Публикация

Старый авиационный ангар

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Фото - Mary, 07.2009.

Старый авиационный ангар

 Утраченное здание

 

 

  • фото

    Гребной порт на Плане
    Санкт-Петербурга 1883 г.
    с указанием расположения
    артиллерийских батарей.

  • фото

    Фрагмент Чертежа
    Гребного порта начала
    1900-х гг. из Военной
    энциклопедии Сытина

  • фото

    Гребной порт на Плане
    из Путеводителя Суворина
    1913 г.

  • фото

    Местоположение старого ангара
    на аэрофотосъёмке 1942 г.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Панорамы Бинг. 2012 г.

  • фото

    План изначального
    сооружения

  • фото

    Эскадрилья на самолётах МР-1,
    стоящих на спуске перед старым
    ангаром, готовится к участию в
    манёврах 1930 г.
    Фото из альбома П.А. Петрова
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Роза ветров на маневренной
    площадке.
    Фото начала 1930-х гг.

  • фото

    Фрагмент южной стены
    старого ангара.
    Фото периода
    1928-1931 гг.

  • фото

    Будка у воды в северной
    части спуска. 1930 г.

  • фото

    1928-1931*

  • фото

    Крыша старого ангара с наблюдательным
    пунктом. Начало 1930-х гг.

  • фото

    Вид с пляжа на постройки вдоль
    Шкиперского канала. Ангар справа.
    Фото 1960 г. (фрагмент)
    (pastvu.com )
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    (1panorama.ru)
    (добавил Galina Vabishchevich)

* Юго-западный угол ангара с колдуном, вид с юга. Фото периода 1928-1931 гг.

 

Когда было построено это необычное сооружение и с какой целью, пока выяснить не удалось. Его нет на дореволюционных планах и схемах Гребного порта, но судя по архитектуре, годы постройки можно отнести к концу 19 - началу 20 века. Из соображений логистики оно едва ли относилось к промышленному комплексу Пироксилинового завода. Может быть это фортификационное сооружение? Здание построено из красного кирпича и в плане напоминает шляпу-канотье.  Три стены (Б, В, Г) укреплены контрфорсами, более мощными у стены В, обращённой в сторону Шкиперского канала. Между контр-форсами находятся оконные проёмы. Со стороны А по бокам были глухие стенки, но в центральной части эта сторона, вероятно, оставалась открытой. За глухими стенками находились небольшие помещения, в 2 окна по боковым фасадам (К и К), отопляемые печами.

В 1916 г. территория, на которой находилось это сооружение, была передана под базирование Центральных авиаремонтных мастерских морской авиации (вид территории в 2016 г.). Поблизости были построены два деревянных самолётных ангара, один - к югу от сооружения, местонахождение второго пока не установлено.

С 1924 г. на этой территории базировался 2-й гидроавиационный отряд, а позднее и другие гидроавиационные части ВВС Балтийского флота. К 1931 г. деревянный ангар находился в полуразрушенном состоянии и был снесён. Не позднее 1929 г. сооружение стало использоваться как самолётный ангар, поэтому и можно предполагать, что сторона А изначально в центральной части была открыта. В противном случае стену пришлось бы разрушить и устроить там широкие ворота, позволявшие заводить в ангар самолёты. Предположительно, в то же время появилась характерная крыша с металлической кровлей, с торцов зашитая вагонкой. Внутреннее пространство ангара имело площадь 32х25 м кв. Вдоль конька крыши был устроен проход с ограждениями, куда снизу можно было подняться по лестнице через чердак. На краю крыши, со стороны Шкиперского канала, находилась площадка с установленным счетверённым пулемётом, там дежурные матросы обеспечивали ПВО гидроавиабазы. На другом краю крыши находился командно-диспетчерский пункт, с которого могло осуществляться руководство полётами и наблюдение за всей территорией гидроавиабазы и аэродрома. На ангаре также был установлен "колдун" для определения направления ветра. Перед ангаром со стороны А находилась манёвренная площадка для самолётов с широким слипом (спуском) к воде. Площадка была украшена Розой ветров из цветного бетона, которая относительно неплохо сохранилась до 2010-х гг. Когда и для чего она была сделана - это вопрос. До революции, точнее до 1916 г., в этом месте находились открытые склады леса. Хотя, может быть, в какое-то время здесь была главная пристань Гребного порта, куда прибывали командир порта или другие высокопоставленные лица? Но пока документального подтверждения этому предположению нет.

