Эрмитажный театр образуют единый уникальный дворцово-музейный комплекс
На 1-м этаже Нового Эрмитажа размещена коллекция - Античный мир.
Залы 1-го этажа
107 - Зал Юпитера
108 - Античный дворик
109 - Зал Диониса
110 - Николаевская лестница
111 - Зал искусства Древней Греции периода архаики и ранней классики
112 - Зал Афины
114 - Зал Геракла
115-117 - Залы культуры и искусства античных городов Северного Причерноморья
121 - Зал культуры и искусства эпохи эллинизма
127 - Зал Августа
128 - Зал Большой вазы
129 - Помпеянский зал
130 - Двадцатиколонный зал
- Зал Древнего Египта
Новый Эрмитаж. 1 этаж.
Эрмитаж. 1 этаж.
1 этаж. 1972 г.
План 1-го этажа. 1889? г. [1*]
План 1-го этажа. 1889? г. [1*]
Новый Эрмитаж был задуман в 1839 г. и проектировался как специальное музейное здание. Причём в отличие от прежних времён, когда главенствующее положение занимали картинная галерея, резные камни и драгоценности, Новый Эрмитаж, по примеру крупнейших музеев Европы, должен был формироваться как музей искусства и археологии.
Организация археологической экспозиции. По проекту Л. Кленце в "Императорском музеуме" должны были быть устроены специальные залы для экспонирования антиков и керченских древностей. Более того, все залы 1-го этажа были оформлены архитектором в античном стиле. Первоначально из 20 залов 1-го этажа античности были отведены только 5 помещений: 3 зала под скульптуру, 1 для расписных ваз и 1 для находок из Северного Причерноморья. К ним следует добавить Кабинет египетской скульптуры, галерею Босфора Киммерийского, примыкающую к одноименному залу, и зал археологии, где хранилась богатейшая библиотека, содержащая литературу по археологии. Древности также были выставлены и на 2-м этаже, в Кабинете Императрицы, в залах монет и камей.
Для залов нового музея изготавливалась и новая мебель. Так, по проекту Л. Кленце были сделаны мастером В. Л. Штромом три витрины в форме обелисков с ножками в виде грифонов, в которых были выставлены серебряные предметы. Для кабинета керченских древностей Ф. А. Жиль предложил большую вращающуюся восьмиугольную витрину "для ожерелий, браслетов, цепочек и небольших золотых предметов". Использовались и старые витрины "орехового дерева с зеркальными стёклами", в которых ранее выставлялись керченские древности. В 1859 г. по старым образцам были изготовлены новые витрины. Для каждого зала создавались свои витрины и шкафы, своя система освещения. По замыслу Кленце архитектурное убранство зала, его содержимое, выставочные гарнитуры должны были складываться в единое целое, создавая неповторимый облик музея.
В связи с покупкой коллекции маркиза Кампана в начале 1860-х гг. произошли изменения в экспозиции музея - почти все залы первого этажа оказались заняты антиками. В 1861 г. было 239 предметов древней скульптуры, а в 1864 и 1866 - 361 произведение пластического искусства. Керченские древности, за которыми также закрепилось название "древностей Босфора Киммерийского", перенесены в Двадцатиколонный зал, где ранее экспонировались греческие и этрусские вазы, который с тех пор стали именовать "Керченским", а хранившееся в ней собрание расписных ваз, также значительно пополнившееся, разместили в четырёх залах справа от входа в юго-восточном углу здания. В 1860 г. после смерти имп. Александры Фёдоровны был расформирован особый "Кабинет Императрицы", и археологические находки из золота и серебра, хранившиеся там, перешли в экспозиции первого этажа.
Все эти помещения с экспозициями были запечатлены на акварелях К. А. Ухтомского, Л. Премаци, Э. П. Гау.
В 1852 г. арх. Константин Андреевич Ухтомский, мастер перспективной живописи, получил заказ на зарисовку всех залов вновь открывшегося "Музеума". Для совместной работы им были приглашены художники Людвиг Премацци и Эдуард Гау. Работа продолжалась девять лет и в 1861 г. была закончена. В результате работы художников был создан так называемый увраж (серия рисунков, охватывающая одну тему), состоящий из 55 акварелей с видами всех залов 1-го и 2-го этажей. К. А. Ухтомский (25) Э. П. Гау (20), Л. Примацци (10). Ухтомский запечатлел в основном 1-й этаж. Гау и Премацци рисовали залы 2-го этажа. Сын Николая, Александр II, заказал большую серию акварелей с видами залов Зимнего дворца. С ювелирной точностью изображены в акварелях мебель, убранство комнат, размещение картин, сюжеты которых ясно читаются. Виртуозно передана фактура дерева, стекла, ткани. Сопоставление акварелей с проектными материалами дает целостное представление о строительстве и убранстве фасадов здания, о внутренней отделке залов. Акварели являются неоценимыми историческими документами. Они использовались при реставрационных работах в музее, особенно при восстановлении зданий после Великой Отечественной войны. Акварели находятся в Эрмитаже. Они были помещены в экспозицию Галереи 1812 года после Второй мировой войны. Остальные хранятся в запасниках. (Тихонов..)
к.106 Кабинет скульптуры. 1859 г. К.Ухтомский, акварель.
к.106 Отдел античного мира. 2014 г. Фото - С.Васильев
к.107 Первый зал новейшей скульптуры. 1856 г. Л.Премацци, акв.
к.107 Зал Юпитера. Искусство Рима I - IV вв. 2014 г. Фото - С.Васильев
к.108 Зал древней скульптуры. Л. 1856 г. Премацци, акв.
к.109 Виды залов Нового Эрмитажа Зал греческой скульптуры. Зал Диониса. 1853 г. К.Ухтомский, акв.
к.109 Зал Диониса. Римская декоративная скульптура 2014 г. Фото - С.Васильев
к.110 Парадная лестница и вестибюль. 1853 г. К.Ухтомский, акв.
к.110 2014 г. Фото - С.Васильев
к.110 Парадные сени Николаевской лестницы. 2014 г. Фото - С.Васильев
к.110 Парадная лестница Нового Эрмитажа. 1853 г. Э.Гау, акв.
к.110 Николаевская лестница. 2014 г. Фото - С.Васильев
к.111 Виды залов Нового Эрмитажа Зал русской скульптуры. 1856 г. Л.Премацци, акв.
к.111 Зал искусства Древней Греции периода архаики и ранней классики. 2014 г. Фото - С.Васильев
к.112 Зал Манускриптов. (Зал Афины). 1855 г. К.Ухтомский, акв.
к.112 Зал Афины. Искусство Древней Греции эпохи классики. 2014 г. Фото - С.Васильев
к.114 Зал IV библиотеки (Зал Геракла). 1855 г. К.Ухтомский, акв.
к.114. Зал Геракла. Искусство Древней Греции IV в. до н.э. 2014 г. Фото - С.Васильев
к.115 к.116 Зал культуры и искусства античных городов Северного Причерноморья.
к.117 Зал античных городов Северного Причерноморья.
к.121 Зал древностей Боспора Киммерийского. 1854 г. К.Ухтомский, акв.
к.121 Зал культуры и искусства эпохи эллинизма. 2014 г. Фото - С.Васильев
Кабинет скульптуры (Зал Августа). 1854 г. К.Ухтомский, акв.
к.127 Зал Августа. Римский скульптурный портрет от республики до ранней империи.
к.128 Зал Большой вазы. Искусство Рима эпохи имп. Траяна и Адриана, конец I - II в.
к.129 Помпеянский зал. Прикладное искусство Римской империи
к.130 Зал греко-этрусских ваз (Двадцатиколонный зал). 1853 г. К Ухтомский, акв.
к.130 Двадцатиколонный зал. 2014 г. Фото - С.Васильев
Библиотека Вольтера. К. Ухтомский. 1859 г. акварель.
Зал гравюр. К. Ухтомский. 1856 г. акварель.
Кабинет египетской скульптуры. К. Ухтомский. 1858 г. акварель.
Интересна парадная лестница Нового Эрмитажа с коринфской колоннадой.
к.110. Парадная лестница Нового Эрмитажа
Стены облицованы искусственным мрамором. Двадцать монолитных колонн из сердобольского гранита. Подоконники, проемы дверей и окон - из мрамора. Пол - мрамор. Потолок металлический с металлическим орнаментом. В отделке лестницы участвовали братья Дылевы, Катоцци, Молчанов, Теребенев, Трискорни.
