Публикация

Механический завод АО "Артур Коппель" - завод "Электросила"

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1897
Стиль:

 1934 г. Проходная завода "Электросила",

 (ЦГАКФФД СПб Гр 66578, фрагмент снимка)

 Исторический адрес: Московское шоссе, 5 

 

Завод Акционерного общества изготовления экономических путей сообщения и механических приспособлений системы "Артур Коппель"

Машиностроительный завод "Интернационал"

Завод "Электросила" – Объединение "Электросила" им. С. М. Кирова

Утраченные здания

1824 – Дача князя Петра Яковлевича Долгорукова

1897 – Завод Акционерного общества изготовления экономических путей сообщения и механических приспособлений системы "Артур Коппель" 

1921 – Петроградский завод среднего машиностроения № 13 "Интернационал"

1925 – завод "Электросила"

 

В начале XIX в. один из участков по правой стороне Царскосельской дороги, за Московской заставой, принадлежал князю Долгорукову. Владельцем дачи на этом участке был князь Петр Яковлевич Долгоруков (1774–1854). Дача князя Долгорукого показана на Плане Санкт-Петербурга и окрестностей, составленном в 1824 г. Военно-Топографическим депо. Дачные строения располагались в глубине участка. Южным соседом князя Долгорукова был граф Николай Петрович Румянцев, позднее на месте дачи Румянцева возникла Александровская слобода. Северная граница дачного участка князя Долгорукова проходила вдоль дороги на огороды Лейб-Гвардейских полков, позднее, в 1871 г., получившей название Рощинской улицы. В Руководстве к отыскиванию жилищ по Санктпетербургу 1824 г. указывалось, что дача князя Долгорукова находилась по правой стороне Царскосельской дороги, на 5-й версте (Аллер С. И. 1824. С. 550).

Князь Петр Яковлевич Долгоруков был женат на Амалии Карловне, брак был бездетный. Князь передал фамилию «Долгоруков» своему воспитаннику Александру Петровичу, который, поступив в военную службу, в ней приобрёл право потомственного дворянства (без княжеского достоинства). Александр Петрович Долгоруков, вступив в службу, дослужился до чина артиллерии подполковника (Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым. 1854–1857. Сайт azbyka.ru). П. Я. Долгоруков, вероятно, передал воспитаннику и свою дачу за Московской заставой. Объявление о продаже дачи, расположенной на 5-й версте Царскосельской дороги и принадлежавшей артиллерии поручику Долгорукову, было опубликовано в мае 1832 г. (Прибавление к Санкпетербургским ведомостям. 27 мая 1832 г. № 123. С. 8) Продавалось дачное имение с разделением по участкам, разным владельцам. Это разделение позднее определило границы участков №№ 1, 3 и 5 по Московскому шоссе.

 

Табель домов С.-Петербурга на 1888 г. (С.189) содержит сведения о владельцах домов пригородного Петергофского участка. Владельцами участка № 1 по Московскому шоссе указаны Демидовцевы. Участок № 3 принадлежал Федоровым, а участком № 5 владел германский подданный Генрих Генрихович Кампес. Большая часть участка Кампеса сдавалась в аренду мелким производствам, связанным с выделкой шкур, а также изготовлением мыла и свеч (ЦГИА СПб ф.256 оп.13 д.89, ЦГИА СПб ф.256 оп.17 д.32).

 

План завода германского подданного Г. Г. Кампеса по Московскому шоссе, № 5. 1896. ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.37

 

В 1897 г. участок № 5 по Московскому шоссе приобрел германский подданный Карл Иосифович Руменап (Rümenapp), доверенное лицо немецкого промышленника Артура Коппеля.

 

План места по Московскому шоссе, № 5, принадлежащего Карлу Иосифовичу Руменап, с показанием расположения построек завода. 1897 г. ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.31

 

О разрешении на постройку завода железнодорожных принадлежностей германского подданного К. Руменапа, позднее Акционерного общества "Артур Коппель", по Московскому шоссе, 5; чертежи. Крайние даты документов: 04.01.1897–24.07.1898. 63л. ЦГИА СПб ф.256 оп.24 д.1

 

Об освидетельствовании механического завода Акционерного общества для постройки экономических путей сообщения и механических приспособлений системы "Артур Коппель" по Московскому шоссе 5. Крайние даты документов: 18.10.1899 16.11.1899. 38л. ЦГИА СПб ф.256 оп.26 д.134.

