Публикация

Объединение "Электросила"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Садовский М. А.
Беленькая Т. Ф.
Кисельгоф В. И.
Год постройки: 1970
Стиль:

Фото - Mary  08.2012.

Объединение "Электросила"

 

 

 

 

Датой основания предприятия принято считать 1898 г., когда российский император утвердил устав Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс-Гальске» в Санкт-Петербурге. (см. Кожевенная линия В. О., 40)

"В 1898 г. петербургский завод «Сименс - Гальске» вошел в состав Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». Эта дата считается годом рождения «Электросилы».

(Куликов Н.В., Струженцов Д.И. Электросила: История Ленинградского промышленного

объединения «Электросила» им. С.М. Кирова.- Л.: Лениздат, 1985. С.17 Lonely Walker)

 

  • фото

    Титульный лист устава
    АО «Сименс и Гальске».
    (Струженцов Д.И. Электросила:
    1898-1998.СПб,1998. С.12)

  • фото

    1913 г.
    * см. ниже

  • фото

    1913 г.Генеральный план
    двора АО русских электротехнических
    заводов «Сименс-Гальске»
    по Московскому шоссе, д.4

  • фото

    Карта 1936 г.
    Завод "Электросила"
    занимает территорию
    по обе стороны
    Московского шоссе.

  • фото

    Завод динамо-машин "Сименс и Гальске"
    за Московской заставой.
    (Арсенал электрификации. Л., 1960. С.25)

  • фото

    Водонапорная башня
    (Арсенал электрификации.
    Л., 1960. С.27.)

  • фото

    1930. Завод "Электросила"
    С сайта pastvu.com
    Место хранения фото:
    Государственный центральный
    музей современной истории России

  • фото

    Цех завода динамо-машин
    (Струженцов Д.И. Электросила:
    1898-1998. СПб, 1998. С.13)

    Добавил - Lonely Walker.

  • фото

    1926 г. Монтаж
    гидрогенератора на
    Волховской ГЭС.

  • фото

    1941 г. Строительство
    укрытий на территории
    завода.

  • фото

    1945 г. Сборка корпуса
    гидрогенератора для
    Верхне-Свирской ГЭС

  • фото

    1947 г. Проходная завода
    "Электросила" на Московском пр.

  • фото

    Вид завода "Электросила".
    Ленинград. 1950-е гг.

  • фото

    1967 г.
    (Илл. 70 Немиро О.В.
    Пятьдесят факелов над
    Невой. Альбом. 1971)

  • фото

    Оформление административного
    корпуса объединения "Электросила"
    ** см. ниже

  • фото

    Фрагмент декоративного
    офомления Московского пр.
    в районе промышленного
    объединения "Электросила"

    *** см. ниже

  • фото
  • фото

    Турбогенератор
    на испытательном
    стенде завода
    "Электросила"
    1970-е гг.

  • фото

    Обмоточный участок
    турбогенераторного
    цеха.

  • фото

    Журнал
    "Смена"

  • фото

    (добавил
    YURIY ALEKSANDROV)

*   К востоку от Московского шоссе «Электромех.зав." - завод АО «Сименс и Гальске» (Московское шоссе, 4);  на другой стороне -  «Механич. зав»

      (механический завод фирмы «Артур Коппель»).

**   Светокинетическое оформление административного корпуса промышленного объединения "Электросила" Илл. 71. Немиро О.В. Пятьдесят

      факелов над Невой. Альбом. 1971

***  Илл. 72  Немиро О.В. Пятьдесят факелов  над Невой. Альбом. 1971

 

 

Территория за Московской заставой, на которой сегодня широко раскинулась «Электросила», стала осваиваться Акционерным обществом русских электротехнических заводов «Сименс-Гальске» в 1911 г.

