|
Публикация
Дворец Собственной дачи Е.И.В.Петергоф
Собственный пр., 84А
Южный фасад. Фото - 21.04.2013. Дворец Собственной дачи Е.И.В. Необарокко Петергоф, Собственный пр., 84, лит. А (адрес указан по РГИС) Пам. ист. и культ. (федер.)
1727-1729 - строительство усадебного дома 1740-е - перестройка здания для императорской резиденции 1844-1850 - арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович - перестройка 1955-1960 - арх. Бенуа Ирина Николаевна - реставрация фасадов 2006-наст вр. (2012) - реставрация
см.
* Из кн.: Успенский А.И. Историческая панорама Санктпетербурга и его окрестностей. Часть 8: Петергоф, Ораниенбаум и Гатчина. М.: Изд-е Моск. тов-ва "Образование", 1913.
Строительство на территории петергофской "Собственной дачи" началось, вероятно, в 1727 г., после занятия престола Петром II. Его бывший воспитатель А. Г. Долгоруков начал здесь строить каменный дворец. (Западнее, на территории нынешней Сергиевки, располагалась охотничья усадьба самого Петра II.) В 1727-1729 гг. здесь появился первый дворцово-парковый ансамбль, носивший названия Приморский дом, Приморская дача или Приморская мыза. Центром композиции ансамбля стал двухэтажный каменный на подвалах дом. Предположительно, автором архитектурного проекта был Карло Джузеппе Трезини, племянник и зять Доменико Трезини. После смерти Петра II Долгоруков был отправлен в ссылку, а его имение конфисковано в казну. В 1733 г. имение было передано императрицей Анной Иоанновной выдающемуся религиозному и общественному деятелю Феофану Прокоповичу, который занялся его расширением.
После смерти Прокоповича в 1736 г. дача была переведена в дворцовое ведомство. В 1743 г. пришедшая к власти императрица Елизавета Петровна развернула здесь масштабные работы по ремонту, восстановлению и приспособлению имения для новых функций. В 1740-е Приморская дача получает новое название - "Собственная дача Ея Императорского Величества". Проживая в летние месяцы в Петергофе, Елизавета почти ежедневно посещала Собственную дачу. В 1753 г. на другой стороне восточного оврага был построен новый, деревянный дворец, связанный со старым долгоруковским дворцом крытой галереей. Большой Петергофский дворец и Собственная дача были соединены дорогой, получившей название "Собственный проспект".
В 1839 г., уже при Николае I, императорская семья покупает у наследников обер-гофмейстера К.А. Нарышкина соседнее имение Сергиевку. Купчая крепость оформляется на имя великой княжны Марии Николаевны, к замужеству которой готовили новую летнюю резиденцию. Переустройство обеих усадеб было поручено А.И. Штакеншнейдеру. В 1843 г. Николай I пожаловал Собственную дачу наследнику престола великому князю Александру Николаевичу, и начались большие работы по реконструкции ансамбля. В 1844-1850 гг. по проекту А. И. Штакеншнейдера был перестроен дворец. Он получил третий, мансардный этаж, фасады были оформлены в стиле необарокко. Морской и садовый фасады в среднем ризалите были акцентированы четырьмя атлантами, колоннами и сложным раскрепованным лучковым фронтоном. Так же, как и фасадам здания, его интерьерам были приданы черты, типичные для архитектуры барокко. 20 июля 1850 г. в присутствии августейшей фамилии произошло торжественное освящение обновленного дворца,
После Октябрьской революции во дворце Собственной дачи был организован музей. Фасады дворца были восстановлены в 1955-1960 г.г., интерьеры приспособлены под базу отдыха Ленинградского инженерно-строительного института (арх. И.Н. Бенуа). При этом перекрытия между вторым и мансардным этажами были несколько опущены. В ходе реставрации подтвердилось, что Штакеншнейдер использовал Ансамбль Собственной дачи был взят под государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. В 1980 г. была осуществлена очередная реставрация фасадов здания и начаты работы по воссозданию парка по проекту, разработанному архитекторами М. В. Плехановой и А. А. Байдалиновой. (Новиков Ю.В. Собственная дача и Сергиевка в Старом Петергофе // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исслед. и материалы. Вып. 4. СПб.: Белое и Черное, 1997. С. 132-177.) (сайт: 04.05.2012)
