Публикация

Скотопригонный двор - Ленмолзавод - Молочный комбинат - "Петмол"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Шарлемань И. И.
Год постройки: 1821-1825
Стиль: Классицизм

Скотопригонный двор

наб. Обводного кан., 100 - Московский пр., д. 65

Пам. арх. (федеральн.)

Скотопригонный двор (Бойни)       классицизм

1821-1825 - арх. Шарлемань Иосиф Иосифович1-й

Корпус во дворе

1821-1825 - арх. Соколов Александр Михайлович

Здание Молочного завода  (двор)        конструктивизм

1932-1934 - арх. Твелькмейер Виктор Федорович, Фомин Игорь Иванович

 

Молочный завод N 2

Молочный комбинат на территории

Молочный комбинат №1 "Петмол"

ООО "Юнимилк"

 

 

см. также  Новые городские скотобойни

                 Сенной (Скотозагонный) двор - Производство № 1 завода "Ленпродмаш"

                 Молочный комбинат - Молочный завод № 1 - "Петмол"

                 Жилой комплекс "Московский 65"

 

 

Здание Скотопригонного двора расположено на южном берегу Обводного канала при пересечении его с Московским проспектом. Здесь производилась торговля крупным и мелким скотом, пригоняемым в город.

До 1825 г. это была большая, грязная площадь, окруженная невысоким забором. Внутри площадки было набито несколько рядов прясел для привязи быков, помещались сараи и небольшая «пробная» бойня. Непосредственным поводом для проектирования нового скотопригонного двора послужило замечание Александра I министру внутренних дел В. П. Кочубею при проезде в Царское Село, что площадка «недостаточна и безобразна». Разработать проект скотопригонного двора было поручено ученику А. Д. Захарова архитектору И. И. Шарлеманю. В августе 1821 г. проект получил высочайшее одобрение. Из-за неимения в Городской думе свободных средств к осуществлению проекта приступили только в 1823 г. К этому времени по просьбе скототорговцев И. И. Шарлемань переработал фасад бокового флигеля по Обводному каналу, увеличив его протяженность почти вдвое с тем, чтобы на территории двора одновременно могло помещаться до 3000 быков. По центральной оси боковых флигелей были устроены дополнительные ворота. Композиционно здание двора теперь представляло каре, состоящее из главного корпуса и двух боковых флигелей. Значительный ущерб строительству скотопригонного двора нанесло наводнение 1824 г. Заготовленные бревна, известь, песок и кирпич полностью смыло водой. Работы по отстройке здания были закончены только в самом начале 1826 г.

 

Главный флигель с тройной аркой въезда, выходящий на Царскосельскую дорогу (ныне Московский проспект), решен просто и величественно в стиле позднего русского классицизма и декорирован двумя лепными панно, изображающими рога изобилия. Простое решение наружных фасадов отражало функциональное назначение постройки. Въезд в здание украшали также монументальные бронзовые фигуры быков, отлитые в 1827 г. скульптором В. И. Демут-Малиновским. Двор был замощен, всю его площадь занимали ряды прясел. По оси главного здания во дворе находилась небольшая каменная часовня. По сторонам главного здания симметрично располагались два полутораэтажных Г-образных корпуса. Со стороны Обводного канала и с южной стороны в центре боковых фасадов здания имелось по пяти арок массивных ворот, служащих дополнительными въездами внутрь двора. В главном здании размещались контора, «биржевой зал с чайною торговлею для собрания купечества» и квартиры служащих. Помещения боковых корпусов предназначались для содержания скота, а верхний полуэтаж - для склада сена.

 

К 1860-м гг. места стало вновь недостаточно, двор приходил в упадок. Начались ремонтные работы в самом дворе и на соседних участках главного корпуса. В 1880 г. по проекту архитектора М. Ф. Петерсона было заложено здание новых городских скотобоен, которые прежде находились на Гутуевском острове. Но по мере застройки Обводного канала жилыми домами и фабричными зданиями прогон скота по городским улицам и набережным после торгов стал очень неудобен. К западу от скотопригонного двора была проложена железнодорожная ветка. После устройства между скотопригонным двором и железнодорожной веткой сенного или скотозагонного двора окончательно сложился комплекс, предназначенный для обеспечения жителей столицы парным мясом.

(Лелина В.И. Скотопригонный двор // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Адмиралтейский район. 2012 г. С.311-315)

(добавил  Lonely Walker

 

  • фото

    1828 г. Фрагмент
    Плана Шуберта
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Панорама Санкт-Петербурга
    1834 г. тетрадь вторая XXXI
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    1849 г. Фрагмент плана
    Нарвской части из Атласа
    Н. Цылова
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1863 г. Фасад здания
    скотопригонного двора
    по Царскосельскому пр.
    (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.395)

  • фото

    Фасад здания скотопригонного
    двора по набережной
    Обводного канала

  • фото

    Фасад здания скотопригонного
    двора со стороны двора


  • фото
  • фото

    План 1-го
    этажа

  • фото

    Разрез

  • фото

    Фасад
    часовни

  • фото

    1881 г. Проект будки для
    ветеринарного осмотра
    пригоняемого скота

  • фото

    Фасад по Обводному каналу
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1879 г. Рисунок в журнале
    «Всемирная иллюстрация»,
    1879, №539, C. 369.*
    (добавил S.P. )

  • фото

    Фото 1900-х гг.

  • фото

    1903 г. Генеральный план со строениями
    городской скотобойни, сенного и
    скотопригонного двора
    (ЦГИА СПб.ф.513. оп 101. д.369)
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1904 г. Общий вид
    скотопригонного дора.
    Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб Д10332)

  • фото

    1904 г. Общий вид
    скотопригонного дора
    (ЦГАКФФД СПб. Д10340)
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1904 г. Скотобойня.
    ?Петербург в старых открытках?.
    Ферт. 1993.

