Публикация

Морской торговый порт

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Морской торговый порт

 ул. Межевой Канал, 5х

 

Порт Санкт-Петербург - крупнейший транспортный узел на северо-западе России. Он расположен на островах дельты реки Нева, в Невской губе в восточной оконечности Финского залива Балтийского моря. Навигация длится круглый год. С морем порт соединен Морским каналом длиной 30 километров.

 

Морской порт Санкт-Петербург включает в себя  Большой морской порт и Пассажирский порт. В свою очередь, в состав Большого морского порта входят Восточный, Барочный, Пассажирский бассейны, а также грузовой порт Васильевского острова, порты Кронштадта, Приморска и Ломоносова. Всего морской порт Санкт-Петербург насчитывает более 200 причалов. Здесь расположены причалы морского торгового, лесного, рыбного и речного грузового портов, нефтебазы, судостроительных и судоремонтных заводов, морского пассажирского вокзала, речного пассажирского порта и других предприятий Общая площадь акватории морского порта Санкт-Петербург составляет порядка 170 квадратных километров, а длина причалов - 31 километр. В акватории морского торгового порта эксплуатируется 56 причалов общей протяженностью 8,9 км.

 

На территории порта находятся исторические здания, включенные в список КГИОП:

Здание склада (нач.  ХХ в.) - инж. Р.Майар (?).
Водонапорная башня (1890-е гг.) - автор не установлен.
Холодильник - склад компании "Герхард и Хей" (конец ХIХ - нач. XX вв.) - автор не установлен.
Здание электростанции (нач. XX в.) - автор не установлен.
Железобетонный холодильник-склад на Морском канале (1924-1926 гг.) - арх. А.А.Оль, инж. М.Н.Штаерман.
Служебное здание на Вольном острове  (1910-е гг.) - автор не установлен.
Пожарное депо в Лесном порту (1909 г.) - автор не установлен.

 

 

 

  • фото

    Строительство Морского
    канала

  • фото
  • фото
  • фото

    1906 г.

  • фото

    Фрагмент плана
    ВПг на 1915 г.

  • фото

    Землечерпалка на строительстве
    Морского канала

  • фото

    Дноуглубительные работы
    при строительстве
    Петербургского торгового
    порта 1881-1885

  • фото

    Строительство Морского
    канала (Санкт-Петербург),
    1881 г.

  • фото
  • фото

    Открытие Морского
    канала

  • фото

    Всемирная
    иллюстрация 1885

  • фото

    Открытка. Три строителя
    Морского канала в Петербурге.
    Слева - С. Максимович,
    в центре - М. Фуфаевский,
    справа - Петр Борейша.

  • фото

    Обелиск в честь открытия
    Морского канала в 1885 г.

  • фото
  • фото

    Открытка

  • фото

    1885 г.
    Невские ворота

  • фото

    Фото начала ХХ в.

  • фото

    Фото начала ХХ в.

  • фото

    Фото начала ХХ в.

  • фото

    Фрагмент
    карты 1913 г.

  • фото

    Морской канал
    Фото 1913 г.

  • фото

    Погрузка судов в порту
    Петрограда. 1920-е гг.

  • фото

    1925 г. Итальянские
    гидросамолёты Макки
    в Ленинградском порту

  • фото

    Морской канал ленинградского
    торгового порта, 1931 год.

  • фото

    Изображение из Путеводителя
    по Ленинграду 1933 г.

  • фото

    Главные ворота
    1936 г.

  • фото

    23 июня 1937 г. Морской порт,
    группа испанских детей

  • фото

    Невские ворота вход
    на акваторию Морского
    порта с Большой Невы
    и Морской канал 1950 г.

  • фото

    Ленинградский торговый порт
    1961 г.

  • фото

    конец 1960-х гг.
    ЦГАКФФД СПб Ар 221172

  • фото

    Схама порта
    (сайт 200stran.ru)

  • фото
  • фото

    Схема порта
    (официальный сайт)

  • фото

    Яндекс-панорама 2021 г.

  • фото

    Яндекс-панорама 2022 г.

