Публикация
Механический завод "Новый Лесснер" -
|
Архитекторы: | Беляевский С. И. |
Год постройки: | 1916-1917 |
Стиль: | Кирпичный |
Фото 05.2010.
Комплекс построек Механического завода "Новый Лесснер" -
Машиностроительный завод им. К. Маркса (угловой корпус)
Кирпичный
Б. Сампсониевский пр., 66 лит. А - ул. Александра Матросова, б/н
1916-1917 (?) - инж.-техн. Беляевский Сергей Иванович (?) (топохрон)
см. здания завода
1933 г.
Фото из Путеводителя
по Ленинграду 1933 г.
В 1900 г. на "Новый Лесснер" с литейными и механическими цехами был перенесен выпуск кузнечных горнов, двигателей, газогенераторов, паровых машин, котлов и типографских станков.
С 1909 г. с получением большого заказа на мины и артиллерийское оборудование началось бурное развитие завода.
К началу ХХ века предприятие стало крупнейшим в России производителем кузнечных горнов, паровых котлов и паровых машин.
В 1918 г завод был национализирован, в 1922 г. получил название механический завод им. К. Маркса.
С 1926 г. завод стал выпускать машины для тектильных фабрик.
(по материалам [
В 1898 г. при участии наследника - купца 2-й гильдии Густава Павла Артура Лесснера предприятие преобразовано в Акционерное общество «Машиностроительный чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера». В Акционерное общество помимо прежнего завода «Старый Лесснер» (ныне завод «Двигатель») вошел и вновь построенный завод, получивший название «Новый Лесснер». Территория предприятия располагалась на двух городских участках, один довольно далеко от другого. «Старый Лесснер» занимал территорию в пределах современных Пироговской наб.,13 и Б.Сампсониевского пр., 24. Завод продолжал производить главным образом военную продукцию. «Новый Лесснер» освоил обширную территорию по оси от Большой Невки до Б.Сампсониевского пр., 66. В 1900 г. на «Новый Лесснер» с литейным и механическим цехами перенесен выпуск кузнечных горнов, двигателей, газогенераторов, паровых машин, котлов и типографских станков. С 1909 г., с получением большого заказа на мины и артиллерийское оборудование, началось бурное расширение завода «Новый Лесснер»...
На заводе была построена первая российская полуподводная лодка. Ее строительство началось в 1904 г. под руководством автора проекта, лейтенанта российского флота C. A. Яновича. Лодка водоизмещением 8 тыс. тонн, с экипажем в 3 человека, была вооружена двумя торпедными аппаратами и пушкой и могла погружаться только по рубку. Эта лодка, получившая название «Кета», за 5 месяцев участия в русско-японской совершила несколько выходов в море, пройдя 500 миль, пробыв в плавании 129 дней.
Одной из ярких страниц истории завода является выпуск автомобилей. В завод изготовил свою первую машину пожарный автомобиль с двигателем в 12 лошадиных сил. Затем завод выпустил 14 почтовых фургонов для Петербургского почтамта. С 1906 по 1909 гг. завод выпускал 4 модели легковых автомобилей. Кроме того, завод выпускал грузовики, фургоны, автобусы.
В 1906 г. завод выпустил автомобиль с 22-сильным двигателем для известного политического и государственного деятеля графа С. Ю. Витте. В 1908 г. на Международной автомобильной выставке в Петербурге машиностроительная фирма «Г. А. Лесснер» получила большую золотую медаль "За установление автомобильного производства в России".
B 1914 г. на заводе работало 1500 человек...
B 1918 г. завод был национализирован, в 1922 г. получил название механический завод им. Карла Маркса. С 1926 г. он изменил свою специализацию и стал выпускать машины для текстильных фабрик. Во время войны на заводе выпускались знаменитые установки реактивных минометов БМ-13 («Катюша»).
( Гусенцова Т.М., Добрынина И.Н. Путешествие по Выборгской стороне.- СПб.,2007. С.52 - 55 добавил:
Путеводитель по Ленинграду 1933 г. (С. 272) сообщал: ... вплоть до Батениной ул., захватывая территории б. завода Барановского, городской больницы и ряда б. частных владений, помещается машиностроительный завод им. К. Маркса )пр. Карла Марска 78/80) - завод-передовик, инициатор встречного промфинплана, встречного плана по труду, конвеерной выдачи зарплаты у станка путем безналичного расчета, организации образцового цеха питания. ЗРК и т.п. Награжден орденом Ленина. Завод - база текстильного машиностроения в Союзе, производит 70% всех машин. Освоил производство сложжнейших машин - гребнечесальных, ватеров мокрого прядения льна системы инженера Зворыкина, машин сверхвытяжки, декортикаторов и т. п. Переходит на массовый серийный выпуск станков "Фортуна", декортикаторов и еще шести новых в СССР типов машин. На заводе работает свыше 5 тыс. человек. (добавил:
Фото - Mary , 2010.