    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    из книги М.В. Нащокиной
    "Московский архитектор
    Лев Кекушев".
    Коло. СПб. 2012. С 15-17

  • фото

    из книги М.В. Нащокиной
    "Московский архитектор
    Лев Кекушев".
    Коло. СПб. 2012. С 15-17
    (добавил Алексей von Fricken)

  • фото

    21 марта 1912 г.
    Скот на скотопригонном дворе.
    Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб Е 10789)
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1912 г. Скотопригонный двор.
    Фото ателье Буллы
    (на заднем плане справа дворовый
    фасад главного здания и церковь
    (ЦГАКФФД СПб Е 10799)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото
  • фото

    1913 г.

  • фото

    1917 г.

  • фото

    Фрагмент карты
    1925 г.

  • фото

    1931 г. **
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1930-е гг.
    Международный пр.
    у молокозавода

  • фото

    1931-1933 гг.
    ( ?В борьбе за образцовый: Московский район
    от второй к третьей
    райпартконференции?. Л., 1934)

    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    (gov.spb.ru)
    (добавил YURIY ALEKSANDROV )

  • фото

    Молокозавод

  • фото

    Фотография 1930-х гг.
    (Памятники архитектуры и
    истории Санкт-Петербурга С. 311)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Главный корпус.
    Дворовый фасад
    (Памятники архитектуры и
    истории Санкт-Петербурга С. 312)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Флигель по Обводному каналу
    (Памятники архитектуры и
    истории Санкт-Петербурга С. 314)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1934 г. Демонстрация
    у молокозавода.
    (pastvu.com)
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    Адресно-справочная
    книга «Ленинград». 1940. С. 161
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Решетка у Молокозавода.
    Автор арх. Матвеев.
    (Архитектура и строительство
    Ленинграда. 1950. № 1(12). С. 12)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1954 г. Бывший Егоровский
    мост. На заднем плане – 
    ограждение Скотобойни
    со стороны Обводного.
    (pastvu
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    «Вечерний Ленинград»
    №295(2765) от
    14.12.1954 г. C.4)
    (добавил lenarch)

  • фото

    По сторонам въездов стояли
    бронзовый быки (скульптор
    В. И. Демут-Малиновский).
    Сейчас скульптуры находятся
    у мясокомбината.

  • фото

    Пр.имени Сталина. 1955-1956.
    фото pastvu.com

  • фото

    1961-1963 гг. На Обводном канале.
    На заднем плане ограждение
    скотобойни.
    Фото - Ананьев В.А.
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1970-1978 гг. Скотопригонный двор.
    Флигель со стороны Обводного.
    ( «Памятники искусства Советского
    Союза. Ленинград и окрестности»,
    Л.С. Алешина, Москва, "Искусство", 1980 г.)

  • фото

    1975 г. Кортеж на Московском пр.
    Фото - Евгений Киселев
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1987 г. У Фрунзенского универмага.
    На заднем плане скотобойня.
    Фото - Игорь Стесев
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1991 г. Обводный канал.
    На заднем плане скотобойня.
    (pastvu.com)
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    Яндекс панорама 2011 г.
    (добавил lenarch)

Насколько можно понять по заднему плану, изображена задняя сторона корпуса по Обводному каналу. И видно сооружение очень похожее

    на недавно снесенную проходную, которая считается сталинской...

** Здание скотопригонного двора на Международном проспекте оформленное к 7 ноября 1931 года. Источник: Советское декоративное

    искусство : Агит.-массовое искусство : Оформл. празднеств : Материалы и документы, 1917-1932 : [Сборник ]. М., 1984.

 

Чертежи зданий Скотопригонного двора по наб.Обводного кан., 100, 102, 104, 106 и 108, Забалканскому пр., 65. Нарвская часть. Крайние даты документов: 1863–16.08.1904 . 47л.                            ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101. Дело 395

 

 

В XVIII в. Фонтанка  была официальной  границей  Петербурга.
Тогда же  существовал и городской вал,  шедший  почти  полностью по  трассе будущего Обводного канала. Южнее вала,   по правой  стороне  дороги, располагался "скотский  двор", куда гнали  скот  для продажи. Он представлял собой деревянное  строение  и большой  выгон. Далее  шло  предместье, тянулись  леса и луга.
В 1821-1825 гг. арх. И. И. Шарлеманем на месте старого "скотского двора", занимавшего территорию величиной примерно с квадратную версту, обнесенную глухим забором, было построено  новое здание Скотопригонного двора.
На Царскосельский пр. (так тогда называлась эта часть Московского проспекта)  было выведено главное здание,  в котором  размещались контора,  биржевой  зал, чайная для купцов  и квартиры  некоторых служащих. Здание было увенчано фронтоном и на уровне второго этажа украшено лепным панно с изображением рога изобилия и жезла Меркурия - символов  богатства  и торговли. Нижняя  часть  здания рустована  и  решена как  цоколь.  Центр прорезан тремя арками-въездами, по бокам которых на постаментах из  красного гранита  стояли бронзовые изваяния быков работы скульптора В. И. Демут-Малиновского, перенесенные в настоящее время  к зданию мясокомбината на Московском шоссе, 13. Боковые корпуса, связанные стеною с  центральным зданием, предназначались для содержания скота и хранения сена. Их архитектурная обработка согласуется с остальными частями сооружения.
В то время скот  здесь  продавали.  Бойню устроили позже, в конце XIX в.