История  Морского порта на нынешней территории началась с постройки Морского канала. Вопрос о морском канале выдвигался еще в начале XIX в., но не получил решения. Только с 1843 г., с началом постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва, стали возникать проекты устройства морского канала. К 1872 г. проектов насчитывалось уже до 25. Правительство, изучив проекты, остановилось на южном направлении в варианте Н.И. Путилова, который выступал в компании с английскими подрядчиками-инженерами Э. Кларком и В. Панчардом.   Трасса канала проходила  по реке Екатерингофке с выходом в Большую Неву у Подзорного острова. Представление министра путей сообщения по этому вопросу было утверждено царем 21 августа 1874 г. Контракт, заключенный между Временным Управлением и Н.И. Путиловым с Компанией, был подписан «со стороны казны» 26 октября 1874 г. инженерами Энрольдом и М.Л. Фуфаевским. Работы предполагалось закончить в шестилетний срок – до 15 октября 1880 г. Данный контракт действовал только до 19 апреля 1878 г., после чего был заключен новый между теми же участниками. В 1879 г. Н.И. Путилов, Э. Кларк и В. Панчард с согласия Комитета Временного Управления передали права на строительство своему бывшему уполномоченному инженеру С. П. Максимовичу и его компаньону инженеру П. А. Борейше.

 

Работы по углублению дна начались 25 мая 1875 г. Дно углубляли вручную, вывозили грунт, строили ряжи  (срубы из бревен, заполненные камнями) для дамб. В 1877 г. на канале появилось девять землечерпалок, английских и отечественных, общей производительностью 1000 куб. м в час. За период 1877-1885 гг. было вынуто 1 049 109 кубических саженей грунта, из которых 905 101 – в морском канале. Канал  имел протяженность 32 км, глубину  6,7 м. Начиная от Кронштадта, на протяжении 19 км к Петербургу по прямой линии канал представлял собой выемку в морском дне, имеющую ширину по дну 107 м. Далее на протяжении 4,25 км, имея ширину по дну 85 метров, канал был огражден возвышающимися над водой и параллельными его оси дамбами, которые при приближении к городу расходились и охватывали всю обширную территорию порта.

 

Торжественное открытие Морского канала состоялось 15 мая 1885 г. К этому событию был сооружен  по проекту архитектора В. В. Николя Обелиск, открытый в тот же день на дамбе, отделяющей Гутуевский корабельный бассейн от реки Невы.

В 1887 г. были утверждены правила, регламентирующие движение по нему судов.  Окончательно дноуглубительные работы закончиличь в 1890 г. 

 

Министерство путей сообщения приступило к реализации проекта развития Санкт-Петербургского порта. Путем дноуглубления были образованы три гавани. В 1885 г. был сооружен небольшой бассейн у начала расхождения дамб канала («Морская пристань») и Таможенная гавань при входе в канал из Невы («Гутуевский порт»). Третья гавань, служащая для отгрузки за границу лесных товаров и зерновых культур, была образована в период с 1897 по 1907 гг. и получила название «Хлебная-Лесная». В связи с закрытием в 1895 г. для коммерческих судов средней Кронштадтской гавани возникла необходимость создания в Санкт-Петербурге новых угольных причалов. Большую часть угля предполагалось разгружать не на берег, а прямо в лихтеры, которыми уголь развозился в пределах города на склады и заводы по каналам и рекам.


С началом Первой мировой войны Балтийское море превратилось в театр морских сражений. Порт бездействовал, хозяйство его приходило в упадок и разрушалось. К октябрю 1917 г. порт представлял собой удручающее зрелище. Более 80% причалов оказались непригодными для эксплуатации. В Морском канале было затоплено множество судов, практически он стал несудоходным.


В начале 1918 г. Советское правительство поставило перед портовиками и моряками торговых судов задачу – подготовить порт и суда к первой советской навигации. Проектирование этих работ осуществлялось специалистами Отдела торгового портостроения Комитета Госсооружений ВСНХ (впоследствии Ленморпроект – ОАО «Ленморнии-проект»).


20 апреля 1918 г. была открыта первая навигация с прибытием из Гельсингфорса (ныне Хельсинки) русских транспортов «Ильза» и «Эрос». 10 ноября 1918 г. торжественно провожали в заграничное плавание первый советский торговый пароход «Федерация», который должен был доставить в Копенгаген лен, пиломатериалы, медные и латунные стружки.

 
Петроторгпорт организован Постановлением Президиума ВЦИК от 09 февраля 1922 г., № 11. Положение  об Управлении Порта утверждено НКВТ (приказы по НКВТ и  С.-З. О.У. НКВТ).   Петроторгпорт был подчинен непосредственно С.-З. О.У. НКВТ, основной его функцией являлся экспорт и импорт грузов.


К  концу 1923 г. в порту были завершены восстановительные работы, и его производственная мощность достигла довоенного уровня.


