Публикация

Музей Центрального училища технического рисования
барона А. Л. Штиглица (начало)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Месмахер М. Е.
Год постройки: 1885-1895
Стиль:

Фото - yuri.sedunov  2010 г.

Музей Центрального училища технического рисования

барона А. Л. Штиглица                                                                                                                      Пам.арх.(федер.)

 Соляной пер., 15

1885-1895 - арх. (АХ) Месмахер Максимилиан Егорович

 

        см. Музей барона Штиглица (продолжение)

 

 

На территории бывшего Соляного городка в 1885-1895 гг. было возведено здание музея. Здание построено по проекту арх. М. Е. Месмахера.

Музей расположен рядом с Центральным училищем технического рисования - Соляной пер., 13

 

Здание музея ЦУТРа барона А.Л. Штиглица строилось позднее основного здания. Художественным коллекциям ЦУТРа стало тесно в восьми залах здания Училища.

Незадолго до своей смерти барон Штиглиц оставил ЦУТРу по завещанию огромную сумму - 9 млн руб серебром. Это дало Училищу возможность не только приобретать новые ценные экспонаты для Музея, но и начать строительство для него отдельного корпуса.

  • фото

    Литография 1897 г.
    " Музей Центрального Училища
    Технического Рисования барона Штиглица "
    (Зодчий. - СПб., 1897. N12. Л.3)
    Добавил - nikspb

  • фото

    Литография 1897 г.
    Планы 1-го и 2-го этажей.)
    (Зодчий. - СПб., 1897. N11. Л.1)
    Добавил - nikspb

  • фото

    Поперечный разрез.
    Месмахер М. Е.

  • фото

    Большой зал Музея барона А.Л.Штиглица.
    Фото 1904 г.

  • фото
  • фото

    1989 г.
    Фото - vk.com.

  • фото

    Основание
    фонаря.

  • фото

    Металлическая решетка,
    завершающая здание.
    (Бунатян Г. Г. "...Оград
    узор чугунный".
    Альбом. Лениздат, 1990)

    (добавил IVa )

Проектирование и строительство было поручено первому директору ЦУТРа М. Е. Месмахеру.

Прекрасно понимая стоящие перед училищем задачи, архитектор, искусствовед-энциклопедист, педагог, имеющий богатый опыт преподавания художественных дисциплин, Месмахер разработал концепцию здания, которое, в его представлении, должно было стать самым большим в мире учебным пособием по истории художественных стилей.

 

Все в этом музее - от мозаик на фасаде до оформления небольших световых двориков, от грандиозного двухъярусного выставочного зала под двойным стеклянным куполом до отлитых из бронзы дверных ручек, от окон-витражей в полах некоторых залов первого этажа до ажурных оконных решеток - преследовало одну цель: помочь ученикам постичь тайны старых мастеров, почувствовать аромат и вкус ушедшего времени и стать высоко квалифицированными мастерами.

 

Каждый из тридцати двух залов Музея для сохранения духа эпохи декорировался в определённом историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нём. Талантливый педагог Месмахер смог превратить строительство здания Музея в хорошую школу для своих воспитанников. По рисункам и акварелям Месмахера они под руководством преподавателей выполняли отделочные работы.

Как писал первый хранитель Музея, профессор А. А. Карбоньер, "гранит, мрамор и бронза, декоративная живопись и тиснёная кожа, получили широкое применение при украшении внутренних помещений Музея".

При этом, везде, где только можно было пользоваться собственными силами училища, силы эти были использованы в дело. Так, вся плафонная и стенная живопись Музея, майоликовая часть, украшающая музей (изразцы, балясинки), вышивки портьер и изготовление некоторых столярных филёнок, резьбы и выжигания,- были исполнены учениками Училища.

  • фото

    Декоративный фриз.

  • фото
  • фото

    Грифоны

  • фото

    по карнизу.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2008.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото

    .

  • фото

    Фото - люблюпитер,
    05.05.2024.