 

В первой четверти XIX в. старый Скотопригонный двор перестал удовлетворять городским потребностям вследствие роста численности населения и соответственно возросшего спроса на мясо, а также по причине ветхости строений. Поводом к разработке проекта нового скотопригонного двора стало замечание императора Александра I, сделанное министру внутренних дел графу В. П. Кочубею при поездке в Царское Село, что площадка двора «недостаточна и безобразна». Разработка проекта нового Скотопригонного двора была поручена И. И. Шарлеманю. В 1821 г. проект был одобрен, по из-за неимения в городской думе свободных средств к осуществлению проекта приступили только в 1823 г. К этому времени по просьбе скототорговцев И. Шарлемань переработал фасад бокового флигеля по Обводному каналу, увеличив его протяжённость почти вдвое с тем, чтобы на территории двора одновременно могло помещаться до 3000 быков. По центральной оси боковых флигелей были устроены дополнительные ворота. Хотя работы по отстройке здания были закончены в самом начале 1826 г., комиссия нашла его не полностью завершенным. Отсутствовали бронзовые быки, хотя пьедесталы для них уже были изготовлены. Новый Скотопригонный двор представлял собой комплекс строений, расположенных по периметру двора, предназначенного для пригоняемого скота, площадью в 1 квадратную версту (около 1 кв. км.) Строгое и лаконичное оформление фасадов подчёркивало утилитарное назначение сооружения. Главный корпус, в котором размещались контора, биржевой зал, чайная для купцов и квартиры для служащих (смотрителя зданий, ветеринара, письмоводителей и чиновников), располагался со стороны Царскосельского проспекта. Это было трехэтажное квадратное в плане здание. Лицевой фасад его прорезан тройной въездной аркой, увенчанной треугольным фронтоном и декорирован двумя лепными панно с изображением рогов изобилия и жезла Меркурия. С севера и юга участок ограничивали симметрично расположенные полутораэтажные Г-образные корпуса. С внутренней стороны в них были устроены навесы для содержания скота, решённые в виде арок. В верхнем полуэтаже хранили сено. По центральной оси корпусов располагались въездные ворота с пятью проездными арками, завершавшиеся треугольными фронтонами. Со стороны проспекта боковые корпуса были связаны с главным корпусом высокой каменной стеной. Все корпуса на высоту первого этажа и соединяющие их каменные стены были рустованы. С запада территория ограничивалась кирпичной стеной с воротами в центре. Внутреннее пространство двора вымощено булыжным камнем. Территория двора была занята двумя рядами прясел для привязи быков, расположенными параллельно. Всего здесь могло находиться до 5000 животных. Между пряслами был оставлен широкий проход для покупателей и торговцев. С западной стороны за территорией Скотопригонного двора располагалось каменное здание пробной бойни. В 1825 г. на территории двора в непосредственной близости от главного корпуса была построена каменная часовня. В 1908 г. часовня, освящённая во имя Св. Николая Чудотворца, была перестроена в церковь. В 1919 г. храм закрыли на несколько месяцев, а в 1922 г. - окончательно. С этого времени церковь использовали под клуб, а в 1930-х гг. её разобрали.                                                                 

(Акт ГИКЭ от 05 декабря 2019 г., выполненный ООО «Эксперт»)

 

В 30-е гг. XX в. здания архитектурного ансамбля бывшего Скотопригонного двора подверглись реконструкции с целью приспособления под новые функции. В главном корпусе, выходившем на Московский проспект, разместились заводоуправление, коммерческий отдел, медпункт, детский очаг и жилье. В боковых флигелях устроены столовая, красный уголок и другие службы.

 

В 1936 г. со стороны Обводного канала была разобрана центральная часть бокового флигеля (бывшие загонные ворота) и часть северного корпуса (с сохранением двух небольших фрагментов здания) для того, чтобы открыть вид на новое здание Молококомбината. Таким образом, центральная композиционная ось исторического ансамбля Скотопригонного двора со стороны Обводного канала была уничтожена. В 1936 г. в связи с расширением Московского проспекта скульптуры быков были демонтированы и перенесены вместе с пьедесталами к Мясокомбинату №1 (Московское шоссе, д.13).

 

Во время войны снарядами был повреждён главный корпус и стена дворового фасада. В течение 1942 - 1943 гг. сотрудники Инспекции по охране памятников выполняли архитектурные обмеры сооружений Скотопригонного двора. В 1944 г. восстановлены барельефы на главном фасаде.

В 1950 г. проезжая часть вдоль набережной Обводного канала была расширена на 6 метров. Вместо глухого забора, ограждавшего территорию Молочного комбината со стороны Обводного канала, была поставлена новая ограда из шлакоблоков, проект которой был также разработан В. А Матвеевым. Внешний вид ограды был увязан с обликом исторического комплекса.

В конце 1950-х гг. было построено здание молочной экспедиции с новой проходной и новыми въездными воротами на месте снесённых частей северного флигеля Скотопригонного двора. Новая проходная, по сути, являлась репликой главного корпуса Скотопригонного двора, расположенного со стороны Московского проспекта, отличаясь от него количеством этажей и проездов. Архитектурный декор был выполнен в стилистике исторического здания Скотопригонного двора. В отличие от первоначальных существовавших здесь до 1930-х гг. загонных ворот, новая постройка располагалась западнее, была ориентирована на ось главного корпуса молочного завода. В 1961 г. с южной стороны от комплекса бывшего Скотопригонного двора была построена станция метро «Фрунзенская», в связи с чем была произведена реконструкция и реставрация южной части исторического комплекса.

Вплоть до 2010-х на территории Скотопригонного двора были расположены производственные здания и сооружения бывшего предприятия «Петмол».

(Акт ГИКЭ от 05.12.2019 г.)

(добавил Lonely Walker)

В  начале  1930-х гг. бывший скотопригонный двор и бойню вынесли  за пределы  города. В глубине участка  по проекту арх. В. Ф. Твелькмейера, А. М. Соколова и И. И. Фомина в 1932-1934 гг.  возвели здание Молочного завода.
В 1972 г. создано  Ленинградское объединение молочной промышленности, головным заводом которого стал  первый молочный  завод   города. В  объединении насчитывалось двадцать  молочных  заводов,  четыре  из  которых  работали в Ленинграде, один в Кронштадте, а остальные  в области.
Вдоль  набережной  Обводного канала  соорудили каменную  ограду, с въездом  на территорию   Молочного комбината - арх. В.  А.  Матвеев.                                                                                                  (добавид - Наталия, по материалам [66])

 

В 1949 г. проводились работы по реконструкции участка набережной Обводного канала от Международного пр. до ул. Розенштейна , тогда же был реконструирован корпус молокозавода, находящийся во дворе, и поставлена новая ограда по проекту В. А. Матвеева 

 

 

1928: "Красный гужтранспортник", артель   - Междунвродный пр., 65   (Список абонентов ЛГТС: 1928. С. 151)

1940: Ленмолзавод - 1-й Ленинградский молочный завод Международный пр., 65 ("Ленинград - 1940", С. 161)

1965: Завод молочный № 1 "Ленмолококомбината"    - Московский пр., 65   ([108]. С. 57.)

