Публикация
Морской вокзал
Фото - Mary 2009. Морской вокзал Брутализм пл. Морской Славы, 1 1977-1982 - арх. Сохин В. А., Калягин Л. В., Лазарев Анатолий Николаевич
Морской вокзал. Архитекторы: лауреат Гос.премии СССР архитектор В. А. Сохин, М. И. Захаров, Е. Е. Шумова, Г. К. Федосеева; конструктор – лауреат Гос.премии СССР Н. Д. Нелипа; инженер Заслуженный строитель России Ж. Я. Лейв. Гос.премия СССР 1982 . (Artindex. Архитекторы. Дизайнеры. Каталог-справочник. 2006. С. 71
Надалеко от Галерной гавани, там где Большой пр. ВО выходит к заливу в 1977-1982 гг. было возведено здание Морского вокзала. Разработку прокта вокзала вел большой коллектив - арх-ры Сохин В. А., Лазарев А. Н., Калягин Л. В., инж-ры Лейв Ж. Я., Нелипа А. Д. Строительство вел трест "Севзаптрансстрой'.
Семиэтажное здание имеет призматический объем. В четырех нижних этажах находятся пассажирские помещения. Три верхних этажа занимает межрейсовая база моряков. Зимой помещения использовались как гостиница. Фасады облицованы объемными алюминиевыми панелями, напоминающими надутые ветром паруса. Здание увенчано башней со шпилем - высота 78 м. К причалу пассажирского порта летом подходили океанские лайнеры с туристами. (по материалам [
Примерно в 2007-2009 гг. снесена подъездная эстакада, так как на этом месте планируется строительство т.н. "второй очереди Морского вокзала". (
Газеты Ленинграда сообщали о строительстве Морского вокзала: 12.04.1982 г. Коллектив Шпиль представляет собой сорокаметровую металлическую иглу, - говорит главный специалист ЛенЗНИИЭПа А. Е. Цукерман. - Если учесть сорокаметровую высоту здания вокзала, то она поднимется до отметки 80 метров. Каркас шпиля собирается из стальных конструкций, которые будут облицованы титановыми листами. Диаметр у основания составит полтора метра, а в верхней точке - 300 миллиметров. Венчает его специальная эмблема. Наш коллектив впервые столкнулся с подобной задачей. Мы имеем опыт проектирования каркасов высотных зданий. По нашим чертежам, например, построены 22-этажная гостиница в Ульяновске, 10-этажное здание в Мурманске, мы принимали участие в сооружении Транспортировка шпиля к Морскому вокзалу - тоже вопрос непростой. Его доставят в гавань Васильевского острова водным путем. Здесь он будет установлен на место с помощью мощного плавучего крана. Основание для установки уже подготовлено. Пройдет немного времени, и шпиль над Морским вокзалом взметнется над нашим городом. (Б. Толмачев «Шпиль для вокзала» заметка из газеты «Вечерний Ленинград» №83(16673) от 12.04.1982 г. С.1. Рубрика « Факты и комментарий») 22.07.1982 г. Мастера Ленинградского специализированного управления объединения «Росмонументискусство» сегодня завершают основные работы над эмблемой, которая будет установлена на шпиле Морского вокзала в Гавани. Позолоченный полутораметрового диаметра шар, опоясанный тремя кольцами, объемный парусник, звезда города - героя Ленинграда - так будет выглядеть композиция. На (А. Ничков, «Эмблема Морского вокзала» заметка из газеты «Вечерний Ленинград» от 22.07.1982 г.С.1) 11.09.1982 г. Сегодня на Модель 40-метрового шпиля прошла испытания в аэродинамической трубе. На основе полученных данных разработаны специальные устройства. Они будут смонтированы в верхней части металлической «иглы», а в нижней - размещен 1200-килограммовый груз. Такая конструкция придаст шпилю устойчивость, даже при самых сильных ветрах. (И. Дубов «Над Морским вокзалом» заметка из газеты «Вечерний Ленинград» от 11.09.1982 г. С.1) 14.10.1982 г. Сегодня специалисты 308-го управления треста Севзаптрансстрой заканчивают сооружение гостиницы на 600 мест в комплексе Морского вокзала в Гавани. Предпусковые работы ведутся и на других объектах этой важной городской стройки. Здание одевается в гранит и мрамор. Началась окончательная отделка производственных помещений и зала ресторана. В точном соответствии с программой идет монтаж и наладка различных агрегатов и механизмов. С опережением графика монтажники устанавливают и испытывают оборудование для транспортировки багажа. (Ю. Лунев «На Морском вокзале» «Вечерний Ленинград» №236(16826) от 14.10.1982 г. С.1) 11.12.1982 г. Когда стальная махина 350-тонного плавучего крана надвинулась на причальную стенку Морского