  • фото

    1824 г. Дача Долгорукого

  • фото

    1912 г. Фрагмент Плана
    из Путеводителя Суворина

  • фото

    1921 г. Карта промышленных
    предприятий и складов Петрограда

  • фото

    1933 Новый план Ленинграда

  • фото

    1930-1941 г. Детальная карта РККА
    Ленинграда и окрестностей,
    фрагмент

  • фото

    1987 г. Объединение "Электросила"
    им. С. М. Кирова
    Фрагмент топогр. плана

  • фото

    1896 г. Рекламный Журнал
    заводов Артура Коппеля
    (goskatalog.ru, АОКМ КП-21728)

  • фото

    1899 г. Реклама
    АО "Артур Коппель"

  • фото

    Купеческая книга на 1900 г.
    С.504-505

  • фото

    Реклама АО "Артур Коппель"
    на фасаде дома № 1 по Невскому пр.
    Фото К. Булла (ЦГАКФФД СПб Е 16648)

  • фото

    1902 г. Панорама Невского проспекта.
    Дом № 1. Глуховских А. И. и П. И
    (Божерянов И. Н. Невский проспект.
    1902.Т.1 Табл.1)

  • фото

    1902 г. Божерянов И. Н.
    Невский проспект

  • фото

    1906 г. Невский пр., дом № 1
    Реклама АО "Артур Коппель"
    фото с сайта pastvu.com

Фирма "Оренштейн и Коппель" (Orenstein & Koppel) была основана Бенно Оренштейном и Артуром Коппелем в Берлине 1 апреля 1876 года. Заводы фирмы производили оборудования для узкоколейных железных дорог: вагоны, вагонетки, паровозы, рельсы и рельсовые стрелки. Одним из первых успешных проектов берлинской фирмы в России была постройка Ириновской железной дороги и прокладка временных железных дорог и подъездных путей по системе "Артура Коппеля" на торфяно-брикетном заводе барона П. Л. Корфа в 1888–1892 г. В 1896 г., к Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, был издан рекламный журнал "Узкоколейные железные дороги и технические предметы заводов Артура Коппель" (goskatalog.ru, АОКМ КП-21728). На титульном листе издания указано, что Главная техническая контора заводов располагалась в Санкт-Петербурге, по адресу Невский пр., № 18. Адресная книга С.–Петербурга под ред. П. О. Яблонского показывает, что в 1896–1898 гг. по этому адресу находилась Контора путевых рельс, руководил конторой Карл Иосифович Руменап (Адресная книга на 1896 г. Стб.555; 1897. Стб.1173; 1898. Стб.1193).

 

Устав Акционерного Общества для постройки экономических путей сообщения и механических приспособлений системы "Артур Коппель" был утвержден 27 июня 1897 года. Текст устава, изданный тип. А. Лашинского в 1897 г., хранится в Российской государственной библиотеке. На приобретенном фирмой участке на Московском шоссе был построен завод, где производились железнодорожные и электротехнические изделия, приспособления для подвесных дорог, холодильные установки, машины для торфодобычи, изготовления кирпича, цемента и т. д.

 

По отношению Департамента железнодорожных дел об учреждении акционерных обществ для постройки экономических путей сообщения и механических приспособлений системы "Артур Коппель". 1897 г. РГИА (ЦГИА СССР) ф.219 оп.1 д.9857. 7л.

 

В 1898 г. АО "Артур Коппель" выступило одним из подрядчиков при строительстве корпусов Электротехнического института. Общество изготовило железные стропила в отдельно стоящем здании электрической станции, спроектировало и построило вентиляторный охладитель для станции, оборудовало градирню. В главном здании института над чертежными были сделаны стеклянные потолки. Металлические конструкции потолков и передвижную тележку для чистки стекол светового фонаря выполнила фирма "Артур Коппель" (ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.15; ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.1014).

 

Купеческая книга на 1900 г. сообщает, что АО "Артур Коппель" выбирает свидетельства со 2-й половины 1897 г. Правление помещается по Невскому пр., в доме № 1. Металлический завод в Петергофском участке, за Московской заставой, Московское шоссе, д. № 5. Основной капитал 1 200 000 р. Директора: Артур Коппель, Леон Лилиенштерн, Роберт Кутцнер и Луи Ботас (Купеческая книга на 1900 г. С.504-505).

