Публикация
Дворец Собственной дачи Е.И.В.Петергоф
Собственный пр., 84А
Южный фасад. Фото - Дворец Собственной дачи Е.И.В. Необарокко Петергоф, Собственный пр., 84, лит. А (адрес указан по РГИС) Пам. ист. и культ. (федер.)
1727-1729 - строительство усадебного дома 1740-е - перестройка здания для императорской резиденции 1844-1850 - арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович - перестройка 1955-1960 - арх. Бенуа Ирина Николаевна - реставрация фасадов 2006-наст вр. (2012) - реставрация
* Из кн.: Успенский А.И. Историческая панорама Санктпетербурга и его окрестностей. Часть 8: Петергоф, Ораниенбаум и Гатчина. М.: Изд-е Моск. тов-ва "Образование", 1913.
Строительство на территории петергофской "Собственной дачи" началось, вероятно, в 1727 г., после занятия престола Петром II. Его бывший воспитатель А. Г. Долгоруков начал здесь строить каменный дворец. (Западнее, на территории нынешней Сергиевки, располагалась охотничья усадьба самого Петра II.) В 1727-1729 гг. здесь появился первый дворцово-парковый ансамбль, носивший названия Приморский дом, Приморская дача или Приморская мыза. Центром композиции ансамбля стал двухэтажный каменный на подвалах дом. Предположительно, автором архитектурного проекта был Карло Джузеппе Трезини, племянник и зять Доменико Трезини. После смерти Петра II Долгоруков был отправлен в ссылку, а его имение конфисковано в казну. В 1733 г. имение было передано императрицей Анной Иоанновной выдающемуся религиозному и общественному деятелю Феофану Прокоповичу, который занялся его расширением.
После смерти Прокоповича в 1736 г. дача была переведена в дворцовое ведомство. В 1743 г. пришедшая к власти императрица Елизавета Петровна развернула здесь масштабные работы по ремонту, восстановлению и приспособлению имения для новых функций. В 1740-е Приморская дача получает новое название - "Собственная дача Ея Императорского Величества". Проживая в летние месяцы в Петергофе, Елизавета почти ежедневно посещала Собственную дачу. В 1753 г. на другой стороне восточного оврага был построен новый, деревянный дворец, связанный со старым долгоруковским дворцом крытой галереей. Большой Петергофский дворец и Собственная дача были соединены дорогой, получившей название "Собственный проспект".
В 1839 г., уже при Николае I, императорская семья покупает у наследников обер-гофмейстера К.А. Нарышкина соседнее имение Сергиевку. Купчая крепость оформляется на имя великой княжны Марии Николаевны, к замужеству которой готовили новую летнюю резиденцию. Переустройство обеих усадеб было поручено А.И. Штакеншнейдеру. В 1843 г. Николай I пожаловал Собственную дачу наследнику престола великому князю Александру Николаевичу, и начались большие работы по реконструкции ансамбля. В 1844-1850 гг. по проекту А. И. Штакеншнейдера был перестроен дворец. Он получил третий, мансардный этаж, фасады были оформлены в стиле необарокко. Морской и садовый фасады в среднем ризалите были акцентированы четырьмя атлантами, колоннами и сложным раскрепованным лучковым фронтоном. Так же, как и фасадам здания, его интерьерам были приданы черты, типичные для архитектуры барокко. 20 июля 1850 г. в присутствии августейшей фамилии произошло торжественное освящение обновленного дворца,
После Октябрьской революции во дворце Собственной дачи был организован музей. Фасады дворца были восстановлены в 1955-1960 г.г., интерьеры приспособлены под базу отдыха Ленинградского инженерно-строительного института (арх. И.Н. Бенуа). При этом перекрытия между вторым и мансардным этажами были несколько опущены. В ходе реставрации подтвердилось, что Штакеншнейдер использовал Ансамбль Собственной дачи был взят под государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. В 1980 г. была осуществлена очередная реставрация фасадов здания и начаты работы по воссозданию парка по проекту, разработанному архитекторами М. В. Плехановой и А. А. Байдалиновой. (Новиков Ю.В. Собственная дача и Сергиевка в Старом Петергофе // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исслед. и материалы. Вып. 4. СПб.: Белое и Черное, 1997. С. 132-177.) (сайт:
Уже к концу 1980-х здание было фактически брошено. В 1988-1989 там ещё был сторож, но потом и он исчез. В это время в брошенном дворце поселились участники молодежного творческого сообщества, из которого впоследствии вырос известный театр "Странствующие куклы господина Пэжо". Нужно отметить, что в этот период сразу несколько брошенных дворцов в окрестностях С.-Петербурга были - независимо друг от друга - "заселены" подобными коллективами ("До-театр" в Константиновском дворце, коллектив, создавший "Кукарт", - в Запасном дворце Царского Села). Те, кто, поселился тогда на "птичьих правах" в "Собственной даче", фактически спасли её от разрушения, неоднократно отбивая атаки "местных жителей", пытавшихся чем-то поживиться в ничейном здании. Насколько я знаю, была негласная договорённость с районной администрацией, которая спокойно смотрела на жильцов дворца, понимая, что они содержат здание в порядке и охраняют его от разрушения и мародёров.
