Публикация

Верхние палаты (Нагорный дворец) -
Большой петергофский дворец - Большой дворец . Музей

Здание на карте
фото
Петергоф
Нижний парк, 1
Архитекторы: Леблон Ж.-Б.
Растрелли Ф.-Б.
Год постройки: 1717-1720, 1740-1755
Стиль: Барокко

Фото - Perfectoriy, 10.2018

Верхние палаты (Нагорный дворец) -

 

Большой петергофский дворец

Петергоф. Нижний парк, 1 - Садовая ул.,

Пам. арх. (федеральн.)

Нагорных (Верхних) палат
1714-1716 - неизв. арх. - проект (набросок Петра I)
                  арх. Браунштейн И. Ф. - строительство
1717-1718 - арх. Леблон Ж.-Б. А. - перестройка
1718-1720 - арх. Леблон Ж.-Б. А. - отделка интерьеров
1722-  - арх. Микетти Н. - расширение, галереи, флигели
1732 - Земцов М. Г. - 2 флигеля

Большой дворец
1740-1755 - арх. Растрелли Ф.-Б. - перестройка дворца
1760-е - арх.  Валлен-Деламот Ж.-Б. - интерьеры
1770-е - арх. Фельтен Ю. М. - интерьеры
1845-1850 - арх. Штакеншнейдер А. И. - надстройка восточного (садового) флигеля

ВОв - разрушен
1952-1958 - восстановление фасадов
1956-1964-1978 - воссоздание интерьеров

 

Большой дворец . Музей

 

Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль . Схема

Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль . Описание

 

 Верхний сад . Нижний парк . Большой дворец

 

 

Центром петергофского Дворцово-паркового ансабля является Большой дворец, стоящий на краю естественной террасы высотой 16 м у Финского залива на границе Нижнего парка и Верхнего сада. Большой дворец связан в одно целое с Большим каскадом. Дворцовый фасад развернулся почти на 300 м вдоль края гряды, обработанной террасами.

Строительство Нагорных (Верхних) палат началось в 1714 г. по указу Петра I. В основу проекта лег схематический набросок Петра I. Возведение палат Петр поручает арх. И. Ф. Браунштейну. Вероятно, и расположение дворца на границе Верхнего сада и Нижнего парка определил сам император. Браунштейн был первым арх. Петергофа, но проработал в нем всего два года. Затем строительство продолжили арх-ры Жан Батист Леблон, Николо Микетти, Михаил Земцов. А завершил возведение Петергофского дворца выдающийся арх. Бартоломео Франческо Растрелли. Он превратил скромные первоначальные Верхние палаты в Большой дворец.

Центральная часть дворца - трехэтажная, с крышей сложной конфигурации в стиле барокко. Высота ее 17 м. Крыша увенчана золотой вазой. На фронтоне центральной части фасада - рельефный щит с монограммой Петра I, обрамленные военными доспехами, под императорской короной. Центральная часть фасада переходит в симметричные трехэтажные ризалиты с более низкой крышей. Орнаментальный декор выделяет окна второго этажа. Балконы подчеркивают три парадных входа северного фасада. Кованые решетки балконов с вензелями Петра и Елизаветы дополняют отделку. Стены, окрашенные в желтый цвет, оживлены белыми пилястрами и рельефными украшениями из светлого пудостского камня.

Симметрично по отношению к центральной части здания расположены Церковный и Гербовый корпуса. Они имеют золоченые фигурные купола, увенчанные фонариками и луковицами. Грани куполов украшены золочеными гирляндами пальмовых листьев. Купол Гербового корпуса завершен вращающимся флюгером в виде трехглавого орла с распростертыми крыльями, державой и скипетром в лапах. Орел выполнен так, чтобы с любой точки воспринимался как двуглавый. Центральный купол пятиглавого церковного корпуса увенчан православным крестом, высота - 27 м.

Одноэтажные двусветные галереи с вазами на балюстрадах связывают основную часть дворца с флигелями.

