Публикация

Казанский собор (окончание)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Воронихин А. Н.
Год постройки: 1801-1811
Стиль: Классицизм

Фото Lonely Walker, 05.2023
Вид с наб. канала Грибоедова
.

 

Казанский собор 

Памятник архитектуры (федеральн.)

Казанская пл., дом 2 литера А

 

1801-1811 – арх. Воронихин Андрей Никифорович

 

См. Казанский собор (начало)

       Казанский собор  (продолжение

 

К началу XIX века церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте обветшала, и решено было построить здесь новый собор в честь иконы Казанской божьей матери. Над проектами нового Казанского собора в конце XVIII века работали Дж. Кваренги и Н. А. Львов. В 1799 году был проведен конкурс. В этом творческом состязании участвовали выдающийся зодчий строгого классицизма Чарлз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения Пьетро Гонзаго. По авторитетному мнению крупнейшего знатока русского классицизма, ленинградского историка архитектуры Г. Г. Гримма, ни одному из конкурентов не удалось найти законченного и убедительного решения. Вариант Камерона оказался все же наиболее совершенным. Он и был избран Павлом I. В конце осени 1800 года Камерону поручили составление окончательного проекта. Но вскоре произошел неожиданный поворот — 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А. Н. Воронихиным.

<...>

Работы развернулись в 1800 году. 22 ноября, через восемь дней после утверждения проекта Воронихина, Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конфирмованному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Карадыгину и вице-президенту Академии действительному тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». И в январе 1801 года Комиссия о построении Казанской церкви во главе со Строгановым явилась к императору Павлу с докладом о расходной смете и сроках строительства. Павел отверг предложения комиссии о постройке колокольни и дома для клира. Он заявил: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам она и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся». Забегая вперед, заметим, что дом для себя священнослужители впоследствии действительно получили — на углу Невского проспекта и Казанской улицы (Невский проспект, 25), а колокольня так и не была сооружена. Внимательный взгляд заметит со стороны улицы Плеханова на западной колоннаде собора обширные проемы, в которых раньше находились соборные колокола.

<...>

Мартовской ночью 1801 года заговорщики убили Павла I, и на трон взошел его сын Александр I. Он и главенствовал в церемонии торжественной закладки Казанского собора 27 августа 1801 года. Вначале строительство собора предполагали завершить за три года. Но стройка растянулась на долгие десять лет

(Канн П.Я. Казанская площадь. Лениздат. 1988. С. 30,36-37)

  • фото

    1780-е. Проект Казанского собора.
    Фасад. Арх. Н.А. Львов
    (Никулина Н.И. Николай Львов. 1971. С. 124)

  • фото

    1790 г. Проект Казанского собора.
    Главный фасад.
    Арх. Джакомо Кваренги. (ГМИ СПб) см. *1.
    Фото с сайта arhi.ru

  • фото

    1800 г. Казанский собор.
    Северный фасад.
    Проект Тома де Томон, Жан Франсуа.
    (Из коллекции Эрмитажа,
    инв. № ОР-23454)

  • фото

    1800 г. Казанский собор. План.
    Тома де Томон, Жан-Франсуа.
    (Из коллекции Эрмитажа,
    инв. № ОР-23456)

  • фото

    1800 г. Казанский собор.
    Продольный разрез
    Тома де Томон, Жан-Франсуа.
    (Из коллекции Эрмитажа,
    инв. № ОР-23455)

  • фото

    1804 г. "Вид Соборной Церкви
    Казанской Богородицы
    в С.-Петербурге".
    Рисунок - Воронихин А.Н,
    гравёр - Алферов Н.Ф.
    (с сайта pastvu.com)
    см *2

  • фото

    1810 г. Полный план Казанского
    собора. Проект Воронихин А.Н.
    (Из коллекции Эрмитажа: инв. № ОР-9249,
    collections.hermitage.ru)
    см. *3

