Публикация

Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль (описание)

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Фото из сети (временное)

Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль

Петергоф. Нижний парк, 1 - Санкт-Петербургский пр., 47

Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль . Схемы

Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль . Описание

 

 Верхний сад .   Нижний парк .   Большой дворец

 

  • фото

    Первоначальный этап
    развития ансамбля Петергофа.
    План И.Браунштейна.
    1711-1716 гг. [14*]

  • фото

    Дворцово-парковый комплекс
    в серед. XVIII в. [14*]

Устройство царской мызы в Питергофе и затем возникновение парадной императорской резиденции стало возможным с связи с утвердением России на берегах Финского залива в результате Северной войны в 1700-1705 гг. На отвоеванных берегах Финского залива развернулось строительство - строился Петербург, морская цитадель Кроншлот (Кронштадт) и приморские усадьбы сподвижников Петра. Одну из мыз, понравившуюся Петру, назвали Питергоф. Уже через год на возвышенности при море распланировали небольшой сад и построили для царя деревянный дворец (существовал до середины XVIII в.). Петр останавливался в нем и устраивал небольшие приемы. Восточнее мызы Петр выбрал место для летней парадной резеденции. Петр I был не только основателем, но и первым творцом Петергофа. Сохранились его собственноручные наброски, чертежи с пометками и исправлениями, указы и распоряжения, относящиеся к петергофскому строительству. Именно Петру принадлежит идея создания Нижнего парка и Верхнего сада, нагорного дворца, каскада и канала. Петр наметил и схему аллей Нижнего парка и планировку Верхнего сада.

 

1-й этап

Основание Петергофу как парадной резеденции было положено в 1714 г.  На берегу залива заложены "палатки" (Монплезир) и приступили к строительству Верхних палат (Большой дворец).
Работы по созданию петергофской резеденции на месте направляла Контора петергофского строения во главе с комиссаром унтер-офицером лейб-гвардии Преображенского полка С. Павловым. Общее руководство выполнял У. А. Синявин - помощник директора Канцелярии городовых дел. Ведущим арх. Петергофа определили Иоганна Фридриха  Браунтейна, ученика А. Шлютера.
До 1716 г. за два года повысили уровень земли на территории Нижнего парка и Верхнего сада и заложили основу их планировки, прорыли Большой канал и др. каналы для отвода воды, для защиты от наводнений насыпали со стороны залива земляной вал, укрепили валунами мыс Монплезира. В эти годы построили и начали отделывать Верхние палаты, вели кладку Большого каскада. Одновременно подвозили плодородную землю и начали посадку деревьев.

 

2-й этап

В сентябре 1716 г. в Петергоф прибыл арх. Ж.-Б. Леблон. Еще до приезда в Россию из Франции он был известен в Европе как создатель парков, загородных дворцов и особняков, имел звание королевского арх-ра. Петр назначил его на высшую градостроительную должность - генерал-архитектора. С именем Леблона связан 2-й этап формирования ансамбля. Леблон указал на недостатки уже сложившейся композии и начал переделки. Он укрепил фундамент Верхних палат и проложил параллельно им кирпичную подземную дренажную галерею, которой придал большую парадность. Началась отделка Монплезира. Расширили монплезирную аллею и Большой канал, увеличи размеры ковша, устроили на Большом каскаде пятиарочный грот. Леблон разработал систему водоснабжения Большого каскада и водометов (частично использована), предложил программу скульптурного и фонтанного декора.

 

3-й этап

После смерти Леблона в 1719 г. руководство строительством перешло к арх. Н. Микетти, прихавшего из Италии (ученик К. Фонтаны).  С его именем связан 3-й этап первоначального строительства с 1719 по 1723 г. Им были разработаны проекты фонтанов и каскадов, павильонов, трильяжных беседок и оград, расширены Верхние палаты и завершено сооружение и декор Большого каскада. Браунштейн в эти годы наблюдал за строительством и создавал проекты дворца Марли  и павильона Эрмитаж, задуманных Петром.

 

Совершив поездку в августе 1720 г. к Ропшенским родникам, Петр пришел к выводу о возможности создания самотечного водовода. Водовод был прорыт через год по чертежам первого русского инженера-гидравлика В. Туволкова. Летом 1721 г. состоялся пробный пуск воды на Большом каскаде. После победы в Северной войне (1721) в Петергофе началось интенсивное строительство. В первые годы число одновременно работающих составляло 300-500 человек, в 1720-е в Нижнем парке трудилось ежедневно 2000 - 5000 человек. Даже в самый разгар строительства Петр вносил изменения и дополнения в проекты. Строились Марли и Эрмитаж, стены канала были повышены, вдоль его берегов устроены трельяжные ниши и две полукруглые колоннады по сторонам шлюза. По желанию Петра скульптурное убранство строящихся каскадов - Большого, Марлинского (Золотая гора), Руинного (Шахматная гора) - объединилось темой побед и процветания России.

