На территории бывшего Соляного городка в 1885-1895 гг. было возведено здание музея. Здание построено по проекту арх. М. Е. Месмахера.
Музей расположен рядом с Центральным училищем технического рисования - Соляной пер., 13
Здание музея ЦУТРа барона А.Л. Штиглица строилось позднее основного здания. Художественным коллекциям ЦУТРа стало тесно в восьми залах здания Училища.
Незадолго до своей смерти барон Штиглиц оставил ЦУТРу по завещанию огромную сумму - 9 млн руб серебром. Это дало Училищу возможность не только приобретать новые ценные экспонаты для Музея, но и начать строительство для него отдельного корпуса.
Литография 1897 г. " Музей Центрального Училища Технического Рисования барона Штиглица " (Зодчий. - СПб., 1897. N12. Л.3) Добавил - nikspb
Литография 1897 г. Планы 1-го и 2-го этажей.) (Зодчий. - СПб., 1897. N11. Л.1) Добавил - nikspb
Поперечный разрез. Месмахер М. Е.
Большой зал Музея барона А.Л.Штиглица. Фото 1904 г.
Металлическая решетка, завершающая здание. (Бунатян Г. Г. "...Оград узор чугунный". Альбом. Лениздат, 1990) (добавил IVa )
Проектирование и строительство было поручено первому директору ЦУТРа М. Е. Месмахеру.
Прекрасно понимая стоящие перед училищем задачи, архитектор, искусствовед-энциклопедист, педагог, имеющий богатый опыт преподавания художественных дисциплин, Месмахер разработал концепцию здания, которое, в его представлении, должно было стать самым большим в мире учебным пособием по истории художественных стилей.
Все в этом музее - от мозаик на фасаде до оформления небольших световых двориков, от грандиозного двухъярусного выставочного зала под двойным стеклянным куполом до отлитых из бронзы дверных ручек, от окон-витражей в полах некоторых залов первого этажа до ажурных оконных решеток - преследовало одну цель: помочь ученикам постичь тайны старых мастеров, почувствовать аромат и вкус ушедшего времени и стать высоко квалифицированными мастерами.
Каждый из тридцати двух залов Музея для сохранения духа эпохи декорировался в определённом историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нём. Талантливый педагог Месмахер смог превратить строительство здания Музея в хорошую школу для своих воспитанников. По рисункам и акварелям Месмахера они под руководством преподавателей выполняли отделочные работы.
Как писал первый хранитель Музея, профессор А. А. Карбоньер, "гранит, мрамор и бронза, декоративная живопись и тиснёная кожа, получили широкое применение при украшении внутренних помещений Музея".
При этом, везде, где только можно было пользоваться собственными силами училища, силы эти были использованы в дело. Так, вся плафонная и стенная живопись Музея, майоликовая часть, украшающая музей (изразцы, балясинки), вышивки портьер и изготовление некоторых столярных филёнок, резьбы и выжигания,- были исполнены учениками Училища.
На фасаде Музея М. Е. Месмахер поместил портреты и имена выдающихся мастеров художественного ремесла и прикладного искусства разных стран и времен.
В нишах боковых ризалитов он поставил фигуры покровительницы искусства Афины Паллады и Гефеста, бога-кузнеца, покровителя ремёсел.
Музей ЦУТРа строился одиннадцать лет. В торжественной обстановке в присутствии членов императорской фамилии и многочисленных гостей 30 апреля 1896 г. Музей был открыт.
К моменту открытия музея в нем было свыше 15 000 произведений прикладного искусства.
Значительную часть здания занимает выставочный зал, освещенный только внешним светом. Зал окружен двухъярусными аркадами. На первом этаже размещались древнеримский, византийский, раннехристианские, готический залы, на втором - венецианский зал, залы английского, французского искусства.
Памятник федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
<a href='https://www.citywalls.ru/house599.html' target='_blank'>Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (начало) на Citywalls.ru</a>
Музей Училища А.Л. Штиглица (на момент съёмки - филиал Государственного Эрмитажа) после немецких артобстрелов Ленинграда. 1941 - 1943 гг. Фотограф Борис Кудояров.
Из текста: "Значительную часть здания занимает выставочный зал, освещенный только внешним светом." "Внешний" свет - довольно размытое определение, предполагающее существование какого-то "внутреннего"... И, справедливости ради, следует указать на наличие двух оконных проёмов на западной стене зала, по осям галерей 2-го этажа (см. планы)
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
http://forum.citywalls.ru/post.php?id=51129
фото 28.04.17