1973: Комбинат молочный (Мин. мясной и молочной пром-сти РСФСР) - Московский пр., 65 ([211]. С.208)

         Управление молока и молочной пром-сти, областное производственное по заготовкам (Мин. мясной и молочной

         пром-сти РСФСР) - Московский пр., 65 ([211]. С.244)

1988: Комбинат молочный № 1 Ленагоропрома - Московский пр., 65 ([125],[213]. С.201)

2009: ООО"АгроСоюз "Регионы" - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)

         ОАО "Петмол-М" (продов.магазин молоч.продуктов) - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)

2009: ООО "Торговля от "Петмола" "ОПТ" - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»

2009: ООО "Систем Сервис" центр технического обслуживания - Московский пр., 65/А

(Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)

(Добавил: lenarch)

 

 

По [134] на 1971 г. - памятник архитектуры местного значения

Главный корпус, ограда и два флигеля - федеральные памятники.   Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527
Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 
Постановление Совета министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327      Постановление Совета министров РСФСР от 22.05.1948 N 503

по Постановлению СМ РСФСР от 30.08.1960 N 1327 в состав пямятника входили еще и быки.

82 комментария
17899 просмотров
Добавил: Mary, 11 Февраля 2008, 12:39
Редактировано: 20 Февраля 2024, 20:56
Оцените:
(24 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house575.html' target='_blank'>Скотопригонный двор - Ленмолзавод - Молочный комбинат - "Петмол" на Citywalls.ru</a>
Всего 82 комментария
  • 8 Сентября 2010, 20:58

    № 108. С. 57.

    Завод молочный № 1 "Ленмолококомбината" - Московский пр., 65.

  • 29 Ноября 2010, 13:44
    1928: "Красный гужтранспортник", артель - Междунвродный пр., 65 (Список абонентов ЛГТС: 1928. С. 151)
  • 28 Декабря 2011, 11:15

    Территорию Петмол поделили на участки !!!  Будет БЦ и жильё. Прощай Скотопригонный двор, теперь уплотнят до невозможности этот "лакомый кусочек" рядом с метро. Можно ожидать любых неприятных сюрпризов в стиле "градостроительной ошибки" - например, стеклянного небоскреба. Ведь надо же выжать из каждого кв. сантиметра по полной $$$$.

    http://www.dp.ru/a/2011/12/27/Petmol_razdelili_na_chas/

  • 28 Декабря 2011, 11:22

    И опять пресловутый архитектор-киллер Герасимов проектирует. Он то уж не церемонится с истрческой застройкой. Любит, судя по его интервью, стекло, полированный гранит и бетон.

  • 28 Декабря 2011, 13:22

    Да там, собственно, даже не в проектировщика все упирается, а в жадность.

    Вот одна из "концепций" (не герасимовская), сляпанная на основе требований заказчика - http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=32493

  • 28 Декабря 2011, 13:24

    Сами по себе эти стройматериалы опасности не представляют, но

      вопрос в том как ими будут пользоваться  господа архитекторы.  Какой  высоты будут новые здания, как близко собираются всадить свои новоделы к историческим сооружениям.  Очень не хочется видеть нечто подобное  тому, что случилось на Большом пр. ПС с гимназией.  Или с ДК Капранова на Московском пр.  Формально фасады лицевые есть, но новоделы раздавили старые здания визуально напрочь.

  • 28 Декабря 2011, 13:40

    Да, указанный south_thungus вариант проекта вызывает оторопь.

  • 28 Декабря 2011, 14:14

    Конечно, мы люди взрослые и понимаем, что проектировщики лишь исполняют ЗЛУЮ ВОЛЮ инвесторов да девелоперов, которые сантиментами не занимаются, а только считают деньги. и счёт всегда в ущерб историческому облику ГОРОДа.

         Вариант, увиденный по ссылке, - полный маразм, явно претендующий на звание градостроительной ошибки века.

    Умиляют комментарии и оценки т.н. проплаченных профессионалов от архитектуры типа "удачно вписался" и т.д.  Историческое здание как уже принято много лет в СПб используется ПРОСТО КАК ШИРМА, как фиговый листок, чтобы слегка прикрыть градостроительный разбой в историческом центре Петербурга.  

     

  • 31 Января 2012, 19:11

    Завод "Петмол" начали сносить.


    Завод "Петмол" на углу Обводного канала и Московского проспекта начали сносить.

    Епе стало известно "Фонтанке", работу строителям может осложнить бывший скотопригонный двор, построенный в 1823-1826 годах по проекту архитектора Иосифа Шарлеманя. Здание является памятником архитектуры федерального значения.

    В декабре 2011 года компания Meridian Capital, которой принадлежит этот участок, заявляла о намерении приступить к строительству весной 2012 года. Инвестор намеревается возвести здесь 250 тысяч кв. метров жилья комфорт-класса и 100 тысяч «квадратов» коммерческих площадей.

    В компании пока не отвечают на вопрос о том, есть ли у них разрешения на снос здания.

     

    http://www.fontanka.ru/2012/01/31/148/

  • 31 Января 2012, 19:30

    Проезжал сегодня мимо, не видно никакой строительной техники. Возможно идет снос советских построек, тоже относящихся к Петмол, по ул. Красуцкого.

  • 31 Января 2012, 19:33

    Кстати, в публикации почему-то пам. местного значения. А главный корпус, ограда и два флигеля - федеральные памятники.

    Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527
    Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176
    Постановление Совета министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327
    Постановление Совета министров РСФСР от 22.05.1948 N 503

  • 11 Августа 2013, 10:42

    Итак, дамы и господа, спешите сфотографировать это здание - осталось несколько месяцев до катастрофы, ибо вот-вот во дворе этого памятника истории и культуры взгромоздят 12-16 этажные многоэтажные блоки новоделов, и Вы увидите это так:

     

    Городские власти сделали вид, что этот двор - просто некая абстрактная, визуально и физически оторванная от памятника "заброшенная промышленная территория" (это про двор памятника культуры!), где можно застраивать как угодно и уплотнять чем вздумается, лишь бы бедные жулики-инвесторы не рыдали.  

    Хотя изначально, при строительстве Скотопригонного двора, этот двор не предназаначался ни для какой застройки - в крайнем случае здесь могло быть стадо пригнанных рогатых животных, тут могли быть невысокие деревянные загоны и сараи.  

    Не было строений, которые торчали бы над зданием памятника.  и это правило должно быть выполнено сейчас тем более, если ГОРОД признает здание и двор его неотъемлемая часть, памятником, требующим уважения и сохранения.  

    Но времена нынче бурные, кругом перемены (к худшему, часто)  и вот некие господа сбацали прожектик уплотнения этого вечно "мало и низко застроенного" двора памятника, они решили исправить историческую незавершенность ансамбля своими прибыльными офисными блоками для извлечения денег в свой личный карман за счет издевательства над памятником и городом.  Корыстные интересы этих отдельных богатеньких Буратинок явно находятся в противорчии с интересами города и горожан.   

    Примерно также, следуя этой тупой логике, можно сказать, что двор Эрмитажа - это не часть памятника и там можно всадить небоскреб типа Охта-центр и ничего никому не будет, это ж ДВОР, а не здание!  

    Такие бредовые проекты разрабатываются и преподносятся в серьезные городские инстанции малокультурными счетоводами, не ведающими ничего святого в градостроительстве и архитектуре, в культуре и уважении к истории.  

    Всё на продажу! Вот лозунг дня в этом городке с великой культурной историей и с мелкими суетливыми сити-менеджерами-временщиками, недостойными этого величия города.   

    Так что ждите, когда строители забурят сваи здесь, а потом и во дворе  Эрмитажа.

     (возможно также, что осадка новоделов приведет к разрушению самого памятника из-за близости застройки, т.к. усилять фундаменты и стены соседних с новостройкой зданий  у нас принято только после выявления разрушений из-за стройки, многолетних судов и под страхом каких-то неземных кар). 

    Осталось недолго..до реализации этой "великолепной" панорамы разрушенного Петербурга. 

    Вы это знаете! Все сносят и строят теперь быстро...

    http://karpovka.net/2013/08/09/128426/

  • 14 Июля 2014, 15:18
    Ответ на "Кстати, в публикации почему-то пам. местного значе" от miraru1

    Кстати по Постановлению СМ РСФСР от 30.08.1960 N 1327 в состав пямятника входили еще и быки.

  • 10 Мая 2016, 09:16

    Исправьте, пожалуйста: скотопригонный двор построил Иосиф Иванович Шарлемань 1-й (1782-1861), а Иосиф Иосифович (1824-1870) - его сын. В поисковике отец и сын не различаются. А. М. Соколов строил молокозавод не в 1821-25 гг.

  • 19 Августа 2017, 22:34

    Во дворе комплекса зданий Петмола на Московском проспекте, 65, построят жилой дом. Градозащитники опасаются, что идет о сносе ценного, на их взгляд, здания.

    http://www.kvadrat.ru/news/20170817_vo_dvore_petmola_na_moskovskom_prospekte_postroyat_jile

  • 26 Октября 2017, 01:47

    Наверное, стоило бы разделить Скотопригонный двор и молокозавод, вынеся в отдельную публикацию конструктивистский корпус (вместе с фотографией).

     

    Это был Московский пр., 65к4, как до сих пор нам говорит Яндекс.

     

    ====

    Здание Молочного завода  (двор)        конструктивизм

    1932-1934 - арх. Твелькмейер Виктор Федорович, Фомин Игорь Иванович

    ====

  • 15 Августа 2018, 16:06

    Жилой дом на месте зданий Петмола на Обводном канале обещают выполнить в неоклассике. Под снос пойдут два производственных корпуса, представляющих сталинскую архитектуру.

    Ленинградский молочный завод № 1, в российское время ставший ОАО «Петмол», располагался в комплексе зданий Скотопригонного двора на юго-западном углу Московского проспекта и Обводного канала. Три здания, построенных в 1826 году и выходящих на Московский, признаны памятниками федерального значения. Корпуса сталинских лет, в том числе во дворе (65, литера А), охране не подлежат.

    http://kanoner.com/2018/08/08/160281/

  • 6 Октября 2018, 09:24

    Вдоль  набережной  Обводного канала  соорудили каменную  ограду, с въездом  на территорию   Молочного комбината - арх. В.  А.  Матвеев.

    К какому времени это относится? Судя по аэрофотосъемке, проходная с Обводного в 1940-х уже была. А по тексту кажется, будто она появилась в 1970-х.

  • 6 Октября 2018, 13:19

    Работы по реконструкции участка набережной Обводного канала от Международного пр. до ул. Розенштейна проводились в 1949 г., тогда же был реконструирован корпус молокозавода, находящийся во дворе, и поставлена новая ограда по проекту В.А. Матвеева. (см. публ.) 

  • 7 Октября 2018, 02:16

    1973: Комбинат молочный (Мин. мясной и молочной пром-сти РСФСР) - Московский пр., 65 ([211]. С.208)

    1973: Управление молока и молочной пром-сти, областное производственное по заготовкам (Мин. мясной и молочной пром-сти РСФСР) - Московский пр., 65 ([211]. С.244)

     

    1988: Комбинат молочный № 1 Ленагоропрома - Московский пр., 65 ([125],[213]. С.201)

     

    2009: ООО"АгроСоюз "Регионы" - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)

    2009: ОАО "Петмол-М" (продов.магазин молоч.продуктов) - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)

    2009: ООО "Торговля от "Петмола" "ОПТ" - Московский пр., 65 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)

    2009: ООО "Систем Сервис" центр технического обслуживания - Московский пр., 65/А (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)

     

     

  • 18 Октября 2018, 19:57

    а где же решетки ограды? смотрю на панораме гугла - нет ничего ,сплошная ограда-забор...

