Публикация
Объединение "Электросила"Московский пр., 158
Фото - Mary 08.2012. Объединение "Электросила"
Датой основания предприятия принято считать 1898 г., когда российский император утвердил устав Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс-Гальске» в Санкт-Петербурге. (см. "В 1898 г. петербургский завод «Сименс - Гальске» вошел в состав Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». Эта дата считается годом рождения «Электросилы». (Куликов Н.В., Струженцов Д.И. Электросила: История Ленинградского промышленного объединения «Электросила» им. С.М. Кирова.- Л.: Лениздат, 1985. С.17
* К востоку от Московского шоссе «Электромех.зав." - завод АО «Сименс и Гальске» (Московское шоссе, 4); на другой стороне - «Механич. зав» (механический завод фирмы «Артур Коппель»). ** Светокинетическое оформление административного корпуса промышленного объединения "Электросила" Илл. 71. Немиро О.В. Пятьдесят факелов над Невой. Альбом. 1971 *** Илл. 72 Немиро О.В. Пятьдесят факелов над Невой. Альбом. 1971
Территория за Московской заставой, на которой сегодня широко раскинулась «Электросила», стала осваиваться Акционерным обществом русских электротехнических заводов «Сименс-Гальске» в 1911 г. (Струженцов Д.И. Электросила: 1898-1998.СПб,1998. С.10)
Акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» решило построить новые большие корпуса и перевести туда самое главное в производстве завода – строительство динамо-машин и трансформаторов, оставив на старом месте слаботочное производство. Удобный случай осуществить намеченный план разделения завода не замедлил представиться. Экономический кризис 1907-1909 годов, разоривший немало промышленных предприятий, вынудил бельгийское акционерное общество по дешевке продать фирме «Сименс и Гальске» небольшой котельный завод за Московской заставой. Вскоре за Путиловской веткой близ Московского шоссе развернулась большая работа по строительству и оборудованию мощного по тем временам динамо-строительного завода. (С.21) Московская застава, где в 1911 г. обосновался новый завод динамо-машин, представляла собой обычную городскую окраину. Городской трамвай доходил только до Путиловской ветки. Здесь рельсы закруглялись, образуя кольцо; дальше за заводами Сименса, Коппеля, Рекса и Зигеля город обрывался деревянными домиками Рощинской и Жуковской улиц, каменными одноэтажными постройками на шоссе возле Благодатного переулка. (С.22) В январе 1912 г. завод динамо-машин общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» начал работать на полный ход. Это было вполне современное промышленное предприятие, оснащенное по последнему слову техники, оборудованное станками новейших образцов, некоторые из них имели индивидуальные электрические приводы. 1 января 1913 г. на заводских воротах появилась новая вывеска: «Завод динамо-машин русского акционерного общества «Сименс-Шуккерт». В момент слияния фирм количество рабочих объединенного предприятия достигло 910 чел., а объем продукции - 4475 тыс. руб. (С.38) В 1914 г. на заводе работало 1050 чел., объем продукции - 8,7 млн. руб. (С.43)
Декретом Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 г. завод динамо-машин «Сименс - Шуккерт» был национализирован и стал всенародной собственностью. (С.71) Совет рабочих депутатов Петрограда 7 ноября 1922 г. принял постановление о присвоении ряду петроградских заводов новых наименований. В этот исторический момент над воротами бывшего завода «Сименс-Шуккерт» появилась новая вывеска, на которой было написано: «Петроградский завод «Электросила». (С.78-79) Для организации литейного и жестяничного производства «Электросиле» передали в 1923 г. соседний бездействующий чугунолитейный и котельный завод бывшего акционерного общества Зигеля В 1925 г. «Электросила» стала расширяться на противоположную, правую, сторону Московского шоссе. До революции здесь работал механический завод фирмы «Артур Коппель». Вновь приобретенная производственная площадь была передана под инструментальную и ремонтную базы завода. По сравнению с 1915 г. площадь увеличилась в 2 раза. Позже электросиловцы привели в порядок здание мастерских бывшего «Международного общества спальных вагонов», примыкавшее к территории завода с юго-востока. Одновременно к «Электросиле» была присоединена бывшая мастерская Иванова, в которой разместился столярный цех. (С.84) (Из книги: Арсенал электрификации. Краткий очерк истории Ленинградского завода «Электросила» имени С.М. Кирова. Л: Ленииздат, 1960. добавил:
В 1969 г. заводские территории, расположенные по обеим сторонам Московского проспекта, были соединены автомобильным и пешеходным тоннелем.[...] Тоннель позволил свободно перемещаться заводскому транспорту, значительно упростив технологические связи завода. (Векслер А. Ф., Крашенинникова Т. Я. Московский проспект В конце 1922 г. Советская республика готовилась торжественно отметить свое пятилетие. К этому празднику Петроградский совет рабочих депутатов принял решение о переименовании ряда петроградских предприятий. Завод динамо-машин получил название «Электросила». Автором этого емкого и очень точного по смыслу слова не без основания называют Л. Б.Красина. После Октябрьской революции Леонид Борисович, вспоминая свою работу в Бакинском отделении общества «Электрическая сила» (сокращенно «Электросила») и на Биби-Эйбатской электростанции, предложил переименовать Петроградский завод динамо-машин в завод «Электросила». Официально это название было закреплено за заводом в 1922 г. С тех пор звучное слово «Электросила» стало символом достижений научно-технической мысли в отечественном машиностроении. (Куликов Н. В., Струженцов Д. И. Электросила: История Ленинградского промышленного объединения «Электросила» им. С. М. Кирова.- Л.: Лениздат, 1985. С.37)
Торговым Домом «Сименс-Гальске» в 1853 г. открыты ремонтные мастерские на Васильевском острове, за период 1880-1885 гг. мастерские расширились и стали фабрикой телегрфических принадлежностей, с 1897 г. это электротехнический завод. После раздела предприятия в 1912 г. и перевода части производства за Московскую заставу, где завод размещается и сейчас, ему присвоено название Завод динамомашин фирмы «Сименс-Гальске». В 1913 г. произошло слияние двух фирм и завод стал называться Заводом динамомашин Русского акционерного общества «Сименс-Шуккерт». Постановлением ВСНХ от 18 января 1919 завод национализирован. В 1919 г. переименовывается в завод динамомашин № 2; в 1920 г. - в завод динамомашин № 25 ПСНХ, в 1922 г. - электромашиностроительного треста «Динамомашина»; решением объединённого совещания заводоуправления, бюро коллектива Коммунистической партии, заводского комитета профсоюза от 7 ноября 1922 г. завод переименовывается в Петроградский государственный завод «Электросила» Петроградского губернского государственного электромашиностроительного треста (Эльмаштреста); с января 1924 г. это - Ленинградский электромеханический завод «Электросила» Всесоюзного государственного электротехнического треста (ГЭТ). В январе 1930 г. завод переименован в Электромашиностроительный завод «Электросила» Всесоюзного электротехнического объединения (ВЭО), 28 декабря 1934 г. ему присвоено имя С. М. Кирова, он передан Народному Комиссариату тяжёлой промышленности СССР. 1936 - 1938 гг. завод в ведении Народного Комиссариата машиностроения СССР, 1938 - 1946 гг. - Народного Комиссариата (с 22 марта 1946 г. - Министерства) электропромышленности СССР. С марта 1953 г. передан в состав Министерства электростанций и электропромышленности СССР, а с апреля 1954 г. - вновь Министерства электропромышленности СССР. С 1957 г. по 1965 г. завод в ведении Управления электропромышленности Ленсовнархоза. Постановлением Ленсовнархоза от 2 октября 1962 г. организовано Ленинградское электромашиностроительное объединение «Электросила», с одноимённым предприятием во главе, а так же в его состав вошли - Организация п/я 240, Псковский электромашиностроительный завод (ПЭМЗ), Великолукский завод «Реостат», Ленинградский филиал Всесоюзного научно-иссоедовательского института электромеханики (ЛФ ВНИИЭМ), Специальное конструкторско-технологическое бюро горнорудного оборудования (СКТБ ГРЭО). Постановлением Совета Министров СССР от 12 сентября 1965 г. объединение передано в ведение Главного управления по производству турбогенераторов, гидрогенераторов и крупных электрических машин Министерства электротехнической промышленности СССР. С 28 января 1975 г. - ЛПО электромашиностроительное «Электросила» им.С.М.Кирова в составе ВПО Союзэлектротяжмаш.