 

В 1900 г. Правление акционерного общества для постройки экономических путей сообщения и механических приспособлений системы "Артур Коппель" (далее – АО "Артур Коппель") располагалось в доме по Невскому пр., № 1. Сохранилась архивная фотография дома № 1 по Невскому проспекту, на фасаде которого размещена реклама АО "Артур Коппель" (ЦГАКФФД СПб Е 16648). В архиве фото ошибочно датировано 1896 г. Это же фото приводит И. Н. Божерянов в очерке «Невский проспект», изданном в 1902 г., сопровождая иллюстрацию текстом. Как следует из текста, специальностью АО "Артур Коппель" в начале XX века были полевые и подъездные железные дороги (нормальные и узкоколейные); электрические дороги; висячие и проволочно-канатные дороги; конденсационные, охладительные и дистилляционные сооружения; оборудование торфяных, кирпичных, цементных и других заводов, а также железные конструкции и денежные шкафы (сейфы). Помимо этого, техническое бюро фирмы занималась разработкой проектов и смет (Божерянов И. Н. Невский проспект. Культурно-исторический очерк. 1902. Т.1. Табл.1).

  • фото

    Купол над библиотекой
    Главного штаба.
    Ежегодник ОАХ. 1906 г. Вып.1

  • фото

    Театр Екатерининского собрания.
    Лестница на сцену
    ЦГИА СПб. ф.1340 оп.1 д.1385

  • фото

    Проект металлического занавеса
    для сцены Мариинского театра
    ЦГИА СПб. ф.1340 оп.1 д.2003

  • фото

    Торговый дом Гвардейского
    Экономического общества
    ЦГИА СПб. ф.1340 оп.1 д.1577

  • фото

    1910 г. Реклама в журнале "Зодчий"

  • фото

    1912 г. Реклама в журнале "Зодчий"

  • фото

    1912 г. Реклама в журнале "Зодчий"

  • фото

    1913 г. Специальный каталог
    продукции АО "Артур Коппель"

  • фото

    Паровозы

  • фото

    Электровозы

  • фото

    Товарные вагоны

  • фото

    Пассажирские вагоны

  • фото

    Пассажирские вагоны
    для дачных и городских дорог

  • фото

    Платформы

  • фото

    Вагонетки для кирпичных
    и гончарных заводов

  • фото

    Вагонетки для шахт
    и рудников

  • фото

    Рельсовые скрепления

  • фото

    Переводные механизмы
    для стрелок

  • фото

    Поворотные круги

  • фото

В 1905 г.. АО "Артур Коппель" изготовило металлическую основу купола над библиотекой Главного штаба (ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.4190). Круглый зал библиотеки освещался через стеклянный купол, проект которого разработал военный инженер Г. Г. Кривошеин. Купол состоял из двойных металлических рам со стеклами, между которыми могла передвигаться тележка для мытья стекол, также разработанная АО "Артур Коппель" (ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.997).

 

В 1908 г. Правление АО "Артур Коппель" находилось в доме на Невском пр., 116 (ВПб на 1909 г. Отд. III. С. 1264). К тому времени обществу принадлежали заводы в Санкт-Петербурге и Варшаве. Был расширен ассортимент производимых металлических изделий и конструкций. Изготавливались потолки, световые фонари, мосты, оборудование для театров.

 

В 1909 г. АО "Артур Коппель" выполнило металлические конструкции атриума и галерей для залов Торгового дома Гвардейского Экономического Общества (ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.1577). Два просторных торговых зала были решены в виде атриумов, опоясанных многоярусными галереями и перекрытых стеклянным потолком. В 1912–1914 гг. общество выполнило полное техническое оснащение хранилища библиотеки Геологического комитета (ВГБ), в том числе было изготовлено и установлено  6 792 книжные полки.

 

Чертежи реализованных АО "Артур Коппель" проектов сохранилось в архивном фонде ЦГИА СПб  (ф. 1340). Например:

Проект стропильной фермы для Невского пассажа. ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.226

Проект железной крыши надворного флигеля Главного Адмиралтейства для фотографического павильона. 1900. ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.307

Императорский Клинический Повивальный институт. Актовый зал. ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.310

Зрительный зал Малого театра. Железные конструкции для 1-го и 2-го яруса и галерей. ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.608

Проект железных стропил для покрытия нового каменного эллинга на Галерном Островке. ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.645

Проект металлической занавеси для сцены Мариинского театра с электрическим приводом. 4л. ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.2003

Проект увеличения сцены Мариинского театра над Крюковым каналом. ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.839

Театр Екатерининского собрания. Лестница на сцену. 2л. ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.1385

Схема стропильных ферм для перекрытия большой аудитории главного корпуса Института инженеров путей сообщения императора Александра I. ЦГИА СПб ф.1340 оп.1 д.2161  

  

В октябре 1913 г. АО "Артур Коппель" было включено в число поставщиков товарных вагонов и платформ для казенных железных дорог (РГИА (ЦГИА СССР) Ф.1276 Оп.9 Д.390). Номенклатура поставляемой обществом техники (паровозов, вагонов, платформ и вагонеток) и приспособлений для железных дорог нашла отражение в Специальном каталоге 1913/1914 гг. 