Уже к концу 1980-х здание было фактически брошено. В 1988-1989 там ещё был сторож, но потом и он исчез. В это время в брошенном дворце поселились участники молодежного творческого сообщества, из которого впоследствии вырос известный театр "Странствующие куклы господина Пэжо". Нужно отметить, что в этот период сразу несколько брошенных дворцов в окрестностях С.-Петербурга были - независимо друг от друга - "заселены" подобными коллективами ("До-театр" в Константиновском дворце, коллектив, создавший "Кукарт", - в Запасном дворце Царского Села). Те, кто, поселился тогда на "птичьих правах" в "Собственной даче", фактически спасли её от разрушения, неоднократно отбивая атаки "местных жителей", пытавшихся чем-то поживиться в ничейном здании. Насколько я знаю, была негласная договорённость с районной администрацией, которая спокойно смотрела на жильцов дворца, понимая, что они содержат здание в порядке и охраняют его от разрушения и мародёров.
В в настоящее время (2012) ведется новая реставрация дворца. Данные с таблички на ограждении: Реставрация и воссоздание объекта культурного наследия федерального значения (памятника истории и культуры) дворца-усадьбы "Собственная дача Его Императорского Величества". Адрес: г. Петродворец, Собственный пр., 84 лит А. Заказчик-инвестор - Фонд садово-паркового искусства, генеральный проектировщик - ЗАО "Леноблреставрация". Начало проектирования: 22 февраля 2004 г.
Ажурные кованые ворота с бронзовыми украшениями работы Федора Шарбау были установлены в 1860-х гг. на отдельных фундаментах на южной границе партера, роль ограды выполнял шпалерник из боярышника. Последняя фотография, на которой ворота еще находятся на историческом месте, датируется 1920 г. Предположительно, ворота могли исчезнуть в период с 1920-х по конец 1940-х гг. В архиве КГИОП обнаружена резолюция 1947 г. заведующего сектором памятников природы ГИОП В. П. Савина о необходимости принять меры в связи с тем, что «поступил сигнал о хищениях» декоративно-прикладного искусства из Собственной дачи в Петергофе. Ворота обнаружены в феврале 2016 г. при продаже на сайте Авито. Объявление разместил житель Стрельны, обнаруживший ворота при разборке завалов во дворе унаследованного им дома и, не подозревая об их ценности, выставил объявление о продаже. В результате он безвозмездно передал ворота государству. Металлические кованые ворота, по оценке специалистов отдела памятников декоративно-прикладного искусства КГИОП, в хорошем состоянии, и будут отреставрированы с восполнением утрат в ходе реставрации ансамбля «Собственная дача» в ближайшие годы. ( 28.04.2016 )
Главный подъезд к Собственной даче осуществлялся с востока по Собственному проспекту - от Большого дворца. Проспект оканчивался аллеей, обсаженной деревьями, и входил в парк. На правой стороне аллеи стояли при входе в сад перед главным, южным фасадом дворца. Ворота были выполнены в 1860-х гг., мастер Федор Шарбау. От ворот начинался , украшенный цветниками, вазами и скульптурами кавалеров, играющих на различных музыкальных инструментах. (А.Гейрот. Описание Петергофа. СПб, 1868, с. 113-115. М.М.Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.). Увы, от садика ничего не осталось. "Здание дворца небольшое, но чрезвычайно изящное. Главный вход из садика ведет в переднюю, всю обшитую резным буком. В нижнем этаже несколько небольших комнат высокохудожественной отделки. Это настоящий музей, где все мелочи выдержаны в стиле Людовиков XV и XVI. Полы мозаического паркета, двери черного и других ценных пород дерева с великолепными инкрустациями и стильной живописью, севрские и саксонские вазы, тонкой работы мебель, шкапчики и этажерки Буль. По стенам ряд картин Ванлоо и Ватто. Даже посуда, хранящаяся во дворце, строго согласована с общим его стилем. Особенно хорош чайный севрский сервиз с изображениями знаменитых королевских фавориток с m-me de Maintenon во главе. В верхний этаж ведет великолепная лестница с перилами резного бука. Комнаты этого этажа не менее замечательны. [...] это бесспорно один из самых художественных дворцов Петергофа." (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.) "В - роскошная кровать под балдахином; над нею чрезвычайно изящное резное из слоновой кости изображение Божией Матери. В этой же комнате прелестная головка Греза на одной из стен. Тут же помещается витрина со старинными туалетными вещами, служившими, по преданию, Елизавете Петровне." (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.) Головка Грёза видна на стене прямо (сохранилась ли она?..). Резное изображение Божией Матери, к сожалению, почти полностью закрыто балдахином. Спальня видна , на втором этаже. . Ванна - впереди у стены, она отражается в зеркале на потолке. "В ванной комнате над мраморным бассейном большая стенная фреска "Триумф Галатеи" неизвестного художника, очень стильного письма." (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.) Как-то раз, в конце 1960-х или начале 1970-х годов, гуляя по парку, я увидел, что двери во дворец открыты, а внутри вроде бы никого нет - и осмотрел его внутри. Оказалось, что не только нет ничего от прежней отделки (этого и следовало ожидать), но и планировка новая, приспособленная к современным нуждам - какие-то коридоры и жилые номера на обоих этажах. . Над балконом был сделан навес на метеаллических колонках - так же, как и на противоположном, . Эти навесы сразу были предусмотрены в . Благодаря такой детали было совершенно ясно выражено время постройки - середина XIX в. Навесы не восстановлены ни на восточном, ни на западном фасаде. Архитектура насильственно приближена к тупой имитации старины.Зато появилось "новшество" - уродливое (и на западном фасаде сделано то же самое). К сожалению, после войны были восстановлены утилитарно и пока до настоящего их восстановления дело не дошло. "От северного фасада дворца спускается вниз красивая каменная лестница, в конце которой посреди цветника поставлена статуя Амура работы Пименова. Спустившись с террасы, сад доходит до Ораниенбаумского шоссе и за ним продолжается до самого берега моря." (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.) На статуи Пименова (вероятно, имеется в виду Н. С. Пименов) уже нет, вместо нее поставлена ваза. Но остальное соответствует этому описанию. Эффектный вид с морем вдали. Вид в том же направлении : Нет цветника перед прудом, но что еще хуже - за Ораниенбаумским шоссе (оно виднеется между кустами) нет большой поляны, выходящей к берегу моря, да и вообще фактически нет парка. Всё заросло. (добавил )
Чертежи А. И. Штакеншнейдера, 1844 г. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, collection.artsacademymuseum.org). На обоих листах стоит подпись: "Арх. Штакеншнейдер. 1844". Один из двух идентичных - южный или северный. Западный или восточный . Для реально построенного здания этот чертеж полностью соответствует только . На на первом этаже сделан асимметрично расположенный вход в . Навесы над балконами на металлических колонках не были восстановлены при реставрации 1960-х гг. - вид с севера. На первом этаже - и , на втором - и , слева . , вид с запада. На первых двух этажах справа , а слева на первом этаже , на втором ; на третьем этаже (в мансарде) посередине верхняя площадка . Следует заметить, что в реально построенном здании детали декоративной отделки помещений отличались от изображенных на чертежах. (добавил )
Приложения В царствование Петра I на месте Собственной дачи был небольшой домик, служивший станцией на пути к Кронштадту. Впоследствии домик этот и принадлежащая местность значились под именем "приморской дачи". В царствование Елисаветы Петровны построена была при этой даче деревянная церковь во имя Св. Троицы, освященная в присутствии императрицы 25 июля 1748 г. При императрице Екатерине II разведен был около дачи небольшой садик; а в 1752 г. августа 25-го императрица повелеть изволила построить по плану на Собственной его величества приморской даче деревянное здание и по окончанию постройки предъявить ей счет. (Далее приводится описание скульптур, цветников и фонтанов в окрестностях дачи. Все это, к сожалению, осталось в прошлом. - Прим. автора публикации.) (Гейрот А.Ф. Описание Петергофа: 1501-1868. СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1868. С. 113-115.)
