2-я Регенеративная печь привелигир. системы инж. В.Г. Воеводского (ЦГИА СПб Ф. 513. Оп. 101. д.396. Л. 40-47, склейка)
Л. 40-41
Л. 43-43
Л. 44-46
Л. 46-47
1901. Фрагмент Генерального плана Городских скотобоен (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.369. л19-21) (добавил Lonely Walker)
1934 г. Вид части Международного пр. (ЦГКФФД СПб. Гр 66388, снимка) (добавил Lonely Walker)
1990-е. Фрагмент плана Треста ГРИИ (добавил Lonely Walker)
В 1880-1882 гг. южнее Скотопригонного двора по проекту архитектора М.Ф. Петерсона были построены новые Городские скотобойни.
Чертежи городской скотобойни по Забалканскому пр., 65 и 67 и наб.Обводного кан., 100, 102, 104, 106 и 108. Нарвская часть. Крайние даты документов: 05.12.1898–02.1912. 113л. (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.370)
Чертежи скотобойни по Забалканскому пр., 65 и 67 и наб.Обводного кан., 100, 102, 104, 106, 108. Нарвская часть. 1901-1903. 54л. (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.369)/
Машинный двор
1880-1882 – инженер Петерсон Михаил Федорович ([99] С. 244)
Двор машинного здания Городских скотобоен, или машинный двор, располагался между Бойней для скота сомнительного здоровья и Альбуминным заводом "А.Я.Шагина и Ко" (позднее – Городским альбуминным заводом), находящемся на углу Забалканского пр. и вновь проложенной в 1881 г. улицы. Новая улица проходила от Забалканского пр. до соединительной ветви Варшавской железной дороги, к 1887 г. она получила название Альбуминная улица (с. 1965 г. – ул. Красуцкого).
*) Трасса современной Альбуминной улицы, проложенной в 2018 г., проходит южнее.
На территории машинного двора по проекту М.Ф. Петерсона располагались:
- Машинное здание, одноэтажное, обращенное фасадом к мясному двору, имеет башню для бака с горячей водой и заводскую дымовую трубу с громоотводом, в 100 футов высотой от земли. Средняя часть лицевой стороны заключает в себе большую комнату с 3-мя паровыми насосами, к которой с одной стороны примыкает слесарная мастерская, а с другой - казарма слесарей и кочегаров с кухней. Позади машинной комнаты расположена кочегарня на 6 паровых котлов, из которых поставлено 4, а для двух запасных сохранены места. Два котла служат для работы насосов и два - для отопления и вентиляции. К кочегарне примыкает дымовая труба в 28 фут высотой. В ее башне нижняя часть, покрытая сводами, заключает в себе помещение для сожигательной печи, построенной инженером Л. М. Брусиловым, для уничтожения трупов больных животных; в верхней же части башни, выше свода, на железных балках поставлен металлический, емкостью в 1135 ведер, бак с горячей водой, требующейся для шпарни.
Впереди башни, в связи с нею, построен каменный, одноэтажный круглый, отапливаемый шатер, в 5 ½ саж. диаметром, над бетонным резервуаром для нечистот. Резервуар 2 ½ саж. глубиной, диаметром в 3 сажени, имеет стенки в 14 вершков толщиной вверху, внизу же - значительно толще и дно в 2 арш. толщиной. Для выкачивания из резервуара нечистот г. Сан-Галли поставлены в машинном помещении три горизонтальные паровые, двойного действия, насоса, по 15 сил каждый, с маховиками. Каждый насос может быть приведен в действие независимо от остальных двух и выкачивает в 1 секунду 0,47 куб. фута грязной воды. Пар в паровые цилиндры насосов доставляется из 2-х котлов, с наружным диаметром в 5 фут. Отвод нечистот из резервуара производится по трубе, проложенной от машинного здания к морскому каналу, пройдя под которым, отводная труба выходит на взморье и, пройдя от берега под водой на 83 саж., открывается своим устьем на глубине 14 фут. под водой.