  • фото

    Вид части дороги на аэродром
    Дата съемки: 14 июля 1934 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 66583 см. *

  • фото

    Вид фасада дома №5 на Московском шоссе
    Дата съемки: 14 июля 1934 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 66583

  • фото

    Вид части Московского шоссе
    Дата съемки: 14 июля 1934 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 66581, Гр 66579

  • фото

    Вид части Московского шоссе
    у завода "Электросила".
    Дата съемки: 14 июля 1934 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 66578, Гр 66577

*) архивные фотографии зданий на участке № 5 приведены последовательно, от границы участка № 7 до участка № 3, т.е. по направлению к городу.

 

С началом I-й Мировой войны на площадку завода "Артур Коппель" была эвакуирована часть завода АО "Паровоз" из Варшавы. 16 марта 1915 г. законодательно устанавливался надзор за деятельностью иностранных акционерных обществ, образованных по русским законам. Особый контроль вводился на предприятиях, где в состав акционеров или в Правление общества входили подданные воюющих с Россией государств.

 

Дело об установлении правительственного надзора за деятельностью акционерных обществ "Артур Коппель" и "Паровоз" в Петрограде. Крайние даты: 14 октября 1915 г.–14 марта 1916 г. РГИА (ЦГИА СССР) Ф. 23 Оп. 28 Д. 1564. 89л.

 

Дело о ликвидации акционерного общества для постройки экономических путей сообщения и механических приспособлений системы "Артур Коппель" в Петрограде Крайние даты: 08 декабря 1914–29 мая 1916 г. РГИА (ЦГИА СССР) Ф. 23 Оп. 28 Д. 1000. 54л.

 

10 мая 1915 г. было опубликовано Положение Совета Министров о ликвидации торговых предприятий, принадлежащих неприятельским подданным. В последующих постановлениях уточнялось, что работа предприятия не должна приостанавливаться, если она будет признана необходимой с точки зрения оборонных интересов страны.

 

В 1915 г. завод на Московском шоссе, 5 входил в число промышленных предприятий Петрограда, изготовляющих предметы государственной обороны. Рабочих на нем было 450 человек (Списки промышленных предприятий Петрограда, изготовляющих предметы государственной предметы государственной обороны. 1915 г. РГВИА. Ф. 970. Оп. 3. Д. 2025. Л. 11-21об).

 

В январе 1917 г. было опубликовано объявление о предполагаемой продаже предприятий Акционерных обществ "Артур Коппель" и "Паровоз":

 

Особое Правление Акционерных Обществ "АРТУРЪ КОППЕЛЬ" и "ПАРОВОЗЪ" (Петроград, Невский пр. 116), имея в виду предстоящую в ближайшем будущем продажу предприятий на ходу, приглашает кредиторов заявить о своих требованиях Особому Правлению с представлением всех имеющихся доказательств, согласно ст. 13, отд. II закона 10 мая 1915 г. и закона 23 Сент. 1915 г. (Собр. узак. и расп. прав. ст. 1113 и 2003) в 2 мес. со дня настоящей публикации в сих Объявлениях срок, а проживающих вне пределов Российской Империи, как иностранных кредиторов не принадлежащих к подданным воюющих с Россией держав, так и русских подданных — в 6 мес. срок с того же дня.

(Сенатские объявления по казенным, правительственным и судебным делам. 23 января 1917 г. № 7. С. 4)

 

В 1920 г. национализированный завод "Артур Коппель" продолжал работать. 8 мая 1920 г. «Красная газета» сообщала об изготовлении на заводе "Артур Коппель" по заказу Торфяного комитета 20 комплектов торфяных машин («Красная газета», № 99, 8 мая 1920 г.) В начале 1920-х гг. завод на Московском шоссе, 5 был передан Машиностроительному тресту и преобразован в завод им. 3-го Интернационала (позднее – завод "Интернационал").

 

Машиностроительный завод "Интернационал", бывший завод Акционерного общества механических и железнодорожных заводов "Артур Коппель" Московское шоссе, 5. Крайние даты документов: 15.06.1925 г.–26.09.1928 г. ЦГА СПб ф.Р‑892 оп.29‑1 д.1845

 

Протокол совещания при Севзаппромбюро о присоединении завода "Интернационал" к заводу "Электросила". ЦГА СПб ф. Р-1552 оп.14, д.257.

