Публикация

Доходный дом А. Р. Ламздорф - Доходный дом А. А. Ветошкиной

Здание на карте
фото
Архитекторы: Гемилиан А. П.
Носалевич И. И.
Год постройки: 1843-1844, 1908
Стиль:

Доходный дом А. Р. Ламздорф

 

1843-1844 - арх. Гемилиан Александр Петрович  ([99]. С. 92)

1857 - арх. Генрихсен Р. Р.- дворовый флигель

 

Доходный дом Ю. Ю. Бенуа

1899? - акад. арх. Бенуа Ю. Ю. - дворовый флигель

 

Доходный дом А. А. Ветошкиной

1908 - гражд. инж. Носалевич Иосиф Иванович - перестройка надстройка дома и флигелей   (Список...) ([99]. С. 22)

 

Территория домов № 18  и  20 по Моховой ул. и  № 17  и  19 по Литейному пр. составляли в 1730-х гг. одну обширную Усадьбу генерала А. И. Ушакова.

 

 

А. И. Ушаков происходил из бедной дворянский семьи. В 1700 г. зачислен солдатом в Преображенский полк. В 1710 уже капитаном Ушаков стал адъютантом Екатерины I. С 1722 служил в Тайной канцелярии. После смерти Екатерины арестован и исключен из гвардии. При имп. Анне Иоанновне и Елизавете Петровне занял исключительное положение - стал сенатором, подполковником лейб-гвардии Семеновского полка, возглавил Тайную канцелярию. В 1744 г. получил графский титул. Жил в свое каменном доме на наб. Невы (ныне Дворцовая наб., 16). Двор между Моховой и Литейным сдавал внаем. Здесь жил его денщик Герасим Морозов.

 

С 1780-х до 1820-х гг. участок принадлежал семейству Меллер. Генерал Б. И. Меллер, брат возглавлявшего Канцелярию главной артиллерии и фортификации генерала И. И. Меллер-Закомельского до переезда в Петербург был правителем Колыванского наместничества и жил в Барнауле. После смерти Б. И. Меллера в 1811 г. владелицей участка стала его вдова Мария Федоровна, а в 1823 г. унаследовала их дочь Е. Б. Ахвердова, жена грузинского дворянина, поступившего на службу при Анне Иоанновне, закончившего Сухопутный шляхетский корпус.

В 1823 Е. Б. Ахвердова продала участок купцу Ивану Меншуткину. 

В 1843 г. владелицей дома стала графиня А. Р. Ламздорф, жена Н. М. Ламздорфа.

В том же году арх. А. П. Гемилиан составил для нее проект нового трехэтажного дома с двумя ризалитами и рустовкой по всему фасаду. В 1857 г. арх. Р. Р. Генрихсен построил дворовый флигель.

 

Участок и дом еще несколько раз менял владельцев. В 1867 гр. А. Р. Ламздорф продала его П. К. Бронникову, оперному артисту. В 1899 дом перешел от Бронникова к акад. арх. Ю. Ю. Бенуа. В глубине двора Бенуа построил флигель.  В 1900-х гг. в доме находилось правление "Лесной фирмы Ю.Ю.Бенуа", молочная лавка, во дворе - конюшня и сарай "Лесной фирмы".

 

Для следующей владелицы А. А. Ветошниковой, вдовы потомственного почетного гражданиа, лицевой дом и два флигеля в 1908 г. (Список...) были надстроены по проекту гражд. инж. А. И. Носалевича.

 

В доме 18 в кв. 3 жил адмирал Л. Л. Гейден. До 1873 г. жил (кв.2) вице-адмирал Иван Васильевич Поскочин (1805-1886).

В 1910-х гг. жила графиня Ольга Александровна Мусина-Пушкина (урожд. Пашкова), вдова генерала от кавалерии графа Александра Ивановича Мусина-Пушкина (1827-1903).

Жильцом дома (кв. 6) был С. А. Колбасьев - морской офицер, писатель-маринист, дипломат, выпускник Морского кадетского корпуса. В начале 1930-х гг. Колбачьев вел на Ленинградском радио джазовую программу.

Профессор Ф, Ф. Бенуа, специалист в области кораблестроения, историк, генеолог рода, проживал много лет во флигеле дома, построенном его дедом.

([51]. С. 189-2001, Mary)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - snegir, 2009.

  • фото

    Фото - С. Васильев, 2009.

  • фото

    Фото - Nipnip, 02.2020.

Мемориальная доска С. А. Колбасьеву (арх. Г. С. Пейчев) открыта 30 мая 2007 г.  (Val 39)

Надпись - “В этом доме с 1928 по 1937 год жил Сергей Адамович Колбасьев, писатель, моряк, энтузиаст джаза”.

К этому еще можно добавить "конструктор, изобретатель, автор учебников в области радиотехники", так много он успел за свою недолгую и трагически оборвавшуюся жизнь.  (Ладада)

 

1932 г. Ленинградское радио стало первым в стране, начавшим регулярные беседы о джазе. Их вел писатель, энтузиаст джаза Сергей Колбасьев, собравший по тем временам замечательную коллекцию джазовых пластинок (более 500). 3-4 раза в месяц он рассказывал о таких музыкантах, как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Ред Николз...
На квартире № 6 у Колбасьева на Моховой ул. в Ленинграде возник своеобразный джаз-клуб, где собирались исполнители и любители джаза. Здеь Генрих Терпиловский вместе с другими музыкантами впервые исполнил посвященный Колбасьеву Блюз Моховой улицы. В годы сталинского Большого террора и Колбасьев и Терпиловский были репрессированы. Колбасьева расстреляли. Терпиловский остался в живых.

