный корпус ведут 3 двери; две двери находятся  в концевых частях корпуса, и 1 дверь, помощью каменного, перекрытого бетонными сводами входа, ведет в помещение со стороны Лоцманской улицы посредине долевого фасада. Входы снаружи украшены пилястрами и фронтонами; двери наружные - деревянные, частью с глухими филенками, частью с решетками.

На коньке крыши имеются три фонаря, состоящие  из железного остова с переплетами со стеклами;  фонари покрыты железом оцинкованным.

По сторонам внутреннего продольного прохода расположены 17 лавок, разделенных  деревянными перегородками. По сторонам продольного прохода в 10-ти местах, для стока воды, в полу поставлены металлические решетки, соединенные помощью сточных труб с общей канализацией рынка.  Полы в главном корпусе частью асфальтовые, частью плиточные. Освещение электрическое. Водопровод имеется - одна раковина с краном находится в боковом входном помещении.

Боковая галерея. Наружные лавки помещаются в боковой продольной галерее - разделены бетонными стенами, потолки в них бетонные же, по железным балкам. Всех лавок в наружной галерее - 8; в каждой лавке имеется окно и дверь; окна и двери закрываются  железными глухими ставнями. Крыша над галереей железная, оцинкованная.

Подвал. Подвальное помещение разделено продольной стеной на 2 части, расположенные вдоль всего корпусами под лавками и частью под средним проходом. Каждое из означенных продольных помещений разделено бетонными перегородками по числу лавок – на 9 частей; всего таким образом имеется 17 подвалов под лавками и 1 подвал под боковым входом. Каждый подвал, находящийся под соответствующей лавкой, принадлежит ей, подвал же под боковым проходом свободен, и в нем помещен водомер. Подвальные помещения расположенные по линии, примыкающей к наружной галерее, освещаются, кроме 2-х крайних,  стеклянными просветами в полах - расположенные же по противоположной стороне корпуса пользуются непосредственно светом помощью окон. Пол в подвалах асфальтовый, потолки бетонные по железным балкам, штукатуренные, стены штукатуренные.  В каждое подвальное помещение из соответствующей лавки ведет металлическая лестница со ступенями шахматного железа. В каждом отделении подвала, кроме помещения водомера, имеется по одной раковине с краном. Все сточные трубы внутри рынка чугунные; водопроводная же труба железная.

С четырех сторон здания имеется асфальтовый тротуар, а при входах в корпус уложены плитные ступени; снаружи положено по одной ступени, а внутри по 8 шт. у каждого входа; внутренние ступени ограждены железными решетками.

Главный корпус при длине 15,80 саж., ширине 5,73 саж. занимает площадь  90,53 кв. саж. и при средней высоте 4,75 саж. объемом равняется 430 куб. саж. Боковая галерея при длине  15,50 саж. и ширине 1,75 саж. занимает площадь 27,13 кв. саж., при высоте 2 саж. - объемом равняется 54,26 куб. саж. А всего под корпусом имеется 117,66 кв. саж., а объем его составляет 484,26 куб. саж.                                          (ЦГИА СПб.  Фонд 513.  Опись 101.  Дело 334; добавила:  Наталия)

 

 

В архиве ЦГАКФФД СПб сохранилась серия из 6 фотографий ателье Буллы, сделанных в ветренный день 1906 г., когда первый этаж рынка уже был построен (стволы деревьев на снимках изогнуты, а высоту стен можно оценить по фото Е5981, на котором видны только головы людей, находящихся в конце углового дома по Витебской ул.).

Аннотация: "Молебен перед закладкой рынка". Общее название темы: "Лоцманский рынок на Лоцманской улице". Даты атрибуции в архиве неверны (в Обзоре строительной деятельности указан 1907 г.), но подписи под фото сохранены.

(Архивный материал любезно предоставлен Lonely Walker)

В архиве нашлось седьмое фото: "Группа участников строительства Лоцманского рынка на Лоцманской улице".

