Публикация
Павловский парк . Музыкальный вокзалПавловск
Павловский парк, 50
Вид Вокзала в Павловске. грав. Э.Дамюллера по рис. К.Бражо. 1872 г. ([ Павловский парк . Музыкальный вокзал г. Павловск, Павловский парк, 50 Утраченное здание 1836-1838 - арх. Штакеншнейдер А. И. 1844 - пожар - восстановление по проекту арх. Штакеншнейдера А. И. 1860-1861 - арх. А. В. Петцольт - перепланировка центральной части Петцольд (Петцольт) Август-Вильгельм Петцольд Август-Вильгельм Фридрихович 1930-е - сгорел
см.
В 1836-1837 по территории Павловского парка проложили магистраль Царскосельской ж.д. Через парк сделали просеку, соорудили ж.д. насыпь почти до Садовой ул. В конце находилась ж.д. платформа для пассажиров. Позднее станция получила название Павловск-I. Владелец парка вел. кн. Михаил Павлович предоставил участок в аренду акционерному обществу Царскосельской железной дороги с платой по 20 коп. за квадратную сажень с правом расторгнуть договор и условием обязать арендатора разобрать постройки и возвратить парковый характер территории. Утерждение проектов построек также оставалось за владельцем.
Когда Ф. А. фон Герстнер (строитель дороги) готовил проект Царскосельской дороги, он, прежде всего, думал о ее рентабельности и серьезно изучал проблему будущих перевозок. Гестнер решил заинтересовать население столицы в поездках по дороге. В 1836 г. вышла брошюра "О выгодах построения железной дороги из Санк-Петербурга в Царское Село и Павловск". Чтобы вызвать у людей желание посещать пригороды, Герстнег решил открыть в Царском Селе и Павловске при станциях специальные гостиницы с буфетом и рестораном для отдыха после прогулок в парках
16 марта 1836 г. Правление общества Царскосельской железной дороги объявило конкурс на составление проекта здания "воксала с гостиницей для пристанища и удовольствия публики", где уставшие от дел жители столицы могли бы получить "приятный отдых и разумные развлечения на лоне природы Павловского парка". (В числе удовольствий такого рода предусматривались балы, танцы, маскарады).
За лучший проект здания объявлено было вознаграждение в 20 000 руб. ассигнациями. Из представленных 11 русскими и двумя немецкими архитекторами проектов вел. кн. Михаил Павлович выбрал проект берлинских архитекторов Штарка и Штюлера. Но так как постройка здания по их проекту намного превышала намеченную сумму, прили проект петербургского арх. А. И. Штакеншнейдера.
Постройка вокзала началсь 7 июля 1836 г., и уже к сентябрю огромный павильон вчерне был готов. Он состоял из круглой "прихожей", зала для обедов, балов и концертов, двух маленьких залов по стронам, двух зимних садов. В двух флигелях было по 40 гостиничных комнат для приезжающих и по 12 комнат для хозяина гостиницы с прислугою. Здание опоясывала круглая галерея. Специальный проход соединял здание Вокзала с железнодорожной платформой. В Большом зале предполагалось поместить знаменитый механический оркестр "аполлоникон", построенный английским "художником-механиком" Робсоном. Из-за непогоды отделка здания затянулась до начала следующего года.
Открытие движения между Царским Селом и Павловском было назначено на 27 сентября. Т.к. заказанные паровозы еще не поступили решили использовать конную тягу. Сотни жителей собрались в назначенное время в Павловском парке. Весь путь в 3,5 версты лошади пробегали за 15 мин. Такое катание продолжалось 3 воскресенья. В октябре прибыли 2 паровоза с завода Стефансона и Кокериля и один завода Гакворта из Англии. 6 ноября были назначены первые поездки с паровой тягой. В полдень около поезда в Царском Селе был отслужен молебен и состав отправился в Осенью с началом концертов в Павловском вокзале число поездов увеличилось. В дни концертов стали ходить прямые "музыкальные" поезда, включавшией специальный вагон для нарядов.
Открытие Павловского Вокзала состоялось 22 мая 1838 г. Около Вокзала находился небольшой сад с фонтанами и эстрадой для оркестра.