В годы первых пятилеток Ленинградский порт продолжал быстро развиваться. Строились новые причалы, оснащенные современными средствами механизации, были проложены новые подъездные пути, появились новые корпуса холодильников и складов, увеличилась глубина Морского канала, обеспечивавшего проход в порт современным крупнотоннажным судам.

 

22 июня 1941 г. на мине, поставленной накануне фашистским самолетом в форваторе у Финского залива подорвался грузо-пассажирский пароход "Рухну", следовавший из Ленинграда в Таллин. немцы предполагали. что потопив в этом месте крупный пароход, перекроют единственный глубоководный  выход из Ленинградского порта. Но героические действия каманды и опытный лоцман успели повернуть пароход к северной бровке канала. В скором времени судно было поднято Эпроном и отбуксировано в Барочный бассейн.
В годы Великой Отечественной войны враг обрушил на территорию порта 13 890 авиабомб и около 15 тысяч крупнокалиберных снарядов. Между Ленинградом, Кронштадтом и Ораниенбаумом не прекращалось движение судов, хотя условия были чрезвычайно тяжелые и опасные: перевозились войска, боеприпасы, продовольствие. Из-за постоянных вражеских бомбежек более 70% портового хозяйства оказалось разрушенным.  В сентябре 1943 г. по приказу наркома Морского флота СССР П. П. Ширилова в Ленинград из эвакуации была направлена группа из семи сотрудников Ленморпроекта во главе с начальником отдела портов М. А. Соколовым для осуществления обследовательских, изыскательских и проектных работ по восстановлению и реконструкции Ленинградского морского торгового порта.


Основное развитие инфраструктуры происходило в 1960-х гг. Была создана мощная техническая база: появились современные перегрузочные машины и механизмы, стали внедряться совершенные технологии, была произведена специализация причалов. С использованием ледоколов работа стала круглогодичной. В 1966 г. за успехи в развитии порта, широкое внедрение передовой технологии и комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ Ле­нинградский порт был награжден высшей награ­дой СССР - орденом Ленина.

 

В 1970-е гг. была внедрена новая система управления движением судов по Морскому каналу. В 1970-1980-е гг. государство не ставило своей целью развитие производственной базы Ленинградского порта. Первоочередным считалось развитие новых и реконструкция существующих перегрузочных комплексов в портах Прибалтики и Украины. Результатом такой политики явилось то, что к началу 1990-х гг., когда принималось решение о приватизации Ленинградского морского торгового порта и произошло отделение стран Балтики, основные экспортные грузопотоки оказались ориентированы, в основном, на порты этого региона и Украины.

  • фото

    Вид на север Кировского
    района (Фото из Internet)

  • фото

    Вид на Морской канал
    от Невских ворот.
    Справа - Канонерский остров
    (фото - Наталия, 12.2013)

  • фото

    Гутуевский ковш
    1-й район
    (фото - Наталия, 03.2012)

  • фото

    Фото 2009 г.

  • фото

    Холодильник
    (фото - Наталия, 2009 г.)

  • фото

    2-й район
    (фото - Наталия, 04.2012)

  • фото

    2-й район и
    станция "Новый порт"
    (фото - Наталия, 04.2012)

  • фото

    Вид на барочный бассейн
    и южную оконечность Гутуевского
    острова

  • фото

    Южная оконечность
    Гутуевского острова
    использовалась для стоянки
    пассажирских судов
    Фото - Наталия, 2007 г.

  • фото
  • фото

    "Голова" Гутуевского
    острова у Невских
    ворот

  • фото

    2-й район

  • фото

    32, 33, 34 причалы

  • фото

    В Угольной гавани

  • фото

    У "Золотых ворот"
    Фото - Наталия, 08.2018.

8 декабря 1992 г. на базе Ленинградского морского торгового порта было создано открытое акционерное общество «Морской порт Санкт-Петербург» («МП СПб»). В результате приватизации порт перешел в частную собственность. В феврале 2008 г. акции ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и трех стивидорных компаний ЗАО «Первая стивидорная компания» («ПСК»), ЗАО «Вторая стивидорная компания» («ВСК») и ЗАО «Третья стивидорная компания» («ТСК») были приобретены международной транспортной группой Universal Cargo Logistics Holding B.V. (UCL Holding) у ее прежних акционеров – Jysk Stalindustry ApS и Chupit Limited. В 2010 г. для повышения эффективности использования производственных активов и усиления конкурентоспособности услуг по перевалке грузов в Большом порту Санкт-Петербурга четыре акционерных общества объединили путем присоединения «ПСК», «ВСК» и «ТСК» к «МП СПб». В октябре 2011 г. пакет акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» был передан в дивизион UCL Port B.V., консолидирующий стивидорные активы всей группы UCL Holding.