  • фото

    Панорама Петергофа сер.XVIII в.
    Гравюра К. Челнокова и П. Артемьева по рис. М. Махаева.

  • фото

    Панорама Петергофа сер.XVIII в.
    Гравюра К. Челнокова и П. Артемьева по рис. М. Махаева.

Открытие загородной резеденции состоялось 15 августа 1723 г. Оно было отмечено первым большим праздником.

 

В это время Петергоф включал: Верхний сад и Нижний парк, каменный дворцы - Верхние палаты, Монплезир и Марли, более 20 деревянных галерей и павильонов, трельяжные ограды, Большой каскад, Марлиснкий каскад (частычно готовый), 16 фонтанов (Большие, Менажерные, Пирамида, Сноп, водометы в трельяжных нишах на канале, фонтан Менажерного пруда). Всюду стояли свинцовые золоченые, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, Бюсты и вазы. Подстрженные деревья и кустарники, цветники и растения в кадках дополняли картину.

 

В 1723-1724 гг. арх. М. Г. Земцов внес изменения в оформление Большого каскада и фонтана Пирамида. Земцов начал разработку планов расширения и декоративного обогащения дворцово-паркового ансамбля. Осуществлению их помешала смерть Петра в январе 1725 г. Задуманные проекты воплотили садовые мастера Л. Гарнихфельт, А. Борисов с учениками, скульпторы Б.-К. Растрелли, Н. Пико, К. Оснер, Ф. Вассу, фонтанные мастера П. Суалем, братья Дж. и Д. Баратини с русскими мастерами фонтанного дела. Петергоф стал символом расцвета культуры и искусства России.

 

Императрица Екатерина I начала "достройку Петергофа". В 1725-1726 гг. арх. Т. Усов закончил отделку Эрмитажа, соорудил фонтаны "Ева" и "Оранжерейный". Во времена правления Петра II Петергоф предали забвению.
В 1730 г. по распоряжению Анны Иоанновны в Петергофе начались новые строительные работы под руководством арх. М. Г. Земцова, продолжавшиеся 10 лет. По проектам Земцова и его помощников И. Бланка и И. Давыдова в 1730-1740 гг. была развита сеть аллей Нижнего парка и Верхнего сада. Трезубец аллей первоначальной планировки превратился в пятилучие.  До Марлинского пруда проложили Малибанскую (Морскую) аллею. Появились пандусы со стороны Большого каскада и парадный оранжерейный спуск. По проекту Земцова был перестроен и декорирован скульптурой Марлинский каскад. На месте строившегося Руинного каскада появился каскад Драконов, перед ним - 2 Римских фонтана. Песочный пруд превратили в бассейн Китового фонтана с декоративными скульптурами.
В ковше Большого каскада в 1735 г. появился фонтан со скульптурной группой "Самсон, раздирающий пасть льва", отлитой по модели Б.-К. Растрелли. Фонтан в аллегорической форме прославлял победу над шведамми.
В 1730 г. в Верхнем саду устроили 5 фонтанов, декорированных свинцовой золоченой скульптурой, исполненной Б.-К. Растрелли при участиии молодых скульпторов А. Селиванова, Ф. Медведева, А. Хрептикова. В саду установлы скульптуры, фигурные трильяжные бечедки и перголы.

 

В середине XVIII в. многообразие петергофского ансамбля умножил арх. Б.-Ф. Растрелли, более 10 лет работавший в Петергофе. По его проекту Верхние палаты были перестроены в Большой дворец, доминирующий над парком. Растрелли построил Екатерининский корпус у Монплезира и связал в единый комплек постройки у петровского дворца. По чертежам Растрелли в Нижнем парке поставили трельяжные беседки у фонтанов Ада и Ева, разбили узорные цветники у Большого каскада, декорировали фонтаном восточный Лабиринт. Арх. расширил Верхний сад, окаймив его монументальной оградой, построил в саду Оперный дом, позже разобранный.

