Публикация
Александровский чугунолитейный завод -
|
Архитекторы: | Ясинский Ф. С. |
Год постройки: | 1890 |
Стиль: |
Александровский чугунолитейный завод -
Александровский Главный механический завод (с 1844) -
Паровозные мастерские главного механического завода Николаевской ж.д. -
Объединение "Пролетарский завод" (с 1922)
пр. Обуховской Обороны, 123-127 - ул. Дудко, 1-3 - ул. Крупской, 2
Комплекс построек:
1825-1826 - арх. Постников Алексей Иванович, Стасов Василий Петрович (?),
инж. Кларк М. Е.
Чугунные львы
1825-1826 - скульптор Прокофьев И. П.
пр. Обуховской Обороны, 127
1825-1826 - арх. Постников Алексей Иванович, Стасов Василий Петрович (?)
пр. Обуховской Обороны, 123а
Жилой дом для служащих
1825-1826 - арх. Постников Алексей Иванович, Стасов Василий Петрович (?)
пр. Обуховской Обороны, 125
1891-1893 - арх. (АХ) Войневич Генрих Викторович, инж. Ясинский Феликс Станиславович
Котельная мастерская
1890-е - арх. (АХ) Шапошников Иван Иванович, инж. Ясинский Феликс Станиславович
Кузница
1890-е - арх. (АХ) Шапошников Иван Иванович, инж. Ясинский Феликс Станиславовович
Электрическая станция с дымовой трубой
1890-е - арх. Шапошников Иван Иванович, инж. Ясинский Феликс Станиславович
Колесная мастерская
1890-е - арх. (АХ) Шапошников Иван Иванович, инж. Ясинский Феликс Станиславович, Клевщинский Антон Антонович
пр. Обуховской Обороны, 127а
1901 - автор не установлен
1860-1862 - арх. (АХ) Лорберг Борис Федорович
ул. Крупской, 2а
Директор Александровского
завода Матвей Кларк.
1840-е гг.
Александровский чугунолитейный завод.
Акварель, первая пол. XIX в
План завода
(regionavtica.ru)
Чертежи корпусов
Александровского завода
(regionavtica.ru)
(добавил
1896 г. * см. ниже
Фрагмент карты 1913 г.
План Петрограда. 1916.
"А.С.Суворин-Новое время"
Шильдер
Карл Андреевич.
(добавил Mary)
Подводная лодка Шильдера.
(добавил Mary)
Из книги "Постройка и эксплоатация
Николаевской железной дороги
(1842-1851-1901 гг.)
Краткий исторический очерк
СПб 1901 С. 60.
там же С. 52
Из книги "Магистраль
имени Октября"
М. "Транспорт"
1990 г. С. 34
Из книги "Магистраль имени Октября"
М. "Транспорт"1990 г. С. 33
Пролетарский
паровозо-ремонтный завод
(заканчивается отделка
нового цеха) 1933 г.
1933 г.
1934 г. Перекресток
пр. Крупской и
Александровского пер.
(добавил
А.Тронь, 2006.
{Ходовое испытание 29 августа 1834 г.
первой отечественной металлической
(и вооруженной) подводной лодки
конструкции генерал-майора Карла
Андреевича Шильдера, построенной
на Александров
* Шустов А. С. Альбом участников Всероссийской Промышленной и Художественной Выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. - СПб., 1896.
Александровский чугунолитейный завод
Александровский чугунолитейный завод был основан в 1825 г. - после трагического наводнения было решено перевести чугунолитейный завод с Петергофской дороги на новое место.
Первые корпуса завода построены по данным одних источников - по «образцовому проекту» В. Стасова, по других данным арх. Александром Постниковым, при участии Стасова. Это дома 123а, 125, 127. У главного корпуса установлены две чугунные фигуры львов, отлитые здесь же по модели скульптора Ивана Прокофьева.
Первым директором завода был выходец из Шотландии инж. Матвей Егорович Кларк. Он управлял и постройкой предприятия. Жил Кларк здесь же, при заводе, в
В 1832 г. металлоконструкции завода были использованы для перекрытий строившегося Александрийского театра, Зимнего дворца.