Южный фасад дворца, обращенный к старой Петергофской дороге, решен в традиционных формах русской усадебной архитектуры. Это П-образный объем, флигели которого образуют границы внутреннего двора. На черновых набросках, сделанных Петром I, видны следы этого дворового пространства, ограниченного каналами для отвода воды. На фронтоне со стороны Верхнего сада изображена голова богини весны Флоры среди цветов и орудий земледелия. Южный фасад дворца как бы охватывает Верхний сад.

Дворцом пользовались только в летнее время. Помещения первого этажа отводились для придворных и знатных гостей. Во втором этаже находились парадные залы, гостиные и жилые покои царской семьи.

  • фото

    Верхние палаты в Петергофе.
    1717 г. грав. А. Ростовцева.

  • фото

    1724 г. Большой дворец.
    грав. С.Коровина по черт. Н.Микетти. [22*]

  • фото

    Большой дворец и Большой каскад.
    1761 г. грав. М.Махаева. [22*]

  • фото

    Панорама Петергофа серед.XVIII в.
    Большой дворец и каскад.
    грав. К.Челнокова и П.Артемьева по рис. М. Махаева.

  • фото

    Большой дворец и Большой каскад.
    1773 г.
    Аксонометрич.план П.Сент-Илера.

  • фото

    Большой дворец со стороны Верхнего сада.
    1772 г.
    Аксонометрич.план П.Сент-Илера.

  • фото

    1852 г. Садовников В.С.
    Придворный выезд от главного подъезда
    Большого дворца в Петергофе. акв.

  • фото

    Общий вид дворца и каскада.

  • фото

    План залов дворца.
    1990 г. [17*]

  • фото

    1910-е гг.
    Дворец и каскад.

  • фото

    1910-е гг. Дворец
    со стороны Верхнего парка.

Строительство

История создания Большого дворца насчитывает несколько этапов.

Первоначальный дворец построен и декорирован в 1714-1724 гг.
Возведение Нагорных (Верхних) палат началось в 1714 г. по указу Петра I. В основу проекта, составленного неизвестным архитектором, лег схематический набросок Петра I. Судя по наброску, Верхние палаты представляли собой небольшое сооружение, имели три этажа в центре и двухэтажные боковые ризалиты. Вероятно, и расположение дворца на границе Верхнего сада и Нижнего парка определил сам император. Строительство дворца первые два года проводилось под руководством арх. Иоганна Фридриха Браунштейна, ученика знаменитого немецкого зодчего Шлютера. К лету 1716 г здание было закончено и начались работы по внутренней отделке.

 

Одновременно с дворцом строился Большой каскад с гротом, сливными лестницами, фонтанами и скульптурой, который был задуман как своеобразный цоколь Верхних палат.

 

Осенью 1716 г., во время строительства грота стены дворца стали оседать, в них появились трещины. Укрепление стен здания и дальнейшие строительные и отделочные работы во дворце связаны с именем  французского арх. Ж.-Б. А. Леблона (1679-1719), приглашенного в Россию Петром I. В 1716 г. Леблон приехал в Петергоф. Он спас строящийся дворец, скрепив его треснувшие стены железными связями и проложив дренажный канал, который предотвратил размыв фундамента.

За Леблоном стали прибывать мастера разных специальностей - резчики Николя Пино и Жан Мишель, механики Жерар и Жозеф Суалем и др. Тогда же Леблон отправил Петру I проект переделки Верхних палат. Эти работы были выполнены в 1717-1718 гг.  Леблон создал в первом этаже вестибюль с пилонами, Дубовую лестницу, Кабинет Петра, придал парадность залу второго этажа, увеличив окна и двери. На каждои фасаде арх. создал по три парадных входа, удлинил балкон на всю ширину среднего ризалита. Приехавший из Франции по вызову Леблона скульптор-декоратор Н. Пино выполнил рисунки рельефов для фронтонов.