- Временные постройки на машинном дворе выстроены из дерева, именно: два балагана, один - теплый, пристроенный к шатру, сокрывающему резервуар, другой - холодный, покрывающий яму для свалки каныги. В этом помещении поставлены приборы, также временно приспособленные для прессования каныги. Впоследствии же, когда выяснятся на практике условия, требующиеся от помещений этого рода, а также определятся размеры и количество нужных механических приборов, - тогда приступят к сооружению каменной постройки и к установке специально устроенных для переработки каныги приборов.
- Туннели. Трубы водопроводные, сточные для нечистот, паровые и конденсационные, пролегающие значительно ниже поверхности земли и пола подвалов строений, уложены в бетонные лотки для защиты от грунтовых вод.
(Новые городские скотобойни в С.-Петербурге. Журнал «Зодчий». 1883. С.56)
На плане расположения городских скотобоен, построенных по проекту М. Ф. Петерсона и опубликованном в 1883 г. в Журнале «Зодчий» водонапорная башня отсутствует. На Генеральном плане скотобоен 1890 гг., подписанном инж. В. Г. Воеводским (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.396), водонапорная башня также не показана. Здание водонапорной башни включено в инвентарную ведомость Городских скотобоен, составленную в 1892 г. (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.370). На основании этого годы постройки башни можно определить как 1890-1892.
Здание водонапорной башни каменное, круглое, 4-х этажное. Предназначено для помещения водонапорного бака для артезианской воды и квартир для рабочих; с одной каменной лестницей до чердака. Первые 3 этажа заняты жилыми помещениями для мастеров, машинистов и рабочих. Полы в нижнем этаже асфальтовые, в верхних – сосновые. Стены оштукатурены и окрашены колером. Потолки с карнизами, оштукатурены и побелены. Диаметр башни 6,5 саженей, высота – 7 саж.
(Инвентарь С.-Петербургских Городских скотобоен. 1892. Л.33-34)
В 2001 г. включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (176).
Трехмерная интерактивная модель башни.
Результат наземного лазерного сканирования компании ООО "Морион".
23 комментария 3403 просмотра
Добавил: Наталия, 17 Апреля 2011, 20:53 Редактировано: 16 Апреля 2022, 20:52
Башня Новых городских скотобоен на Красуцкого станет памятником
Башня лаборатории Новых городских скотобоен, расположенная на улице Красуцкого, 3, литера В, должна стать памятником архитектуры. Вокруг нее появится жилой комплекс от ЮИТ.
О планах по застройке двух участков общей площадью 2,5 гектара стало известно в прошлом году, когда концерн «ЮИТ» выкупил землю. Здесь был анонсирован жилой комплекс. Осенью группа компаний «Крашмаш» расчистила территорию, оставив выявленный объект наследия — башню Новых городских скотобоен.
Историко-культурную экспертизу провела сопредседатель городского отделения Всероссийского общества охраны памятников Маргарита Штиглиц. По ее словам, сегодня это единственное подобное инженерное сооружение, сохранившееся до наших дней. Единственное, что было изменено в здании, — «в 1971 году был снят водонапорный бак и утрачено завершение».
Сегодня совет по сохранению культурного наследия единогласно согласился с выводом экспертизы назначить здание региональным памятником архитектуры.
1880-1882 – инженер Петерсон Михаил Федорович ([99] С. 244)
В 1880-1882 гг. южнее Скотопригонного двора по проекту архитектора М.Ф. Петерсона были построены новые Городские скотобойни.
Чертежи городской скотобойни по Забалканскому пр., 65 и 67 и наб.Обводного кан., 100, 102, 104, 106 и 108. Нарвская часть. Крайние даты документов: 05.12.1898–02.1912. 113л. (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.370)
Чертежи скотобойни по Забалканскому пр., 65 и 67 и наб.Обводного кан., 100, 102, 104, 106, 108. Нарвская часть. 1901-1903. 54л. (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.369)
Машинный двор
1880-1882 – инженер Петерсон Михаил Федорович ([99] С. 244)
Двор машинного здания Городских скотобоен, или машинный двор, располагался между Бойней для скота сомнительного здоровья и Альбуминным заводом "А.Я.Шагина и Ко" (позднее – Городским альбуминным заводом), находящемся на углу Забалканского пр. и вновь проложенной в 1881 г. улицы. Новая улица проходила от Забалканского пр. до соединительной ветви Варшавской железной дороги, к 1887 г. она получила название Альбуминная улица (с. 1965 г. – ул. Красуцкого).