В в настоящее время (2012) ведется новая реставрация дворца. Данные с таблички на ограждении: Реставрация и воссоздание объекта культурного наследия федерального значения (памятника истории и культуры) дворца-усадьбы "Собственная дача Его Императорского Величества". Адрес: г. Петродворец, Собственный пр., 84 лит А. Заказчик-инвестор - Фонд садово-паркового искусства, генеральный проектировщик - ЗАО "Леноблреставрация". Начало проектирования: 22 февраля 2004 г.
Ажурные кованые ворота с бронзовыми украшениями работы Федора Шарбау были установлены в 1860-х гг. на отдельных фундаментах на южной границе партера, роль ограды выполнял шпалерник из боярышника. Последняя фотография, на которой ворота еще находятся на историческом месте, датируется 1920 г. Предположительно, ворота могли исчезнуть в период с 1920-х по конец 1940-х гг. В архиве КГИОП обнаружена резолюция 1947 г. заведующего сектором памятников природы ГИОП В. П. Савина о необходимости принять меры в связи с тем, что «поступил сигнал о хищениях» декоративно-прикладного искусства из Собственной дачи в Петергофе. Ворота обнаружены в феврале 2016 г. при продаже на сайте Авито. Объявление разместил житель Стрельны, обнаруживший ворота при разборке завалов во дворе унаследованного им дома и, не подозревая об их ценности, выставил объявление о продаже. В результате он безвозмездно передал ворота государству. Металлические кованые ворота, по оценке специалистов отдела памятников декоративно-прикладного искусства КГИОП, в хорошем состоянии, и будут отреставрированы с восполнением утрат в ходе реставрации ансамбля «Собственная дача» в ближайшие годы. (
Главный подъезд к Собственной даче осуществлялся с востока по Собственному проспекту - от Большого дворца. Проспект оканчивался аллеей, обсаженной деревьями, и входил в парк. На правой стороне аллеи стояли От ворот начинался "Здание дворца небольшое, но чрезвычайно изящное. Главный вход из садика ведет в переднюю, всю обшитую резным буком. В нижнем этаже несколько небольших комнат высокохудожественной отделки. Это настоящий музей, где все мелочи выдержаны в стиле Людовиков XV и XVI. Полы мозаического паркета, двери черного и других ценных пород дерева с великолепными инкрустациями и стильной живописью, севрские и саксонские вазы, тонкой работы мебель, шкапчики и этажерки Буль. По стенам ряд картин Ванлоо и Ватто. Даже посуда, хранящаяся во дворце, строго согласована с общим его стилем. Особенно хорош чайный севрский сервиз с изображениями знаменитых королевских фавориток с m-me de Maintenon во главе. В верхний этаж ведет великолепная лестница с перилами резного бука. Комнаты этого этажа не менее замечательны. [...] это бесспорно один из самых художественных дворцов Петергофа." (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.) "В (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.) Головка Грёза видна на стене прямо (сохранилась ли она?..). Резное изображение Божией Матери, к сожалению, почти полностью закрыто балдахином. Спальня видна "В ванной комнате над мраморным бассейном большая стенная фреска "Триумф Галатеи" неизвестного художника, очень стильного письма." (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.) Как-то раз, в конце 1960-х или начале 1970-х годов, гуляя по парку, я увидел, что двери во дворец открыты, а внутри вроде бы никого нет - и осмотрел его внутри. Оказалось, что не только нет ничего от прежней отделки (этого и следовало ожидать), но и планировка новая, приспособленная к современным нуждам - какие-то коридоры и жилые номера на обоих этажах. Навесы не восстановлены ни на восточном, ни на западном фасаде. Архитектура насильственно приближена к тупой имитации старины.Зато появилось "новшество" - уродливое К сожалению, после войны "От северного фасада дворца спускается вниз красивая каменная лестница, в конце которой посреди цветника поставлена статуя Амура работы Пименова. Спустившись с террасы, сад доходит до Ораниенбаумского шоссе и за ним продолжается до самого берега моря." (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.) На Вид в том же направлении
Чертежи А. И. Штакеншнейдера, 1844 г. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, collection.artsacademymuseum.org). Один из двух идентичных Для реально построенного здания этот чертеж полностью соответствует только Навесы над балконами на металлических колонках не были восстановлены при реставрации 1960-х гг. Следует заметить, что в реально построенном здании детали декоративной отделки помещений отличались от изображенных на чертежах. (добавил
Приложения В царствование Петра I на месте Собственной дачи был небольшой домик, служивший станцией на пути к Кронштадту. Впоследствии домик этот и принадлежащая местность значились под именем "приморской дачи". В царствование Елисаветы Петровны построена была при этой даче деревянная церковь во имя Св. Троицы, освященная в присутствии императрицы 25 июля 1748 г. При императрице Екатерине II разведен был около дачи небольшой садик; а в 1752 г. августа 25-го императрица повелеть изволила построить по плану на Собственной его величества приморской даче деревянное здание и по окончанию постройки предъявить ей счет. (Далее приводится описание скульптур, цветников и фонтанов в окрестностях дачи. Все это, к сожалению, осталось в прошлом. - Прим. автора публикации.) (Гейрот А.Ф. Описание Петергофа: 1501-1868. СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1868. С. 113-115.)