ЦГАКФФД СПб. Фотодокументы. Опись 1Е-7. Ед.хр.5984

 

 

Процедуру закладки жилого дома  описали Д. А. Засосов и В. И. Пызин: «Когда каменное здание выведено из цоколя, а деревянное имеет уже два венца, хозяин назначал день праздника - закладки. К этому времени на лесах ставился деревянный крест, высоко возвышающийся над постройкой. Кроме того, в каменной кладке оставлялось место для небольшой свинцовой коробочки, а в деревянном венце вырубалось гнездо для такой же коробочки. Место вырубки выбиралось в восточном углу будущего дома. Обычно в воскресенье после обедни собирались у постройки семья хозяина, священнослужители и приглашенные родные и друзья хозяина, а также рабочие и десятники, занятые на этой стройке. На грубо сколоченном столе ставилась икона и миска с водой. Начинался молебен с водосвятием. Священник при пении молитв погружал крест в миску с водой, вода становилась „святой“. Молились о „ниспослании благодати и благоденствия дому сему“, дьякон зычным голосом провозглашал „многолетие“ хозяину и его потомству. Затем все подходили целовать крест, при этом священник кропил каждого „святой“ водой. Десятник вставлял в гнездо свинцовую коробочку и наливал в нее вареного постного (обычно так называемого деревянного) масла. Потом все подходили к гнезду: сначала священник, который кропил „святой“ водой эту коробочку, затем хозяин, его близкие и гости, причем каждый клал в коробочку монету чеканки того года, в который производилась закладка. Затем края коробочки загибались наглухо и сразу же над коробочкой укладывалось два-три ряда кирпичей (см. фото Е 5982 - Е 5983), а в деревянных домах гнездо с коробочкой забивалось деревянной пробкой. Тотчас вслед за этим укладывался заранее заготовленный следующий венец.

Далее с песнопениями молитв обходили всю постройку, причем священник все время кропил, а дьякон кадил.» 

  • фото

    Молебен перед закладкой рынка.
    (ЦГАКФФД СПб. Е 5978)
    добавил Lonely Walker

  • фото

    Молебен перед
    закладкой помещения
    (ЦГАКФФД СПб. Е 5979)

  • фото

    Молебен перед
    закладкой помещений
    (ЦГАКФФД СПб. Е 5980)

  • фото

    Освящение места закладки
    Лоцманского рынка
    на Лоцманской ул.
    (ЦГАКФФД СПб. Е 5981)

  • фото

    Закладка первых кирпичей
    (ЦГАКФФД СПб. Е 5982)

  • фото

    Закладка первых кирпичей
    Лоцманского рынка на
    Лоцманской ул.
    ЦГАКФФД СПб. Е 5983

  • фото

    Группа участников
    строительства Лоцманского рынка.
    (ЦГАКФФД СПб. Е 5984)

  • фото

    Вид со стороны рынка
    Февраль 1926 г.

  • фото

    фото сделано зимой 1933-34 гг.
    (добавил - Сергей Довгялло )

  • фото

    часть фото, видны рынок
    и постройки напротив него

  • фото

    (добавил - Сергей Довгялло )

  • фото

    часть фото первого этажа с одноэтажной
    пристройкой (часть рынка?)

  • фото

    Строительство северной части
    (предоставил Дмитрий Агеев)

  • фото

    часть фото первого этажа с одноэтажной
    пристройкой (часть рынка?)

Напротив рынка посреди улицы были постройки. Они видны на фото  и  на немецкой аэрофотосъемке 1939-42 гг.