*) Трасса современной Альбуминной улицы, проложенной в 2018 г., проходит южнее.
На территории машинного двора по проекту М.Ф. Петерсона располагались:
- Машинное здание, одноэтажное, обращенное фасадом к мясному двору, имеет башню для бака с горячей водой и заводскую дымовую трубу с громоотводом, в 100 футов высотой от земли. Средняя часть лицевой стороны заключает в себе большую комнату с 3-мя паровыми насосами, к которой с одной стороны примыкает слесарная мастерская, а с другой — казарма слесарей и кочегаров с кухней. Позади машинной комнаты расположена кочегарня на 6 паровых котлов, из которых поставлено 4, а для двух запасных сохранены места. Два котла служат для работы насосов и два — для отопления и вентиляции. К кочегарне примыкает дымовая труба в 28 фут высотой. В ее башне нижняя часть, покрытая сводами, заключает в себе помещение для сожигательной печи, построенной инженером Л. М. Брусиловым, для уничтожения трупов больных животных; в верхней же части башни, выше свода, на железных балках поставлен металлический, емкостью в 1135 ведер, бак с горячей водой, требующейся для шпарни.
Впереди башни, в связи с нею, построен каменный, одноэтажный круглый, отапливаемый шатер, в 5 ½ саж. диаметром, над бетонным резервуаром для нечистот. Резервуар2 ½ саж. глубиной, диаметром в 3 сажени, имеет стенки в 14 вершков толщиной вверху, внизу же — значительно толще и дно в 2 арш. толщиной. Для выкачивания из резервуара нечистот г. Сан-Галли поставлены в машинном помещении три горизонтальные паровые, двойного действия, насоса, по 15 сил каждый, с маховиками. Каждый насос может быть приведен в действие независимо от остальных двух и выкачивает в 1 секунду 0,47 куб. фута грязной воды. Пар в паровые цилиндры насосов доставляется из 2-х котлов, с наружным диаметром в 5 фут. Отвод нечистот из резервуара производится по трубе, проложенной от машинного здания к морскому каналу, пройдя под которым, отводная труба выходит на взморье и, пройдя от берега под водой на 83 саж., открывается своим устьем на глубине 14 фут. под водой.
- Временные постройки на машинном дворе выстроены из дерева, именно: два балагана, один — теплый, пристроенный к шатру, сокрывающему резервуар, другой — холодный, покрывающий яму для свалки каныги. В этом помещении поставлены приборы, также временно приспособленные для прессования каныги. Впоследствии же, когда выяснятся на практике условия, требующиеся от помещений этого рода, а также определятся размеры и количество нужных механических приборов, — тогда приступят к сооружению каменной постройки и к установке специально устроенных для переработки каныги приборов.
- Туннели. Трубы водопроводные, сточные для нечистот, паровые и конденсационные, пролегающие значительно ниже поверхности земли и пола подвалов строений, уложены в бетонные лотки для защиты от грунтовых вод. (Новые городские скотобойни в С.-Петербурге. Журнал «Зодчий». 1883. С.56)
На плане расположения городских скотобоен, построенных по проекту М.Ф. Петерсона и опубликованном в 1883 г. в Журнале «Зодчий» водонапорная башня отсутствует. На Генеральном плане скотобоен 1890 гг., подписанном инж. В.Г. Воеводским (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.396), водонапорная башня также не показана. Здание водонапорной башни включено в инвентарную ведомость Городских скотобоен, составленную в 1892 г. (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.370). На основании этого годы постройки башни можно определить как 1890-1892.
Здание водонапорной башни каменное, круглое, 4-х этажное. Предназначено для помещения водонапорного бака для артезианской воды и квартир для рабочих; с одной каменной лестницей до чердака. Первые 3 этажа заняты жилыми помещениями для мастеров, машинистов и рабочих. Полы в нижнем этаже асфальтовые, в верхних – сосновые. Стены оштукатурены и окрашены колером. Потолки с карнизами, оштукатурены и побелены. Диаметр башни 6,5 саженей, высота – 7 саж.
