Публикация

Александровский чугунолитейный завод -
Паровозные мастерские механического завода Николаевской ж.д. -
Пролетарский завод

Здание на карте
фото
Архитекторы: Ясинский Ф. С.
Год постройки: 1890
Стиль:

Александровский чугунолитейный завод -

Александровский Главный механический завод  (с 1844) -

Паровозные мастерские главного механического завода Николаевской ж.д. -

Объединение "Пролетарский завод"   (с 1922)

пр. Обуховской Обороны, 123-127 - ул. Дудко, 1-3 - ул. Крупской, 2

Комплекс построек:

Лицевые производственные корпуса - слесарная мастерская, литейная мастерская, аппликеровальная мастерская, модельная мастерская)

1825-1826  - арх. Постников Алексей Иванович, Стасов Василий Петрович (?),

                         инж. Кларк М. Е.

Чугунные львы

1825-1826  - скульптор Прокофьев И. П.

пр. Обуховской Обороны, 127

Здание главной конторы

1825-1826  - арх. Постников Алексей Иванович, Стасов Василий Петрович (?) 

пр. Обуховской Обороны, 123а

Жилой дом для служащих

1825-1826  - арх. Постников Алексей Иванович, Стасов Василий Петрович (?) 

пр. Обуховской Обороны, 125

Водонапорная башня

1891-1893  - арх. (АХ) Войневич Генрих Викторович, инж. Ясинский Феликс Станиславович

Котельная мастерская

1890-е - арх. (АХ) Шапошников Иван Иванович, инж. Ясинский Феликс Станиславович

Кузница

1890-е - арх. (АХ) Шапошников Иван Иванович, инж. Ясинский Феликс Станиславовович

Электрическая станция с дымовой трубой

1890-е  - арх. Шапошников Иван Иванович, инж. Ясинский Феликс Станиславович

Колесная мастерская

1890-е  - арх. (АХ) Шапошников Иван Иванович, инж. Ясинский Феликс Станиславович, Клевщинский Антон Антонович

пр. Обуховской Обороны, 127а

Британско-американская церковь при Александровском главном механическом заводе

1901  - автор не установлен

 

Церковь Михаила Архангела при Александровском механическом заводе

1860-1862  - арх. (АХ) Лорберг Борис Федорович

ул. Крупской, 2а

  • фото

    Директор Александровского
    завода Матвей Кларк.
    1840-е гг.

  • фото

    Александровский чугунолитейный завод.
    Акварель, первая пол. XIX в

  • фото

    План завода
    (regionavtica.ru)

  • фото

    Чертежи корпусов
    Александровского завода
    (regionavtica.ru)
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    1896 г. * см. ниже

  • фото

    Фрагмент карты 1913 г.

  • фото

    План Петрограда. 1916.
    "А.С.Суворин-Новое время"

  • фото

    Шильдер
    Карл Андреевич.
    (добавил Mary)

  • фото

    Подводная лодка Шильдера.
    (добавил Mary)

  • фото

    Из книги "Постройка и эксплоатация
    Николаевской железной дороги
    (1842-1851-1901 гг.)
    Краткий исторический очерк
    СПб 1901 С. 60.

  • фото

    там же С. 52

  • фото

    Из книги "Магистраль
    имени Октября"
    М. "Транспорт"
    1990 г. С. 34

  • фото

    Из книги "Магистраль имени Октября"
    М. "Транспорт"1990 г. С. 33

  • фото

    Пролетарский
    паровозо-ремонтный завод
    (заканчивается отделка
    нового цеха) 1933 г.

  • фото

    1933 г.

  • фото

    1934 г. Перекресток
    пр. Крупской и
    Александровского пер.
    (добавил Десса)

  • фото

    А.Тронь, 2006.
    {Ходовое испытание 29 августа 1834 г.
    первой отечественной металлической
    (и вооруженной) подводной лодки
    конструкции генерал-майора Карла
    Андреевича Шильдера, построенной
    на Александров

* Шустов А. С. Альбом участников Всероссийской Промышленной и Художественной Выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. - СПб., 1896.

 

 

Александровский чугунолитейный завод

Александровский чугунолитейный завод был основан в 1825 г. - после трагического наводнения было решено перевести чугунолитейный завод с Петергофской дороги на новое место.

 

Первые корпуса завода построены по  данным одних источников - по «образцовому проекту» В. Стасова, по других данным арх. Александром Постниковым, при участии Стасова. Это дома 123а, 125, 127. У главного корпуса установлены две чугунные фигуры львов, отлитые здесь же по модели скульптора Ивана Прокофьева.

 

Первым директором завода был выходец из Шотландии  инж. Матвей Егорович Кларк. Он управлял и постройкой предприятия. Жил Кларк здесь же, при заводе, в собственном доме. С первых лет на заводе не только лили чугун, но и строили суда. 30 мая 1830 г. был спущен на воду первый русский пароход «Нева». Он был оснащен паровой машиной с гребными колесами  и мачтами с рангоутами и парусами. В 1834 г. здесь была изготовлена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка Карла Андреевича Шильдера (1785-1854). Пробные испытания прошли в августе 1834 г. у Александровского завода на Неве.

 

В 1832 г. металлоконструкции завода были использованы для перекрытий строившегося Александрийского театра, Зимнего дворца.