к.111. Зал русской скульптуры
Стены и пилоны зала отделаны искусственным мрамором. Для наличников дверей был использован мрамор из Георгиевского зала Инженерного замка. Своды покрыты росписью клеевыми красками. Пол мраморный. В отделке зала принимали участие Вундерлих, Коев, Лукинни, Соловьев, Де Филипс. В настоящее время в зале экспозиция искуссства Греции VIII-V в. до н.э.
к.112. Зал Манускриптов (Зал Афины)
В центре зала ваза из авантюрина работы Екатеринбургской гранильной фабрики. Стены отделаны глянцевой штукатуркой со вставками искусственного мрамора. Пилястры - искусственный мрамор, колонны сердобольского гранита, монолитные. Потолок покрыт росписью, Пол мраморный. Впоследствии заменен на мозаичный, найденный в 1854 в развалинах Херсонеса А.С.Уваровым. В отделке зала принимали участие живописец Вундерлих, скульпторы Берри, Герман, Катоцци, Коев, Лукини, Молчанов. В настоящее время в зале экспозиция искусства Греции V в. до н.э.
к.114. Зал IV библиотеки (Зал Геракла)
По проекту предназначался для иностранной библиотеки. Стены и пилоны отделаны искусственным мрамором. Пол мраморный. По средней оси зала - изделия из цветного камня работы Колыванской шлифовальной и Екатеринбургской гранильной фабрик. В настоящее время в зале экспозиция искусства Греции IVв. до н.э.
1941 г. [10*]
ВОв. [10*] 20-колонный зал.
Одной их самых удачных идей Николая стало широкое использование монументальных ваз для украшения музея. Вазы создавались камнерезами из многоцветных поделочных камней Сибири. Хотя декоративные предметы вырезали и высекали из камней по всей Европе, русские вазы по своим размерам и изяществу были уникальными. Большая часть самых изящных ваз находится теперь в Эрмитаже, поскольку три главные фабрики работали почти исключительно для императорского двора. Однако скоро стало очевидным, что более экономично обрабатывать камень там, где он найден, и поэтому в Екатеринбурге на Урале и в маленькой деревушке Колывань на Алтае открылись новые гранильные фабрики . Большинство очень крупных ваз было изготовлено именно на Колыванской фабрике, и оттуда их доставляли в Петербург, преодолевая расстояние почти в 5 000 км. На изготовление одной вазы нередко уходило от 10 до 20 лет. Хранилище новых ваз было устроено в Таврическом дворце. На каждое Рождество и на каждую Пасху на Иорданской лестнице Зимнего дворца устраивали выставку новых ваз, и император лично отбирал те, которые он хотел установить в Зимнем дворце или в Эрмитаже. Самая знаменитая из всех ваз, которую Николай установил в Новом Эрмитаже, была Колыванская яшмовая ваза . Ее эллиптическая чаша достигает 4,5 м в длину и около 3 м в ширину. Работа над вазой началась на Колыванской фабрике в декабре 1831 г. , и потребовалось 11 с половиной лет и 3 028 443 серебряных рублей, чтобы завершить работу. В 1843 г. 154 лошади перевезли законченную вазу в Барнаул, откуда ее отправили на барже в Петербург. Вазу везли в Барнаул зимой, чтобы не пользоваться мостами , которые могли рухнуть под весом вазы. Поэтому ее перевозили по льду. Когда вазу привезли в столицу, то выяснилось , что она слишком велика для хранилища мрамора в Аничковом дворце. Пришлось для нее построить специальный барак под колоннадой дворца. Ваза оставалась там примерно до 1850 г., когда ее перевезли в недостроенный Новый Эрмитаж, стены которого фактически были возведены вокруг нее. На первом этаже, среди залов греческих и римских древностей , специально для этой вазы построили галерею.
Выставка древностей стала самым значительным новшеством в Новом Эрмитаже. Так называемый Керченский зал стал одним из самых популярных в Новом Эрмитаже, когда его открыли для публики в 1852 г. В зале со вкусом были размещены золотые изделия, бронза, вазы, терракота и каменные скульптуры из погребальных курганов южной России Найденные при раскопках драгоценности находились наверху, в комнате отдыха Александры Федоровны.