  • фото

    1810 г. Проект фасада Казанского собора
    с северной стороны. Воронихин А.Н.
    (Из коллекции Эрмитажа: инв. № ОР-9250)

  • фото

    1810 г. Проект фасада Казанского собора
    с южной стороны. Воронихин А.Н.
    (Из коллекции Эрмитажа: инв. № ОР-9251)

  • фото

    1810 г. Проект фасада Казанского собора
    с западной стороны. Воронихин А.Н.
    (Из коллекции Эрмитажа: инв. № ОР-9252)

  • фото

    1810 г. Проект Казанского собора.
    Поперечный разрез.
    Воронихин А.Н.
    (Из коллекции Эрмитажа, ОР-9253)

  • фото

    ок.1811 г. Общий план
    Казанского собора
    и окружающих кварталов.
    Гравюра по рис. Воронихина
    (Из коллекции Эрмитажа,
    инв. № ЭРГ-27972)

  • фото

    1821 г. Вид Собора Казанской Божьей Матери
    Литография по рис.
    Тозелли Анджело; гравер Ниц К.
    (Из коллекции Эрмитажа, инв. № ЭРГ-8534)
    см. *4

  • фото

    1800-е. Вид Казанского собора
    со стороны заднего фасада
    от Екатерининского канала.
    Васильев Т.А. Холст, масло.
    (Из коллекции Эрмитажа, инв. № ЭРЖ-1679,
    с сайта collections.hermitage.ru)

  • фото

    1860-е. Казанский собор.
    Фото А. Лоренс (ГМИ СПб 232412)
    с сайта goskatalog.ru

*1) Джакомо Кваренги. Архитектурная графика: коллекция Государственного музея истории С.-Петербурга: научный каталог / [авт.-сост.: А.М. Павелкина]. 1998. Проект не осуществлен.

*2) В книге В.Г. Лисовского «Андрей Воронихин» (1971 г. С. 55) рисунок Воронихина приведен под названием «Проект Казанского собора. Утвержденный вариант. Перспектива». Г. Гримм (1963 г.) датирует рисунок 1800 г. и относит к варианту проекта, утвержденному Павлом I.

*3) В книге А. Аплаксина «Казанский собор» (1911 г. Лист 5) этот план приведен с пояснительной надписью: «Чертеж Воронихина, изображающий полный проект плана Казанского собора, с северной, южной и западной колоннадами, с проездами, соединяющими ограду с собором и с двумя обелисками, назначенными стоять впереди колонн. Хранится в Петербургском Эрмитаже».

*4) Вид Собора Казанской Божьей Матери. С правой стороны показан главный вход в церковь; вдали, по Невскому проспекту, видна башня Городской думы (Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Тетрадь вторая. 1821 г. Лист № 6)

 

Казанский собор стал предметом особой гордости русских патриотов. Автор известного описания "Достопамятностей Санкт-Петербурга", опубликованного в 1816 году, П. П. Свиньин в главе, посвященной Казанскому собору, пишет: «...прежде чем приступить к рассмотрению сего изящного произведения искусства, порадуемся, что оно вышло из рук российских художников, без всякого содействия иностранцев, равно как и все материалы, на сооружение сего храма употребленные, заимствованы из недр нашего отечества... Воспоминание о сем перейдет в потомство и послужит, конечно, уликою завистникам, утверждающим, что русские лишены творческого гения, что им в удел досталось одно подражание».  Историк Казанского собора А. П. Аплаксин писал, что «за исключением французского алебастра, который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку от подошвы фундамента до золотого креста употреблено не было».

<...>

Здание Казанского собора украшают 182 колонны и 12 полуколонн: колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик со стороны улицы Плеханова [ныне - Казанской] имеет 12 колонн, портик с южной стороны собора — 20 колонн. Внутри собора — 56 гранитных колонн и 12 полуколонн. Наружные мощные круглые колонны коринфского ордера покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая из круглых колонн весит около 28 тонн (высота такой наружной колонны — около 14 метров, нижний диаметр — 1,45 метра, верхний — 1,1 метра).