(Струженцов Д.И. Электросила: 1898-1998.СПб,1998. С.10)

 

Акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» решило построить новые большие корпуса и перевести туда самое главное в производстве завода – строительство динамо-машин и трансформаторов, оставив на старом месте слаботочное производство. Удобный случай осуществить намеченный план разделения завода не замедлил представиться. Экономический кризис 1907-1909 годов, разоривший немало промышленных предприятий, вынудил бельгийское акционерное общество по дешевке продать фирме «Сименс и Гальске» небольшой котельный завод за Московской заставой. Вскоре за Путиловской веткой близ Московского шоссе развернулась большая работа по строительству и оборудованию мощного по тем временам динамо-строительного завода.  (С.21)

Московская застава, где в 1911 г. обосновался новый завод динамо-машин, представляла собой обычную городскую окраину. Городской трамвай доходил только до Путиловской ветки. Здесь рельсы закруглялись, образуя кольцо; дальше за заводами Сименса, Коппеля, Рекса и Зигеля город обрывался деревянными домиками Рощинской и Жуковской улиц, каменными одноэтажными постройками на шоссе возле Благодатного переулка.  (С.22)

В январе 1912 г. завод динамо-машин общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» начал работать на полный ход. Это было вполне современное промышленное предприятие, оснащенное по последнему слову техники, оборудованное станками новейших образцов, некоторые из них имели индивидуальные электрические приводы.
Корпуса нового завода не были похожи на тесные и темные Василеостровские мастерские. Цехи здесь были просторными, с высокими потолками, в дополнение к боковому свету имели верхний свет; в цехах работали мощные краны, железнодорожная колея была проведена непосредственно в мастерские." (С.24)

1 января 1913 г. на заводских воротах появилась новая вывеска: «Завод динамо-машин русского акционерного общества «Сименс-Шуккерт». В момент слияния фирм количество рабочих объединенного предприятия достигло 910 чел., а объем продукции - 4475 тыс. руб.  (С.38)

В 1914 г. на заводе работало 1050 чел., объем продукции - 8,7 млн. руб.  (С.43)

 

Декретом Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 г. завод динамо-машин «Сименс - Шуккерт» был национализирован и стал всенародной собственностью. (С.71)

Совет рабочих депутатов Петрограда 7 ноября 1922 г. принял постановление о присвоении ряду петроградских заводов новых наименований. В этот исторический момент над воротами бывшего завода «Сименс-Шуккерт» появилась новая вывеска, на которой было написано: «Петроградский завод «Электросила». (С.78-79)

Для организации литейного и жестяничного производства  «Электросиле» передали в 1923 г. соседний бездействующий чугунолитейный и котельный завод бывшего акционерного общества Зигеля

В 1925 г. «Электросила» стала расширяться на противоположную, правую, сторону Московского шоссе. До революции здесь работал механический завод фирмы «Артур Коппель». Вновь приобретенная производственная площадь была передана под инструментальную и ремонтную базы завода. По сравнению с 1915 г. площадь увеличилась в 2 раза.

Позже электросиловцы привели в порядок здание мастерских бывшего «Международного общества спальных вагонов», примыкавшее к территории завода с юго-востока. Одновременно к «Электросиле» была присоединена бывшая мастерская Иванова, в которой разместился столярный цех.  (С.84)
С 7 ноября 1927 г. при заводе стала выходить печатная многотиражная газета под названием «Электросила». Газета печаталась в типографии имени Володарского." (С.92).

(Из книги: Арсенал электрификации. Краткий очерк истории Ленинградского завода

«Электросила» имени С.М. Кирова. Л: Ленииздат, 1960. добавил: Lonely Walker)

 

  • фото

    Фото - Mary, 08.2012.

  • фото

    Фото - Сергей Васильев 2009.

  • фото

    Корпус на углу Московского пр.
    и Мариинской ул. Вид с Московского пр.
    Московский пр., 158А (РГИС)

  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker , 10.2017.

  • фото

    Вид по Мариинской ул.

  • фото

    Вид по Мариинской ул.
    в сторону Московского пр.

  • фото

    Вид из Рощинского сада

  • фото

    Тоннель
    Фото - Lonely Walker , 10.2017.