Первоначально музыка в вокзале имела второстепенное значение, она звучала во время обедов, на балах и танцах. Оркестр располагался на хорах, т.к. этрады в помещении не было. На открытой эстраде в саду играл духовой оркестр. Осенью для привлечения публики был приглашен московский хор цыган Соклова. В январе начал выступать первый профессиональный оркестр под руководством Й. Германа.
В январе 1844 г. в здании произошел пожар, почти уничтоживший здание. Здание воссоздали по проекту Штакеншнейдера за три с половиной зимних месяца. Открытие восстановленного вокзала состоялось 13 мая 1844 г.
Администрация дороги стала приглашать для выступлений известных дирижеров, исполнителей, вокалистов. Бесплатные благотворительные вечера привлекали многих дачников разных сословий. Летний сезон 1856 г. открылся выступлением оркестра под управлением И. Штрауса. Его выступления продолжались 10 сезонов. Основной формой деятельности Вокзала стала концертная. Теперь ресторан имел второстепенное значение.
Зимой 1860-1861 гг. перепланировали центральную часть здания: ресторан убрали в боковой флигель, зал расширили и соорудили постоянную эстраду. Работы велись по проекту и под руководством арх. А. В. Петцольта. Вместительность концертного зала была доведена до 3 тыс. человек. Появились читальня и зал для игры в кегли. На площадке перед Вокзалом соорудили открытую летнюю эстраду, гимнастическую сетку и фонтан, переоборудованный впоследствии в газовый светильник.
В 1892-1903 гг. концертами в Павловске руководил дирижер Н. В. Галкин. В это время произошла переориентация репертуара на серьезную музыку. Состав оркестра увеличился до 100 человек.
В 1875-1876 гг. по проекту арх. Н. Л. Бенуа при Вокзале построили
Отрезанная железной дорогой часть парка постепенно приходила в запустение, поляны и лужайки зарастали. Постепенно расширялась арендованная железнодорожным обществом площадь парка. Строились новые сооружения. Только при прокладке ж.дороги вырубили 600 деревьев. Музыкальний павильон в центре Большой Звезды пришлось надстроить. Он уже не мог выдерживать конкуренции с Вокзалом и некоторое время использовался под кафе.
Вокзал стал самым популярным местом города. Он на некоторое время превратил Павловск в один из музыкальных центров Петербурга. Здесь исполнялась и легкая садовая музыка и симфонические произведения известных композиторов.
В Павловском вокзале выступали многие известные дирижеры и солисты, причем приглашение выступить там считалось честью. У пульта концертной эстрады стояли дирижеры Н. В. Галкин, Р. Е. Дриго, А. К. Глазунов, Р.М. Глиэр, A.К. Лядов, Н.А. Малько, Д.И. Похитонов, В. И. Сук, B. Ферреро, Г. Фительберг, Ю. Ф. Файер. Здесь выступали: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. Н. и М.И. Фигнер, Д.А. Смирнов, В. И. Касторский, И. В. Ершов, А. Д Вяльцева, И. В. Тартаков, Н. К. Печковский, В. Р. Сливинский, С. И. Мигай, М. П. Максакова, А. Ф. Серве, Г. Венявский. С.С. Прокофьев ,балерины Е. М. Люком, М. Ф. Кшесинская и многие, многие другие.
После постройки новой железнодорожной станции Павловск II тупиковая ветка дороги в парке оказалась ненужной. Тогда при Музыкальном Вокзале соорудили В 1930-х гг., когда деревянный Вокзал сгорел, эту железнодорожную насыпь ликвидировали.
До настоящего времени от комплекса сооружений Вокзала в Большой Звезде сохранился лишь фонарь-торшер. 12 комментариев
11486 просмотров Добавил: Mary, 17 Декабря 2014, 16:10
Редактировано: 6 Февраля 2023, 11:34
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house25757.html' target='_blank'>Павловский парк . Музыкальный вокзал на Citywalls.ru</a>
Всего 12 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32147
Готовится: 72
Улицы: 2700
Архитекторы: 4138
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14223
Всего сегодня: 3196
|
Утрачен, и соответственно не памятник.