<...>

Длина собора с запада на восток — 72,5 метра, с севера на юг — 56,7 метра. Высота с куполом — 71,6 метра. Главный, протянувшийся с запада на восток, корпус храма пересекается (ближе к восточному его концу) более коротким корпусом. Над местом скрещения этих корпусов вздымается купол. Три торца скрещенных корпусов декорированы портиками. Лишь восточный торец главного корпуса завершен закруглением — алтарной апсидой. Цилиндрический барабан, прорезанный шестнадцатью прямоугольными окнами и увенчанный легким куполом, служит главной вертикалью здания. Диаметр купола превышает 17 метров. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию

(Канн П.Я. Казанская площадь. Лениздат. 1988. С.40-45) 

  • фото

    1838 г. План подвального этажа
    Церкви Казанского собора
    (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.3423А л.17-21)

  • фото

    План первого этажа (л.52-56)

  • фото

    План чердака (л.60-65)

  • фото

    1838 г. Фасад церкви Казанского собора
    со стороны Екатерининского канала (л.29-31)

  • фото

    Фасад Казанского собора
    со стороны решетки – западный.
    (л.36-38)

  • фото

    Продольный профиль
    со стороны запада к востоку
    (л.45-47)

  • фото

    Фасад со стороны Лесникова дома
    – южный (л.39-44)

  • фото

    Фасад со стороны Невского проспекта
    - северный фасад (л.57-59)

  • фото

    Профиль с показанием
    иконостасов (л.48-50)

  • фото

    Детали (л.5-15), см. *5

  • фото

    Фасады иконостасов (л.23-28)

  • фото

    Фасад медных
    дверей (л.32-35)

  • фото

    1867 г. План Казанского собора
    с показанием места
    установки тамбура (л.66-69)

  • фото

    Фасад части Казанского собора
    с показанием фасада тамбура (л.1-4)

  • фото

    28 октября 1893 г. Билет
    на отпевание композитора
    П.И. Чайковского в Казанском соборе.
    (ЦГАКФФД СПб Вр 2773)

  • фото

    1911 г. Казанский собор,
    северные двери.
    Фото: Булла Карл Карлович
    (Из коллекции Эрмитажа,
    инв. № ОГФ-10870;
    фото с сайта goskatalog.ru)

  • фото

    1900-е. Монашенки у входа в
    собор Божией Матери Казанской.
    Фотография ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб Е 16987)

  • фото

    Алтарная абсида Казанского собора.
    (Аплаксин. 1911. Лист 16)

  • фото

    1924 г. Работы по восстановлению
    Казанского Собора
    после наводнения.
    (ЦГАКФФД СПб Гр 5580)

  • фото

    1966 г. Реставраторы за восстановлением
    капителей колонн Казанского собора.
    Фото: Логинов В. И.
    (ЦГАКФФД СПб Ар 147217)

  • фото

    1981 г. Казанский собор
    со стороны Невского пр.
    Фото Самойлов В. П.
    (ГМИ СПб 328127)
    с сайта goskatalog.ru

  • фото

    1981 г. Казанский собор
    со стороны колоннады.
    Фото Самойлов В. П.
    (ГМИ СПб 328128)
    с сайта goskatalog.ru

  • фото

    30 апреля 1994 г. Подъем и установка
    с помощью вертолета позолоченного
    креста на купол Казанского собора
    (ЦГАКФФД СПб Ар 248719)

  • фото

    Сер. 1990-х. Общий вид собора
    с северо-восточной стороны.
    Фото: Дмитриев М.Ю.
    (ЦГАКФФД СПб Ар 260218)

*5) Деталь внутренней колонны, вид Царского места, вид местного образа, вид кафедры, профиль проезда под колоннаду, деталь наружной колонны.

 

Здание Казанского собора представляет собой великолепный образец синтеза архитектуры и скульптуры. Правда, не в полной мере был реализован замысел Воронихина, не все элементы скульптурного декора сохранились до наших дней, и все же скульптурное убранство собора привлекает к себе особое внимание. Оно выполнено на религиозные сюжеты, но ваятели отразили мысли и чувства, волновавшие русских людей в условиях патриотического подъема кануна Отечественной войны 1812 года. Так, в нишах северного портика установлены бронзовые изваяния князя Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя и Александра Невского. Статуи русских князей были созданы скульптором С. С. Пименовым. Иоанн Креститель и Андрей Первозванный в трактовке И. П. Мартоса и В. И. Демут-Малиновского представлены мыслящими, живыми людьми, а не в виде отрешенных от реальной жизни библейских персонажей, героев христианской мифологии.

<...>

К числу наиболее примечательных скульптурных композиций собора принадлежат рельефные панно (размеры каждого из них — 14,91 х 1,42 метра) над северными аттиками боковых проездов. Хотя выполнены они разными авторами — выдающимися мастерами классицизма И. П. Мартосом и И. П. Прокофьевым, тем не менее, ощутима согласованность общего замысла. Каждый из барельефов насчитывает множество фигур. Они скомпонованы группами, по нескольку фигур в каждой.

Панно над восточным проездом, созданное И. П. Мартосом, представляет тему «Источение Моисеем воды в пустыне». По легенде, израильтяне сорок лет скитались, оказались в безводной пустыне и умирали от жажды. Тогда Моисей жезлом прикоснулся к скале, и из нее хлынула вода.

Над западным проездом — изваянный И. П. Прокофьевым барельеф «Медный змий в пустыне». Эта библейская легенда рассказывает, что, терпя лишения в пустыне, израильтяне начали роптать. За это бог покарал их и послал на них множество змей. Моисей вступился пред богом за гибнущих людей. На столбе, повествует легенда, было воздвигнуто изображение змея из меди. Каждый из обреченных, кто с верой в душе посмотрел на «медного змея», оставался в живых.

Третий  крупный барельеф — «Вход Христа в Иерусалим» — помещен на аттике полуциркульного алтарного выступа. Это произведение скульптора Д. Рашетта. Исполнено оно несколько суше, ему недостает живой экспрессии, которой пронизаны композиции над порталами. Кроме того, на фасадах помещены малые барельефы работы Ф. Г. Гордеева, И. П. Мартоса, Д. Рашетта и других авторов. Все эти композиции, изображающие различные сцены на библейские темы, исполнены из пудостского камня.

<...>

Любуясь Казанским собором, мы обязательно обратим внимание па каменные постаменты, стоящие у колоннады со стороны сквера. Их опоясывает геометрический узор, именуемый «меандр» (так в древности греки называли извилистую речку). В свое время пьедесталы предназначались для статуй архангелов Михаила и Гавриила. Модели изваяний в 1809 году были вылеплены Мартосом и Демут-Малиновским. Отлить их в бронзе не успели. Но ко времени освящения собора (15 сентября 1811 года) были использованы гипсовые фигуры архангелов, окрашенные под бронзу. Гипс плохо переносил сырой петербургский климат, и статуи простояли лишь 13 лет. В 1824 году обветшавшие изваяния были сняты. Текли десятилетия, и перед столетием собора, в 1910 году, возникла мысль о восстановлении статуй. Но правительство не отпустило средств для этой работы, и президент Академии художеств предложил, чтобы деньги были ассигнованы причтом собора. Но и причт денег не дал. Так пьедесталы и остались пустыми. <...>

15 сентября 1811 года состоялось торжественное освящение Казанского собора. Граф Строганов вручил Александру I ключи от нового храма. Тогда же икону Казанской богоматери с почетом обнесли вокруг здания и поместили в резном иконостасе.

