Публикация
Доходный дом А. Р. Ламздорф - Доходный дом А. А. ВетошкинойДоходный дом А. Р. Ламздорф
1843-1844 - арх. Гемилиан Александр Петрович ([ 1857 - арх. Генрихсен Р. Р.- дворовый флигель
Доходный дом Ю. Ю. Бенуа 1899? - акад. арх. Бенуа Ю. Ю. - дворовый флигель
Доходный дом А. А. Ветошкиной 1908 - гражд. инж. Носалевич Иосиф Иванович - перестройка надстройка дома и флигелей (Список...) ([
Территория домов
* Фасад дома Александры Романовны Ламздорф, построенного Александром Петровичем Гемилианом (проект 1843 г., утвержден в 1844 г.)
А. И. Ушаков происходил из бедной дворянский семьи. В 1700 г. зачислен солдатом в Преображенский полк. В 1710 уже капитаном Ушаков стал адъютантом Екатерины I. С 1722 служил в Тайной канцелярии. После смерти Екатерины арестован и исключен из гвардии. При имп. Анне Иоанновне и Елизавете Петровне занял исключительное положение - стал сенатором, подполковником лейб-гвардии Семеновского полка, возглавил Тайную канцелярию. В 1744 г. получил графский титул. Жил в свое каменном доме на наб. Невы (ныне
С 1780-х до 1820-х гг. участок принадлежал семейству Меллер. Генерал Б. И. Меллер, брат возглавлявшего Канцелярию главной артиллерии и фортификации генерала И. И. Меллер-Закомельского до переезда в Петербург был правителем Колыванского наместничества и жил в Барнауле. После смерти Б. И. Меллера в 1811 г. владелицей участка стала его вдова Мария Федоровна, а в 1823 г. унаследовала их дочь Е. Б. Ахвердова, жена грузинского дворянина, поступившего на службу при Анне Иоанновне, закончившего Сухопутный шляхетский корпус. В 1823 Е. Б. Ахвердова продала участок купцу Ивану Меншуткину. В 1843 г. владелицей дома стала графиня А. Р. Ламздорф, жена Н. М. Ламздорфа. В том же году арх. А. П. Гемилиан составил для нее проект нового трехэтажного дома с двумя ризалитами и рустовкой по всему фасаду. В 1857 г. арх. Р. Р. Генрихсен построил дворовый флигель.
Участок и дом еще несколько раз менял владельцев. В 1867 гр. А. Р. Ламздорф продала его П. К. Бронникову, оперному артисту. В 1899 дом перешел от Бронникова к акад. арх. Ю. Ю. Бенуа. В глубине двора Бенуа построил флигель. В 1900-х гг. в доме находилось правление
Для следующей владелицы А. А. Ветошкиной, вдовы потомственного почетного гражданиа, лицевой дом и два флигеля в 1908 г. (Список...) были надстроены по проекту гражд. инж. А. И. Носалевича.
В доме 18 в кв. 3 жил адмирал Л. Л. Гейден. До 1873 г. жил (кв.2) вице-адмирал Иван Васильевич Поскочин (1805-1886). В 1910-х гг. жила графиня Ольга Александровна Мусина-Пушкина (урожд. Пашкова), вдова генерала от кавалерии графа Александра Ивановича Мусина-Пушкина (1827-1903). Жильцом дома (кв. 6) был С. А. Колбасьев - морской офицер, писатель-маринист, дипломат, выпускник Морского кадетского корпуса. В начале 1930-х гг. Колбачьев вел на Ленинградском радио джазовую программу. Профессор Ф, Ф. Бенуа, специалист в области кораблестроения, историк, генеолог рода, проживал много лет во флигеле дома, построенном его дедом. ([
Некоторые сведения об истории Чертежи дома на участке, принадлежавшем А. Р. Ламздорф, П. К. Бронникову, Ю. Ю. Бенуа, А. А. Ветошкиной по Моховой ул., 18 Начальная дата: 1843 Конечная дата: 1910 Количество листов: 79 1. 2. 3. 4. Таким образом, здание служб, первоначально одноэтажное, было построено между 1857 и 1867 г., а в 1908 г. было частично надстроено (или вообще построено заново?) по проекту И. И. Носалевича. С другой стороны, теперь в здании, конечно, давно нет ни ледника, ни сараев (ни то, ни другое теперь не нужно), оно реконструировано в XX в. Когда именно произошла эта реконструкция, мне неизвестно, могу только сказать, что это было не позже 1986 г.: в этом году я впервые увидел домик, и он выглядел уже так. Скорее всего, реконструкция относится к 1970 - первой половине 1980-х гг. (добавил
Мемориальная доска С. А. Колбасьеву (арх. Г. С. Пейчев) открыта 30 мая 2007 г. ( Надпись - “В этом доме с 1928 по 1937 год жил Сергей Адамович Колбасьев, писатель, моряк, энтузиаст джаза”. К этому еще можно добавить "конструктор, изобретатель, автор учебников в области радиотехники", так много он успел за свою недолгую и трагически оборвавшуюся жизнь. (