 

Основной объем в грузообороте приходится на ОАО “Морской порт Санкт-Петербург”.

 

В настоящее время ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” – современное предприятие с мировым уровнем сервиса, сочетающее государственный и частный капитал.

 

Территориально морской торговый порт разделен на четыре района.

1-й район

2-й район - Лесной мол

3-й район - Угольная гавань

4-й район - Нефтеналивной терминал

 

Сооруженные в 1963 г. на противоположном берегу  устья Невы, на юго-западной части Васильевского острова, Морской пассажирский вокзал и причалы считаются пятым пассажирским районом  порта.

  • фото

    Лесная гавань
    (фото - Наталия, 2009 г.)

  • фото

    На переднем плане поросшая
    кустарником Кривая дамба,
    на заднем плане цех Кировского завода
    (фото - Наталия, 03.2012)

  • фото

    Угольная гавань
    (фото - Наталия, 12.2013)

  • фото

    Лесной мол
    (фото - Наталия, 03.2012)

  • фото

    Фото из Internet

  • фото

    балкерный терминал.
    Фото из Internet

  • фото

    Золотые ворота и нефтяной
    терминал
    (фото - Наталия, 12.2013)


В морском торговом порту имеется 17 крытых складов и большое количество открытых складских площадок. Морской торговый порт обслуживают железнодорожные станции Новый порт (1-й и 2-й районы) и Автово (3-й и 4-й районы) Октябрьской железной дороги.

 

Перевалка грузов осуществляется также на причалах ряда петербургских предприятий,  находящихся в акватории, в том числе: Балтийского судомеханического завода, Канонерского судоремонтного завода, судостроительных заводов "Северная верфь" и "Балтийский завод", Кировского завода, Морского завода военно-морской базы в Кронштадте, а также на пассажирских причалах Морского вокзала, в поселке Лисий нос и городе Ломоносове.

 

Портовый флот, обслуживающий порт Санкт-Петербург, включает большое количество служебно-вспомогательных судов, принадлежащих различным организациям, в том числе более двадцати буксиров различной мощности, нефтемусоросборщики, водолеи, сборщики льяльных и фекальных вод, ледоколы, плавбункеровщики, лоцманские, пассажирские и рейдовые катера, пожарное судно, различные несамоходные плавсредства.

 

Рыбный порт имеет 6 причалов общей длиной более 660 м. На них установлено 10 портальных кранов грузоподъемностью до 6 тонн, с помощью которых осуществляется перегрузка рефрижераторных и других грузов. Для хранения рефгрузов имеется склад-холодильник емкостью 3000 тонн. Погрузочно-разгрузочные операции в порту производит ООО «Морской рыбный порт».

 

На причалах ОАО "Балтийский судомеханический завод", ОАО "Завод ЖБИ и КМГС", ОАО "Канонерский судоремонтный завод", судостроительных заводов ОАО "Северная верфь" и ОАО "Балтийский завод", ОАО "Кировский завод" перегружаются рефрижераторные, лесные, различные тарно-штучные грузы, контейнеры, металлолом.

 

Портовый пункт "Горская" находится на северо-западном побережье Невской губы в районе поселка Лисий Нос. Здесь у основания защитной дамбы расположены пять причалов. Вдоль защитной дамбы к ним ведет подходной канал шириной 80 м. Глубины на канале позволяют принимать к обработке в портовом пункте суда типа "река-море".

 

Портовый пункт "Бронка" расположен на юго-западном берегу Невской губы у основания защитной дамбы. Здесь находится нефтеналивной терминал компании "Несте".

 

К.К. Борисевич Ленинградский морской порт. Лениздат, 1966

М.С. Глинка. Ветер Балтики. История Балтийского морского пароходства. Лениздат, 1980

Материалы сайтов offbeatpiter.ru, technocontex.narod.ru, sztk.ru январь 2014 г., добавил - Наталия

 

  • фото

    Судно выходит из
    Барочного бассейна

  • фото
  • фото

    Парусник "Крузенштерн"
    прибывает в Петербург
    (фото - Наталия, 21.06.2012)

  • фото

    Паром "Принцесса Мария"
    проходит по Морскому каналу

44 комментария
11172 просмотра
Добавил: Наталия, 16 Января 2009, 00:38
Редактировано: 31 Января 2024, 16:46
Оцените:
(11 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3788.html' target='_blank'>Морской торговый порт на Citywalls.ru</a>
Всего 44 комментария
  • 9 Июня 2023, 21:07