(Канн П.Я. Казанская площадь. Лениздат. 1988. С.45-46, 50-54

 

Обидной потерей для искусства является отсутствие двух статуй архангелов Гавриила и Михаила, которые тринадцать лет стояли впереди собора на гранитных пьедесталах у проездов колоннады, изображения которых помещены на всех картинах и гравюрах того времени, статуи, о которых вспоминает каждый описатель собора, современник его построения и освящения. Из истории построения собора известно, что первоначальная композиция статуй по рисунку Воронихина принадлежала Иванову, но не получив утверждения, это задание было передано Мартосу. Когда в лепке статуи были готовы, Мартос сообщил Комиссии, что академическая литейная мала для отливки его ангелов. Комиссия за счет строительных сумм собора переустроила мастерскую. Медь для отливки  была доставлена в Академию художеств, но так и осталась неиспользованной. Думается, что причина здесь кроется в недостаточном оборудовании академической мастерской для отливки больших фигур, высотою около 7 аршин каждая.

В 1910 г. Юбилейная Реставрационная Комиссия Казанского собора через своего председателя соборного настоятеля протоиерея Соснякова делала попытку восстановления мартосовских ангелов, но из-за материальных причин этот вопрос так и остался неразрешенным. 

(Казанский собор. Историческое исследование о соборе и его описание. 

Составил архитектор Андрей Аплаксин. 1911. С. 62-66)

 

Сохранились набросок перспективы и план собора, выполненные А.Н. Воронихиным, которые исследователи датируют 1800 г. и относят к варианту проекта, утвержденному Павлом I. В утвержденном варианте проекта А.Н. Воронихин показал на площади перед зданием обелиск; судя по планам, этот обелиск должен был стоять на главной оси северного портика, где-то возле кромки современного сквера перед колоннадой. Поместив обелиск перед колоннадой, Воронихин как бы зафиксировал центр тяжести того обширного пространства, которое образовалось перед зданием, слившись с Невским проспектом. Вертикаль обелиска "притянула" к себе колоннаду, зрительно связав ее с центром площади. Архитектор, вероятно, опасался создать впечатление чрезмерного "растекания" его композиции по горизонтали. Именно поэтому колоннада и была завершена тяжелыми портиками, как бы останавливающими это движение. Обелиск должен был играть подобную роль.

У подножия боковых портиков колоннады должны были находиться колоссальные статуи архангелов. Об этом напоминают сохранившиеся до сих пор массивные гранитные пьедесталы, украшенные полосой крупного геометрического орнамента. Ко дню освящения собора фигуры архангелов, исполненные в гипсе по моделям И. П. Мартоса и В. И. Демут-Малиновского, были поставлены на свои места. Но перевести скульптуры в бронзу так и не удалось – казна не дала на это средств. Гипсовые изваяния через несколько лет после окончания постройки собора были сняты с пьедесталов "за ветхостью".

 

Архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора получил свое завершение уже в 30-х годах XIX века.
29 декабря 1837 года состоялось открытие памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, поставленных перед боковыми портиками наружной колоннады. Бронзовые фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Б. И. Орловского, а гранитные пьедесталы сделаны по проекту архитектора В. П. Стасова. Памятники заняли такое положение, что значение крыльев колоннады в общей композиции, несомненно, усилилось, а связь их с центром ослабла. И хотя головы статуй слегка повернуты по направлению к центру площади, это легкое движение не может, конечно, уравновесить усилившееся "стремление" колоннады в стороны. Таким образом, можно говорить о том, что памятники были включены в композицию собора скорее вопреки первоначальному замыслу Воронихина. Но в то же время мы уже не можем представить себе Казанский собор без памятников Кутузову и Барклаю де Толли. Эти монументы окончательно закрепили за Казанским собором роль памятника русской воинской славы. Именно так воспринимали творение Воронихина современники зодчего.

(Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. 1971. С. 52-94)

  • фото

    Вид с Невского проспекта

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 06.2017.

  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker, 06.2019.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Северный фасад

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 08.2023.

