Публикация

Механический завод "Новый Лесснер" -
Машиностроительный завод им. К. Маркса

Фото 05.2010.

Комплекс построек Механического завода "Новый Лесснер" -

Машиностроительный завод им. К. Маркса   (угловой корпус)

Кирпичный

Б. Сампсониевский пр., 66 лит. А - ул. Александра Матросова, б/н

1916-1917 (?) - инж.-техн. Беляевский Сергей Иванович (?)   (топохрон)

 

 

см. здания завода  Б. Сампсониевский пр., 66

                              Б. Сампсониевский пр., 66      Проходная

                              Б. Сампсониевский пр., 66 А   Распределительная подстанция

                              Б. Сампсониевский пр., 66

                              ул. Александра Матросова, 1

                             Б. Сампсониевский пр., 68

                             Б. Сампсониевский пр., 66 О   Кузнечно-пресовый цех

  • фото

    1933 г.

  • фото

    Фото из Путеводителя
    по Ленинграду 1933 г.

В 1900 г. на "Новый Лесснер" с литейными и механическими цехами был перенесен выпуск кузнечных горнов, двигателей, газогенераторов, паровых  машин, котлов и типографских станков.

С 1909 г. с получением большого заказа на мины и артиллерийское оборудование началось бурное развитие завода.

К началу ХХ века предприятие стало крупнейшим в России производителем кузнечных горнов, паровых котлов и паровых машин.

 

В 1918 г завод был национализирован, в 1922 г. получил название механический завод им. К. Маркса.

 

С 1926 г. завод стал выпускать машины для тектильных фабрик.

(по материалам  [73])

В 1898 г. при участии наследника - купца 2-й гильдии Густава Павла Артура Лесснера предприятие преобразовано в Акционерное общество «Машиностроительный чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера». В Акционерное общество помимо прежнего завода «Старый Лесснер» (ныне завод «Двигатель») вошел и вновь построенный завод, получивший название «Новый Лесснер». Территория предприятия располагалась на двух городских участках, один довольно далеко от другого. «Старый Лесснер» занимал территорию в пределах современных Пироговской наб.,13 и Б.Сампсониевского пр., 24.   Завод продолжал производить главным образом военную продукцию. «Новый Лесснер» освоил обширную территорию по оси от Большой Невки до Б.Сампсониевского пр., 66. В 1900 г. на «Новый Лесснер» с литейным и механическим цехами перенесен выпуск кузнечных горнов, двигателей, газогенераторов, паровых машин, котлов и типографских станков. С 1909 г., с получением большого заказа на мины и артиллерийское оборудование, началось бурное расширение завода «Новый Лесснер»...
На заводе была построена первая российская полуподводная лодка. Ее строительство началось в 1904 г. под руководством автора проекта, лейтенанта российского флота C. A. Яновича. Лодка водоизмещением 8 тыс. тонн, с экипажем в 3 человека, была вооружена двумя торпедными аппаратами и пушкой и могла погружаться только по рубку. Эта лодка, получившая название «Кета», за 5 месяцев участия в русско-японской совершила несколько выходов в море, пройдя 500 миль, пробыв в плавании 129 дней.
Одной из ярких страниц истории завода является выпуск автомобилей. В   завод изготовил свою первую машину пожарный автомобиль с двигателем в 12 лошадиных сил. Затем завод выпустил 14 почтовых фургонов для Петербургского почтамта. С 1906 по 1909 гг. завод выпускал 4 модели легковых автомобилей. Кроме того, завод выпускал грузовики, фургоны, автобусы.
В 1906 г. завод выпустил автомобиль с 22-сильным двигателем для известного политического и государственного деятеля графа С. Ю. Витте. В 1908 г. на Международной автомобильной выставке в Петербурге машиностроительная фирма «Г. А. Лесснер» получила большую золотую медаль "За установление автомобильного производства в России".
B 1914 г. на заводе работало 1500 человек...
B 1918 г. завод был национализирован, в 1922 г. получил название механический завод им. Карла Маркса. С 1926 г. он изменил свою специализацию и стал выпускать машины для текстильных фабрик.      Во время войны на заводе выпускались знаменитые установки реактивных минометов БМ-13 («Катюша»).