Завод занимался и художественным литьем. На Александровском заводе были отлиты львы для пристани у Зимнего дворца, решетка  Летнего сада, установленная со сторон Мойки, из тонких листов меди изготовлена колесница Славы для арки Главного штаба, скульптурные композиции Нарвских и Московских ворот.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 04.2015.

Александровский Главный механический завод . Паровозные мастерские

В 1844 г. по инициативе П. П. Мельникова  завод передан в Главное Управление Путей Сообщения и получил название Александровский Главный механический завод Санкт-Петербургско - Московской железной дороги. В 1845 г. здесь был изготовлен первый в России магистральный паровоз. В течение 20 лет Александровский завод был основной базой паровозо- и вагоностроения в России.

 

Завод занимал огромную территорию - от Невы до железной дороги. Ближе к Неве делали паровозы, а в той части, что располагается за нынешней улицей Седова,  появились новые вагонные цеха. Их построили  арх. Иван Шапошников и инж. путей сообщения Феликс Ясинский. Завод разделили на два: Александровский механический завод, позднее Главные паровозные мастерские, и Главные вагонные мастерские (ул.  Седова, 45 - ныне Октябрьский вагоноремонтный завод). После революции заводы были на какое-то время объединены.

 

В 1894 г. Александровский завод вместе с Николаевской железной дорогой был выкуплен в казну и поступил в ведение Министерства путей сообщения.

  • фото

    В 1938 г. было так
    (из очерка В.Я.Курбатова о
    ленинградских решетках, весовщик)

  • фото

    Лев "стерегущий".

  • фото

    Кольцо на лапе "сбежавшего" льва.
    Фото - sergeyshmidt54

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 04.2015.

  • фото

    Фото - Анчар, 04.2018.

Пролетарский завод

7 ноября 1922 г. Александровский Главный механический завод  был переименован  в Пролетарский завод.  С 1925 по 1931 гг. завод занимался  восстановлением и ремонтом пассажирских и товарных вагонов, строительством вагонов, ремонтом колёсных пар, производил работы по литью и механической обработке, постройке платформ.

С 1960-х гг. Пролетарский завод был перепрофилирован на производство судовых машин и гидравлических механизмов для кораблей.

(добавил: Наталия по материалам [56], 

Н. В. Мурашова, Л. П. Мыслина Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии.

Южное Приладожье: Волховский и Кировский районы. - СПб.:  Алаборг, 2009) 

8 комментариев
13105 просмотров
Добавил: Mary, 10 Ноября 2008, 03:40
Редактировано: 27 Января 2023, 19:07
Оцените:
(15 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2434.html' target='_blank'>Александровский чугунолитейный завод - Паровозные мастерские механического завода Николаевской ж.д. -Пролетарский завод на Citywalls.ru</a>
Всего 8 комментариев
  • 11 Ноября 2008, 09:41

    На фотографии - Обуховский сталелитейный завод (Александровская мануфактура)

    http://kirill-kravchenko.narod.ru/werksdenkmal/gebiet_nevskij/13/nevskij_13.htm

     

    1800-1810е, арх.А.Н.Роков, А.Я.Вильсон; 1860е арх.Р.Р.фон Генрихсен; 1890-1900е арх.Ф.Ф.Лумберг

    Проспект Обуховской Обороны, 118, 120, 122, 124, 126

  • 4 Сентября 2013, 15:14

    На фото 8 и 9 не корпуса завода, а здание ЦНИИ судового машиностроения. На воротах логотип института, а не завода.    (уже нет)

    http://www.sudmash.ru

  • 25 Мая 2014, 14:38

    На лапе левого льва кольцо, как будто он "сбежал" из бродячего зоопарка. Кто, что знает?

  • 17 Апреля 2015, 17:47

    я знаю

     

    в 1938 году было так  (см. публ.) ( из очерка  В.Я.Курбатова о ленинградских решетках)

  • 6 Сентября 2020, 11:29

    "на казённом Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе, образованном в 1801 году, в 1825 году произошла реструктуризация производственной инфраструктуры, после чего он стал состоять из двух производственных площадок: старая - на 4-й версте Петергофской дороги, новая - на 7-й версте Шлиссельбургского тракта. Когда завод переименовали в Александровский, старую площадку, которую надо было продать, продолжали именовать предыдущим названием, хотя организационно она была официальной и неразрывной частью казённого Александровского завода, включая единую бухгалтерию и руководство (директор М.Кларк). Затем территория старой площадки была отдана частным лицам (Путилову), а казённый Александровский завод не прекращал работы.   Поэтому можно уверенно сказать, что законным правопреемником казённого Санкт-Петербургского чугунолитейного завода считается современный Пролетарский завод, а не Путиловский."

    (источник  Александр Потравнов Татьяна Хмельник)

     

  • 28 Марта 2021, 17:20

    Фото № 4. «Александровский сталилетейный завод. Село Александровское»
    Это другой Александровский завод, с этим не связан. Их часто путают.

  • 2 Февраля 2023, 10:25

    Фото № 11. " Вид новых  сборно-товарных цехов Александровского завода" 

    Это "Главные вагонные мастерские Александровского завода". А стало быть не Пролетарский завод, а ОЭВРЗ.

    Здание дожило до наших дней и вполне не плохо выглядит. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32214
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 11348