Возможно, это был Комсомольский колхозный базар. Для уточнения надо заказывать  в архиве копию с  негатива:  ЦГАКФФД СПб. Фотодокументы. Опись 1БР-2. Ед.хр.1444
Общий вид комсомольского колхозного базара на Лоцманской улице. Автор: Казьмин.  Дата съемки: 18.10.1932

  • фото

    Современный вид места
    расположения рынка
    (фото 11.2019)

  • фото

    Вытяжная труба

  • фото

    Нижняя часть трубы
    фото - Риэлтор, 07.2020

  • фото

    ширина рынка на снимке
    * - см. ниже

  • фото

    Пристройка* - см. ниже

  • фото

    В пристройке размещены станки

  • фото

    Цоколь оштукатурен

  • фото

    Место соединения пристройки
    и северного корпуса

  • фото

    Ступенькой при входе
    является путиловская плита

  • фото

    (фото - Риэлтор, 11.2019)

  • фото

    2016 Северный корпус со
    стороны Адмиралтейских верфей

  • фото

    Пристройка*
    (фото - Риэлтор, 04.2025)

  • фото

    Пристройка*

  • фото

    Вход на завод.
    (фото - Риэлтор, 04.2025)

* - Ширина пристройки, измеренная по снимку, равна ширине рынка на эскизе, а несимметричный  относительно конька

     боковой фасад (см. фото и следующее), очень похож на переделанный боковой фасад рынка (см. проектный вид).

 

На архивных чертежах (фото и следующее) видно, что рынок имел подвальный этаж, который был использован при строительстве Северного корпуса

Одноэтажная пристройка с заложенным окном видна на фото строительства Северного корпуса.

Современный вид пристройки со стороны Адмиралтейских верфей можно рассмотреть на фото.

Сопоставление всех этих фактов (фото и последующие) позволяет автору публикации предположить, что пристройка является  реконструированной частью Лоцманского рынка. 

В одноэтажной пристройке первоначально располагалась котло-турбинная лаборатория с двумя паровыми котлами. В настоящее время это одно помещение (от фасадной стены до дворовой) с установленными металлообрабатывающими станками (фото). 

 

В подвальном и первом этажах Северного корпуса были размещены учебно-производственные мастерские ЛКИ, позднее получившие статус промышленного предприятия и переросшие в экспериментально-опытовый завод "Накат" с самостоятельным бюджетом, планом и штатом.        Холодилин А.Н. Ленинградский кораблестроительный.СПб.: Судостроение, 1992, с.152

"По заданию института архитекторы М. Рейзман и В. Трофимов разработали проект расширения учебного корпуса на Лоцманской. Проект предусматривал надстройку главного здания на один этаж и пристройку к нему с севера. В сентябре  1934 г. началась надстройка здания ЛКИ, а в октябре сооружение северной пристройки на месте снесённого Лоцманского рынка. Строительство было завершено в 1936 г., и в пристройке разместились машинно-котельная и другие лаборатории, а также учебно-производственные мастерские и физкультурный зал."   (там же, с.283)

 

Вытяжная труба, видная на фото, была предназначена для удаления выхлопных газов дизелей, установленных в лаборатории. Нижняя часть трубы защищена от смятия при ударе машиной. В настоящее время она не функционирует, а газы удаляются через фильтры, установленные на крыше одноэтажной пристройки (фото) .

 

Вспоминает Andrew Foedorov"Рассматривая разрез Лоцманского рынка, можно допустить, что весь объём рынка (подвальный, первый и второй этажи) был использован при строительстве Северного корпуса. В нём были размещены дизельная и котло-турбинная лаборатории. Вход со ступенью из путиловской плиты располагался правее вытяжной трубы, которая удаляла выхлопные газы дизелей. Если в основной части здания внешний вид соответствует внутренней планировке, то в северной части это не так. Перекрытия расположены на разном уровне, а окна находятся то под потолком, то на уровне пола. Помещения соединены небольшими лесенками, очень легко заблудиться. «Тяжкое наследие» рынка. Шанхай Корабелки."

Обсуждение темы проходило в сентябре-октябре 2020 г. в комментариях к публикации.