    1941 г. 1 декабря.(Оперативн. сводка N96.)
    Место и очаг поражения - торговый порт.
    Характер и размеры поражения и разрушения - 90 арт.снарядов в районах: Балтийское поле, Морской канал, Канонерский остров.
    Разрушено и повреждено:
    Жел.дор. пути и стрелка Балт. поля.
    Повреждение связи в районе Морского канала.
    Вагон с грузом боеприпасов, эстакада склада и будка берегового крана.
    Пострадавших: ранено - 34 чел., убито - 10 чел.
    Время обнаружения ч/м - 0.20 до 17.04.
    Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовые команды.
    Время ввода подразделений - 8.00.
    Время окончания работ - 15.00.
    Что сделано для ликвидации поражения - пострадавшим оказана помощь. Восстановительные работы продолжаются.
     (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.504).

  • 9 Июня 2023, 21:11

    1941 г. 4 декабря.(Оперативн. сводка N99.)
    Место и очаг поражения - Ленторгпорт - Межевой канал, центральная площадка, новый порт, Двинская ул. 17-а, 1-ый, 2-ой районы порта.
    Характер и размеры поражения и разрушения - 16 фугасных бомб, одна из них неразорвавшаяся.
    Разрушено и повреждено:
    - частичное разрушение каменного здания склада МПВО;
    - повреждена радио-трансляц. и телефонная сеть, э/сеть, жел.дор. пути и водопровод.
    Разрушены:
    А) Каменный цех.
    Б) Механические мастерские порта.
    В) Два тоннеля склада "Пассаж".
    Пострадавших: ранено - 18 чел.,убито - 3 чел.
    Время обнаружения ч/м - 12.26 до 18.10.
    Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовые команды порта, дружины РОКК.
    Время ввода подразделений - 13.20.
    Время окончания работ -
    Что сделано для ликвидации поражения - пострадавшим оказана помощь, участок в районе падения неразорвавшейся бомбы оцеплен, люди удалены. Водопровод перекрыт. Восстановительные работы разрушенного хоз-ва порта прововодятся.
     (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.523).

  • 9 Июня 2023, 21:14

    1942 г. 26 апреля.(Оперативн. сводка N199.)
    Место и очаг поражения - Ленторгпорт.
    Характер и размеры поражения и разрушения - 216 арт.снарядов. Повреждено:
    - 8 жел.дор. путей.
    - Здание автобазы.
    Возник пожар в клубе порта.
    Ранено - 2 человека.
    Время обнаружения ч/м - 12.07 до 14.37.
    Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовые команды.
    Время ввода подразделений - 13.00.
    Время окончания работ - 16.00.
    Что сделано для ликвидации поражения - пострадавшим оказана помощь. Пожар ликвидирован. Повреждения жел.дор. путей исправлены.
     (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.559.)

  • 9 Июня 2023, 21:17

    1942 г. 28 апреля. (Оперативн. сводка N200.)
    Место и очаг поражения - Ленторгпорт - Морской кан., 1-ый район, Балтийское поле.
    Характер и размеры поражения и разрушения - 87 арт.снарядов. Пожар 4-х жел.дор. вагонов (2 цистерны с горючим, 2 вагона с тарой). Ранен -1 человек.
    Время обнаружения ч/м - 15.05 до 19.06.
    Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - объектовые команды.
    Время ввода подразделений - 19.10.
    Время окончания работ - 21.00.
    Что сделано для ликвидации поражения - пострадавшему оказана помощь. Пожар ликвидирован в 21.00.
     (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.562).

  • 3 Февраля 2024, 13:11

    1941 г. 18 сентября. (Оперативн. сводка N24.)
    Место и очаг поражения - Межевой канал, 5x - Ленморторгпорт.
    Характер и размеры поражения и разрушения - Разорвалось около 30 артснарядов, из них 3 снаряда
    попали в недостроенный пароход «Литвинов». На пароходе образовался пожар. Пострадавших нет.
    Время обнаружения ч/м - 15.15.
    Наименование сил и средств, введенных для ликвидации поражения - 1 пожкатер порта, 1 пожарный буксир, 2 пожавтохода на пароме завода им. Орджоникидзе.
    Время ввода подразделений - 15.30.
    Время окончания работ - 18.20.
    Что сделано для ликвидации поражения - пожар ликвидирован. Судно отведено от Канонерского .завода.
     (Лит-ра: Железный дождь над Ленинградом. Сост. Б.Иринчеев. - Выборг, 2022.С.71).

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2703
Всего сегодня: 5164