  • фото

    Тамбур

  • фото

    Охранная табличка

  • фото

    Центральный вход
    со стороны Невского пр.

  • фото

    "Райские двери"

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 02.2024.

  • фото

    Вид с наб. канала Грибоедова

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Купол

  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker, 05.2023.

  • фото
  • фото
  • фото

    Южный фасад

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 02.2024.

  • фото

    Вид из Воронихинского сквера

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Западный фасад

  • фото

    Главный вход в собор

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker, 04.2023.

Чертежи здания Казанского собора по Невскому пр., 25 и Казанскому пер., 1 (Невский пр., Казанская пл., Казанская ул.). 1838–1867. 72л. ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.3423А

 

В архивном деле (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.3423А) сохранились чертежи Казанского собора, снятые с натуры в 1838 г. Все листы чертежей 1838 г. подписал арх. Василий Егорович Морган -  «План снят с натуры. Архитектор В. Морган». Чертежи имеют одинаковые утверждающие надписи:

1. «В Заседании Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге 14 апреля 1838 года по удостоверению Начальником чертежной оного, Титулярным советником Габерцеттелем, в верности сего чертежа с натурой, рассмотрено. В должности Председателя  Комитета генерал-лейтенант Готман».

*) Габерцеттель Петр Иванович – начальник Чертежной Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге

2. «Комиссиею проектов и смет рассмотрены по Записке Декабря 24 дня 1838 года за № 2054». Далее подписи членов Комиссии: «Генерал-лейтенант Дестрем. Архитектор Шарлеман 2-й. Архитектор Висконти. Майор Васильев. Архитектор Ф. Руско».

3. «Рассмотрено по журналу Совета путей сообщений и публичных зданий 30 декабря 1838 года № 3279. Генерал-лейтенант Горголи».

*) Ген.-лейтенант Александр Савич Горголи – член Совета п.с. и п.з.

 

В 1867 г. на паперти Казанского собора, со стороны Невского проспекта, у левого входа, был устроен деревянный тамбур, выполненный в форме часовни. Строительное отделение С.-Петербургского губернского правления, рассмотрев предоставленные чертежи и принимая в соображение, что по смыслу ст. 297 Строительного устава хотя и не дозволяется по улицам, на тротуарах, устраивать при входах в дома постоянные глухие тамбуры во избежание стеснения тротуара, а в настоящем случае тамбур предполагается устроить на крытой паперти церковной, а не на тротуаре, положило: устройство деревянного тамбура на паперти Казанского собора со стороны Невского проспекта, как показано в плане под литерой «А» дозволить, с соблюдением общих правил, приложенных к плану (л.67об).  

План Казанского собора с показанием места постановки тамбура подписал «Гражданский инженер С.Д. ...(фамилию автора проекта разобрать не удалось). На подлинном написано: «Утверждаю 16 сентября 1867 г. Генерал-губернатор Граф Левашев».

*) Левашов Николай Васильевич был губернатором Санкт-Петербурга в 1866-1871 гг.

 

Тамбур запечатлен на архивном фото (ЦГАКФФД СПб Е 16987) в начале 1900-х гг. , выполненным ателье Буллы. В настоящее время центральный вход в Казанский собор со стороны Невского проспекта закрыт. Вход в собор с Невского проспекта осуществляется через деревянный тамбур.  Главный вход в храм находится на западном фасаде, со стороны Казанской улицы.

 

Колокольня Казанского собора так и не была построена. Соборные колокола установлены на звоннице, расположенной над колоннадой западного проезда, со стороны Казанской улицы. В начале XX в. у собора было четыре больших колокола, два из них были разбиты и не использовались.

 

О проекте переустройства звонницы Казанского собора. Крайние даты документов: 13.08.1885–27.08.1885. 8л.  ЦГИА СПб ф.19 оп.77 д.6

 

Первый большой колокол, называемый «праздничным», с изображением Казанской Богоматери, с тремя круглыми вензелями, в которых начертаны имена Императрицы, Цесаревича и Цесаревны, при которых колокол вылит в 1796 году. Вес колокола 264 пуда 13 фунтов.