  • фото

    Фасад по Мариинской ул.
    Фото - Виктор М, 08.10.2020.

В 1969 г. заводские территории, расположенные по обеим сторонам Московского проспекта, были соединены автомобильным и пешеходным тоннелем.[...] Тоннель позволил свободно перемещаться заводскому транспорту, значительно упростив технологические связи завода.       (Векслер А. Ф., Крашенинникова Т. Я. Московский проспект  Lonely Walker)

 

В конце 1922 г. Советская республика готовилась торжественно отметить свое пятилетие.

К  этому празднику Петроградский совет рабочих депутатов принял решение о переименовании ряда петроградских предприятий. Завод динамо-машин получил название «Электросила». Автором этого емкого и очень точного по смыслу слова не без основания называют Л. Б.Красина. После Октябрьской революции Леонид Борисович, вспоминая свою работу в Бакинском отделении общества «Электрическая сила» (сокращенно «Электросила») и на Биби-Эйбатской электростанции, предложил переименовать Петроградский завод динамо-машин в завод «Электросила». Официально это название было закреплено за заводом в 1922 г. С тех пор звучное слово «Электросила» стало символом достижений научно-технической мысли в отечественном машиностроении. 

(Куликов Н. В., Струженцов Д. И. Электросила: История Ленинградского промышленного

объединения «Электросила» им. С. М. Кирова.- Л.: Лениздат, 1985. С.37)

 

Торговым Домом «Сименс-Гальске» в 1853 г. открыты ремонтные мастерские на Васильевском острове, за период 1880-1885 гг. мастерские расширились и стали фабрикой телегрфических принадлежностей, с 1897 г. это электротехнический завод. После раздела предприятия в 1912 г. и перевода части производства за Московскую заставу, где завод размещается и сейчас, ему присвоено название Завод динамомашин фирмы «Сименс-Гальске». В 1913 г. произошло слияние двух фирм и завод стал называться Заводом динамомашин Русского акционерного общества «Сименс-Шуккерт».

Постановлением ВСНХ от 18 января 1919 завод национализирован. В 1919 г. переименовывается в завод динамомашин № 2; в 1920 г. - в завод динамомашин № 25 ПСНХ, в 1922 г. - электромашиностроительного треста «Динамомашина»; решением объединённого совещания заводоуправления, бюро коллектива Коммунистической партии, заводского комитета профсоюза от 7 ноября 1922 г. завод переименовывается в Петроградский государственный завод «Электросила» Петроградского губернского государственного электромашиностроительного треста (Эльмаштреста); с января 1924 г. это - Ленинградский электромеханический завод «Электросила» Всесоюзного государственного электротехнического треста (ГЭТ). В январе 1930 г. завод переименован в Электромашиностроительный завод «Электросила» Всесоюзного электротехнического объединения (ВЭО), 28 декабря 1934 г. ему присвоено имя С. М. Кирова, он передан Народному Комиссариату тяжёлой промышленности СССР. 1936 - 1938 гг. завод в ведении Народного Комиссариата машиностроения СССР, 1938 - 1946 гг. - Народного Комиссариата (с 22 марта 1946 г. - Министерства) электропромышленности СССР. С марта 1953 г. передан в состав Министерства электростанций и электропромышленности СССР, а с апреля 1954 г. - вновь Министерства электропромышленности СССР. С 1957 г. по 1965 г. завод в ведении Управления электропромышленности Ленсовнархоза.

Постановлением Ленсовнархоза от 2 октября 1962 г. организовано Ленинградское электромашиностроительное объединение «Электросила», с одноимённым предприятием во главе, а так же в его состав вошли - Организация п/я 240, Псковский электромашиностроительный завод (ПЭМЗ), Великолукский завод «Реостат», Ленинградский филиал Всесоюзного научно-иссоедовательского института электромеханики (ЛФ ВНИИЭМ), Специальное конструкторско-технологическое бюро горнорудного оборудования (СКТБ ГРЭО). Постановлением Совета Министров СССР от 12 сентября 1965 г. объединение передано в ведение Главного управления по производству турбогенераторов, гидрогенераторов и крупных электрических машин Министерства электротехнической промышленности СССР.