Первое дошедшее до нас изображение Верхних палат относится к 1717 г. Это гравюра А. Ростовцева. Небольшое здание состояло из трех ризалитов. Центральный украшен фронтоном и пилястрами с коринфскими капителями. Углы боковых ризалитов на высоте двух этажей обработаны рустами. По длине Верхние палаты равны ширине Большого каскада.

 

Начиная с 1719 г. строительство Верхних палат шло под руководством арх. Н. Микетти. В 1721 г. началось первое расширение Верхних палат по проекту Микетти (неизв. - 1759). Проект Микетти был утвержден Петром I в начале 1722 г. По этому проекту основной объем здания оставался без изменений. К нему пристраивались легкие одноэтажные галереи, которые заканчивались двухэтажными флигелями. К концу 1722 г. расширение дворца было закончено, фасады флигелей и галерей были отделаны резными декоративными деталями из камня. Затем Микетти окончил отделку интерьеров - Итальянского салона, Дубового кабинета, Дубовой лестницы, Вестибюля.

Микетти превратил небольшие Верхние палаты в эффектное дворцовое здание. Средняя двухэтажная часть выделялась пилястрами, кованной решеткой балкона, скульптурными фронтонами. Галереи с вазами на балюстрадах соединяли его с флигелями.

 

При Петре в нижнем этаже Верхних палат кроме Парадного вестибюля находились кухня, мыльня, хозяйственные кладовые и комнаты для прислуги. В погребе хранились вина и припасы. Во втором этаже размещались Кабинет Петра, парадный зал - Итальянский салон, куда вела Дубовая лестница, Спальня, Буфетная и др. комнаты. Во флигелях на каждом этаже было по 4 комнаты.

Открытие загородной резеденции состоялось 15 августа 1723 г. Оно было отмечено первым большим праздником.
Первоначально дворец был выдержанный в сдержанном стиле петровского барокко.
28 января 1725 г. Петр I скончался, и резеденция была на время забыта: в правление Екатерины I (1725-1727) и Петра II (1727-1730) строительные работы не проводились.

В 1732 г. по его проекту русского арх. Михаила Григорьевича Земцова (1688-1743) к дворцу пристраивают два прямоугольных в плане одноэтажных деревянных жилых корпуса, поставленные вплотную к боковым флигелям Микетти.

 

Б.-Ф. Растрелли

 

Во второй четверти XVIII в. дворец перестал отвечать роскоши и блеску русского двора. Елизавете Петровне Петергоф обязан роскошной перестройкой Большого дворца. В 1745 г. начался второй период истории здания, связанный с именем арх. Франческо-Бартоломео Растрелли (1700-1771), сына итальянского скульптора Карло Растрелли.

 

Архитектор сохранил в укрупненном масштабе первоначальную композиционную схему. Дворец по-прежнему состоял из средней части, галерей и боковых корпусов. Прибавились лишь крылья, обращенные к Верхнему саду. Объемы здания и протяженность фасадов зачительно увеличились. Первоначальные петровские палаты Растрелли расширил, повысил на один этаж и включил в объем нового центрального корпуса с фигурной кровлей. Вместо скромных флигелей возвел пятиглавую церковь и корпус с гербовым куполом. В обработке фасадов Растрелли использовал мотивы декора петровских палат - пилястры, русты, кованные решетки, но изменил рисунок капителей, картушей и рельефный орнамент деталей.

К проектам перестройки и расширения Верхних палат Растрелли приступил в конце 1740 г. Растрелли планировал повысить на один этаж центральный объем здания. По обе стороны от него создать одноэтажные галереи, которые с востока должны были завершиться церковным корпусом, а с запада - "корпусом под гербом". В первоначальном проекте оба боковых корпуса имели по одной луковичной главке, поставленной на восьмигранный купол. Позже Растрелли выполнил новый вариант проекта дворца, где симметрия в решении боковых корпусов была сознательно нарушена, и церковь получала традиционное русское пятиглавое завершение.
Кроме того, по проекту Растрелли были возведены два глубоко вдающиеся в Верхний сад флигеля. В западном, трехэтажном разместились Парадная лестница и Танцевальный зал, а в восточном, имевшем два этажа, - жилые покои. Не закончив разработку генерального плана реконструкции дворца, по требованию двора Растрелли вынужден был приступить к работам. Однако несвоевременный и недостаточный отпуск средств, отсутствие материалов значительно задерживал строительство.