По смерти Феофана, его приморская дача, каменный дом которой оценен в 5000 рублей, поступила во владение великой княжны Елисаветы Петровны. Последняя еще при жизни Феофана очень часто навещала этот загородный приют владыки, любовалась местоположением его и не раз высказывала желание приобресть его. При вступлении на престол Елисаветы, императрица наименовала имение Феофана "Собственной дачею". Здесь в загородной тиши государыня отдыхала от трудов и развлекалась фермерным хозяйством, имея всегда при себе от кладовых ключи, почему в собственную дачу и не дозволялось никому из мужчин въезжать без доклада. ... При Екатерине II "Собственная дача" была в том же виде, но, при вступлении на престол Павла I, находящийся на даче деревянный флигель сломан и лес из него перевезен к Большому петергофскому дворцу для постройки там старого здания. ... Павел эту дачу подарил Марии Федоровне и очень часто ездил туда. Шарубин рассказывает, что петергофские старики ему передавали, что император очень приветливо смотрел на приходивший сюда народ и всегда отдавал посетителям оставшиеся со своего стола кушанье и фрукты. Император Николай I подарил "собственную дачу" наследнику престола. Старый дворец, существовавший с первых времен застройки этой местности, был переделан в 1850 году архитектором Штакеншнейдером. Нынешний дворец отличается очень изящным убранством комнат и хранит множество прекрасных картин французской школы. (Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб.: Изд-е А.С. Суворина, 1889. С. 296, 297).
Воспоминания о дворце в 1912 г. отражены в рассказе Леонида Пантелеева "Собственная дача" (цикл "Дом у Египетского моста", 1973).
В 1993 г. Дворец Николая II в старом Петергофском парке был некоторым образом заселен группой некоторых молодых людей, которые, некоторым образом, оказались группой комедиантов, включающих в свой состав мастера оружейника, портного, кукольника, арбалетчика и мастера музыкальных инструментов. Многочисленные мансарды маленького дворца превратились в производственные цеха. Большая черная собака была назначена сторожем, и несмотря на полное отсутствие элементарных бытовых удобств, вышеупомянутые комедианты умудрились избежать коммунальных скандалов. Будучи людьми жизнерадостными и обладавшими изрядным арсеналом выразительных средств, оные комедианты, ради хлеба насущного «по городам и селам концерты давали», а для себя и друзей праздники устраивали. (сайт театра "Странствующие куклы господина Пэжо": 13.05.2012)
Входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского ) значения, находящихся в г. С.-Петербурге (в ред. распоряжения Правительства РФ от 02.06.2006 N 801-р). 05.05.2012)
63 комментария 41605 просмотровДобавил: anchurian, 4 Мая 2012, 18:55
Редактировано: 7 Июля 2024, 21:12
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house21235.html' target='_blank'>Дворец Собственной дачи Е.И.В. на Citywalls.ru</a>
Всего 63 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32790
Готовится: 87
Улицы: 2743
Архитекторы: 4201
Посетители
Участников: 8
Гостей: 834
Зарегистрировано: 15022
Всего сегодня: 5763
|
План сада на Собственной даче. А. Штакеншнейдер 1840-61 гг.
"Проект восстановления дворцово-паркового ансамбля Собственной дачи признан лучшим в России" 01.12.2017
На акварели В.С.Садовникова мост назван Церковным
Даётся историческая справка.