Публикация

Доходный дом А. К. Кузьмина

Здание на карте
фото
Архитекторы: Розенштейн К. И.
Год постройки: 1908
Стиль: Модерн

Фото - Mary, 03. 2009.

Доходный дом А. К. Кузьмина                                      модерн

 

1908 - гражд.инж. Розенштейн К. И.     ([110]. С.17)  ([99]. С. 265)

  • фото

    Первоначальный проект

  • фото

    Разрез

  • фото

    Окончательный проект

  • фото

    так выглядел дом до постройки
    купцом 2-й гильдии Афанасием
    Кузьмичем Кузьминым

  • фото

    план прокладки
    водопроводной трубы
    Добавил - жилец этого дома

  • фото

    1949 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 70982
    Фасад дома №4 в Дровяном пер.
    (добавил люблюпитер )

  • фото

С 1909 по 1915 г. в доме жил живописец и график М. В. Добужинский.   ([110]. С.17)

Путеводитель Старая Коломна дает информацию о том, что в этом доме в 1909-1915 гг. жил

художник Добужинский Мстислав Валерианович. Годы проживания Добужинского по этому адресу  (ВПб на 1910. O. III. С. 269, на 1911. С. 278, на 1912. С. 286, на 1913, С. 196, на 1914. С. 206, ВПг на 1915. С. 204)                                                               (добавил Val 39)

 

По этому адресу проживал один из первых русских пилотов и авиастроителей В. А. Лебедев (Весь Петербург за 1913-1914 гг.), пока арендовал мастерскую на Перевозной ул., д. 8.                                                            (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Фото - Федор Грибков
    03.2011.

  • фото

  • фото
  • фото

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта. 

Декоративное остекление в парадной лицевого корпуса осталось в трех проемах между парадной и черной лестницей. Окна завершены лучковой перемычкой, рамы – деревянные глухие. Судя по сохранившимся фрагментам, остекление состояло из желтых стекол с фактурой «Rough» в угловых секциях и синих стекол с фактурой «Muranese» по периметру. Заполнение центральных секций не известно.

Поэтажная сохранность: на площадке 1-2-го этажа имеется одно желтое стекло с фактурой «Rough» в верхней левой секции, 3-4-го этажа – такое же стекло на том же участке и три синих стекла «Muranese» в примыкающих секциях по периметру. Проем 4-5-го этажа имеет увеличенную высоту, его пересекает лестничный марш. В этом окне сохранилось одно желтое стекло с фактурой «Rough» в верхней левой секции и 10 синих стекол с фактурой «Muranese» по периметру. Нижняя часть окна переделана в дверной проем. Сохранившиеся стекла целые, с засохшими потеками краски и въевшимися загрязнениями.

Дата осмотра - июнь 2020.                                                                                                                    (добавил ОльгаЕрМ)

  • фото

    Проект "Витражи
    С.-Петербурга.
    Инвентаризация 2020"
    1-2 этаж

  • фото

    1-2 этаж

  • фото

    3-4 этаж

  • фото

    3-4 этаж

  • фото

    3-4 этаж

  • фото

    3-4 этаж

  • фото

    4-5 этаж

  • фото

    4-5 этаж

  • фото

    4-5 этаж

  • фото

    4-5 этаж
    фото выполнены
    волонтерами проекта.
    (добавил ОльгаЕрМ)

  • фото

    Парадный подъезд
    и черная лестница
    в одном пространстве

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Роман Халиков , 2010.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Роман Халиков, 2010.

  • фото
  • фото
  • фото

    1 ярус

  • фото

    Плитка
    на входе

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Последний
    ярус

  • фото
  • фото

    Витраж

  • фото

    Плитка на
    межэтажных
    площадках

  • фото

    Фото - Mary, 09.2011.

  • фото
  • фото
  • фото

    На всех этажах

  • фото

    Проход через
    разбитое окно
    на черную
    лестницу

  • фото

    Черная
    лесница

  • фото

    Последний
    этаж

  • фото

    На всех этажах

  • фото
  • фото


    Проход с
    черной лесницы
    на главную

  • фото
  • фото

    Фото - Mary,
    09.2011.

  • фото

    Лицевая
    парадная
    лестница.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 09.2015.