Галереи и земцовские корпуса разобрали. Оставили только "петровские палаты" и включили их в здание нового Большого дворца. Площадь дворца была увеличена, к нему были пристроены два флигеля .
В церковном корпусе была придворная церковь Петра и Павла, а "корпус под гербом" предназначался для размещения официальных гостей, приезжавших в Петергоф.


Вдоль всего северного фасада дворца тянется анфилада парадных залов, гостиных и жилых комнат, которая начиналась в западной части здания Аванзалом (ныне Чесменским) и заканчивалась в его восточной части Голубой (Большой) гостиной. Ось анфилады с обеих сторон завершается окнами, что создает впечатление бесконечной протяженности.  (см. Интерьеры) Главную роль в убранстве интерьеров Большого дворца играла деревянная золоченая резьба. Особое место в декоративном убранстве залов занимала живопись. В интерьерах, созданных Растрелли, достаточно большую роль играли зеркала и наборные паркеты. Отделка Большого дворца была закончена в 1755 г.
К 1755 г. строительство Большого дворца была завершено. Здание приобрело торжественный облик в стиле елизаветинского барокко.

  • фото

    Южный фасад.
    Фото - Mary, 11.2015.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Perfectoriy
    @belimovgushchin, 10.2018.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Perfectoriy
    @belimovgushchin, 10.2018.

Вступление на престол Екатерины II ознаменовалось рядом переделок и созданием новых интерьеров во дворце.

Первые изменения интерьеров Растрелли были осуществлены по проектам арх.  Ж.-Б. Валлен-Деламота (1729-1800).

В 1763-1767 гг. он декорировал Портретный зал картинами и преобразовал "два покоя" в Китайсике кабинеты.

По проектам Валлен-Деламота была изменена отделка двух помещений, расположенных по обе стороны от Картинного зала. Эти комнаты входили в построенную при Петре I часть дворца и были отделаны в первой четверти XVIII в., причем одну из них украшали произведения китайского прикладного искусства. В 1764 г. по проекту Деламота отделка Центрального зала дворца - Итальянского салона - была изменена. На его стенах архитектор разместил по принципу шпалерной (сплошной) развески 368 картин итальянского художника Пьетро Ротари (1707-1762), купленных после его смерти Екатериной II. Зал стали называть Картинным, или Кабинетом мод и граций.

 

1770-е гг. история Большого петергофского дворца связаны с именем арх. Ю. М. Фельтена (1730-1801). В 1770-1773 гг. Фельтен дополнил отделку анфилады гостиных, использую приемы рококо. По проекту Фельтена в Большом петергофском дворце были заново отделаны Столовая, Тронный зал и Аванзал, где основным элементом отделки стала лепка, частично изменена отделка Будуара и Опочивальни на половине императрицы. Ее исполнили русские лепщики под руководством итальянского мастера Бернаскони. В декорировку залов были включены живописные портреты и сюжетные композиции. Фельтен создал проекты нового оформления парадных залов Большого дворца.

В 1773-1780 гг. он создал классическое оформление Белого (Столового), Чесменского и Тронного залов. Работы в Столовой начались в 1774 г.. Ее стены украсили орнаментальные лепные панно и овальные медальоны с изображением сцен из мифа о Дионисе и Ариадне. Автор этих рельефов - русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев. В 1777-1778 гг. Фельтен изменяет отделку Тронного зала и Аванзала. Они стали своеобразными памятниками победы России над Турцией в войне 1768-1774 гг. Отделанный заново Аванзал также получил название Чесменского и стал памятником одной из славных побед русского флота.