На фасаде Музея М. Е. Месмахер поместил портреты и имена выдающихся мастеров художественного ремесла и прикладного искусства разных стран и времен.

В нишах боковых ризалитов он поставил фигуры покровительницы искусства Афины Паллады и Гефеста, бога-кузнеца, покровителя ремёсел.

 

Музей ЦУТРа строился одиннадцать лет. В торжественной обстановке в присутствии членов императорской фамилии и многочисленных гостей 30 апреля 1896 г. Музей был открыт.

К  моменту открытия музея в нем было свыше 15 000 произведений прикладного искусства.

После революции коллекция передана Эрмитажу.

(добавил - Ирина Бойко)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото

    Фото - maksim4546
    2013.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - owlat
    06.2011.

  • фото

    Фото - Анчар, 09.2020.

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Nipnip, 04.2021.

  • фото

    Вид с севера
    Фото - люблюпитер, 03.07.2023.

  • фото

    Проект "Витражи
    С.-Петербурга.
    Инвентаризация
    2019-2024".
    Витражи в вестибюле

  • фото

  • фото

    Большой выставочный зал.
    Проектные чертежи

  • фото

    Второй витраж
    в вестибюле. Фрагмент

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Вид конструкции
    перекрытия снаружи

  • фото
  • фото
  • фото

    Полы с остеклением
    по металлическим
    решеткам на 1-ом
    этаже

  • фото

    (добавил Eliz)

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

 

В задачи инвентаризации витражей Санкт-Петербурга не входит учет предметов из музейных собраний. Однако элементы отделки, неразрывно связанные с архитектурой зданий, мы отмечаем, в связи с их значимостью для истории витражного искусства в России.

 

Особенно важными представляются произведения искусства в общедоступных учреждениях. Одним из таких знаковых сооружений в Санкт-Петербурге стал Музей училища А. Л. Штиглица, экспонаты которого использовались в учебных целях, и, одновременно, формировали культурные предпочтения петербургской образованной публики.

 

Первоначально в отделке здания находилось несколько произведений художественного стеклоделия и архитектурное стекло. Это - два витража в вестибюле, остекленный двойной купол над Большим залом и 14 «световых квадратов» из стеклянных плиток, уложенных в металлический каркас в помещении на 1-м этаже.

 

Два свинцово-паечных витража с росписью находятся по сторонам от главного вестибюля. Они установлены во внутренних окнах, смежных с Готическим и Древне-Римским залами. Эти витражи, а точнее обрамления для старинных стекол из коллекции музея, были заказаны в Германии, в мастерской Ф. К. Цеттлера в Мюнхене по эскизам арх. М. Е. Месмахера в 1893 г. В левом окне в центре витража находилось расписное стекло XIII в. «Моисей со скрижалями» (ныне в собрании ГЭ), а в правом было два старинных фрагмента, которые не сохранились.

 

Большой зал - главное парадное помещение Музея. Его прозрачный свод виден издалека в этой части города. Изнутри это - перекрытие и одновременно источник дневного света. Свод впечатлял современников грандиозностью конструкции и эффектным декоративным заполнением. Пространственная организация и оформление Большого зала созданы по образцу внутренних дворов палаццо эпохи итальянского Возрождения. Для освещения интерьера огромной площади архитектор предусмотрел световой потолок.

 

Это - масштабная инженерная конструкция из стекла и металла в виде двойного свода. Внутренний слой представляет собой коробовый свод, боковые части которого закрыты не вертикальными срезами-люнетами, а каждый двумя лотками сомкнутого свода. Внутренний свод состоит из двух взамосвязанных оболочек, идущих почти параллельно друг другу на небольшом расстоянии толщины стены зала. Вторая оболочка, также остекленная, носит вспомогательный характер.

 

Наружный свод, лежащий на стенах, в основе своей зеркальный, с высокой паддугой, которую вместо горизонтального среза-зеркала, завершает «глухое» покрытие из металла на четыре ската. Оно несколько нависает над внешней стеклянной оболочкой. Эта металлическая крыша в верхней части наружного свода привела к общему затемнению зала. На темное пятно в середине потолка обращали внимание обозреватели в XIX в. В результате иллюзия воздушности зала, его открытости для света и неба была не полной.

 

Сама по себе задача устройства верхнего света в помещении не была новой, и в петербургской архитектуре XIX столетия имелось достаточно примеров устройства остекленных просветов в потолках. Но стеклянная кровля в форме свода впервые была реализована именно здесь. Уникальная, не имевшая аналогов в России на тот момент металлическая конструкция была сделана частями на заводах Ф. К. Сан-Галли и смонтирована на месте. Нижний ярус в виде металлической решетчатой конструкции был остеклен одинаковыми витражными модулями. Они были созданы в комбинированной технике свинцовопаечной сборки из цветных и расписных стекол. Автором этого декоративного решения был архитектор Месмахер, а сами витражные модули заказаны в 1891 г. в мастерской Ф. К. Цетллера в Мюнхене.

 

Остекление наружной оболочки было осуществлено в 1891 г. мастером Эбертом. Витражные модули, сделанные в Германии, были вставлены во внутренний свод мастером Языковым в 1893 г.

 

Стеклянный свод с ковровым орнаментом из золотых звезд стал своего рода достопримечательностью Музея. Даже на исторических черно-белых фотографиях он поражает своей грандиозностью. Этот узорчатый потолок был не только источником света и эффектным завершением зала, но и одной из самых масштабных инженерных конструкций из стекла и металла в истории российской архитектуры.

 

Во время Великой Отечественной войны свод был разрушен взрывной волной. Все стекло площадью 3500 кв. м. утрачено. В 1947 г. каркас свода восстановлен и остеклен бесцветным стеклом. По данным Е. Ю. Иванова в 2000 г. несколько стекол воссозданы преподавателями кафедры художественной керамики и стекла СПбГХПА И. Б. Томским и В. В. Дудиным.

 

В здании была использована и одна из строительных новинок конца XIX в. - «стеклянные» полы. В помещении вдоль главного фасада на 1-м этаже в полу были устроены световые проемы. Железные переплеты для них делал мастер Рейнгард. В каждый переплет уложено 25 стеклянных квадратных пластин. Эти «световые квадраты» освещали подвальное помещение. Таких «квадратов» в помещении 14, по семь штук в двух рядах. Они, несомненно, были предусмотрены архитектором заранее и органично включены в декоративный рисунок облицовки пола.

 

В коллекции Музея находилось собрание витражей разного времени, в том числе работы художника Владимира Дмитриевича Сверчкова. Витраж с изображением императорского германского герба был вставлен в одно из внешних окон галереи 2-го этажа Большого зала. Он отчетливо виден на черно-белой фотографии из собрания Музея. В настоящий момент витраж находится в собрании ГЭ.

Сразу после открытия Музея училища, его значение вышло за рамки обычного «учебного» музея. Здесь находилась одна из крупнейших в Европе коллекций декоративно-прикладного искусства. С первых лет существования музей был открыт для посещения бесплатно и вошел в культурную жизнь столицы как ее неотъемлемая часть.

 

Произведения художественного стеклоделия в здании, наряду с другими произведениями искусства, являлись образцами для изучения и копирования для студентов училища - будущих художников, и тем самым оказывали влияние на формирование специфических особенностей петербургского, и - шире - российского витражного искусства.

 

Дата осмотра: Октябрь 2022 г.. Все фото выполнены волонтерами проекта.

(добавил Eliz)

 

 

 

Значительную часть здания занимает выставочный зал, освещенный только внешним светом. Зал окружен двухъярусными аркадами. На первом этаже размещались древнеримский, византийский, раннехристианские, готический залы, на втором - венецианский зал, залы английского, французского искусства.

 

 

 

Памятник федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

  • фото

    Фото - С.Васильев. 2008.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Анютик, 07.2012.

  • фото
  • фото

    Дворовые фасады и
    световые колодцы.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - GT, 10.2013.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Наталия,
    04.2018.