(Мархасёв Л. XX век в легком жанре (Взгляд из Петербурга - Петрограда - Ленинграда):

Хронограф музыкальной эстрады 1900-1980 годов. - СПб.: Композитор * Санкт-Петербург, 2006. С.) (добавил nikspb)

 

В этом доме жили:

1901-1902, 1922-1925   архитектор Ю. Ю. Бенуа 

(ВПб на 1902. O. III. C. 52, ВПг на 1924. O. XI. C. 53, ВЛг на 1924. O. X. C. 24, на 1925. С. 34)

1891-1901   морской деятель адмирал Л. Л. Гейден 

(Адресная книга города С-Петербурга на 1892 год,  часть II, С. 43, на 1893 год, С. 65; ВПб на 1894. O. III. C. 53,

на 1895. С. 51, на 1896. С. 75, на 1897. С. 95, на 1898. С. 126, на 1899. С. 125, на 1900. С. 134, на 1901. С. 129)

1850-е   инженер путей сообщения генерал-лейтенант А. Д. Готман           (Путеводитель  60000 адресов из 

              Санкт-Петербурга, Царского Села, Петергофа, Гатчины и прочая  1854  С-Пб, часть 1-я С. 84)

1929-1937   моряк, писатель, энтузиаст джаза С. А. Колбасьев

(ВЛд на 1930. O. XI. C. 262, на 1931. С. 220, на 1933. O. XV. С. 191, на 1935. O. XIV. C. 193;

список абонентов ЛГТС на 1937 год С. 82)               (добавил Val 39)

1965:  Бенуа Ф. Ф.   - Моховая, 18  ([108]. С. 347.)

Это Федор Францевич, сын репрессированного Франца Юльевича Бенуа. Ф.Ф. Бенуа долгие годы работал в ЛИВТе, заведовал кафедрой.  (алекс)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер
    04.2013.

  • фото

    Флигель лит З.
    Фото - vladimir-2013, 05.2014.

 

1928:  Ферма "Лесная". Лесной уч., пр. Бенуа; (конторы)  - Моховая, 18, Каменноостровский, 26-28, Б. Сампсониевский, 58

          Владелец Ю. Ю. Бенуа (ВПг на 1916. О. 2. С. 1928)

 

 

В 2001 г. включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1889)

  • фото
  • фото

    Лестница парадная.

  • фото
  • фото

    Окна нижнего яруса.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Печь на площадке 2-го этажа.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Вид двора с
    парадной лестницы.

  • фото

    Фото - люблюпитер,
    04.2016.

  • фото

    Фото - sonmel

27 комментариев
3820 просмотров
Добавил: Mary, 25 Апреля 2009, 16:30
Редактировано: 17 Января 2019, 22:39
Оцените:
(29 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house5667.html' target='_blank'>Доходный дом А. Р. Ламздорф - Доходный дом А. А. Ветошкиной на Citywalls.ru</a>
Всего 27 комментариев
  • 6 Мая 2020, 00:17

    По-моему, отличия от проекта - только в незначительных деталях, совершенно не изменяющих общий характер архитектуры. (И еще неизвестно, действительно ли это поздние искажения; не исключено, что изменения произошли уже в процессе строительства.)

     

    В любом случае - и в проекте фасад Носалевича на порядок хуже фасада Гемилиана.

     

  • 6 Мая 2020, 00:59
    Ответ на "По-моему, отличия от проекта - только в незначител" от S.P.

     А с чего вы взяли, что проект Гемелиана был реализован? Есть фотографии? его облик мог изменится, как вы правильно отмечатете уже в процессе строительства.) Куда делась обработка цоколя камнем, например? Какой смысл был ее сбивать при перестройке дома?  И неужели вы думаете, что такой опытный, хоть и средний архитектор, как Носалевич сделал бы такой жуткий фронтон мезонин?

  • 6 Мая 2020, 01:26
    Ответ на "А с чего вы взяли, что проект Гемелиана был реализ" от Алексей von Fricken

    О том, что проект Гемелиана был реализован (может быть, за исключением каких-то деталей), свидетельствуют форма и расположение окон, дверей, ворот, обрамления окон по краям на втором этаже.

     

    У Носалевича мезонин уродлив сам по себе, независимо от того, был он украшен веночками или нет. А если говорить о деталях декора, несомненно принадлежащих Носалевичу (см. проект), то, как мне кажется, здесь не менее уродливо выглядит ряд сандриков на втором этаже. И весь фасад - какая-то жалкая потуга на неоклассицизм. (Через два - три года И.И.Носалевич будет вполне прилично работать в этом направлении, но здесь ничего хорошего не получилось.)

     

     

     

  • 6 Мая 2020, 01:53
    Ответ на "О том, что проект Гемелиана был реализован (может " от S.P.

     У Носалевича 3 окна в тимпане, тут 5, у Носалевича плавнвй переход, к фронтону, здесь просто мезонин. У Гемелиана на проекте руст, тут его нет. Он сбит когда? При перестройке дома или его вовсе не было и заказчики упростили фасад изначально.

  • 6 Мая 2020, 02:25

    В результате просмотра множества проектных чертежей главный вывод, который приходится сделать: чем ближе к концу 19 века, не говоря о начале 20-го, тем реже видишь точное следование за проектом. Иногда внешне совершенно ничего общего, так что буквально не веришь собственным глазам. Особенно остро чувствуется это нынче, после того как пришлось просидеть больше месяца, не отрываясь от монитора.   

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 29107
Готовится: 279
Посетители
Гостей: 22
Всего сегодня: 1011