Памятная доска: В соответствии с ходатайством местных организаций и по представлению Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР об увековечивании памяти С. М. Кирова объединенный пленум Ленинградсткого областного и городского комитетов ВКП/б/ постановил: присвоиить заводу «Электросила» имя С. М. Кирова. 20 декабря 1934 г.
Памятник С. М. Кирову сооружен на территории объединения «Электросила». Бронзовый бюст, исполненный по модели скульптора В. И. Сычева, установлен на высоком четырехгранном постаменте из розового гранита, спроектированном архитектором Н. Ф. Борушко. Высота бюста - 1,55 метра; высота постамента - 3,75 метра. Установлен в 1957 г. (Калинин Б. Н., Юркевич П. П. Памятники и мемориальные доски Ленинграда. Справочник.- Л., Лениздат, 1979. С.68-69)
Памятник Героям-электросиловцам Трехфигурная группа, отлитая в литейном цехе завода из чугуна по модели скульптора Е. Д. Фалетова, изображает солдата, ополченца и работницу-санитарку. Группа установлена на бетонном постаменте. Перед памятником кованая из межи цветочница, по бортовому периметру которой накладными буквами надпись: «Труженикам электросиловцам, воинам-ополченцам. 1941-1945». Высота фигур – 3 метра; высота постамента -1,5 метра. Установлен 8 мая 1975 г.
1939: Первый орден Ленина 1945: Орден Трудового Красного Знамени (Куликов Н.В., Струженцов Д.И. Электросила: История Ленинградского промышленного объединения «Электросила» им. С.М. Кирова. 1985. С.2) «Послевоенные успехи завода совпали с исторической датой, связанной с развитием в России электротехнической промышленности, - 50-летием организации Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». В связи с этой датой 15 апреля 1948 г. завод «Электросила» им. Кирова был награжден вторым орденом Ленина». (Арсенал электрификации.1960. С. 193.) 1971: Орден Октябрьской Революции «За досрочное выполнение коллективом объединения заданий пятилетнего плана, успешное освоение производства новых турбо- и гидрогенераторов, крупных электрических машин, низковольтной аппаратуры для народного хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградское электромашиностроительное объединение в 1971 г. награждено орденом Октябрьской Революции». 1964: Орден Красного Знамени Труда Народной Республики Болгарии «За оказание технической помощи в строительстве, монтаже и пуске Азотно-тукового завода и ТЭЦ «Марица-Восток» Указом Президиума Народного Собрания Народной Республики Болгарии завод «Электросила» в 1964 г. награжден орденом Красного Знамени Труда». (Куликов Н.В., Струженцов Д.И. Электросила: История Ленинградского промышленного объединения «Электросила» им. С.М. Кирова. 1985. С.2) 1985: Орден Труда Корейской Народной Демократической Республики На стене (Добавил:
1924: Петроградский электромашиностроительный трест - объявление (Весь Ленинград - 1924.С.10) Завод «Электросила» - объявление (Весь Ленинград - 1924. С.40) 1930: Электромашиностроительный завод «Электросила» - объявление (Весь Ленинград - 1930. С.92) 1978: Электромашиностроительное объединение «Электросила» имени С. М. Кирова, Московский пр., 158. (Список абонентов ЛГТС-1978", с. 180).
11 комментариев
6127 просмотров Добавил: Blackadder, 4 Февраля 2009, 23:40
Редактировано: 7 Февраля 2024, 23:50
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house4139.html' target='_blank'>Объединение "Электросила" на Citywalls.ru</a>
Всего 11 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32235
Готовится: 77
Улицы: 2705
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14297
Всего сегодня: 1117
|
Вот что было на этом месте в 1944: