Публикация

Александровский чугунолитейный завод -
Объединение "Пролетарский завод"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кларк М. Е.
Постников А. И.
Войневич Г. В.
Год постройки: 1825-1826, 1890
Стиль: Классицизм

Александровский чугунолитейный завод -

Объединение "Пролетарский завод"   (с 1922)

 

 

1825-1826  - инж. Кларк М. Е. , арх. Постников А. И. , Стасов В. П. .

1890-е  - арх. Войневич Г. В. , инж. Ясинский Ф. С. , арх. Шапошников И. К. .

1900-е  -  арх. Клевщинский Антон Антонович

 

 

 

 

 

На проспекте стоят первые корпуса Александровского чугунолитейного завода (д. 125) и дома 123а и 127, построенные по "образцовому" проекту В. П. Стасова.

 

     См. также Александровский чугунолитейный завод

История Александровского чугунолитейного завода - одна из интереснейших страниц истории Петербурга.

Он был перенесен на седьмую версту Шлиссельбургского тракта с Петергофской дороги после разрушительного наводнения 1824 г. и отстроен заново под руководством его первого директора Матвея Егоровича Кларка. Выходец из Шотландии, одаренный инженер и организатор, прошедший путь от слесарных дел мастера до управляющего, Кларк целиком посвятил себя заводу. Его инженерные требования во многом определили планировочное решение всего предприятия. Вместе с Кларком над внешним обликом первых построек - апликеровальной, слесарной и литейной мастерских, построенных в 1825-1826 гг., - работал арх. А. И. Постников. Возможно, в проектировании фасадов зданий, обращенных к Неве, принимал участие выдающийся русский арх. В. П. Стасов, с которым Кларка связывала личная дружба.

 

Завод формировался в эпоху классицизма. Со стороны Шлиссельбургского тракта (ныне пр. Обуховской обороны) заводские здания образуют протяженную фронтальную композицию, решенную симметрично относительно главного въезда, о котором до наших дней напоминают фигуры двух чугунных львов, отлитые на заводе по моделям скульптора И.П. Прокофьева. Лицевые корпуса оформлены фронтонами и пилястрами простого ордера, имеют большие арочные окна. Сочетание желтых оштукатуренных стен и белых деталей характерно для классицизма. Завершают композицию расположенные по бокам два небольших одинаковых здания с мезонинами - дома директора и помощника со службами. В глубине участка находилась складская зона, а дальше - жилой поселок для рабочих, сетка поперечных и продольных улиц которого определялась симметричной компоновкой заводских строений.

 

С началом строительства железных дорог завод перешел в ведение Департамента путей сообщения и стал называться Александровский главный механический завод Николаевской железной дороги. Развитие и перепрофилирование завода повлекло за собой строительство новых цехов, связанных с паровозостроением. Этот этап истории завода наиболее ярко отразился в постройках 1890-х гг.. По проекту инж. Г. В. Войневича и Ф. С. Ясинского в 1891-1893 гг была возведена водонапорная башня из красного кирпича в романтическом духе. Она доминирует в застройке набережной и украшает собой панораму Невы.

В те же годы по проектам арх. И. И. Шапошникова, А. А. Клевщинского и инженера Ф. С. Ясинского были построены здания котельной, литейной, модельной, колесной, рессорной и сборной мастерских, а также здание кузницы. Эти большепролетные цеха, перекрытые металлическими фермами с фонарями верхнего освещения, стали примерами использования в промышленной архитектуре прогрессивных форм и конструкций. Например, в колесной мастерской применение шедовых покрытий в сочетании с массивными красно-кирпичными стенами, усиленными пилонами-контрфорсами, придают зданию монументальный вид и позволяют осветить все его внутреннее пространство.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Сторожевые львы
    у главного корпуса

  • фото

В XX в. история завода, который с 1922 г. стал называться Пролетарским, была по-прежнему связана с паровозостроением и далее с тепловозостроением. С 1964 г. завод перешел на изготовление уникальных судовых механизмов. К 1990-м гг. это было уже крупное научно-производственное объединение. Почти каждое судно, строящееся на стапелях страны, оснащалось изделиями завода.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

Фото - Наталия,  С. Васильев,  Mary  2009 г.

 

В 1932 г. объединенные после революции предприятия были снова разделены на Пролетарский паровозоремонтный и Октябрьский вагоноремонтный.

В состав объединения входит и бывший завод "Экономайзер", основанный в 1842 г. (первоначально "Атлас").

16 комментариев
8047 просмотров
Добавил: Blackadder, 5 Ноября 2008, 16:53
Редактировано: 6 Декабря 2020, 01:48
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2416.html' target='_blank'>Александровский чугунолитейный завод - Объединение "Пролетарский завод" на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 4 Мая 2011, 23:46

     Нет ссылок.

  • 4 Мая 2011, 23:49

    Наследство ВЕФК

    Пролетарский завод может быть признан банкротом за 1,5 млрд руб. кредитов, полученных от бывшего совладельца — ВЕФК

    Анатолий Темкин
    Ведомости — Cанкт-Петербург

    04.05.2011, 79 (2845)

    Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) 29 апреля подала в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иск о признании банкротом ОАО «Пролетарский завод». Долг завода перед АСВ — около 2 млрд руб., он остался от банка ВЕФК, рассказал директор департамента управления активами АСВ Андрей Дерябин. Кредиты выдавались на модернизацию завода, но реальное их предназначение неизвестно, добавляет он. С 2004 г. до осени 2009 г. около 40% завода принадлежало структурам Восточно-Европейской финансовой корпорации (ВЕФК), в состав которой входил и банк ВЕФК.

    ...

    АСВ не собирается закрыть производство и распродать активы, а попытается найти эффективного собственника. Скорее всего, это будет государственная Объединенная судостроительная корпорация, но предметные переговоры пока не велись...

    По словам Горбача, предприятие выпускает уникальную технику. Пролетарский завод производит палубное оборудование, в том числе по собственным разработкам, согласен один из судостроителей. По его оценке, средняя загрузка мощностей завода — менее 50%.

  • 7 Февраля 2020, 21:48

    На 01.2020

    Дом культуры и техники Пролетарский — одна из действующих культурных площадок, на основе которой проводится большое количество разноплановых мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Санкт-Петербурге.

    Это культурный центр, на базе которого проводится работа с молодежью, создаются музыкальные коллективы, организуются события городского масштаба..

     

     

    В этом же здании находятся: танцевальный клуб Престиж на проспекте Обуховской Обороны, центр дошкольного образования Смышленый малыш на проспекте Обуховской Обороны, автотехцентр Zet-avto на метро Ломоносовская, танцевальная студия Baby-Dance на метро Ломоносовская, школа танцев Dixi на метро Ломоносовская.

  • 7 Февраля 2020, 22:00
    Ответ на "На 01.2020 Дом культуры и техники Пролетарски" от Nipnip

    Дому культуры "Пролетарский" посвящена другая публикация: http://www.citywalls.ru/house4284.html

  • 24 Июня 2020, 09:47

    9 мая 1825 года под завод был официально выделен ранее присмотренный участок на 7-й версте Шлиссельбургского тракта, где находился кирпичный завод. 14 мая начали копать рвы под фундаменты зданий, делать канал и большой бассейн в центре. Торжественная закладка новой площадки Санкт-Петербургского чугунолитейного завода прошла 25 июня 1825 года. 
    К октябрю были построены вчерне 60 жилых деревянных домов для рабочих. В январе 1826 года было предложено назвать новый завод в честь нового императора - Николаевским. Однако Николай I с этим не согласился и предложил назвать его Невским-литейным. Темпы строительства были высокими - в сентябре 1826 года завод уже стал выпускать первую продукцию. (сайт Регионавтика ИЗ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЧУГУНОЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА)

  • 5 Декабря 2020, 22:25

    «Вечерний Ленинград» №113(8724) от 17.05.1974 г. (С.2):

       Кастрюли-скороварки, выпускаемые заводом «Экономайзер», пользуются большим спросом. Их главное преимущество — экономия времени. С начала года завод выпустил более трех с половиной тысяч этих приборов домашнего обихода. На снимках: кастрюли-скороварки

    Фото В. ГОЛУБОВСКОГО

     

  • 6 Декабря 2020, 01:49
    Ответ на "1965: З-д «Экономайзер» - пр. Обуховской обороны, " от lenarch

     А "Экономайзер" точно был здесь? Нумерация вроде менялась в 1950-е?

    Если никто не подскажет, смотреть буду завтра.

  • 6 Декабря 2020, 23:24

    Посмотрела справочники: "Экономайзер" до войны имел адрес Муравьевский пер., 3, а в 1960-х - пр. Обуховской Обороны, 139. В 1975 г. или около вошел в состав производственного объединения "Пролетарский завод".  Так что про "Экономайзер" наверное, поставлю на Обух. Обороны, 139

  • 7 Декабря 2020, 18:22
    Ответ на "А "Экономайзер" точно был здесь? Нумерация вроде м" от Наталия

    Территория завода  "Экономайзер" в 1960-х - 1970-х годах располагалась между Железнодорожным проспектом и улицей Цимбалина.

    Пролетарский завод - между проспектом Дудко и улицей Крупской.

    Кому принадлежала часть между Цимбалина и Дудко - уже не помню. Кажется, "Экономайзеру".

     

    Расширение территории "Экономайзера" (строительство новых цехов) происходило во второй половине 1950-х, уже при мне. В результате чего исчезла Механическая улица (отмечена крестом):

    http://retromap.ru/061942_0020092_z17_59.884867,30.435513

  • 17 Апреля 2023, 18:47

    Шапошников И.И. или И.К.? Инициалы разные по тексту.

  • 20 Сентября 2025, 17:09

    "Со стороны Шлиссельбургского тракта (ныне пр. Обуховской обороны) заводские здания образуют протяженную фронтальную композицию, решенную симметрично относительно главного въезда, о котором до наших дней напоминают фигуры двух чугунных львов, отлитые на заводе по моделям скульптора И.П. Прокофьева."

     

    К photo12830.html подпись не точна: это не сторожевые львы. Они остались от ограды вдоль проспекта, созданной К. Росси, элементами кот. являлись не только львы   photo360787.html , но и столбы.

     

    "Ворота Павловского парка, исполненные по рисунку Росси (рис.97), имеют более мощные, но опять­ таки простые по форме копья; плоские, совершенно своеобразной формы вазы представляют здесь прекрасное завершение невысоких тумб. Одпако трудно сказать, являются ли оригиналами именно эти вазы или оригиналы находятся на ограде Пролетарского (б. Александровского) завода, где они поставлены на столбы, украшенные превосходными военными трофеями (рис.96)" (с.16)

     

    "У целого ряда своих зданий Росси ставил флорентийских львов, в частности у Пролетарского (б. Александровского) завода они поставлены как основа ограды, соединенные цепями (рис. 108)37. 

    37 Такие же чугунные львы стоят на спуске к Неве, у Адмиралтейства." 

     Гермонт Г. Н. Решётки Ленинграда и его окрестностей. — М.: издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938. — С. 17. — 120 с. 

  • 20 Сентября 2025, 18:14

    1926 г.

  • 20 Сентября 2025, 18:20

    "Лицевые корпуса оформлены фронтонами и пилястрами простого ордера, имеют большие арочные окна. Сочетание желтых оштукатуренных стен и белых деталей характерно для классицизма. Завершают композицию расположенные по бокам два небольших одинаковых здания с мезонинами - дома директора и помощника со службами. В глубине участка находилась складская зона, а дальше - жилой поселок для рабочих, сетка поперечных и продольных улиц которого определялась симметричной компоновкой заводских строений."