 

6 октября 1925 г. завод "Интернационал" (бывший Артура Коппеля) был выведен из состава Машиностроительного треста и вошел в состав Электромашиностроительного треста (ЦГА СПб ф.Р‑1278 оп.1 д.125), в состав которого также входил завод "Электросила"  (б.Сименс-Шуккерт), расположенный на другой стороне Московского шоссе (Московское шоссе, 4). В том же году оба завода были переданы вновь созданному Государственному электротехническому тресту (ГЭТ), при этом завод "Интернационал" был присоединен к заводу "Электросила". Заводу "Электросила" был также передан соседний участок № 3 по Московскому шоссе с находившимися на нем мелкими предприятиями. К 1930 г. заводу "Электросила" стал принадлежать и участок № 7 по Московскому шоссе, где было построено здание ФЗУ и располагались мастерские.

 

В 1925 г. "Электросила" стала расширяться на противоположную, правую, сторону Московского шоссе. До революции здесь работал механический завод фирмы "Артур Коппель". Вновь приобретенная производственная площадь была передана под инструментальную и ремонтную базы завода.

(Арсенал электрификации. Краткий очерк истории Ленинградского завода «Электросила» имени С. М. Кирова. 1960. С.84)

 

Летом 1934 г. была выполнена сплошная фотофиксация зданий и сооружений на Московском шоссе. Как показывает архивный документ (ЦГАКФФД СПб Гр 66578), на правой стороне Московского шоссе находилась проходная завода "Электросила". 

 

В 1969 г. обе площадки Ленинградского электромашиностроительного объединения "Электросила", находящиеся по разным сторонам Московского проспекта, связал подземный служебный автомобильный туннель. Для удобства сообщения также был устроен подземный пешеходный переход через Московский проспект. Со стороны Московского проспекта производственную площадку объединения "Электросила", находившуюся на правой стороне проспекта, огораживал декоративно оформленный высокий забор.

 

В настоящее время на территории бывшего участка № 5 по Московскому шоссе расположен гипермаркет "О’Кей" с открытой парковкой (Московский пр., д.137А). Вдоль южной границы участка в 2011 г. был построен торговый центр "Электра" (Московский пр., д. 137Б).

  • фото

    Выставка у здания объединения "Электросила".
    Фотоальбом "Праздничный наряд Ленинграда".
    1981 г., фото с сайта pastvu.com

  • фото

    На Московском проспекте у "Электросилы".
    Альбом "Ленинград". 1987 г.
    фото с сайта pastvu.com

3 комментария
206 просмотров
Добавил: Lonely Walker, 20 Февраля 2025, 11:34
Редактировано: 24 Февраля 2025, 14:11
Оцените:
(4 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35649.html' target='_blank'>Механический завод АО "Артур Коппель" - завод "Электросила" на Citywalls.ru</a>
Всего 3 комментария
  • 20 Февраля 2025, 20:05

    1990-е. Фрагмент топогр. плана

    Это 1987 г.

  • 23 Февраля 2025, 09:00

    вроде в тексте нет упоминания?..

    План завода Акционерного общества "Артур Коппель" 1911 г.

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/1340/1/87

  • 26 Февраля 2025, 13:14

    Акционерное общество «Артур Коппель» с 1891 г. начало поставки в Россию узкоколейных паровозов для нужд промышленности.

    ... Вскоре появился сборочный завод Артура Коппеля и в России, в Санкт-Петербурге...

     клиент мог заказать паровоз на любую ширину колеи от 500 до 1160 мм.
    ... поставлялись в Россию и легкие двух-, трехосные танк-паровозы. Они оснащались очень простыми по конструкции котлами и паровыми машинами насыщенного пара... их мощность составляла от 30 до 60 л. с. Своей миниатюрностью эти паровозы поражают воображение современного обывателя, воспринимающего паровоз как нечто большое. По высоте их котел заканчивался на уровне плеч взрослого человека, а сами локомотивчики были не длиннее современного легкового автомобиля среднего класса.
    Имея жесткую базу немногим более 1,5 м, они прекрасно вписывались в кривые радиусом 25–30 м. Как нельзя лучше эти паровички подходили для выполнения маневровой работы и небольшого объема перевозок, что как раз было необходимо на большинстве дореволюционных отечественных промышленных предприятий.
    Всего до 1914 г. было поставлено несколько сотен таких паровозов. 

    В годы Первой мировой войны секвестировано русским правительством как германское предприятие[674].

    https://funtofil.livejournal.com/249211.html

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32497
Готовится: 88
Посетители
Гостей: 991
Всего сегодня: 12191