В годы Великой Отечественной войны и после неё ангар использовался авиаремонтными частями. В начале 1950-х гг. был возведён простенок на месте широких ворот со стороны А, в то же время появились пристройки. Снесён в 2017 г. при постройке Делового комплекса.

(добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Лицевой фасад

  • фото

  • фото

    Ангар с разновременными
    пристройками и маневренная
    площадка

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото -
    Galina Vabishchevich, 2010.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 07.2009.

  • фото

    Вид от восточного Кроншпица
    на дорогу вдоль Шкиперского
    канала.

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Юго-восточный угол
    сооружения (вид "сзади")

  • фото

    Фасад ангара по Шкиперскому
    каналу. Видно остатки лестницы,
    ведущей на перекрытия и на
    пулемётную площадку.

  • фото

  • фото

  • фото

    Вид в сторону Кроншпица

  • фото


  • фото


  • фото

    Остатки булыжной мостовой
    вдоль Шкиперского канала. г.
    Фото -
    Galina Vabishchevich, 2010.

  • фото

    Фото - Suokas, 2010.

  • фото

    Уникальный объект - роза ветров
    из цветного бетона
    на маневренной площадке.

  • фото
  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Вид с маневренной площадки
    в сторону Шкиперского канала
    и предприятия "Навигатор".

  • фото

    На заднем плане "Навигатор"
    (за Шкиперским каналом).

  • фото

    Вид в сторону Шкиперского
    канала и на завод "Прибой".
    Фото -
    Galina Vabishchevich, 2010.

2 комментария
1459 просмотров
Добавил: Mary, 4 Июля 2009, 21:32
Редактировано: 1 Мая 2022, 01:30
Оцените:
(4 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6893.html' target='_blank'>Старый авиационный ангар на Citywalls.ru</a>
Всего 2 комментария
  • 7 Июня 2024, 01:14

    На страничке размещены фото Розы ветров перед ангаром. 

     

    Нечто аналогичное в прошлом году увидела в Гора-Валдай, несколько в стороне от комплекса бывшего  гидроаэродрома.

     

     

    На скрине с Яндекс карт в нижней левой четверти картинки видно зелёный кружок со звёздочкой на месте останков большого ангара гидроаэродрома, который занимал весь этот округлый "полуостров", вдающийся в Горавалдайское озеро. 

     

    Ко времени появления авиаторов, место это было давно обжитое. На скрине обозначен посёлок Гора-Валдай на месте бывшей Каравалдайской (Горы-Валдай) мызы, и там же сохранилась Троицкая церковь. Но сейчас не об этом.  

     

    Если идти по дорожке от гидроаэродрома на север, на берегу встретится забетонированная площадка, на которой я обнаружила похожую розу ветров.

     

    Вот фрагмент карты РККА 1941 г. 

     

     

    Выше надписи "Горы-Валдай" виден значок чёрного цвета - стрелка на треугольнике. Так обозначена метеостанция. И она показана примерно на том месте, где располагается та самая площадка с розой ветров. Вполне вероятно, что здесь находилась пристань. 

     

     

     

     

  • 18 Июня 2024, 22:20

    Ну, и чо? Ну, и всё... 😌

     

    Наводнение в Петербурге. Затопленная площадь в Гавани. 1914 г. Фото Я. В. Штейнберга 
    Номер в Госкаталоге: 43756748

    Номер по КП (ГИК): ГМИ СПб 239452 

     

     

    Мы видим Радиотелеграфный (бывший Пироксилиновый) завод (https://www.citywalls.ru/house6888.html).

    Правее и сливается в ряду с ним пожарное депо (https://www.citywalls.ru/house6873.html).

    Ещё правее видны строения Яхт-клуба (https://www.citywalls.ru/house6883.html), за ними выглядывает верхняя часть водонапорной башни (https://www.citywalls.ru/house6872.html).

     

    А там, где (теперь очевидно) будет построен этот ангар, пока что пусто. Это 1914 г. 

     

    В годы Первой мировой были построены 2 деревянных ангара. Их фотографий нет, но как они могли выглядеть, можно предположить по аналогичным постройкам. 

     

    А именно это краснокирпичное здание - советского времени, как, видимо, и лелеемая мной Роза ветров. 

     

    А какая была интрига. 🤗

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32287
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2616