    план 1893 г.

  • 2 Октября 2025, 18:07
    Ответ на ""Со стороны Шлиссельбургского тракта (ныне пр. Обу" от Риэлтор

     "У целого ряда своих зданий Росси ставил флорентийских львов, в частности у Пролетарского (б. Александровского) завода они поставлены как основа ограды, соединенные цепями"

     

    Современный вид Фото 09.2025.

    Львы покрашены толстым слоем битумной краски и производят очень грустное впечатление.

    Стоят на двойном чугунном постаменте (потрескавшимся и внутри залитым бетоном) и с грустью ждут своей участи: отреставрируют или в утиль сдадут... Свои оковы они давно потеряли...

    Вместо ограды из цепей ("оковы пролетариата" давно сброшены) - посажены кусты акации.

    Никаких следов столбов ограды не нашёл, вместо них - мощение тротуарной плиткой.

     

    КГИОП,  аууу!

     

     

    Лев слева.

     

    "Подковы" только сейчас разглядел...

     

    Фонтан, вероятно, устроен позднее (1950-е гг?) и, естественно, не работает!..

     

    Лев справа

     

    Вид вдоль фасада

     

    Вместо ограды из цепей посажены кусты акации

  • 3 Октября 2025, 11:08

    Львы Медичи — парные мраморные скульптуры львов, опирающихся передней лапой на каменные шары. Термин «Львы Медичи» может обозначать как оригинальную (первоначальную) пару скульптур, так и возникшую на их основе иконографию скульптурных изображений.

    В XVIII и XIX столетиях Львы Медичи вошли в моду, как образцы «классического вкуса». Кроме того, величественные парные львы хорошо подходили для обрамления дворцовых лестниц, парадных въездов, пристаней и порталов.

    Для Императорской академии художеств были заказаны гипсовые слепки львов. С них на Александровском литейном заводе в Санкт-Петербурге под надзором скульпторов Академии художеств были отлиты из чугуна (по другим данным, бронзы) несколько пар львов Медичи, которые были установлены, в частности, в следующих местах:

    Перед западным фасадом Елагина дворца на одноименном острове.
    Перед фасадом Михайловского дворца (ныне — главное здание Государственного Русского музея)
    На Дворцовой пристани (Львы Дворцовой пристани, также известные как Львы на набережной у Адмиралтейства)
    У Львиного каскада в Петергофе (здесь львы переделаны таким образом, чтобы из их пастей струилась вода)
    В сохранившейся усадьбе Строгановых Марьино в окрестностях Санкт-Петербурга (современный Тосненский район области)
    На Строгановской даче на Чёрной речке. Сама дача не сохранилась, но львы уцелели и были перенесены на стрелку Елагиного острова[1][2], где их можно увидеть и сегодня. Таким образом, на Елагином острове оказались две пары львов.
    В несохранившейся усадьбе А. А. Аракчеева Грузино (откуда были перевезены в Великий Новгород и установлены в Новгородском кремле перед входом в здание Присутственных мест в непосредственной близости от памятника «Тысячелетие России».

    Одна из пар львов Медичи, отлитая в Санкт-Петербурге на Александровском заводе в 1849 году, была тогда же приобретена Эндрю Иствиком, богатым американским инженером из Филадельфии. Их до настоящего времени можно увидеть в этом городе в парке Фэрмаунт[3].

    Кроме того, львы Медичи были установлены перед в Воронцовским дворцом в Алупке[4].

    ru.wikipedia.org/wiki/Львы_Медичи

     

    Идея установки львов на Дворцовой пристани появилась в первом проекте Луиджи Руска (1817) и прошла красной нитью через все варианты оформления. Во всех исторических документах указывается, что уже с самого начала рассматривалась только установка точных копий Львов Медичи, оригиналы которых находятся на площади Синьории во Флоренции[2]. К тому времени мраморные повторения львов Медичи работы Паоло Трискорни уже были установлены в Санкт-Петербурге перед домом Лобанова-Ростовского. Теперь же предполагалось отлить их точные металлические копии, что в условиях того времени не было простым делом.