 

Утверждение в русской архитектуре 1760-1770-х гг. классицизма сказалось и на петергофском ансамбле. Геометрическая подстрижка деревьев, типичная для регулярных парков, была прекращена, цветники заменили лужайками, но в целом композиция не была нарушена. В нижнем парке от Марлинского пруда провели с запада на восток Березовую аллею.
В 1700-х гг. в Петергофе работал арх. Ю. М. Фельтен. Он создал в классическом стиле интерьеры Тронного, Чесменского и Столового залов Большого дворца. Совместно с И. Е. Яковлевым создал фонтан "Солнце". Арх. И. Е. Яковлев в последующие годы изменил оформление фонтанов Верхнего сада после снятия свинцовых скульптур, осуществил ремонт фонтанов Нижнего парка.
С середины XVIII до начала XIX в. значительную роль в поддержании ансамбля сыграли арх-ры С. Волков, Я. Алексеев, И. Яковлев, Ф. Броуэр, садовые мастера Б. Фок, В. Башиловский, Т. Тимофеев, А. Гомбель, фонтанные мастера Г. Рылев, Ф. Крылов, И. Кайзер, Ф. Афанасьев и особенно Ф. Стрельников.

 

В конце XVIII - начале XIX в. скульпторы М. Козловский, Ф. Шубин, И. Мартос, Ф. Щедрин, И. Прокофьев, Ж. Рашетт, Ф. Гордеев и литейщики В. Екимов и Э. Гастклу заменили свинцовые статуи Большого каскада копиями античных скульптур из коллекции Академии художеств и оригинальными авторскими работами отлитыми из бронзы. Над обновлением Большого каскада работал арх. А. Воронихин. По проекту Воронихина перед Большим каскадом взамен деревянных возвели колоннады, облицованные пудостским камнем, с водометами на золоченых куполах и фонтанами-вазами на кровле. На террасах арх. разместил миниатюрные каскады и фонтаны чаши (Террасные фонтаны). В западной части Нижнего парка по проекту Воронихина построен четвертый Эрмитажный (Львиный) каскад. Место пересечения канала и Марлинской аллеи арх. акцентировал мраморными вазами на каннелированных постаментах из пудостского камня. Воронихин проектировал верний грот каскада Драконов, обелиски, балюстраду для Марлинского каскада.

 

Развитие русского камнерезного искусства позволило в 1840-1860-х гг. все фонтанные сооружения заменить новыми - из гранита и мрамора. Эти работы связаны с именем арх. А. И. Штакеншнейдера. По его проектам производилась надстройка восточного флигеля Большого дворца (Ольгинской половины) и создание его интерьеров. По его чертежам изготовили облицовку мрамором Воронихинских колоннад, из каррарского мрамора вырубили чаши и парапеты бассейнов Больших фонтанов, детали и ступени каскадов на террасах. Штакеншнейдер заменил Эрмитажный каскад гранитным Львиным, украсил партер перед Большим каскадом двумя фонтанаит Мраморных скамей. Обработку камня производили мастера Петергофской гранильной фабрики, основанной Петром I.

 

В 1865-1866 г. по пректу арх. Э. Гана вблизи Монплезира построили Банный корпус и распланировали Китайский садик с фонтаном "Раковина".
В следующие десятилетия работы в Петергофе имели ремонтно-рестраврационное направление. В 1860-1890-х гг. под руководством Н. Бенуа, Э. Гана, И. Комарова, А. Семенова, А. Миняева реставрировали Большой дворец, Большой каскад и канал, дворец Марлия, фонтаны.


Нижний парк и Верхний сад были открыты для прогулок желающих. Начиная с первой четверти XVIII в. в петергофских парках проводили пышные праздники, сопровождавшиеся роскошными иллюминациями и фейерверками. оформляли праздники архитекторы и художники. Со второй половины XIX в. в парке ежегодно устраивались общедоступные праздники с иллюминациуй, фейерверками и лотереей. Зачастую за вход взималась немалая плата (27.07.1869 - 10 коп. серебром).

  • фото

После Великой Октябрьской революции петергофские дворцы и парки стали достоянием народа, превращены в историко-художественные музеи.
Декретом Совета Народых Комиссаров от 13 июля 1918 г. произведена конфискация имущества императора и членов императорского дома.  В Петергофе началась систематическая реставрация дворцов, парков и фонтанов, многие из которых не действовали со времен первой мировой войны. Была восстановлена регулярная композиция Верхнего сада, сняты ели, закрывавшие перспективу Морского канала, капитально реставрированы его стены и уступы Большого каскада, фонтаны "Солнце" и "Пирамида". Работы были осуществлены в 1920-х гг. под руководством исследователя русской архитектуры Н. И. Архипова (директора петергофского музея). В комплексе открылось 10 музеев. В 1939-1941 гг. Петергоф ежегодно посещали более 1,5 милн. человек. Остальные дворцовые здания, кавалерские, фрейлинские и др. служебные строения приспособили под дома отдыха трудящихся, а парки открыли для посещения.