13 комментариев
33260 просмотров
Добавил: Mary, 16 Февраля 2008, 10:26
Редактировано: 13 Мая 2025, 19:27
Оцените:
(297 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house599.html' target='_blank'>Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (начало) на Citywalls.ru</a>
Всего 13 комментариев
  • 27 Января 2018, 20:52

    АКАДЕМИЯ ШТИГЛИЦА: ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ ПИТЕРСКОГО МОНМАРТРА

    ИННА МОСКАЛЬЧУК 23.06.2017СЕГОДНЯ В ГОРОДЕ Н

    http://nn-stories.ru/2017/06/23/zagadki-akademii-shtiglica/

  • 7 Октября 2021, 15:26

    Музей Училища А.Л. Штиглица (на момент съёмки - филиал Государственного Эрмитажа) после немецких артобстрелов Ленинграда. 1941 - 1943 гг. Фотограф Борис Кудояров.

    https://vk.com/public998865?z=photo-998865_457304017/album-998865_00/rev

    https://sun9-42.userapi.com/impg/ZeeoWnrqW9W-Y_1nQDJcYB_tmApIu_ftOxGtBg/prSbwNNHGS8.jpg?size=1949x1350&quality=96&sign=0f99c39dc3ffc521445a004514f6d746&type=album

  • 2 Января 2024, 14:08

    Добавил фото метлахской плитки в тамбуре главного входа.

  • 30 Марта 2025, 12:22

    Из текста: "Значительную часть здания занимает выставочный зал, освещенный только внешним светом." "Внешний" свет - довольно размытое определение, предполагающее существование какого-то "внутреннего"... И, справедливости ради, следует указать на наличие двух оконных проёмов на западной стене зала, по осям галерей 2-го этажа (см. планы)

  • 11 Мая 2025, 23:02

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

     

    В задачи инвентаризации витражей Санкт-Петербурга не входит учет предметов из музейных собраний. Однако элементы отделки, неразрывно связанные с архитектурой зданий, мы отмечаем, в связи с их значимостью для истории витражного искусства в России.

     

    Особенно важными представляются произведения искусства в общедоступных учреждениях. Одним из таких знаковых сооружений в Санкт-Петербурге стал Музей училища А. Л. Штиглица, экспонаты которого использовались в учебных целях, и, одновременно, формировали культурные предпочтения петербургской образованной публики.

     

    Первоначально в отделке здания находилось несколько произведений художественного стеклоделия и архитектурное стекло. Это — два витража в вестибюле, остекленный двойной купол над Большим залом и 14 «световых квадратов» из стеклянных плиток, уложенных в металлический каркас в помещении на 1-м этаже.

     

    Два свинцово-паечных витража с росписью находятся по сторонам от главного вестибюля. Они установлены во внутренних окнах, смежных с Готическим и Древне-Римским залами. Эти витражи, а точнее обрамления для старинных стекол из коллекции музея, были заказаны в Германии, в мастерской Ф. К. Цеттлера в Мюнхене по эскизам арх. М. Е. Месмахера в 1893 г. В левом окне в центре витража находилось расписное стекло XIII в. «Моисей со скрижалями» (ныне в собрании ГЭ), а в правом было два старинных фрагмента, которые не сохранились.

     

    Большой зал — главное парадное помещение Музея. Его прозрачный свод виден издалека в этой части города. Изнутри это — перекрытие и одновременно источник дневного света. Свод впечатлял современников грандиозностью конструкции и эффектным декоративным заполнением. Пространственная организация и оформление Большого зала созданы по образцу внутренних дворов палаццо эпохи итальянского Возрождения. Для освещения интерьера огромной площади архитектор предусмотрел световой потолок.

     

    Это — масштабная инженерная конструкция из стекла и металла в виде двойного свода. Внутренний слой представляет собой коробовый свод, боковые части которого закрыты не вертикальными срезами-люнетами, а каждый двумя лотками сомкнутого свода. Внутренний свод состоит из двух взамосвязанных оболочек, идущих почти параллельно друг другу на небольшом расстоянии толщины стены зала. Вторая оболочка, также остекленная, носит вспомогательный характер.