вокзала, новое просторное здание словно съежилось рядом с этим великаном. На причале лежал шпиль. Титановую иглу венчал сверкающий позолотой шар с золотым корабликом на вершине. С высоты вокзальной эстакады конструкция казалась дорогой, и изящной игрушкой. Плавкрану предстояло водрузить шпиль на башню Морского вокзала. Задача оказалась не такой простой, как могло показаться вначале. Высота подъема крюка плавкрана составляет 52 метра, в то время как верхняя часть шпиля должна быть зафиксирована на отметке 78 метров. Возможно, мог бы выручить вертолет, но масса шпиля вместе с оснасткой составляет около 80 тонн. Специалисты Ленинградского отдела института Промстальконструкция решили сложную задачу необычным способом: они снабдили шпиль системой противовесов и стали поднимать его за точку, расположенную ниже центра тяжести. Все было заранее рассчитано и продумано, по начало операции несколько задержалось. Наступил вечер, зажглись огни. Включил свои прожектора стоящий неподалеку океанский лайнер «Михаил Лермонтов». На причале стало светло, хоть кино снимай! <…> Подъем шпиля оказался последней сложной техническом задачей, которую пришлось решать специалистам при строительстве Морского вокзала. Над этим зданием пришлось поломать голову! Взять хотя бы историю со знаменитыми «парусами». С самого начала, когда было принято решение о строительстве Морского вокзала, предполагалось, что это здание станет одним из архитектурных акцентов на Морской набережной. Проектирование поручили архитектору В. А. Сохину, который и до этого успешно занимался решением морского фасада Ленинграда. На этот раз Сохину был предоставлена возможность побывать в портовых городах Европы, чтобы посмотреть, как выглядят морские вокзалы за рубежом. Из командировки он вернулся разочарованный. Оказывается, нигде в мире морских вокзалов не строят. Иногда на железном каркасе сооружают легкие павильоны, которые скорее похожи на сараи (примерно так выглядит старый пассажирский вокзал в Гавани, которым пока не разобрали). Одним словом, архитектору предстояло создать проект здания, какого еще никому не приходилось строить. И он шел оригинальное архитектурно-художественное решение. Многоэтажное здание прямоугольной формы он окружил лоджиями, а в качестве ограждения принял навесные панели - оболочки, напоминающие паруса. Эти «паруса» привносят в экстерьер дух морской романтики, придают фасаду неповторимый, впечатляющий облик. Любопытно, что бывшее руководство Госгражданстроя проект забраковало. Был объявлен конкурс, в котором приняли участие несколько авторских коллективов. И все равно на совместном заседании Градостроительного совета Ленинграда и правления Ленинградской организации Союза архитекторов СССР лучшим бы признан проект В. А. Сохина. Заслуга архитектора в том, что он сумел объединить в единый блок два различных по своему назначению сооружения: собственно вокзал и гостиницу на 600 мест. Таким образом отпадает необходимость стоянки теплохода в Ленинграде и использования судна в качестве гостиницы. Это позволит улучшить обслуживание пассажиров, увеличит культурный и туристский обмен между Ленинградом и другими городами. Решена и важнейшая градостроительная задача: создано современное сооружение в архитектурных формах, свойственных облику Ленинграду - морского города с богатым историческим прошлым и славными традициями. <…> Трудно перечислить всех, кто отличился при сооружении Морского вокзала. Доброго слова заслуживает каждый участник стройки. И тут не только работники Севзаптрансстроя, но и многих других организаций. Например, позолотчики бригады П. П. Ушакова из объединения «Реставратор». Это они почти круглые сутки миллиметр за миллиметром покрывали сусальным золотом детали шпиля, придавая им ослепительный блеск и красоту. Или рабочие треста Севзапстальконструкция во главе с бригадиром В. И. Кононовым, которые вчера вечером подняли шпиль па башню Морского вокзала и закрепили его там. Шпиль Морского вокзала на два метра выше Адмиралтейского. У знаменитого адмиралтейского кораблика появился собрат. <…> (С. Райкин «Шпиль над Гаванью» статья из газеты «Вечерний Ленинград» №284(16874) от 11.12.1982 г.С.2. Рубрика «Сообщаем подробности») 31.12.1982 г. Еще одна новостройка украсила морской фасад Ленинграда. В Гавани на Васильевском острове закончено сооружение Морского пассажирского вокзала. Коллективы («Морские ворота Ленинграда» заметка из газеты «Вечерний Ленинград» от 31.12.1982 г. С.1) (добавил:
Примечательна многолетняя борьба авторского коллектива здания Морского вокзала (архитекторы: В. А. Сохин (руководитель), М. И. Захаров, Е. Е. Шумова, Г. К. Федосеева, В. И. Виноградова, М. Н. Фёдорова; инженеры Ж. Я. Лейв, В. В. Голубев, А. Д. Нелипа) за реализацию его образного решения. Уже в июле 1973 г. на уровне технического проекта Морского вокзала в Гавани с межрейсовой базой отдыха на 600 мест в оформлении фасадов были предложены «паруса» (панели). «Битва за паруса» продолжалась вплоть до 1980-х годов. Она показала, насколько сильны стереотипы функциональной архитектуры, а точнее ёе этики, честного строительства. Вот выдержка одного из экспертных заключений 1974 г.: «...Принятая … система стеновых панелей, образующая подобие парусов, ... не связана с лучшими традициями архитектуры Ленинграда, в том числе и современной, и носит чуждый этому городу формально литературный характер». Через два года - не менее жёсткая рецензия Госгражданстроя и предписание отказаться от ложных, не свойственных традициям Ленинграда «парусообразных» элементов. В 1976 г. в переработанном техническом проекте авторы заменяют паруса-панели эркерами. По требованию Госгражданстроя, неудовлетворённого ходом работы, ЛенНИИпроект проводит конкурс на лучшее решение фасадов Морского вокзала. Конкурс выигрывает авторский коллектив вокзала. Они снова доказывают свою правоту и свою убеждённость в возможности такого решения. Жюри подтверждает необходимость навесных наружных панелей – «парусов». В 1980 г. Госгражданстрой требует заменить паруса эркерами. Вопреки этому авторы побеждают. Реализованное решение фасадов - дюралюминиевые «паруса». Были ли у оппонентов какие-то зацепки для борьбы с таким решением? Да, были. «Паруса» не вырастали из стоечно-балочной конструкции вокзала. Они стали навешенной на каркас оболочкой. Почему же это невозможно - если это необходимо. Подобных примеров навешивания второй оболочки для решения художественных задач не так уж мало. Главная причина такого жёсткого оппонирования - стереотипы строгого функционализма, требования однозначной связи конструкции и формы". (Ю. И. Курбатов, "От оттепели к преодолению стереотипов", инф. - аналит. бюллетень "Архитектурный Петербург", 2012, №3; добавил:
Через 30 лет отсутствия моего имени в качестви автора Морского вокзала, я нашёл его на сайте Citywalls,ru. Меня поразила запись, указывающая стиль сооружения: было написано - "Брутализм". Теперь этой записи нет, и напрасно. Одним из авторов морского вокзала в Санкт-Петербурге указан арх. Анатолий Лазарев. Это ошибка, Лазарев никакого отношения к этому проекту не имел, более того он был ярым противником этого проекта. (Леонид Калягин, США. Прислано через Гостевую книгу)
Проходила архитектурную практику в "Ленниипроекте", в мастерской Сохина В. А., во время проектирования Морвокзала - в 1978 г. Строительство шло параллельно. Сохин произвёл впечатление добродушного, жизнерадостного человека. Сердцем переживал все события на стройке - особенно ошибки строителей из-за неразберихи с чертежами. До сих пор вспоминаю его чистенькую рубашку с залатанным следом от утюга на спине. Мотался на стройку на крохотном "Запорожце". Переделывал проект под имеющиеся у подрядчиков материалы с наименьшими потерями для здания! Терпел нас - бестолковых практикантов. Из сотрудников запомнились фамилии Нелипы и Каневского (не удивительно). Башня нефункциональна? Уберите башню и вы поймёте в чём была её функция. (
35 комментариев
24546 просмотров Добавил: Mary, 4 Июля 2009, 22:47
Редактировано: 21 Июня 2024, 20:46
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6896.html' target='_blank'>Морской вокзал на Citywalls.ru</a>
Всего 35 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32287
Готовится: 83
Улицы: 2706
Архитекторы: 4145
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14353
Всего сегодня: 2588
|
Примерно в 2007-2009 году снесена подъездная эстакада, так как на этом месте планируется строительство т.н. "второй очереди Морского вокзала".