С 28 января 1975 г. - ЛПО электромашиностроительное «Электросила» им.С.М.Кирова в составе ВПО Союзэлектротяжмаш.
Функции: производство турбо-, гидрогенераторов, крупных электромашин, электрооборудования и электроаппаратуры.
                                                                                                                                                                 (spbarchives.ru 24.10.2017; добавил: Lonely Walker)

  • фото

    Памятная доска на стене
    лицевого корпуса по
    Мариинской ул.

  • фото

    Памятник С. М. Кирову
    Фото - ЖЖ ZAVODFOTO.

  • фото

    Памятник
    Героям-электросиловцам
    Фото - ЖЖ ZAVODFOTO.
    Добавил - Lonely Walker.

  • фото

    Ордена на проходной
    объединения «Электросила»
    (Московский пр., 158)
    Фото - Lonely Walker , 09.2017.

  • фото

    Ордена возле проходной
    на Мариинской ул.
    Фото - Lonely Walker , 04.2017.

 

Памятная доска: В соответствии с ходатайством местных организаций  и по представлению Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР об увековечивании памяти С. М. Кирова объединенный пленум Ленинградсткого областного и городского комитетов ВКП/б/ постановил: присвоиить заводу «Электросила» имя С. М. Кирова.

20 декабря 1934 г.

 

Памятник С. М. Кирову сооружен на территории объединения «Электросила». Бронзовый бюст, исполненный по модели скульптора В. И. Сычева, установлен на высоком четырехгранном постаменте из розового гранита, спроектированном архитектором Н. Ф. Борушко. Высота бюста - 1,55 метра; высота постамента - 3,75 метра. Установлен в 1957 г.

(Калинин Б. Н., Юркевич П. П. Памятники и мемориальные доски Ленинграда. Справочник.- Л., Лениздат, 1979. С.68-69)

 

Памятник Героям-электросиловцам 
На центральной площадке обширной территории головного предприятия объединения «Электросила» им. С.М. Кирова к 30-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне установлен памятник рабочим и служащим завода, павшим в битвах на полях сражений и в осажденном Ленинграде.

Трехфигурная группа, отлитая в литейном цехе завода из чугуна по модели скульптора Е. Д. Фалетова, изображает солдата, ополченца и работницу-санитарку. Группа установлена на бетонном постаменте. Перед памятником кованая из межи цветочница, по бортовому периметру которой накладными буквами надпись: «Труженикам электросиловцам, воинам-ополченцам. 1941-1945». Высота фигур – 3 метра; высота постамента -1,5 метра. Установлен 8 мая 1975 г.
                                     (Калинин Б. Н., Юркевич П. П. Памятники и мемориальные доски Ленинграда. Справочник.- Л., Лениздат, 1979. С.119)

 

1939: Первый орден Ленина
«За выдающуюся и безаварийную работу на электростанциях, успешную организацию стахановского движения и освоение производства новых типов энергетического оборудования на предприятиях электропромышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР завод "Электросила" имени С.М. Кирова в 1939 г. награжден орденом Ленина».

1945: Орден Трудового Красного Знамени
«За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по восстановлению производства и выпуску электрических машин Указом Президиума Верховного Совета СССР завод "Электросила" в 1945 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени».
1948: Второй орден Ленина
«За образцовое выполнение заданий правительства в период Великой Отечественной  войны, заслуги в деле обеспечения электрооборудованием энергетики и других ведущих отраслей народного хозяйства и в связи с 50-летием Указом Президиума Верховного Совета СССР завод «Электросила» в 1948 г. награжден орденом Ленина»

(Куликов Н.В., Струженцов Д.И. Электросила: История Ленинградского

промышленного объединения «Электросила» им. С.М. Кирова. 1985. С.2)

«Послевоенные успехи завода совпали с исторической датой, связанной с развитием в России электротехнической промышленности, - 50-летием организации Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». В связи с этой датой 15 апреля 1948 г. завод «Электросила» им. Кирова был награжден вторым орденом Ленина».                                                                                                                       (Арсенал электрификации.1960. С. 193.)