1932 г. Ленинградское радио стало первым в стране, начавшим регулярные беседы о джазе. Их вел писатель, энтузиаст джаза Сергей Колбасьев, собравший по тем временам замечательную коллекцию джазовых пластинок (более 500). 3-4 раза в месяц он рассказывал о таких музыкантах, как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Ред Николз... (Мархасёв Л. XX век в легком жанре (Взгляд из Петербурга - Петрограда - Ленинграда): Хронограф музыкальной эстрады 1900-1980 годов. - СПб.: Композитор * Санкт-Петербург, 2006. С.) (добавил
В этом доме жили: 1901-1902, 1922-1925 архитектор Ю. Ю. Бенуа (ВПб на 1902. O. III. C. 52, ВПг на 1924. O. XI. C. 53, ВЛг на 1924. O. X. C. 24, на 1925. С. 34) 1891-1901 морской деятель адмирал Л. Л. Гейден (Адресная книга города С-Петербурга на 1892 год, часть II, С. 43, на 1893 год, С. 65; ВПб на 1894. O. III. C. 53, на 1895. С. 51, на 1896. С. 75, на 1897. С. 95, на 1898. С. 126, на 1899. С. 125, на 1900. С. 134, на 1901. С. 129) 1850-е инженер путей сообщения генерал-лейтенант А. Д. Готман (Путеводитель 60000 адресов из Санкт-Петербурга, Царского Села, Петергофа, Гатчины и прочая 1854 С-Пб, часть 1-я С. 84) 1929-1937 моряк, писатель, энтузиаст джаза С. А. Колбасьев (ВЛд на 1930. O. XI. C. 262, на 1931. С. 220, на 1933. O. XV. С. 191, на 1935. O. XIV. C. 193; список абонентов ЛГТС на 1937 год С. 82) (добавил 1965: Бенуа Ф. Ф. - Моховая, 18 ([ Это Федор Францевич, сын репрессированного Франца Юльевича Бенуа. Ф.Ф. Бенуа долгие годы работал в ЛИВТе, заведовал кафедрой.
В окне лестничного объема на площадке 1–2-го этажей сохранились фрагменты декоративного остекления, выполненного в имитационной технике (деколь или холодная роспись; возможно, сочетание обеих техник). Фрамуга установлена с внутренней стороны, носит декоративный характер, за ней находится окно с двойными рамами.
Расстекловка рамы - пять секций с кругом в центре. Матовое стекло с декором сохранилось в трех секциях, имеются трещины и выбоины. В центральной круглой части есть отверстия для крепежа какого-то утраченного элемента. Рисунок синего цвета по периметру секций - орнаментальные мотивы в духе народного искусства. Центральный круглый элемент акцентирован широкой красной каймой с желтым узором. В центре каждой угловой секции - различные цветочные композиции.
Изображение в этой фрамуге производит впечатление случайного соединения разных по технике и типу частей. Возможно, этот декор в окне - продукт handmade конца XIX - начала ХХ в. или даже более позднего времени. Он интересен как свидетельство бытовой культуры прошлого. На момент инвентаризации полностью сохранилась левая верхняя секция фрамуги, имеются трещины; еще две секции разбиты, стекла в них частично утрачены. Красочный слой на стекле потерт.
Витраж находится в аварийном состоянии, на грани утраты. По фото С. В. Васильева видно, что в 2018 г. сохранность заполнения во фрамуге была значительно выше.
Дата осмотра: Сентябрь 2020. Все фото выполнены волонтерами проекта. (добавил
1928: Ферма "Лесная". Лесной уч., пр. Бенуа; (конторы) - Моховая, 18, Каменноостровский, 26-28, Б. Сампсониевский, 58 Владелец Ю. Ю. Бенуа (ВПг на 1916. О. 2. С. 1928)
В 2001 г. включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1889)
![]() ![]() Добавил: Mary, 25 Апреля 2009, 16:30
Редактировано: 9 Июля 2024, 16:34
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house5667.html' target='_blank'>Доходный дом А. Р. Ламздорф - Доходный дом А. А. Ветошкиной на Citywalls.ru</a>
Всего 35 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 7
Гостей: 883
Зарегистрировано: 14598
Всего сегодня: 1020
|
"А с чего вы взяли, что проект Гемелиана был реализован? Есть фотографии? его облик мог изменится, как вы правильно отмечатете уже в процессе строительства.) Куда делась обработка цоколя камнем, например? Какой смысл был ее сбивать при перестройке дома?"
"У Гемелиана на проекте руст, тут его нет. Он сбит когда? При перестройке дома или его вовсе не было и заказчики упростили фасад изначально."
После тех гадостей, что мне написал г-н von Fricken, я не могу с ним общаться напрямую.
Но вопрос поставлен, и я отвечаю на него для других, у кого этот вопрос может возникнуть. (Мог бы догадаться гораздо раньше, но только сейчас заметил.)
Вот прямое доказательство - чертеж фасада соседнего дома 16, выполненный Э.Я.Шмидтом в 1857 г. (т.е. через 13 лет после окончания постройки дома 18):
У правого края чертежа - фрагмент дома 18, и он полностью соответствует проекту А.П.Гемилиана. Так что проект безусловно был осуществлен.
Примечание. Чертеж Э.Я.Шмидта я поместил в комментарии к публикации по дому 16 от 5 мая 2020 г. (А теперь еще и выслал его в публикацию.)