(Инвентарь С.-Петербургских Городских скотобоен. 1892. Л.33-34)
"Отвод нечистот из резервуара производится по трубе, проложенной от машинного здания к морскому каналу, пройдя под которым, отводная труба выходит на взморье и, пройдя от берега под водой на 83 саж. (177 м), открывается своим устьем на глубине 14 фут.(4,27 м) под водой...
Туннели. Трубы водопроводные, сточные для нечистот, паровые и конденсационные, пролегающие значительно ниже поверхности земли и пола подвалов строений, уложены в бетонные лотки для защиты от грунтовых вод".
Надо полагать, что туннели уходили в залив?
До Морского канала по прямой, параллельной Обводному каналу, через парк Екатерингоф - 5 км!
Lonely Walker! Общий план местности с туннелями не встречался?
"Каныга — содержимое желудка жвачных животных; полужидкая зеленоватая масса, состоящая из частиц непереваренного корма. Утилизируется в хозяйстве вместе с другими отбросами боен. Каныгу извлекают при разделке туш как побочный продукт убоя животных. Сырая каныга крупного рогатого скота содержит (в %): воды 87,7, протеина 1,6, жира 0,5, клетчатки 4,2, БЭВ 4,7, золы 1,3. У крупного рогатого скота количество каныги составляет 9—12 %, у мелкого рогатого скота — 5—8 % к массе животного.
Получаемая на мясокомбинатах каныга может быть использована в качестве удобрений полей (в Западной Европе) (в смеси с навозом), термоизоляционного материала (каныгита), топливного метана (образующегося при брожении каныги), а также для получения кормовых дрожжей, витамина B12 и другого. Как составная часть варёных кормов каныга используется в кормлении (в Америке) свиней (не годится при откармливании их на сало) и сельскохозяйственной птицы. Питательность 100 кг сырой каныги 6,7 к. ед., высушенной — 46,2 к. ед.
Содержимое желудка домашнего или дикого оленя используется в питании многих народов Севера и Сибири — чукчей, коряков, ненцев, нганасан, хантов, манси. Существует много рецептов блюд из него."
Это невозможно. В форме бреда - могли ли в "Зодчем" что-то напутать - но если правильно помню на Гутуевском острове в какой-то момент были некие скотобойни, но если меня память не подводит, достаточно далеко от Морского канала, ближе к Екатерингофке, между Межевым каналом и нынешней Двинской. Но годы не помню, изображений никогда не видела.
Так в городскую трубу и сливали :) Скотобойни тоже принадлежали городу. Вопрос отвода нечистот от скотобоен решался на уровне города, была создана специальная Исполнительная комиссия. "В заседании Думы 27 мая 1879 года была избрана для сооружения боен Исполнительная комиссия из 5 членов. Председателем Комиссии избран М.А. Ратьков-Рожнов, членами А.К. Бруни, П.Н. Волков, И.С. Китнер, Г.Н. Шауман; кандидатами Г.И. Домонтович и П.П. Синебрюхов". Гидротехническими работами на самой скотобойне (удаления нечистот, отвода дождевой воды) занимался инженер И. И. Августовский,
Машинное здание с насосами (насосная) находилось на юге скотобоен, рядом с Альбуминным заводом.
Посмотрите машинный двор на плане и фрагмент Генплана 1901 г. Это были здания рядом с водонапорной башней (не сохранились).
Как мне кажется, на карте водостоков просто заштриховали территорию Новых городских скотобоен. Нечистоты собирались по всей территории скотобоен, самотеком, во временный резервуар. Оттуда насосами подавались в общую трубу.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 10 из 22
Новые городские скотобойни. Машинный двор - СКБ "Ленмясомолмаш" - СПб Мясомолмаш. Производственное здание
1901. Фрагмент Генерального плана Городских скотобоен (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.369. л19-21) (добавил Lonely Walker)