    Модели львов
    Осенью 1828 года была предпринята попытка прояснить вопрос о декоративных статуях львов для пристани. Сохранилась трёхсторонняя переписка между Карлом Росси, директором Санкт-Петербургского Александровского чугунолитейного завода М.Е. Кларком и министром императорского двора П.М. Волконским[2].

    Сначала Росси запросил Кларка о возможности изготовления таких статуй, а затем, видимо получив ответ, 20 октября пишет П.М. Волконскому:[2]

    Донесение министру императорского двора:

    (на заводе хороших мастеров нет, а) …от искусства приготовления таковых моделей зависеть будет совершенство фигур… гораздо бы лучше заказать сделать оные модели известным художникам

    — 20 октября 1828 года[2]
    В ответ министр предложил скульптору осмотреть и измерить мраморных львов Трискорни, которые находятся у подъезда дома военного министерства, с целью[2]

    …постановления на пьедесталах у спусков к Неве[2]

    Архитектор выполнил указания министра: осмотрел и даже зарисовал мраморных львов, но по результатам работы высказал своё категорически отрицательное отношение к навязываемому ему варианту:[2]

    Высказывание Карла Росси:

    …львы сии по малости их для сего назначения будут казать безобразие[2]

    После этого в оформлении Дворцовой пристани наступил довольно длительный перерыв, причины которого историкам остались неизвестными[2].

    Создание скульптур
    С 1828 по 1832 год в работах над пристанью был перерыв, и когда в 1832 году император снова вернулся к украшению пристани, первоначально львы были исключены из украшений пристани, но в конце мая решено было вернуться к варианту со львами[2].

    П. М. Волконский пишет на Александровский завод М. Е. Кларку:

    …государь хочет знать, сколько будет стоить отливка двух львов по имеющейся в заводе модели…[2]

    31 мая 1832 года Кларк ответил, что стоимость изготовления фигур львов по присланным на завод рисункам Росси и указанным им размерам слишком дорога, так как нужно сделать новые гипсовые модели. Существуют готовые модели этих львов, но они ненамного меньше размером. Отливка с этих моделей будет стоить 2500 рублей за каждого льва. Кларк нашёл способ изготовить статуи по новым технологиям, что будет быстрее и значительно дешевле — дутьём или чеканкой из листовой меди. Мало того, что стоимость будет 1800 рублей за льва, но и статуи будут гораздо легче, а следовательно, их перевозка и установка также обойдутся дешевле[2].

    Эти доводы Кларка сдвинули дело с мёртвой точки: медные львы для Дворцовой пристани были созданы. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. Чугунные пьедесталы с волютами отлиты для львов на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя[3].

    П. М. Волконский сообщает на Александровский завод:

    Государь повелел сделать двух львов чеканкой и четыре постамента из чугуна для львов и ваз

    — 5 июня 1832 года[2]

    Львы становлены на Дворцовой пристани как украшение в сентябре 1832 году[4].

    ru.wikipedia.org/wiki/Львы_Дворцовой_пристани

  • 3 Октября 2025, 13:46
    Ответ на "Львы Медичи — парные мраморные скульптуры львов, о" от Риэлтор

     Вроде бы аккуратная фраза про львов на террасе дворца в Алупке: "Кроме того, львы Медичи были установлены перед в Воронцовским дворцом в Алупке". Но она является частью пассажа о львах, изготовленных на Александровском заводе, хотя и выделена, лишь слегка, словами "кроме того". Однако  львы в Алупке  изготовлены из мрамора.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 9 из 15
Александровский чугунолитейный завод -
Объединение "Пролетарский завод"
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32798
Готовится: 90
Посетители
Гостей: 699
Всего сегодня: 31944