  • фото

    Кадр из фильма "Колье
    Шарлотты" 1984
    (Добавил Den)

  • фото

    Кадр из х/Ф "Колье Шарлотты",
    реж.Евгений Татарский, 1984 г.
    (добавил люблюпитер)

34 комментария
10635 просмотров
Добавил: Mary, 2 Марта 2008, 00:46
Редактировано: 19 Февраля 2023, 21:14
Оцените:
(31 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house696.html' target='_blank'>Доходный дом А. К. Кузьмина на Citywalls.ru</a>
Всего 34 комментария
  • 16 Марта 2024, 16:46
    Ответ на "Мстислав Добужинский, его мать Елизавета Тимофеевн" от Ладада

     Неудачный вариант. На фотографии совсем не видна дочь Верочка, а она там есть. Вот вариант немного лучше, хотя восходит к тому же снимку из Росфото.

     

  • 27 Апреля 2025, 00:29

    Чертежи дома А.К. Кузьмина по Дровяному переулку номер 4 с указанием предшествовавших владельцев (статский советник Миллер, А.П. Наумов, коллежский секретарь П.А. Андреев, П.А. Миллер, фельдшерица М.И. Григорьева). Фасады, разрезы, поэтажные планы. Архитекторы И.Г. Мальгин, Л.Ф. Бульери, В.Ф. Розинский, гражданский инженер К.И. Розенштейн. <...> 

    1842-1908 г. ЛГИА. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3536. 30 л.

    (История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов. Вып. 6. Ленинград. Ч. 1. М., 1991).

    Сейчас, конечно, ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3536.

    Размещаю только документы, связанные с постройкой сушествующего дома.

    Упомянутая в заголовке акта фельдшерица Мария Иванова Григорьева в последний раз показана владелицей участка в ВПб на 1900 год. Проживала она на Шамшевой улице, 8 ( https://www.citywalls.ru/house10538.html , не сохранился). Затем участком владел купец Василий Кононович Кононов, живший в конце Вознесенского проспекта и торговавший мебелью в Ново-Александровском рынке в трех лавках по Малковской линии (ВПб на 1901 - ВПб на 1907; ВПб на 1902. О. 2. С. 1175).

     Не позднее лета 1907 года домовладельцем стал Афанасий Кузьмич Кузьмин (ВПб на 1908. О. 4. Стб. 101). А.К. Кузьмину было тогда 60 лет, он был спб. ремесленником, серебряного цеха мастером. Жил в Спасской части, по Гороховой улице, 44 ( https://www.citywalls.ru/house3714.html ), содержал зеркальную мастерскую в доме жительства (Справочная книга о лицах спб. купечества и других званий. СПб., 1908. С. 302 - https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003836959?page=306&rotate=0&theme=white ).

    Тут есть некоторая странность. Помимо адреса на Гороховой, 44, ВПб на 1908 дает два других адреса этого человека: Фонтанка, 93, и Дровяной, 4 (ВПб на 1908. О. 3. С. 404)

    В деле находятся два проекта дома, заметно отличающиеся друг от друга. Технический отдел СПб. Городской управы 24 января 1908 года рассмотрел и утвердил "постройку лицевого каменного пятиэтажного на нежилом подвале дома". Постановление об этом подписал начальник чертежной архитектор П. Майер.

    Лист с Генеральным планом дворового места А.К. Кузьмина подписан довольно эмоционально: "С натурою верно! Гражд<анский> инж<енер> Конст. Розенштейн ст. 19ое ноября 1907 г.". (Не понимаю, что означает здесь сокращение "ст.", но это явно не "от" перед датой.)

     ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3536. Л. 16об.-17.

    Л. 16 об. Генеральный план дворового места А.К. Кузьмина. Здесь же справка Городского землемера от 29 ноября 1907 г. о том, что урегулирование двора А.К. Кузьмина не планируется, т.е. размеры его не могут быть изменены, и о размерах участка.

    Л. 17. План нежилого подвального этажа. Обозначены 10 отсеков для дров, по числу квартир, и еще 2 помещения с двумя окнами в каждом. 

    Фрагмент.

    Может быть, это сокращение слова "старший"? Но в отрыве от фамилии это выглядит странно.