     

    Наружный свод, лежащий на стенах, в основе своей зеркальный, с высокой паддугой, которую вместо горизонтального среза-зеркала, завершает «глухое» покрытие из металла на четыре ската. Оно несколько нависает над внешней стеклянной оболочкой. Эта металлическая крыша в верхней части наружного свода привела к общему затемнению зала. На темное пятно в середине потолка обращали внимание обозреватели в XIX в. В результате иллюзия воздушности зала, его открытости для света и неба была не полной.

     

    Сама по себе задача устройства верхнего света в помещении не была новой, и в петербургской архитектуре XIX столетия имелось достаточно примеров устройства остекленных просветов в потолках. Но стеклянная кровля в форме свода впервые была реализована именно здесь. Уникальная, не имевшая аналогов в России на тот момент металлическая конструкция была сделана частями на заводах Ф. К. Сан-Галли и смонтирована на месте. Нижний ярус в виде металлической решетчатой конструкции был остеклен одинаковыми витражными модулями. Они были созданы в комбинированной технике свинцовопаечной сборки из цветных и расписных стекол. Автором этого декоративного решения был архитектор Месмахер, а сами витражные модули заказаны в 1891 г. в мастерской Ф. К. Цетллера в Мюнхене.

     

    Остекление наружной оболочки было осуществлено в 1891 году мастером Эбертом. Витражные модули, сделанные в Германии, были вставлены во внутренний свод мастером Языковым в 1893 г.

     

    Стеклянный свод с ковровым орнаментом из золотых звезд стал своего рода достопримечательностью Музея. Даже на исторических черно-белых фотографиях он поражает своей грандиозностью. Этот узорчатый потолок был не только источником света и эффектным завершением зала, но и одной из самых масштабных инженерных конструкций из стекла и металла в истории российской архитектуры.

     

    Во время Великой Отечественной войны свод был разрушен взрывной волной. Все стекло площадью 3500 кв. м. утрачено. В 1947 г. каркас свода восстановлен и остеклен бесцветным стеклом. По данным Е. Ю. Иванова в 2000 г. несколько стекол воссозданы преподавателями кафедры художественной керамики и стекла СПбГХПА И. Б. Томским и В. В. Дудиным.

     

    В здании была использована и одна из строительных новинок конца XIX в. — «стеклянные» полы. В помещении вдоль главного фасада на 1-м этаже в полу были устроены световые проемы. Железные переплеты для них делал мастер Рейнгард. В каждый переплет уложено 25 стеклянных квадратных пластин. Эти «световые квадраты» освещали подвальное помещение. Таких «квадратов» в помещении 14, по семь штук в двух рядах. Они, несомненно, были предусмотрены архитектором заранее и органично включены в декоративный рисунок облицовки пола.

     

    В коллекции Музея находилось собрание витражей разного времени, в том числе работы художника Владимира Дмитриевича Сверчкова. Витраж с изображением императорского германского герба был вставлен в одно из внешних окон галереи 2-го этажа Большого зала. Он отчетливо виден на черно-белой фотографии из собрания Музея. В настоящий момент витраж находится в собрании ГЭ.

    Сразу после открытия Музея училища, его значение вышло за рамки обычного «учебного» музея. Здесь находилась одна из крупнейших в Европе коллекций декоративно-прикладного искусства. С первых лет существования музей был открыт для посещения бесплатно и вошел в культурную жизнь столицы как ее неотъемлемая часть.

     

    Произведения художественного стеклоделия в здании, наряду с другими произведениями искусства, являлись образцами для изучения и копирования для студентов училища — будущих художников, и тем самым оказывали влияние на формирование специфических особенностей петербургского, и — шире — российского витражного искусства.

     

    Дата осмотра: Октябрь 2022 г.

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/ 

    Все фото выполнены волонтерами проекта.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32701
Готовится: 101
Посетители
Гостей: 7202
Всего сегодня: 2746