( Гусенцова Т.М., Добрынина И.Н. Путешествие по Выборгской стороне.- СПб.,2007. С.52 - 55  добавил:nikspb )

 

 

 

Путеводитель по Ленинграду 1933 г. (С. 272) сообщал: ... вплоть до Батениной ул., захватывая территории б. завода Барановского, городской больницы и ряда б. частных владений, помещается машиностроительный завод им. К. Маркса )пр. Карла Марска 78/80) - завод-передовик, инициатор встречного промфинплана, встречного плана по труду,  конвеерной выдачи зарплаты у станка путем безналичного расчета, организации образцового цеха питания. ЗРК и т.п. Награжден орденом Ленина. Завод - база текстильного машиностроения в Союзе, производит 70% всех машин. Освоил производство сложжнейших машин - гребнечесальных, ватеров мокрого прядения льна системы инженера Зворыкина, машин сверхвытяжки, декортикаторов и т. п. Переходит на массовый серийный выпуск станков  "Фортуна", декортикаторов и еще шести  новых в СССР типов машин. На заводе работает свыше 5 тыс. человек.   (добавил:Наталия)

 

Декретом СНК от 28 июня 1918 г. Соединённый механический завод № 2 Русского акционерного общества соединённых механических заводов (бывший "Новый Лесснер), основанный в 1898 г., был национализирован и передан Центральному правлению заводов среднего машиностроения ВСНХ РСФСР. С 1920 г. назывался государственным механическим заводом № 2 Секции по металлу ПСНХ. Дальнейшие переименования: 1922 г. Государственный механический завод им. Карла Маркса, январь 1926 г. Государственный завод текстильного машиностроения им. Карла Маркса, 1931-1935 гг. Государственный завод № 1 им. Карла Маркса, 1936 г. завод текстильного машиностроения им. Карла Маркса, август 1942 г. машиностроительный завод им. Карла Маркса. Подведомственность: 1922 г. трест "Машинострой", 1930 г. Всесоюзный трест текстильного машиностроения (1931 г. Всесоюзное объединение текстильного машиностроения), 1936 г. Главное управление машиностроения для лёгкой промышленности, август 1942-май 1946 гг. Наркомат миномётного вооружения СССР, 1946-1956 гг. Министерство машиностроения и приборостроения СССР, февраль 1956-июль 1957 гг. Министерство текстильного машиностроения СССР, июль 1957-сентябрь 1965 гг. Управление общего машиностроения Ленсовнархоза.

 

Постановлением Ленсовнархоза от 14 сентября 1962 г. образовано Ленинградское объединение им. Карла Маркса по производству машин для лёгкой промышленности с Ленинградским государственным машиностроительным заводом во главе. В состав объединения вошли также Ленинградские машиностроительные заводы "Вперёд", "Вулкан", Ленинградское специальное конструкторское бюро трикотажных машин (СКБ ТМ), Псковские заводы - машиностроительный и литейно-механический "Выдвиженец". Постановлением Ленсовнархоза от 24 октября 1964 г. объединение переименовано в Ленинградское машиностроительное объединение им. Карла Маркса. Постановлениями Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 г. и Ленсовнархоза от 20 октября 1965 г. объединение передано в подчинение Главного управления машиностроения для производства химических волокон и лёгкой промышленности Министерства машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. В 1967 г. Псковские заводы выведены из состава объединения, в 1970 г. в его состав вошло Ленинградское специальное конструкторско-технологическое бюро машин химических волокон.

 

18 декабря 1992 г. объединение реорганизовано в АООТ (с 29 июля 1996 г. ОАО) "Машиностроительное объединение им. К. Маркса".                                                                                                                          (№ 100. Т. 1. С. 351-352 алекс.)

 

  • фото
  • фото

    Фото - Mary , 2010.

  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 05.2010.

  • фото

    Фото 04.10.2011.

  • фото

    Вид с территории
    завода

  • фото

    Фото -Александр ОТ
    05.09.2011.

 

1965: Объединение им. К. Маркса машиностроительное - пр. Карла Маркса, 66,

         жил.-коммун. отд. - Новоладожская, 6,

            общежитие - пр. К. Маркса, 94.                                                                                                                                                 ( [108]. С. 132.)

1965: ПТУ № 21 - пр. К. Маркса, 66-а.                                                                                                         ( [108]. С. 190.)

1973: ПТУ №21 - пр.Карла Маркса, 66-а. ( «Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». - Лениздат, 1973 С.100):

         На плане Треста ГРИИ - д.№66а. Поясн.подписи - "ПТУ" нет.

1978: Машиностроительное объединение им. Карла Маркса В/О Союзлегхиммаш, пр. Карла Маркса, 66. (Список абонентов ЛГТС-1978", с. 169).

  • фото

    Современный витраж над
    дверью парадного входа

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото 14.02.2018.

5 комментариев
6151 просмотр
Добавил: Виктор М, 14 Июня 2010, 16:40
Редактировано: 23 Марта 2024, 21:15
Оцените:
(9 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house12204.html' target='_blank'>Механический завод "Новый Лесснер" - Машиностроительный завод им. К. Маркса на Citywalls.ru</a>
Всего 5 комментариев
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 15 из 32
Механический завод "Новый Лесснер" -
Машиностроительный завод им. К. Маркса
Фото - lenarch , 04.06.2022.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32226
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7556