     

    Л. 18, 19

    Планы 1-го и 2-5 этажей. Подпись: "Дымоходы не чертить (как не принятые во внимание при расчетах, пристр. * (?) по дому).

    Л. 20, 21.

    Лицевой фасад.

    Л. 22-23.

    Разрез.

    Далее выясняется, что дом уже возведен, но "в измененном виде против плана, утвержденного 24 января 1908 года", и лицевой пятиэтажный дом, и шестиэтажный флигель, примыкающий со двора к левому крылу лицевого дома. Техническое отделение СПб. Городской думы выносит 29 сентября 1908 года постановление, разрешающее "дальнейшее существование лицевого каменного пятиэтажного на нежилом подвале дома <...> и шестиэтажного каменного надворного флигеля".

    Л. 24.

    И далее следует новый набор чертежей, на основании которых было вынесено решение. Сравнение их с первым комплектом чрезвычайно интересно.

    Л. 27-28.

    Лицевой фасад.

    Причины для изменения фасада, кажется, довольно очевидны: он проще и дешевле. Нет лепнины, нет слегка пологих шатерообразных куполов и фигур сов над эркерами, нет высокого светового фонаря над объемом парадной лестницы, нет балконов на площадках черной. Исчезли немногие, но бросавшиеся в глаза, может быть, слишком изысканные для здешних мест линии. Исчез несколько избыточный декор, но основное, то, что создает лицо дома,  осталось: объемы эркеров, разнообразие форм и размеров окон, сочетание гладкой и фактурной штукатурки, плитка двух видов и трех цветов. Элегантный дом. Мне, честно говоря, этот фасад нравится больше.

     

    Л. 26. Планы 2-5 этажей, 6-го и чердака.

     Здесь видно, что даже печи в доме стали более простыми, стандартных форм. Л. 29-30. Разрез.

    Последние два чертежа показывают нам главные изменения, произошедшие с домом - его объем стал больше. Максимально было использовано пространство крохотного двора. Левая часть дома, идущая вдоль западной границы участка, была вытянута на всю возможную длину, одна из комнат удлинилась и прибавилась еще одна. Эта часть в документах названа надворным флигелем. На 6 этаже в этом дополнительном пространстве была устроена прачечная.

    Пространство квартир в основном осталось прежним. Такими же остались и кухни с маленькой при них комнатой для прислуги, без окна. На чертеже разреза видно, что лестничное ограждение планировалось на парадной лестнице и на черной разное, но в итоге оно оказалось одинаковым, также и перила есть на черной лестнице, что совсем не всегда бывало.

    Добужинский, как известно, жил здесь в квартире № 10, на пятом этаже, слева. Два окна на предпоследнем этаже "пристройки" относятся к его квартире, они смотрят почти точно на юг. Когда лет 15 назад мы как-то стояли во дворе и обсуждали, что мы видим, один человек оторвался от ремонта своей машины и сказал, что у Добужинского за этими окнами была мастерская. Почему я его ни о чем не спросила, понять не могу до сих пор. Откуда он мог это знать? Может быть, так же услышал когда-то чей-то разговор? Но вообще-то, художники не выбирают помещения с окнами на юг себе в качестве мастерской. Но вот, осталась такая загадка.

  • 27 Апреля 2025, 00:44

    Фото 6 в публикации. Подпись под ним, конечно, фантастическая. Это не "план прокладки водопроводной трубы", а то, что в 19 веке называли подземельной трубой, а в наше зовут ливневкой.   

     

    Розенштейн Константин Исаевич.  Доходный дом. Дровяной пер., 4. 1908 (]99]. C 265).

  • 27 Апреля 2025, 06:35
    Ответ на "Фото 6 в публикации. Подпись под ним, конечно, фан" от Liz

    https://www.citywalls.ru/photo314588.html  На плане о трубе ни слова нет!

    слева: Генеральный план дворового места А.К.Кузьмина

    справа: План нежилого подвального этажа

  • 27 Апреля 2025, 20:18
    Ответ на "https://www.citywalls.ru/photo314588.html  На" от Риэлтор

     Слова нет, а труба есть. На генеральных планах эту трубу всегда показывали.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 1001
Всего сегодня: 12373