Петровский судостроительный завод Я. И. Серебренникова
Товарищество Эклунд и Ко
АО судостроительного и механического завода
историч. адрес Шлиссельбургский пр., 48–50
Утраченное здание
1897 - арх. Висьневский П. П.
В конце XIX в. на левой стороне Шлиссельбургского пр. (на территории селения бышего Стеклянного завода) появилось здание судостроительного завода Я. И. Серебренникова, вскоре получившее название Петровского.
Сдвоенные арочные проемы эллингов, перекрывающие огромное внутреннее пространство, создавали активный силуэт. Прозрачные остекленные перекрытия и сетка оконных проемов придавали конструкции легкость, создавали в помещении прекрасную освещенность.
План 1896 г. ЦГИА СПб Ф.513 Оп.102 Д.1100
Разрешение на строительство, 1896 г.
Вид с Невы
Со стороны Шлиссельбургского проспекта
План 1897 г.
Разрешение на строительство эллингов, 1897 г.
Вид со стороны Шлиссельбургского пр-кта
Чертежи зданий литейно-механического и судостроительного завода, судостроительных эллингов на участке, принадлежавшем П. А. Титову, Я. И. Серебрянникову по Шлиссельбургскому пр.N50
Судя по архивным данным, уже в 1880-е гг. на этом участке располагались судостроительные постройки.
1885 г. - участок с эллингами и другими постройками находятся в аренде у купца Ивана Александровича Бейна (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.1099)
1892-1893 гг. - участок (которым владеет Главное Общество РЖД) в аренде у личного почётного гражданина П. А. Титова (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.1100)
1895 г. - купец Яков Ильич Серебренников берёт в аренду этот участок, долго пытается согласовать постройку завода и, видимо, вскоре приобретает участок (либо заключает такой договор аренды, который в последующие годы исключает упоминания арендодателя)
1896-1897 гг. - Я. И. Серебренников получает разрешение на постройку судостроительного и механического завода
1898-1899 гг. - в справочнике ВПб завод носит имя владельца Як. Ил. Серебренникова
1900-1902 гг. - в справочнике ВПб завод указан под названием «Петровский»
1912-1913 гг. - согласно справочнику ВПб, завод принадлежит т-ву «Эклунд и Ко» (также в ВПг встречается другое написание названия/фамилии владельца – «Энглунд и Ко»)
1914-1916 гг. - согласно справочнику ВПг., Акционерное общество судостроительного и механического завода
Есть также дело (ЦГИА Спб ф.569 оп.15 д.1401) свидетельствующее о том, что в 1915 г. участок хотело аредновать Акционерное Общество Листопрокатного завода «Влохи», производившего т.н. "сапёрные" лопатки. Удалось ли обществу арендовать участок – пока неизвестно (вопрос требует дополнительного исследования).
1904 г.
1914 г. План Петрограда
1900-е гг. Корпуса Петровского судостроительного завода ЦГАКФФД Е 583
1900-е гг. Корпуса Петровского судостроительного завода ЦГАКФФД Е 584
1900-е гг. Корпуса Петровского судостроительного завода ЦГАКФФД Е 585
1900-е гг. Корпуса Петровского судостроительного завода ЦГАКФФД Е 586
1912 г. (pastvu.com)
1925–1926 гг. "Красная газета" Сб., 21 августа 1926 года № 191 (2534). С.5 (добавил Nika_Artemyeva(
В некоторых источниках предприятие ошибочно причисляют к Невскому судостроительному заводу, находившемуся в двух километрах отсуда, сразу за Невской заставой (ист. адрес – Шлиссельбургский тракт, 1). Такая ошибка даже отразилась на картах (см. план 1914 г.). Но ни в дореволюционных справочниках за 1884-1917 гг., ни в архивных делах нет ни намёка на то, что после строительства завода Серебренникова в конце XIX века, предприятия были связаны между собой.
1920–1925 гг.
1939–1942 гг. Немецкая аэрофотосъемка. От завода остался только фундамент.
На фотографии 1920-х гг. здания бывшего завода Серебренникова ещё существует (не известно, как они использовалось в эти годы).
А на немецкой аэрофотосъёмке времён ВОВ на месте завода остались только фундамент и развалины.
Что именно произошло со зданием – неизвестно. Есть предположение, что здание внезапно сгорело.
20 комментариев 1021 просмотр
Добавил: Nika_Artemyeva, 7 Февраля 2022, 01:10 Редактировано: 19 Февраля 2024, 23:22
<a href='https://www.citywalls.ru/house33283.html' target='_blank'>Петровский судостроительный завод Я. И. Серебренникова Т-во Эклунд и Ко АО судостроительного и механического завода на Citywalls.ru</a>
Не прошло и года, как отвечаю на ваш комментарий, прошу меня извинить) У вас прекрасная публикация об эллингах, с интересом прочитал ее, спасибо! А вот фотографии в публикацию решил пока не добавлять, потому что у меня тогда возникли какие-то сомнения после совмещения плана 1897 г. и топосъемки.
"На фотографии 1920-х гг. здания бывшего завода Серебренникова ещё существует (не известно, как они использовалось в эти годы)"
В годы гражданской войны - подковный завод, потом пустовал. Снесен в 1920- 1930 е гг. Заметка из газеты "Красная газета" Сб., 21 августа 1926 года № 191 (2534). С.5. https://vk.com/wall-123250013_128430
Посмотрел все развалины корпусов на месте, напротив дома 19.
Четко просматривается подводная часть стапеля эллинга - правая часть плана 1897 г.
Все эти конструкции имеют непосредственное отношение к заводу.