23 сентября 1941 г. Петергоф был захвачен гитлеровскими войсками. Оккупация продолжалась до 19 января 1944 г. За это время многие художественные ценности Петергофа были расхищены и уничтожены. Во всех парках были вырублены деревья. Самый большой урон нанесен Нижнему парку и Верхнему саду (вырублено более 10 тыс. деревьев). Большой дворец был взорван и сожжен. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса, взорван дворец Марли. Большие повреждения нанесены Монплезиру, Эрмитажу, каскадам, фонтанным бассейнам, чашам и балюстрадам. Выведены из строя подземные водные магистрали, каналы и шлюзы. Фашисты похитили оставшиеся в парке Статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных предметов.

 

После освобождения Петергофа и разминирования территории тысячи ленинградцев выезжали на расчистку парка.

17 июня 1945 г. Нижний парк был открыт для прогулок. 25 августа 1946 г. ввели в действие 38 водометов центральной части парка. 14 сентября 1947 г. занял свое место золоченый бронзовый Самсон. В последующие годы ленинградские скульпторы и реставраторы по фотографиям воссоздали из бронзы, свинца и листовой меди свыше 330 различных скульптур для каскадов, фонтанов и зданий. Проекты воссоздания каскадов и фонтанов выполнялись в мастерской проф. А. А. Оля. Гидротехническую систему и водовод ремонтировали под руководством инженеров Б. С. Изотова, С. П. Иванова, Л. Ф. Лаврентьева. Петродворец восстал из пепла. К 1980-м гг. г. в Нижнем парке и Верхнем саду действует 172 фонтана и 3 каскада. Восстановлена регулярная планировка Верхнего сада и Марлинского ансамбля. Открылись музеи - Большой каскад, Монплезир, Екатерининский корпус, Марли и павильон Эрмитаж. 

 

  (добавил Mary)

 

 1* - Историческая панорама Санк-Петербурга и его окрестностей. Часть 8. Петергоф. Ораниебаум. Москва. 1913.

 2* - Архипов Н., Раскин А. Прогулка по Петродворцу. Ленинград. Изд-во Искусство. 1966.

 3* - Альбом фотографий «Разрушения, причиненные немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками

       историко-художественным памятникам Ленинграда. 1941-1944. Город Петродворец. Дворцы и парки».

 4* - Гуревич И. М.. Фонтаны Петродворца. М. Сов. художник. 1979.

 5* - Путеводитель по окрестностям Ленигнрада. Петергоф и Ораниенбаум. Изд. Леоблисполкома и Ленгорсовета. 1933.

 6* - Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны.  в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. 1894.

 7* - Материалы о городах Придворного ведомтва. Город Петергоф. Типография. Литография. Поставщика Е.И.В. Р. Голике. 1882.

 8* - Окрестности Ленинграда. Сапожникова Т. Петергоф. Ораниенбаум. Стрельна. М. Л-д.1927.

 9* - Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. Сысоев А. М. СП. Ценрполиграф. Русская  тройка-СПб. 2011.

10* - Анциферов Н. П. Пригороды Ленинграда. М. Гослитмузей. 1946.

11* - Пыляев. Окрестности Петербурга.

12* - Петергоф. с фотографиями Е. П. Вишнякова. 1894.

13* - Зарин А. Е. Любимые местопребывания русских государей. Типгор. тов. Сытина. М. 1913.

14* - Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М. Наукаю 1988.

15* - Бартенева М. И. Николай Бенуа. Стройиздат. СПб. 1994.

16* - Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. Лениздат. 1971. (Зодчие нашего города)

17* - Петродворец. Проспект. Лениздат. 1990.

18* - Николай Леонтьевич Бенуа (Великие архитекторы. Том 61). 2017.

19* - А. Г. Раскин. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Лениздат.1988.

20* -Мосякин А. Г. Дворцы, восставшие из пепла. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. Паритет. 2014.

21* - Дворцы и усадьбы. N 1. Петергоф.

22* - Гуревич И. М., Знаменов В. В., Мясоедова Е. Г. Большой петергофский дворец. Лениздат. 1979. 

23* - Н. Федорова. Петродворец. Лениздат. 1959.

197 - Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб. "Паритет". 2003.

2 комментария
2457 просмотров
Добавил: Mary, 28 Января 2019, 00:35
Редактировано: 26 Февраля 2021, 11:13
Оцените:
(22 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house30081.html' target='_blank'>Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль (описание) на Citywalls.ru</a>
Всего 2 комментария
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 29444
Готовится: 305
Посетители
Гостей: 232
Всего сегодня: 10495