По смерти Феофана, его приморская дача, каменный дом которой оценен в 5000 рублей, поступила во владение великой княжны Елисаветы Петровны. Последняя еще при жизни Феофана очень часто навещала этот загородный приют владыки, любовалась местоположением его и не раз высказывала желание приобресть его. При вступлении на престол Елисаветы, императрица наименовала имение Феофана "Собственной дачею". Здесь в загородной тиши государыня отдыхала от трудов и развлекалась фермерным хозяйством, имея всегда при себе от кладовых ключи, почему в собственную дачу и не дозволялось никому из мужчин въезжать без доклада. ... При Екатерине II "Собственная дача" была в том же виде, но, при вступлении на престол Павла I, находящийся на даче деревянный флигель сломан и лес из него перевезен к Большому петергофскому дворцу для постройки там старого здания. ... Павел эту дачу подарил Марии Федоровне и очень часто ездил туда. Шарубин рассказывает, что петергофские старики ему передавали, что император очень приветливо смотрел на приходивший сюда народ и всегда отдавал посетителям оставшиеся со своего стола кушанье и фрукты. Император Николай I подарил "собственную дачу" наследнику престола. Старый дворец, существовавший с первых времен застройки этой местности, был переделан в 1850 году архитектором Штакеншнейдером. Нынешний дворец отличается очень изящным убранством комнат и хранит множество прекрасных картин французской школы. (Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб.: Изд-е А.С. Суворина, 1889. С. 296, 297).
Воспоминания о дворце в 1912 г. отражены в рассказе Леонида Пантелеева "Собственная дача" (цикл "Дом у Египетского моста", 1973).
В 1993 г. Дворец Николая II в старом Петергофском парке был некоторым образом заселен группой некоторых молодых людей, которые, некоторым образом, оказались группой комедиантов, включающих в свой состав мастера оружейника, портного, кукольника, арбалетчика и мастера музыкальных инструментов. Многочисленные мансарды маленького дворца превратились в производственные цеха. Большая черная собака была назначена сторожем, и несмотря на полное отсутствие элементарных бытовых удобств, вышеупомянутые комедианты умудрились избежать коммунальных скандалов. Будучи людьми жизнерадостными и обладавшими изрядным арсеналом выразительных средств, оные комедианты, ради хлеба насущного «по городам и селам концерты давали», а для себя и друзей праздники устраивали. (сайт театра "Странствующие куклы господина Пэжо":
Входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского ) значения, находящихся в г. С.-Петербурге (в ред. распоряжения Правительства РФ от 02.06.2006 N 801-р).
![]() ![]() Добавил: anchurian, 4 Мая 2012, 18:55
Редактировано: 7 Июля 2024, 21:12
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house21235.html' target='_blank'>Дворец Собственной дачи Е.И.В. на Citywalls.ru</a>
Всего 61 комментарий
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 2
Гостей: 818
Зарегистрировано: 14598
Всего сегодня: 1317
|
Это не "службы и ферма", а бывший мост.
По обе стороны от дворца были мосты через овраги, см. старые фотографии: западный мост, восточный мост (тот, о котором Вы спрашиваете). Есть еще одна фотография восточного моста - 1931 г., фотограф Ю.Ф.Никольский (ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 5038-фд,сайт Госкаталога ):
Во время войны оба моста были разрушены, а после войны восстановлены как чисто утилитарные сооружения, безо всякого архитектурного оформления.
Несколько лет назад восточный мост был разобран. И что-то не видно, чтобы там что-то восстанавливали.
Вообще реставрация Собственной дачи (уже повторная!) затянулась на безобразно долгий срок, и конца ей не видно...
(Раньше можно было хотя бы и подойти к дворцу, и погулять по бывшему Собственному садику, а теперь всё загорожено.)
P.S. Я отправил фотографию 1931 г. в публикацию.