Завод занимался и художественным литьем. На Александровском заводе были отлиты львы для пристани у Зимнего дворца, решетка Летнего сада, установленная со сторон Мойки, из тонких листов меди изготовлена колесница Славы для арки
Фото - Mary, 04.2015.
Александровский Главный механический завод . Паровозные мастерские
В 1844 г. по инициативе П. П. Мельникова завод передан в Главное Управление Путей Сообщения и получил название Александровский Главный механический завод Санкт-Петербургско - Московской железной дороги. В 1845 г. здесь был изготовлен первый в России магистральный паровоз. В течение 20 лет Александровский завод был основной базой паровозо- и вагоностроения в России.
Завод занимал огромную территорию - от Невы до железной дороги. Ближе к Неве делали паровозы, а в той части, что располагается за нынешней улицей Седова, появились новые вагонные цеха. Их построили арх. Иван Шапошников и инж. путей сообщения Феликс Ясинский. Завод разделили на два: Александровский механический завод, позднее Главные паровозные мастерские, и Главные вагонные мастерские (ул. Седова, 45 - ныне
В 1894 г. Александровский завод вместе с Николаевской железной дорогой был выкуплен в казну и поступил в ведение Министерства путей сообщения.
В 1938 г. было так
(из очерка В.Я.Курбатова о
ленинградских решетках, весовщик)
Лев "стерегущий".
Кольцо на лапе "сбежавшего" льва.
Фото - sergeyshmidt54
Фото - Mary, 04.2015.
Фото - Анчар, 04.2018.
Пролетарский завод
7 ноября 1922 г. Александровский Главный механический завод был переименован в Пролетарский завод. С 1925 по 1931 гг. завод занимался восстановлением и ремонтом пассажирских и товарных вагонов, строительством вагонов, ремонтом колёсных пар, производил работы по литью и механической обработке, постройке платформ.
С 1960-х гг. Пролетарский завод был перепрофилирован на производство судовых машин и гидравлических механизмов для кораблей.
(добавил:
Н. В. Мурашова, Л. П. Мыслина Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии.
Южное Приладожье: Волховский и Кировский районы. - СПб.: Алаборг, 2009)
На фото 8 и 9 не корпуса завода, а здание ЦНИИ судового машиностроения. На воротах логотип института, а не завода. (уже нет)
На лапе левого льва кольцо, как будто он "сбежал" из бродячего зоопарка. Кто, что знает?
я знаю
в 1938 году было так (см. публ.) ( из очерка В.Я.Курбатова о ленинградских решетках)
"на казённом Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе, образованном в 1801 году, в 1825 году произошла реструктуризация производственной инфраструктуры, после чего он стал состоять из двух производственных площадок: старая - на 4-й версте Петергофской дороги, новая - на 7-й версте Шлиссельбургского тракта. Когда завод переименовали в Александровский, старую площадку, которую надо было продать, продолжали именовать предыдущим названием, хотя организационно она была официальной и неразрывной частью казённого Александровского завода, включая единую бухгалтерию и руководство (директор М.Кларк). Затем территория старой площадки была отдана частным лицам (Путилову), а казённый Александровский завод не прекращал работы. Поэтому можно уверенно сказать, что законным правопреемником казённого Санкт-Петербургского чугунолитейного завода считается современный Пролетарский завод, а не Путиловский."
(источник
Фото № 4. «Александровский сталилетейный завод. Село Александровское»
Это другой Александровский завод, с этим не связан. Их часто путают.
Фото № 11. " Вид новых сборно-товарных цехов Александровского завода"
Это "Главные вагонные мастерские Александровского завода". А стало быть не Пролетарский завод, а ОЭВРЗ.
Здание дожило до наших дней и вполне не плохо выглядит.
На фотографии - Обуховский сталелитейный завод (Александровская мануфактура)
1800-1810е, арх.А.Н.Роков, А.Я.Вильсон; 1860е арх.Р.Р.фон Генрихсен; 1890-1900е арх.Ф.Ф.Лумберг
Проспект Обуховской Обороны, 118, 120, 122, 124, 126