Второй колокол, называемый «полиелейным», с изображениями на нем св. Троицы в виде трех ангелов и Рождества Богородицы, повыше надпись: 1762 г. февраля 9 дня. Весит 129 пуд. 25 фун.

Третий колокол, называемый «повседневным», с изображениями Казанской Богоматери с надписью 1762 г. февраля 9 дня; весит 61 пуд 18 фун.; разбит и без употребления.

Четвертый колокол без обозначения веса с надписью 1734 г. ноября 30 дня вылит сей колокол в СПб, в церкви Рождества Пресвятые Богородицы. Разбит и не употребляется.

(Лавры, монастыри и храмы на св. Руси. С.-Петербургская епархия. 1909 г. II выпуск. Соборы. Казанский собор. С. 49-50).

 

Опись церковного имущества Казанского собора. 12.11.1928 г. 45л. (ЦГА СПб ф.Р‑7384 оп.33 д.335)

 

«...всего 10 шт. общий вес — 7974 килограмма по 1 руб. — так сухо зафиксировала райисполкомовская опись состояние колокольного имущества собора (ЦГА СПб ф.Р‑7384 оп.33 д.335. л.18). На Пасху 1931 года последний раз прозвучал в Казанском соборе благовест древнейших колоколов Петербурга.

 

4 ноября 1995 г., в праздник Казанской иконы Божией Матери, в западном крыле колоннады Казанского собора вновь раздался тихий перезвон. Небольшие колокола не могли громко звучать. Поэтому к Рождеству был отлит один большой (весом 250 кг) и три малых колокола: они были освящены 19 января 1996 года и усилили «голос собора».

8 апреля 1998 г. на звоннице закрепили «повседневный» колокол весом в тысячу двести килограммов, с двумя крестами и образами Казанской Божией Матери, отлитый в праздник Трех Святых.

10 апреля 2003 г. на звонницу подняли главный колокол собора — «праздничный» (или, как его теперь величают, «владимирский»). Высота — 2,25 метра, диаметр — 1,9 метра. Вес «праздничного» почти такой же, как и его предшественника 1796 года, — 4,4 тонны. На нем изображены: главная святыня собора — икона Казанской Божией Матери, образ святого равноапостольного великого князя Владимира и два креста.

...в год трехсотлетия Петербурга над западным крылом колоннады Казанского собора вновь укреплены десять колоколов. Их звон усиливает специально установленный микрофон. Девять колоколов помещены в одном пролете звонницы, и один, «праздничный», — в другом пролете. К нему ведет отдельный вход.

По (Захаревич Е. Петербургский знак колокола /журнал «Нева». 2004. № 3)

 

В восстановлении колоколов Казанского собора приняли участие инженеры и учёные Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I (бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова, ЛИИЖТ), сотрудники кафедры «Прочность материалов и конструкций» под руководством профессора Анатолия Николаевича Лялинова.

*) Подробнее см. статью А.Н. Лялинова на сайте Казанского собора.

 

Казанский собор включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге. (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001).

  • фото

    2019 г. Реставрация
    восточного фасада

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker, 06.2019.

  • фото

    Сохранившиеся постаменты
    статуй архангелов

  • фото

    Меандр

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker, 04.2023.

  • фото

    Звонница

  • фото

    Правый проем

  • фото

    Вид с Казанской ул.
    Фото - Lonely Walker, 02.2024.

  • фото

    Здание на карте РГИС

1 комментарий
500 просмотров
Добавил: Lonely Walker, 24 Февраля 2024, 12:54
Редактировано: 24 Февраля 2024, 20:03
Оцените:
(5 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34853.html' target='_blank'>Казанский собор (окончание) на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31932
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4438