Фото - Александр ОТ , 25.09.2012.
Фото 14.02.2018.
Фото - Влада, 07.2019.
Фото - lenarch , 04.06.2022.
Декретом СНК от 28 июня 1918 г. Соединённый механический завод № 2 Русского акционерного общества соединённых механических заводов (бывший "Новый Лесснер), основанный в 1898 г., был национализирован и передан Центральному правлению заводов среднего машиностроения ВСНХ РСФСР. С 1920 г. назывался государственным механическим заводом № 2 Секции по металлу ПСНХ. Дальнейшие переименования: 1922 г. Государственный механический завод им. Карла Маркса, январь 1926 г. Государственный завод текстильного машиностроения им. Карла Маркса, 1931-1935 гг. Государственный завод № 1 им. Карла Маркса, 1936 г. завод текстильного машиностроения им. Карла Маркса, август 1942 г. машиностроительный завод им. Карла Маркса. Подведомственность: 1922 г. трест "Машинострой", 1930 г. Всесоюзный трест текстильного машиностроения (1931 г. Всесоюзное объединение текстильного машиностроения), 1936 г. Главное управление машиностроения для лёгкой промышленности, август 1942-май 1946 гг. Наркомат миномётного вооружения СССР, 1946-1956 гг. Министерство машиностроения и приборостроения СССР, февраль 1956-июль 1957 гг. Министерство текстильного машиностроения СССР, июль 1957-сентябрь 1965 гг. Управление общего машиностроения Ленсовнархоза.
Постановлением Ленсовнархоза от 14 сентября 1962 г. образовано Ленинградское объединение им. Карла Маркса по производству машин для лёгкой промышленности с Ленинградским государственным машиностроительным заводом во главе. В состав объединения вошли также Ленинградские машиностроительные заводы "Вперёд", "Вулкан", Ленинградское специальное конструкторское бюро трикотажных машин (СКБ ТМ), Псковские заводы - машиностроительный и литейно-механический "Выдвиженец". Постановлением Ленсовнархоза от 24 октября 1964 г. объединение переименовано в Ленинградское машиностроительное объединение им. Карла Маркса. Постановлениями Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 г. и Ленсовнархоза от 20 октября 1965 г. объединение передано в подчинение Главного управления машиностроения для производства химических волокон и лёгкой промышленности Министерства машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. В 1967 г. Псковские заводы выведены из состава объединения, в 1970 г. в его состав вошло Ленинградское специальное конструкторско-технологическое бюро машин химических волокон.
18 декабря 1992 г. объединение реорганизовано в АООТ (с 29 июля 1996 г. ОАО) "Машиностроительное объединение им. К. Маркса". (№ 100. Т. 1. С. 351-352
Фото - Mary , 2010.
Фото - Наталия, 05.2010.
Фото 04.10.2011.
Вид с территории
завода
Фото -Александр ОТ
05.09.2011.
1965: Объединение им. К. Маркса машиностроительное - пр. Карла Маркса, 66,
жил.-коммун. отд. - Новоладожская, 6,
общежитие - пр. К. Маркса, 94. ( [
1965: ПТУ № 21 - пр. К. Маркса, 66-а. ( [
1973: ПТУ №21 - пр.Карла Маркса, 66-а. ( «Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». - Лениздат, 1973 С.100):
На плане Треста ГРИИ - д.№66а. Поясн.подписи - "ПТУ" нет.
1978: Машиностроительное объединение им. Карла Маркса В/О Союзлегхиммаш, пр. Карла Маркса, 66. (Список абонентов ЛГТС-1978", с. 169).
Современный витраж над
дверью парадного входа
Фото 14.02.2018.
Информация относится ко всей территории завода им.К.Маркса (южнее ул. Ал-ра Матросова), а не к этому небольшому зданию на картинке.
Связать все здания гиперссылками, как относящиеся к заводу
http://www.citywalls.ru/house12514_map.html
http://www.citywalls.ru/house12515.html
http://www.citywalls.ru/house12513.html
http://www.citywalls.ru/house6317.html
http://www.citywalls.ru/house19472.html
http://www.citywalls.ru/house6508.html
http://www.citywalls.ru/house6291.html
А памятник основоположнику небезъизвестной теории всё ещё стоит на терр-ии завода.
фото 25.09.2012:
Кто в курсе - все снесено? Какие фото делать черно-белыми? Здание конторы хоть осталось?
Контора на месте, ей ничего не угрожает. Угловое здание, по которому публикация, тоже на месте.
Технический Заём Ленинградского Машиностроительного Завода им.Карла Маркса 1931 года
На аукционе продают
Теперь здесь складской комплекс "Карл Маркс" !!!! Бизнес окончательно победил Маркса и марксизм.