1971: Орден Октябрьской Революции

«За досрочное выполнение коллективом объединения заданий пятилетнего плана, успешное освоение производства новых турбо- и гидрогенераторов, крупных электрических машин, низковольтной аппаратуры для народного хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградское электромашиностроительное объединение в 1971 г. награждено орденом Октябрьской Революции».

1964: Орден Красного Знамени Труда Народной Республики Болгарии

«За оказание технической помощи в строительстве, монтаже и пуске Азотно-тукового завода и ТЭЦ «Марица-Восток» Указом Президиума Народного Собрания Народной Республики Болгарии завод «Электросила» в 1964 г. награжден орденом Красного Знамени Труда».                                         (Куликов Н.В., Струженцов Д.И. Электросила: История Ленинградского

промышленного объединения «Электросила» им. С.М. Кирова. 1985. С.2)

1985: Орден Труда Корейской Народной Демократической Республики
«За развитие энергетики Корейской Народной Демократической Республики Указом Президиума Народного собрания КНДР завод «Электросила» в 1985 г. награжден орденом Труда».          (Струженцов Д.И. Электросила: 1898-1998.СПб,1998. С.202)

На стене производственного корпуса по Мариинской ул. было установлено 19 памятных досок.

(Добавил: Lonely Walker)

 

 

1924: Петроградский электромашиностроительный трест - объявление  (Весь Ленинград - 1924.С.10)

            Завод «Электросила» - объявление                                                             (Весь Ленинград - 1924. С.40)

1930: Электромашиностроительный завод «Электросила» - объявление (Весь Ленинград - 1930. С.92)

1978: Электромашиностроительное объединение «Электросила» имени С. М. Кирова, Московский пр., 158.

(Список абонентов ЛГТС-1978", с. 180).

 

  • фото

    Музей

  • фото

    Музей

  • фото

    Музей

  • фото

    Музей

  • фото

    Музей

  • фото

    Музей

  • фото

    Музей

  • фото

    Музей. Пылосос 1939 г.
    Фото - K_Samarina, 21.06.2021

11 комментариев
6127 просмотров
Добавил: Blackadder, 4 Февраля 2009, 23:40
Редактировано: 7 Февраля 2024, 23:50
Оцените:
(10 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house4139.html' target='_blank'>Объединение "Электросила" на Citywalls.ru</a>
Всего 11 комментариев
  • 31 Января 2013, 15:09

    Вот что было на этом месте в 1944:

    http://www.oldsp.ru/photo/view/13864

  • 25 Апреля 2013, 15:16

    Такой вопрос - может, я чего не нашел, но правильно понимаю, что "общей", объединяющей публикации по заводу "Электросила" нет?

  • 20 Августа 2016, 13:23

    Бюллетень Ленгорисполкома, № 5, 1976

    ПОБЕДИТЕЛИ ВСЕСОЮЗНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

    Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов и Центральный Комитет ВЛКСМ признали победителями и наградили:

    Памятными знаками ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За трудовую доблесть в де­вятой пятилетке», переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с занесением на всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР за достижение наиболее высоких показателей в выполнении, девятого пятилетнего плана, повышении эффективности производства, росте производительности труда, улучшении качества продукции:

     

    Ленинградское дважды ордена Ленина, ордена Октябрь­ской Революции и ордена Трудового Красного Знамени производственное электромашиностроительное объединение «Электросила» имени С. М. Кирова.

     

    1978: Электромашиностроительное объединение «Электросила» имени С. М. Кирова, Московский пр., 158. (Список абонентов ЛГТС-1978", с. 180).