  • 18 Октября 2018, 20:27
    Ответ на "а где же решетки ограды? смотрю на панораме гугла " от Татьяна Татьяна

     Там сейчас ЖК, осталось немного совсем в самом конце, а было так https://goo.gl/maps/qaMPyXNSrby

  • 18 Октября 2018, 21:58
    Ответ на "Там сейчас ЖК, осталось немного совсем в самом кон" от vladimir-2013

     спасибо, нашла.  Я только до ЖК "дошла" ,  дальше не посмотрела, а остатки как раз уже за ЖК

  • 1 Ноября 2018, 21:20

    На Обводном канале начался снос бывшего здания «Петмола». На месте завода построят жилье. Источник - "Фонтанка. Ру"

  • 1 Ноября 2018, 21:27
    Ответ на "На Обводном канале начался снос бывшего здания «Пе" от М.А.

     По-моему там уже почти все снесено. Было бы здорово посмотреть из окон возведенных новостроек - там все будет, как на ладони.  Но кто ж пустит...

  • 1 Ноября 2018, 21:40
    Ответ на "По-моему там уже почти все снесено. Было бы здоров" от Наталия

     Значит, не всё ещё снесено, Наталья..Последние кусочки остались, самые лакомые...

  • 2 Ноября 2018, 04:50
  • 28 Ноября 2018, 14:03

    Советскую проходную с арками снесут и затем воссоздадут - http://kanoner.com/2018/11/28/161404/

  • 28 Ноября 2018, 19:16
    Ответ на "Советскую проходную с арками снесут и затем воссоз" от DSROpen

    у нас слово "воссоздание" приобретает ярко выраженный негативный оттенок.

    Совершенно бессмысленное занятие.

  • 1 Декабря 2018, 10:45
  • 8 Декабря 2018, 19:49
    Ответ на "у нас слово "воссоздание" приобретает ярко выражен" от Наталия

     Почему же? Дача Гербих просто глаз радует

  • 22 Февраля 2019, 22:17

    Сегодня, проезжая мимо, из окна автобуса увидела, что на всей территории внутри остался только желтый домик, который в центе на этом фото

  • 25 Февраля 2019, 11:28
  • 25 Февраля 2019, 13:59
    Ответ на "Проходная еще стоит" от DSROpen

     Проходная ОКН и его снести сложно

  • 4 Марта 2019, 16:10
    Ответ на "Проходная ОКН и его снести сложно" от vladimir-2013

     Нет, проходная, выходящая на Обводный, не ОКН

  • 4 Марта 2019, 16:32
    Ответ на "Нет, проходная, выходящая на Обводный, не ОКН" от DSROpen

     Я имел ввиду проходную по Московскому пр.

  • 23 Марта 2019, 12:01

    На Московском сносят здания «Петмола»   но картинка с Обводного

  • 25 Марта 2019, 22:50

    Это что-то чрезвычайное, если не сказать - преступное! Федеральный памятник (Указ перзидента !!! от 1995 г), образец ампира уичтожают у всех на глазах. И никто не шелохнулся!

  • 26 Марта 2019, 00:20
    Ответ на "Это что-то чрезвычайное, если не сказать - преступ" от Ермолай

    Пока сносят только "сталинскую" часть. Федеральный памятник останется. Другое дело, что он будет напрочь задавлен 8-этажными муравейниками..

  • 26 Марта 2019, 18:02
    Ответ на "Работы по реконструкции участка набережной Обводно" от Lonely Walker

     Какая-то странность с проходной. В 1942 году она уже была. Комплекс П-образной формы был до революции. Так почему-то проходную называют сталинской (если не брать в рассчет дату в паспорте)? Она дореволюционная по всем раскладам.

  • 26 Марта 2019, 18:25
    Ответ на "Какая-то странность с проходной. В 1942 году она у" от DSROpen

    Где корпус П-образный?

    Вот фрагмент карты 1917 г (Маяк)

    Карта, помещенная в публикации больше всего напоминает  карту по районам Ленинграда, про которую пишут то 1923 г. то 1925-1926 - толковых выходных данных я так и не нашла. Однако, она точно повторяет карту 1913 г. - скорее всего основа ее.

     

  • 26 Марта 2019, 19:19
    Ответ на "Какая-то странность с проходной. В 1942 году она у" от DSROpen

     На АФС 1939-1942 гг. этой проходной нет, поэтому вполне реальная дата указанная в Росреестре - 1950 г.

  • 27 Марта 2019, 10:55

    Фото от 26 марта. Пусть даже сталинский корпус - это разве повод для сноса? Сложившийся ансамбль - так вссеми и воспринимался.

     

  • 27 Марта 2019, 15:32
    Ответ на "На АФС 1939-1942 гг. этой проходной нет, поэтому в" от vladimir-2013

     

    А это разве не проходная? Да, она узная, но может, в сталинские годы ее расширили? Хотя, наверное, вы правы: судя по тени, это строение еще и ниже раза в два было.

  • 27 Марта 2019, 15:50
    Ответ на " А это разве не проходная? Да, она узная, но может" от DSROpen

     Нет, это не она, а вот на спутниковом снимке 1966 г. она уже есть

  • 28 Марта 2019, 00:53
    Ответ на "На АФС 1939-1942 гг. этой проходной нет, поэтому в" от vladimir-2013

     Да её еще даже в 1957 году нет:

  • 8 Июня 2019, 02:20

    07.06.2019:

  • 12 Ноября 2019, 16:28

    Рисунок в журнале "Всемирная иллюстрация", 1879, №539, с. 369:

     

     

    Более высокое разрешение

     

    Конечно, здания изображены примитивно. И все-таки здесь есть, по-моему, кое-что любопытное.

     

    Насколько можно понять по заднему плану, изображена задняя сторона корпуса по Обводному каналу. И видно сооружение очень похожее на недавно снесенную проходную, которая считается сталинской...

     

     

     

  • 12 Ноября 2019, 19:30
    Ответ на "Рисунок в журнале "Всемирная иллюстрация", 1879, №" от S.P.

     Это может быть вид на южный флигель с территории Новых скотобоен.

  • 12 Ноября 2019, 19:41
    Ответ на "Это может быть вид на южный флигель с территории Н" от south_thungus

     Маловероятно. Похоже, что дома на заднем плане расположены совсем недалеко - как раз на другой стороне канала.

  • 12 Ноября 2019, 20:18
    Ответ на "Маловероятно. Похоже, что дома на заднем плане рас" от S.P.

     Это ж картинка, а не фотография.


  • 12 Ноября 2019, 20:47

    Откуда фотография? Дата?

     

    И еще: Вы уверены, что на фотографии - именно южный флигель?

  • 12 Ноября 2019, 20:50

    Кстати: если на фотографии - южный флигель, то как раз и не видно никаких домов на заднем плане: они слишком далеко.

     

    А картинка, как бы она ни была примитивна, все же сделана с натуры. Вряд ли художник пририсовал задний план, которого не было.

  • 12 Ноября 2019, 22:10
    Ответ на "Кстати: если на фотографии - южный флигель, то как" от S.P.

    На фото южный флигель, потому что на воротах надпись "выгон на скотобойни".

    Фото сделано, насколько я понимаю, изнутри Скотопригонного двора в направлении на юг.

     

    Аннотация: Вход в скотопригонный двор.

    Дата съёмки: 1904г.

    Автор съёмки: Фотография ателье Буллы

  • 12 Ноября 2019, 22:28

    Теперь понятно.

     

    А на рисунке виден такой же фасад (и в центральной части, и в боковой), но на заднем плане - высокие дома и Троицкий собор вдали. Таким образом, на рисунке - северный флигель.

     

    К сожалению, я не был во внутреннем дворе. Судя по мелкому изображению на фото 15, внутренний фасад северного флигеля незадолго до сноса в общих чертах выглядел так же, как на рисунке, только были заложены широкие проемы первого этажа и часть арок в центре.

     

    Слишком уж похоже, что весь северный флигель был вовсе не сталинской постройкой. А если даже и сталинской, то воссоздающей прежнюю композицию. 

  • 12 Ноября 2019, 22:48
    Ответ на "Теперь понятно. А на рисунке виден такой же фасад" от S.P.

     Северный флигель был послевоенной постройки, т.к. на АФС 1939-1942 гг. его нет

     

     

    Но на более ранних картах он есть, по всей видимости его снесли при строительстве молокозавода.

     

  • 12 Ноября 2019, 23:44
    Ответ на "Северный флигель был послевоенной постройки, т.к. " от vladimir-2013

     Значит, после войны исправили то, что было испорчено - а теперь опять испортили! Это же безобразие!

  • 13 Ноября 2019, 00:13
    Ответ на "Значит, после войны исправили то, что было испорче" от S.P.

     Собираются опять "вернуть".

    Но толку-то, когда внутри каре многоэтажки будут впихнуты.

     

  • 9 Сентября 2020, 10:56

    гравюра издана в 1834 г. Московский въезд (на Обводном канале) - см. фото

  • 10 Сентября 2020, 02:09
    Ответ на "гравюра издана в 1834 г. Московский въезд (на Обво" от Риэлтор

     Гравюра Гоберта по рисунку А.М. Горностаева.

  • 30 Сентября 2020, 23:10

    В Адмиралтейском районе Петербурга горожане требуют уберечь от утилизации кованые металлические арки из монументальной ограды, демонтируемой ради строительства Парфёновской улицы.

    https://vk.com/voopiik_spb?w=wall-31738074_8975

  • 2 Октября 2020, 18:22

    Распиленные чугунные решетки, изъятые из арок ограды.

  • 14 Января 2022, 13:03
    Ответ на "Рисунок в журнале "Всемирная иллюстрация", 1879, №" от S.P.

     Загружала в публикацию на модерацию разные фото. Загрузила и эту картинку, оставила вашу подпись (иногда у модераторов получается оставить такую подпись).

    Ждём модерации :)

  • 14 Января 2022, 16:18

    В кв. 12 указан проживающим Константин Иванович Молчанов - владелец пойнтера Грея - черно-пег. коб., род. 11.6.31 г. от Хэндсом-Ляльки в Ярла А. С. Шевченко. зав. Капралов. Кл. щенячий.

    // Каталог 2-й очередной весенней выставки [охотничьих] собак. 5, 6 и 7 июня 1932 г. пр. Володарского, дом № 53-а / Изд. Ленингр. о-ва кровного собаководства. - Л., 1932. - С. 22.

    Указан в справочнике "Весь Ленинград" на 1931 г., на 1933 - нет; на 1934 г. - Упр. отделением «Связьсовхозснаб». В 1935 нет.

  • 14 Января 2022, 16:29

    Антипов Михаил Антипович, 1875 г. р. Место проживания: Международный пр., д. 65, кв. 129. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Волковское кладб.

    Ершова Мария Николаевна, 1886 г. р. Место проживания: Международный пр., д. 65, кв. 36. Дата смерти: декабрь 1941. Место захоронения: Волковское кладб., братская могила.

    Рыжов Дмитрий Семенович, 1898 г. р. Место проживания: Международный пр., д. 65, кв. 25. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Смоленское кладб.

    Чепик Вера Сергеевна, 1932 г. р. Место проживания: Международный пр., д. 65. Дата смерти: декабрь 1941. Место захоронения: неизвестно.

    Шершнев Александр Александрович, 1908 г. р. Место проживания: Международный пр., д. 65, кв. 26. Дата смерти: сентябрь 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб.

     

    Эвакуированы:

    Богдановы Валя (1939), Галина Кирилловна (1937) 11/08/1942 кв. 8

    Климова Данка Вас. (1886) кв. 14

    Курчевский Александр Иванович (1933) 20/07 кв. 11

    Потапова Нина Никитична (1933) 27/07/1943 кв. 28

    Самсанович Дора Ароновна (19/08/1937) кв. 18

     

  • 14 Января 2022, 16:31

    Утешев Измаил Изотулович, 1915 г. р., уроженец и житель г. Ленинград, татарин, из служащих, беспартийный, без определенных занятий, проживал: Международный пр., д. 65, кв. 31. Арестован 11 августа 1937 г. как "участник контрабандистской организации". Особой тройкой УНКВД ЛО 9 октября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 10 октября 1937 г.

  • 14 Января 2022, 16:59
    Ответ на "Утешев Измаил Изотулович, 1915 г. р., уроженец и ж" от Наталья М.

    Что, прямо на молокозаводе жил? Или лишь бы копипастнуть?

  • 15 Января 2022, 06:08
    Ответ на "Что, прямо на молокозаводе жил? Или лишь бы копипа" от south_thungus

     Митяй! Вы друг друга стоите с этой мадам!

  • 15 Января 2022, 10:30
    Ответ на "Что, прямо на молокозаводе жил? Или лишь бы копипа" от south_thungus

     Уважаемые коллеги, не было ли среди комплекса под номером 65 с какой-нибудь литерой дома для работающих на этом заводе? Единственное пришедшее в голову объяснение. 

  • 15 Января 2022, 21:18
    Ответ на "Митяй! Вы друг друга стоите с этой мадам!" от lenarch

     Дед Саша, вредно в такую рань в инернете торчать. (Или если не напишешь пакостей, то не спится? ;))

     

    Лучше бы в топопланчиках довоенных покопались и посмотрели, что там было под номером 65 на Международном =)

  • 15 Января 2022, 21:19
    Ответ на "Уважаемые коллеги, не было ли среди комплекса под " от diletant

     На мой взгляд, даже если допустить, что какие-то помещения скотобоен были приспособлены под жилье, то крайне сомнительными выглядят номера квартир (вплоть до 129й!).

  • 15 Января 2022, 22:39

    Однако, Список абонентов ЛГТС 1940 года показывает у молокозавда именно этот адрес: Международный, 65. И вряд ли у такого количества людей из разных списков разных лет могла быть одинаковая ошибка в адресе. В том числе у владельца собаки начала 30-х. Стало быть что-то жилое было.Но во вчерашнем сообщении об этом человеке написано, что он во ВЛ 1934 года назван управляющим неким отделением. . И там у него, между прочим адрес, кажется д. 69. Теоретически возможно, что заводской дом стоял где-то вне завода, а адрес был служебный. Так было у семьи Д.С. Лихачева. Я писала об этом в комм. к Ораниенбаумской, 27 ( https://www.citywalls.ru/house30750.html ). У них было так же - в адресных книгах адрес Печатного двора по Гатчинской, хотя реально дом стоял на Ораниенбаумской.

  • 15 Января 2022, 22:40
    Ответ на "...крайне сомнительными выглядят номера квартир (вплоть до 129й!)  " от south_thungus

     Не помню, где-то встречал, что под номером квартиры были приведены просто номера комнат в бараке".

    Может это связано с формой, на которой типографски уже были "дом" и "кв.".

     

    Тогда не так уж  невероятно.

  • 16 Января 2022, 06:29
    Ответ на "Не помню, где-то встречал, что под номером квартир" от Chartpilot

     Да, версия про бараки кажется наиболее правдоподобная. Тогда второй вопрос, сколько же их там могло быть, 129 комнат... 

  • 16 Января 2022, 09:05
    Ответ на "Однако, Список абонентов ЛГТС 1940 года показывает" от Liz

     Скорее всего Вы правы. Просто многие жили в служебном жилье, а регистрация была по адресу предприятия, вот и получалось, что по одному адресу зарегистрировано много народу.

  • 16 Января 2022, 10:56

    На сайте нет ни дома 67, ни 69. Не было ли это все хозяйством Петмола когда-то. Там могло быть все что угодно. 

  • 16 Января 2022, 12:02
  • 16 Января 2022, 12:23

    Участки могли быть какой угодно глубины и всего, что там еще могло быть понастроено, в кадр могло и не попасть. Но характерно, что деревянные дома дожили до 1950-х, а не были снеены в блокаду. То есть это казенные, скорей всего, постройки.

  • 16 Января 2022, 12:27
    Ответ на "" от Риэлтор

     Это бывшая администрация Мясного двора.
    Вряд ли в трех этих домиках наберется даже пара десятков мкомнат, не то что 127 квартир. 

     

     

     

     

  • 19 Января 2022, 18:24
    Ответ на "Это бывшая администрация Мясного двора.Вряд ли в т" от south_thungus

     Если это возможно, загрузите пожалуйста изображение с помощью кнопки «Добавить фотографии в публикацию» (с указанием архивного шифра в подписи.

    Увы, в комментариях столь ценная информация может затеряться.

  • 24 Января 2022, 13:00
    Ответ на "Что, прямо на молокозаводе жил? Или лишь бы копипа" от south_thungus

     Вот этот человек еще в 1931 году жил. Так что, не знаю... И не он один, как видите.

    В кв. 12 указан проживающим Константин Иванович Молчанов - владелец пойнтера Грея - черно-пег. коб., род. 11.6.31 г. от Хэндсом-Ляльки в Ярла А. С. Шевченко. зав. Капралов. Кл. щенячий.

    // Каталог 2-й очередной весенней выставки [охотничьих] собак. 5, 6 и 7 июня 1932 г. пр. Володарского, дом № 53-а / Изд. Ленингр. о-ва кровного собаководства. - Л., 1932. - С. 22.

    Указан в справочнике "Весь Ленинград" на 1931 г., на 1933 - нет; на 1934 г. - Упр. отделением «Связьсовхозснаб». В 1935 нет.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 63 из 89
Скотопригонный двор - Ленмолзавод - Молочный комбинат - "Петмол"
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31693
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 796