 

Лаборатория дизелей.
Кафедра двигателей была основана в 1930 г. Ваншейдтом Всеволодом Александровичем. Одновременно с этим началось комплектование факультетной машинно-котельной лаборатории. Расцвет её начался после окончания Великой Отечественной войны. На дизельном участке появились американские и немецкие дизели. В 1960-80 гг. они были демонтированы, от них остались лишь методические руководства по испытаниям. На замену были установлены более новые и более интересные конструкции.
Все дизели в лаборатории находятся в рабочем состоянии. Члены кафедры бережно ухаживают за ними, лаборатория дизелей место притягательное и имеет что-то общее с музеем. Старшие сотрудники кафедры иногда рассказывают разные интересные истории из прошлых научных исследований и учебных работ. 
На втором ярусе находится класс для практических занятий.                                                 сайт дизелистов СПб ГМТУ

 

История создания Научно-исследовательской технологической лаборатории (НИТЛ) начинается в 1975 г., когда первые из наших сотрудников начали работать на кафедре Технологии судового машиностроения Ленинградского кораблестроительного института (ныне Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет).

В 1983 г. была организована Отраслевая научно-исследовательская технологическая лаборатория, которая вскоре перестала носить только отраслевой характер и в связи с этим была переименована в НИТЛ. В 1995 г. в результате объединения лаборатории с экспериментально-опытным заводом Санкт-Петербургского государственного морского технического университета был создан Научно-производственный учебный технологический центр (НПУТЦ).

 сайт НИТЛ  сайт СПбГМТУ 


Предположение о сохранности части металлических конструкций Лоцманского рынка подтвердилось при личном осмотре автором публикации подвальных помещений в апреле 2025 г. и ознакомления со всеми лестницами (описание в начале публикации).
При реконструкции помещений дизельной лаборатории желательно сохранить исторические металлические клёпанные фермы Лоцманского рынка. С сочетании с двумя чугунными колоннами может получиться оригинальный входной портал.

  • фото

    Дизельная лаборатория.
    (фото - Риэлтор, 04.2025)

  • фото

    Дизельная лаборатория.

  • фото

    Металлическая лестница со
    ступенями шахматного железа.

  • фото

    Кладка стены подвала.

  • фото
  • фото

    Две чугунных колонны.

  • фото

    Две чугунных колонны.
    (фото - Риэлтор, 04.2025)

44 комментария
2505 просмотров
Добавил: Риэлтор, 2 Ноября 2019, 22:57
Редактировано: 8 Апреля 2025, 13:55
Оцените:
(161 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house30841.html' target='_blank'>Лоцманский рынок на Citywalls.ru</a>
Всего 44 комментария
  • 23 Июля 2020, 22:21

    В публикации: Крытый каменный рынок находился рядом с Ленинградским кораблестроительным институтом.

     Я понимаю: альма-матер и всё такое, но все же вещи надо называть своими именами. Кораблестроительный институт располагается в здании администрации Адмиралтейского судостроительного завода. Следовательно и к описанию местоположения рынка это относится.

  • 21 Ноября 2020, 01:32

    Инвентарь общественной уборной при рынке по Лоцманской ул. у Сального буяна.

    ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101. Дело 328

    Без даты. 4 л. ( https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/101/328 ).

  • 2 Декабря 2020, 01:13
    Ответ на "Инвентарь общественной уборной при рынке по Лоцман" от Liz

     Спасибо за ссылку! Сделал отдельную публикацию Общественная уборная со сторожкой.

  • 20 Августа 2022, 18:26

    Оригинал фото в публикации: ЦГАКФФД СПб П 118 сн.76  Дата съёмки: 9 мая 1914 г. Автор не установлен.

    Общий вид достраивающегося линейного корабля "Гангут" (снимок сделан с эллингового крана).

    Плохо понимаю, что такое "эллинговый кран" - он находится внутри эллинга. Слева внизу видна крыша эллинга. Возможно, имелся ввиду "портовый кран"?

     

  • 8 Апреля 2025, 13:57

    В апреле 2025 г. автор публикации осмотрел первый этаж и подвальные помещения. На своём месте у оригинальной стены подвала сохранилась одна лестница с приклёпанными ступенями. 

    В подвале находятся две чугунные колонны (вероятно, перемещены с первого этажа рынка) с установленными на них клёпанными металлическими фермами. Целостную картину подвала очень трудно представить из-за его загромождённости разными конструкциями. (все фото в публикации)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 819
Всего сегодня: 1917