  • 22 Сентября 2017, 14:04

    История завода "Электросила"  в Музее истории "Силовых машин"  http://powermus.fa.ms1.ru/plants/elektrosila/history/

  • 27 Октября 2017, 08:51

    Фотографии 1967 года  были опубликованы в альбоме  "Пятьдесят факелов над Невой".

    (см. фото 14, 15, 16).

        "Настоящий альбом отражает праздничную жизнь Ленинграда в юбилейном 1967 году. Многочисленные цветные и черно-белые фотографии рассказывают о том, как выглядели улицы и площади, набережные и мосты, колонны демонстрантов, карнавальное шествие и даже небо в дни незабываемого всенародного торжества". (С.5)

         "Россыпями огней привлекало убранство промышленного объединения «Электросила». На проходной и на плоскости фасада одного из корпусов завода было смонтировано символическое изображение из светящихся трубок сложного рисунка: голубая вода подступала к плотине гидростанции, генератор вырабатывал ток и громадная красная искра-молния перекидывалась к светодинамической карте-схеме, красочно представляющей картину развития электрификации в СССР и показывающей города нашей страны, где известна продукция прославленного ленинградского предприятия ". (С.21)

    Список иллюстраций: 

    70, 71. Светокинетическое оформление административного корпуса промышленного объединения «Электросила».

    72. Фрагмент декоративного офомления Московского проспекта в районе промышленного объединения «Электросила». (С.144)

    (Немиро О.В. Пятьдесят факелов над Невой. Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1971.)

  • 20 Февраля 2019, 22:58

    Из книги: Город Ленина : Петроград-50 - Ленинград : Страницы истории, цифры, факты : [Сборник]. - Ленинград : Лениздат, 1974. С.103.

  • 13 Июля 2020, 18:39

    В этом году исполняется 90 лет Знаменитому Товарному Знаку

    Электромашиностроительного Завода "Электросила",который был разработан в 1930 году

  • 13 Июля 2020, 19:09

    В 1938 и 1939 годах (82 года назад) Завод "Электросила" одним из первых в СССР

    начал производить пылесосы

    На фото один из таких пылесосов Завода "Электросила" 1939 года изготовления

  • 13 Июля 2020, 21:30

    Ровно 65 лет назад в 1955 году Завод "Электросила" производил

    известные свои универсальные пылесосы (УП-1) в нашем городе

     

  • 21 Февраля 2022, 02:24

    Про музей - публикация Олега Еверзова. Надо будет сходить. Кода QR-коды отменят...

  • 1 Декабря 2024, 21:39

    Как справедливо указано в подписи к фото 4 - https://www.citywalls.ru/photo304518.html - АО «Сименс-Гальске» занимало здесь участок 4 по Московскому шоссе, располагавшемуся сразу за объездной ж.д. Следующий участок № 6 принадлежал заводу "Рекс", обозначенному на плане. Далее шли участки 8 и 10, принадлежавшие другим частным владельцам, и только потом участок по Московскому шоссе, 12 - Мариинской ул. (пер.), 2, принадлежавший Николаю Николаевичу Белову. Несмотря на то, что сейчас участок 158, на углу Мариинской улицы, принадлежит Электросиле, рассказывать об истории АО «Сименс-Гальске» надо бы где-то сразу после ж.д., а так создается искаженная картина. 

    В публикации: "Городской трамвай доходил только до Путиловской ветки. <...> дальше за заводами Сименса, Коппеля, Рекса и Зигеля город обрывался деревянными домиками Рощинской и Жуковской улиц" (Из книги: Арсенал электрификации. Краткий очерк истории Ленинградского завода «Электросила» имени С.М. Кирова. Л: Лениздат, 1960). 

    Рощинская улица, как видно на планах, шла вдоль северной границы з-да «Сименс-Гальске», а не южнее перечисленных заводов. 

    А что за Жуковская улица? На плане видим Жукову улицу. Или была еще и Жуковская?

    Если ж.д. насыпь не изменила своего местонахождения, то вот участок по Московскому шоссе, 4, ныне Московский пр., 154. Газпром.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32235
Готовится: 77
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1117