В конце XVIII в. Большой дворец - законченное сооружение.

В начале XIX в. во дворце проводился ремонт, обновлялись позолота, ткани, реставрировалась живопись.

В 1845-1850 гг. по проектам и под руководством арх. А. И. Штакеншнейдера был надстроен третий этаж над восточным (садовым) флигелем дворца и устроены в нем апартаменты для дочери Николая I Ольги в связи с ее свадьбой с принцем Вюртембергским. Восточное крыло стало называться "половина княгини Ольги Николаевны. Композиция Большого дворца преобрела полную симметрию. Штакеншнейдер бережно обновил декор ряда гостиных, особенно в восточном крыле. Это была последняя перестройка дворца.
Восточный флигель дворца имел восемь помещений, оформленных в стиле "второго рококо". Они были богато украшены золоченой резьбой, ткаными шелками, изготовленными на московских шелкоткацких мануфактурах Кондрашева и Сапожниковых. В комнатах этой половины дворца была собрана коллекция русского фарфора. Так, специально для спальни на фарфоровом заводе в Петербурге были изготовлены рама к трюмо, камин и туалетный прибор. Бронза для интерьеров Восточного флигеля заказывалась фирме Шопена в Петербурге, мебель изготовляли мастерские Тура и Гамбса. После окончания празднеств, связанных с бракосочетанием дочери царя, помещения Восточного флигеля стали своего рода придворной гостиницей, летним местопребыванием иностранных гостей.

 

В 1883-1885 гг. мастерами фирмы Сан-Галли деревянные резные детали на куполах были заменены выбитыми из листов меди.

На протяжении XVIII - XIX вв. Большой дворец был главной резиденцией русских императоров. Здесь происходили приемы, устраивались торжественные празднества. Обычно двор переезжал в Петергоф в июне. Переезд отмечался праздником.

 

В годы, предшествовавшие первой мировой войне в Большом дворце велись переговоры, в ходе которых оформлялись союзнические отношения империалистических держав.
1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. Царский двор больше в Петергоф не выезжал.
После победы Февральской революции руководство Петергофского дворцового правления стало свозить в Большой дворец имущество из других дворцов. Назначенная Временным правительством комиссия для учета дворцового имущества не успела приступить к своим обязанностям - последовало распоряжение об эвакуации ценностей в Москву "ввиду предполагаемого наступления немцев на Петроград". Осенью 1917 г. из Петергофа отправили более 100 ящиков с фарфором, бронзой, живописью, деталями архитектурно-декоративного убранства. Но многое оставалось в Большом дворце.

  • фото

    1927-1930 гг.
    У Большого дворца. Петергоф.

  • фото

    1941 г.
    Петергофский дворец.

  • фото

    1944 г. Так выглядели Большой
    дворец и Большой каскад.
    [22*]

  • фото

    1944 г. Центральная часть дворца.
    [22*]

  • фото

    1952 г. Восстановление
    Большого дворца. (oldspb.ru)

  • фото

    1956 г.
    Начало работ по восстановлению
    Большого дворца. [22*]

1917. После Великой Октябрьской социалистической революции


7 ноября 1917 г. вышло постановление Народного комиссариата просвещения за подписью А. В. Луначарского об охране памятников искусства и старины по бывшему министерству двора. Этим постановлением предусматривался строгий учет дворцового имущества и составление художественно-исторического каталога. В декабре для проведения этой работы комиссией по делам искусств при Наркомпросе была создана специальная Петергофская художественно-историческая комиссия. В течение зимы 1917-1918 г. параллельно с работами по каталогизации коллекций были возвращены на свои места оставшиеся в Петергофе предметы.
18 мая 1918 г. более 500 рабочих с развернутыми красными знаменами, революционными плакатами и оркестром прошли по залам бывшей императорской резиденции.
13 июля 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров "О конфискации имущества низложенного Российского императора и членов императорского дома". Художественные собрания Большого дворца стали пополняться за счет предметов бывших императорских и великокняжеских дворцов Знаменки, Михайловки, Стрельны, Ропши.
В ноябре 1921 г. из Москвы возвратились эвакуированные в 1917 г. дворцовые ценности. Несколько месяцев ушло на расстановку предметов по залам дворца.
В 1930-е гг. Петергоф превратился в один из крупнейших музейных центров страны. В 1940 г. число посетитетлей достигло 2 миллионов человек.

 

1941-1945. ВОв

С первых дней Великой Отечественной войны начались работы по эвакуации коллекций музеев Петергофа, и в частности Большого дворца. За короткий период времени небольшому коллективу сотрудников пришлось проделать огромную работу: определить предметы, подлежащие эвакуации в первую очередь, снять со стен живописные полотна, образцы декоративных тканей, упаковать фарфоровые и фаянсовые сервизы, хрусталь, люстры. Частично была снята со стен кабинета Петра I дубовая резьба Н. Пино.
Часть музейного имущества - громоздкая мебель, большие фарфоровые вазы, некоторые живописные произведения, ковры, предметы из бронзы - была спрятана в подвалах Большого дворца. Все ценные наборные паркеты дворца застланы коврами (ворсом внутрь) и сверху засыпаны толстым слоем песка. Мебель укрыта. Работы по эвакуации музейных ценностей велись до последнего часа, когда бои уже шли на окраинах города.
Катастрофические потери понесли  дворцы Петергофа. Из 31 511 единиц хранения, стоявших перед войной на учете в петергофских дворцах, было эвакуировано 14 500 единиц, считается утраченным 16 700, удалось вернуть лишь 250 предметов. 60 % из эвакуированного - документы и фотоматериалы. Из Большого дворца вывезено лишь 22% предметов искусства и 13% книг. ([20*]) Из более чем 4000 предметов, составлявших до войны коллекцию Большого дворца, удалось вывезти более 2000. ([22*]) Спасенные ценности были укрыты в подвалах Исаакиевского собора. 55 вагонов с экспонатами были отправлены в Сарапул и Горький, затем в Новосибирск.

Во время оккупации Петергоф был в особом положении. Он был превращен фашистами в особо укрепленный пункт. На третий день после его захвата жители были выселены. Свидетелей не было.  Большой дворец загорелся от снаряда, попавшего в Церковный флигель в день захвата города и немцы запретили людям тушить пожар. Горел три дня, сгорела часть дворца. Потом дворец был полностью разграблен.  (из воспоминаний главного хранителя музеев Петергофа М. А. Тихомировой). В огне погибли деревянная золоченая резьба, живописные плафоны, наборные паркеты.
С сентября 1941 по конец января 1944 г. пригороды Ленинграда находились в зоне оккупации. 19 января 1944 г. советские войска освободили Петергоф. В это время была взорвана центральная, петровская часть дворца. Обгоревший, с выбитыми окнами, с обрушившимися перекрытиями и кровлей стоял Большой дворец.   ([20*], [22*])

 

Послевоенное восстановление

 

После окончания ВОв к руинам дворца пришли архитекторы-реставраторы, музейные работники. В 1947 г. в мастерской арх. проф. А. А. Оля был составлен проект по воссоздания внешнего облика здания. В 1948 г. Советское правительство приняло решение о восстановлении Большого дворца.
Восстановление фасадов началось в 1952 г. Работы были завершены к 1958 г.
Начался 2-й этап работ - воссоздание внутренней отделки дворца. Углубленное изучение памятника сопровождалось рядом открытий. Впервые были названы имена многих мастеров, работавших в Большом дворце. При восстановлении отдельных помещений были удалены наслоения более позднего времени. Нередко реставраторам приходилось заново возрождать некоторые практически уже забытые виды искусства, секреты которых были утрачены, так позолотчики вернули к жизни старинный способ золочения деревянной резьбы.
В 1963 г. в помещениях Большого дворца разместилась выставка, рассказывающая об истории создания Петергофского ансамбля.
В мае 1964 г. (в день 250-летия основания Петергофа) распахнулись двери первых воссозданных интерьеров - Картинного зала, Куропаточнои, Диванной и Коронной.
В 1965 г. были закончены работы в Белой столовой, а в 1969 - в Тронном и Чесменском залах. В 1971-1972 гг. восстановлены оба Китайских кабинета, в 1975 - Голубая приемная, в 1978 - Большая (Голубая) гостиная и Дубовая лестница. В 1979 г. восстановлены расреллиевские интерьеры Аудиенц-зала. В 1985 г. завершено воссоздание парадной лестницы.

За огромную работу по воссозданию Большого дворца ряд реставраторов получил высокие награды и звания.

 

([20*], [22*], [197]. С. 62-111., [19*]. С. 37-64, и др. )  (текст Mary)

 

1* - Историческая панорама Санк-Петербурга и его окрестностей. Часть 8. Петергоф. Ораниебаум. Москва. 1913.

2* - Архипов Н., Раскин А. Прогулка по Петродворцу. Ленинград. Изд-во Искусство. 1966.

3* - Альбом фотографий «Разрушения, причиненные немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками

      историко-художественным памятникам Ленинграда. 1941-1944. Город Петродворец. Дворцы и парки».

4* - Гуревич И. М.. Фонтаны Петродворца. М. Сов. художник. 1979.

5* - Путеводитель по окрестностям Ленигнрада. Петергоф и Ораниенбаум. Изд. Леоблисполкома и Ленгорсовета. 1933.

6* - Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны.  в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. 1894.

7* - Материалы о городах Придворного ведомтва. Город Петергоф. Типография. Литография. Поставщика Е.И.В. Р. Голике. 1882.

8* - Окрестности Ленинграда. Сапожникова Т. Петергоф. Ораниенбаум. Стрельна. М. Л-д.1927.

9* - Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. Сысоев А. М. СП. Ценрполиграф. Русская  тройка-СПб. 2011.

10* - Анциферов Н. П. Пригороды Ленинграда. М. Гослитмузей. 1946.

11* - Пыляев. Окрестности Петербурга.

12* - Петергоф. с фотографиями Е. П. Вишнякова. 1894.

13* - Зарин А. Е. Любимые местопребывания русских государей. Типгор. тов. Сытина. М. 1913.

14* - Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М. Наукаю 1988.

15* - Бартенева М. И. Николай Бенуа. Стройиздат. СПб. 1994.

16* - Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. Лениздат. 1971. (Зодчие нашего города)

17* - Петродворец. Проспект. Лениздат. 1990.

18* - Николай Леонтьевич Бенуа (Великие архитекторы. Том 61). 2017.

19* - Раскин А. Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Лениздат. 1988.

20* - Мосякин А. Г. Дворцы, восставшие из пепла. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. Паритет. 2014.

21* - Дворцы и усадьбы. N 1. Петергоф

22* - Гуревич И. М., Знаменов В. В., Мясоедова Е. Г. Большой петергофский дворец. Лениздат. 1979

197 - Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб. "Паритет". 2003.

  • фото

    Дубовый кабинет Петра I.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Влада, 02.2020.

1 комментарий
8859 просмотров
Добавил: Mary, 4 Февраля 2019, 16:06
Редактировано: 22 Января 2022, 18:47
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house30302.html' target='_blank'>Верхние палаты (Нагорный дворец) -Большой петергофский дворец - Большой дворец . Музей на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 28 из 37
Верхние палаты (Нагорный дворец) -
Большой петергофский дворец - Большой дворец . Музей
1956 г.
Начало работ по восстановлению
Большого дворца. [22*]
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32228
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 822